Урок окружающего мира на тему: «Экосистема луга»

3
0
Материал опубликован 19 February 2023

1

Урок окружающего мира. 4 класс.

Тема урока: «Экосистема луга»

Цель урока: формировать целостное представление о природном сообществе луга; развивать систему УУД; воспитывать экологическую культуру младшего школьника.

Задачи

Обучающие: выяснить особенности круговорота веществ в экосистеме луга; сформировать понятие экосистема луга.

Развивающие: развивать информационную  культуру учащихся посредством совершенствования работы с   разнообразными источниками информации, критические ее оценивать, выбирать нужную, обмениваться информацией; развивать  познавательную активность и творческие способности учащихся; развивать психические процессы: памяти, внимания, воображения, внимания.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение учащихся к природным богатствам; развивать коммуникативные навыки учащихся.

Личностные результаты обучения: проявление учебно-познавательного интереса к изучаемому материалу; интереса к познанию окружающего мира; интереса к исследовательской деятельности.

Метапредметные результаты.

Познавательные: умение использовать символы, знаки; читать информацию, представленную в различных формах (рисунки, таблицы, графики, схемы); понимать смысл познавательного текста; выполнять исследовательские действия на основе инструкции.

Регулятивные: принимать и удерживать учебную задачу; работать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; принимать роль в учебном и исследовательском сотрудничестве.

Коммуникативные: строить адекватные речевые высказывания в диалоге с учителем и одноклассниками; воспринимать и учитывать другие мнения и позицию; формулировать собственное мнение и выражать позицию; задавать вопросы, слушать; уметь договариваться, приходить к общему решению; осуществлять взаимоконтроль.

Предметные результаты: получить целостное представление о природном сообществе луга; узнать взаимосвязи; уметь строить цепи питания.

Дидактический материал: проектные карты для организации работы в группах, гербарии злаковых растений.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

-Чему мы учимся на уроках окружающего мира?

-Что такое природа?

-Какая бывает природа?

II. Актуализация знаний

Учитель: Нашу зеленую планету населяют удивительные растения и животные, между которыми существуют крепкая дружба.

- Перед началом работы  необходимо вспомнить основные моменты из жизни животных и растений, без которых нам не обойтись на уроке.
- Для этого выполним задание в группах. У нас три группы: академики, научные консультанты и исследователи)

(Приложение 1)

Учитель: Прочитайте задание:  

Ученик:  Найдите лишнее (Ответы учащихся)

- Какие «профессии» живых организмов встречаются в каждой экосистеме? (В каждой экосистеме встречаются производители, потребители, разрушители.)

Учитель: Дайте определение понятию «Экосистема».

Ученик: Экосистема - единство живых организмов и их среды обитания, в котором живые организмы разных «профессий» способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.

- Как экосистема озера связана с экосистемой болота? (Круговорот веществ в озере замкнут не полностью. Некоторые вещества не используются живыми организмами. Они накапливаются, и условия в озере меняются. Поэтому бессточное озеро рано или поздно, но неизбежно превращается в другую экосистему - болото.)

в) Повторение пройденного материала. Устный опрос.

- Продолжите фразы об обитателях озера и болота.

В «верхнем этаже» озера обитают мелкие организмы, которые плавают в толще воды и переносятся течениями, их называют -------------- (планктоном).

В поисках водорослей воду в озере фильтруют мелкие рачки, которых называют (циклопами и дафниями).

Личинок комаров, живущих на дне озера, называют (мотыль).

Болотное растение, которое может впитывать в себя лишнюю воду, называется __________(мох-сфагнум)

Отмершие остатки мха накапливаются в болоте, уплотняются, из них образуется__________ (торф).

Толща торфа становится всё выше, болото суше, оно начинает зарастать травами. На смену болот приходит _________________(экосистема луга)

г) - Какова особенность круговорота в озере, в болоте? ( Круговорот замкнут не полностью. Со временем озеро превращается в болото, болото превращается в луг.)

III. Постановка проблемного вопроса.

- Какую экосистему мы будем изучать сегодня? (Экосистема – луг)

IV. Работа по теме.

Сообщение темы.

Правильно сегодня мы и познакомимся с экосистемой луга. (На доску помещаю тему урока.)

Луг.

- Как толкует слово луг С.И. Ожигов? Послушаем научных консультантов (группа научных консультантов работает с толковым словарём ) Луг - это участок покрытый травянистой растительностью.

- Академики работали с детской энциклопедией. Послушаем их.

- А теперь давайте обратимся к Видеофильму луг

-- Обитатели, каких «профессий» живут в этой экосистеме?

- Распределите их по столбцам

Производители. (работа по учебнику)

- Посмотрите, как разнообразна травянистая растительность лугов. Прочитайте их названия.

- К какой профессии относятся растения? ("Растения - это производители.”)

Среди луговых производителей надо отметить злаки.

- Рассмотрите гербарии? Как выглядят злаки расскажут академики. (читают текст стр. 54) (Злаки (карточка со словом)- это травянистые растения с полым стеблем-соломиной и невзрачными мелкими цветками. Растут злаки нередко вместе, образуя густые дернины или даже кочки из сплетённых корней.

- Как злаки приспособились переживать зиму? Расскажут исследователи. (Во время суровой зимы именно в дернине (карточка со словом) переживают неблагоприятный период будущие молодые ростки.)

- Откуда родом злаки расскажут научные консультанты .( Родина многих злаков сухие степи и саванны, где пасутся дикие копытные животные Лошади и антилопы очень любят питаться этими растениями.)

- Как злаки приспособились, чтоб их ни уничтожили животные? (Злаки выработали приспособления против гибели: их листья растут пучком от основания, а на месте съеденного листа быстро вырастает новый.)

- Каким ещё свойством обладают злаки, мы узнаем, прочитав текст на стр. 54 (последний абзац). «Злаки - с помощью цепких корней скрепляют осыпающуюся землю насыпей, оврагов».

Потребители. (работа с карточками)

- Злаки – самые многочисленные растения лугов. Но цветки их невзрачны и опыляются ветром. Красоту лугу придаёт яркий ковер из разнотравья. Шмели, бабочки, пчёлы кружат между цветами в поисках сладкого нектара. И опыляют их. Назовите их.

- Чем питаются насекомые, расскажут академики (Читают текст на карточке «Насекомые пьют сок растений, так же они сосут нектар, есть насекомые, питающиеся листьями. Среди мира насекомых есть хищники, поедающие растительноядных)

- Кто же питается насекомыми, расскажет ? (Читают текст на карточке «Насекомые луга являются пищей для птиц, которые находят здесь не только корм, но и убежище от врагов. Здесь они устраивают гнёзда, выращивают птенцов».)

- На лугу можно встретить жаб и ящериц. Они тоже питаются насекомыми

- Много на лугах мышей и кротов. Как вы думаете, почему? ( Много пищи: для кротов- черви, для мышей – семена трав)

-На мелких животных охотятся лисы, ласки, хорьки

Разрушители.

- Живые организмы, какой профессии мы не назвали? ( Разрушителей. )

- Вспомните и назовите разрушителей почвы, они и будут обитать на лугу? (Клещи, дождевые черви, микроорганизмы)

Физминутка.

V. Первичное закрепление (проектная работа)

А) составление цепей питания.

- Попробуйте связать жителей луга в единую цепочку. Давайте вспомним, что означают стрелки разного цвета в цепи питания?

-Что означает зелёная стрелка? (Передача органических веществ.)
- Что означает коричневая стрелка? (Передача минеральных веществ.)

-Что означает чёрная стрелка? (Круговорот веществ в экосистеме не замкнут.)
- Что вы об этом знаете? (Если круговорот веществ не замкнут, то происходит смена экосистем.)

- Благодаря разрушителям луговые почвы очень плодородны, а если почва влажная, то рано или поздно на месте травянистых зарослей появятся всходы кустарников и деревьев. Своими кронами подросшие деревца будут затенять луговые растения. Луг будет сменяться лесом.

- Мы будем работать в группах. Перед вами листы, а в конвертах – картинки с луговыми обитателями. Наклейте их на листы и проведите линии – связи, т.е. составьте пищевые цепочки.

-Выступление по одному человеку от каждой группы.

- Давайте сделаем вывод. Запись в картах Луг - это природное сообщество или экосистема. Круговорот веществ на лугу ______________________ (незамкнутый, замкнутый).

V I. Луг и человек.

- Что дают луга животным и человеку?

Насекомым луг даёт — пищу, укрытия.

Птицам луг даёт — пищу, укрытия.

Домашним животным луг даёт — разнообразную пищу.

Человеку луг даёт — молоко и молокопродукты мясо, шерсть, кожу, лекарство, продукты (ягоды, щавель, мед - пчелы собирают в лугах отличный мед), сено для животных, силос, сенаж, места отличного отдыха у рек и озер, букеты цветов.

Вывод: Луга — стол и дом для насекомых, птиц, грызунов. Луга дают корм домашним животным, продукты питания, материалы для одежды человеку, места отдыха, лекарства. Луга нуждаются в уходе и охране.

Б) Составление правил поведения на лугу. Работа в проектной карте.

- Мы пришли к выводу, что луг-это природное сообщество или экосистема, существующая много-много лет. Никто и ничто не может уничтожить луг…

-Так ли это? Кто может уничтожить луг? (Человек.)
-Как же он должен вести себя на лугу, чтобы не навредить природе?

-Напишите их в своей карте.

1) Не рвите охапками цветы. Не уничтожайте гусениц.

2) Не ловите бабочек, не разоряйте гнёзда шмелей.

3) Не поджигайте на лугу сухую прошлогоднюю траву. В огне погибают подземные части многих растений, божьи коровки, шмели, гнёзда птиц.

4) Бережно относитесь к живущим на лугу птицам, ящерицам, жабам. Они поддерживают экологическое равновесие луга. Если их не станет, растительноядные насекомые начнут беспрепятственно размножаться и погубят множество растений.

VII. Итоги урока.

1 ) -С какой экосистемой вы сегодня познакомились?

-Какую роль играют луга в жизни людей?

-Какова особенность круговорота веществ на лугах? (Круговорот веществ на лугу незамкнутый)

Домашнее задание: составить сообщение о животных или растениях луга и мы дополним наши проекты этой информацией.

Приложение 1.
Правила защитников растительного мира

Нельзя разжигать костров в лесу в пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом с места, где горел костёр, хорошо ли он потушен.

Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.

Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.

В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.

Знак в защиту растительного мира

t1676796080aa.gif
Правила защитников животного мира

Не кричать в лесу.

Соблюдать правила отстрела.

Не брать яйца и птенцов из гнезда.

Устраивать кормушки.

Устраивать искусственные гнезда: скворечники, дуплянки.

Не лови ради забавы животных.

Не ловить насекомых

Знак в защиту животного мира


t1676796080aa.gif



Правила в защиту водоёмов

Человек должен следить за чистотой всех водоемов. В воде загрязненной сточными водами фабрик, заводов и жилищ, гибнут растения и животные. Реки и озера сильно мелеют, когда вокруг них вырубают лес. Закон об охране природы запрещает спускать в водоемы вредные отбросы и сточные воды, вырубать леса вокруг водоемов

Не бросать в воду мусор, остатки пищи, стеклянные банки.

Не выливать ядовитые вещества.

Знак в защиту водоёмов


t1676796080aa.gif















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.