Аналитическая справка по результатам проведения анкетирования педагогического коллектива МБДОУ детского сада № 40 «Дружба»
Аналитическая справка
по результатам проведения анкетирования
педагогического коллектива
МБДОУ детского сада № 40 «Дружба»
Цель: исследовать уровень выраженности эмоционального интеллекта.
Диагностический инструментарий:
Методика Н. Холла оценки «эмоционального интеллекта»Дата исследования: 16.09.2022 - 22.09.2022.
Испытуемые: педагогический коллектив детского сада.
В исследовании приняли участие 16 педагогов. Методика предложена для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений.
Данная диагностика покажет, насколько часто педагоги проявляют эмоции в повседневной жизни, как относятся к себе, другим людям, какие у них способности к общению, насколько позитивно относятся к жизни и ищут гармонию с собой.
Интегральный уровень эмоционального интеллекта в процентном соотношении компонентов по методике Н. Холла представлен в диаграмме 1.
Диаграмма 1
Исходя из диаграммы 1 по интегральному уровню эмоционального интеллекта можно сказать, что у педагогов:
высокий уровень ЭИ – 6% (1 человек)
средний уровень ЭИ – 38% (6 человек)
низкий уровень ЭИ – 56% (9 человек)
Самому низкому уровню выраженности эмоционального интеллекта соответствуют:
эмоциональные реакции по механизму условного рефлекса (вас придавили в транспорте – вы нагрубили в ответ);
осуществление активности с преобладанием внешних компонентов над внутренними, на низком уровне ее понимания (вам кто-то сказал, что так нужно, и вы делаете это, не задумываясь почему? зачем? и нужно ли вообще?);
низкий самоконтроль и высокая ситуативная обусловленность (т.е. не вы влияете на ситуацию, а ситуация влияет на вас и провоцирует на определенные действия и эмоциональные реакции).
Среднему уровню выраженности эмоционального интеллекта соответствует:
произвольное осуществление деятельности и общения на базе определенных волевых усилий;
высокий уровень самоконтроля;
определенная стратегия эмоционального реагирования;
ощущение психологического благополучия,позитивного отношения к себе.
Для этого уровня выраженности эмоционального интеллекта характерной является высокая самооценка.
Высокий уровень эмоционального интеллекта отвечает наивысшему уровню развития внутреннего мира человека. Это значит, что у человека есть определенные установки, которые отражают индивидуальную систему ценностей. И эта система ценностей была выработана человеком самостоятельно и четко им осознается.
Такой педагог четко знает, как ему нужно вести себя в различных жизненных ситуациях и при этом он чувствует себя свободным от различных ситуативных требований. Выбор поведения, адекватного ситуации, осуществляется таким человеком без чрезмерных волевых усилий. Мотивация такого поведения осуществляется не снаружи, а исключительно изнутри. Таким человеком сложно манипулировать.
И самое главное, педагог ощущает высокий уровень психологического благополучия и прекрасно живет в гармонии с самим собой и окружающими людьми.
По шкалам результаты распределились следующим образом:
Диаграмма 2
Шкала I «Эмоциональная осведомленность» это осознание и понимание своих эмоций, а для этого постоянное пополнение собственного словаря эмоций. Люди с высокой эмоциональной осведомленностью в большей мере, чем другие осведомлены о своем внутреннем состоянии.
высокий уровень – 12,5% (2 чел.)
средний уровень – 75% (12 чел.)
низкий уровень - 12,5% (2 чел.)
Шкала II «Управление своими эмоциями» - это эмоциональная отходчивость, эмоциональная гибкость и т.д., другими словами, произвольное управление своими эмоциями.
высокий уровень – 0% (0 чел.)
средний уровень – 12,5% (2 чел.)
низкий уровень – 87,5% (14 чел.)
Шкала III «Самомотивация»- принятие человеком новых условий деятельности с ответственностью за результат и с внутренним контролем над достижением цели. Чтобы что-то сделать, надо ощущать внутреннюю осознанную необходимость, внутреннюю неизбежность этого шага.
высокий уровень – 6,25%(1 чел.)
средний уровень –31,25% (5 чел.)
низкий уровень – 62,5% (10 чел.)
Шкала IV «Эмпатия» - умение сопереживать текущему эмоциональному состоянию другого человека, а так же готовность оказать поддержку. Это умение понять состояние человека по мимике, жестам, оттенкам речи, позе.
высокий уровень – 43,75% (7 чел.)
средний уровень – 37,5% (6 чел.)
низкий уровень - 18,75% (3 чел.)
Шкала V «Распознавание эмоций других людей» - умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей.
высокий уровень – 25% (4 чел.)
средний уровень – 12,5% (2 чел.)
низкий уровень - 62,5% (10 чел.)
По диаграмме видно, что самые низкие результаты по шкале «Управление своими эмоциями». Это говорит о том, что педагоги плохо умеют контролировать и определять свои эмоции, при необходимости изменять их по собственному выбору или же менять их интенсивность. Дальнейшая коррекционная работа с педагогами будет направлена на развитие эмоционального интеллекта, формирование умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций, повышение эмоциональной зрелости в целом .
Педагог-психолог Мазалева А.И.