Алгоритм работы с текстовой задачей на уроке математике

3
0
Материал опубликован 30 June 2020

Учащиеся начальных классов испытывают значительные сложности в решении текстовых задач. Трудности возникают из-за проблем в освоении навыка чтения, восприятия и смыслового анализа текста. 

В текстовой задаче описывается некая жизненная ситуация, требующая количественной характеристики. В процессе решения задачи необходимо установить отношения между компонентами и определить неизвестную величину.

Поэтому крайне важно научить ребенка понимать суть задания, а затем последовательно решать его, четко следуя намеченному плану.

​​​​​​​Навыки, которые необходимо освоить ученикам для того, чтобы работа над решением задачи стала понятной и последовательной:

  • исследовать текст задания;

  • понимать условие;

  • выделять величины, которые даны в задаче и которые нужно найти;

  • находить отношения между элементами;

  • переводить вербальную модель задачи в символическую;

  • определять, какое количество действий нужно совершить, чтобы ответить на вопрос задачи;

  • составлять план решения задачи (рассуждая, анализируя);

  • проверять правильность решения задачи.


Ниже представлен оптимальный алгоритм работы с текстовой задачей:

 I. Анализируем задачу

Цель этапа: понять суть задачи; определить, что известно, а что следует найти; понять, как связаны между собой данные и искомое.

Приемы, которые используют на данном этапе:

  • текст задачи прочитывается одним учеником сначала про себя, а затем вслух;

  • более глубокому осмыслению прочитанного помогает пересказ задачи своими словами;

  • инсценируем ситуацию, представленную в задаче;

  • делим текст на смысловые части и выделяем наиболее важные слова;

  • отбрасываем несущественные детали, если объем текста задачи велик.

II. Моделируем

Заменяем действия с реальными предметами действиями с рисунками, таблицами, чертежами, схемами.

Моделирование помогает ученикам понять содержание задачи, установить отношения между данными и искомым, увидеть различные способы решения задачи.

Приемы, развивающие умение моделировать задачу:

  • используя опорные слова, составить таблицу (рисунок, краткую запись, схему);

  • предложить ученикам выбрать рисунок (краткую запись, схему, таблицу), подходящий к данной задаче;

  • найти и исправить неточности в схеме задачи;

  • составить задачу по чертежу (краткой записи, рисунку, схеме, опорным словам, таблице);

  • подобрать к краткой записи соответствующий текст задачи.

III. Находим и составляем план решения задачи

Проводить поиск плана решения задачи можно двумя способами:

  • синтетическим путем, проводя рассуждения от данных к вопросу. ("Нам известно… . По данным мы можем узнать…");

  • аналитическим, проводя рассуждения от вопроса к данным. ("Для того, чтобы ответить на вопрос задачи, необходимо знать…").

Можно комбинировать два вышеперечисленных способа (аналитико-синтетический). 

Работу по поиску и составлению плана решения задачи учащиеся выполняют самостоятельно, в парах или группах.

IV. Записываем решение и ответ 

Запись решения и ответа задачи выполняется различными способами:

  • выражением в одно действие или по действиям с пояснениями (1 класс);

  • по действиям с пояснениями или вопросами (2 класс);

  • по действиям с пояснением или вопросами; в виде числового или буквенного выражения (3 класс);

  • все способы, уравнением (4 класс).

V. Проверяем решение

На данном этапе формируется умение рассуждать, активизируется познавательная деятельность учащихся и способность к самоконтролю.

Для определения точности решения задачи можно использовать такие способы:

  • прикидка ответа до решения (устанавливаем границы возможных значений искомого);

  • прием подстановки (соответствуют ли числа, полученные в результате решения задачи, числам, данным в условии);

  • составляем и решаем задачи обратные данной;

  • решаем задачу иным способом и сравниваем полученные результаты.

Заключительным этапом используют приемы, развивающие креативность и критическое мышление учеников, и которые повышают интерес к решению задач:

  • составляем подобную данной задачу, но используя новые данные (прием учит детей обобщать задачи одного вида и переносить известную схему решения);

  • задаем дополнительные вопросы к решенной задаче, заменяем известные величины неизвестными, находим новые способы решения;

  • изменяем вопрос задачи (например, так, чтобы решение производилось в два действия);

  • изменяем условия задачи, чтобы решение выполнялось другим действием;

  • изменяем числовые данные и находим иной способ решения. 

Комментарии
Комментариев пока нет.