Методические приёмы, применяемые в рамках ТРКМЧП характерные для каждой стадии урока

3
0
Материал опубликован 28 July 2018

Методические приемы, применяемые в рамках ТРКМЧП

характерные для каждой стадии урока.

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования определяет направленность общего образования на личностное развитие детей. Особо подчеркивается, что учащиеся основной школы должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, самостоятельно оценивать и регулировать свою деятельность, а учащиеся средней школы - самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность от постановки  цели до получения и оценки результата, в том числе самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Возникает вопрос: как научить ученика учиться? Какие образовательные технологии использовать? В литературе описаны разные технологии обучения, отличающиеся акцентами целевых ориентаций, особенностями содержания и методик. Хочу остановиться на технологии развития критического мышления школьников.

Данная технология известна в России уже более 10 лет. Основы технологии изучают на курсах повышения квалификации, о ней можно прочитать  в книгах. В интернете стоит набрать аббревиатуру ТРКМЧП и мы найдем описание уроков по технологии, информацию о семинарах, методические рекомендации и пособия, и даже диссертации. В теории все просто, но на практике возникают трудности: не всегда три стадии можно реализовать в рамках одного урока. В своей практике я чаще использую технологию фрагментально, но неизменным остается сам подход работы с информацией.

Напомню, что основной целью ТРКМЧП является развитие интеллектуальных умений обучаемых, необходимых в учебе и в обычной жизни. Эта технология помогает запоминать материал, ставя проблему и находя пути её решения. В основе её лежит базовая модель, которая состоит из трех фаз: evocation (вызов, пробуждение), realization (осмысление новой информации), reflection (рефлексия).

Рассмотрим систематизацию приемов технологии, характерные для каждой стадии урока.

На стадии вызова даю возможность ученикам:

ü  проанализировать то, что они знают по изучаемой теме,

ü  высказать свою точку зрения, обменяться мнениями,

ü  зафиксировать и систематизировать информацию, полученную в ходе обсуждения. 

Применяю следующие приемы:

§    Графическая систематизация материала: кластеры, таблицы;

§   составление списка «известной информации»;

§   верные и неверные утверждения;

§   «толстые» и «тонкие» вопросы;

§   мозговой штурм;

§   перепутанные логические цепочки.

Описание методов и приемов можно найти в методической литературе.

Рассмотрим пример использования приёма «перепутанные логические цепочки» используемого мною в процессе обучения геометрии.

Перед изучением теоремы предлагаю каждой группе карточки, на которых записаны рассуждения, впоследствии образующие причинно-следственную цепочку.  Задача группы – выстроить логическую цепочку рассуждений.

На этой стадии урока школьники учатся:

проявлять интерес и потребность в освоении учебной темы;

определять значение и смысл термина;

анализировать, сравнивать, классифицировать информацию;

устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения, выводы, доказательства;

формулировать вопросы и ответы;

работать в паре и группе;

адекватно отвечать на поставленные вопросы;

участвовать в диалоге;

вносить необходимые корректировки и дополнения, исправлять ошибки в ответах.

Следующий этап ТРКМЧП - этап осмысления.

На стадии осмысления перед учителем стоят следующие задачи:

§  сохранить интерес и поддержать активность учащихся, созданную во время фазы вызова

§  отследить понимания школьником изучаемого материала.

На данном этапе можно проводить лекции, индивидуальное, парное или групповое чтение или просмотр видеоматериала, использовать различные приемы технологии критического мышления в частности приём «Инсерт», чтение с остановками, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы, приемы «Бортовой журнал», «Дневники», «толстые» и «тонкие» вопросы, таблица «Плюс–минус–интересно», «Кубик», сводная (сравнительная) таблица, кластер.

Приведу фрагмент с использованием приёмов технологии критического мышления на стадии осмысления.

Урок изучения нового в 10 классе по теме «Степенная функция, её свойства и график». При чтении параграфа ребята, работая в группах, заполняют сводную таблицу.

 

Вид функции

Формула, задающая функцию

Эскиз графика

Область определения функции

Множество значений функции

Четность (нечетность) функции

Возрастание

Убывание функции

Ограниченность функции

Наибольшее (наименьшее) значение функции

Степенная

 

 

       

 

 

1

 

 

       

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

       

 

 

В конце работы ученики обсуждают и сравнивают результаты.

На этапе осмысления успешно формируются умения и навыки смыслового чтения, которые используются при работе с текстом. Ребята приобретают навыки взаимодействия с другими людьми.

Третьим этапом урока является этап рефлексии.  «Рефлексия – особый вид мышления…Рефлексивное мышление означает фокусирование вашего внимания. Оно означает тщательное взвешивание, оценку и выбор» отмечает Роберт Бустром в книге «Развитие творческого и критического мышления».

На стадии рефлексии школьники систематизируют новую информацию, оценивают её, дают ответы на ранее поставленные вопросы, формулируют вопросы и ставят новые цели учебной деятельности. Наиболее эффективным на этом этапе урока является сочетание индивидуальной и групповой работы обучающихся.

На уроках для рефлексии использую составление кластеров, таблиц (сводной, маркировочной), написание эссе или синквейна и другие.

Наиболее популярным заданием является написание синквейна. Сиквейн это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения. Это стихотворение состоит из пяти нерифмованных строк, которые написаны по по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

Существительным обычно служат математические понятия или геометрические фигуры.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.  Как правило они описывают свойства выбранного объекта.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл. Такой фразой чаще всего бывает математическое утверждение.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Ребята очень активно и увлеченно работают в парах или группах над созданием своих стихов. Такая работа дает возможность ученикам не только сочинять, но и работать с математическими понятиями, интерпретировать, творчески перерабатывать изученный материал. При работе над синквейнами ребята получают коммуникативные   навыки общения.

Несколько примеров синквейнов, которые сочинили ребята.

Тема «Симметрия», геометрия, 9 класс.

Симметрия.
Осевая, центральная.
Существует, отсутствует, нарушается.
Отображение плоскости на себя.

Движение.

 

Тема «Треугольники», геометрия, 7 класс.

Треугольник.

Остроугольный, тупоугольный.

Измерять, строить, обозначать.

Сумма углов 180 градусов.

Фигура.

В заключение хочется отметить, что методы и приемы ТРКМЧП позволяют сделать процесс обучения более эффективным, интересным и творческим.

Литература

1.      Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. -М.: Просвещение, 2011- 223 с.

2.      Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. Санкт-Петербург: КАРО, 2015.- 144 с.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации