12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Дутчина Наталья Николаевна403
Дутчина Наталья Николаевна. Работаю учителем начальных классов более 30 лет. Являюсь лауреатом районного конкурса "Учитель года", победителем ПНПО "Лучшие учителя России - 2009 года"
Россия, Кабардино-Балкарская респ., г. Майский

1

Урок окружающего мира. 4 класс.

Тема урока: «Экосистема луга»

Цель урока: формировать целостное представление о природном сообществе луга; развивать систему УУД; воспитывать экологическую культуру младшего школьника.

Задачи

Обучающие: выяснить особенности круговорота веществ в экосистеме луга; сформировать понятие экосистема луга.

Развивающие: развивать информационную  культуру учащихся посредством совершенствования работы с   разнообразными источниками информации, критические ее оценивать, выбирать нужную, обмениваться информацией; развивать  познавательную активность и творческие способности учащихся; развивать психические процессы: памяти, внимания, воображения, внимания.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение учащихся к природным богатствам; развивать коммуникативные навыки учащихся.

Личностные результаты обучения: проявление учебно-познавательного интереса к изучаемому материалу; интереса к познанию окружающего мира; интереса к исследовательской деятельности.

Метапредметные результаты.

Познавательные: умение использовать символы, знаки; читать информацию, представленную в различных формах (рисунки, таблицы, графики, схемы); понимать смысл познавательного текста; выполнять исследовательские действия на основе инструкции.

Регулятивные: принимать и удерживать учебную задачу; работать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; принимать роль в учебном и исследовательском сотрудничестве.

Коммуникативные: строить адекватные речевые высказывания в диалоге с учителем и одноклассниками; воспринимать и учитывать другие мнения и позицию; формулировать собственное мнение и выражать позицию; задавать вопросы, слушать; уметь договариваться, приходить к общему решению; осуществлять взаимоконтроль.

Предметные результаты: получить целостное представление о природном сообществе луга; узнать взаимосвязи; уметь строить цепи питания.

Дидактический материал: проектные карты для организации работы в группах, гербарии злаковых растений.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

-Чему мы учимся на уроках окружающего мира?

-Что такое природа?

-Какая бывает природа?

II. Актуализация знаний

Учитель: Нашу зеленую планету населяют удивительные растения и животные, между которыми существуют крепкая дружба.

- Перед началом работы  необходимо вспомнить основные моменты из жизни животных и растений, без которых нам не обойтись на уроке.
- Для этого выполним задание в группах. У нас три группы: академики, научные консультанты и исследователи)

(Приложение 1)

Учитель: Прочитайте задание:  

Ученик:  Найдите лишнее (Ответы учащихся)

- Какие «профессии» живых организмов встречаются в каждой экосистеме? (В каждой экосистеме встречаются производители, потребители, разрушители.)

Учитель: Дайте определение понятию «Экосистема».

Ученик: Экосистема - единство живых организмов и их среды обитания, в котором живые организмы разных «профессий» способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.

- Как экосистема озера связана с экосистемой болота? (Круговорот веществ в озере замкнут не полностью. Некоторые вещества не используются живыми организмами. Они накапливаются, и условия в озере меняются. Поэтому бессточное озеро рано или поздно, но неизбежно превращается в другую экосистему - болото.)

в) Повторение пройденного материала. Устный опрос.

- Продолжите фразы об обитателях озера и болота.

В «верхнем этаже» озера обитают мелкие организмы, которые плавают в толще воды и переносятся течениями, их называют -------------- (планктоном).

В поисках водорослей воду в озере фильтруют мелкие рачки, которых называют (циклопами и дафниями).

Личинок комаров, живущих на дне озера, называют (мотыль).

Болотное растение, которое может впитывать в себя лишнюю воду, называется __________(мох-сфагнум)

Отмершие остатки мха накапливаются в болоте, уплотняются, из них образуется__________ (торф).

Толща торфа становится всё выше, болото суше, оно начинает зарастать травами. На смену болот приходит _________________(экосистема луга)

г) - Какова особенность круговорота в озере, в болоте? ( Круговорот замкнут не полностью. Со временем озеро превращается в болото, болото превращается в луг.)

III. Постановка проблемного вопроса.

- Какую экосистему мы будем изучать сегодня? (Экосистема – луг)

IV. Работа по теме.

Сообщение темы.

Правильно сегодня мы и познакомимся с экосистемой луга. (На доску помещаю тему урока.)

Луг.

- Как толкует слово луг С.И. Ожигов? Послушаем научных консультантов (группа научных консультантов работает с толковым словарём ) Луг - это участок покрытый травянистой растительностью.

- Академики работали с детской энциклопедией. Послушаем их.

- А теперь давайте обратимся к Видеофильму луг

-- Обитатели, каких «профессий» живут в этой экосистеме?

- Распределите их по столбцам

Производители. (работа по учебнику)

- Посмотрите, как разнообразна травянистая растительность лугов. Прочитайте их названия.

- К какой профессии относятся растения? ("Растения - это производители.”)

Среди луговых производителей надо отметить злаки.

- Рассмотрите гербарии? Как выглядят злаки расскажут академики. (читают текст стр. 54) (Злаки (карточка со словом)- это травянистые растения с полым стеблем-соломиной и невзрачными мелкими цветками. Растут злаки нередко вместе, образуя густые дернины или даже кочки из сплетённых корней.

- Как злаки приспособились переживать зиму? Расскажут исследователи. (Во время суровой зимы именно в дернине (карточка со словом) переживают неблагоприятный период будущие молодые ростки.)

- Откуда родом злаки расскажут научные консультанты .( Родина многих злаков сухие степи и саванны, где пасутся дикие копытные животные Лошади и антилопы очень любят питаться этими растениями.)

- Как злаки приспособились, чтоб их ни уничтожили животные? (Злаки выработали приспособления против гибели: их листья растут пучком от основания, а на месте съеденного листа быстро вырастает новый.)

- Каким ещё свойством обладают злаки, мы узнаем, прочитав текст на стр. 54 (последний абзац). «Злаки - с помощью цепких корней скрепляют осыпающуюся землю насыпей, оврагов».

Потребители. (работа с карточками)

- Злаки – самые многочисленные растения лугов. Но цветки их невзрачны и опыляются ветром. Красоту лугу придаёт яркий ковер из разнотравья. Шмели, бабочки, пчёлы кружат между цветами в поисках сладкого нектара. И опыляют их. Назовите их.

- Чем питаются насекомые, расскажут академики (Читают текст на карточке «Насекомые пьют сок растений, так же они сосут нектар, есть насекомые, питающиеся листьями. Среди мира насекомых есть хищники, поедающие растительноядных)

- Кто же питается насекомыми, расскажет ? (Читают текст на карточке «Насекомые луга являются пищей для птиц, которые находят здесь не только корм, но и убежище от врагов. Здесь они устраивают гнёзда, выращивают птенцов».)

- На лугу можно встретить жаб и ящериц. Они тоже питаются насекомыми

- Много на лугах мышей и кротов. Как вы думаете, почему? ( Много пищи: для кротов- черви, для мышей – семена трав)

-На мелких животных охотятся лисы, ласки, хорьки

Разрушители.

- Живые организмы, какой профессии мы не назвали? ( Разрушителей. )

- Вспомните и назовите разрушителей почвы, они и будут обитать на лугу? (Клещи, дождевые черви, микроорганизмы)

Физминутка.

V. Первичное закрепление (проектная работа)

А) составление цепей питания.

- Попробуйте связать жителей луга в единую цепочку. Давайте вспомним, что означают стрелки разного цвета в цепи питания?

-Что означает зелёная стрелка? (Передача органических веществ.)
- Что означает коричневая стрелка? (Передача минеральных веществ.)

-Что означает чёрная стрелка? (Круговорот веществ в экосистеме не замкнут.)
- Что вы об этом знаете? (Если круговорот веществ не замкнут, то происходит смена экосистем.)

- Благодаря разрушителям луговые почвы очень плодородны, а если почва влажная, то рано или поздно на месте травянистых зарослей появятся всходы кустарников и деревьев. Своими кронами подросшие деревца будут затенять луговые растения. Луг будет сменяться лесом.

- Мы будем работать в группах. Перед вами листы, а в конвертах – картинки с луговыми обитателями. Наклейте их на листы и проведите линии – связи, т.е. составьте пищевые цепочки.

-Выступление по одному человеку от каждой группы.

- Давайте сделаем вывод. Запись в картах Луг - это природное сообщество или экосистема. Круговорот веществ на лугу ______________________ (незамкнутый, замкнутый).

V I. Луг и человек.

- Что дают луга животным и человеку?

Насекомым луг даёт — пищу, укрытия.

Птицам луг даёт — пищу, укрытия.

Домашним животным луг даёт — разнообразную пищу.

Человеку луг даёт — молоко и молокопродукты мясо, шерсть, кожу, лекарство, продукты (ягоды, щавель, мед - пчелы собирают в лугах отличный мед), сено для животных, силос, сенаж, места отличного отдыха у рек и озер, букеты цветов.

Вывод: Луга — стол и дом для насекомых, птиц, грызунов. Луга дают корм домашним животным, продукты питания, материалы для одежды человеку, места отдыха, лекарства. Луга нуждаются в уходе и охране.

Б) Составление правил поведения на лугу. Работа в проектной карте.

- Мы пришли к выводу, что луг-это природное сообщество или экосистема, существующая много-много лет. Никто и ничто не может уничтожить луг…

-Так ли это? Кто может уничтожить луг? (Человек.)
-Как же он должен вести себя на лугу, чтобы не навредить природе?

-Напишите их в своей карте.

1) Не рвите охапками цветы. Не уничтожайте гусениц.

2) Не ловите бабочек, не разоряйте гнёзда шмелей.

3) Не поджигайте на лугу сухую прошлогоднюю траву. В огне погибают подземные части многих растений, божьи коровки, шмели, гнёзда птиц.

4) Бережно относитесь к живущим на лугу птицам, ящерицам, жабам. Они поддерживают экологическое равновесие луга. Если их не станет, растительноядные насекомые начнут беспрепятственно размножаться и погубят множество растений.

VII. Итоги урока.

1 ) -С какой экосистемой вы сегодня познакомились?

-Какую роль играют луга в жизни людей?

-Какова особенность круговорота веществ на лугах? (Круговорот веществ на лугу незамкнутый)

Домашнее задание: составить сообщение о животных или растениях луга и мы дополним наши проекты этой информацией.

Приложение 1.
Правила защитников растительного мира

Нельзя разжигать костров в лесу в пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом с места, где горел костёр, хорошо ли он потушен.

Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.

Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.

В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.

Знак в защиту растительного мира

t1676796080aa.gif
Правила защитников животного мира

Не кричать в лесу.

Соблюдать правила отстрела.

Не брать яйца и птенцов из гнезда.

Устраивать кормушки.

Устраивать искусственные гнезда: скворечники, дуплянки.

Не лови ради забавы животных.

Не ловить насекомых

Знак в защиту животного мира


t1676796080aa.gif



Правила в защиту водоёмов

Человек должен следить за чистотой всех водоемов. В воде загрязненной сточными водами фабрик, заводов и жилищ, гибнут растения и животные. Реки и озера сильно мелеют, когда вокруг них вырубают лес. Закон об охране природы запрещает спускать в водоемы вредные отбросы и сточные воды, вырубать леса вокруг водоемов

Не бросать в воду мусор, остатки пищи, стеклянные банки.

Не выливать ядовитые вещества.

Знак в защиту водоёмов


t1676796080aa.gif















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.