12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кащеева Валерия Александровна17
2

Актуальные вопросы внеурочной деятельности в системе образования

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ


ФИО: Кащеева Валерия Александровна,

студентка кафедры психологии и педагогики

Гжельского государственного университета;

адрес: Московская обл., Раменский р-он.,

п. Электроизолятор;

e-mail: lerysik_777@mail.ru


Аннотация: в статье рассматриваются актуальные вопросы внеурочной деятельности и способы организации образовательного и воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования. Вместе с тем, стоит отметить, что в исследовании рассмотрены вопросы организации образовательной и воспитательной деятельности в образовательных учреждениях.


Ключевые слова: внеурочная деятельность, дополнительное образование, общее образование, воспитание.


Одним из актуальных современных теоретических и прикладных вопросов является анализ мер и инструментов образовательной и воспитательной деятельности в условиях работы образовательных стандартов нового поколения. Образовательная деятельность ставит своей целью не только формирование определенного объема знаний и умений, но, кроме этого, и формирование социально-значимых и личностных качеств обучающегося. Воспитательная деятельности на сегодняшний день является одним из ориентиров сегодняшнего образовательного процесса.

В образовательных стандартах одним из приоритетов является социализация ребенка и его воспитание. Воспитательная деятельность является одним из приоритетов современной системы образования. При этом стоит отметить, что достижение целей социализации и воспитания возможно только при совокупности инструментов образовательной деятельности в рамках занятий и внеурочной деятельности. Роль и значение внеурочной деятельности стремительно увеличивается в последнее время, так как дополнительные цели и задачи в образовании становятся приоритетными как для педагогического коллектива, так и для родительского сообщества.

Справедливо было бы отметить, что совокупность внеурочных инструментов и технологий должно в полной мере обеспечить достижение воспитательных целей, с чем бывает возникают проблемы и вопросы в педагогическом сообществе. Необходимо отметить, что сегодня высокая заинтересованность образовательных организаций и учреждений во внеурочной деятельности обусловлено тем, что новые требования образовательных стандартов создают необходимость пересмотра применения различных инструментов для достижения целей социализации и воспитания обучающихся.

Время, отводимое на внеурочную деятельность, согласно новому стандарту, составляет до 1350 часов за 4 учебных года и также включает в себя внешкольную занятость ребёнка в других учреждениях (дополнительного образования детей, культуры, спорта и др.). Настоящее время направлено на реализацию пяти приоритетных направлений развития личности: спортивно-оздоровительного, духовно-нравственного, социального, общеинтеллектуального, общекультурного1, которые определяются интересами самого ребёнка и запросом родителей.

Представляется важным отметить, что вопрос направлений развития личности ребенка включает в себя также те направления, которые охватывает образовательная среда общего образования, а именно – дисциплины, развивающие умения и навыки системы дополнительного образования.

В процессе организации внеурочной деятельности учащихся могут быть использованы различные формы:

- объединения по интересам (кружки, секции, студии др.), действующие на основе разработанных программ дополнительного образования;

- объединения по интересам (ДОО, клубы, научные общества и др.), действующие на основе разработанных программ деятельности;

- временные объединения по подготовке и проведению отдельных мероприятий (поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, КТД).

Внеурочная деятельность должна основываться на двух основных столпах – достижение целей социализации и воспитания, стимулирование мотивации ребенка к систематическим занятиям внеурочной деятельностью. Для этого необходимо, чтобы педагогическая деятельность в образовательных организациях была организована в соответствии с общей системой существующего дополнительного образования. Работа в данном направлении должна проходить в едином направлении и содержать в себе принципы и цели, схожие между собой. То есть, программа преподавания «музыки» в образовательном учреждении общего образования должна мотивировать и создавать базовые условия для желания обучающегося заниматься музыкальными дисциплинами в системе дополнительного образования. Аналогичным можно назвать обучение изобразительному искусству или танцам.

Взаимодействие должно осуществляться на постоянной основе для совместного достижения комплексных развивающих задач и целей. Воспитательная ценность обучения в системе общего и дополнительного образования должна быть реализована комплексно, дополняя саму себя во всех учреждениях в совокупности.

Формы сотрудничества могут быть следующими2:

- совместная разработка и реализация образовательных, развивающих, досуговых и игровых программ в школах и учреждениях дополнительного образования детей;

- совместная работа школьных учителей, педагогов дополнительного образования, специалистов психологических и валеологических служб с различными социальными группами детей: одаренными и талантливыми детьми, «групп риска», с ограниченными возможностями здоровья;

- создание в школах детских общественных организаций с их последующим объединением в межшкольные союзы на базе учреждений дополнительного образования детей;

- совместное осуществление медико-психолого-педагогического мониторинга динамики развития, воспитанности и обученности детей.

В зависимости от выбранных форм можно утверждать различную степень итоговой эффективности совместной деятельности в сфере достижения результатов воспитательного характера. Представляется важным отметить, что достижение образовательных и воспитательных целей проходит главной нитью всей системы образования, причем как общего, так и дополнительного, но степень взаимного влияния друг на друга не велико. Нередко система дополнительного образования никак не связана с системой общего образования, что снижает не только эффективность, но и самое важное – мотивационный настрой обучающихся посвящать свое время внеурочной деятельности.

Комплексное развитие обучающего по разным направлениям общего и дополнительного образования включает в себя консолидацию целей, зада, инструментов и методов обучения. В связи с тем, что степень координации низкая, общая эффективность применения инструментов во внеурочной деятельности снижается, тем самым снижая эффективность достижения воспитательных задач.

Важно отметить, что при анализе эффективности использования внеурочной деятельности необходимо переориентироваться в данном вопросе с направления в виде обучения новому материалу и оптимизации школьного материала к созданию в системе общего образования мотивационной программы для внеурочной деятельности в системе дополнительного образования. А в системе дополнительного образования формирование необходимого уровня знаний, навыков и компетенций по тому направлению внеурочной деятельности, которое было выбрано обучающимся. Подобная модель представляется эффективной.

Кроме этого, на базе системы общего образования для достижения цели воспитания и социализации можно было бы сформировать факультативные кружки и секции по направлениям внеурочной деятельности, с обязанностью посещения определенного направления по 4-6 часов в неделю. Тем самым комплексно развивая обучающихся и достигая поставленных целей и задач более эффективным способом.

Для определения эффективности предложенных моделей и выявления актуальных проблемных вопросов их реализации необходимо провести более глубокое исследования способов организации внеурочной деятельности в системе общего и дополнительного образования детей.


Список литературы

Григорьев Д.М. Внеурочная деятельность школьников / Д.М. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2020. С. 59-60

Попова И.Н.. "Актуальные аспекты организации внеурочной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС" Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, №. 33-1, 2019, С. 150-154.

1 Попова И.Н.. "Актуальные аспекты организации внеурочной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС" Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, №. 33-1, 2019, С. 150-154.

2 Григорьев Д.М. Внеурочная деятельность школьников / Д.М. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2020. С. 59-60

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.