Алгоритм работы с текстовой задачей на уроке математике
Учащиеся начальных классов испытывают значительные сложности в решении текстовых задач. Трудности возникают из-за проблем в освоении навыка чтения, восприятия и смыслового анализа текста.
В текстовой задаче описывается некая жизненная ситуация, требующая количественной характеристики. В процессе решения задачи необходимо установить отношения между компонентами и определить неизвестную величину.
Поэтому крайне важно научить ребенка понимать суть задания, а затем последовательно решать его, четко следуя намеченному плану.
Навыки, которые необходимо освоить ученикам для того, чтобы работа над решением задачи стала понятной и последовательной:
исследовать текст задания;
понимать условие;
выделять величины, которые даны в задаче и которые нужно найти;
находить отношения между элементами;
переводить вербальную модель задачи в символическую;
определять, какое количество действий нужно совершить, чтобы ответить на вопрос задачи;
составлять план решения задачи (рассуждая, анализируя);
проверять правильность решения задачи.
Ниже представлен оптимальный алгоритм работы с текстовой задачей:
I. Анализируем задачу
Цель этапа: понять суть задачи; определить, что известно, а что следует найти; понять, как связаны между собой данные и искомое.
Приемы, которые используют на данном этапе:
текст задачи прочитывается одним учеником сначала про себя, а затем вслух;
более глубокому осмыслению прочитанного помогает пересказ задачи своими словами;
инсценируем ситуацию, представленную в задаче;
делим текст на смысловые части и выделяем наиболее важные слова;
отбрасываем несущественные детали, если объем текста задачи велик.
II. Моделируем
Заменяем действия с реальными предметами действиями с рисунками, таблицами, чертежами, схемами.
Моделирование помогает ученикам понять содержание задачи, установить отношения между данными и искомым, увидеть различные способы решения задачи.
Приемы, развивающие умение моделировать задачу:
используя опорные слова, составить таблицу (рисунок, краткую запись, схему);
предложить ученикам выбрать рисунок (краткую запись, схему, таблицу), подходящий к данной задаче;
найти и исправить неточности в схеме задачи;
составить задачу по чертежу (краткой записи, рисунку, схеме, опорным словам, таблице);
подобрать к краткой записи соответствующий текст задачи.
III. Находим и составляем план решения задачи
Проводить поиск плана решения задачи можно двумя способами:
синтетическим путем, проводя рассуждения от данных к вопросу. ("Нам известно… . По данным мы можем узнать…");
аналитическим, проводя рассуждения от вопроса к данным. ("Для того, чтобы ответить на вопрос задачи, необходимо знать…").
Можно комбинировать два вышеперечисленных способа (аналитико-синтетический).
Работу по поиску и составлению плана решения задачи учащиеся выполняют самостоятельно, в парах или группах.
IV. Записываем решение и ответ
Запись решения и ответа задачи выполняется различными способами:
выражением в одно действие или по действиям с пояснениями (1 класс);
по действиям с пояснениями или вопросами (2 класс);
по действиям с пояснением или вопросами; в виде числового или буквенного выражения (3 класс);
все способы, уравнением (4 класс).
V. Проверяем решение
На данном этапе формируется умение рассуждать, активизируется познавательная деятельность учащихся и способность к самоконтролю.
Для определения точности решения задачи можно использовать такие способы:
прикидка ответа до решения (устанавливаем границы возможных значений искомого);
прием подстановки (соответствуют ли числа, полученные в результате решения задачи, числам, данным в условии);
составляем и решаем задачи обратные данной;
решаем задачу иным способом и сравниваем полученные результаты.
Заключительным этапом используют приемы, развивающие креативность и критическое мышление учеников, и которые повышают интерес к решению задач:
составляем подобную данной задачу, но используя новые данные (прием учит детей обобщать задачи одного вида и переносить известную схему решения);
задаем дополнительные вопросы к решенной задаче, заменяем известные величины неизвестными, находим новые способы решения;
изменяем вопрос задачи (например, так, чтобы решение производилось в два действия);
изменяем условия задачи, чтобы решение выполнялось другим действием;
изменяем числовые данные и находим иной способ решения.