Выступление «Актуальные проблемы организации воспитательного процесса в центре социальной адаптации»
Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Балахнинский технический техникум»
Выступление на заседании комиссии по вопросам воспитания
и дополнительного образования
тема: «Актуальные проблемы организации воспитательного
процесса в центре социальной адаптации»
Выступление подготовила:
воспитатель ЦСАДС
Л.В. Березина
Балахна, 03-2018г.
Воспитывает все: люди, вещи, явления, но,
прежде всего и дольше всего – люди.
Из них на первом месте – родители и педагоги. А.С.Макаренко
«Время есть величайший из новаторов» - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Задача формирования новой личности уже стала неосуществима одними традиционными подходами и методами.
Воспитание как один из компонентов составляющих процесс социализации детей, подростков и юношества, происходит сегодня в противоречивых условиях.
Если говорить сегодня о проблемах, связанных с воспитанием, то можно выделить следующие:
- нехватка или отсутствие, а порой и негативный пример, семейного воспитания. Не секрет, что ослаблено воспитание в семье, авторитет семейного воспитания утерян. Сам образ семьи размыт. Семья является центральным звеном в формировании личности. Всем известно, что ни какая школа, какая бы отличная не была, не заменит семью.
- несформированность ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Пагубные привычки - бич молодежи. Переломить ситуацию одним педагогам сложно и порой не под силу. Хотя в последние время наметились положительные подвижки. Молодежь меньше стала употреблять крепкие спиртные напитки, в основном в приоритете – пиво. Зато возросло число употребляющих табак, особенно хочется отметить девушек, электронные сигареты, любители кальянов, что так же негативно для здоровья.
- проблемой остается обеспечение информационной безопасности и духовной безопасности. Нравственное воспитание молодежи проходит на фоне интенсивного развития средств массовой информации. К сожалению, средства массовой информации далеко не всегда представляют человеку лучшие образцы мировой культуры. Значительно чаще мы имеем дело с массовой культурой, с её худшими образцами. Воспитывать нравственного человека на таком фоне достаточно сложно.
- воспитание у обучающихся уважительного отношения к обучению, труду. К большому сожелению время, когда человек - труда в почете, увы прошло.
Сюда же можно отнести и социальное неравенство в обществе, отсутствие социальных лифтов, разрыв между притязаниями и реальными возможностями. В молодежной среде прослеживается игнорирование общепринятых принципов и правил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров.
Все вышеперечисленное пагубно влияет на становление личности.
Несмотря на все сложности, государством поставлена задача - обеспечить духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Основополагающим документом, разработанным в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», с учетом ежегодных посланий Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации, является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», а так же Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года.
«Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
Для решения поставленной задачи воспитательная деятельность в центре построена на следующих принципах:
- принцип непрерывности. «Вода камень точит».
- принцип деятельности. Диалог, критическое мышление, дискуссии – наиболее востребованные формы проведения мероприятий. Да, не всегда все получается, мы учимся.
- принцип целостного представления о мире.
- принцип психологической комфортности
- принцип творчества
- принцип вариативности
- принцип минимакса
Организация воспитательного процесса в центре выстраивается с учетом приоритетов по следующим направлениям:
- духовно- нравственное направление. Ответственный за данное направление педагог- психолог Варнакова А.А..
- социально- правовое сопровождение. Ответственный за данное направление социальный педагог Привалова С.В..
- валеологическое направление. Воспитатель Березина Л.В..
- воспитание национальной культуры, традиций, обычаев. Воспитатель Шитова О.В..
К сожалению, из-за кадровых проблем с середины учебного года выпали направления - гражданско - патриотическое, и экологическое.
В центре выстроены система дополнительного образования, которая нацелена на формирование ценностных жизненных ориентиров, повышение социальной активности студентов, развитие творческой активности, развивается самоуправление.
Вот такие задачи поставлены перед нами, и такие проблемы мы решаем.
В заключении хочется вернуться к словам Макаренко: «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».