Каким вы хотите видеть своего ребёнка? Вопрос, который задают родителям педагоги в любом детском саду в любой группе. Этот же вопрос задают родителям будущих первоклассников. Так какими же видят своих детей их родители?

Все ответы схожи. Родители хотят видеть своих первоклашек успешными, счастливыми, интересующимися, любознательными и уверенными. Чтобы они с удовольствием бежали в школу, приносили хорошие оценки, и огонь познания не гас с каждым школьным днём.

Что же нужно учесть при оценке готовности ребенка к высоким требованиям школьного обучения и в процессе подготовки к школе.

Внимание. Это и процесс и состояние. Внимание является основой любого вида деятельности. Важен хороший объем, произвольность, достаточная концентрация, устойчивость и распределение для понимания информации, сосредоточении на объекте, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Для умения слушать учителя и писать одновременно.

Ко времени обучения в школе уровень развития внимания должен быть достаточно высоким. В противном случае понадобятся дополнительные упражнения и игры для развития внимания, например нейропсихологические.

На основе хорошего внимания, формируется хороший уровень всех видов восприятия. Все виды восприятия обеспечивают целостность образов.

Зрительное восприятие формирует полноту образов, как предметов, объектов, так и символов (букв, цифр).

Акустическое восприятие обеспечивает понимание инструкций, информации, различение звуков на слух.

Кинестетическое, проприоцептивное, тактильное восприятие позволяют ориентироваться в пространстве класса и листа. Обеспечивают как моторные, так и логические конструкции.

При нарушениях восприятия следуют нарушения памяти, речи и мышления в целом. Необходимы сенсорно-интегративные, психомоторные упражнения и игры.

Работоспособность (нейродинамический показатель). На сколько ребенок способен активно совершать умственную работу, не утомляясь. Конечно, для любого человека характерна цикличность активности, но к школе уровень работоспособности должен быть достаточен для продолжительности урока. При возникающих проблемах стоит обратиться, как к неврологу, так и к психологу.

Саморегуляция и контроль. Регулировать собственные действия, планировать и контролировать свою деятельность становится особенно необходимым в период школьного обучения. Это нужно, чтобы выполнить то или иное задание, соблюдать требования и инструкции учителя.

В норме к 7-8 годам уровень саморегуляции и контроля должен быть достаточен для обучения. При возникающих трудностях, помогут занятия с психологом и нейропсихологом, игры на развитие данных процессов.

Память. Основная психическая функция для сохранения, удержания и воспроизведения любой информации. Как правило, зрительная память часто является ведущей. Двигательная память развивается у ребенка с рождения. А вот слухоречевая память формируется постепенно и ей следует уделить особое внимание для удержания информации, чтения и письма.

Мышление. Хороший уровень мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, умозаключение) обеспечит будущему первокласснику успешное освоение абсолютно всех предметов. Любое отклонение стоит решить до школы с помощью специальных игр и упражнений, которые используются в том числе и в детском саду.

Стоит обратить внимание и на следующие особенности ребёнка. Импульсивен он или медлителен, имеются ли трудности переключения с одной деятельности на другую. Нет ли «застревания». Есть ли гипер или гипотонус мышц руки. Это отразится на письме. Очень важна и хорошая зрительно-моторная координация во всех видах деятельности.

При выявленных трудностях прежде всего необходимо обратится к детскому неврологу с целью оценки нейродинамических процессов (возбуждения и торможения). А также к психологу, нейропсихологу, которые в случае необходимости посоветуют занятия с другими коррекционными специалистами.

Самая приемлемая форма занятий – это игра. Игра! Творчество! Креативность! Начиная с младенчества и заканчивая младшим школьным возрастом. Играйте больше, играйте чаще. Именно в игре проявляется характер вашего ребенка, его эмоциональные переживания, умение действовать по правилам. Немалую роль в играх играет глазомер, чувство времени, наблюдательность, ловкость, точность движений, умение видеть и слышать окружающих.

«Произвольность – это функция мотивации, а потому первая задача любого обучения – создание или использование имеющейся у ребенка мотивации» (Н.И. Гуткина).

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.