Актуальные проблемы организации наглядно-практического обучения
Актуальные проблемы организации наглядно-практического обучения.
Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет обучающимся возможность войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, называемой техносферой. Именно она является главной составляющей окружающей человека действительности.
Современные задачи технологического обучения направленны на социализацию выпускников средней школы, расширение жизненного опыта и социальных контактов, развитие жизненной компетенции,позволяющей достичь максимальной самостоятельности. И вместе с темосвоить технологические знания, основы культуры созидательного труда. Представление о технологической культуре невозможно без включения учащихся в разнообразные формы трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий. В свою очередь именно созидательно-творческая деятельность и есть процесс наглядно- практического обучения,призванного для формирования положительных мотивов учения, стимулирующих познавательную активность.
Бесспорно, наглядность, совмещенная с практикой, содействует обогащению школьников учебной информацией, так как учащиеся выступают как исследователи, сами получают знания на практике. Они не только видят работу станка или инструмента, но и самиимеют возможность потрогать, поработать на нем. Для освоения информационно- технологической и проектно-исследовательской компетенциями в образовательную деятельность по многим дисциплинам введен проектно-исследовательский метод. Его задачей является самостоятельность в постановке целей и задач, поиск путей их разрешения. Благодаря использованию этого метода повышается мотивация к обучению.
Современная дидактика требует наиболее рациональных, разноплановых вариантов применения средств наглядности, позволяющих достичь большего образовательного и воспитательного эффекта в процессе практической деятельности. Такая деятельность позволяет изучить объекты в их реальном мире, понять, как они функционируют и для чего служат.Но большинство учеников оказывается лишенными такой возможности, так как в последнее время на оснащение мастерских не выделяются средства. Да и сами мастерские переоборудуют в универсальные кабинеты, столовыеи т.п., мотивируя это нехваткой помещений, устаревшее оборудование; станки и механизмы переезжают в сараи, где они доживают свой век в забвении. А учителям приходится рассказывать о процессах обработки буквально «на пальцах», в лучшем случае, показав презентацию или работу станка по компьютеру, если такой имеется.Это проблема, которую следует решать на государственном уровне. Государство должно изыскать средства на переоборудование школьных мастерских, на оснащение необходимыми инструментами и современными учебными станками в необходимом количестве для воплощения любой творческой идеи ученика. К большому сожалению вот уже не одно десятилетие наблюдается тенденция к сокращению часов, выделяемых на предмет «Технология». Зачастую этотпредмет не считают основным, и он не может конкурировать по своей значимости с алгеброй, русским языком, информатикой и т.д. Но в этом-то и заключается проблема, на которую нужно обратить внимание, и чем быстрее это будет сделано, тем меньше не готовых к самостоятельной взрослой жизни выпускников получит государство.
Д а, нынешний век – это век высоких технологий, но нельзя всё измерять одним аршином (а я смею вам напомнить, что мы всего лишь по оценке истории продолжаем жить в железном веке, где большинство машин и механизмов – орудия труда, сделанные из железа). Что я хочу этим сказать?Лишь то, что без базовых знаний, без приобретенных навыков(а их можно приобрести только в результате неоднократного повторения трудовых операций) нельзя дать обществу гармонично развитую личность, готовую к взаимодействию в новых условиях жизни, которые нам предлагает современность. Поэтому вопрос о практической наглядности в учебных мастерских необходимо решить как можно быстрее, иначе предмет совсем потеряет свое предназначение и будет восприниматься лишь как дополнение к информатике.
Ч еловек – Творец. На протяжении всей своей жизни он должен заниматься созидательным трудом, а для этого должны быть созданы все условия, побуждающие интерес к технологической деятельности.
На уроках технологии я стараюсь повыситьинтерес к самостоятельной творческой деятельности. Перед учениками ставится проблема, для решения которой потребуется максимум самостоятельности.
Н апример, в 6 классе в качестве повторительно-обобщающего урока по разделу «Технология ручной и машинной обработки древесины и древесных материалов» для побуждения к самостоятельной творческой деятельности по ручной обработке древесины в начале урока дается презентация о птицах, населяющих наш край и о их пользе. Затем ставится проблема: как привлечь птиц в наши сады для помощи в борьбе с вредителями. Ученики сами находят варианты решения. После чего класс разбивается на группы (бригады), которые самостоятельно осуществляют подбор материалов и инструмента, разрабатывают технологию изготовления объекта, составляют эскиз, и, разделив будущий объект на составные части, каждый ученик выполняет отдельную деталь, после чего все детали совместными усилиями собираются в готовое изделие. Такой вариант урока наиболее продуктивен, так как учитель может проконтролировать, оценить выполнение основных операций каждым учеником, а учащиеся на практике с большим интересом, в духе соревновательности, осуществляют повторение и закрепление пройденного.
Т аким образом, можно сделать вывод отом, что какой бы ни была - художественной или устной - наглядность на уроках технологии без использования наглядно-практического метода усвоение материала будет не полным, неглубоким. В свою очередь, без оборудования, инструментов и станков использование наглядно-практического метода на уроках технологии не представляется возможным.