Урок окружающего мира на тему: «Экосистема луга»
1
Урок окружающего мира. 4 класс.
Тема урока: «Экосистема луга»
Цель урока: формировать целостное представление о природном сообществе луга; развивать систему УУД; воспитывать экологическую культуру младшего школьника.
Задачи
Обучающие: выяснить особенности круговорота веществ в экосистеме луга; сформировать понятие экосистема луга.
Развивающие: развивать информационную культуру учащихся посредством совершенствования работы с разнообразными источниками информации, критические ее оценивать, выбирать нужную, обмениваться информацией; развивать познавательную активность и творческие способности учащихся; развивать психические процессы: памяти, внимания, воображения, внимания.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение учащихся к природным богатствам; развивать коммуникативные навыки учащихся.
Личностные результаты обучения: проявление учебно-познавательного интереса к изучаемому материалу; интереса к познанию окружающего мира; интереса к исследовательской деятельности.
Метапредметные результаты.
Познавательные: умение использовать символы, знаки; читать информацию, представленную в различных формах (рисунки, таблицы, графики, схемы); понимать смысл познавательного текста; выполнять исследовательские действия на основе инструкции.
Регулятивные: принимать и удерживать учебную задачу; работать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; принимать роль в учебном и исследовательском сотрудничестве.
Коммуникативные: строить адекватные речевые высказывания в диалоге с учителем и одноклассниками; воспринимать и учитывать другие мнения и позицию; формулировать собственное мнение и выражать позицию; задавать вопросы, слушать; уметь договариваться, приходить к общему решению; осуществлять взаимоконтроль.
Предметные результаты: получить целостное представление о природном сообществе луга; узнать взаимосвязи; уметь строить цепи питания.
Дидактический материал: проектные карты для организации работы в группах, гербарии злаковых растений.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
-Чему мы учимся на уроках окружающего мира?
-Что такое природа?
-Какая бывает природа?
II. Актуализация знаний
Учитель: Нашу зеленую планету населяют удивительные растения и животные, между которыми существуют крепкая дружба.
- Перед началом работы необходимо вспомнить основные моменты из жизни животных и растений, без которых нам не обойтись на уроке.
- Для этого выполним задание в группах. У нас три группы: академики, научные консультанты и исследователи)
Учитель: Прочитайте задание:
Ученик: Найдите лишнее (Ответы учащихся)
- Какие «профессии» живых организмов встречаются в каждой экосистеме? (В каждой экосистеме встречаются производители, потребители, разрушители.)
Учитель: Дайте определение понятию «Экосистема».
Ученик: Экосистема - единство живых организмов и их среды обитания, в котором живые организмы разных «профессий» способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.
- Как экосистема озера связана с экосистемой болота? (Круговорот веществ в озере замкнут не полностью. Некоторые вещества не используются живыми организмами. Они накапливаются, и условия в озере меняются. Поэтому бессточное озеро рано или поздно, но неизбежно превращается в другую экосистему - болото.)
в) Повторение пройденного материала. Устный опрос.
- Продолжите фразы об обитателях озера и болота.
В «верхнем этаже» озера обитают мелкие организмы, которые плавают в толще воды и переносятся течениями, их называют -------------- (планктоном).
В поисках водорослей воду в озере фильтруют мелкие рачки, которых называют (циклопами и дафниями).
Личинок комаров, живущих на дне озера, называют (мотыль).
Болотное растение, которое может впитывать в себя лишнюю воду, называется __________(мох-сфагнум)
Отмершие остатки мха накапливаются в болоте, уплотняются, из них образуется__________ (торф).
Толща торфа становится всё выше, болото суше, оно начинает зарастать травами. На смену болот приходит _________________(экосистема луга)
г) - Какова особенность круговорота в озере, в болоте? ( Круговорот замкнут не полностью. Со временем озеро превращается в болото, болото превращается в луг.)
III. Постановка проблемного вопроса.
- Какую экосистему мы будем изучать сегодня? (Экосистема – луг)
IV. Работа по теме.
Сообщение темы.
Правильно сегодня мы и познакомимся с экосистемой луга. (На доску помещаю тему урока.)
Луг.
- Как толкует слово луг С.И. Ожигов? Послушаем научных консультантов (группа научных консультантов работает с толковым словарём ) Луг - это участок покрытый травянистой растительностью.
- Академики работали с детской энциклопедией. Послушаем их.
- А теперь давайте обратимся к Видеофильму луг
-- Обитатели, каких «профессий» живут в этой экосистеме?
- Распределите их по столбцам
Производители. (работа по учебнику)
- Посмотрите, как разнообразна травянистая растительность лугов. Прочитайте их названия.
- К какой профессии относятся растения? ("Растения - это производители.”)
Среди луговых производителей надо отметить злаки.
- Рассмотрите гербарии? Как выглядят злаки расскажут академики. (читают текст стр. 54) (Злаки (карточка со словом)- это травянистые растения с полым стеблем-соломиной и невзрачными мелкими цветками. Растут злаки нередко вместе, образуя густые дернины или даже кочки из сплетённых корней.
- Как злаки приспособились переживать зиму? Расскажут исследователи. (Во время суровой зимы именно в дернине (карточка со словом) переживают неблагоприятный период будущие молодые ростки.)
- Откуда родом злаки расскажут научные консультанты .( Родина многих злаков сухие степи и саванны, где пасутся дикие копытные животные Лошади и антилопы очень любят питаться этими растениями.)
- Как злаки приспособились, чтоб их ни уничтожили животные? (Злаки выработали приспособления против гибели: их листья растут пучком от основания, а на месте съеденного листа быстро вырастает новый.)
- Каким ещё свойством обладают злаки, мы узнаем, прочитав текст на стр. 54 (последний абзац). «Злаки - с помощью цепких корней скрепляют осыпающуюся землю насыпей, оврагов».
Потребители. (работа с карточками)
- Злаки – самые многочисленные растения лугов. Но цветки их невзрачны и опыляются ветром. Красоту лугу придаёт яркий ковер из разнотравья. Шмели, бабочки, пчёлы кружат между цветами в поисках сладкого нектара. И опыляют их. Назовите их.
- Чем питаются насекомые, расскажут академики (Читают текст на карточке «Насекомые пьют сок растений, так же они сосут нектар, есть насекомые, питающиеся листьями. Среди мира насекомых есть хищники, поедающие растительноядных)
- Кто же питается насекомыми, расскажет ? (Читают текст на карточке «Насекомые луга являются пищей для птиц, которые находят здесь не только корм, но и убежище от врагов. Здесь они устраивают гнёзда, выращивают птенцов».)
- На лугу можно встретить жаб и ящериц. Они тоже питаются насекомыми
- Много на лугах мышей и кротов. Как вы думаете, почему? ( Много пищи: для кротов- черви, для мышей – семена трав)
-На мелких животных охотятся лисы, ласки, хорьки
Разрушители.
- Живые организмы, какой профессии мы не назвали? ( Разрушителей. )
- Вспомните и назовите разрушителей почвы, они и будут обитать на лугу? (Клещи, дождевые черви, микроорганизмы)
Физминутка.
V. Первичное закрепление (проектная работа)
А) составление цепей питания.
- Попробуйте связать жителей луга в единую цепочку. Давайте вспомним, что означают стрелки разного цвета в цепи питания?
-Что означает зелёная стрелка? (Передача органических веществ.)
- Что означает коричневая стрелка? (Передача минеральных веществ.)
-Что означает чёрная стрелка? (Круговорот веществ в экосистеме не замкнут.)
- Что вы об этом знаете? (Если круговорот веществ не замкнут, то происходит смена экосистем.)
- Благодаря разрушителям луговые почвы очень плодородны, а если почва влажная, то рано или поздно на месте травянистых зарослей появятся всходы кустарников и деревьев. Своими кронами подросшие деревца будут затенять луговые растения. Луг будет сменяться лесом.
- Мы будем работать в группах. Перед вами листы, а в конвертах – картинки с луговыми обитателями. Наклейте их на листы и проведите линии – связи, т.е. составьте пищевые цепочки.
-Выступление по одному человеку от каждой группы.
- Давайте сделаем вывод. Запись в картах Луг - это природное сообщество или экосистема. Круговорот веществ на лугу ______________________ (незамкнутый, замкнутый).
V I. Луг и человек.
- Что дают луга животным и человеку?
Насекомым луг даёт — пищу, укрытия.
Птицам луг даёт — пищу, укрытия.
Домашним животным луг даёт — разнообразную пищу.
Человеку луг даёт — молоко и молокопродукты мясо, шерсть, кожу, лекарство, продукты (ягоды, щавель, мед - пчелы собирают в лугах отличный мед), сено для животных, силос, сенаж, места отличного отдыха у рек и озер, букеты цветов.
Вывод: Луга — стол и дом для насекомых, птиц, грызунов. Луга дают корм домашним животным, продукты питания, материалы для одежды человеку, места отдыха, лекарства. Луга нуждаются в уходе и охране.
Б) Составление правил поведения на лугу. Работа в проектной карте.
- Мы пришли к выводу, что луг-это природное сообщество или экосистема, существующая много-много лет. Никто и ничто не может уничтожить луг…
-Так ли это? Кто может уничтожить луг? (Человек.)
-Как же он должен вести себя на лугу, чтобы не навредить природе?
-Напишите их в своей карте.
1) Не рвите охапками цветы. Не уничтожайте гусениц.
2) Не ловите бабочек, не разоряйте гнёзда шмелей.
3) Не поджигайте на лугу сухую прошлогоднюю траву. В огне погибают подземные части многих растений, божьи коровки, шмели, гнёзда птиц.
4) Бережно относитесь к живущим на лугу птицам, ящерицам, жабам. Они поддерживают экологическое равновесие луга. Если их не станет, растительноядные насекомые начнут беспрепятственно размножаться и погубят множество растений.
VII. Итоги урока.
1 ) -С какой экосистемой вы сегодня познакомились?
-Какую роль играют луга в жизни людей?
-Какова особенность круговорота веществ на лугах? (Круговорот веществ на лугу незамкнутый)
Домашнее задание: составить сообщение о животных или растениях луга и мы дополним наши проекты этой информацией.
Приложение 1.
Правила защитников растительного мира
Нельзя разжигать костров в лесу в пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом с места, где горел костёр, хорошо ли он потушен.
Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.
Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.
В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
Знак в защиту растительного мира
Правила защитников животного мира
Не кричать в лесу.
Соблюдать правила отстрела.
Не брать яйца и птенцов из гнезда.
Устраивать кормушки.
Устраивать искусственные гнезда: скворечники, дуплянки.
Не лови ради забавы животных.
Не ловить насекомых
Знак в защиту животного мира
Правила в защиту водоёмов
Человек должен следить за чистотой всех водоемов. В воде загрязненной сточными водами фабрик, заводов и жилищ, гибнут растения и животные. Реки и озера сильно мелеют, когда вокруг них вырубают лес. Закон об охране природы запрещает спускать в водоемы вредные отбросы и сточные воды, вырубать леса вокруг водоемов
Не бросать в воду мусор, остатки пищи, стеклянные банки.
Не выливать ядовитые вещества.
Знак в защиту водоёмов