Урок окружающего мира в 3 классе «Экосистема озера»

3
2
Материал опубликован 22 March 2020 в группе

Пояснительная записка к презентации


Тема: Экосистема озера


Программа: Образовательная система "Школа 2100"

Класс: 3

Предмет: окружающий мир

Цели урока:

Познавательные:

Формирование у учащихся понятия озера, как экосистема.

Познакомить учащихся с некоторыми видами типичных растений и животных озера.

Развивающие:

1) Развитие наблюдательности как важнейшей компетенции при работе с иллюстративным материалом.

2) Развитие логических УУД:

Установление причинно–следственных связей между растениями и животными озера.

Синтез при формулировке понятия озеро-экосистема.


Развитие коммуникативных УУД при организации работы в группах.

Развитие самостоятельности при выполнении некоторых заданий.

Воспитательные:

Воспитание экологической культуры при формировании экологических знаний и умений, экологического поведения.














Ход урока:


1. Приветствие

- Здравствуйте мой путешественники!

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

А девиз у нас каков? (Больше дела, меньше слов)

- Проверьте, все ли у вас есть на партах. У вас должно быть: учебник, рабочая тетрадь, пенал, дневник, цветные карандаши.

- Теперь мы с вами можем отправляться в наше путешествие.



2. Проверка домашнего задания по теме “Почва-важнейшая часть экосистемы”:

Самостоятельная работа (6 минут)



3. Актуализация знаний:

Что такое экосистема? (Экосистема – это единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.)

Какой процесс постоянно происходит внутри экосистемы? (Круговорот веществ).

Какие «профессии» в экосистеме вы знаете? (Производители, потребители, разрушители, мусорщики)



4. Постановка проблемы и изучение новой темы:

Отгадав загадку, вы сможете понять, о чём сегодня пойдёт речь на уроке:

В глубокой котловине лежит зеркало,

Стекло голубое, рама зелёная. (Мы будем говорить об озере)

Давайте вспомним, что вы знаете об озерах:

Что такое озеро? (Это природный водоем со стоячей водой)

Какие бывают озера? (Проточные и бессточные, пресные и солено)

Назовите самое глубокое озеро на нашей планете? (Байкал)

А как вы думаете, можно ли считать озеро экосистемой? (КАРТИНКА)

А что нам понадобится для доказательства этого предположения? (Надо узнать, характерны ли озеру все части экосистемы)

Работать мы с вами будем по группам. Образуйте группы.

1 группа. Производители озера.

2 группа. Потребители озера. (КОРМ ДАФНИЯ)

3 группа. Разрушители озера. (ЛИЧИНКИ МОТЫЛЯ)



Вопросы каждой группе:

- Живые организмы каких профессий обитают в озере?

1 группа. Производители озера:

- Назовите производителей. (Рогоз, камыш, кувшинка…) (СЛАЙД)

- Где в озере можно встретить производителей? (На дне, в толще воды, вблизи берегов)

- Какую роль в системе они выполняют? (Растения озера запасают полученную солнечную энергию в органических веществах, создают пищу для всех остальных обитателей озера. Служат источником органических веществ.)

2 группа. Потребители озера:

- Назовите потребителей. (Дафния, циклоп, щука. окунь…) (СЛАЙД)

- Как питаются дафнии и циклопы? (Пропускают через себя воду в поисках мелких водорослей)

- Покажите на доске цепь питания, которую вы составили. (НАДПИСИ НА ЦЕПЬ)

- Чем питаются потребители озёр? (Мелкими водорослями, рачками, мелкими рыбами)





3 группа. Разрушители озера:

- Назовите разрушителей. (Речной рак, прудовик, мотыль) (СЛАЙД)

- Что вы узнали о жизни разрушителей? (Живут на дне водоемов, питаются остатками умерших организмов)


Вопросы всем группам:

- (СЛАЙД) Как озёра превращаются в болота? (Затруднения у детей)

- Прочитаем текст учебника на стр. 46

- Теперь мы сможем с вами ответить на вопрос «Как озёра превращаются в болота?» (Да. Разрушители не полностью справляются со своей работой)

- Какое озеро зарастает быстрее проточное или бессточное? Почему? (Бессточное, быстрее образуется ил).

- Если в озере присутствуют организмы всех профессий, то какой вывод можно сделать? (Озеро – это ЭКОСИСТЕМА).

- Но мы должны доказать есть ли взаимосвязь компонентов экосистемы.

- (СЛАЙД) Рассмотрите рисунок на слайде «Как связаны организмы в экосистеме озера».

- Что показывают зелёные стрелки? (Зелёные стрелки – передача органических веществ)

- Что показывает коричневая стрелка? (Коричневая– передача минеральных веществ)

- Происходит ли круговорот веществ в озере? (Да).

-Что вас удивляет на слайде? Какого цвета стрелку мы еще не встречали? (Чёрная стрелка).

- Как вы считаете, что обозначает чёрная стрелка? (Мёртвые организмы оседают на дно озера).

- Справляются ли с работой разрушители? (Нет).

- Что происходит с мёртвыми организмами? (Остаются на дне озера).

- Как называются связи между организмами экосистемы озера? (Цепи питания).

- А человека можно вставить в эту цепь питания? Докажите. (Человек является потребителем экосистемы озера).

- Итак, какой можно сделать вывод по исследованному вами материалу? (СЛАЙД) (Все перечисленные и многие другие обитатели приспособились к совместной жизни в озере и составляют единое сообщество, которое способно поддерживать круговорот веществ в экосистеме озера.)




5. Практическое применение знаний:

Работа в рабочей тетради:

1) Стр. 23 №2. Проверка по эталону. (СЛАЙД)

2) Стр. 24 №5. Проверка по эталону. (СЛАЙД)

(Резерв стр. 23 №1)



6. Итог урока. Рефлексия:

Какую экосистему изучали на уроке? (Экосистему озера)

- Удалось нам разобраться, как живет экосистема озера? (Да)

- Какие профессии живых организмов есть в озерной экосистеме? (Производители, потребители, разрушители)

- Какая особенность у круговорота веществ в экосистеме озера? (Круговорот веществ в озере не полностью замкнут).

- А что тогда может произойти с озером? (Условия в экосистеме постепенно меняются, озеро загрязняется мёртвыми организмами и зарастает. И именно поэтому рано или поздно появляется другая экосистема).

- Как вы думаете, какую экосистему будем изучать на следующем уроке? (Экосистему болота).

- Какие трудности у нас возникли? (Ответы учащихся)

- Что нам помогло справится с трудностями?

Д/З: (СЛАЙД) С. 46- 49 пересказ, ответить на вопросы №1-3; р. т. с. 23 №1, №3, с. 24 №4

Ребята, вы сегодня молодцы! Урок окончен.

Предварительный просмотр презентации

Экосистема озера.

Озёрные производители элодея хара кувшинка камыш рогоз

Озёрные потребители дафния и циклоп (сильно увеличены) Мелкие рачки – великие чистильщики, пропускают за день почти литр воды. уклейка ёрш ротан щука

Озёрные разрушители мотыль – личинки комаров речной рак прудовик беззубка

Как озёра превращаются в болота? ?

Круговорот веществ в озере мёртвые организмы

Выводы: В экосистеме озера есть живые организмы всех «профессий». Но разрушители не справляются со своей работой и остатки мертвых организмов накапливаются на дне в виде ила. Значит, круговорот веществ в озере не полностью замкнут. Поэтому озеро со временем превращается в болото.

Применяем знания Выполните в рабочей тетради задание 2 (П) стр.23. Проверьте себя. Щука, хара, окунь, кувшинка, рогоз, мотыль, циклоп, камыш, дафния, рак, карась, элодея, плотва, беззубка.

Применяем знания Выполните в рабочей тетради задание 5 (М) стр.24. Проверьте себя. дафния рогоз рак карась зарастание озера

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Не хватает заявленных слайдов!

22 March 2020

Дополнила презентацией

28 March 2020