Пояснительная записка к презентации
Тема: Экосистема озера
Программа: Образовательная система "Школа 2100"
Класс: 3
Предмет: окружающий мир
Цели урока:
Познавательные:
Формирование у учащихся понятия озера, как экосистема.
Познакомить учащихся с некоторыми видами типичных растений и животных озера.
Развивающие:
1) Развитие наблюдательности как важнейшей компетенции при работе с иллюстративным материалом.
2) Развитие логических УУД:
• Установление причинно–следственных связей между растениями и животными озера.
• Синтез при формулировке понятия озеро-экосистема.
Развитие коммуникативных УУД при организации работы в группах.
Развитие самостоятельности при выполнении некоторых заданий.
Воспитательные:
Воспитание экологической культуры при формировании экологических знаний и умений, экологического поведения.
Ход урока:
1. Приветствие
- Здравствуйте мой путешественники!
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
А девиз у нас каков? (Больше дела, меньше слов)
- Проверьте, все ли у вас есть на партах. У вас должно быть: учебник, рабочая тетрадь, пенал, дневник, цветные карандаши.
- Теперь мы с вами можем отправляться в наше путешествие.
2. Проверка домашнего задания по теме “Почва-важнейшая часть экосистемы”:
Самостоятельная работа (6 минут)
3. Актуализация знаний:
− Что такое экосистема? (Экосистема – это единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.)
− Какой процесс постоянно происходит внутри экосистемы? (Круговорот веществ).
− Какие «профессии» в экосистеме вы знаете? (Производители, потребители, разрушители, мусорщики)
4. Постановка проблемы и изучение новой темы:
− Отгадав загадку, вы сможете понять, о чём сегодня пойдёт речь на уроке:
В глубокой котловине лежит зеркало,
Стекло голубое, рама зелёная. (Мы будем говорить об озере)
Давайте вспомним, что вы знаете об озерах:
− Что такое озеро? (Это природный водоем со стоячей водой)
− Какие бывают озера? (Проточные и бессточные, пресные и солено)
− Назовите самое глубокое озеро на нашей планете? (Байкал)
– А как вы думаете, можно ли считать озеро экосистемой? (КАРТИНКА)
– А что нам понадобится для доказательства этого предположения? (Надо узнать, характерны ли озеру все части экосистемы)
Работать мы с вами будем по группам. Образуйте группы.
1 группа. Производители озера.
2 группа. Потребители озера. (КОРМ ДАФНИЯ)
3 группа. Разрушители озера. (ЛИЧИНКИ МОТЫЛЯ)
Вопросы каждой группе:
- Живые организмы каких профессий обитают в озере?
1 группа. Производители озера:
- Назовите производителей. (Рогоз, камыш, кувшинка…) (СЛАЙД)
- Где в озере можно встретить производителей? (На дне, в толще воды, вблизи берегов)
- Какую роль в системе они выполняют? (Растения озера запасают полученную солнечную энергию в органических веществах, создают пищу для всех остальных обитателей озера. Служат источником органических веществ.)
2 группа. Потребители озера:
- Назовите потребителей. (Дафния, циклоп, щука. окунь…) (СЛАЙД)
- Как питаются дафнии и циклопы? (Пропускают через себя воду в поисках мелких водорослей)
- Покажите на доске цепь питания, которую вы составили. (НАДПИСИ НА ЦЕПЬ)
- Чем питаются потребители озёр? (Мелкими водорослями, рачками, мелкими рыбами)
3 группа. Разрушители озера:
- Назовите разрушителей. (Речной рак, прудовик, мотыль) (СЛАЙД)
- Что вы узнали о жизни разрушителей? (Живут на дне водоемов, питаются остатками умерших организмов)
Вопросы всем группам:
- (СЛАЙД) Как озёра превращаются в болота? (Затруднения у детей)
- Прочитаем текст учебника на стр. 46
- Теперь мы сможем с вами ответить на вопрос «Как озёра превращаются в болота?» (Да. Разрушители не полностью справляются со своей работой)
- Какое озеро зарастает быстрее проточное или бессточное? Почему? (Бессточное, быстрее образуется ил).
- Если в озере присутствуют организмы всех профессий, то какой вывод можно сделать? (Озеро – это ЭКОСИСТЕМА).
- Но мы должны доказать есть ли взаимосвязь компонентов экосистемы.
- (СЛАЙД) Рассмотрите рисунок на слайде «Как связаны организмы в экосистеме озера».
- Что показывают зелёные стрелки? (Зелёные стрелки – передача органических веществ)
- Что показывает коричневая стрелка? (Коричневая– передача минеральных веществ)
- Происходит ли круговорот веществ в озере? (Да).
-Что вас удивляет на слайде? Какого цвета стрелку мы еще не встречали? (Чёрная стрелка).
- Как вы считаете, что обозначает чёрная стрелка? (Мёртвые организмы оседают на дно озера).
- Справляются ли с работой разрушители? (Нет).
- Что происходит с мёртвыми организмами? (Остаются на дне озера).
- Как называются связи между организмами экосистемы озера? (Цепи питания).
- А человека можно вставить в эту цепь питания? Докажите. (Человек является потребителем экосистемы озера).
- Итак, какой можно сделать вывод по исследованному вами материалу? (СЛАЙД) (Все перечисленные и многие другие обитатели приспособились к совместной жизни в озере и составляют единое сообщество, которое способно поддерживать круговорот веществ в экосистеме озера.)
5. Практическое применение знаний:
Работа в рабочей тетради:
1) Стр. 23 №2. Проверка по эталону. (СЛАЙД)
2) Стр. 24 №5. Проверка по эталону. (СЛАЙД)
(Резерв стр. 23 №1)
6. Итог урока. Рефлексия:
- Какую экосистему изучали на уроке? (Экосистему озера)
- Удалось нам разобраться, как живет экосистема озера? (Да)
- Какие профессии живых организмов есть в озерной экосистеме? (Производители, потребители, разрушители)
- Какая особенность у круговорота веществ в экосистеме озера? (Круговорот веществ в озере не полностью замкнут).
- А что тогда может произойти с озером? (Условия в экосистеме постепенно меняются, озеро загрязняется мёртвыми организмами и зарастает. И именно поэтому рано или поздно появляется другая экосистема).
- Как вы думаете, какую экосистему будем изучать на следующем уроке? (Экосистему болота).
- Какие трудности у нас возникли? (Ответы учащихся)
- Что нам помогло справится с трудностями?
Д/З: (СЛАЙД) С. 46- 49 пересказ, ответить на вопросы №1-3; р. т. с. 23 №1, №3, с. 24 №4
Ребята, вы сегодня молодцы! Урок окончен.
Горбачёва Марина Юрьевна
Михайлова Ирина Андреевна