Аналитический отчёт за межаттестационный период

1
0
Материал опубликован 5 March 2017 в группе

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Муниципальное казенное образовательное учреждение –

Крыловская средняя общеобразовательная школа

Красноуфимскогорайона Свердловской области


 


 

Аналитический отчёт

за межаттестационный период

( 2012-2016 г.)

«Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, деятельности по моделированию, конструированию и эстетическому оформлению изделий как условие развития информационных компетенций».

 

Составитель:

Дьякова Елена Петровна

Учитель технологии

МКОУ «Крыловская СОШ»


 

2016 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

Введение……………………………………………………………………………………………3

1.Теоретические основы психологической деятельности за межаттестационный период………………………………………………………………………………………………5

1.1. Личностный подход в образовательной технологии…………………….........5

1.2.Теоретические основы организации проектной деятельности обучающихся, деятельности по моделированию, конструированию и эстетическому оформлению изделий как условие развития информационных компетенций…9

2.Аналитическая часть…………………………………………………………………………13

3.Проектная деятельность……………………………………………………………........... 27

4.Заключение………………………………………………………………………………………30

Список используемых источников…………………………………………………32

Приложения………………………………………………………………………….33
 

ВВЕДЕНИЕ

В межаттестационный период работаю по теме «Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, деятельности по моделированию, конструированию и эстетическому оформлению изделий как условие развития информационных компетенций».

Во все века люди высоко ценили творческую деятельность, потребность открытия нового. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана, по крайней мере, с двумя положениями: во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных и творческих людей, обладающих не только знаниями, но и желание познать новое; во-вторых, само по себе образование не гарантирует высокого уровня творческой воспитанности, ибо Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Творчество направлено на решение любых проблем или удовлетворение потребностей. В связи с этим актуальной становится проблема творческого воспитания современного школьника, так как именно школьный возраст – время, когда закладываются основы творческой личности. Отсюда вытекает противоречие между тем, что обществу, государству необходимо, чтобы в молодежи были заложены творческие качества и стремление познать новое, но в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка.

В межаттестационный периодцелью моей педагогической деятельности является создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения творческой самореализации и развития потребности познания нового, умеющей использовать приобретенные навыки в практической деятельности и повседневной жизни, творчески решать поставленные задачи, способной к профессиональному самоопределению.

Для реализации данного направления были поставлены следующие задачи:

- формирование информационных компетенций учащихся и создания условий для творчества и самоактуализации личности;

- совершенствования педагогического мастерства посредством приемов технологии через организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся,

- выявление способностей каждого учащегося через внедрение системы мониторинга;

- представление своего педагогического опыта и повышение квалификации в различных формах педагогического взаимодействия.

Объект исследования: процесс формирование и развитие творческих качеств личности обучающихся через проектную деятельность с 5-11класс.

Предмет исследования: применение технологийучебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, на уроках технологии.

Гипотеза: если в процессе обучения предмета «Технологии» в системе применять технологии учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, деятельности по моделированию, конструированию и эстетическому оформлению изделий как условие развития информационных компетенций то это будет способствовать формированию и развитию творческих качеств личности обучающихся.

Цель аналитического отчёта: самоанализ и самооценка профессиональной деятельности за период межаттестационной деятельности, а также анализ эффективности формирования и развития творческих качеств личности обучающихся с применением технологии учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, в условиях образовательного учреждения.


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА МЕЖАТТЕТСАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

1.1. Личностный подход в образовательной технологии

Личностное развитие человека зависит от его индивидуальных особенностей. С ними связан характер деятельности человека, особенности мышления, круг интересов и запросов, а также его поведение в социуме. Именно поэтому индивидуальные особенности необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. Кроме того, каждому возрасту свойственны определённые особенности в развитии. Известно, что развитие памяти и мыслительных способностей наиболее активно происходит в детском и подростковом возрасте. Если в этот период использовать данные особенности не в полной мере, то позднее будет сложно наверстать упущенное. Вместе с тем, попытки слишком забегать вперёд, не учитывая при этом возрастные и индивидуальные особенности ученика, могут не дать ожидаемого педагогом эффекта.

Учёт возрастных и индивидуальных особенностей послужил основой для всё более активного применения в рамках обучения новой личностно – ориентированной образовательной парадигмы.

Теория и практика личностно-ориентированной технологии обучения разрабатывалась: А.В. Петровским, В.И. Слободчиковым, Г.А. Цукерман, И.С. Якиманской и другими. Все педагоги – исследователи считают, что при личностно-ориентированном образовании на первый план выходит развитие личности. Таким образом, осуществление личностно-ориентированного подхода в образовании возможно при соблюдении следующих условий:

наличие комфортных и безопасных условий обучения;

осуществление воспитания саморегулирующего поведения личности;

формирование и развитие мышления;

учёт уровня способностей и возможностей каждого ученика в процессе обучения;

адаптация учебного процесса к особенностям групп учащихся.

Личностно-ориентированное обучение предполагает поэтапный характер процесса обучения: от изучения личности ученика через осознание и коррекцию личности, и основано, в основе своей, на когнитивных аспектах.

Личностно-ориентированное обучение основывается на понятии того, что личность являет собой совокупность всех её психических свойств, которые составляют её индивидуальность.

Технология личностно-ориентированного обучения основана на принципе индивидуального подхода, при котором учитываются индивидуальные особенности каждого ученика, что, позволяет содействовать развитию личности ученика.[1]

Личностно ориентированное обучение понимается, как обучение, выявляющее особенности ученика – субъекта, признающее самобытность и самоценность субъектного опыта ребенка, выстраивающее педагогические воздействия на основе субъектного опыта учащегося.

Существует мнение, что процесс интеллектуальных изменений учеников сводится к простому количественному накоплению особенностей, которые заложены уже в мышлении трёхлетнего ребёнка, к дальнейшему, чисто количественному росту, к которому само слово «развитие» уже не применимо. Наиболее последовательно эту точку зрения выразила Ш. Блюмер в теории переходного возраста, где также констатируется дальнейшее равномерное развитие интеллекта в период полового созревания. [2]

По сути, ту же самую точку зрения развивает М.М.Рубинштейн. Он последовательно рассматривает все изменения, происходящие в переходном возрасте в области мышления, как дальнейшее продвижение по путям, которые проложены уже в мышлении ребёнка раннего возраста. В этом смысле взгляды Рубинштейна всецело совпадают с взглядами Блюмер.

Швейцарский психолог Ж.Пиаже изучал когнитивное развитие ребёнка свыше полувека. Пиаже рассматривал познаваемое с двух основных точекзрения: формальной и динамической. При этом более важным Пиаже считал динамический аспект, «поскольку только динамический аспект рассмотрения позволяет нам понять природу вещей». В основе взглядов Пиаже на когнитивное развитие лежит адаптационная модель. «Люди восстанавливают состояние равновесия, отчасти изменяя своё поведение и приспосабливая его к изменениям окружающей среды, отчасти изменяя те из элементов окружения, которыми они умеют управлять». [11, с.95]

Согласно точке зрения Пиаже, циклы развития личности предшествуют циклам обучения. Это означает, что обучение надстраивается над развитием, но не изменяет его. Л.С. Выготский считал принципиально иначе. Он отличал ведущую роль обучения в психическом развитии ребёнка. Но обучение может быть развивающим только в том случае, если ориентироваться не на завершённые циклы развития ребёнка, а на зарождающиеся. Вместе с тем Э. Стоунс отмечает, что критика Выготским теории Пиаже является одним из проявлений его постоянного интереса к роли языка в учении человека. Выготский писал: «Определение уровня развития и его отношения к возможностям обучения составляет незыблемым и основной факт, от которого мы можем, смело отправляться как от несомненного». [4, с.135] Таким образом, необходимо выделить не менее двух уровней развития ребёнка, без знания которых невозможно найти правильное отношение между ходом детского развития и возможностями его обучения.

Первый уровень – уровень актуального развития психических функций ребёнка, сложившийся в результате определённых, уже завершившихся, циклов его развития. В данном случае имеется в виду наличный уровень подготовки ученика, который характеризуется тем, какие задания он может выполнять самостоятельно, без помощи взрослого.

Второй уровень – уровень, отражающий психический потенциал развития личности, это зона ближайшего развития. Этот уровень является показателем того, что ребёнок не может выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с небольшой помощью. Зоны актуального и ближайшего развития у каждого ученика индивидуальны, что и объясняет разные темпы умственного развития. [5]

Развитие мышления ребёнка возможно в сопровождении учителя. Следовательно, одной из главных целей учебного процесса в целом и каждого урока в отдельности следует считать когнитивное развитие личности. Именно эта цель является одной из основных при осуществлении личностно-ориентированного подхода в обучении.

Личностно-ориентированное обучение в большей мере, чем традиционное, соответствует возможностям и способностям ребёнка.

В детском возрасте часто наблюдается эмоциональная уязвимость, неустойчивость самооценки. Подобные особенности чаще заметны на устных ответах: ученики уклоняются от ответов, не проявляют инициативы.

Использование технологий личностно-ориентированного обучения в подобных случаях даёт учителю возможность, учитывая индивидуальные особенности учеников, изменить форму уроков в целях повышения продуктивности учебной деятельности.

Как известно, при осуществлении личностно-ориентированного подхода в обучении необходимо опираться на субъективный опыт ученика, а также учитывать индивидуальную избирательность ученика к формам заданий, типу и виду изучаемого материала. Соблюдение этих требований особенно важно при работе с подростками, так как одной из возрастных особенностей в подростковом возрасте является, так называемое, чувство взрослости.[14]

Осуществление личностно-ориентированного подхода невозможно без изучения личности ученика. При этом необходимо выявлять и учитывать психофизиологические особенности ученика, его интересы, жизненные ценности, личные потребности и т.д.

Важным является ещё один фактор – оценка знаний. Здесь оцениваются не только итоговые знания, но и усилия ученика. Такое положение особенно важно для осуществления эмоциональной поддержки подростков с низким уровнем интеллектуального развития и стимулирования более продуктивной учебной деятельности учеников с высоким уровнем интеллектуальных способностей.[15]

Личностно-ориентированный урок, реализуемый с учетом его ценностей, педагогических целей отличается от традиционного урока. (Таблица 1)

Таблица 1. Сравнительная характеристика деятельности педагога при проведении традиционного и личностно-ориентированного урока

Традиционный урок

Личностно-ориентированный урок

Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков.

Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личного опыта.

Распределяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий.

Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет детей к самостоятельному поиску путей решений этих заданий.

Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам учитель.

Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала.

Предполагает дополнительные индивидуальные занятия с отстающими детьми.

Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком.

Осуществляет планирование детской деятельности в определенном русле.

Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность.

Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ими ошибки.

Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки.

Определяет правила поведения в классе и следит за их выполнением.

Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их выполнение.

Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виновных.

Побуждает детей обсуждать возникающие конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их решения.

При проектировании технологии личностно-ориентированного обучения на личностной основе ученик занимает положение активного субъекта образовательного процесса, включается в совместную смыслопоисковую деятельность; творческая деятельность учителя и учеников в этом случае наполняется личностными смыслами. Совместная смыслопоисковая деятельность способствует созданию пространства нравственного развития и нравственного самоопределения подростков, если она способствует пробуждению внутренних сил для нравственного самосовершенствования; поиску личностных смыслов; осуществляется на основе субъект-субъектного взаимодействия, сотрудничества, сотворчества взрослого и ребенка; актуализирует внутренние процессы нравственного становления личности.

Воспитательный процесс в личностно- ориентированном образовании призван помочь ребенку обрести смыслы. Следовательно, проектирование технологии личностно-ориентированного обучения, способствующих становлению нравственного опыта современногошкольника, должно быть направлено на построение смысловых субъектных отношений через:

освоение воспитанниками нравственных ценностей науки, культуры, истории и искусства, мира реального и образного, художественного;

применение освоенных ценностей в собственной жизни;

познание окружающей действительности и воссоздание с учетом освоенных нравственных ценностей уникального миропонимания и миро чувствования; моделирование собственной жизни в условиях динамичного общества по законам добра, красоты, любви;

обретение опыта нравственного поведения.

В результате применения технологии личностно-ориентированного обучения нравственные знания и ценности получают более глубокое осмысление учащимися; нравственные ценности обретают для детей личностный смысл, что способствует становлению нравственного опыта учащихся.

Таким образом, личностно-ориентированное обучение предоставляет каждому ученику возможность изучить учебный материал на различных уровнях (но не ниже базового), в зависимости от интеллектуальных способностей и индивидуальных предпочтений.

Средствами развития интеллектуальных способностей ученика при личностно-ориентированном обучении являются стремление к развитию личности, предоставление ученику возможности активной познавательной деятельности через посильную самостоятельную работу и предоставление творческой свободы.

1.2. Теоретические основы организации проектной деятельности обучающихся, деятельности по моделированию, конструированию и эстетическому оформлению изделий как условие развития информационных компетенций.

В русле модернизации современной школьной системы актуальным является вопрос реализации компетентностного подхода в образовании.

Информационная компетенция является одной из ключевых компетенций и включает в себя множество составляющих ее знаний, умений, навыков деятельности по отношению к информации, в том числе и владение современными средствами информации (компьютер, интерактивная доска, принтер, модем и т.д.) и информационными технологиями (аудио- и видеозапись, электронная почта, Интернет).

Современный этап развития образования характеризуется широким внедрением в учебный процесс компьютерных технологий. Информационные технологии находят свое применение в различных предметных областях на всех возрастных уровнях.

В информационном обществе XXI века, главной ценностью становится самостоятельное приобретение нового знания, полученного благодаря беспрепятственному доступу к информации и наличия базовых умений и компетенций грамотно с ней работать.

Ученик, овладевая каким-либо способом деятельности, получает опыт интеграции различных результатов образования (знаний, умений, навыков, ценностей и т.д.), и постановки (или присвоения) цели. Так происходит осознание процесса управления своей деятельностью – «компетенции».

Основополагающими теоретическими источниками, в которых всесторонне исследована проблема формирования информационных компетенций занималисьН.И.Гендина, М.В.Рыжаков, В.Н.Борздун и др.

В процессе выполнения учебных проектов у школьника формируются следующие информационные компетенции:

1. Компетенции в сфере первоначального информационного поиска (выделении ключевых слов для информационного поиска; самостоятельное нахождение информации в Интернет).

2. Технологические компетенции (составление плана работы, подбор литературы по теме, перевод информации из одной формы представления в другую и т.п.).

3. Предметно-аналитические компетенции (выделение главного, анализ, систематизация информации, формулировка выводов на основе ее обобщения).

4. Операционно - деятельностные компетенции (разработка и использование различных средств наглядности при защите творческих проектов, оформление информационного продукта в виде компьютерной презентации).

 5. Коммуникативные компетенции (представление собственного информационного продукта).

Общество хочет видеть современного человека образованным и творческим. Сегодня, в условиях творческого кризиса, в нашей стране возрастает роль школы в воспитании личности, наделенной такими творческими качествами как умение видеть цель и достигать ее, высокая работоспособность, решать задачи нестандартным путем, результативность . Недаром в законе «Об образовании в Российской Федерации»» внесена поправка, что основной задачей образования является формирование духовно-нравственной и творческой личности.

Прежде чем рассмотреть теоретические основы проектирования, обратимся к сущности понятия «проектная деятельность».

Как отмечает В.Ф. Сидоренко, «проектная деятельность представляет сложную организованную систему взаимодействия различных специалистов, функционально связанную с системами управления, планирования и производства и, в свою очередь, являющуюся особого рода производством проектной документации, в языке которой предвосхищается желаемый и предназначенный к осуществлению образ будущего проекта – вещи, предметной среды, системы деятельности, образа жизни» [3].

По мнению С.Н. Бабиной проектная деятельность – это мыслительно-трудовая деятельность, направленная на создание теоретической модели объекта проектирования и материальной реализации ее в виде макета, модели, прототипа, готового изделия [4].

Мы соглашаемся с К.С. Задориным, который подчеркивает необходимость отличать проектировочную деятельность от проектной, имея в виду, что проектировочная деятельность является продолжением проектной и включает реализацию и анализ проекта, направленного на анализ какой-либо проблемы. При этом результатом проектировочной деятельности будет реализация созданного проекта и внесение корректив с учетом анализа [5]. С этой точки зрения, в соответствии с этапами жизненного цикла проекта, выделенными В.С. Лазаревым [6], проектная деятельность осуществляется на первом этапе жизненного цикла проекта (проектирование), проектировочная – на второй (реализация спроектированной деятельности).

Н.О. Яковлева, указывая на использование специфических средств в проектировочной деятельности педагога, условно разделяет их на материальные (законодательные акты, документация по проекту, компьютерные и технические средства, схемы, таблицы и т.д.) и духовные (общие средства научных исследований, социальный заказ, ключевые теоретические положения смежных наук и т.д.). При этом отмечается большее значение средств второй группы [7].

Другие исследователи к средствам проектирования на инструментальном уровне относят психологические механизмы творчества, мысленные процедуры, которые производит мозг как моделирующее устройство. Интуитивное, логическое и процедурное мышление субъекта проектирования выступают механизмами проектировочной деятельности. На содержательном уровне ряд исследователей в качестве средств проектирования выделяет теорию решения задач; систему знаний о способах моделирования, конструирования и реконструирования идеальных и социальных объектов; систему знаний о педагогических технологиях; систему знаний о способах решения педагогических ситуаций, задач и проблем [8].

В советском энциклопедическом словаре проектирование трактуется как «процесс создания проекта – прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния» [9]. Проектирование определяется также как «тесно связанная с наукой и инженерией деятельность по созданию проекта» [10].

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Основные требования к использованию метода проектов:

Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе исследования метод «мозговой атаки»;

выдвижение гипотезы их решения;

обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.);

обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.);

сбор; систематизация и анализ полученных данных;

подведение итогов, оформление результатов, их презентация

выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Проектная технология позволяет направить учебно-познавательную деятельность школьников на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретической значимой проблемы

Таким образом, метод учебных проектов позволяет эффективно формировать универсальные учебные действия у обучающихся, что соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Использование современных образовательных технологий можно считать эффективным, что доказывает стабильными результатами освоения обучающихся образовательных программ.

2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Сообщаю о себе следующие сведения:

Образование: высшее, в 1992году окончила Нижнетагильский педагогический институт, по специальности «Общетехнические дисциплины и труд», квалификация учитель трудового обучения и общетехнических дисциплин средней школы,

Стаж педагогической работы по специальности 8лет,в данной должности 5 лет,в данном учреждении 5 лет.

Основные направления моей профессиональной деятельности:

образовательная деятельность – преподавание учебной дисциплины технология;

внеурочная деятельность:

ведение вариативных курсов «Основы профессиональной культуры», «Текстильный дизайн интерьера», « Лоскутное шитье», творческих объединений «Бумагопластика», «Изонить»

методическая работа - разработка программно-методического обеспечения для всех выше перечисленных курсов, творческих объединений и дисциплине.В результате реализации данных направлений на основании мониторинга можно представить следующие результаты работы:

Результаты учебных достижений обучающихся

в период 2012 - 2016г.г.

Для эффективности реализации поставленных задач на протяжении всей работы с каждым классом веду мониторинг успешности развития обучающихся.[см. Приложение №1]. Работу с учащимися строюна основеличностно-ориентированного подхода.Мои обучающиеся владеют технологической и информационной компетенциями. У них сформированы специальные умения для отбора информации, проектирования, самостоятельной практической деятельности. Они умеют применять технологическую документацию, составлять последовательность выполнения изделия, проводить разработку и презентовать учебный проект.

Таблица 1.

Уровень образованности обучающихся 5-9 классов по предмету «Технология»

Учебный год

Количество обучающихся

качество

образования

2012/2013

86

85%

2013/2014

94

90%

2014/2015

106

95%

2015/2016

103

100%

Результатом образования является то, что к концу обучения в средней школе все выпускники имеют повышенный уровень обученности.

Критериальная система оценивания учебных достижений обучающихся, позволяющая выявить индивидуальную динамику. Современный процесс обучения не может быть монооценочным, и поэтому целенаправленнов процесс оценивания включаю самих обучающихся и ихродителей. Стартовую диагностику провожу в начале каждого учебного года. Результаты мониторинга, основанного на соотнесении сформированности ключевых компетенций обучающихся, позволяют сравнивать фактические результаты обучения с планируемыми результатами. Данная диагностика прослеживает важные функции: для ученика она выполняет функцию педагогического сопровождения, позволяя ему выбирать и выстраивать свой индивидуальный образовательный маршрут; а для меня, как учителя, она направлена на выявление затруднений ученика внутри как предметной области, так и личностного плана с целью оказания помощи в преодолении выявленных затруднений.

Рис 1

 

Система оценивания включает в себя следующие критерии: личностное развитие обучающегося, формирование и развитие предметной, проектно-исследовательской и коммуникативной компетенции.В процессе диагностики я формирую у ученика представления о том, что «я уже умею» и понимания того, чему «мне нужно научиться» [см. Приложение№1].

Эта работа направлена на формирование ключевых компетенций.Система оценивания включает в себя следующие приемы: карты наблюдений, карты диагностического отслеживания, педагогические тесты, вопросники (с выбором заданий), ситуационные задачи, оценочные листы[см. Приложение№1]

В своей педагогической деятельности активно применяю следующие формы самооценки: устная (при анализе определенного этапа практической работы), письменная (при проведении разно уровневых самостоятельных и лабораторных работ). Наиболее результативной формой самооценки, на мой взгляд, является анализ работы учеником выполненной проектной работы, применяю при этом интересные для подростков формы: дефиле - показ моделей (с приглашением одноклассников и родителей), выставки-презентации творческих работ.

Рис 2

Результатом данной работы является то, что мои обучающиеся к концу обучения в средней школе, умеют анализировать результаты своей работы и видят перспективы своего развития[см. Приложение№1].

Результаты промежуточной и итоговой аттестации по учебному предмету.

Диагностика уровня усвоения знаний и умений на каждом этапе обучения позволяют мне оптимально выбирать формы и методы обучения, а также формы коррекции ошибок и пробелов в усвоении и применении знаний и умений.Анализ результатов мониторинга при промежуточных и итоговых аттестациях, контрольных срезах в каждом классе по предмету подтверждает, что все мои обучающиеся успевают.

В течение трех последних лет на “4” и “5”качество успеваемости состовляет100%.Многие учащиеся контрольную точку за год выбирают в форме защиты проекта, над которым работают в течение года, есть возможность выбрать для себя интересную тему, проявить творческий подход. Выпускники успешно продолжают обучение в средней школе, средних специальных учебных заведениях нашего города, выбирая профессии повара, швеи.

Выбор обучающимися предмета технология для дополнительного изучения, итоговой аттестации, исследовательской или проектной деятельности.

С целью удовлетворения образовательных потребностей обучающихся и их родителей, создания благоприятных условий для разностороннего развития личности, адаптации к жизни в обществе, созданию условий для профессиональных проб учащихся, их самовыражения, самореализации и самоопределения мною созданы образовательные программы курсов по выбору для учащихся. Ежегодно для обучающихся и их родителей в рамках Дня образования в школе провожу презентацию данных курсов в виде буклетов и творческой выставкой. Для тех учащихся, кто желает развивать творческие способности, предлагаю курсы по выбору: «Текстильный дизайн интерьера», «Лоскутное шитье», творческие объединения «Бумагопластика», «Изонить»которые дают возможность развивать у обучающихся не только специальные технологические знания, но и способствуют формированию информационно-коммуникативной и исследовательской компетентности. Для осознанного выбора дальнейшего профессионального пути веду курс «Основы профессиональной деятельности». Так как учащимся и их родителям предлагается большой спектр программ, то значительная доля (более 1/3) обучающихся выбирают предмет для дополнительного изучения. Основными результатами работы учащихся являются исследовательские, практико-ориентированные проекты.

Результаты участия обучающихся в конкурсных мероприятиях по учебному предмету на уровне школьного и муниципального образования.

Мои ученики принимают участие в олимпиадах по предмету технология.

Таблица 2. Динамика количества обучающихся, участвующих в олимпиадах.

Тур олимпиады

2012 - 2013

2013 -2014

2014 – 2015

2015 – 2016

Школьный тур

 

4

ученика

7

класс

5

учеников

с 7-8

класс

6

ученика

с 6 – 9

класс

Муниципальный тур

   

участие

участие

Таким образом, мы видим положительную динамику роста количества обучающихся, участвующих в предметных олимпиадах , составляет 5,8%.

Обучающиеся принимают активное участие в муниципальных научно-практических конференциях: щкольный и муниципальный этап защита исследовательских проектов в рамках фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала» 2013-2014 учебный год - благодарность получила Искорцева Наталья за защиту творческого проекта «Букет для мамы»,школьный имуниципальный этап научно-практической конференции посвященной 70 летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. «Будущее за нами» 2014-2015г учебный год - благодарность получилаДьяконова Виктория за защиту проекта «Салют» выполненную в технике «Изонить»

Все творческие работы обучающихся имеют практико-ориентированный характер.

Результаты участия обучающихся в различных конкурсных мероприятиях,

в интернет-конкурсах.

Для выявления развития у обучающихся способностей к интеллектуальной и творческой деятельности, формирования личностных качеств каждого ребёнка, расширения кругозора, раскрытия их потенциальных возможностей, самореализации, самоутверждения, привлекаю обучающихся к участию в олимпиадах и конкурсах различного уровня: ежегодно в течении

5 лет.

Это участие:

международный конкурс «Безопасный мир» занявших 1 место 2016г., международный конурс-выставка декоративно-прикладного искусства посвященного Дню Матери2015г..,

областной фестиваль ко Дню матери2009г.,победители муниципального этапа областного конкурса «Пасхальный перезвон» 2015г. «Пасха красная» 2011г. муниципальный защита исследовательских проектов в рамках фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала» 2013г. муниципальная выставка-конкурс «Пасхальный сувенир» 2014г. муниципальная научно-практическая конференция посвященной 70 летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. «Будущее за нами» 2015г., муниципальная выставка-конкурс плакатов посвященной 70-летию Победы ВОВ «Одна на всех Победа» 2015г., ежегодные школьные конкурсы –выставки ко дню Пожило человека, ко Дню учителя, ко Дню матери, осенний бал, талисман года, новогодняя мега игрушка, олимпиады по технологии, «Уроки мужества», к 23 февраля, к 8 марта, ко Дню космонавтики, ко Дню ВОВ.

Итак, количество ребят, принявших участие в различных конкурсах, за 3 года увеличилось на 5 %


 

Разработка и реализация курсов по выбору, программ дополнительного образования, инициативных творческих групп, сетевых педагогических сообществ.

Проекты, обучающиеся успешно представляют на конкурсах, конференциях, выставках. Программа опубликована на сайтеhttps:/infourok,ru.

Результаты работы с детьми с особыми образовательными потребностями (дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, дети-сироты, дети-инвалиды, одаренные дети и т.п.)

В нашей школе обучаются дети с 7 и 8 видом.Поэтому с целью успешной адаптации данных детей в обществе создаю индивидуальные программы. Обучаю их с помощью метода пошаговой детализации алгоритма, постепенно разбиваю задачу на более простые и доступные мелкие задачи - вспомогательные алгоритмы, обязательно опираясь на уже накопленный опыт учащихся.Как результат – практически все учащиеся справляются с заданиями. Работа с одаренными детьми строится на основе деятельностного подхода, создания проектов. Мониторинг показывает, что все мои выпускники к концу обучения овладевают ключевыми компетенциями[см. Приложение№1].

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий.

Использование в образовательном процессе опыта инновационных интерактивных технологий. Для развития ключевых компетенций обучающихся в образовательном процессе применяю на уроках инновационныетехнологии. Активно использую метод «мозгового штурма», метод проектов, метод развития критического мышления. Так, например, применение метода развития критического мышления при проведении «уроков-практикумов», «уроков-исследований» по изучению таких разделов как «Материаловедение», «Кулинария», «Технология ведения дома» позволяет поддерживать интеллектуальную и коммуникативную состоятельность каждого ученика и дает им возможность почувствовать себя успешными. Применение методик индивидуального и группового обученияи их чередование в пределах изучения каждой темы дает возможность самореализации и самовыражения каждого учащегося (соревнования малых групп, индивидуальные соревнования, деловые игры). Проектная деятельность способствует формированию информационной и поисковой компетентности. Использование данных методов в практике стимулирует учащихся к правильному распределению рабочего времени, развивает самостоятельность, внимание и умение анализировать результат не только своей деятельности, но и других членов команды.

На зачетных уроках для снятия психологического напряжения стараюсь создать такой микроклимат, чтобы каждый ученик мог поверить в себя и самореализоваться, применяю для этого различные формы проведения зачетов, такие как интеллектуальный ринг, творческий отчет, КВН, защита проектов и многое другое. Это позволяет сконцентрировать внимание учащихся на самом главном, развивает речь, внимание, учит умению слушать и правильно воспринимать мнение других, умению проводить анализ и самоанализ, способствует самоутверждению учащихся, стимулирует потребность в получении знаний.

Применение информационных технологий (электронных учебных материалов, специализированного программного обеспечения, ресурсов локальной сети учреждения и глобальной сети, цифровых образовательных ресурсов) при проведении занятий, наличие собственных разработок цифровых образовательных ресурсов.

С целью активизации процесса обучения внедряю в образовательную деятельность информационные технологии. Совместно собучающимися создаем мультимедийных презентации, буклеты. Презентации разрабатываем по разделам программы предмета «Технология». Также в процессе преподавательской деятельности я использую Интернет-ресурсы, обучающие компьютерные программы. Использование современных образовательных технологий приводит к тому, что уже нет «шаблонных» уроков, увеличивается индивидуализация и дифференциация обучения, занятия становятся более наглядными и интересными, рационально организуется учебная деятельность.

Все это дает положительные результаты: происходит подготовка учащихся к жизни в условиях информационного общества, создаются условия для самореализации и само актуализации личности, повышается мотивацияучебной деятельности[см. Приложение№1].

Использование различных информационно-коммуникативных средств в процессе самообразования.

В процессе самообразования использую различные информационно-коммуникационные средства, такие как научные труды, по педагогике. Для работы с различными категориями учащихся, начиная с проблемных, заканчивая одаренными; материалы с курсов повышения квалификации, и публикации в Internet, размещенные на различных образовательных сайтах,

Наличие собственной методической системы учителя, апробированной в профессиональном сообществе.

Мои материалы (составительские программы по вариативным курсам, программы по дополнительному образованию, открытые уроки) Представляю собственный педагогический опыт в виде методических разработок на сайте https:/infourok,ru.

2016год. Методическаяразработкаконструкт урока по разделу «Кулинария» в 5х классах,программы по творческому объединению «Изонить», «Бумагопластика»

Проведение профессиональных презентаций творческих объединений, программ.

Муниципальный уровень 2012г.регулярное участие на РМО втворческих мастерских декоративно-прикладного искусства.

2013г. провела мастер-классна районном метод объединениипо теме «Искусство изонить» для учителей, работников дополнительного образования.

2014г участник территориального конкурса программ внеурочной деятельностидля начальной и общеобразовательной школы.

2015г подготовила и провела мастер-класс для районного методического объединения по теме: «рабочая программа в условиях внедрения ФГОС ООО»

Участие в научно-педагогических форумах, совещаниях различного уровня.

В 2012г.Участник муниципального семинара «Способы оценки учебных достижений обучающихся» делилась опытом по теме «Способы оценки учебных достижений обучающихся в творческом объединении»

2013г.В рамках районного семинара–совещания «Воспитание в современной образовательной системе; организация и управление» проводила секцию «Новые подходы к проектированию воспитательной системы школы» . 2014г.Участвовала на школьном методическом объединении учителей технологии по теме: «Педагогические технологии».

2016г.Участник 1 Региональной заочной научно-практической конференции «Дистанционное обучение – будущее образования» вебинар «Реализация проекта «Школа дистанционного обучения»», «Нормативно-правовые основания реализации ДО» ИРО г. Екатеринбург.

2016г Всероссийский конкурс блиц-олимпиада «Рабочая программа педагога как инструмент реализации требований ФГОС».

2016г Всероссийский конкурс блиц-олимпиада «Портфолио участников образовательного процесса как средство мотивации личностного роста».

На протяжении трех лет в системе участвовала в педагогических научно-практических конференциях, педагогических чтениях, выставках, представляя собственный опыт.

Участие в профессиональных конкурсах:

2012г. принимала участие в VФестивале творчества работников образования МО Красноуфимский округ «Грани таланта» в номинации Золотые руки.

2014г. принимала участие в муниципальном конкурсе «Лучший учебный кабинет»

2015г. принимала участиев территориальном конкурсе декоративно-прикладного творчества гигантских новогодних игрушках ,где заняла 1 место. . 2016г Участие во Всероссийском конкурсе фотографий «Конкурс плакатов «Великая победа» сертификат призера1 место.

2016г благодарность за активное участие в проведение Международного конкурса «Мир безопасности» проекта кругозор.

Активное участие в конкурсахдает мне хорошийстимул дляпроведения самоанализаи самосовершенствования своейпрофессиональной деятельности.

Непрерывность собственного профессионального развития.

Приобретение дополнительной квалификации, специальных навыков, умений, в результате повышения квалификации; профессиональной переподготовки.

2013г. государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования» по образовательной программе «Организация внеурочной деятельности в образовательном учреждении в соответствии с требованиями ФГОС»свидетельство №3129-а от (120 часов).

2013г. краткосрочные курсы по освоению декоративно-прикладного искусства «Бумажная пластика», «Сутажная вышивка».(4часа)

2014г. прошла курс по программе дополнительного образования «Первичная профилактика ВИЧ-инфекции среди молодежи»

2015г. прошла учебно-тематический курс «Организация волонтерского движения вобразовательном учреждении» в рамках программы дополнительного образования «первичная профилактика ВИЧ-инфекции среди молодежи» (8 часов)

2015г. приняла участие в вебинаре «Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС» (2 часа)

2016г. Приняла участие в обучающем семинаре «Методическая работа в организациях отдыха и оздоровления детей» (8 часов).

После прохождения курсов, семинаров вношу коррективы в организацию образовательного процесса. Курсовая подготовка позволяет мне раскрывать перед своими учениками новые грани в их образовании, качественно осуществлять образование различных категорий учащихся.

Сотрудничество с педагогами обогащает меня как учителя новыми знаниями, является стимулом роста мастерства.

Наличие педагогических разработок, используемых другими педагогами.Мои методические материалы (образовательные программы, программы курсов по выбору, программы творческих объединений) опубликованы в сайте https:/infourok,ru.

Таким образом, полученныерезультаты моейпрофессиональной деятельности, говорят о целесообразности применяемых педагогических технологий и позволяют создавать условия для самореализации, саморазвития, самосовершенствования моих обучающихся.

3. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

На современном этапе образования, задачи отраженные в Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования отражают те задачи, которые ставит перед собой каждый учитель. Цели и образовательные задачи представлены на нескольких уровнях - личностном, метапредметном и предметном. В основу Федерального государственного стандарта второго поколения положены новые принципы его построения, которые основываются на том, что важнейшими условиями становления современной личности становятся такие качества, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» особо отмечается необходимость вовлечения школьников в исследовательские проекты, творческую деятельность, в процессе которых учащиеся учатся конструировать, изобретать, использовать полученные знания на практике. Одним из основных направлений образовательного процесса становится развитие способности учащихся к исследовательской деятельности.

Основные понятия исследовательской деятельности, ее цели, задачи, этапы построения деятельности, результаты рассматриваются в работах А.В. Леонтовича, А.С. Обухова, Е. М. Гурвич, Н. А. Логинова, Н.Г. Алексеева и др. Речь идет в основном о выстраивании исследовательской деятельности учащихся вне урока. Остается не рассмотренной проблема дидактической обоснованности включения исследовательской деятельности в урок, её организации, сочетания форм, методов и средств обучения. Это особенно важно, так как исследовательская деятельность выступает как форма организации образовательного процесса, направленная на получение нового знания. В то же время целью исследовательской деятельности является не только конечный результат, но и сам процесс, в ходе которого развиваются исследовательские способности учащихся, формируется исследовательская компетентность.

Поэтому свою дальнейшую педагогическую деятельность планирую нацелить

на создание условий по подготовке и реализации ФГОС второго поколения.

на организацию исследовательской деятельности школьников на уроках технологии и во внеурочной деятельности с применением технологии ИКТ.

Задачи на следующий межаттестационный период:

Создать условия по подготовке и внедрению ФГОС в МКОУ «Крыловская СОШ», создание рабочих программ по технологии, контрольно-измерительных материалов,

Формировать у обучающихся исследовательскую компетенцию через решение исследовательских задач, применения метода проекта;

Разработать систему мониторинга исследовательской компетенции обучающихся.

Поэтому тема по самообразованию на межаттестационный период

«Развитие исследовательской компетенции обучающихся на уроках технологии через применение системно-деятельностного подхода с применением технологии ИКТ».

Реализация вышеуказанных задач предполагает поэтапное их решение:

Подготовительный этап (2016- 2017г.г.)

Задачи:

изучить литературу по указанной проблеме из литературных источников и материалов, опубликованных в сети Интернет;

пройти курсы повышения квалификации по программе Инклюзивного образования обучающихся.

на основе полученных знаний, сделать выводы, спланировать свою дальнейшую педагогическую деятельность в данном направлении.

Основной этап (2017- 2020г.г.)

Цель: Привести в соответствие методические и организационные, содержательные условия реализации ФГОС второго поколения

Задачи:

создать рабочие программы по технологии, составить КИМы в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения;

создать банк исследовательских заданий,

разработать и апробировать программы дополнительного образования,

разработать систему мониторинга исследовательской компетенции обучающихся.

Заключительный этап (2021г.)

Цель: Анализ результатов своей педагогической деятельности Задачи:

анализ созданного методического материала с целью формирования исследовательской компетенции обучающихся;

внесение дополнений и изменений в пакет методических материалов в соответствии с новыми требованиями ФГОС;

представление результатов своей работы педагогическому сообществу на уровне РМО.

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании вышеизложенного можно сделать вывод: поставленные задачи реализованы. И соответственно поставленной цели достигнута, так как были созданы благоприятные условия необходимые для формирования и развития творческих качеств личности обучающихся с применением технологии личностно-ориентированного обучения и технологии учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, в условиях образовательного учреждения.

Применение технологии личностно-ориентированного обучения и технологии учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, положительно сказалось на качестве результатов образования, о чем свидетельствуют стабильные учебные показатели моих учеников.

Считаю, что удалось:

систематизировать информацию по проблеме из различных теоретических источников.

провести анализ педагогической ситуации по данной проблеме;

проанализировать полученные результаты с точки зрения формирования и развития творческих качеств личности обучающихся;

представить результаты своей аналитической деятельности.

Высказанная мной в начале работы гипотеза: если в процессе обучения предмета «Технологии» в системе применять технологии учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, деятельности по моделированию, конструированию и эстетическому оформлению изделий как условие развития информационных компетенций то это будет способствовать формированию и развитию творческих качеств личности обучающихся подтвердилась.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Бондаревская Е.В. Личностно ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. - Ростов – на - Дону, 1997. С – 126

Бондаревская Е.В. Личностно ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. - Ростов – на - Дону, 1997. С – 128

Борисов П.П. Компетентностно-деятельный подход и модернизация содержания общего образования // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2003. - №1. - С. 58 - 62.

Выготский Л. С. Педагогическая психология , т.5. – М, 1982, С.- 135

Выготский Л. С. Педагогическая психология , т.5. – М, 1982, С.- 137

Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. - М., 1998. С. - 56

Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. - М., 1998. С. – 59

Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. - М., 1997, С. - 135

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии .- М.: Народное образование, 1998. С. – 185

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии .- М.: Народное образование, 1998. С. - 186

Стоунс Э. Психопедагогика. – Москва, 1992. – С. 95

Стоунс Э. Психопедагогика. – Москва, 1992. – С. 95

Хрестоматия по психологии. Сост. В.В. Мироненко. М.: Просвещение, 1977. – С.70.

Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного образования. – М: «Сентябрь», 2000г.

Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного образования. – М: «Сентябрь», 2000г

Приложение №1

Мониторинг успешности учащихся

Методы, формы оценки и учета учебных достижений учащихся

 

Группа 10
 

Соотнесение сформированности ключевых компетенций обучающихся

5 классов 2012/13 уч. г. и 9 классов 2015/16 уч. г.


 

Выполнять инструкции при решении учебных задач.

Планировать собственную трудовую деятельность.

Получать необходимую информацию объекта деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях).

Соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия.

Самостоятельно выполнять отдельные тапы и всю работу.


 


 


 

Предметная компетентность


 

Владение специальной терминологией

Умение пользоваться измерительными инструментами

Умение работать с технологической документацией

Проектирование последовательности операций и составление операционной карты работы.

Выполнение технологических операций с соблюдением установленных стандартов.

Соблюдение норм и правил безопасности труда.

Умение экономично и бережно расходовать материал.

Расчет себестоимости производительности продукта труда.


 

 

Проектная деятельность

Умение обосновать выбор темы.

Умение показать практическую значимость разработки темы.

Умение находить и использовать необходимую информацию.

Анализ, синтез, установление причинно-следственных связей.

Обобщение, систематизация, классификация, умение вычленять главное.

Разработка конструкций изделия и выбор технологии выполнения.

Коммуникативные умения (культура речи, логичность, аргументированность, самовыражение, самореализация).

Самооценка.

 

Творческие умения

Дизайнерское проектирование.

Моделирование художественного оформления работы и оптимальное планирование работы.

Разработка варианта рекламы выполненной работы.

Умение создавать работу, отличающуюся новизной, оригинальностью и уникальностью.

Самооценка (оценивать уровень новизны полученного изделия)


 


Коммуникативная компетентность


 

Умение сотрудничать при решении учебной задачи, оказывать помощь своим товарищам.

Умение работать в команде: распределять, согласовывать и координировать деятельность с другими ее участниками.

Умение оценивать свой вклад в решение общих задач коллектива.

В владении культурой речи, умение участвовать в диалоге.


 

Формирование уровня самооценки обучающихся

Критерии оценки творческих проектов по технологии

и тема проекта

     

Оценка пояснительной записки проекта

1

Общее оформление

     

2

Актуальность. Обоснование проблемы и формулировка темы проекта

     

3

Сбор информации по теме проекта.

Анализа прототипов

     

4

Анализ возможных идей. Выбор оптимальных идеи

     

5

Выбор технологии изготовления изделия

     

6

Экономическая и экологическая оценка будущего изделия и технологии его изготовления

     

7

Разработка конструкторской документации, качество графики.

     

8

Описание изготовления изделия

     

9

Описание окончательного варианта изделия

     

10

Эстетическая оценка выбранного варианта

     

11

Экономическая и экологическая оценка готового изделия

     

12

Реклама изделия

     

Оценка изделия

1

Оригинальность конструкции

     

2

Качество изделия

     

3

Соответствие изделия проекту

     

4

Практическая значимость

     

Оценка защиты проекта

1

Формулировка проблемы и темы проекта

     

2

Анализ прототипов и обоснование выбранной идеи

     

3

Описание технологии изготовления изделия

     

4

Четкость и ясность изложения

     

5

Глубина знаний и эрудиция

     

6

Время изложения

     

7

Самооценка

     

8

Ответы на вопросы

     

Итого

     

Максимальное число баллов за выполнение и презентацию проектов – 50.

Лист самодиагностики по разделу «кулинария»

Попытайтесь оценить умения, которыми Вы овладели при изучении темы «Сервировка стола». Определите суммарную характеристику Ваших достижений. Утвердительный ответ в колонке 3 равен 0,5 балла, а в колонке 4 – 1 балл, отсутствие ответа – 0 баллов. Результат считается высоким, если Вы набрали более 70% от максимально возможного результата, 70-50% – средний уровень, менее 50% – низкий уровень. Определите для себя умения, которые Вы планируете совершенствовать.

п/п

Учебные и специальные умения

Поставьте «+» в одной из колонок

Я могу сделать это

Укажите, где вы использовали умение

С помощью

Без помощи

1.

Я умею составлять меню завтрака, обеда, ужина

     

2.

Я умею составлять меню праздничного стола

     

3.

Я умею рассчитывать количество и стоимость продуктов

     

4.

Я умею сервировать стол (к завтраку, обеду, ужину, праздничный стол) в зависимости от меню

     

5.

Я могу составить композицию и украсить праздничный стол

     

6.

Я умею контролировать свои действия в ходе выполнения работы, самостоятельно замечать и исправлять ошибки.

     

Рефлексивная карта ученика

Школа_________________________

Класс__________________________

Фамилия, имя_______________________________________________

 

Начало 1 четверти

Конец 1 четверти

2 четверть

3 четверть

4 четверть

1

2

3

4

5

6

Личностное развитие

Умеет работать один

         

Умеет работать в группе

         

Умеет рационально использовать время

         

Проявляет инициативу

         

Умеет планировать время

         

Уважает права других

         

Умеет играть с другими

         

Дисциплинированность

         

Разные способы получения информации

Наблюдение

         

Измерение

         

Литература

         

СМИ

         

Электронные носители

         


 

 Карта личностного развития учащегося

В конце каждой четверти оценивается продвижение ученика в личностном развитии и овладении учебно-познавательной деятельностью. Конечный результат не может быть суммарным итогом наблюдений. Это то, к чему пришел ребенок за определенный период обучения. Годовым показателем являются результаты к концу IV четверти (не суммарные!).

 Критерии оценивания в баллах

Качество выполнения работ (изделий):

низкое,

с недостатками,

высокое.

Творческие способности:

репродуктивный уровень (не может работать без посто­ронней помощи);

частично продуктивный (делает открытие и выполняет работу с посторонней помощью);

продуктивный (самостоятельно открывает новые и ис­пользует известные знания в незнакомых ситуациях).

Личностные качества и умение работать с информацией, коммуни­кабельность:

низкий уровень,

средний,

высокий.

Можно вместо цифровых баллов использоватьцветовые обозначения.

Карта личностного развития учащегося.

Фамилия и имя ученика

2012/13

Качество выполнения работы (изделия)

Творческие способности

Личностные качества

Умение работать с информацией

Коммуникабель-ность (умение общаться)

Учебная четверть

Открытие нового знания

Конструктивные предложения

Технологические предложения

Самостоятельность

Активность

Инициативность

Обобщение результатов опытных исследований

Практическое владение компьютером

Работа с текстом

Со сверстниками

Со взрослыми

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

 

І

                       
 

ІІ

                       
 

ІІІ

                       
 

ІV

                       


 

Лист самодиагностики

Попытайтесь оценить умения, которые вы можете продемонстрировать на уроках технологии. Определите суммарную характеристику Ваших достижений. Утвердительный ответ в колонке 3 равен 0,5 балла, а в колонке 4 – 1 балл, отсутствие ответа – 0 баллов. Результат считается высоким, если Вы набрали более 70% от максимально возможного результата, 70-50% - средний уровень, менее 50% - низкий уровень. Определите для себя умения, которые Вы планируете совершенствовать.

п/п

Учебные и специальные умения

Поставьте «+» в одной из колонок

Я МОГУ СДЕЛАТЬ ЭТО

Укажите, где вы использовали умение

С помощью

Без помощи

1

2

3

4

5

 

Организационные умения

     

1.

Умею взять все необходимое для школы;

     

2.

Умею выполнять задания в соответствии с инструкцией;

     

3.

Умею распределять время выполнения этапов деятельности;

     

4.

Умею организовать себя в учебном труде, в частности рационально организовать свое рабочее место, планировать работу;

     
 

Информационные умения

     

5.

Умею пользоваться различными источниками информации, находить, анализировать, применять в практической деятельности;

     

6.

Могу самостоятельно написать доклад, реферат, подготовить сообщение;

     
 

Коммуникативные умения

     

7.

Умею сотрудничать при решении учебных задач, оказывать помощь учащимся;

     

8.

Умею работать в команде: распределять, согласовать и координировать деятельность с другими ее участниками;

     

9.

Могу попросить о помощи, если что-то не получается;

     

10.

Могу объективно оценить свой вклад в решение общих задач коллектива;

     
 

Специальные умения

     

11.

Умею составлять последовательность выполнения технологических операций;

     

12.

Умею выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;

     

13.

Умею создать условия безопасной работы для себя и окружающих при обработке различных материалов;

     

14.

Умею читать и выполнять несложную проектную, конструкторскую и технологическую документацию;

     

15.

Могу создавать продукты труда (материальные объекты или услуги), обладающие эстетическими качествами и потребительской стоимостью;

     

16.

Могу самостоятельно выполнять задания по технологической карте;

     

17.

Могу дать элементарную экологическую оценку технологий и результатов практической деятельности;

     
 

Исследовательские умения

     

18.

Владею современными способами познания себя и окружающего мира;

     

19.

Умею самостоятельно вести наблюдения, ставить опыты, формулировать выводы, творчески решать учебные и практические задачи;

     

20.

Умею наблюдать, обосновать и отображать объекты (явления) окружающей среды;

     

21.

Умею разрабатывать учебный проект, изготавливать изделия или получать продукт с использованием освоенных технологий и доступных материалов;

     
 

Оценочные умения

     

22

Умею осуществлять оценку затрат, необходимых для создания объекта или услуги;

     

23.

Умею осуществлять контроль качества изделия, находить и устранять дефекты;

     

24.

Могу оценить свою деятельность, осуществить самоконтроль;

     


 

Оценка возможностей обучающей среды

п/п

Ресурсы обучающей среды

Отметка о наличии

1

2

3

Информационная среда

1. домашняя библиотека (журналы, энциклопедии, справочники пр.);

 

2. домашний компьютер, сеть интернет;

 

3. компьютерные программы (перечислите)

___________________________________________

 

Техническая среда

1. швейное оборудование: универсальная швейная машина, оверлок;

 

2. СВЧ печь, кухонный комбайн, миксер прочие электроприборы;

 

3. технические средства: фотоаппарат, видеокамера пр.;

 

Социальная среда

1. посещение кружков в школе, элективных курсов, курсов по выбору, факультативов;

 

2. посещение кружков в УДО (перечислите)

____________________________________________;

 

3. возможность получать консультации у родителей, учителей – предметников, научных работников, специалистов, посещать различные экскурсии в музеи, на предприятия и пр.

 

Критериальная система оценивания учебных достижений обучающихся

Фамилия, имя

Класс

Критерии

Входная диагностика

Конец 1 четверти

2 четверть

3 четверть

4 четверть

   

Самооценка

Оценка учителя

Самооценка

Оценка учителя

Самооценка

Оценка учителя

Самооценка

Оценка учителя

Самооценка

Оценка учителя

«Я уже умею»

«Мне нужно научиться»

«Я уже умею»

«Мне нужно научиться»

«Я уже умею»

«Мне нужно научиться»

«Я уже умею»

«Мне нужно научиться»

«Я уже умею»

«Мне нужно научиться»

1. Личностное развитие

                             

1.1

Умею организовать себя в учебном труде (рационально организую рабочее место, планирую работу)

                             

1.2

Умею организовать себя в учебном труде (рационально организую рабочее место, планирую работу)

                             

2. Коммуникативная компетенция

                             

2.1.

Умею пользоваться различными источниками информации, находить, анализировать, применять в практической деятельности

                             

2.2.

Умею организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работатьиндивидуально и в группе.

                             

2.3.

Владею основами самоконтроля, самооценки.

                             

3. Специальные умения по предмету или Предметная компетентность

                             

3.1.

Владею межпредметными компетенциями (умею сравнивать,

систематизировать, находить причинно-следственные связи)

                             

3.2

Умею читать технологическую карту, составлять последовательность операций и самостоятельно выполнять задания.

                             

3.3

Умею выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ и соблюдаю правила техники безопасности

                             

3.4

Умею создавать продукты труда (материальные объекты или услуги), обладающие эстетическими качествами и потребительской стоимостью;

                             

3.5

Могу дать элементарную экологическую оценку технологий и результатов практической деятельности;

                             

4. Проектно-исследовательские умения

                             

4.1.

Умею самостоятельно вести наблюдения, ставить опыты, формулировать выводы, творчески решать учебные и практические задачи;

                             

4.2.

Умею разрабатывать учебный проект, изготавливать изделия или получать продукт с использованием освоенных технологий и доступных материалов

                             

4.3.

Умею осуществлять контроль качества изделия, находить и устранять дефекты.

                             
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.