Аналитическая справка по физике по результатам сдачи ОГЭ - 9 в 2018 году
Аналитическая справка
по результатам ОГЭ по физике в 2018 году
Цель: проанализировать итоги ГИА-9 по физике в 2017-2018 учебном году с целью повышения качества подготовки выпускников 9-х классов к государственной итоговой аттестации в 2018-2019 учебном году по данному предмету.
Одна из задач, стоящих перед коллективом и обучающимися нашей школы, состоит в том, чтобы, используя разнообразные методы и формы учебной и внеурочнойной деятельности, добиться значительного повышения уровня качества знаний учащихся по физике, делая акцент на целенаправленную подготовку к экзаменам в форме ОГЭ.
При подготовке и проведении государственной итоговой аттестации по физике школа руководствовалась Положением о проведении ГИА-9, разработанным Минобрнауки РФ, нормативными документами Камчатского края.
Для родителей организовывались собрания, на которых родительская общественность информировалась:
- о формах и порядке проведения ГИА-9 обучающихся по образовательным программам основного общего образования;
- о процедуре проведения ГИА-9 с использованием механизмов независимой оценки качества образования;
- о правилах поведения на экзамене по физике;
- о процедуре апелляции;
- о соответствующих нормативных документах.
В школе была создана информационная среда по подготовке и проведению ГИА-9, оформлен стенд для родителей и учащихся «ГИА-2018». На сайте образовательного учреждения функционировал раздел «ГИА-2018». Проводились систематические инструктажи по обучению выпускников правилам заполнения бланков по физике. В течение учебного года осуществлялось консультирование (индивидуальное и групповое) по данному предмету. При этом активно использовались INTERNET-ресурсы. Было организовано проведение тренировочных, диагностических и репетиционных контрольных работ. Результаты этих работ анализировались, составлялись отчёты с указанием типичных ошибок и индивидуальных рекомендаций по коррекции пробелов, своевременно информировались родители выпускников на родительских собраниях, при личных встречах.
ГИА-9 была проведена в утверждённые сроки. Обращений родителей по вопросам нарушений в подготовке и проведении ГИА выпускников в школу и вышестоящие организации не поступало.
Основной целью ОГЭ является государственная (итоговая) аттестация девятиклассников и получение на ее основе информации о состоянии математической подготовки выпускников. С другой стороны, структурные и содержательные особенности экзаменационной работы позволяют дифференцировать учащихся по уровню подготовки с целью определения возможностей для получения дальнейшего образования, в частности для комплектования профильных классов.
1. Краткая характеристика КИМ по физике
1.1.Назначение КИМ ОГЭ – оценить уровень образовательной подготовки по физике выпускников 9-х классов школы.
1.2.Содержание экзаменационной работы ОГЭ, по физике определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике.
ОГЭ по физике является экзаменом по выбору обучающихся и выполняет две основные функции: итоговую аттестацию выпускников основной школы и создание условий для дифференциации обучающихся при поступлении в профильные классы средней школы.
Для этих целей в КИМ включены задания трех уровней сложности. Выполнение заданий базового уровня сложности позволяет оценить уровень освоения наиболее значимых содержательных элементов стандарта по физике основной школы и овладение наиболее важными видами деятельности, а выполнение заданий повышенного и высокого уровней сложности – степень подготовленности обучающегося к продолжению образования на следующей ступени обучения с учетом дальнейшего уровня изучения предмета (базовый или профильный).
1.3.Структура КИМ ОГЭ обеспечивает проверку всех предусмотренных
Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта
видов деятельности (с учетом тех ограничений, которые накладывают условия массовой письменной проверки знаний и умений обучающихся): усвоение понятийного аппарата курса физики основной школы, овладение методологическими знаниями и экспериментальными умениями, использование при выполнении учебных задач текстов физического содержания, применение знаний при решении расчетных задач и объяснении физических явлений и процессов в ситуациях практико-ориентированного характера.
В экзаменационной работе проверяются знания и умения, приобретенные в результате освоения следующих разделов курса физики основной школы.
1. Механические явления
2. Тепловые явления
3. Электромагнитные явления
4. Квантовые явления
1.4. Экзаменационная работа состоит из двух частей и содержит 26 заданий, различающихся формой и уровнем сложности : базового - 16, повышенного - 7 и высокого - 3.
Часть 1 содержит 22 задания, из которых 13 заданий с кратким ответом в виде одной цифры, восемь заданий, к которым требуется привести краткий ответ в виде числа или набора цифр, и одно задание с развернутым ответом. Задания 1, 6, 9, 15 и 19 с кратким ответом представляют собой задания на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах, или задания на выбор двух правильных утверждений из предложенного перечня (множественный выбор).
Часть 2 содержит четыре задания (23–26), для которых необходимо привести развернутый ответ. Задание 23 представляет собой практическую работу, для выполнения которой используется лабораторное оборудование.
Общее количество заданий в экзаменационной работе по каждому из разделов приблизительно пропорционально его содержательному наполнению и учебному времени, отводимому на изучение данного раздела в школьном курсе.
1.5.Структура и содержание экзаменационной работы по физике не изменились.
Максимальный балл за верное выполнение всей работы не изменился и составляет 40 баллов (не изменилось также и распределение баллов за задания разного уровня сложности). Минимальный первичный балл в 2017-2018 учебном году за выполнение всей работы равен 10.
2.Основные результаты ОГЭ по физике
2.1.Диаграмма распределения участников ОГЭ по физике с оценочными баллами
2.2.Динамика результатов ОГЭ по физике за последние 3 года
2016 год |
2017 год |
2018 год |
|
Средний балл |
3,6 |
4(+ 0,4) |
3,9(-0,1) |
Средний первичный балл |
20,6 |
23,6 (+3) |
23,3(-0,3) |
«2» |
1 (7,1%) |
0 |
0 |
«3» |
6 (42,9%) |
1 (11,1%) |
5 (35,7%) |
«4» |
4 (28,6%) |
7(77,8%) |
6 (42,9%) |
«5» |
3 (21,4%) |
1 (11,1%) |
3 (21,4%) |
% обученности |
92,9 |
100 (+7,1) |
100 |
% качества |
50 |
88,9 (+38,9) |
64,3(-24,6%) |
Средний балл участников ОГЭ по физике в 2018 году составил 3,9, что ниже прошлогоднего результата на 0,1. В 2018 году все выпускники 9-х классов подтвердили освоение основной программы по физике. Увеличилось количество девятиклассников, получивших «удовлетворительно» на 24,6 %, получивших «отлично» на 10,3%. Произошло снижение количества участников, получивших «хорошо» на 34,9%.
3.Анализ результатов выполнения отдельных заданий
Результативность выполнения отдельных заданий, как обычно, варьируется в довольно значительных пределах. В таблице приведены результаты выполнения работы по заданиям выпускниками 9 – х классов.
№ задания |
Проверяемые элементы содержания |
Проверяемые умения |
Уровень сложности задания |
% выполнения |
Часть 1 |
||||
1 |
Физические понятия. Физические величины, их единицы и приборы для измерения. (соответствие) |
Понимание смысла физических величин. Понимание смысла физических законов. Умение описывать и объяснять физические явления. |
Б |
71,4 0 баллов- 21,4% 1 балл – 35,7% 2 балла – 42,9% |
2 |
Механическое движение. Равномерное и равноускоренное движение. Законы Ньютона. Силы в природе |
Понимание смысла понятий. Понимание смысла физических величин. Понимание смысла физических законов. Умение описывать и объяснять физические явления. |
Б |
57,1 |
3 |
Закон сохранения импульса. Закон сохранения энергии |
Понимание смысла понятий. Понимание смысла физических величин. Понимание смысла физических законов. Умение описывать и объяснять физические явления. |
Б |
50,0 |
4 |
Простые механизмы. Механические колебания и волны. Свободное падение. Движение по окружности |
Понимание смысла понятий. Понимание смысла физических величин. Понимание смысла физических законов. Умение описывать и объяснять физические явления. |
Б |
71,4 |
5 |
Давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Плотность вещества |
Понимание смысла понятий. Понимание смысла физических величин. Понимание смысла физических законов. Умение описывать и объяснять физические явления. |
Б |
85,7 |
6 |
Физические явления и законы в механике. Анализ Процессов. |
Понимание смысла физических законов. Умение описывать и объяснять физические явления. |
Б/П |
50,0 0 баллов – 50 % 1 балл – 28,6% 2 балла – 21,4% |
7 |
Механические явления (расчетная задача) |
Решение задач различного типа и уровня сложности. |
П |
42,9 |
8 |
Тепловые явления |
Понимание смысла понятий. Понимание смысла физических величин. Понимание смысла физических законов. Умение описывать и объяснять физические явления. |
Б |
57,1 |
9 |
Физические явления и законы. Анализ процессов |
Понимание смысла физических законов. Умение описывать и объяснять физические явления. |
Б |
85,7 0 баллов – 14,3 % 1 балл – 28,6% 2 балла – 57,1% |
10 |
Тепловые явления (расчетная задача) |
Решение задач различного типа и уровня сложности. |
П |
35,7 |
11 |
Электризация тел. |
Понимание смысла понятий. Понимание смысла физических величин. Понимание смысла физических законов. Умение описывать и объяснять физические явления. |
Б |
50,0 |
12 |
Постоянный ток |
Понимание смысла понятий. Понимание смысла физических величин. Понимание смысла физических законов. Умение описывать и объяснять физические явления. |
Б |
85,7 |
13 |
Магнитное поле. Электромагнитная индукция |
Понимание смысла понятий. Понимание смысла физических величин. Понимание смысла физических законов. Умение описывать и объяснять физические явления. |
Б |
92,8 |
14 |
Электромагнитные колебания и волны. Элементы оп- тики |
Понимание смысла понятий. Понимание смысла физических величин. Понимание смысла физических законов. Умение описывать и объяснять физические явления. |
Б |
62,3 |
15 |
Физические явления и законы в электродинамике. Анализ процессов (соответствие) |
Понимание смысла физических законов. Умение описывать и объяснять физические явления. |
Б/П |
85,7 0 баллов – 14,3 % 1 балл – 28,5% 2 балла – 57,1% |
16 |
Электромагнитные явления (расчетная задача) |
Решение задач различного типа и уровня сложности. |
П |
28,6 |
17 |
Радиоактивность. Опыты Резерфорда. Состав атомного ядра. Ядерные реакции |
Понимание смысла понятий. Понимание смысла физических величин. Понимание смысла физических законов. Умение описывать и объяснять физические явления. |
Б |
85,7 |
18 |
Владение основами знаний о методах научного познания |
Владение основами знаний о методах научного познания и экспериментальными умениями. |
Б |
28,6 |
19 |
Физические явления и законы. Понимание и анализ экспериментальных данных, представленных в виде таблицы, графика или рисунка (схемы) |
Владение основами знаний о методах научного познания и экспериментальными умениями. Понимание текстов физического содержания. |
П |
92,9 0 баллов – 7,1 % 1 балл – 21,4% 2 балла – 71,4% |
20 |
Извлечение информации из текста физического содержания |
Понимание текстов физического содержания. |
Б |
78,6 |
21 |
Сопоставление информации из разных частей тек- ста. Применение информации из текста физического содержания |
Понимание текстов физического содержания. |
Б |
35,7 |
22 |
Применение информации из текста физического содержания |
Понимание текстов физического содержания. |
П |
71,4 0 баллов – 28,6 % 1 балл – 28,6% 2 балла – 42,9% |
Часть 2 |
||||
23 |
Экспериментальное задание (механические, электромагнитные явления) |
Владение основами знаний о методах научного познания и экспериментальными умениями. |
В |
100,0 1 балл –14,3% 2 балла – 7,1% 3 балла –7,1% 4 балла – 71,4% |
24 |
Качественная задача (механические, тепловые или электромагнитные явления) |
Решение задач различного типа и уровня сложности. Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни. |
П |
50,0 0 баллов – 50 % 1 балл – 42,9% 2 балла – 7,1% |
25 |
Расчетная задача (механические, тепловые, электромагнитные явления) |
Решение задач различного типа и уровня сложности. |
В |
57,1 0 баллов – 42,9 % 1 балл – 28,6% 2 балла – 7,1% 3 балла – 21,4% |
26 |
Расчетная задача (механические, тепловые, электромагнитные явления) |
Решение задач различного типа и уровня сложности. |
В |
50,0 0 баллов – 50 % 1 балл – 14,3% 2 балла – 0% 3 балла – 35,7% |
3.1.Результаты выполнения первой части экзаменационной работы
Успешность выполнения заданий части 1 ОГЭ по физике за 2017-2018 г.
Анализ данных показывает, что учащиеся 9 – х классов справились не со всеми заданиями первой части экзаменационной работы.
Наиболее успешно учащиеся справились с заданиями 1, 4, 5, 9, 12, 13, 14, 15, 17, 19, 20, 22. Задания 19 не выполнил только один учащийся (Мацко И.) (7,1 %). В задания 6, 9, 15, 22 (задания по форме соответствия или с выбором двух ответов) некоторые учащиеся допустили одну ошибку, в результате получили по одному баллу, а так же есть учащиеся, которые или не приступали к выполнению заданий или сделала больше чем 2 ошибки, в результате чего получили 0 баллов. Понимание текстов физического содержания проверяется заданиями 20–22. Для одного и того же текста формулируются вопросы, которые контролируют умения:
– понимать смысл использованных в тексте физических терминов;
– отвечать на прямые вопросы к содержанию текста;
– отвечать на вопросы, требующие сопоставления информации из разных частей текста;
– использовать информацию из текста в измененной ситуации;
– переводить информацию из одной знаковой системы в другую.
Анализ данных показывает, что с 20 заданием справились не все учащиеся, а в 21 и 22 заданиях допустили ошибки, что указывает на недостаточное понимание текста и не умение с ним работать.
Можно сделать вывод, что эти разделы усвоены учащимися удовлетворительно на уровне базовых умений (применение знаний для решения физических задач).
Хуже учащиеся справились с заданиями 10,16,18. Задания 10 (тепловые явления,) и 16 (электромагнетизм), которые являются расчетной задачей выполнили только 5 (35,7%) и 4 (28,6%) учащихся соответственно. Затруднение вызвало задание 18 (владение основными знаниями о методах научного познания), с которым справились только 4 (28,6%) учащихся. Низкий уровень усвоения парадоксальным образом сочетается относительно небольшим временем (2 часа в неделю), выделяемым на изучение физики в основной школе. Эти данные позволяют высказать следующие гипотезы о причинах этого явления:
Низкий уровень владения математическим аппаратом (пропорции, алгебраические преобразования, тригонометрия, работа с графическим материалом);
Низкая мотивация у учащихся;
Небольшое количество часов в средне школе на базовом уровне изучения при значительном объеме содержания, что не позволяет изучать фундаментальные вопросы на достаточно серьезном уровне, отрабатывать наиболее существенные элементы содержания.
3.2.Результаты выполнения второй части экзаменационной работы
Успешность выполнения заданий части 2 ОГЭ по физике за 2017-2018 г.
Анализ данных показывает, что учащиеся 9 – х классов справились не со всеми заданиями второй части экзаменационной работы. Часть вторая представлена четырьмя заданиями повышенного и высокого уровней сложности. Экзаменационная работа содержит экспериментальное задание, которое учащиеся должны выполнить с помощью лабораторного оборудования. Экспериментальное задание 23 проверяет:
1) умение проводить косвенные измерения физических величин:
плотности вещества; силы Архимеда; коэффициента трения скольжения; жесткости пружины; периода и частоты колебаний математического маятника; момента силы, действующего на рычаг; работы силы упругости при подъеме груза с помощью подвижного или неподвижного блока; работы силы трения; оптической силы собирающей линзы; электрического сопротивления резистора; работы и мощности тока;
2) умение представлять экспериментальные результаты в виде таблиц, графиков или схематических рисунков и делать выводы на основании полученных экспериментальных данных: о зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины; о зависимости периода колебаний математического маятника от длины нити; о зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника; о зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления; о свойствах изображения, полученного с помощью собирающей линзы;
3) умение проводить экспериментальную проверку физических законов и следствий: проверка правила для электрического напряжения при последовательном соединении резисторов, проверка правила для силы электрического тока при параллельном соединении резисторов.
Задание оценивается в 4 балла. Результаты показали, что все учащиеся приступили к выполнению практической части экзамена , 10 учащихся (71,4%) выполнили полностью работу и получили максимальный балл, 4 учащихся допустили при выполнении одну или несколько ошибок.
Задание 24 – качественный вопрос (задача), представляющий собой описание явления или процесса из окружающей жизни, для которого учащимся необходимо привести цепочку рассуждений, объясняющих протекание явления, особенности его свойств и закономерностей. Задание оценивается в 2 балла. Результаты показали, что 7 учащихся (50,0 %) не справились с заданием, 1 учащийся (Литвинцев Д.) (7,1 %) получили максимальный балл, 6 девятиклассника (42,9%) дали ответ без объяснения протекающих процессов и закономерностей.
Задания 25 и 26 – это расчетные задачи высокого уровня, к которым необходимо дать развернутый ответ. Они направлены на проверку умения использовать понятия и законы физики для анализа различных процессов и явлений, а также умения решать расчетные задачи по какой-либо из тем школьного курса физики, умение использовать законы физики в измененной или новой ситуации при решении задач. Задание оценивается в 3 балла. Результаты показали, что 6 (42,9%) и 7 (50%) учащихся не справились с заданиями 25, 26 соответственно или вообще к ним не приступали, 3 (21,4%) и 5 (35,7%) учащихся справились с заданиями 25 и 26 соответственно и получили максимальный балл. 3 (33,3%) . Остальные учащиеся при решении задач допускали ошибки разного характера, в том числе и математические (расчетные).
3.3.Итоги ОГЭ по физике по классам
Всего учащихся – 14уч-ся.
Получены следующие оценки:
«5» - 3 уч-ся;
«4» - 6 уч-ся;
«3» - 5 уч-ся;
«2» - 0 уч-ся.
Процент обученности – 100%;
Процент качества - 64,3%.
Класс |
Всего уч-ся |
Получены оценки |
|||
«5» |
«4» |
«3» |
«2» |
||
9а |
8 |
3 |
2 |
3 |
- |
9б |
4 |
- |
4 |
- |
- |
9в |
- |
- |
- |
- |
- |
9г |
2 |
- |
- |
2 |
- |
Результаты по классам
Класс |
Результаты экзамена |
Учитель |
9а |
Обученность – 100% Качество – 62,5% |
Высоцкая Н.А. |
9б |
Обученность – 100% Качество – 100% |
|
9г |
Обученность – 100% Качество – 0% |
Наибольшее количество первичных баллов – 33 (Боровой П., Бондарев К., Загиров Р. 9а). Наименьшее количество первичных баллов – 13 (Гук Е., 9а). Средний первичный балл – 23,3, средняя оценка – 3,9.
По результатам ОГЭ в 2017-2018 учебном году обученность по физике – 100%, а средний показатель качества ЗУН – 64,3%. По сравнению с 2016-2017 учебным годом качество учебных достижений обучающихся по физике понизилось на 24,6% Без «2» сдан ОГЭ по физике всеми учащимися. По сравнению с итогами ГИА-9 2016-2017 учебного года средняя оценка по физике понизилась на 0,1 и составила 3,9 балла.
Сопоставление результатов экзамена и школьной годовой отметки
Предмет |
Кол-во участников |
Кол-во обуч-ся, получивших на экзамене отметку ниже годовой |
Кол-во обуч-ся получивших на экзамене отметку выше годовой |
Кол-во обуч-ся, подтвердивших школьные отметки |
9а |
8 |
1 (12,5%) |
2 (25%) |
5 (62,5%) |
9б |
4 |
2(50%) |
1(25%) |
1 (25%) |
9г |
2 |
- |
- |
2(100%) |
Итого |
14 |
3(21,4%) |
23(21,4%) |
8(57,1%) |
4. Выводы
Анализ результатов экзаменационной работы по физике показал достаточный уровень владения фактическим материалом по предмету за курс основной школы выпускниками 2018 года. Абсолютный показатель – 100%, качественный показатель экзаменационной работы – 64,3%.
Результаты ОГЭ этого года свидетельствуют о том, что учителю физики необходимо:
Продолжить работу школьников с текстами физического содержания. Ученик должен научиться не только ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл, но и делать выводы из сформулированных посылок.
Обратить внимание на «качественные вопросы», в которых проверяется понимание экзаменующимися сути различных явлений. Они являются «камнем преткновения» как для слабых учеников, так и для сильных учащихся, а их удельный вес в КИМах год от года растет. Необходимо научить школьников узнавать явление, т.е. определять его название по описанию физического процесса; условий протекания различных опытов, иллюстрирующих те или иные явления; примеры проявления различных явлений в природе и повседневной жизни и применение их в технике.
Более широко использовать практико-ориентированные задания.
Проводить работу с различными типами заданий (с выбором ответа, с кратким ответом и с развёрнутым ответом).
Настроить школьников на самое внимательное прочтение задания (часто они не дочитывают задание, не замечают отрицательных частиц «не», не обращают внимания на единицы физических величин на осях графиков).
Большую обеспокоенность продолжает вызывать реализация практической части школьного курса физики: обучение учащихся проведению наблюдений, опытов и измерений физических величин. Успех учащихся при решении заданий такого типа возможен лишь при условии, что в процессе обучения им была предоставлена возможность выполнить все предусмотренные программой лабораторные и практические работы.
Учитель физики Высоцкая Н.А.