Аналитический отчёт
От того, чему и как мы учим сегодня,
в значительной степени зависит,
как будем жить и работать завтра»
В.В.Путин
Главная задача современной школы –
раскрытие способностей каждого ученика,
воспитание личности, готовой к жизни
в высокотехнологичном, конкурентном мире…
Д.А.Медведев
Еще в XIX веке немецкий педагог Адольф Дистервег писал: «Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Изложение, считывание, диктовка против него - детская забава». Его идеи значительно опередили время. Они являются актуальными и в наши дни, когда главной целью образовательного процесса является формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, принимать решения, планировать действия, эффективно сотрудничать, быть открытыми для новых контактов. Таким образом, учащийся не получает знания в готовом виде от учителя, а добывает их сам в процессе учебно-познавательной деятельности. Системно-деятельностный подход, который заложен в основе современного ФГОСа, ставит перед каждым учителем задачу «разбудить» познавательную деятельность. Следовательно, перед каждым учителем стоит вопрос: «Как же сделать так, чтобы все были вовлечены в учебный процесс? Как сделать урок интересным для всех?»
Решение этих вопросов заинтересовало меня. В связи с этим мною была определена тема работы: «Методы и приемы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС».
Еще в детстве, думая о профессии, видела себя в будущем только учителем. В 2000 году получила Диплом о высшем образовании Бийского государственного педагогического института по специальности «Филология». В МБОУ «Быстроистокская общеобразовательная средняя школа» работаю 13 лет, учителем истории и обществознания – 5 лет. С 2007 по 2015 г. работала учителем предшкольного образования. В 2015 году получила Диплом о профессиональной переподготовке по программе «История». С 2017 года занимаюсь с 5-9 классами внеурочной деятельностью по финансовой грамотности. Имею первую квалификационную категорию.
Главная педагогическая цель моей работы - развитие познавательного интереса обучающихся в процессе изучения истории и обществознания.
Перед собой поставила задачи:
Отработать педагогические методы и приёмы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания в рамках системно-деятельностного подхода.
Внедрить в свою практику современные педагогические технологии с целью повышения мотивации учащихся к изучению истории и обществознания.
Повысить интерес учащихся к углубленному изучению предметов история и обществознание (участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях).
Повысить качество образования учащихся по истории и обществознанию.
В процессе работы я познакомилась с теоретическими положениями о системно-деятельностном подходе концепции Л.С. Выготского, Ю.К. Бабанского, П.Я. Гальперина.
Для того чтобы повысить активность мыслительной деятельности учащихся включаю в структуру урока такие формы, как:
индивидуальная (работа у доски, работа по карточкам, работа с картой, заполнение таблицы и схемы, подготовка сообщений и докладов, работа с текстом учебника и т.д.);
фронтальная (обсуждение, беседа, исторический диктант, игры с терминами);
групповая (применяю в процессе поиска способа решения учебной задачи, при работе с историческим документом, работа по карте);
работа в паре (работа с терминами, формирование и развитие самоконтроль и самооценку).
С целью повышения познавательной активности учащихся использую приемы, обеспечивающие достижение планируемых образовательных результатов:
Создание проблемных ситуаций (учащимся предлагается выполнить заведомо невыполнимое задание при наличии только уже имеющихся знаний, а потом поставить проблему: «Почему мы не можем выполнить задание? Каких знаний нам не хватает? Что нам предстоит узнать сегодня?»). В начале урока знакомимся с видеофрагментом и отвечаем на вопросы: «О чем это видео?». В качестве проблемного задания использую цитаты и высказывания знаменитых людей, притчи.
Организация поиска учащимися решения учебных проблем. Использую на уроке мотивирующие приемы:
актуальность: обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учащихся.
«отгадай-ка»: признаки и элементы биографии личности нужно соотнести с личностью и назвать ее.
события в мире: обсуждение в начале урока событий, произошедших в мире за последнюю неделю.
Организация контрольно-оценочной деятельности учащихся. Для контроля оценки знаний и умений, обучающихся использую следующий инструментарий:
лист индивидуальных достижений;
самоконтроль и самооценка (учащиеся самостоятельно оценивают свою работу по выделенным критериям);
взаимоконтроль и взаимооценка.
Использую средства ИКТ в качестве инструмента формирования УУД у учащихся. В работе применяю готовые мультимедийные продукты, а также создаю собственные презентации, использую средства сети Интернет в учебной и внеклассной работе.
С целью формирования навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями, стараюсь повышать свою квалификацию постоянно.
Курсы повышения квалификации:
№ | Дата | Тема | Кол-во часов |
1 | 28.09.20-02.10.20 | «Формирование финансовой грамотности обучающихся с использованием интерактивных технологий и цифровых образовательных ресурсов» | 36 |
2 | 11.10.19-27.09.19 | «Формирование финансовой грамотности школьников через организацию проектной деятельности и другие интерактивные формы обучения» | 72 |
3 | 11.08.19-28.08.19 | «Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по обществознанию в условиях реализации ФГОС СОО» | 72 |
4 | 30.05.19-19.05.19 | «Федеральный государственный стандарт ООО и СОО по истории: требования к современному уроку» | 72 |
Всё это помогает достичь положительной динамики результатов освоения образовательных программ. Качество знаний учащихся по обществознанию и истории за 2018/2019 и 2019/2020 учебные годы повысилось.
Освоение обучающимися образовательных программ по итогам промежуточной аттестации (уч. года)
Предмет | Доля обучающихся (в %), получивших положительные отметки по итогам учебного года | ||
2017-2018 год | 2018-2019 год | 2019-2020 год | |
История 5-11 класс | 100 % | 100 % | 100 % |
Обществознание 6-11 класс | 100 % | 100 % | 100 % |
Мониторинговое отслеживание качества обучения веду через проведение контрольных, тестовых, самостоятельных работ, включение обучающихся в творческую и проектную деятельность. Адаптирую технологии преподавания к возрастным особенностям учащихся, уровню их подготовленности, их интересов.
Важным направлением в своей педагогической деятельности также считаю работу с одаренными детьми, организацию научно-исследовательской деятельности учащихся. Создаю условия для результативного участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах. Стараюсь выстраивать свою педагогическую работу так, чтобы ученик смог осуществить «перенос» своих умений на другой материал, отличный от того, на котором это умение формировалось. Мои ученики принимают участие в конкурсах, олимпиадах школьного и муниципального уровня. Становятся призерами и победителями.
Наличие обучающихся – участников и призеров предметных олимпиад, конкурсов
Уровень предметной олимпиады | 2016-2017год | 2017-2018год | 2018-2019год | 2019-2020год | ||||
Кол-во участников | Кол-во призеров (1-3м.) | Кол-во участников | Кол-во призеров (1-3м.) | Кол-во участников | Кол-во призеров (1-3 м.) | Кол-во участников | Кол-во призеров (1-3 м.) | |
Международные | ||||||||
Всероссийские | ||||||||
Региональные | ||||||||
Муниципальный обществознание | 3 | 1 | 6 | 4 | 4 | 3 | 4 | 1 |
Муниципальный история | 3 | - | 6 | 4 | 4 | 3 | 4 | 2 |
Уровень ОУ обществознание | 30 | 8 | 35 | 6 | 34 | 9 | 32 | 7 |
Уровень ОУ история | 27 | 5 | 28 | 6 | 30 | 8 | 24 | 7 |
Подготовка к государственной итоговой аттестации предусматривает посещение факультатива учащимися. На факультативе занимаемся повторением пройденного материала и отработкой навыков работы с КИМами.
Результаты ЕГЭ по истории и обществознанию
Уч. год | Форма экзамена | Предмет | Кол-во чел. | Мин. балл | Макс. балл | Сред. балл |
2019-2020 | ЕГЭ | история | 4 | 70 | 96 | 79,5 |
2019-2020 | ЕГЭ | обществознание | 7 | 44 | 95 | 71,43 |
2018-2019 | ЕГЭ | история | 4 | 32 | 91 | 59,25 |
2018-2019 | ЕГЭ | обществознание | 14 | 41 | 96 | 58 |
С целью повышения мотивации к изучению истории района, края, села, своей семьи вовлекаю учащихся в научно-исследовательскую деятельность. С научно-исследовательскими работами участвуем в конкурсах разного уровня.
Конкурсы научно-исследовательских работ
Учеб. год | Название конкурса | Участники | Результат | Руководитель |
2017-2018 | Краевой конкурс «Моя родословная» | Моисеев Семён, 7б Фаст Иван, 7б | участие участие | Моисеева Н.А. |
2020-2021 | Всероссийский конкурс исследовательских работ «По следам Великой отечественной войны» | Новикова Дарья, 6а Алиев Ильхам, 6б Рослякова Полина, 6а | Моисеева Н.А. |
Внеурочная работа служит продолжением учебной деятельности и направлена на систематическое образование учащихся. Участвуя в конкурсах различного уровня, дети тем самым расширяют и углубляют свои знания по предметам. С учащимися принимаем участие в конкурсах различной тематики и уровней
Конкурсы
Учеб. год | Название конкурса | Участники | Результат | Руководитель |
2018-2019 | Олимпиада по финансовой грамотности | Гостева Юлия Добролинская Анна Павская Яна Чаплова Мария | участие | Моисеева Н.А. |
2019-2020 | Всероссийский чемпионат по финансовой грамотности (школьный этап) | Учащиеся 8Б класса | победители | Моисеева Н.А. |
2019-2020 | Межрегиональная олимпиада школьников «Кодекс знаний» | Ильиных Соня, 11 Моисеев Семён, 10 | Вызов на очный этап | Моисеева Н.А. |
2019-2020 | Онлайн-квест по финансовой грамотности | Савин Никита, 8б Савина Алевтина, 8б Гостев Александр, 8б Чаплова Мария, 8б Илюшникова Софья, 8б | участие | Моисеева Н.А. |
2019-2020 | Всероссийский конкурс «Большая перемена» | Савина Алевтина, 8б Чаплова Мария, 8б Гостев Александр, 8б Моисеев Семён, 10 | Участник Участник Участник Полуфиналист | Моисеева Н.А. |
Неотъемлемой частью работы в школе является классное руководство. Являюсь классным руководителем 9Б класса. Внеклассную работу планирую и провожу с целью развития у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирования гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира. Как классный руководитель организую классные экскурсии в районный музей с целью повышения интереса к истории района, края, страны. Провожу классные часы на различные темы.
Ежегодно учащиеся моего класса принимают участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных дню Победы, памятным датам Великой Отечественной войны, участвуют в различных акциях.
В 2019-2020 учебном году принимала участие во Всероссийском профессиональном конкурсе «Учитель будущего»
С 2017 года являюсь руководителем школьного творческого объединения «Радуга», в которое входят творческие дети. Пишем статьи, стихи, рассказы, сказки и публикуем их в районной газете «Ударник труда»
Постоянно занимаюсь самообразованием, повышением педагогического мастерства через общение в сетевых педагогических сообществах, принимаю участие в методической деятельности школы, являюсь руководителем муниципального объединения учителей истории. На сайте педагогического сообщества «УРОК» имею свою страничку на которой публикую авторские статьи, разработки уроков и занятий, работы детей. Адрес моей страницы в педагогическом сообществе: https://урок.рф/user/147603
Очень люблю свою семью. Мечтали с мужем о большой семье. В нашей семье трое детей. Стараюсь достаточно времени уделять воспитанию и развитию своих детей. Считаю, что это надёжное инвестирование своих ресурсов. Мечтаю, чтобы они получили образование, стали хорошими людьми, нашли свое место в жизни и были счастливы. Совместный отдых – это наше семейное хобби. Любим путешествовать на своей машине по Алтайскому краю и за его пределами.
Имею много различных увлечений и хобби: выращиваю цветы, занимаюсь садом, люблю готовить для семьи различные блюда, занимаюсь рукоделием. Из рукоделия увлекаюсь скрапбукингом, вязанием, шитьем. Больше всего нравятся совместные увлечения. Со старшим сыном занимаемся вокалом. Помогаю подбирать песенный репертуар. С младшим сыном увлекаемся лепкой, рисованием, изготовлением поделок из различных материалов, читаем книги.
Моё педагогическое кредо: «Я знаю, я не напрасно тружусь, я - учитель, и этим горжусь!» Работу учителя не считаю простой. Много душевных и физических сил учитель тратит на своих воспитанников. Учитель должен стать для своего воспитанника не только наставником, но и хорошим другом. Доверие, признание, уважение со стороны детей – это хорошие показатели в работе учителя.
В дальнейшем планирую продолжить свою деятельность в данном направлении.