Методическая разработка «Воспитание у учащихся СПО национального самосознания»
Воспитание у учащихся СПО национального самосознания.
Автор: Перевалова Екатерина Николаевна. Преподаватель первой категории. Ярославский колледж индустрии питания.
Тезис. Данная работа заключается в том, чтобы осветить проблему формирования национального самосознания у подростков.
Происходящие в России и мировом сообществе процессы глобализации и интеграции, с одной стороны, способствуют развитию культурных связей, взаимообъединению культур, а с другой стороны - оказывают влияние на разрушение основ национального и культурного единства в обществе. Это обстоятельство приводит к маргинализации сознания, к нетерпимости других народов и культур. Эта ситуация актуализирует проблему формирования национального самосознания подрастающих поколений. В педагогических исследованиях проблема национального самосознания практически не была рассмотрена. Проблема осложняется тем, что культурная парадигма в современном образовании помещена в центр. Содержательная направленность образования в таких условиях заключается в том, что личность входит в мировое культурное пространство через национальное и этническое. Осознавание себя как объекта и субъекта культуры, истории в большинстве случаев происходит в подростковом возрасте.
Содержание образовательного процесса обладает большими возможностями для осуществления систематического целенаправленного труда педагогов в области формирования национального самосознания студентов. Разные циклы учебных предметов, входящих в основной компонент учебной программы, дают возможность комплексно, в зависимости от возрастных возможностей формировать национальные культуры учащихся, используя программный учебный материал на уроках.
Таким образом, предметы естественного цикла позволяют преподавателю раскрывать студентам суть и особенности флоры и фауны России, описывать состояние природного ресурса в нашей стране, обозначения и анализа имеющихся экологических проблем вместе с учеными. Эти предметы помогают уяснить взаимозависимость и взаимосвязь состояния окружающей среды и деятельности человека, познать универсальные и специфические принципы развития природы и преобразующей деятельности специалистов разных хозяйственных сфер, формируют глубокий интерес к учебному материалу родного края.
Важное значение для формирования национального самосознания как основы идеологического воспитания играют предметы общественно-гуманитарного цикла (история, обществознание). Благодаря этим предметам учащиеся усваивают важнейшие события из исторического прошлого своего народа; законы и нравственные нормы, регулирующие отношения между людьми в обществе, а также перспективы развития государства; постигают основы конкретно-исторического анализа для понимания социальных явлений и событий, происходящих в стране на данном этапе.
Ведущее место в процессе формирования национальной культуры, основанной на нравственно-эстетических чувствах, принадлежит русскому языку. Данные предметы позволяют ученикам осваивать как произведения народного творчества, так и художественные произведения, созданные современными русскими авторами, и на этой основе развивать свое идейно-эмоциональное отношение к национальной культуре.
Для формирования национального самосознания будут эффективны следующие формы работы:
– тематические дни, посвященные знаменательным событиям в истории страны, связанным с периодом Великой Отечественной войны и т.д.;
– проведение деловых игр
– проведение бесед в рамках классных часов «Разговоры о важном»
– проведение творческих конкурсов и фестивалей;
– краеведческие и культурно-познавательные экскурсии, туристические походы;
– субботники
– благотворительные акции
–тематические акции в рамках молодежного движения;
Участие студентов во внеклассных мероприятиях и в различных патриотических мероприятиях желательно рассматривать в качестве средств национального самовыражения, самопознания и самовоспитания молодежи.