12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72111
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи
Материал размещён в группе «Биологи и экологи»

Экскурсии в природу
Алгоритм, приёмы применяемые при проведении экскурсии

Хохлов А.А. Как подготовить и провести экскурсию по

экологической тропе: Методические рекомендации.- Киров: Изд-во ВГПУ, 1999- 23 с.

Любая экскурсия имеет введение, главную часть, заключение.

В начале экскурсии, на которую обычно выделяется до 3 мин. экскурсовод знакомится с экскурсантами (если это необходимо), называет тему экскурсии, ее продолжительность, дает целевые установки. В случае необходимости напоминает правила поведения во время экскурсии.

В главной части, на которую необходимо планировать до 35 мин экскурсионного времени последовательно излагается весь материал по маршруту движения экскурсионной группы. Уже при написании текста определяются приемы ее проведения. Заключительная часть (до 2 мин) подводит итоги экскурсии. Экскурсовод делает выводы по содержанию экскурсии, дает экскурсантам необходимые задания, выполнение которых затем во время урока проверяет учитель. До 5 мин экскурсии необходимо отводить дня ответа на возникшие у учащихся вопросы по теме экскурсии.

Текстовой материал экскурсии оформляется обычным порядком: титульный лист, план проведения экскурсии, сам текст (по структуре время, когда экскурсовод осуществляет показ, экскурсанты осматривают природный объект. Опережающая роль показа объясняется тем, что на экскурсии преобладает принцип наглядности. Показ во время экскурсии имеет ряд особенностей. Он опережает рассказ о данном предмете, активен и последователен. То есть экскурсовод нацеливает экскурсантов на осмотр (чаще всего словами: «Обратите внимание, посмотрите на (вы) видите» и т.д.). Последовательность же показа определяется порядком расположения объектов на маршруте и выбором признаков одного природного объекта. Так, при показе дуба следует начинать с показа общего вида, затем особенностей ствола, листьев, цветов или плодов.

Возможен показ в обратном порядке. Большой по размерам природный объект .необходимо показывать вначале издалека, в общих чертах, а конкретизировать его составляющие по мере приближения к объекту. Закончить показ, например* сосны-великана можно вплотную подойдя к дереву и посмотрев вверх. По возможности природные объекты следует показать со всех сторон.

Мелкие объекты необходимо показывать с близкого расстояния. В отдельных случаях возможно использование увеличительных стекол и биноклей. Соответственно, точки стоянок при подготовке экскурсии необходимо выбирать наиболее выгодные. При невозможности показа, например, плодов шиповника во время его цветения, возможно использовать дополнительный материал (фото, гербарий и т.д.).

И используя метод показа, экскурсовод может применять следующие приемы:

1) предварительный осмотр;

2) зрительный анализ;

3) зрительная реконструкция

4) зрительный монтаж;

5) локализация событий;

6) зрительное сравнение.

Прием локализации событий чаще всего применяется в исторических экскурсиях, но есть возможности его применения и в природоведческих экскурсиях. На экологической тропе всегда есть природные объекты, которые Вы во время экскурсии показывать не будете. * Встречаются и такие природные объекты, которые показываются в нескольких темах экскурсии с различных точек зрения. Локализовать, значит выделить, именно поэтому локализация событий делится на два вида: а) локализация во времени; б)локализация по месту.

Достаточно часто во время природоведческих экскурсий применяется прием зрительного сравнения. То есть экскурсовод сравнивает два - три природных объекта, например, два вида березы, три вида шиповника и т.д. Сравнение бывает двух видов: а) аналогия, то есть сравниваются два предмета, находящиеся на значительном расстоянии, при этом виден только один; б) сравнение объекта, который экскурсанты видели в начале экскурсии с объектом; который| на экскурсии не был доказан, но экскурсанты могли видеть изображение данного природного объекта. Так, показывая Береснятский водопад на р. Немде Советского района Кировской области, можно сравнить его с Ниагарским водопадом в Северной Америке. Конечно, сравнение необходимо проводить по одним параметрам (размер, форма, цвет и т.д.).

Словесные методы всегда сопровождает показ. Рассказ во время экскурсии ведется экскурсоводом с учетом своего опыта работы, объема знаний по соответствующей отрасли науки, возраста экскурсантов. Рассказ содействует созданию зрительного образа. Последовательность рассказа определяется последовательностью показа. В разных темах экскурсий и даже в одной теме, в зависимости от целей и задач, показ одного объекта может сопровождаться различным рассказом. Так, в фенологической экскурсии при показе растения акцент делается на фенологическую фазу.

Прием объяснения также соответствует зрительному анализу. Его отличие от характеристики в том, что экскурсовод не просто рассказывает что и как, но и говорит, почему именно так, а не иначе.

Прием цитирования зачитывания таких высказываний ученый, знатных земляков о природном явлении или объекте. Возникает вопрос: « Цитату лучше произносить по памяти или зачитывать по карточке?». Оба варианта вполне приемлемы. Выбор, остается за экскурсоводом, в зависимости от состава группы, контакта экскурсовода с экскурсантами, от твердости знания цитаты

Литературный монтаж фактически является разновидностью цитирования. Только вместо одной цитаты экскурсовод зачитывает сразу же 3-4 цитаты, различных авторов или одного автора, но сказанных в разное время.

Диалогические приемы наиболее’ сложны для использования во время экскурсии. Они требуют наиболее длительной проработки при подготовке к экскурсии.

Прием беседы заключается в последовательных вопросах экскурсовода к экскурсантам с получением ответа. Вопросы, задаваемые экскурсоводом, должны быть четкие, требующие однозначного ответа. Их последовательность определяется характером самого объекта показа. Нельзя задавать по одному предмету более 5 вопросов подряд. Полученные ответы необходимо уточнить, дополнить, поправить.

Прием диспута еще труднее использовать во время экскурсии. Обычно этот прием используется редко, так как требует значительного времени. Диспут значит спор. Вопросы задает не только экскурсовод, но и экскурсанты. Каждая сторона отстаивает свою точку зрения на конкретное природное явление. Чаще всего диспуты возникают при рассмотрении различных гипотез во время беседы, правильно и быстро выполнивших задание, необходимо похвалить. Рассказ экскурсовода должен быть с массой занимательных фактов. Возникший интерес необходимо постоянно поддерживать. Одним из приемов, который поможет в данном случае может быть прием сопереживания. То есть экскурсовод должен апеллировать к чувствам экскурсанта, вызывать у них чувство переживания. При использовании приема цитирования необходимо подбирать таких людей, которых школьники хорошо знают и уважают.

Для того чтобы снять возникшую усталость, напряжение порою бывает достаточно переключить внимание с одного объекта на другой, даже просто пошутить. Так, во время экскурсии по Сухумскому дендрарию экскурсовод, показывая саговник, неожиданно сказала: «Ходят слухи, что известную крупу саго делают из саговника». Приунывшая было группа экскурсантов заулыбалась и вновь стала внимательно слушать рассказ экскурсовода.

Один из самых главных факторов эффективности экскурсии - выбор правильного соотношения нового и известного материала.

Если все сообщаемые факты известны экскурсантам, то они не будут слушать. С другой стороны, если давать только новый материал, то, быстро устав от обилия неизвестного, экскурсанты не будут ее воспринимать. Надо подбирать нового материала столько, чтобы экскурсант уходил с экскурсии с желанием узнать новое по теме экскурсии и с уверенностью, что он не хуже других и не так мало знает.

Опубликовано в группе «Биологи и экологи»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.