Аналитический отчет из опыта работы за межаттестационный период

1
2
Материал опубликован 11 October 2018 в группе

филиал Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад № 39 комбинированного вида» - «Детский сад № 25»


 

Аналитический отчет за межаттестационный период

 


 

Составитель:

Фазлыева Найля Зайнулловна

должность

музыкальный руководитель


 

городской округ Первоуральск, 2018

 

Оглавление

Введение 3

1. Аналитическая часть 4

1.1. Анализ результатов деятельности в межаттестационный период. 4

1.2. Анализ условий для достижения результата 8

2. Проектная часть 17

3. Заключительная часть 18

Литература 20


 

Введение

Общеизвестно, что психологический комфорт и эмоциональное благополучие ребенка способствуют его успешному психическому и физическому развитию. Эмоциональное благополучие можно охарактеризовать как положительное и комфортное эмоциональное состояние, которое является основой отношения к окружающему миру. Одним из эффективных средств воздействия не только на художественно-эстетическое развитие, но и на эмоциональную сферу детей дошкольного возраста является музыкальное искусство.

Музыкальное творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Совсем недавно существовало мнение, что творчество изначально присуще ребенку, что надо только не мешать ему, свободно выражаться. Но практика показывает, что, во-первых, необходимо обучать ребенка этому. Во-вторых, нужна определенная база — музыкальный опыт, умения и знания.

Основываясь на этом подходе, моя деятельность в межаттестационный период осуществлялась в следующих направлениях:

- развитие у воспитанников вокальных, танцевальных и исполнительских возможностей;

- формирование позиции активного участника в творческой деятельности через театральную игру детей дошкольного возраста.

При этом ориентируясь на возрастные и индивидуальные особенности, т.е. на конкретную ситуацию развития ребенка, на детские интересы и предпочтения; и создавая такие условия, как:

- предметно-развивающая среда;

- эмоциональное благополучие каждого ребенка.

- предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности, партнера и средств.

Цель аналитического отчёта: проанализировать и дать оценку собственной педагогической деятельности за межаттестационный период.

Задачи:

* Проанализировать полученные результаты в межаттестационный период.

* Установить причинно-следственные связи между результатом образования и условиями их получения.

* Осуществить самооценку эффективности педагогической деятельности.

* Выявить противоречия и проблемы, возникшие в межаттестационный период.

* Спроектировать пути решения этих проблем в следующий межаттестационный период.

Мониторинг творческих способностей воспитанников в музыкальной деятельности, показал, что при достаточно высоких показателях музыкальной подготовленности детей, в развитии музыкально-творческих способностей, преобладают средние показатели. В результате возникло противоречие между необходимостью развивать музыкальные творческие способности детей и многообразием предлагаемых программ и методик творческого развития дошкольников, отсутствие системной технологии. Таким образом, актуальной проблемой стало, выявление наиболее эффективных форм, методов, технологий по развитию музыкальных способностей детей средствами театрального искусства.

Соответственно, объект: педагогическая технология развитие музыкальных способностей детей средствами театрального искусства.   

Предмет: процесс формирования развитие музыкальных способностей детей средствами театрального искусства.

1. Аналитическая часть

  1. Анализ результатов деятельности в межаттестационный период

Для определения музыкальных способностей воспитанников, изучения индивидуальной структуры музыкальности и индивидуального определения пути ее формирования ежегодно осуществляю мониторинг освоения детьми образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» модуль «Музыка».

Сравнительный анализ результатов диагностики выявил, что воспитанники стали более эмоциональны при восприятии музыкального произведения (18,4%), активны в своих высказываниях о средствах музыкальной выразительности (15,2%), способны самостоятельно определить жанр и форму произведения (21%), увереннее в способе передачи игрового образа (25,2%). Дети стали увереннее при определении высоты звука и направлении мелодии (16,8%), а также характере звучания в ладовых созвучиях (8,4%). У воспитанников стала заметнее сформированнность определенных певческих навыков (12,8%), большая часть детей способна чисто интонировать как с музыкальным сопровождением, так и без него (13,2%). Движения детей стали более выразительными (16,2%), что отражается в воспроизведении музыкальной речи (14%) объеме движений (14,2%). Дети проявляют интерес к музицированию (9,8%), владеют приемами игры на музыкальных инструментах (12,5%), владеют навыками совместной игры (16,2%), увеличилась способность проявлять фантазию при придумывании музыкальной композиции (5,4%), значительно увеличилось умение воспитанников воспроизводить ритмический рисунок произведения (14,3%).

 

Общие показатели уровня развития детей

Виды музыкальной деятельности

2017год

2018 год

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

1

Слушание

49,7%

46,8%

3,5%

72%

27%

1%

2

Пение

59,6%

35%

5,4%

80%

19%

1%

3

Муз. – ритмические движения

63%

29,4%

7,6%

80%

19%

1%

4

Чувство ритма, музицирование

42%

49%

9%

50%

49%

1%

 

 

2017 год 2018 год

В результате диагностики музыкально – ритмического движения воспитанников младшей группы, 85 % владеют умением ритмично двигаться, в нужном темпе, выполнять простейшие танцевальные движения, 65% способны отражать смену двух частной формы движениями, 80% могут двигаться в хороводе и парами, 40% детей умеют выбирать знакомые движения, комбинировать их в свободной пляске.

Диагностика музыкально – ритмического движения в средней группе выявила умение воспитанников координировать свои движения с партнером (90%), владение достаточным для своего возраста объемом движений (80%), проявляют способность импровизировать, танцуя с игрушкой (40%), проявляют творческое воображение в передаче игровых образов (40%).

Умение отражать особенности музыкальной речи в движении проявили 90% воспитанников старшей группы, умение придумывать свои комбинации танцев, действовать с воображаемым предметом и т.п. было выявлено у 55% детей.

И в подготовительной группе в результате диагностики умение выразительно двигаться в соответствии с характером и жанром музыки (95% детей), владение достаточным для своего возраста объемом движений (95% детей), способность передавать эмоционально – образное содержание музыки, умение действовать с воображаемым предметом (85 % детей).

Практическое использование в процессе пения вокально – артикуляционных, дыхательных, ритмических и темповых упражнений, преследующих конкретную педагогическую задачу, способствует развитию вокально – хоровых навыков воспитанников. И подтверждает слова И.В. Гете «искусству пения, как и всякому другому искусству, должно предшествовать известное механическое умение».

По результатам мониторинга детей младшей группы в разделе «Пение» 72% воспитанников умеют петь естественным голосом без крика; 60% воспитанников проявляют способность к выразительному подражанию звукам природы и голосам животных, нахождению нужной интонации. 24% детей не испытывают трудности самостоятельно находить нужную певческую интонацию, в варьировании мелодических оборотов музыкальных фраз.

72% воспитанников средней группы проявили умение петь напевно, легко, подвижно, вовремя брать дыхание, чисто интонировать мелодию; 84% детей проявили эмоциональную отзывчивость к исполняемым песням, умение передавать характер песни; 64% проявляют способность к звукоподражанию, импровизации несложных мотивов; проявляют активность в поиске певческих интонаций (38%).

В разделе «Пение» 91% воспитанников старшей группы показали высокий результат в умении петь в ансамбле, большинство детей способны дать оценку, как своего исполнения, так и пения других детей, 62% способны петь естественным звуком, владеют определенными певческими навыками. 60% детей не испытывают трудности в чистоте интонирования без аккомпанемента; 45 % воспитанников способны импровизировать мелодии соответствующего характера на заданный текст, дать музыкальный ответ на музыкальный вопрос.

96% воспитанников подготовительной группы выявили умение петь естественным звуком, чисто интонируя, выразительно, передавая характер песни, с сопровождением и без него; дети эмоционально откликаются на предложение дать музыкальный ответ на музыкальный вопрос (56%).

Игра на музыкальных инструментах — один из видов детского исполнительства. В процессе игры на инструментах развиваются музыкальные способности и прежде всего все виды музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый, динамический, или чувство музыкальной формы. Кроме этого, инструментальное музицирование является важным источником постижения системы средств музыкальной выразительности, познания музыкальных явлений и закономерностей. Помимо музыкальных способностей развиваются волевые качества, сосредоточенность, внимание.

Воспитанники младшей группы по результатам мониторинга знают названия детских музыкальных инструментов (бубен, треугольник, барабан и др.) (75%); проявляют умение правильно извлекать звуки из музыкальных инструментов (бубна, треугольника, барабана) (85%); умение ритмично исполнять простые музыкальные отрывки на этих инструментах, правильно отхлопывать простейшие ритмы (75%); желание играть на детских музыкальных инструментах (70%); бережное отношение к музыкальным инструментам (80%).

Воспитанники средней группы имеют представление о высоких и низких звуках (95%); проявляют способность подбирать ритм к определённой ритмической картинке: бе-лоч-ка, по-ро-сё-нок, лев, кро-ко-дил (65%); эмоциональный отклик на исполнение ритмического рисунка к определённой картинке (80%). 70% воспитанников способны согласовывать действия с партнерами, заметны навыки совместной игры.

Воспитанники старшей группы способны узнавать песенку по её графическому изображению (45%); имеют понятие о длинных и коротких звуках (65%); проявляют способность самостоятельно «написать» и сыграть ритмический рисунок (45%); желание играть на музыкальных инструментах (95%).

Мониторинг качественных составляющих по музицированию воспитанников подготовительной группы выявил умение исполнять простейшие импровизации на детских музыкальных инструментах (30%); умение играть в ансамбле на 2-3 голоса, выдерживая свой ритмический рисунок (75%); желание импровизировать несложные мелодии на музыкальных инструментах (55%).

Дошкольники проявляют особый интерес к музыкальному искусству, поэтому не составляет особого труда вовлечь в посильную для их возраста деятельность – слушание музыки. Музыкальное восприятие способствует развитию интереса к этому виду искусства, пониманию содержания произведения, ее структуры, формы, а также пробуждение потребности постоянного общения с музыкой и желания активно и творчески проявлять себя в этой сфере.

В результате диагностики 85% воспитанников способны эмоционально откликаться на музыкальное произведение, 95% классифицируют музыкальные жанры (колыбельная, плясовая, марш); 60% детей способны различать двухчастную форму произведения; у 85% аудиально - моторная реакция соответствует динамическим изменениям.

В разделе «Слушание» 72 % воспитанников имеют высокий показатель по критериям «Эмоциональная отзывчивость на музыку» и «Умение определять музыкальный жанр», 84% детей слышат жанровые отличия произведений, и не испытывают затруднений в вербализации ответов, 60% проявляют умение определять средства музыкальной выразительности, соотнося свои высказывания с эмоционально – образным содержанием музыкального произведения.

По результатам диагностики были даны следующие рекомендации:

Младшая группа: использовать музыкальные произведения в режимных моментах, интегрировать слушание музыки с рассматриванием картин, соответствующих характеру и жанру музыки. Закреплять способность к выразительному подражанию звукам природы и голосам животных, нахождению нужной интонации. Использовать игровые ситуации « Научи танцевать» для развития навыка комбинирования знакомых движений в пляску, варьированию. Внести в «Музыкальный центр» ритмические инструменты – самоделки. Рекомендуемые дидактические игры: «Наш оркестр», «Узнай свой инструмент», «Теремок».

Средняя группа: в режимных моментах использовать слушание музыки различных направлений, интегрировать слушание с рассматриванием репродукций картин и художественным словом. В совместной деятельности использовать исполнение знакомых попевок и песен а*капелла; комбинированных танцев, включающих зафиксированные движения и свободную импровизацию, характерные танцы, исполняемые разными персонажами. Внести в предметно – развивающую среду группы металлофон с цветными пластинками и карточки с простейшими ритмическими и музыкальными формулами, пополнить «Музыкальный центр» ритмическими инструментами – самоделками. Рекомендуемые дидактические игры: «Повтори ритм», «Угадай, на чем играю», « В гостях у гномиков», «Сыграй песенку». Разработать и реализовать проект «Сказка в музыке». Использовать музыкальное сопровождение в различных видах детской деятельности.

Старшая группа: пополнить групповую аудиотеку музыкальными произведениями контрастными по жанру, характеру и т.д. Для развития умения определять форму произведения внести в музыкальный центр «Музыкальный конструктор». В совместной деятельности использовать вокальные упражнения «Сочини ответ», «Спой с другим настроением», «Спой руками». Для развития музыкально – ритмических навыков использовать образовательную ситуацию «Школа танцев». Рекомендуемые дидактические игры «Музыкальный сундучок», «Закончи мелодию», «Летел воробей» и пр.

Подготовительная группа: продолжать обогащать музыкальный опыт воспитанников, путем использования музыкальных произведений в режимных моментах. В музыкальный центр внести «Живые картинки» для упражнения в чистоте интонирования. Рекомендуемые дидактические игры «Музыкальный диалог», музыкальный кубик, «Угадай мелодию» и т.д.

 

  1. Анализ условий для достижения результата

Музыкальные занятия в детском саду занимают особое место в ряду всех остальных. Передо мной стоят вопросы, как сделать, чтобы занятия стали насыщенней, интересней и давали детям возможность активного участия. По этому, нормой музыкальной жизни в детском саду становятся интегрированные занятия

Цель этого вида занятий - дать дошкольникам представление о различных видах искусства: музыки живописи, театра, хореографии, поэзии. Выразительными особенностями их художественных средств, своим оригинальным языком передать мысли, настроения в различных видах художественной деятельности детей.

С появлением авторских программ по музыкальному воспитанию – «Элементарное

музицирование» Т. Г. Тютюнниковой, «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой, «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной, «Учимся петь» С. И. Мерзляковой и других, появилась возможность разнообразить способы, средства познания детьми музыкального искусства, а через него и окружающий мир, и самого себя.

В разделах по музыкальному воспитанию применяю современные образовательные технологии, здоровье сберегающие технологии, технологии проектной деятельности,

технология исследовательской деятельности, информационно – коммуникативные технологии, личностно – ориентированные технологии, игровая технология.
Например: в разделе Слушание музыки использую элементы программы «Музыкальные шедевры», О. П. Радыновой. Репертуар этой программы может быть использован с любым выбранным педагогом сюжетом, игрой или сказкой.

В своей работе я объединила метод интеграции с элементом проектирования и применила этот метод в разделе «Слушание музыки», использую для детей старшего дошкольного возраста. Метод эффективен, когда работа проводится в системе. Элемент проектирования дает ребенку возможность синтезировать полученные знания и умения, позволяет ребенку познавать окружающий мир и себя через исследования и эксперимент. Примером может служить определение музыкальных жанров. Ставится задача перед детьми: «К какому музыкальному жанру относится это музыкальное произведение? » Эта задача решается с ответов на 3 вопроса:
- «Что мы знаем? » (знаем три жанра «Песня», «Танец», «Марш»)

-«Что мы не знаем? » (могут ли жанры сливаться песня-танец, песня-марш, марш-танец)

-«Как можем узнать? » дети предлагают способы решения. Например: можно ли петь и маршировать, или петь и танцевать, возможно ли танцевать и маршировать и. т.д.

Музыка для ребёнка – мир радостных переживаний, которая помогает развивать эмоциональную отзывчивость.

В разделе Пение использую методическое и практическое пособие – «Учимся

петь», С. И. Мерзляковой. В своей работе обязательно применяю здоровье сберегающие технологии, обеспечиваю социально - психологическое благополучие детей. Не сложные, веселые волеологические песенки позитивно влияют на настрой детей, улучшают эмоциональный климат на занятии. Упражнения на дыхание, улучшают дикцию: укрепляют мышцы гортани, улучшают общее состояние организма.

Работая с детьми над музыкально – ритмическими движениями можно использовать элементы программы Бурениной – «Ритмическая мозаика». Это направление позволяет «видеть» музыку, развивать стремление в движении, передавать её характер.

Обучая детей игре на музыкальных инструментах, с целью – развивать самостоятельную творческую фантазию, интерес к окружающему миру, желание импровизировать, творческое начало личности, использую разработки программы «Элементарное музицирование», Т. Е. Тютюнниковой. В ней открывается для ребят удивительный мир звуков; музыка дождя и ветра, разговор сосулек и восход солнца. Всё это удивительно просто можно изобразить любыми предметами. Ребёнок может использовать шуршащую бумагу или деревянные палочки, кубики и многое другое. Игра на детских музыкальных инструментах, развивает у детей чувство метра, ритма, координацию движений, умение играть в ансамбле.

Используются технологии проектной деятельности - повествовательная.

Дети передают свои впечатления в музыкальных формах (игра на инструментах, театральная деятельность). С целью – развития сценического творчества детей, в этом виде музыкальной деятельности я использую технологию программы
С. И. Меркуловой «Волшебный мир театра». В основе программы

лежит принцип интегрированного подхода (музыка и изобразительное искусство), а так же технология художественно – творческого развития, и поисковой деятельности ребёнка

Активно использую во всех возрастных группах игровые технологии для развития мышления. Наглядно-действенное - это мышление в действии. Оно развивается в игре с предметами и игрушками. Образное мышление – необходимо ребенку для умения сравнивать и игр: «Кого встретил колобок? », «Кто в домике живет? », «Звенящие колокольчики», «Подбери музыку» и др. Логическое мышление формируется в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения. Развиваю образное и логическое мышление с использованием дидактических игровых технологий развиваются и творческие способности ребенка. Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, у детей формируется гибкое, оригинальное мышление, воспитанники получают опыт, который позволит им играть затем в игры - придумки, игры – фантазии. Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его деятельностью, причем не только петь, танцевать, но и слушать музыкальные произведения. Они достаточно умело высказываются о характере, жанре произведения, знают и используют в речи специальную музыкальную терминологию (в пределах своего возраста.)

Использование ИКТ на занятиях и утренниках. Благодаря использованию современных информационно – коммуникативных технологий в непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Творчество» ребёнок из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса, занятие становится более ярким, насыщенным и интересным, а главное открывает новые возможности музыкального образования для ребят и для поисковойдеятельности музыкального руководителя.

Поскольку в воспитании дошкольников основное внимание уделяю формированию думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области, использованию подлежит весь спектр методов: наглядных, словесных и практических. В процессе обучения, я отбираю методические приемы с учетом степени усвоения материала, общего развития детей, их физического состояния, возрастных и индивидуальных особенностей.

Наглядные методы помогают мне обеспечить яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений:

Словесный метод (беседа, рассказ, пояснение, разъяснение) использую для привлечения внимания детей, передачи им определенных знаний: о музыке, композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах, пояснении музыкальных произведений, которые они слушают. Это учит детей самостоятельно применять освоенные исполнительские и творческие умения и навыки.

Практический метод, например, при обучении пению, позволяет знакомить детей с приемами дикции, правильного дыхания, звукообразования.

Выразительный показ музыкально-ритмических движений (как держать спину, руки, маршировать, выбрать движение, соответствующее характеру музыки, разнообразить их в соответствии со сменой характера музыки) имеет значение для их освоения детьми. Применяю показ способов и приемов игры на музыкальных инструментах, так как многие действия дети осваивают по подражанию (как правильно держать молоточек при игре на металлофоне, как ударять по пластинкам и т.д.).

Реализации творческих замыслов способствует метод творческих заданий, основой которого является воображение. Здесь применяются такие игровые задания, как «Придумай новое движение с предметом» (на преодоление стереотипа), «Придумай название музыке», «Спой песню (грустно, весело, удивленно, трагично)».

Дополнение и вариативность применения методов способствует творческому развитию детей.

Известно, что развитие музыкальных и творческих способностей зависит от психолого - педагогических условий и, конечно, от грамотно организованной предметно-пространственной среды. Совместно с воспитателями музыкальную предметную среду в группах ориентируем на пройденный материал занятий, системно усложняющийся по возрастам и индивидуальные возможности детей. Оформление музыкальных центров в группах младшего дошкольного возраста имеет сюжетную основу, в старшем – дидактическую. Музыкальная предметно-развивающая среда в группах организуется по трем основным блокам:

восприятие музыки (фонотеки, альбомы с картинками к песням и произведениям, иллюстрации к сказкам, портреты композиторов и т.д.);

воспроизведение музыки (звучащие и незвучащие инструменты, цветные ноты, ритмические карточки и пр.);

музыкально-творческая деятельность (игрушки, элементы ряженья, музыкально – дидактические игры и др.).

В целях проектирования и организации образовательного процесса, содействующего целостному музыкальному развитию дошкольников, осуществляю взаимодействие с педагогами ДОУ. Взаимодействие происходит в следующих формах:

Индивидуальные и взаимные консультации («Содержание и задачи музыкального развития дошкольников», разучивание репертуара, разработка рекомендаций);

Участие воспитателей в НОД;

Планирование и организация совместной и досуговой деятельности (обсуждение, корректировка, координирование действий);

Создание ежедневной музыкальной среды (подбор и использование музыкальных произведений в течение дня);

Создание предметно – развивающей среды для самостоятельной музыкальной деятельности детей в группах (оборудование музыкальных центров в группах).

Исходя из требований ФГОС дошкольного образования, сегодня необходимо применение гибких моделей и технологий образовательного процесса, предполагающих активизацию самостоятельных действий детей и их творческих проявлений, гуманный, диалогичный стиль общения педагога и ребенка, привлекательные для детей формы организации деятельности.

Наиболее эффективными, соответствующими специфике деятельности музыкального руководителя, считаю использование в педагогической практике следующих технологий:

Наименование современных образовательных технологий:

Подтверждение эффективности использования (результаты работы, отзывы внешних экспертов, наличие сертификатов и др.)

Личностно-ориентированные технологии

Благодаря использованию данных технологий, мне удалось развить слабых детей, сделать сильными средних и развить творческий потенциал перспективных детей, значительно повысить их интеллектуальный уровень.

Здоровьесберегающие технологии

Применение в работе данных технологий позволило повысить уровень музыкальных и творческих способностей детей, стабилизировать эмоциональное благополучие каждого ребенка, физическую и умственную работоспособность, сформировало не только у детей, но и у родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Технология проблемного обучения

Использование в работе данной технологии помогло воспитать в детях гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях.

Проблемные ситуации активизировали творческую самостоятельность детей, развили познавательную активность, повысили их интерес к деятельности и способствовали быстроте и прочности освоения навыков и умений.

Использование на практике проблемного обучения доказало, что воспитанники в самостоятельной деятельности способны создавать новое, необычное, оригинальное, находить решение в проблемных ситуациях.

Технология развивающего обучения

Данная технология позволила, кроме получения детьми знаний и формирования у них определенных умений, развить наглядно-образное и словесно-логическое мышление. У детей существенно возрос интерес к занятиям, тем самым значительно повысились познавательные возможности ребенка.

Технологии проектной деятельности


 


 

 

Использование метода проекта позволило мне значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания, помогает детям оформить свой замысел в виде культурно-значимого продукта. А также сделало образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей и социума.

Игровые технологии


 

Игровые технологии способствовали прочному усвоению учебного материала, расширили кругозор воспитанников, способствовали развитию творческого мышления, художественного воображения, активизировали память, наблюдательность, интуицию, сформировали внутренний мир ребенка.

Технологии интегративного обучения

Технологии интегративного обучения способствовали формированию у детей более полных представлений о музыке, её выразительных и изобразительных средствах, о взаимосвязи музыки, поэзии, живописи.

Информационно-коммуникационные технологии

Использование ИКТ позволило повысить качество освоения Основной образовательной программы ДО,  сделать процесс обучения более интересным, а музыкальное развитие ребенка эффективнее. У детей усилился интерес к музыке, её восприятию. Дети стали более активны в совместном обсуждении музыкального произведения, начали умело высказываться о характере, жанре произведения.

 

В каждой технологии использую алгоритм управления, который представляет собой систему правил слежения, контроля и коррекции ее функционирования для достижения поставленной цели. Это позволяет мне не только оценивать успешность процесса образования, но и заранее проектировать процессы с заданной эффективностью.

Образовательную деятельность организую через интеграцию образовательных областей и различных видов детской деятельности с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляю в зависимости от контингента детей, уровня освоения Основной образовательной программы дошкольного образования.

Вывод: использование современных образовательных технологий позволило значительно повысить уровень развития музыкальных и творческих способностей детей, увеличить резервы их здоровья.

В 2017-2018 году приоритетным направлением работы по самообразованию было: «Музыкально – театрализованная деятельность детей дошкольного возраста». Главная цель работы – приобщение детей дошкольного возраста к музыкально – театральному творчеству в процессе сочетания разных видов художественной деятельности и формирование эстетического отношения к явлениям окружающей действительности.

Для реализации задач по самообразованию, в качестве услуги дополнительного образования, в ДОУ был организован музыкальный театр «Маленькие герои». Результаты работы были представлены ежемесячными музыкально – театральными постановками для воспитанников ДОУ и родителей.

Одной из форм моей педагогической деятельности является проектная деятельность. Так же для реализации задач по самообразованию в 2017 – 2018 учебном году был реализован проект «Театр и музыка», целью которой было формирование творческой личности ребёнка, на приобщение детей к музыкально – театральной культуре, которая является мощным инструментом открытия и огранки различных человеческих способностей. В результате, на базе проекта были созданы лепбук «Театр», «Театральная кармашка», картотеки дидактических игр по театрализованной деятельности. Были проведены консультации для родителей: «Развитие творческих способностей детей посредством музыки и театра», «Классическая музыка как средство эстетического воспитания детей», «Театр – путь к творчеству».

Музыкально-театрализованная деятельность – это самая эффективная форма музыкального воспитания, способствующая формированию творческой личности ребёнка.. Через театрализованную игру ребёнок получает больше информации об окружающем мире, у него развивается память и воображение, он переживает различные эмоциональные состояния, а самое основное - учится творить. Музыкально-театрализованная деятельность помогает взрослым установить с детьми тесные контакты в плане сотрудничества, являясь для педагога в то же время эффективным средством раскрытия ребенка и педагогического воздействия на него. Любая работа с детьми подразумевает работу с педагогами и родителями, так как ребёнок на музыкальном занятии находится всего 20 -25 минут, а всё остальное время он проводит в группе и дома, поэтому, свою работу я строила в тесной взаимосвязи, как с педагогами, так и с родителями  воспитанников. 

В своей работе я использовала различные формы организации театрализованной деятельности. На музыкальных занятиях я учила детей понимать язык музыки: слышать начало и окончание музыкальных фраз и целых музыкальных построений, анализировать прослушанное, используя комплекс средств музыкальной выразительности. В движениях, при исполнении пластических этюдов и танцевальных композиций учила передавать настроения и чувства героев, создавать целостный музыкальный образ. Возможность высказаться предоставляла каждому ребенку.

Театрализацию в работе с детьми я использовала с самого младшего возраста. Малыши с радостью изображали в играх повадки животных, имитируя их движения, голоса. С возрастом задачи по театрализованной деятельности усложнялись, дети инсценировали небольшие сказки, поэтические произведения. К театрализации я обязательно привлекала воспитателей, которые с удовольствием брали на себя роли героев сказок. Приобщала родителей к подготовке спектаклей, тем самым, стараясь сблизить семью с жизнью детей в детском саду. Также мной были разработаны консультации и рекомендации для родителей, освещающие вопросы театрального просвещения детей дома. Совместные мероприятия взрослых, более старших детей и моих воспитанников создавали обоюдный интерес к театральному виду деятельности.

С малышами я уделяла внимание отражению сказочных образов животных, анализировала характер движения, интонацию: летит большая и маленькая птица, веселые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю.
Я работала над тем, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику. При работе с детьми, важным аспектом является поощрение участия детей в инсценировках, желания играть роль. Большое внимание я уделяла речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, старалась обогатить речь. Вместе с детьми мы сочиняли маленькие истории, придумывали диалоги героев. Дети могли самостоятельно сочинить и обыграть какую-либо историю.

Любимый литературный жанр дошкольника в любом возрасте – сказка. Сказка в музыке – это интереснейший вид представления. Сказка, являясь важным средством умственного развития ребенка, развивает его воображение, а музыка «наполняет сказочные образы живым биением сердца и трепетом мыслей». 

Музыкальная сказка – это яркое, эмоциональное изложение сказочных событий. Продуманный подбор музыкальных произведений создаёт необходимое настроение, усиливает впечатления, вызывает эмоциональный отклик. Через музыку познаётся и красота природы, присутствующая во всех сказках. В театральных постановках дети поют, исполняют знакомые и специально выученные песни и танцы. Я стараюсь разнообразить сюжет и вовлекать в спектакль больше детей. Часто сама сочиняю небольшие песенки, попевки, музыкальные монологи героев. 

Подбирая сказки для спектаклей, шла от простого к сложному. Для начала разыгрывали с детьми небольшие музыкальные сказки: «Кот, петух и лиса» ( муз. В. Герчик), «Теремок» (муз. Т. Попатенко), «Маша и медведь» (муз. Е. Тиличеевой). В этих сказках звучит инструментальная и вокальная музыка, что намного облегчает детям целостное восприятие музыкальных образов. При распределении ролей я учитывала пожелания детей быть тем или иным персонажем, одобряла выбор. Очень часто я использовала в своей работе прием, который мастерски применял С.Я. Маршак, описывая движения кошки: «прыг», «шмыг», «кувырком», «клубком». Эти выразительные слова очень точно характеризуют каждое движение кошки. Для лучшей передачи детьми повадок животных и птиц, которые присутствовали почти во всех сказках, я применяла двигательные импровизации, которые проводила без предварительной подготовки, с элементами ритмопластики. Эти двигательные импровизации на практике оказались очень эффективными. 

Двигательные импровизации, в которых участвуют все дети, положительно влияют на качество исполнительской деятельности маленьких актёров. Работая над выражением лица, постигая язык тела, дети постепенно овладевали и средствами выразительности, которые им помогали добиться успеха на подмостках детского театра, почувствовать уверенность в себе и в своих возможностях. 

На выступлениях ребята проявляли творческую самостоятельность и часто вносили в исполнение ролей что-то личное, своеобразное. Исполняя роль, ребенок может не только представлять, но и реально эмоционально переживать поступки изображаемого им персонажа. 

Анализируя усвоение детьми содержания сказок, я пришла к выводу, что стихотворный текст запоминается детьми легче, и поэтому стала предлагать им сказки для постановки в стихотворной форме. Учитывая возрастные особенности детей, я старалась не допустить их перегрузки и заранее распределяла обязанности между всеми, кто готовит постановку. Участие детей в действиях, которые происходят в сказке, расширяет их кругозор, улучшает мыслительную деятельность, развивает творческие способности.
Артистические способности детей развивались от выступления к выступлению. Во время обсуждения и пересказа содержания сказки я каждый раз уточняла их ролевое поведение, создавала условия для театрально-игровой деятельности и старалась грамотно организовать работу как с детьми, так и со взрослыми. 

В работе с детьми мы использовали различные способы организации музыкально-театральной деятельности: 

- на первом этапе работы над сказкой предлагала коллективно воспроизвести текст сказки (рассказа);

- на втором этапе предлагала одному ребенку рассказывать за всех героев сказки

- на третьем этапе дети выполняли ряд творческих заданий (выразить страх, радость, удивление и т.п.);

- на четвертом этапе читали сказку по ролям;

- на пятом учились двигаться в своей роли. 

Разработанное перспективное  планирование работы театрального кружка позволило мне рационально, с наименьшими затратами сил и времени, осуществлять руководство работой в описываемой форме. 

Счастливые улыбки и радостные лица детей после театрализованного представления говорят о том, что этот вид деятельности им очень нравится. 

Не менее важным направление в системе по развитию связной речи и воображения посредством театрализованной деятельности, является сотрудничество с воспитателем группы и логопедом

Работа с этими специалистами проводилась по следующим направлениям: 

Консультирование логопеда воспитателей группы по работе с детьми (развитие артикуляционного аппарата, закрепление изученных звуков, работа над пластикой, выразительностью речи) 

Индивидуальные занятия педагогов-специалистов с детьми, в том числе совместно с воспитателями.

Таким образом, игра должна являться школой такой деятельности, в которой подчинение необходимости выступает не как навязанное извне, а как отвечающее собственной инициативе ребенка, как желанное. Театрализованная игра по своей психологической структуре является прототипом будущей серьезной деятельности - жизни.

В процессе работы:

Мною составлен перспективный  план театрального кружка «Мы-великие артисты» в средней, старшей и подготовительной группах.

Разработаны занятия с применением элементов театрально-игровой технологии.

Собраны в коллекцию  этюды по разным возрастным группам, общеразвивающие игры, упражнения по артикуляции, дыхательной гимнастике и на расслабление, а так же упражнения по ритмопластике.

Представлены сценарии праздников и развлечений.

В течение 2017-2018 учебного года принимала участие в семинарах, мероприятиях и конкурсах:

2017 год - Фестиваль детского творчества «Волшебная страна детства» (благодарность за участие).

2017 год - Детский городской конкурс «Цветные нотки» (грамота за участие);

2017 год - IV Фестиваль «С верой в Россию» (грамота, призер в номинации «Танцевальные зарисовки»);

На уровне филиала:

2017 год – Фестиваль по легоконструированию и робототехники «LEGO BOOM» (благодарность);

2017 год – Фестиваль Матрешек (сертификат)

Диссеминация педагогического опыта была представлена:

2017 год – Публикация на сайте infourok.ru сценарий на выпускной «Бармалей» (свидетельство);

2018 год – за вклад в развитии онлайн библиотеки методических разработок (благодарность);

2018 год – Публикация на сайте infourok.ru сценарий на выпускной «Свечи детства» (свидетельство);

2018 год – Всероссийский конкурс для педагогов на лучший сценарий мероприятия «8 марта – мамин день» (сертификат);

Сообщаю о себе следующие сведения:

В 2007 году окончила Башкирский республиканский техникум культуры г. Стерлитамак, с присуждением квалификации руководителя творческого коллектива, преподаватель;

В 2014 году окончила Уфимский государственный университет экономики и сервиса г. Уфа, бакалавр социально-культурной деятельности.

Сведения о повышении квалификации:

- 2017 г. – «Содержание и организация музыкальной деятельности в дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

- 2017 г. – ГАОУ ДПО СО «ИРО», по программе «Проектирование и реализация электронных курсов дистанционного обучения» (40 ч.);

 

Проектная часть

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в качестве одной из основных компетенций современного педагога предусматривает умение владеть современными образовательными технологиями и способность применять их в воспитательно-образовательном процессе.

Идя в ногу с современными образовательными процессами, педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий. Использование современных технологий в музыкальном развитии дошкольника требуют новых подходов к музыкальному воспитанию.

Музыка и игра – источник детской радости. Применяя на музыкальных занятиях различные игровые методы, я решаю важную задачу раннего музыкального воспитания детей – развиваю эмоциональную отзывчивость на музыку. В своей работе, я использую новые программы и технологии в различных видах музыкальной деятельности.

Сочетание традиционных форм занятий и ИКТ позволяет детям получать информацию через разные каналы восприятия (т.е., они слышат, видят и двигаются). По данным ученых, человек запоминает 20% услышанного, 30% увиденного и 50 % того, что увидел и услышал одновременно. Еще больше человек запоминает, включив в этот процесс мышечную память. Благодаря такому многоканальному восприятию, эффективность усвоения знаний значительно повышается.

В связи с этим возникает противоречие между необходимостью использования ИКТ в образовательном процессе и недостаточностью компетентностных возможностей педагогов. В результате выявлена проблема: определить пути оптимизации профессиональных компетенций в вопросах ИКТ.

Таким образом, темой следующего межаттестационного периода вижу «Создание условий и системы работы с использованием ИКТ для развития музыкально - творческих способностей дошкольников». Соответственно, задачи на следующий межаттестационный период:

Определение инновационных форм и методов работы в музыкальном воспитании дошкольников.

Оптимизация образовательного процесса, путем системности использования ИКТ, для достижения устойчивых положительных результатов в развитии музыкально – творческих способностей дошкольников;

Создание базы интерактивных дидактических средств презентаций, тематических слайд – шоу по всем разделам музыкального воспитания и активное использование её, как наглядность, на музыкальных занятиях, тематических беседах, развлечениях и праздниках, в музыкально - дидактических играх дошкольников.

Считаю, что информационно - коммуникационные технологии являются эффективными образовательными технологиями, способствующие развитию музыкальных творческих способностей у детей дошкольного возраста. Позволяют повысить качество организации воспитательно-образовательного процесса, сделать процесс обучения интересным, а развитие ребенка успешным, открывают новые возможности образования не только для ребенка, но и для самого педагога.

Заключение

Анализ результатов моей деятельности за межаттестационный период показал, что задачи, которые я ставила перед собой, выполнены:

рассмотрены особенности развития творческих и музыкальных способностей детей;

выявлены эффективные формы, методы, технологии развития музыкальных творческих способностей дошкольников;

использованы возможности комплексных музыкальных занятий;

предложены методические рекомендации по творческому развитию дошкольников в процессе музыкальной деятельности;

определены основные компоненты технологии развития музыкально – творческих способностей дошкольников.

Суть технологии развития музыкально – творческих способностей дошкольников состоит в следующем:

создание проблемно-поисковых ситуаций, побуждающих к познавательной эмоциональной и интеллектуальной активности (сравнение музыкальных произведений по сходству, контрастные сопоставления, выявление оттенков настроения, интеграция разных видов искусств, способствующая возникновению ассоциативных связей и творческому осмыслению содержания музыки);

опора на опыт ребенка в сочетании с новизной содержания, исключение каких-либо стереотипов;

применение творческих заданий, актуализирующих эмоциональный опыт ребенка.

В заключении хотелось бы сказать, что считаю свою педагогическую деятельность, используемые технологии, методы, целесообразными и нацеленными на развитие личности каждого ребенка и повышение качества образовательных услуг, что подтверждается результатами достижений воспитанников. В итоге определены эффективные формы развития музыкальных творческих способностей дошкольников, что отражено в аналитической части отчета.

Главное, в образовательной деятельности – постановка воспитанника в позицию субъекта деятельности, добытчика знаний, в ситуацию самостоятельного поиска, реализацию всех его творческих возможностей, полноценное общение со всеми участниками процесса. Поэтому моя деятельность направлена на увлечение и стимуляцию, как важнейших из путей развития. Осуществление поддержки и сопровождения воспитанников в меру их способностей и возможностей.

Литература

1. Андреева, М. Первые шаги в музыку [Текст] / М. Андреева, Е. Конорова. М. : Музыка, 2009.

2. Артоболевская, А. Первая встреча с музыкой [Текст] / А. Артоболевская. М. : Советский композитор, 2005.

3. Белова, Е. С. Соотношение интеллектуальных и творческих показателей одарённости в дошкольном возрасте/Белова Е. С.//Школа здоровья.-2002.-№1.-с.19-27.

4. Боякова, Е. В. Педагогические условия развития интереса к музыке у старших дошкольников: сборник научных статей / Е. В. Боякова. -- М.: Изд-во МГПУ, 2008.

5. Горбунова, Г. А. Психологические факторы развития у дошкольников творчества/Горбунова Г. А.//Дошкольная педагогика.-2005.-№1.-с.55-57.

6. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. - М., 2002.

7. Дубровина, А. Руководство процессом музыкального воспитания / А. Дубровина. -- M., 2008.

8. Казакова Т.Г. Детское творчество - мир ярких, удивительных образов Дошкольное воспитание, 2003, № 4.

9. Кононова, Н. Обучение игре на детских музыкальных инструментах [Текст] / Н. Кононова. -- М., 2000.

10. Лобанова, О. Активизация интонационно-речевого опыта дошкольника как условие формирования эмоциональной отзывчивости на музыку / О. Лобанова // Дошкольное воспитание. -- 2007. -- № 4. -- С. 68-73.

11. Маланина Н. Танцевально-игровое творчество старших дошкольников. Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1.

12. Наглядные средства в музыкальном воспитании / сост. Л. Комиссарова [и др.]. -- М., 2006.

13. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.П. Музыкальное воспитание дошкольников.- М, Академия, 2000.

14. Радынова, О. Слушаем музыку [Текст] / О. Радынова. -- M., 2000.

15. Тарасова К.В., Кузьмин В.Е., Исаева И.Е. Диагностика музыкальной одарённости детей дошкольного возраста. - М., 2004.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, Найля, не знаю к сожалению Вашего отчества) за полный анализ Вашей работы.

28 October 2018

Спасибо, очень приятно!

31 October 2018