Аналитический отчет из опыта работы за межаттестационный период
филиал Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 39 комбинированного вида» - «Детский сад № 25»
Аналитический отчет за межаттестационный период
Составитель:
Фазлыева Найля Зайнулловна
должность
музыкальный руководитель
городской округ Первоуральск, 2018
Оглавление
Введение 3
1. Аналитическая часть 4
1.1. Анализ результатов деятельности в межаттестационный период. 4
1.2. Анализ условий для достижения результата 8
2. Проектная часть 17
3. Заключительная часть 18
Литература 20
Введение
Общеизвестно, что психологический комфорт и эмоциональное благополучие ребенка способствуют его успешному психическому и физическому развитию. Эмоциональное благополучие можно охарактеризовать как положительное и комфортное эмоциональное состояние, которое является основой отношения к окружающему миру. Одним из эффективных средств воздействия не только на художественно-эстетическое развитие, но и на эмоциональную сферу детей дошкольного возраста является музыкальное искусство.
Музыкальное творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Совсем недавно существовало мнение, что творчество изначально присуще ребенку, что надо только не мешать ему, свободно выражаться. Но практика показывает, что, во-первых, необходимо обучать ребенка этому. Во-вторых, нужна определенная база — музыкальный опыт, умения и знания.
Основываясь на этом подходе, моя деятельность в межаттестационный период осуществлялась в следующих направлениях:
- развитие у воспитанников вокальных, танцевальных и исполнительских возможностей;
- формирование позиции активного участника в творческой деятельности через театральную игру детей дошкольного возраста.
При этом ориентируясь на возрастные и индивидуальные особенности, т.е. на конкретную ситуацию развития ребенка, на детские интересы и предпочтения; и создавая такие условия, как:
- предметно-развивающая среда;
- эмоциональное благополучие каждого ребенка.
- предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности, партнера и средств.
Цель аналитического отчёта: проанализировать и дать оценку собственной педагогической деятельности за межаттестационный период.
Задачи:
* Проанализировать полученные результаты в межаттестационный период.
* Установить причинно-следственные связи между результатом образования и условиями их получения.
* Осуществить самооценку эффективности педагогической деятельности.
* Выявить противоречия и проблемы, возникшие в межаттестационный период.
* Спроектировать пути решения этих проблем в следующий межаттестационный период.
Мониторинг творческих способностей воспитанников в музыкальной деятельности, показал, что при достаточно высоких показателях музыкальной подготовленности детей, в развитии музыкально-творческих способностей, преобладают средние показатели. В результате возникло противоречие между необходимостью развивать музыкальные творческие способности детей и многообразием предлагаемых программ и методик творческого развития дошкольников, отсутствие системной технологии. Таким образом, актуальной проблемой стало, выявление наиболее эффективных форм, методов, технологий по развитию музыкальных способностей детей средствами театрального искусства.
Соответственно, объект: педагогическая технология развитие музыкальных способностей детей средствами театрального искусства.
Предмет: процесс формирования развитие музыкальных способностей детей средствами театрального искусства.
1. Аналитическая часть
-
Анализ результатов деятельности в межаттестационный период
Для определения музыкальных способностей воспитанников, изучения индивидуальной структуры музыкальности и индивидуального определения пути ее формирования ежегодно осуществляю мониторинг освоения детьми образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» модуль «Музыка».
Сравнительный анализ результатов диагностики выявил, что воспитанники стали более эмоциональны при восприятии музыкального произведения (18,4%), активны в своих высказываниях о средствах музыкальной выразительности (15,2%), способны самостоятельно определить жанр и форму произведения (21%), увереннее в способе передачи игрового образа (25,2%). Дети стали увереннее при определении высоты звука и направлении мелодии (16,8%), а также характере звучания в ладовых созвучиях (8,4%). У воспитанников стала заметнее сформированнность определенных певческих навыков (12,8%), большая часть детей способна чисто интонировать как с музыкальным сопровождением, так и без него (13,2%). Движения детей стали более выразительными (16,2%), что отражается в воспроизведении музыкальной речи (14%) объеме движений (14,2%). Дети проявляют интерес к музицированию (9,8%), владеют приемами игры на музыкальных инструментах (12,5%), владеют навыками совместной игры (16,2%), увеличилась способность проявлять фантазию при придумывании музыкальной композиции (5,4%), значительно увеличилось умение воспитанников воспроизводить ритмический рисунок произведения (14,3%).
Общие показатели уровня развития детей
№ |
Виды музыкальной деятельности |
2017год |
2018 год |
||||
Высокий |
Средний |
Низкий |
Высокий |
Средний |
Низкий |
||
1 |
Слушание |
49,7% |
46,8% |
3,5% |
72% |
27% |
1% |
2 |
Пение |
59,6% |
35% |
5,4% |
80% |
19% |
1% |
3 |
Муз. – ритмические движения |
63% |
29,4% |
7,6% |
80% |
19% |
1% |
4 |
Чувство ритма, музицирование |
42% |
49% |
9% |
50% |
49% |
1% |
2017 год 2018 год
В результате диагностики музыкально – ритмического движения воспитанников младшей группы, 85 % владеют умением ритмично двигаться, в нужном темпе, выполнять простейшие танцевальные движения, 65% способны отражать смену двух частной формы движениями, 80% могут двигаться в хороводе и парами, 40% детей умеют выбирать знакомые движения, комбинировать их в свободной пляске.
Диагностика музыкально – ритмического движения в средней группе выявила умение воспитанников координировать свои движения с партнером (90%), владение достаточным для своего возраста объемом движений (80%), проявляют способность импровизировать, танцуя с игрушкой (40%), проявляют творческое воображение в передаче игровых образов (40%).
Умение отражать особенности музыкальной речи в движении проявили 90% воспитанников старшей группы, умение придумывать свои комбинации танцев, действовать с воображаемым предметом и т.п. было выявлено у 55% детей.
И в подготовительной группе в результате диагностики умение выразительно двигаться в соответствии с характером и жанром музыки (95% детей), владение достаточным для своего возраста объемом движений (95% детей), способность передавать эмоционально – образное содержание музыки, умение действовать с воображаемым предметом (85 % детей).
Практическое использование в процессе пения вокально – артикуляционных, дыхательных, ритмических и темповых упражнений, преследующих конкретную педагогическую задачу, способствует развитию вокально – хоровых навыков воспитанников. И подтверждает слова И.В. Гете «искусству пения, как и всякому другому искусству, должно предшествовать известное механическое умение».
По результатам мониторинга детей младшей группы в разделе «Пение» 72% воспитанников умеют петь естественным голосом без крика; 60% воспитанников проявляют способность к выразительному подражанию звукам природы и голосам животных, нахождению нужной интонации. 24% детей не испытывают трудности самостоятельно находить нужную певческую интонацию, в варьировании мелодических оборотов музыкальных фраз.
72% воспитанников средней группы проявили умение петь напевно, легко, подвижно, вовремя брать дыхание, чисто интонировать мелодию; 84% детей проявили эмоциональную отзывчивость к исполняемым песням, умение передавать характер песни; 64% проявляют способность к звукоподражанию, импровизации несложных мотивов; проявляют активность в поиске певческих интонаций (38%).
В разделе «Пение» 91% воспитанников старшей группы показали высокий результат в умении петь в ансамбле, большинство детей способны дать оценку, как своего исполнения, так и пения других детей, 62% способны петь естественным звуком, владеют определенными певческими навыками. 60% детей не испытывают трудности в чистоте интонирования без аккомпанемента; 45 % воспитанников способны импровизировать мелодии соответствующего характера на заданный текст, дать музыкальный ответ на музыкальный вопрос.
96% воспитанников подготовительной группы выявили умение петь естественным звуком, чисто интонируя, выразительно, передавая характер песни, с сопровождением и без него; дети эмоционально откликаются на предложение дать музыкальный ответ на музыкальный вопрос (56%).
Игра на музыкальных инструментах — один из видов детского исполнительства. В процессе игры на инструментах развиваются музыкальные способности и прежде всего все виды музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый, динамический, или чувство музыкальной формы. Кроме этого, инструментальное музицирование является важным источником постижения системы средств музыкальной выразительности, познания музыкальных явлений и закономерностей. Помимо музыкальных способностей развиваются волевые качества, сосредоточенность, внимание.
Воспитанники младшей группы по результатам мониторинга знают названия детских музыкальных инструментов (бубен, треугольник, барабан и др.) (75%); проявляют умение правильно извлекать звуки из музыкальных инструментов (бубна, треугольника, барабана) (85%); умение ритмично исполнять простые музыкальные отрывки на этих инструментах, правильно отхлопывать простейшие ритмы (75%); желание играть на детских музыкальных инструментах (70%); бережное отношение к музыкальным инструментам (80%).
Воспитанники средней группы имеют представление о высоких и низких звуках (95%); проявляют способность подбирать ритм к определённой ритмической картинке: бе-лоч-ка, по-ро-сё-нок, лев, кро-ко-дил (65%); эмоциональный отклик на исполнение ритмического рисунка к определённой картинке (80%). 70% воспитанников способны согласовывать действия с партнерами, заметны навыки совместной игры.
Воспитанники старшей группы способны узнавать песенку по её графическому изображению (45%); имеют понятие о длинных и коротких звуках (65%); проявляют способность самостоятельно «написать» и сыграть ритмический рисунок (45%); желание играть на музыкальных инструментах (95%).
Мониторинг качественных составляющих по музицированию воспитанников подготовительной группы выявил умение исполнять простейшие импровизации на детских музыкальных инструментах (30%); умение играть в ансамбле на 2-3 голоса, выдерживая свой ритмический рисунок (75%); желание импровизировать несложные мелодии на музыкальных инструментах (55%).
Дошкольники проявляют особый интерес к музыкальному искусству, поэтому не составляет особого труда вовлечь в посильную для их возраста деятельность – слушание музыки. Музыкальное восприятие способствует развитию интереса к этому виду искусства, пониманию содержания произведения, ее структуры, формы, а также пробуждение потребности постоянного общения с музыкой и желания активно и творчески проявлять себя в этой сфере.
В результате диагностики 85% воспитанников способны эмоционально откликаться на музыкальное произведение, 95% классифицируют музыкальные жанры (колыбельная, плясовая, марш); 60% детей способны различать двухчастную форму произведения; у 85% аудиально - моторная реакция соответствует динамическим изменениям.
В разделе «Слушание» 72 % воспитанников имеют высокий показатель по критериям «Эмоциональная отзывчивость на музыку» и «Умение определять музыкальный жанр», 84% детей слышат жанровые отличия произведений, и не испытывают затруднений в вербализации ответов, 60% проявляют умение определять средства музыкальной выразительности, соотнося свои высказывания с эмоционально – образным содержанием музыкального произведения.
По результатам диагностики были даны следующие рекомендации:
Младшая группа: использовать музыкальные произведения в режимных моментах, интегрировать слушание музыки с рассматриванием картин, соответствующих характеру и жанру музыки. Закреплять способность к выразительному подражанию звукам природы и голосам животных, нахождению нужной интонации. Использовать игровые ситуации « Научи танцевать» для развития навыка комбинирования знакомых движений в пляску, варьированию. Внести в «Музыкальный центр» ритмические инструменты – самоделки. Рекомендуемые дидактические игры: «Наш оркестр», «Узнай свой инструмент», «Теремок».
Средняя группа: в режимных моментах использовать слушание музыки различных направлений, интегрировать слушание с рассматриванием репродукций картин и художественным словом. В совместной деятельности использовать исполнение знакомых попевок и песен а*капелла; комбинированных танцев, включающих зафиксированные движения и свободную импровизацию, характерные танцы, исполняемые разными персонажами. Внести в предметно – развивающую среду группы металлофон с цветными пластинками и карточки с простейшими ритмическими и музыкальными формулами, пополнить «Музыкальный центр» ритмическими инструментами – самоделками. Рекомендуемые дидактические игры: «Повтори ритм», «Угадай, на чем играю», « В гостях у гномиков», «Сыграй песенку». Разработать и реализовать проект «Сказка в музыке». Использовать музыкальное сопровождение в различных видах детской деятельности.
Старшая группа: пополнить групповую аудиотеку музыкальными произведениями контрастными по жанру, характеру и т.д. Для развития умения определять форму произведения внести в музыкальный центр «Музыкальный конструктор». В совместной деятельности использовать вокальные упражнения «Сочини ответ», «Спой с другим настроением», «Спой руками». Для развития музыкально – ритмических навыков использовать образовательную ситуацию «Школа танцев». Рекомендуемые дидактические игры «Музыкальный сундучок», «Закончи мелодию», «Летел воробей» и пр.
Подготовительная группа: продолжать обогащать музыкальный опыт воспитанников, путем использования музыкальных произведений в режимных моментах. В музыкальный центр внести «Живые картинки» для упражнения в чистоте интонирования. Рекомендуемые дидактические игры «Музыкальный диалог», музыкальный кубик, «Угадай мелодию» и т.д.
-
Анализ условий для достижения результата
Музыкальные занятия в детском саду занимают особое место в ряду всех остальных. Передо мной стоят вопросы, как сделать, чтобы занятия стали насыщенней, интересней и давали детям возможность активного участия. По этому, нормой музыкальной жизни в детском саду становятся интегрированные занятия
Цель этого вида занятий - дать дошкольникам представление о различных видах искусства: музыки живописи, театра, хореографии, поэзии. Выразительными особенностями их художественных средств, своим оригинальным языком передать мысли, настроения в различных видах художественной деятельности детей.
С появлением авторских программ по музыкальному воспитанию – «Элементарное
музицирование» Т. Г. Тютюнниковой, «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой, «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной, «Учимся петь» С. И. Мерзляковой и других, появилась возможность разнообразить способы, средства познания детьми музыкального искусства, а через него и окружающий мир, и самого себя.
В разделах по музыкальному воспитанию применяю современные образовательные технологии, здоровье сберегающие технологии, технологии проектной деятельности,
технология исследовательской деятельности, информационно – коммуникативные технологии, личностно – ориентированные технологии, игровая технология.
Например: в разделе Слушание музыки использую элементы программы «Музыкальные шедевры», О. П. Радыновой. Репертуар этой программы может быть использован с любым выбранным педагогом сюжетом, игрой или сказкой.
В своей работе я объединила метод интеграции с элементом проектирования и применила этот метод в разделе «Слушание музыки», использую для детей старшего дошкольного возраста. Метод эффективен, когда работа проводится в системе. Элемент проектирования дает ребенку возможность синтезировать полученные знания и умения, позволяет ребенку познавать окружающий мир и себя через исследования и эксперимент. Примером может служить определение музыкальных жанров. Ставится задача перед детьми: «К какому музыкальному жанру относится это музыкальное произведение? » Эта задача решается с ответов на 3 вопроса:
- «Что мы знаем? » (знаем три жанра «Песня», «Танец», «Марш»)
-«Что мы не знаем? » (могут ли жанры сливаться песня-танец, песня-марш, марш-танец)
-«Как можем узнать? » дети предлагают способы решения. Например: можно ли петь и маршировать, или петь и танцевать, возможно ли танцевать и маршировать и. т.д.
Музыка для ребёнка – мир радостных переживаний, которая помогает развивать эмоциональную отзывчивость.
В разделе Пение использую методическое и практическое пособие – «Учимся
петь», С. И. Мерзляковой. В своей работе обязательно применяю здоровье сберегающие технологии, обеспечиваю социально - психологическое благополучие детей. Не сложные, веселые волеологические песенки позитивно влияют на настрой детей, улучшают эмоциональный климат на занятии. Упражнения на дыхание, улучшают дикцию: укрепляют мышцы гортани, улучшают общее состояние организма.
Работая с детьми над музыкально – ритмическими движениями можно использовать элементы программы Бурениной – «Ритмическая мозаика». Это направление позволяет «видеть» музыку, развивать стремление в движении, передавать её характер.
Обучая детей игре на музыкальных инструментах, с целью – развивать самостоятельную творческую фантазию, интерес к окружающему миру, желание импровизировать, творческое начало личности, использую разработки программы «Элементарное музицирование», Т. Е. Тютюнниковой. В ней открывается для ребят удивительный мир звуков; музыка дождя и ветра, разговор сосулек и восход солнца. Всё это удивительно просто можно изобразить любыми предметами. Ребёнок может использовать шуршащую бумагу или деревянные палочки, кубики и многое другое. Игра на детских музыкальных инструментах, развивает у детей чувство метра, ритма, координацию движений, умение играть в ансамбле.
Используются технологии проектной деятельности - повествовательная.
Дети передают свои впечатления в музыкальных формах (игра на инструментах, театральная деятельность). С целью – развития сценического творчества детей, в этом виде музыкальной деятельности я использую технологию программы
С. И. Меркуловой «Волшебный мир театра». В основе программы
лежит принцип интегрированного подхода (музыка и изобразительное искусство), а так же технология художественно – творческого развития, и поисковой деятельности ребёнка
Активно использую во всех возрастных группах игровые технологии для развития мышления. Наглядно-действенное - это мышление в действии. Оно развивается в игре с предметами и игрушками. Образное мышление – необходимо ребенку для умения сравнивать и игр: «Кого встретил колобок? », «Кто в домике живет? », «Звенящие колокольчики», «Подбери музыку» и др. Логическое мышление формируется в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения. Развиваю образное и логическое мышление с использованием дидактических игровых технологий развиваются и творческие способности ребенка. Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, у детей формируется гибкое, оригинальное мышление, воспитанники получают опыт, который позволит им играть затем в игры - придумки, игры – фантазии. Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его деятельностью, причем не только петь, танцевать, но и слушать музыкальные произведения. Они достаточно умело высказываются о характере, жанре произведения, знают и используют в речи специальную музыкальную терминологию (в пределах своего возраста.)
Использование ИКТ на занятиях и утренниках. Благодаря использованию современных информационно – коммуникативных технологий в непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Творчество» ребёнок из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса, занятие становится более ярким, насыщенным и интересным, а главное открывает новые возможности музыкального образования для ребят и для поисковойдеятельности музыкального руководителя.
Поскольку в воспитании дошкольников основное внимание уделяю формированию думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области, использованию подлежит весь спектр методов: наглядных, словесных и практических. В процессе обучения, я отбираю методические приемы с учетом степени усвоения материала, общего развития детей, их физического состояния, возрастных и индивидуальных особенностей.
Наглядные методы помогают мне обеспечить яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений:
Словесный метод (беседа, рассказ, пояснение, разъяснение) использую для привлечения внимания детей, передачи им определенных знаний: о музыке, композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах, пояснении музыкальных произведений, которые они слушают. Это учит детей самостоятельно применять освоенные исполнительские и творческие умения и навыки.
Практический метод, например, при обучении пению, позволяет знакомить детей с приемами дикции, правильного дыхания, звукообразования.
Выразительный показ музыкально-ритмических движений (как держать спину, руки, маршировать, выбрать движение, соответствующее характеру музыки, разнообразить их в соответствии со сменой характера музыки) имеет значение для их освоения детьми. Применяю показ способов и приемов игры на музыкальных инструментах, так как многие действия дети осваивают по подражанию (как правильно держать молоточек при игре на металлофоне, как ударять по пластинкам и т.д.).
Реализации творческих замыслов способствует метод творческих заданий, основой которого является воображение. Здесь применяются такие игровые задания, как «Придумай новое движение с предметом» (на преодоление стереотипа), «Придумай название музыке», «Спой песню (грустно, весело, удивленно, трагично)».
Дополнение и вариативность применения методов способствует творческому развитию детей.
Известно, что развитие музыкальных и творческих способностей зависит от психолого - педагогических условий и, конечно, от грамотно организованной предметно-пространственной среды. Совместно с воспитателями музыкальную предметную среду в группах ориентируем на пройденный материал занятий, системно усложняющийся по возрастам и индивидуальные возможности детей. Оформление музыкальных центров в группах младшего дошкольного возраста имеет сюжетную основу, в старшем – дидактическую. Музыкальная предметно-развивающая среда в группах организуется по трем основным блокам:
восприятие музыки (фонотеки, альбомы с картинками к песням и произведениям, иллюстрации к сказкам, портреты композиторов и т.д.);
воспроизведение музыки (звучащие и незвучащие инструменты, цветные ноты, ритмические карточки и пр.);
музыкально-творческая деятельность (игрушки, элементы ряженья, музыкально – дидактические игры и др.).
В целях проектирования и организации образовательного процесса, содействующего целостному музыкальному развитию дошкольников, осуществляю взаимодействие с педагогами ДОУ. Взаимодействие происходит в следующих формах:
Индивидуальные и взаимные консультации («Содержание и задачи музыкального развития дошкольников», разучивание репертуара, разработка рекомендаций);
Участие воспитателей в НОД;
Планирование и организация совместной и досуговой деятельности (обсуждение, корректировка, координирование действий);
Создание ежедневной музыкальной среды (подбор и использование музыкальных произведений в течение дня);
Создание предметно – развивающей среды для самостоятельной музыкальной деятельности детей в группах (оборудование музыкальных центров в группах).
Исходя из требований ФГОС дошкольного образования, сегодня необходимо применение гибких моделей и технологий образовательного процесса, предполагающих активизацию самостоятельных действий детей и их творческих проявлений, гуманный, диалогичный стиль общения педагога и ребенка, привлекательные для детей формы организации деятельности.
Наиболее эффективными, соответствующими специфике деятельности музыкального руководителя, считаю использование в педагогической практике следующих технологий:
Наименование современных образовательных технологий: |
Подтверждение эффективности использования (результаты работы, отзывы внешних экспертов, наличие сертификатов и др.) |
Личностно-ориентированные технологии |
Благодаря использованию данных технологий, мне удалось развить слабых детей, сделать сильными средних и развить творческий потенциал перспективных детей, значительно повысить их интеллектуальный уровень. |
Здоровьесберегающие технологии |
Применение в работе данных технологий позволило повысить уровень музыкальных и творческих способностей детей, стабилизировать эмоциональное благополучие каждого ребенка, физическую и умственную работоспособность, сформировало не только у детей, но и у родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. |
Технология проблемного обучения |
Использование в работе данной технологии помогло воспитать в детях гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях. Проблемные ситуации активизировали творческую самостоятельность детей, развили познавательную активность, повысили их интерес к деятельности и способствовали быстроте и прочности освоения навыков и умений. Использование на практике проблемного обучения доказало, что воспитанники в самостоятельной деятельности способны создавать новое, необычное, оригинальное, находить решение в проблемных ситуациях. |
Технология развивающего обучения |
Данная технология позволила, кроме получения детьми знаний и формирования у них определенных умений, развить наглядно-образное и словесно-логическое мышление. У детей существенно возрос интерес к занятиям, тем самым значительно повысились познавательные возможности ребенка. |
Технологии проектной деятельности
|
Использование метода проекта позволило мне значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания, помогает детям оформить свой замысел в виде культурно-значимого продукта. А также сделало образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей и социума. |
Игровые технологии
|
Игровые технологии способствовали прочному усвоению учебного материала, расширили кругозор воспитанников, способствовали развитию творческого мышления, художественного воображения, активизировали память, наблюдательность, интуицию, сформировали внутренний мир ребенка. |
Технологии интегративного обучения |
Технологии интегративного обучения способствовали формированию у детей более полных представлений о музыке, её выразительных и изобразительных средствах, о взаимосвязи музыки, поэзии, живописи. |
Информационно-коммуникационные технологии |
Использование ИКТ позволило повысить качество освоения Основной образовательной программы ДО, сделать процесс обучения более интересным, а музыкальное развитие ребенка эффективнее. У детей усилился интерес к музыке, её восприятию. Дети стали более активны в совместном обсуждении музыкального произведения, начали умело высказываться о характере, жанре произведения. |
В каждой технологии использую алгоритм управления, который представляет собой систему правил слежения, контроля и коррекции ее функционирования для достижения поставленной цели. Это позволяет мне не только оценивать успешность процесса образования, но и заранее проектировать процессы с заданной эффективностью.
Образовательную деятельность организую через интеграцию образовательных областей и различных видов детской деятельности с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляю в зависимости от контингента детей, уровня освоения Основной образовательной программы дошкольного образования.
Вывод: использование современных образовательных технологий позволило значительно повысить уровень развития музыкальных и творческих способностей детей, увеличить резервы их здоровья.
В 2017-2018 году приоритетным направлением работы по самообразованию было: «Музыкально – театрализованная деятельность детей дошкольного возраста». Главная цель работы – приобщение детей дошкольного возраста к музыкально – театральному творчеству в процессе сочетания разных видов художественной деятельности и формирование эстетического отношения к явлениям окружающей действительности.
Для реализации задач по самообразованию, в качестве услуги дополнительного образования, в ДОУ был организован музыкальный театр «Маленькие герои». Результаты работы были представлены ежемесячными музыкально – театральными постановками для воспитанников ДОУ и родителей.
Одной из форм моей педагогической деятельности является проектная деятельность. Так же для реализации задач по самообразованию в 2017 – 2018 учебном году был реализован проект «Театр и музыка», целью которой было формирование творческой личности ребёнка, на приобщение детей к музыкально – театральной культуре, которая является мощным инструментом открытия и огранки различных человеческих способностей. В результате, на базе проекта были созданы лепбук «Театр», «Театральная кармашка», картотеки дидактических игр по театрализованной деятельности. Были проведены консультации для родителей: «Развитие творческих способностей детей посредством музыки и театра», «Классическая музыка как средство эстетического воспитания детей», «Театр – путь к творчеству».
Музыкально-театрализованная деятельность – это самая эффективная форма музыкального воспитания, способствующая формированию творческой личности ребёнка.. Через театрализованную игру ребёнок получает больше информации об окружающем мире, у него развивается память и воображение, он переживает различные эмоциональные состояния, а самое основное - учится творить. Музыкально-театрализованная деятельность помогает взрослым установить с детьми тесные контакты в плане сотрудничества, являясь для педагога в то же время эффективным средством раскрытия ребенка и педагогического воздействия на него. Любая работа с детьми подразумевает работу с педагогами и родителями, так как ребёнок на музыкальном занятии находится всего 20 -25 минут, а всё остальное время он проводит в группе и дома, поэтому, свою работу я строила в тесной взаимосвязи, как с педагогами, так и с родителями воспитанников.
В своей работе я использовала различные формы организации театрализованной деятельности. На музыкальных занятиях я учила детей понимать язык музыки: слышать начало и окончание музыкальных фраз и целых музыкальных построений, анализировать прослушанное, используя комплекс средств музыкальной выразительности. В движениях, при исполнении пластических этюдов и танцевальных композиций учила передавать настроения и чувства героев, создавать целостный музыкальный образ. Возможность высказаться предоставляла каждому ребенку.
Театрализацию в работе с детьми я использовала с самого младшего возраста. Малыши с радостью изображали в играх повадки животных, имитируя их движения, голоса. С возрастом задачи по театрализованной деятельности усложнялись, дети инсценировали небольшие сказки, поэтические произведения. К театрализации я обязательно привлекала воспитателей, которые с удовольствием брали на себя роли героев сказок. Приобщала родителей к подготовке спектаклей, тем самым, стараясь сблизить семью с жизнью детей в детском саду. Также мной были разработаны консультации и рекомендации для родителей, освещающие вопросы театрального просвещения детей дома. Совместные мероприятия взрослых, более старших детей и моих воспитанников создавали обоюдный интерес к театральному виду деятельности.
С малышами я уделяла внимание отражению сказочных образов животных, анализировала характер движения, интонацию: летит большая и маленькая птица, веселые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю.
Я работала над тем, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику. При работе с детьми, важным аспектом является поощрение участия детей в инсценировках, желания играть роль. Большое внимание я уделяла речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, старалась обогатить речь. Вместе с детьми мы сочиняли маленькие истории, придумывали диалоги героев. Дети могли самостоятельно сочинить и обыграть какую-либо историю.
Любимый литературный жанр дошкольника в любом возрасте – сказка. Сказка в музыке – это интереснейший вид представления. Сказка, являясь важным средством умственного развития ребенка, развивает его воображение, а музыка «наполняет сказочные образы живым биением сердца и трепетом мыслей».
Музыкальная сказка – это яркое, эмоциональное изложение сказочных событий. Продуманный подбор музыкальных произведений создаёт необходимое настроение, усиливает впечатления, вызывает эмоциональный отклик. Через музыку познаётся и красота природы, присутствующая во всех сказках. В театральных постановках дети поют, исполняют знакомые и специально выученные песни и танцы. Я стараюсь разнообразить сюжет и вовлекать в спектакль больше детей. Часто сама сочиняю небольшие песенки, попевки, музыкальные монологи героев.
Подбирая сказки для спектаклей, шла от простого к сложному. Для начала разыгрывали с детьми небольшие музыкальные сказки: «Кот, петух и лиса» ( муз. В. Герчик), «Теремок» (муз. Т. Попатенко), «Маша и медведь» (муз. Е. Тиличеевой). В этих сказках звучит инструментальная и вокальная музыка, что намного облегчает детям целостное восприятие музыкальных образов. При распределении ролей я учитывала пожелания детей быть тем или иным персонажем, одобряла выбор. Очень часто я использовала в своей работе прием, который мастерски применял С.Я. Маршак, описывая движения кошки: «прыг», «шмыг», «кувырком», «клубком». Эти выразительные слова очень точно характеризуют каждое движение кошки. Для лучшей передачи детьми повадок животных и птиц, которые присутствовали почти во всех сказках, я применяла двигательные импровизации, которые проводила без предварительной подготовки, с элементами ритмопластики. Эти двигательные импровизации на практике оказались очень эффективными.
Двигательные импровизации, в которых участвуют все дети, положительно влияют на качество исполнительской деятельности маленьких актёров. Работая над выражением лица, постигая язык тела, дети постепенно овладевали и средствами выразительности, которые им помогали добиться успеха на подмостках детского театра, почувствовать уверенность в себе и в своих возможностях.
На выступлениях ребята проявляли творческую самостоятельность и часто вносили в исполнение ролей что-то личное, своеобразное. Исполняя роль, ребенок может не только представлять, но и реально эмоционально переживать поступки изображаемого им персонажа.
Анализируя усвоение детьми содержания сказок, я пришла к выводу, что стихотворный текст запоминается детьми легче, и поэтому стала предлагать им сказки для постановки в стихотворной форме. Учитывая возрастные особенности детей, я старалась не допустить их перегрузки и заранее распределяла обязанности между всеми, кто готовит постановку. Участие детей в действиях, которые происходят в сказке, расширяет их кругозор, улучшает мыслительную деятельность, развивает творческие способности.
Артистические способности детей развивались от выступления к выступлению. Во время обсуждения и пересказа содержания сказки я каждый раз уточняла их ролевое поведение, создавала условия для театрально-игровой деятельности и старалась грамотно организовать работу как с детьми, так и со взрослыми.
В работе с детьми мы использовали различные способы организации музыкально-театральной деятельности:
- на первом этапе работы над сказкой предлагала коллективно воспроизвести текст сказки (рассказа);
- на втором этапе предлагала одному ребенку рассказывать за всех героев сказки
- на третьем этапе дети выполняли ряд творческих заданий (выразить страх, радость, удивление и т.п.);
- на четвертом этапе читали сказку по ролям;
- на пятом учились двигаться в своей роли.
Разработанное перспективное планирование работы театрального кружка позволило мне рационально, с наименьшими затратами сил и времени, осуществлять руководство работой в описываемой форме.
Счастливые улыбки и радостные лица детей после театрализованного представления говорят о том, что этот вид деятельности им очень нравится.
Не менее важным направление в системе по развитию связной речи и воображения посредством театрализованной деятельности, является сотрудничество с воспитателем группы и логопедом
Работа с этими специалистами проводилась по следующим направлениям:
• Консультирование логопеда воспитателей группы по работе с детьми (развитие артикуляционного аппарата, закрепление изученных звуков, работа над пластикой, выразительностью речи)
• Индивидуальные занятия педагогов-специалистов с детьми, в том числе совместно с воспитателями.
Таким образом, игра должна являться школой такой деятельности, в которой подчинение необходимости выступает не как навязанное извне, а как отвечающее собственной инициативе ребенка, как желанное. Театрализованная игра по своей психологической структуре является прототипом будущей серьезной деятельности - жизни.
В процессе работы:
Мною составлен перспективный план театрального кружка «Мы-великие артисты» в средней, старшей и подготовительной группах.
Разработаны занятия с применением элементов театрально-игровой технологии.
Собраны в коллекцию этюды по разным возрастным группам, общеразвивающие игры, упражнения по артикуляции, дыхательной гимнастике и на расслабление, а так же упражнения по ритмопластике.
Представлены сценарии праздников и развлечений.
В течение 2017-2018 учебного года принимала участие в семинарах, мероприятиях и конкурсах:
2017 год - Фестиваль детского творчества «Волшебная страна детства» (благодарность за участие).
2017 год - Детский городской конкурс «Цветные нотки» (грамота за участие);
2017 год - IV Фестиваль «С верой в Россию» (грамота, призер в номинации «Танцевальные зарисовки»);
На уровне филиала:
2017 год – Фестиваль по легоконструированию и робототехники «LEGO BOOM» (благодарность);
2017 год – Фестиваль Матрешек (сертификат)
Диссеминация педагогического опыта была представлена:
2017 год – Публикация на сайте infourok.ru сценарий на выпускной «Бармалей» (свидетельство);
2018 год – за вклад в развитии онлайн библиотеки методических разработок (благодарность);
2018 год – Публикация на сайте infourok.ru сценарий на выпускной «Свечи детства» (свидетельство);
2018 год – Всероссийский конкурс для педагогов на лучший сценарий мероприятия «8 марта – мамин день» (сертификат);
Сообщаю о себе следующие сведения:
В 2007 году окончила Башкирский республиканский техникум культуры г. Стерлитамак, с присуждением квалификации руководителя творческого коллектива, преподаватель;
В 2014 году окончила Уфимский государственный университет экономики и сервиса г. Уфа, бакалавр социально-культурной деятельности.
Сведения о повышении квалификации:
- 2017 г. – «Содержание и организация музыкальной деятельности в дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»
- 2017 г. – ГАОУ ДПО СО «ИРО», по программе «Проектирование и реализация электронных курсов дистанционного обучения» (40 ч.);
Проектная часть
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в качестве одной из основных компетенций современного педагога предусматривает умение владеть современными образовательными технологиями и способность применять их в воспитательно-образовательном процессе.
Идя в ногу с современными образовательными процессами, педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий. Использование современных технологий в музыкальном развитии дошкольника требуют новых подходов к музыкальному воспитанию.
Музыка и игра – источник детской радости. Применяя на музыкальных занятиях различные игровые методы, я решаю важную задачу раннего музыкального воспитания детей – развиваю эмоциональную отзывчивость на музыку. В своей работе, я использую новые программы и технологии в различных видах музыкальной деятельности.
Сочетание традиционных форм занятий и ИКТ позволяет детям получать информацию через разные каналы восприятия (т.е., они слышат, видят и двигаются). По данным ученых, человек запоминает 20% услышанного, 30% увиденного и 50 % того, что увидел и услышал одновременно. Еще больше человек запоминает, включив в этот процесс мышечную память. Благодаря такому многоканальному восприятию, эффективность усвоения знаний значительно повышается.
В связи с этим возникает противоречие между необходимостью использования ИКТ в образовательном процессе и недостаточностью компетентностных возможностей педагогов. В результате выявлена проблема: определить пути оптимизации профессиональных компетенций в вопросах ИКТ.
Таким образом, темой следующего межаттестационного периода вижу «Создание условий и системы работы с использованием ИКТ для развития музыкально - творческих способностей дошкольников». Соответственно, задачи на следующий межаттестационный период:
Определение инновационных форм и методов работы в музыкальном воспитании дошкольников.
Оптимизация образовательного процесса, путем системности использования ИКТ, для достижения устойчивых положительных результатов в развитии музыкально – творческих способностей дошкольников;
Создание базы интерактивных дидактических средств презентаций, тематических слайд – шоу по всем разделам музыкального воспитания и активное использование её, как наглядность, на музыкальных занятиях, тематических беседах, развлечениях и праздниках, в музыкально - дидактических играх дошкольников.
Считаю, что информационно - коммуникационные технологии являются эффективными образовательными технологиями, способствующие развитию музыкальных творческих способностей у детей дошкольного возраста. Позволяют повысить качество организации воспитательно-образовательного процесса, сделать процесс обучения интересным, а развитие ребенка успешным, открывают новые возможности образования не только для ребенка, но и для самого педагога.
Заключение
Анализ результатов моей деятельности за межаттестационный период показал, что задачи, которые я ставила перед собой, выполнены:
рассмотрены особенности развития творческих и музыкальных способностей детей;
выявлены эффективные формы, методы, технологии развития музыкальных творческих способностей дошкольников;
использованы возможности комплексных музыкальных занятий;
предложены методические рекомендации по творческому развитию дошкольников в процессе музыкальной деятельности;
определены основные компоненты технологии развития музыкально – творческих способностей дошкольников.
Суть технологии развития музыкально – творческих способностей дошкольников состоит в следующем:
создание проблемно-поисковых ситуаций, побуждающих к познавательной эмоциональной и интеллектуальной активности (сравнение музыкальных произведений по сходству, контрастные сопоставления, выявление оттенков настроения, интеграция разных видов искусств, способствующая возникновению ассоциативных связей и творческому осмыслению содержания музыки);
опора на опыт ребенка в сочетании с новизной содержания, исключение каких-либо стереотипов;
применение творческих заданий, актуализирующих эмоциональный опыт ребенка.
В заключении хотелось бы сказать, что считаю свою педагогическую деятельность, используемые технологии, методы, целесообразными и нацеленными на развитие личности каждого ребенка и повышение качества образовательных услуг, что подтверждается результатами достижений воспитанников. В итоге определены эффективные формы развития музыкальных творческих способностей дошкольников, что отражено в аналитической части отчета.
Главное, в образовательной деятельности – постановка воспитанника в позицию субъекта деятельности, добытчика знаний, в ситуацию самостоятельного поиска, реализацию всех его творческих возможностей, полноценное общение со всеми участниками процесса. Поэтому моя деятельность направлена на увлечение и стимуляцию, как важнейших из путей развития. Осуществление поддержки и сопровождения воспитанников в меру их способностей и возможностей.
Литература
1. Андреева, М. Первые шаги в музыку [Текст] / М. Андреева, Е. Конорова. М. : Музыка, 2009.
2. Артоболевская, А. Первая встреча с музыкой [Текст] / А. Артоболевская. М. : Советский композитор, 2005.
3. Белова, Е. С. Соотношение интеллектуальных и творческих показателей одарённости в дошкольном возрасте/Белова Е. С.//Школа здоровья.-2002.-№1.-с.19-27.
4. Боякова, Е. В. Педагогические условия развития интереса к музыке у старших дошкольников: сборник научных статей / Е. В. Боякова. -- М.: Изд-во МГПУ, 2008.
5. Горбунова, Г. А. Психологические факторы развития у дошкольников творчества/Горбунова Г. А.//Дошкольная педагогика.-2005.-№1.-с.55-57.
6. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. - М., 2002.
7. Дубровина, А. Руководство процессом музыкального воспитания / А. Дубровина. -- M., 2008.
8. Казакова Т.Г. Детское творчество - мир ярких, удивительных образов Дошкольное воспитание, 2003, № 4.
9. Кононова, Н. Обучение игре на детских музыкальных инструментах [Текст] / Н. Кононова. -- М., 2000.
10. Лобанова, О. Активизация интонационно-речевого опыта дошкольника как условие формирования эмоциональной отзывчивости на музыку / О. Лобанова // Дошкольное воспитание. -- 2007. -- № 4. -- С. 68-73.
11. Маланина Н. Танцевально-игровое творчество старших дошкольников. Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1.
12. Наглядные средства в музыкальном воспитании / сост. Л. Комиссарова [и др.]. -- М., 2006.
13. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.П. Музыкальное воспитание дошкольников.- М, Академия, 2000.
14. Радынова, О. Слушаем музыку [Текст] / О. Радынова. -- M., 2000.
15. Тарасова К.В., Кузьмин В.Е., Исаева И.Е. Диагностика музыкальной одарённости детей дошкольного возраста. - М., 2004.
Мезенцева Ирина Ивановна
НАЙЛЯ