Аналитический отчёт за межаттестационный период 2017-2021 гг.

0
0
Материал опубликован 20 December 2021

Муниципальное казённое учреждение

дополнительного образования

Байкаловский районный Центр внешкольной работы









АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЁТ ЗА МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

2017-2021 гг.











Составитель:

Сединкина Ольга Геннадьевна

педагог дополнительного образования

1 квалификационная категория











с. Байкалово

2021г.

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 2

1. Теоретическое обоснование 4

1.1. Дополнительное образование – ключ к успеху каждого ребенка 5

1.2. Роль хореографии в формировании интегративных качеств личностного развития обучающихся 6

2.Аналитическая часть 7

2.1. Анализ результатов профессиональной деятельности 8

2.3.Мониторинг результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Хореография» 15

2.4. Достижения обучающихся как показатель эффективности педагогической деятельности 22

2.4. Взаимодействие с родителями обучающихся детских объединений 23

2.5. Развитие профессиональной компетентности 24

участие в районном конкурсе педагогических чтений с представлением педагогического опыта по теме; «Методика проведения занятия 25

в детском хореографическом коллективе» 2021г. 25

3. Проектная часть 27

3.1. Перспективы на следующий межаттестационный период 27

2021-2026 гг. 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ 29














ВВЕДЕНИЕ


Современная модель образования носит деятельностный характер, направлена на формирование у детей стремления к самостоятельному непрерывному образованию и развитию у них творческих способностей. Сегодня очевиден рост интереса к проблемам воспитания в самых широких общественных кругах. Пришло понимание того, что решение множества сложнейших проблем в жизни страны во многом зависят от сформированной у подрастающего поколения социальной, творческой, активной позиции, потребности в духовно-нравственном совершенствовании.

Закон Российской Федерации «Об образовании», нормативные документы, принятые на его основе, определяют государственную политику в области образования. В Концепции модернизации образования РФ выдвигается положение, согласно которому учреждения дополнительного образования могут и должны создать условия развития «стартовых» возможностей каждого ребёнка, для оказания помощи и поддержки одарённым и талантливым детям в развитии целеустремлённой, любознательной, социально компетентной и творческой личности. В основу результатов и достижений должно лечь выявление способности использования полученных знаний, умений и навыков в решении задач и проблем, с которыми сталкивается ребёнок в повседневной жизни.

Дополнительное образование детей – образование, обеспечивающее необходимые условия для развития их творческих способностей, реализации интересов и наклонностей, организации содержательного досуга, помощи обучающимся в социально-профессиональном самоопределении и творческом росте, оно позволяет активизировать эмоциональную сферу детей, пробудить у них желание творить и созидать; осуществлять эстетическое и духовно-нравственное развитие учащихся. Посещая различные детские творческие объединения в образовательных организациях дополнительного образования, дети и подростки приобретают все новые знания, у них формируются умения и навыки, ценностные представления о том виде деятельности, которым они занимаются; развиваются мотивационная сфера и опыт общения; им легче адаптироваться в обществе.

Посещая различные детские творческие объединения в образовательных организациях дополнительного образования, дети и подростки приобретают все новые знания, у них формируются умения и навыки, ценностные представления о том виде деятельности, которым они занимаются; развиваются мотивационная сфера и опыт общения; им легче адаптироваться в обществе.

Занятия хореографией предоставляют уникальную возможность психологического общения, что является не только самостоятельной сферой человеческой жизни, но и, безусловно, необходимым, ничем не заменимым её элементом.

Хореография обладает огромными возможностями для полноценного духовного, физического и эстетического развития и совершенствования ребенка, формируя интегративные качества личностного развития обучающихся. Поэтому хореографические занятия оказывают положительное влияние на психическое и физическое самочувствие обучающихся, повышают уверенность ребенка в себе, помогают приобрести опыт общения в разных социумах, способствуя самостоятельному решению ребенком жизненных задач, адекватных возрасту.

Цель аналитического отчета: описание и анализ деятельности за межаттестационный период.

Задачи аналитического отчета:

проанализировать условия, обеспечивающие получение положительного результата деятельности;

выявить проблемы и определить пути их решения;

определить приоритетные направления моей педагогической деятельности на следующий межаттестационный период.























1. Теоретическое обоснование 1.1. Дополнительное образование – ключ к успеху каждого ребенка


Дополнительное образование детей и взрослых направлено на развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных особенностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности (ФЗ № 273 ст. 75 п. 1).

Дополнительное образование детей – система, органично сочетающая в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.

В настоящее время система дополнительного образования развивается в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».  

Дополнительное образование детей:

предназначено для создания пространства самоопределения (самопознания, самоидентификации, саморазвития) обучающихся в эмоционально комфортных для них условиях;

создает позитивно-конструктивный стиль отношения к детям, независимо от их способностей, физических, умственных, материальных и иных возможностей;

всегда организует деятельность с учетом особых индивидуальных особенностей и потребностей детей;

обеспечивает каждому ребенку открытую перспективу для добровольного выбора формы проведения своего свободного времени.

Современная система дополнительного образования предлагает ребенку широкий выбор образовательных программ по различным видам творческой деятельно­сти. Одним из самых массовых и популярных среди детей и родителей является художественное дополнительное обра­зование.

Искусство, художественное творчество позволяют предать детям духовный опыт человечества, способствую­щий восстановлению связей между поколениями. Учреждения дополнительного образования детей художественной  направленности способствуют вос­питанию творческой личности, помогают развивать ком­муникативные качества, умение выразить себя.

 В ходе реализации дополнительных образовательных программ дети получают практические навыки, необходимые для жизни, формируют собственное мнение, индивидуальное мировосприятие, развивают свою коммуникативную культуру, общаются в коллективе сверстников, а значит - учатся сотрудничеству и сотворчеству.


1.2. Роль хореографии в формировании интегративных качеств личностного развития обучающихся


Хореография – искусство синтетическое. Оно позволяет решать задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического и, в целом психического развития детей. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, способствуют гармоничному пластическому развитию.

Формирование интегративных качеств личностного развития обучающихся предполагает системное развитие ребенка, заключающееся в физической (включающее созревание нервной системы) и психической (личностное и интеллектуальное) составляющих.

Согласно современным требованиям, предъявляемым к дополнительному образованию сформированность интегративных качеств у обучающегося – итоговый результат освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. В качестве результата рассматриваются следующие интегративные качества: «физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками», «любознательный, активный», «эмоционально отзывчивый», «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения», «способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту», «имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе», «овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности», «овладевший необходимыми умениями и навыками».

Хореография отвечает всем требованиям развития интегративных качеств обучающихся. Как отметил Выготский Л.С.: «Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «Я» как составную часть орудия общества, посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа».

Формирование осанки, культуры движений, мимики, развитие музыкального вкуса повышают уверенность ребенка в себе. Совершенствование координации движений способствует повышению коммуникативной активности ребенка. Высокая выразительность и эмоциональность занятий оказывают положительное влияние на психическое самочувствие обучающихся.

Доказано, что занятия движениями под музыку для детей имеет особое значение, потому что двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов (исследования Н. А. Бернштейна, В. М. Бехтерева, методика М. Фильденкрайза и др.)

В то же время, движения под музыку являются для ребенка одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить свои эмоции, проявить свою энергию. Вряд ли можно оспаривать тот факт, что именно детство особенно восприимчиво к прекрасному – музыке, танцу. И это позволяет нам смотреть на обучение хореографии в учреждениях дополнительного образования, как на важный и нужный процесс формирования и развития интегрированных качеств детей.


















2.Аналитическая часть 2.1. Анализ результатов профессиональной деятельности


В межаттестационный период моя профессиональная деятельность была направлена на формирование интегративных качеств личностного развития обучающихся; совершенствование форм и методов организации педагогического процесса.

В соответствии с целью определены задачи:

применять дифференцированный и индивидуальный подход к обучению и воспитанию обучающихся с особыми образовательными потребностями;

разработать и внедрить систему мониторинга образовательных достижений обучающихся в процессе освоения общеобразовательных программ;

передавать накопленный опыт педагогам дополнительного образования через мастер-классы и семинары;

привлекать обучающихся к участию в творческих конкурсах и фестивалях различного уровня (на уровне образовательного учреждения, районного, окружного, областного и всероссийского).


Работа в этот период мной велась по следующим дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам художественной направленности:

«Ритмика и танец» для обучающихся младшего школьного возраста;

«Танцевальный коллектив «Овация» для обучающихся младший школьный возраст и подростки;

«Кружок эстрадного вокала» для обучающихся подросткового возраста.

В 2020году в связи изменившимися условиями (эпидемиологическая обстановка в стране, конкуренция среди учреждений дополнительного образования, изменение требований), возникла необходимость пересмотра программ. Мною были разработаны и апробированы следующие модифицированные программы: «Развивающая ритмика», «Хореография» и «Вокально-хореографический кружок «Домисолька».

В этом году дополнительно мной были разработаны ещё две общеобразовательные общеразвивающие программы, расширяющие возрастные границы обучающихся и границы моей профессиональной деятельности:

«Танцевальная гимнастика» программа художественной направленности для детей дошкольного возраста;

«Мой мир», социально-гуманитарной направленности для обучающихся младшего школьного возраста.

Количественный состав обучающихся по программам приведен в таблице.


Таблица 1

Количественный состав обучающихся по программам


Названия программ

«Развивающая ритмика»

(ранее «Ритмика и танец»

«Хореография»

(ранее «Танцевальный коллектив «Овация»)

«Домисолька»

(ранее «Кружок эстрадного вокала»)

«Танцевальная гимнастика»

«Мой мир»

Общее кол-во обуч-ся

Учебный

год

Кол-во обуч.

Кол-во групп

Кол-во обуч.

Кол-во групп

Кол-во обуч.

Кол-во групп

Кол-во обуч.

Кол-во групп

Кол-во обуч.

Кол-во групп

Кол-во обуч.

Кол-во групп

2016-17

371

16

22

2

11

1

-

-

-

-

404

19

2017-18

240

12

36

3

12

1

-

-

-

-

288

16

2018-19

343

15

26

2

36

2

-

-

-

-

406

19

2019-20

309

14

26

2

36

2

-

-

-

-

371

18

2020-21

137

7

24

2

82

5

-

-

-

-

243

14

2021-22

137

6

24

2

49

2

63

4

39

2

273

16



Работа в детских объединениях строилась по следующим принципам:

1. Принцип добровольности в комплектовании детские творческие объединения

В отличие от основного школьного образования с определенными предметами и строгой программой, в учреждении дополнительного образования ребенок может выбирать себе занятия, как говориться, по душе, что способствует его дальнейшей открытости педагогу и группе детей, в которой он будет находиться. Это важная составляющая, способствующая лучшему вхождению в коллектив детского творческого объединения.

Принцип добровольности создал предпосылки к успеху обучающихся, активность и интерес к деятельности.

Так в межаттестационный период в работе с обучающимися детских объединений я применяла различные средства хореографии и вокального мастерства для формирования активной творческой личности, способной адекватно мыслить, чувствовать и действовать самостоятельно.

В ходе занятий у обучающихся сформированы собственное мнение, приобретены практические навыки, развились коммуникативная культура и умение общаться в коллективе сверстников, а значит – они научились сотрудничеству и сотворчеству.

При отборе содержания образовательной деятельности я учитывала возрастные и психологические особенности обучающихся (активные и подвижные дети, менее активные и ленивые дети), их потребности и интересы в области хореографии (подбор танцевального репертуара для каждой подгруппы обучающихся). В своей деятельности на занятиях я опиралась на принципы: доступности изучаемого материала, от простого к более сложному, последовательности, систематичности и повторяемости материала, сотворчества педагога и обучающегося.

В обучении применялись дифференцированный и индивидуальный подход с учетом уровня интеллектуального развития обучающегося, его задатков и способностей, особенностей психического склада, характера и темперамента.

Дифференцированный подход применяется для групп детей с разным темпом работы (пока дети с низким уровнем обучаемости разучивают одно движение, сильные выполняют 2-3 аналогичных), а также по гендерному различию (разные движения для мальчиков и для девочек).

Индивидуальный подход применяется на занятиях с группой обучающихся с учётом особенностей каждого ребенка в отдельности. Для выявления одарённых детей среди обучающихся детского объединения «Хореография» и их развития, мной был разработан индивидуальный образовательный маршрут (приложение 4).

На занятиях большое внимание уделяю созданию комфортной психологической среды (приветливое «здравствуйте», «какой сегодня удивительный день», «какие интересные дела были в школе», «что нового вы сегодня проходили», «что у тебя получилось сегодня» и др.), создающей возможности для социально-образовательной реабилитации обучающихся, не сумевших успешно проявить себя в школе. Разнообразие деятельности на моих занятиях позволяет раскрыться всем обучающимся без исключения – застенчивым, пассивным, с заниженной самооценкой (включение разнообразных игр, разминки, творческих заданий в парах и в тройках).

В межаттестационный период реализация поставленных мною задач осуществлялась через разные формы проведения занятий: традиционное занятие, практическое занятие, игра-путешествие, экскурсия, интерактивное занятие, праздник, конкурс, фестиваль, открытое занятие.

В процессе организации образовательного процесса на занятиях мной применяются такие методы обучения, как словесный, наглядный, игровой и практический. Каждый метод обучения поможет обучающимся не только усвоить учебный материал, но и научит их понимать других людей, приобщит к общественным ценностям и традициям.

Словесный метод предполагает объяснение методики исполнения движения в хореографии, в вокале методики исполнения дыхательных упражнений, артикуляционной гимнастики, тематические беседы.

Наглядный метод обучения предполагает непосредственный показ педагогом позиций рук, ног, головы, туловища танцора, разнообразных упражнений разминки, танцевальных элементов для повторения за ним обучающимися под счет и под музыку. На вокальных занятиях голосовой показ вокальных, дыхательных и артикуляционных упражнений. Применение данного метода способствовало развитию у обучающихся зеркально-образного мышления, чувства ритма и темпа, пластичности и выразительности. Я активно применяю данный метод обучения как фронтально (показ и объяснение всему коллективу обучающихся), так и индивидуально (объяснение и отработка учебного материала с обучающимися, для которых требуется более детальное объяснение).

Игровой метод обучения включает применение на моих занятиях различных танцевальных, музыкальных игр или игровых заданий, связанных с вокально-хореографической темой для закрепления теоретического материала, что способствовало развитию у обучающихся творческой фантазии, коммуникативных навыков, вокальных и навыков ориентирования в пространстве.

Применение практического метода обучения предполагает разучивание обучающимися совместно с педагогом и самостоятельно различных танцевальных движений, разминки, а также постановку и отработку этюдов, танцев, составных композиций. Применение данного метода способствовало развитию у обучающихся координации движений, моторики рук и ног, ассоциативной памяти, точности и синхронности исполнения. Практический метод обучения на занятиях танцами помог обучающимся не только в развитии их творческих способностей, но и в сотворчестве, сотрудничестве внутри коллектива.

При обучении вокалу практические работы носят учебно-тренировочный характер, это в первую очередь исполнение вокализов и музыкальных произведений. Этот метод применяется в единстве со словесными и наглядными методами обучения.

С целью повышения привлекательности разработанных мною дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и качества их реализации я как педагог постоянно работаю над повышением своего профессионального мастерства. В своей работе я использовала такие педагогические (образовательные) технологии, которые направлены на познавательное, коммуникативное, личностное и физическое развитие обучающихся. Применение на занятиях различных технологий помогло научить детей навыкам общения на занятиях, умению договариваться при постановочной работе, расширило сферу познавательных интересов о себе и окружающем мире искусства хореографии, помогло развитию практических навыков.

Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающая технология предполагает разностороннее и гармоничное развитие ребенка, укрепление его здоровья. На занятиях с обучающими я включаю различные упражнения разминки, что обеспечивает укрепление физического, психического и психологического здоровья обучающихся.

С обучающимися по программе я использовала простые и сложные упражнения партерной разминки для укрепления опорно-двигательного аппарата, для формирования осанки, для выворотности ног; упражнения на координацию. По окончанию занятия включаю различные упражнения на релаксацию, расслабление мышц тела.

Для развития координации движений обучающихся в своей практике я использую хореографические упражнения по центру зала и экзерсис у станка, которые способствуют развитию мышечной памяти и умению балансировать телом.

На вокальных занятиях использую определенные дыхательные и голосовые упражнения, которые кроме развивающих и обучающих задач, решают еще и оздоровительно-коррекционные задачи.

Эффективным способом здоровьесбережения и предупреждения переутомления обучающихся на занятиях, улучшения их общего состояния и смены деятельности являются веселые физминутки или динамические паузы. Применение их на занятиях восстанавливает работоспособность обучающихся, расширяет круг воображения и круг общения в коллективе.

Таким образом, во время занятий обучающийся познает себя, раскрывает свои физические возможности, что может ему пригодиться в дальнейшем обучении при выполнении более сложных упражнений. Благодаря этому, у обучающихся происходит укрепление общего здоровья организма, постепенно формируется физическая выносливость, социальная активность, интерес к здоровому образу жизни.

Технологии группового и развивающего обучения

Технология группового обучения на занятиях предполагает взаимодействие между обучающимися при работе в малых группах и направлена на развитие коммуникативных навыков.

Технология группового обучения проводилась в форме творческих заданий «Повтори движение и добавь своё» (работа в парах); «Танец с ускорением» (работа в подгруппах), где обучающимся приходилось не только договариваться между собой, но и уметь показывать определенные танцевальные движения.

Технология развивающего обучения осуществлялась в форме вовлечения обучающихся в различные виды деятельности, направленных на обогащение творческого воображения и мышления у обучающихся («Весёлые мартышки», «У Маланьи у старушки», «Море волнуется» и др.). Внедрение в программу технологии развивающего обучения помогло детям в развитии умения мыслить, наблюдать, действовать практически самостоятельно и работая в коллективе.

Технология игровой деятельности

Технология игровой деятельности позволила включать на занятиях развивающие игры (игры на воображение и мышление), музыкально-танцевальные игры (связанные с музыкой и танцевальными элементами), ритмические игры (без музыки, на чувство ритма с помощью хлопков, текста и движений), игры с предметами (предметы имеют значение в применении – мячи, обручи, стулья). Игры помогли обучающимся лучше общаться и находить пути решения в совместной игровой ситуации. Применение игровой технологии способствовало в развитии у обучающихся ритма, слуха, памяти, повышению двигательной активности на занятии.

Игровые технологии способствовали эффективной организации взаимодействия педагога и обучающегося; выступили как продуктивная форма их обучения с элементами соревнования. Выполнение игровых тренингов на взаимодействие «Мой весёлый пёсик Бинго», «Танцевальные фигуры»; а также игровых заданий и ритмических игр; с предметами «Горячая картошка», «Платочек», «Лягушки на болоте»; музыкальных «Ручеек» и танцевальных «Стульчики», «Танец сидя», - способствовало развитию у обучающихся фантазии, воображения, ассоциативного и образного мышления, концентрации внимания, способности мыслить нестандартно и развитию коммуникативных навыков.

Обучающиеся стали более усердны на занятиях, начали увлекаться и всерьез заниматься любимым делом - хореографией; обучающиеся легко переключались на что-то неожиданное, новое, привлекательное, особенно связанное с новыми технологиями и новыми направлениями современной хореографии.

Технология коллективной творческой деятельности

Технология коллективной творческой деятельности на занятиях призвана развить самостоятельность обучающихся, создать условия для их самоорганизации, придать значимость осуществляемой деятельности для каждого члена творческого коллектива. Я применяла данную технологию для подготовки практической части занятия - постановочной работы (разработка обучающимися алгоритма постановки танца: выбор танцевального жанра, подбор музыки, танцевальных образов, танцевальных элементов, костюмов).

Коллективным творческим делом был заключительный концерт в конце учебного года «Фестиваль танца», на котором обучающиеся показывали танцевальные номера всего коллектива и готовились к заключительному мероприятию все вместе, что позволяло им не только взаимодействовать творчески, но и уметь общаться друг с другом без конфликтов.

В период эпидемиологической обстановки в стране, в условиях дистанционного обучения коллективная работа обучающихся строилась с помощью информационно-коммуникационной технологий. Коллективным творческим делом явился новогодний танцевальный челлендж, созданный мной совместно с обучающимися и видеозаписи коллективных танцевальных постановок по окончанию учебного года, которые были размещены в социальных сетях и в группах родителей сети WhatsApp.

Применение на занятиях разных технологий:

способствует развитию у обучающихся фантазии, воображения, образного мышления, концентрации внимания, способности мыслить нестандартно;

помогает развить самостоятельность обучающихся, создать условия для их самоорганизации, пережить ситуацию успеха;

обеспечивает укрепление физического, психического и психологического здоровья детей в целом.

Таким образом, обучение различными приемами и средствами вокала и хореографии помогло обеспечить познавательную мотивацию и интересы обучающихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности обучающегося с одногруппниками, сформировать личностные качества: коммуникабельность, вежливость, работоспособность, определяющие отношения личности с обществом и окружающими людьми.



2.3.Мониторинг результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Хореография»


Для достижения поставленной цели мною был разработан и внедрен мониторинг образовательных достижений обучающихся интегративных качеств личностного развития по модифицированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Хореография» для обучающихся 7-14 лет, рассчитанной на 3 года обучения.

Мониторинг  детского  развития  проводится  два  раза  в  год  (в начале и в конце учебного года). В проведении мониторинга участвовали обучающиеся старшей группы детского объединения «Хореография».

Основная задача мониторинга заключалась в том, чтобы определить степень освоения обучающимися образовательной  программы  и  влияние  образовательного  процесса,  организуемого  в учреждении дополнительного образования, на развитие ребенка.

Для отслеживания  результатов  освоения  образовательной программы, с целью проверки эффективности развития хореографических способностей обучающихся младшего школьного возраста, был подобран диагностический инструментарий:


Е.Н. Архипова «Диагностика хореографической образности при составлении танцевальных этюдов в процессе наблюдения».

Цель – определить уровень развития воображения и творческих способностей.

(Описание и результаты представлены в приложении 1).


«Диагностика уровня специальных хореографических данных» была составлена путем заимствования из различных методических и практических источников по проблематике развития хореографических способностей детей младшего школьного и подросткового возраста.

Цель: выявление уровня развития и сформированности физических и хореографических данных обучающихся, состояния их здоровья и выносливости, способность анализировать и выполнять самостоятельно не сложные комбинации движений.

(Описание и результаты представлены в приложении 2).


М.И. Рожков «Диагностика изучения сформированности коммуникации как общения у младших школьников»

Цель: выявление уровня сформированности коммуникации как общения у младших школьников.

(Описание и результаты представлены в приложении 3)

Таблица 1

Результаты входящей диагностики развития интегративных качеств личностного развития обучающихся танцевального коллектива «Овация»

в период с 2018 по 2021гг.


Год обучения

Уровень развития интегративных качеств личностного развития

Е.Н. Архипова «Диагностика хореографической образности»

«Диагностика уровня специальных хореографических данных»

М.И. Рожков «Диагностика изучения сформированности коммуникации как общения у младших школьников»

Количество обучающихся

2018-2019 гг.

Высокий уровень

-

-

-

Средний уровень

8

9

9

Низкий уровень

4

3

3

2019-2020гг.

Высокий уровень

1

1

1

Средний уровень

8

8

7

Низкий уровень

3

3

4

2020-2021гг.

Высокий уровень

3

2

1

Средний уровень

4

7

6

Низкий уровень

5

3

3


Таблица 2


Результаты итоговой диагностики развития интегративных качеств личностного развития обучающихся танцевального коллектива «Овация»

в период с 2018 по 2021гг.


Год обучения

Уровень развития интегративных качеств личностного развития

Е.Н. Архипова «Диагностика хореографической образности»

«Диагностика уровня специальных хореографических данных»

М.И. Рожков «Диагностика изучения сформированности коммуникации как общения у младших школьников»

Количество обучающихся

2018-2019 гг.

Высокий уровень

3

3

3

Средний уровень

7

8

7

Низкий уровень

2

1

2

2019-2020гг.

Высокий уровень

3

3

2

Средний уровень

8

7

9

Низкий уровень

1

2

1

2020-2021гг.

Высокий уровень

3

4

3

Средний уровень

8

8

7

Низкий уровень

1

-

2



Сравнительный анализ результатов диагностик по ДООП «Хореография» выявил:

У обучающихся увеличилась способность проявлять фантазию при придумывании танцевальной композиции и импровизации. Как показывает динамика результатов выявления развития мышления и воображения у обучающихся («Диагностика хореографической образности» Е.Н. Архиповой), данные высокого уровня повысились на 14%, средний уровень – 9%, низкий уровень уменьшился на 22% (таблица 3).

Таблица 3

Е.Н. Архипова «Диагностика хореографической образности»


Год обучения

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Нач.год

Кон. года

Нач.года

Кон. года

Нач.года

Кон. года

2018-2019гг

 -

25%

66%

58%

24%

17%

2019-2020гг

8%

25%

66%

67%

25%

8%

2020-2021гг

25%

25%

33%

67%

50%

8%

сред. знач. в %

11%

25%

55%

64%

33%

11%



t1639983690aa.gif

Рис. 1 Результаты диагностики хореографической образности

(Е.Н. Архипова)



Большинство обучающихся способны самостоятельно определить танцевальный жанр и могут двигаться в ансамбле, почти все обучающиеся способны согласовывать действия с рабочими подгруппами, заметны навыки совместной танцевальной творческой деятельности, все обучающиеся владеют достаточным для своего возраста объемом танцевальных движений. Динамика выявления хореографических данных («Диагностика уровня специальных хореографических данных») показала, результаты высокого уровня выросли на 19,3%, средний уровень увеличился на 2,7%, низкий уровень уменьшился на 22%% (таблица 4).




Таблица 4


«Диагностика уровня специальных хореографических данных»


Год обучения

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Нач.год

Кон. года

Нач.года

Кон. года

Нач.года

Кон. года

2018-2019гг

 -

25%

75%

67%

25%

8%

2019-2020гг

8%

25%

67%

58%

25%

17%

2020-2021гг

17%

33%

42%

67%

41%

0%

сред. знач. в %

8,3%

27,6%

61,3%

64%

30,3%

8,3%


t1639983690ab.gif


Рис 2. Результаты диагностики уровня специальных хореографических данных


Коллектив обучающихся детского объединения стал более сплоченным: обучающиеся научились взаимодействовать между собой, имеют достаточные навыки общения, способность оказывать дружескую поддержку, достаточную удовлетворенность своим положением в группе, взаимоотношениями с одногруппниками, положительно настроены на совместную деятельность, с желанием выполняют совместную работу, умеют договариваться. По результатам диагностики уровень коммуникации и общения обучающихся («Диагностика изучения сформированности коммуникации как общения у младших школьников» М.И. Рожкова) повысился: высокий уровень на 16,7%, средний уровень на 4,8%, низкий уровень уменьшился 16,5% (таблица 5)




Таблица 5


М.И. Рожков «Диагностика изучения сформированности коммуникации как общения у младших школьников»

Год обучения

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Нач.год

Кон. года

Нач.года

Кон. года

Нач.года

Кон. года

2018-2019гг

 -

25%

72%

61%

25%

14%

2019-2020гг

8%

22,3%

63,6%

66,6%

33%

11%

2020-2021гг

16,6%

27,6%

41,6%

64%

25%

8,3%

сред. знач. в %

8,2%

24,9%

59%

63,8%

27,6%

11,1%


t1639983690ac.gif

Рис. 3 Результаты диагностики изучения сформированности коммуникации как общения у младших школьников (М.И. Рожков)


Таблица 6


Сводная таблица среднего значения диагностик


Уровень развития интегративных качеств личностного развития

Е.Н. Архипова «Диагностика хореографической образности»

«Диагностика уровня специальных хореографических данных»

М.И. Рожков «Диагностика изучения сформированности коммуникации как общения у младших школьников»

входная

итоговая

входная

итоговая

входная

итоговая

Высокий уровень

11%

25%

8,3%

27,6%

8,2%

24,9%

Средний уровень

55%

64%

61,3%

64%

59%

63,8%

Низкий уровень

33%

11%

30,3%

8,3%

27,6%

11,1%



По итогам мониторинга у обучающихся выявлена положительная динамика в формировании хореографических способностей и личностных качеств развития обучающихся (таблица 6). Высокий уровень развития интегративных качеств личностного развития обучающихся за три года вырос на 16,7%, средний показатель - на 5,5% , низкий уровень уменьшился на 20,2%.

Диагностика развития интегративных качеств личностного развития на занятиях хореографии позволяет судить о качественном своеобразии развития каждого обучающегося и соответственно корректировать содержание занятий. Для того чтобы обучение носило развивающий характер, важно контролировать не только развитие навыков и умений, но в первую очередь творческих способностей детей и коммуникативных навыков. Результат наблюдений и диагностики дает возможность подсчитать средний суммарный балл для общего сравнения динамики в развитии обучающихся на протяжении определённого периода времени, выстроить диаграмму показателей развития (таблица 7).


Таблица 7


Суммарный балл для общего сравнения динамики в развитии обучающихся в период с 2018 по 2021гг.

Уровень развития интегративных качеств личностного развития

Входная диагностика

Итоговая диагностика

Высокий уровень

9,1%

25,8

Средний уровень

58,4%

63,9%

Низкий уровень

30,3%

10,1%



t1639983690ad.gif



Рис.4 Динамика развития хореографических способностей и интегрированных качеств личностного развития обучающихся в период с 2018по 2021гг.


Сравнительный мониторинг диагностик показывает, обучающиеся имеют достаточно хороший уровень умения самостоятельно осуществлять контроль образовательной деятельности на основе образца, а также умений  развития УУД:

Личностных:  осознают свои возможности, формируют адекватную самооценку; взаимодействуют с педагогом и другими обучающимися, умеют учитывать их мнение и отстаивать свою позицию.

Метапредметных: умеют ставить перед собой цель, прогнозировать свои возможности, контролировать свои действия.

Предметных: умеют создавать свои варианты упражнений, выбирать соответствующую музыку.

  Показатели УУД – соответствует возрастным возможностям обучающихся. Однако особое внимание в дальнейшей работе следует обратить на обучающихся с низкими показателями и создать условия формирования устойчивой позитивной мотивации обучающихся. Предусмотреть возможность реализации,  в образовательной деятельности обучающимся, которые имеют высокий уровень по всем универсальным учебным действиям. Так как существует опасность, что общий темп продвижения окажется слишком медленным и занятия станут для них скучными. 



2.4. Достижения обучающихся как показатель эффективности педагогической деятельности



Подтверждением эффективности моей работы с обучающимися являются победы танцевального коллектива «Овация» в муниципальных, региональных и всероссийских творческих конкурсах и мероприятиях в течение всего межаттестационного периода.

Танцевальный коллектив «Овация» имеет следующие награды:

Дипломы Лауреата 1, 2 и 3 степени районного очного и заочного конкурса детского и юношеского самодеятельного творчества «Мир на ладони»2017г., 2018г., 2021г.;

Диплом Лауреата межрайонного фестиваля-конкурса хореографического искусства «Жизнь в танце» 2018г.;

Диплом призёра областного фестиваля современного искусства «УРАЛ-MIX» (3 место) 2019г;

Диплом участника открытого окружного фестиваля-конкурса «Кристальное сердце» (г. Сухой Лог) 2018г.,

Грамоты различных фестивалей-конкурсов, в число которых входят:

районные конкурсы детского творчества «Весенний перезвон», «Улыбки лета»;

на уровне образовательного учреждения «Фестиваль танца» и «Пупс – шоу» и др.

Грамота участника юбилейного концерта МКУ ДО Байкаловского районного ЦВР,2018г.;

Дипломы участника благотворительного концерта «Твори добро», в рамках участия в общероссийской добровольческой акции «Весенняя неделя добра» 2017г., 2018г.

Диплом участника фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала».

Обучающиеся танцевального коллектива «Овация» являются победителями и призерами различных Всероссийских и Международных интернет-конкурсов: Всероссийская акция «Голубая лента», «Достижения юных» 2020г., «Солнечный свет»2021г., «Таланты России»2021г..

Помимо образовательных результатов обучающиеся имеют и достижения творческого развития личностных качеств, являясь победителями различных конкурсов:

Конкурс рисунков «Салют Победы!» 2021г.,

Районный конкурс рисунков «Он сказал: «поехали!» 2021г.

Всероссийских интернет - конкурсов детских рисунков и декоративно-прикладного творчества: «Победный май», посвященный Дню Победы в Великой Отечественной войне, «Моё хобби», «Моя Родина – Россия», посвящённый Дню России 2021г.


2.4. Взаимодействие с родителями обучающихся детских объединений


«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (Утв. Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р,) одним из приоритетных направлений выделяет поддержку семейного воспитания. Это не только создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности образовательного учреждения, но и создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания.

Я считаю, что одним из важных аспектов деятельности детских объединений является организация работы с родителями участников коллектива. Сотрудничество педагога дополнительного образования с родителями играет немаловажную роль в успешности развития способностей обучающихся в том или ином виде деятельности.

Поэтому постоянно поддерживаю контакт с родителями обучающихся через разные формы работы:

родительские собрания;

индивидуальные консультации;

консультации, беседы, презентации, рассылка информации в родительские чаты сети WhatsApp;

анкетирование родителей;

открытые занятия для родителей.

Привлекаю родителей к организации и проведению отчетных итоговых мероприятий, что мотивирует обучающихся продемонстрировать свои лучшие способности и получить положительную оценку со стороны родителей.

Участие в фестивалях и конкурсах с привлечением родителей помогает мне как педагогу быть спокойным, уверенным за выступление творческого коллектива; а родителям приходится осознать и признать ценность ребёнка, уважать его право стремиться быть успешным в жизни общества.

Наблюдая за динамикой развития своего ребенка, владея информацией о том, что происходит на занятиях, родители положительно оценивают мой профессиональный уровень.

Считаю, что моя совместная деятельность педагога и родителей в интересах развития личности ребенка является продуктивной. Результатом работы с родителями являются доброжелательные, партнерские отношения, повышение уровня педагогических знаний по вопросам развития их детей.

2.5. Развитие профессиональной компетентности


В межаттестационный период участвовала в конкурсах профессионального мастерства:

участие в районном методическом объединении педагогов дополнительного образования 2019г.;

распространение своего опыта в рамках районного методического объединения педагогов дополнительного образования 2019г.;

участие в районном методическом объединении педагогов дополнительного образования 2020г.;

участие в районном конкурсе педагогических чтений с представлением педагогического опыта по теме; «Методика проведения занятия

в детском хореографическом коллективе» 2021г.

Районный конкурс методической продукции» 2021г.;

Для обобщения и трансляции своего педагогического опыта на проекте «Инфоурок» (infourok.ru, руководитель проекта Жаборовский И.В.) и на образовательных порталах «Урок РФ» и «МААМ» размещены методические разработки тематических занятий и мероприятий, проводимые по образовательным программам детских объединений. Методические и дидактические материалы регулярно представляю в сообществе «МКУ ДО Байкаловский районный ЦВР» в социальной сети «ВКонтакте»

Систематически повышаю уровень профессионализма, окончив в этом году Уральский Государственный педагогический университет по направлению «Педагогика и психология дополнительного образования», а также через курсы повышения квалификации:

2018 г., ООО «Инфоурок» по программе повышения квалификации «Педагог дополнительного образования современные подходы к профессиональной деятельности» 72 часа;

2019 г., Всероссийский форум «Педагоги России» Цикл вебинаров «Личность дошкольника и хореография: Возможности развития формирование и коррекция при реализации ФГОС ДО»;

- 2020 г., ООО «Центр инновационного образования и воспитания по программе профессиональной переподготовки «Цифровая грамотность педагогического работника»;

2021 г., ГАНОУ СО «Дворец молодежи» по дополнительной профессиональной программе «Современные подходы в создании и реализации разноуровневых дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ» 36 часов;

2021 г., АНОО ДПО Академия образования взрослых «Альтернатива» по дополнительной профессиональной программе «Совершенствование деятельности педагога дополнительного образования детей» 72 часа;

2021 г., АНОДО «ЛингваНова» Всероссийский форум «Педагоги России: инновации в образовании образовательный курс «Применение инновационных технологий и методик для развития единой образовательной среды» 16 часов.

И путем самообразования; изучения материалов по педагогическому мастерству и в области хореографии, используя информационные технологии.

Имею следующие благодарности и награды:

Грамота администрации муниципального образования «Байкаловский муниципальный район» за умелую организацию педагогической деятельности, активность творческий подход развитии и воспитании детей и в связи с 50-летим о дня образования учреждения 2016г.;

Грамота МКУ ДО Байкаловского районного ЦВР за 2 место в конкурсе методических материалов в условиях дистанционного обучения 2020 г.;

Благодарность за активное участие в общероссийкой добровольческой акции «Весенняя неделя добра»2017г.;

Благодарственное письмо за педагогическую работу по подготовке участников в фестивале танца 2019г.;

Благодарность за подготовку призёров областного фестиваля художественного творчества «Урал-MIX» 2019г.;

Благодарность за подготовку участников фестиваля «Улыбки лета» 2017Г., 2018.,2021г.;

Благодарность за подготовку участников межрайонного фестиваля хореографического искусства «Жизнь в танце» 2018г.;

Благодарность за подготовку участников конкурса детского и юношеского самодеятельного творчества «Мир на ладони», 2017г.;

Сертификат за подготовку участников районного краеведческого проекта «Родной край от А до Я»2018г.


Являюсь экспертом по профилю профессиональной деятельности:

аттестация педагогов дополнительного образования на подтверждение квалификационной категории, 2018г.;

конкурс методических материалов в условиях дистанционного обучения «Воспитание на расстоянии», 2021г.;

в качестве члена жюри в районном конкурсе чтецов, 2021г. и районном конкурсе «Ученик года- 2018».




























3. Проектная часть 3.1. Перспективы на следующий межаттестационный период 2021-2026 гг.


Анализируя собственную деятельность за истекший период можно сказать о том, что проведенная работа позволила выявить собственные профессиональные возможности, а также определить основные пути дальнейшей работы и профессионального роста в будущем.

Направления деятельности на следующий аттестационный период:

продолжение целенаправленной работы с детьми по формированию хореографических способностей и интегрированных качеств личностного развития обучающихся;

способствование развитию социального становления обучающихся через самопознание, общение, коллективную деятельность, посредством формирования и апробации дополнительной общеразвивающей программы «Мой мир»;

участие обучающихся в конкурсах, концертах, фестивалях разного уровня;

повышение уровня педагогического мастерства путём участия в семинарах, мастер-классах, обучения на курсах повышения квалификации;

обобщение педагогического опыта через публикацию в образовательных порталах сети интернет.














ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В ходе анализа своей профессиональной деятельности за межаттестационный период я проанализировала полученный результат. Данные анализа позволяют сделать вывод о том, что задачи, поставленные мной в 2017– 2021 гг. выполнены.

Благодаря педагогическим условиям, созданным в объединении, обучающиеся имеют возможность активно реализовывать программы саморазвития, учатся взаимодействовать в команде сверстников в процессе занятий, в подготовке, конкурсам, концертам. Они имеют возможность показать окружающим имеющиеся знания, умения и навыки, развить такие качества личности, как трудолюбие, организованность, собранность, чувство долга и ответственность. Условия, созданные мною в детском объединении, способствуют развитию компетенций у обучающихся и дают возможность личностного роста ребёнка.

Достижения моих обучающихся – достижения моей педагогической деятельности. Они признаны и не раз отмечались на разных уровнях.

Считаю, что результаты моей профессиональной деятельности соответствует уровню требований, предъявляемых к первой квалификационной категории.


















ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ


Федеральный закон РФ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

Федеральный проект «Успех каждого ребенка» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://edu.gov.ru/national-project/projects/success/

Архипова, Е.Н. Методика диагностики «Хореографическая образность» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ped.bobrodobro.ru/22033.

Диагностика уровня музыкального и психомоторного развития учащихся начальных классов МОУ «Гимназия им. В.А. Надькина» (по методике А.И. Бурениной) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://1gim.ru/Informaziya/diagnostika_muzykalnogo_i_psikhomotornogo_razvitij.pdf

Интегративные качества ребенка как результат воспитательно-образовательной деятельности педагога [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://raguda.ru/sk/razvitie-integrativnyh-kachestv-doshkolnikov.html

Кононенко, Н.А. Методика работы с детским хореографическим коллективом [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://infourok.ru/metodika-raboti-s-detskim-horeograficheskim-kollektivom-2703624.html

Рожков М.И. «Диагностика изучения сформированности коммуникации как общения у младших школьников» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://infopedia.su/17x12004.html















Приложение 1

Е.Н. Архипова «Диагностика хореографической образности при составлении танцевальных этюдов в процессе наблюдения».

Цель – определить уровень развития воображения и творческих способностей.

Испытуемым было предложено составить танцевальный этюд на заданную тему под соответствующее музыкальное сопровождение (темы этюдов подбирались в соответствии с возрастом детей). В процессе наблюдения воображение детей оценивалось по следующим признакам:

скорость процессов воображения;

оригинальность образов;

богатство фантазии;

глубина и проработанность образов;

эмоциональность образов.

По каждому из признаков ребенку начислялось от 0 до 2 баллов. Следовательно, максимальное число баллов – 10, минимальное – 0. Соответственно, от 8 до 10 баллов – высокий уровень воображения; 4-7 баллов – средний; 0-3 баллов – низкий.



















Результаты исследования развития воображения испытуемых с помощью диагностики хореографической образности (Е.Н. Архипова)

2018-2019гг.

Скорость процессов воображения

Оригинальность образов

Богатство фантазии

Глубина и проработанность образов

Эмоциональность образов

Общий балл

входящая

1

0

1

2

2

6

1

0

2

2

1

6

1

2

1

1

1

6

1

1

2

1

2

7

2

1

0

2

1

6

0

2

1

2

1

3

0

1

0

1

0

2

1

1

1

1

1

5

1

2

1

2

1

7

2

1

1

1

1

5

1

1

1

2

1

6

1

1

1

2

2

7

итоговая

2

2

2

2

2

10

1

1

2

2

2

7

1

1

0

0

1

3

0

2

2

1

1

6

2

1

2

2

2

9

2

1

2

1

1

7

0

1

1

0

1

3

2

2

2

1

2

9

2

1

1

1

1

6

1

1

1

2

1

6

1

1

2

1

1

6

2

2

1

1

1

7



2019-2020гг.

Скорость процессов воображения

Оригинальность образов

Богатство фантазии

Глубина и проработанность образов

Эмоциональность образов

Общий балл

входящая

2

2

2

2

2

10

1

1

2

2

2

7

1

1

0

0

1

3

0

2

2

1

1

6

1

1

1

1

2

6

2

1

2

1

1

7

0

1

1

0

2

4

2

2

2

1

0

7

2

1

1

1

1

6

1

1

1

2

1

6

1

1

1

1

0

4

2

2

1

1

1

7

итоговая

2

2

2

2

2

10

1

1

2

2

2

8

1

1

0

0

1

3

0

2

2

1

1

6

1

1

1

1

1

5

2

1

2

1

1

7

0

1

1

0

2

4

2

2

2

1

0

7

2

2

2

2

2

10

1

1

1

2

1

6

1

2

1

1

0

5

2

2

1

1

1

7



2020-2021гг.

Скорость процессов воображения

Оригинальность образов

Богатство фантазии

Глубина и проработанность образов

Эмоциональность образов

Общий балл

входящая

2

2

2

2

2

10

1

0

2

2

1

6

1

1

0

1

0

3

1

2

2

2

2

9

2

1

0

2

1

6

0

0

1

1

1

3

0

1

0

1

0

2

1

0

1

0

1

3

1

2

1

2

2

8

0

1

0

1

0

2

1

1

1

2

1

6

1

1

1

2

2

7

итоговая

2

2

2

2

2

10

2

2

2

2

2

10

1

1

0

0

1

3

0

2

2

1

1

6

1

1

1

1

1

5

2

1

2

1

1

7

0

1

1

1

2

5

2

2

2

1

0

7

2

2

2

2

2

10

1

1

1

2

1

6

1

2

1

1

0

5

2

2

1

1

1

7





Приложение 2

«Диагностика уровня специальных хореографических данных»


Цель: выявление уровня развития и сформированности физических и хореографических данных обучающихся, состояния их здоровья и выносливости, способность анализировать и выполнять самостоятельно не сложные комбинации движений.

На входящую диагностику обучающиеся выполняют специальное задание с контрольно-зачётными элементами, которые органично вплетены в содержание и ход занятия, не являясь явными «раздражителями» для новичков.

Инструкция: каждому ребенку предлагается выполнить ряд простейших упражнений из классического экзерсиса, запомнить их последовательность и самостоятельно воспроизвести сначала на счет, затем под музыку. Упражнения выполняются по первой, второй и шестой позиции. Разучивание по частям предполагает более длительного времени и усложнения упражнении. Два или три движения, состоящих из нескольких компонентов, ребенок должен разучить сначала по частям, а затем выполнить все целиком. Так же используются не сложные комбинации, в ходе которых ребенок учится самостоятельно анализировать последовательность цепочки, запоминать и чувствовать свое тело.

Диагностика освоения результатов отслеживается по итоговому занятию (в виде открытых занятий для родителей, показательных выступлений)

В конце года проводится отчетный концерт - открытый показ, демонстрация детьми педагогу и родителям приобретенных знаний, умений и навыков. Оцениваются результаты пройденного детьми учебного материала.

Обработка полученных результатов. Показатель сформированности специальных хореогрфических данных у обучающихся определялся по количеству набранных баллов. Каждый критерий оценивался по пятибалльной системе (критерии методики приведены в дигностической карте в приложении).

Общая оценка уровня результативности: 7-16 баллов – программа в целом освоена на низком уровне; 17-22 баллов – программа в целом освоена на среднем уровне; 23-25 баллов – программа в целом освоена на высоком уровне.



Карта диагностики уровня специальных хореографических данных по программе «Хореография»


Критерии:

Ф.И. ребенка

Балетные данные: осанка, выворотность; танцевальный шаг; подъем стопы; гибкость; прыжок.



Критерии

Высокий уровень

5 баллов

Средний уровень

4 балла

Низкий уровень

1-3 баллов

1

Осанка

нормальная

Небольшие проявления искривления (плечи, лопатки)

Сутулость, выпячивание живота, прогиб в пояснице (выпячивание ягодиц)

2

Выворотность

Способность ног (бедра, голени, стопы) стоять выворотно

Присутствует слабость связочно-мышечного аппарата при достаточной выворотности

Носки стоп повернуты внутрь (косолапие)

3

Танцевальный шаг

Амплитуда шага выше 90

Амплитуда шага 90 при нормальной выворотности

Амплитуда шага ниже 90

4

Подъем стопы

Правильное строение стопы, хорошая эластичность ее связок, высокий подъем

Свод стопы в пределах нормы, подъем средний

Плоскостопие, маленький подъем

5

Гибкость

Корпус свободно наклоняется во все стороны

Ограничен наклон назад

Ребенку сложно наклоняться в любую сторону

6

Прыжок

Ахиллово сухожилие эластично, высокий прыжок, мягкость приземления, в момент прыжка пальцы вытянуты

Высота прыжка средняя, недостаточная выворотность во время прыжка

Сложно выполнить прыжок


Общая оценка уровня результативности: 7-20 баллов – программа в целом освоена на низком уровне; 21-28 баллов – программа в целом освоена на среднем уровне; 29-35 баллов – программа в целом освоена на высоком уровне.

Результаты не могут быть одинаковыми для всех обучающихся. Объективная причина этого - индивидуальные данные детей и их различная степень одарённости

Итоговое занятие (в виде открытых занятий для родителей, показательных выступлений)

В конце года проводится отчетный концерт - открытый показ, демонстрация детьми педагогу и родителям приобретенных знаний, умений и навыков. Оцениваются результаты пройденного детьми учебного материала.


Результаты методики «Диагностика уровня специальных хореографических данных» 2018-2019гг.

Осанка

Выворотность

Танцевальный шаг

Подъём стопы

Гибкость

Общий балл

уровень


Начало года

3

4

4

4

4

19

с

3

3

3

3

4

16

н

5

4

4

4

5

22

с

3

3

3

2

4

15

н

2

2

3

4

4

15

н

4

4

4

4

3

19

с

5

5

4

4

4

22

с

4

4

5

4

5

22

с

4

4

4

4

4

20

с

5

3

3

4

5

20

с

4

4

5

4

4

21

с

5

5

5

5

5

25

в

Конец года

3

4

4

4

4

19

с

3

3

3

4

3

16

н

5

4

4

4

5

22

с

3

3

3

2

4

15

н

2

2

3

4

4

15

н

4

4

4

4

3

19

с

5

5

4

4

4

22

с

4

5

5

5

5

24

в

4

4

4

4

4

20

с

5

3

3

4

5

20

с

4

4

5

4

4

21

с

3

4

4

4

5

20

с



2019-2020гг.

Осанка

Выворотность

Танцевальный шаг

Подъём стопы

Гибкость

Общий балл

уровень


Начало года

3

4

4

4

4

19

с

3

3

3

4

3

16

н

5

4

4

4

5

22

с

3

3

3

2

4

15

н

2

2

3

4

4

15

н

4

4

4

4

3

19

с

5

5

4

4

4

22

с

4

5

5

5

5

24

в

4

4

4

4

4

20

с

5

3

3

4

5

20

с

4

4

5

4

4

21

с

3

4

4

4

5

20

с

Конец года

3

4

4

4

4

19

с

3

3

4

4

4

18

с

5

4

4

4

5

22

с

3

3

3

2

4

15

н

2

2

3

4

4

15

н

4

4

4

4

3

19

с

5

5

5

5

5

25

в

5

5

5

5

5

25

в

5

5

5

5

5

25

в

5

3

3

4

5

20

с

4

4

5

4

4

21

с

3

4

4

4

5

20

с



2020-2021гг.

Осанка

Выворотность

Танцевальный шаг

Подъём стопы

Гибкость

Общий балл

уровень


Начало года

3

4

4

4

4

19

с

3

3

3

3

3

15

н

5

4

4

4

5

22

с

3

3

3

2

4

15

н

4

4

3

4

4

19

с

4

4

4

4

3

19

с

5

5

4

4

4

22

с

4

5

5

5

5

24

в

4

4

4

4

4

20

с

5

4

5

4

4

22

с

4

4

5

4

4

24

в

5

4

5

5

5

24

с

Конец года

3

4

4

4

4

19

с

3

3

4

4

4

18

с

5

4

4

5

5

23

в

4

4

4

4

5

17

с

4

3

3

4

4

18

с

4

4

4

4

3

19

с

5

5

4

5

5

24

в

4

5

5

5

5

24

в

4

4

4

4

4

20

с

5

3

3

4

5

20

с

5

5

5

5

5

25

в

4

4

4

4

5

21

с







Приложение 3

М.И. Рожков «Диагностика изучения сформированности коммуникации как общения у младших школьников»

Цель: выявление уровня сформированности коммуникации как общения у младших школьников.

Инструкция: Вам необходимо ответить на 10 вопросов. Свободно выражайте своё мнение по каждому из них и отвечайте на них только «А» - да; «Б» - не всегда; «В» - нет. Не задумывайтесь о деталях, не затрачивайте много времени на обдумывание, отвечайте быстро. Вопросы к методике приведены в приложении

Обработка полученных результатов. Показатель сформированности коммуникации как общения у младших школьников определяется по количеству набранных баллов. Обучающимся необходимо было выбрать вариант ответа. Каждый ответ «А» оценивался в 3 балла, «Б» - 2 балла и «В» - 1 балл. Все вопросы были поделены на уровни: - высокий уровень – 25 – 30 баллов; - средний уровень – 20 – 24 баллов; - низкий уровень – 10 – 19 баллов

(Результаты представлены в приложении 3).



Вопросы к методике М.И. Рожкова «Диагностика изучения сформированности коммуникации как общения у младших школьников»



Часто ли тебе удаётся уговорить своих друзей делать все так, как хочешь ты?

Всегда ли тебе трудно попросить прощения у своих друзей?

Любишь ли ты придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

Часто ли ты откладываешь на другие дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня?

Верно ли, что у тебя не бывает ссор со своими товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний?

Часто ли ты в решении важных дел делаешь все сам?

Правда ли, что ты утомляешься от частого общения с товарищами?

Часто ли ты помогаешь своим одноклассникам?

Часто ли ты оказываешься в центре внимания своих товарищей?

Правда ли, что ты не очень уверенно чувствуешь себя в окружении большой группы своих товарищей?



Результаты методики М.И. Рожкова «Диагностика изучения сформированности коммуникации как общения у младших школьников»

2018-2019гг.


2019-2020гг.


2020-2021гг.


Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

17

18

19

19

19

19

22

23

23

23

25

26

20

21

22

23

24

24

18

19

19

19

23

23

20

21

22

23

23

23

22

25

26

27

27

27

23

27

27

27

29

30

23

23

23

23

23

23

19

22

22

22

22

22

21

21

21

21

21

21

23

23

23

23

23

24

19

19

19

20

19

19






















Приложение 4

Муниципальное казённое учреждение

дополнительного образования

Байкаловский районный Центр внешкольной работы











Индивидуальный образовательный маршрут для ребёнка с хореографической одаренностью






Автор-составитель:

Сединкина Ольга Геннадьевна

педагог дополнительного образования













Байкалово, 2019 г.



1 этап - диагностический

Индивидуальный образовательный маршрут хореографически одарённого обучающегося, опираясь на приведённую в (приложении 1,2,3) диагностику выявления хореографической одарённости, будет описываться на примере ребёнка явной актуальной одарённости.

Данная диагностика хореографической одарённости опирается на убеждение авторов образовательной программы хореографической школы-студии «Овация» г. Томска [6,с.85], выдвигающих следующую гипотезу: любой педагог, не прибегая к помощи методик выявления хореографической одарённости, способен идентифицировать хореографически одарённых учащихся среди группы детей, с которыми он работает.

Презентуемая диагностическая модель представляет собой инструмент, позволяющий не только диагностировать у ребёнка хореографическую одарённость, но и выстроить маршрут педагогической работы с ним.

Диагностика проведена в три этапа:

Выявление признаков хореографической одарённости.

Исследование мотивации и психологической готовности ребёнка к занятиям по программе для хореографически одарённых обучающихся.

Определение степени содействия развитию хореографической одарённости обучающегося со стороны родителей и родственников.

Результаты каждого из этапов проведённой диагностики позволили определить образовательно-воспитательную траекторию (маршрут) работы педагога с хореографически одарённым обучающимся.


2 этап – целевой ориентир


Цель: обеспечить индивидуальное развитие ребёнка с явной и потенциальной хореографической одаренностью, обеспечить их социально-педагогическое сопровождение и психолого-педагогическую поддержку.

Задачи:

стимулировать у обучающейся положительную «Я-концепцию», потребность в саморазвитии;

развить хореографические знания, умения и навыки в процессе индивидуальной образовательной программы одарённого обучающегося;

психолого-педагогическое информирование и вовлечение в совместную деятельность родителей обучающихся.

3 этап – содержание траектории развития обучающегося с хореографической одарённостью


Индивидуальный образовательный маршрут, рассчитан на 4 года обучения и состоит из 3-х этапов:

1 этап – становление – срок обучения 1 год.

2 этап – развитие – срок обучения 2 года.

3 этап – профессионально самосовершенствование 1 года.

Методы контроля по каждому году обучения:

Индивидуальная траектория развития обучающейся с хореографической одарённостью (на 4 года).


1 этап - становление

Срок реализации 1 год

Год обучения

Возраст обучающегося

направление

задачи

Ожидаемый результат

Режим занятий

1й год обучения

11 лет

Сюжетный танец на основе бальной хореографии

освоить основные элементы бального танца;

выявить и развить потенциальные общие и специальные возможности и способности обучающегося;

воспитать трудолюбие;

развить умение ребенка взаимодействовать с другими членами детского коллектива.

постановка сольного танца;

участие в отчетном концерте танцевального кол-ва «Овация».

два раза в неделю по 1 часу.



Сюжетный танец с элементами акробатики и гимнастики.

освоить основные элементы акробатики и гимнастики в танце;

развивать силу воли и формировать трудолюбие у обучающегося;

формировать у обучающейся культуру организации своей деятельности;

сформировать активность и желание участвовать в делах детского коллектива.



2 этап - развитие

Срок обучения 2года

1й год обучения

12лет

Сюжетный танец на основе народного танца

освоить элементы классического экзерсиса;

разучить элементы русского народного танца;

сформировать положительную «Я-концепцию» самоутверждения;

создать «ситуации успеха» для обучающейся в целях научения самоутверждаться в среде сверстников социально адекватным способом.

постановка сольного танца на основе русского народного танца; участие в танцевальных конкурсах;

анализ своего выступления на конкурсе (письменно, по наводящим вопросам педагога).

два раза в неделю по 2 часа.

2 год обучения

13 лет

шоу - танец

познакомить с основными требованиями к танц. шоу;

углубленно изучить классический экзерсис;

развить навыки самостоятельного творчества;

создать условия для развития творческих способностей обучающейся и творческой самореализации.

постановка сольного танца;

участие в танцевальных конкурсах;

самостоятельный анализ своего выступления.

три раза в неделю по 2 часа.











3 этап – профессиональное самосовершенствование 1 года

Срок обучения 1 год

1й год обучения

15 лет


освоить элементы джаз танца;

развить умения саморегуляции (рефлексивный анализ, управление эмоциями, поведением, релаксация);

сформировать у обучающейся стремления к получению профессионального анализа результатов своей работы.

Все танцы поставлены на основе

Три раза в неделю по 2 часа.


4 этап - Формы организации образовательного процесса


Основными формами организации образовательного процесса являются:

1. Индивидуальные занятия проводятся для удовлетворения познавательного интереса с отдельным обучающимся, на которых решаются задачи повышенной трудности, которые выходят за рамки дополнительной образовательной программы.

2. Постановочная деятельность способствует развитию таких качеств, как коммуникабельность, самостоятельность, предприимчивость, фантазия, а так же творческих способностей. В ходе создания танца перед обучающимся всегда стоит задача представить себе еще не существующее, но то, что он хочет, чтобы получилось в результате его активности. Он должен представить себе, что это должно быть и чем это должно быть для него.

3. Конкурсная, концертная деятельность активизируют познавательную и творческую деятельность обучающихся, способствуют повышению уровня восприятия и самореализации, вызывая всплеск эмоций.


5 этап – маркеры достижений индивидуального развития


Демонстрация творческих достижений обучающегося.

Поощрение одаренного ребёнка, поддержка его высокой самооценки.

Формирование системы самообучения одаренного ребенка.

Регулярное ознакомление с практикой проведения занятий с одаренными детьми.

Консультация для родителей по вопросам развития одаренности ребенка.

Условия успешности работы: безусловное понимание и уважение личности ребенка, личностное и профессиональное самосовершенствование педагога дополнительного образования.

6 этап – Условия успешной реализации обучения  


Условиями успешности реализации всего обучения  являются:

Психолого-педагогическое сопровождение, включающее в себя психодиагностику и анализ, учет психологических особенностей детей с повышенным уровнем мотивации к творческой деятельности.

Основными задачами психолого-педагогической поддержки в условиях учреждений дополнительного образования можно считать:

помощь в адаптации;

раскрытие потенциальных ресурсов и возможностей обучающегося;

поддержка в жизненном самоопределении;

расширение кругозора;

повышение социальной активности.

Создание «ситуации успеха», которая предполагает безусловное понимание и уважение личности ребенка.

Практико-ориентированный характер образовательного процесса.

Профессионализм и компетентность педагогов, работающих с одаренными детьми.

Учет психолого-педагогических особенностей осуществляется посредством психодиагностики и анализа.

Эти технологии способствуют достижению качественного результата деятельности - раскрытия творческой индивидуальности конкретного ребенка.

Педагог должен помочь родителям выявить творческие способности своего ребенка, посоветовать, как их лучше развивать. Очень важно создать эмоционально благоприятную обстановку ребенка и обеспечить его духовное развитие. Необходимо предоставить возможность ребенку пережить радость творчества, испытать счастье и гордость за результаты своего труда.


7 этап – результаты и корректировка индивидуального развития одарённого ребёнка


Маршрут индивидуального развития Марии (11 лет) обучающейся хореографического коллектива «Овация»

Характеристика уровня, показатели

Коррекция

Самореализация

Предельно собранна и внимательна.


1.Освоение принципа построения танца.

2. Проект индивидуальной постановки.

3. Как тьютор среди детей с низким показателем.

4. Самостоятельная организация репетиции и проведения праздника в группе.

Чутко реагирует на интонационные и темповые оттенки звучания музыки.


Достаточно развиты ценностные ориентации.

Проведение бесед на формирования ценностных ориентаций.

Владеет терминологией по данному году обучения. Не всегда технически точно выполняет движения.

Самостоятельная работа над комбинациями движений у станка и на середине зала.



ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ


Дополнительное образование детей в России: Единое и многообразное. Под редакцией С.Г. Косарецкого, И.Д. Фрумина, М.: Издательский дом 2019, электронный ресурс: https://viro.edu.ru/attachments/article/9572/02_dop_obr_v_russ.pdf;

Зиновьева Н.В «Методики работы с одаренными детьми», электронный ресурс: https://nsportal.ru/download/#https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/11/16/metodiki_raboty_s_odarennymi_detmi.doc;

Калиш И.В. Федеральная целевая программа «Одаренные дети»: опыт реализации, перспективы // Внешкольник.-2003.-№ 1.-С.10-13. Электронный ресурс: https://www.uchmet.ru/library/material/143611/92134/;

Хореографическая школа-студия «Овация»: комплекс дополнительных общеразвивающих программ/ Коровина Т.Ю, Шевченко С.О., Мурзина Е.В., Беляева Е.А., МБОУ ДО ДТТ «Искорка».- Томск 2019.-70с.

электронный ресурс: file:///C:/Users/User/Desktop/Q6SWBCZ2truK.pdf









ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Диагностическая таблица

«Выявление признаков хореографической одарённости»

Инструментальная часть диагностики

Мотивационная часть

диагностики

Инструментальные признаки хореографической одарённости («вопрос-помощник»)

да

нет

Мотивационные

признаки хореографической одарённости («вопрос-помощник»)

да

нет

Наличие физических данных

( имеет ли обучающийся следующее):

правильные пропорции тел;

выворотность ног;

гибкость (эластичность мыщц и связок).

да


Ярко выраженный интерес (имеет ли обучающийся собственное, ярко выраженное желание заниматься хореографией


нет

Наличие специфических стратегий действий

(действует ли обучающийся в предлагаемых обстоятельствах не так, как остальные)

да


Повышенная избирательная чувствительность определённым сторонам хореографической деятельности

( обучающемуся больше нравится заниматься творческой работой нежели просто тренироваться)

да


Сформированность навыков:

(проявляет ли обучающийся следующее:

имеет ли чувство ритма;

имеет ли внутреннюю и внешнюю координацию;

способен ли импровизировать в движениях;

способен ли выражать эмоции.)

да


Повышенная познавательная потребность (имелись случаи, когда обучающийся стремился узнать больше, чем ему преподавалось на занятиях (источник информации не имеет значения )

да


Особый тип организации знаний (выявляется при беседе с обучающимися при которой следует оценить насколько важную и нужную информацию запомнил обучающийся)

(владеет ли обучающийся особой терминологией дисциплин, преподаваемых в течении 1 года обучения развивающего этапа программы)

да




Своеобразный тип обучаемости.

(скорость усвоения преподаваемого материала быстрее ли, чем у остальных учащихся)

да


Самоконтроль (имеет ли обучающийся высокую требовательность к результатам собственного труда)


нет

ИТОГО:

5

0

ИТОГО:

2

2

Результат: Обучающийся имеет преимущественное преобладание ответов «да» среди инструментальных и мотивационных признаков хореографической одарённости, то можно заключить, что диагностируемый обучающийся проявляет явные признаки одарённости.







ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Диагностическая таблица

«Исследование мотивации и психологической готовности ребёнка к занятиям по программе для хореографически одарённых учащихся»

Основная часть

Дублирующая часть

вопросы

ответы

вопрсы-дубляжи

ответы

да

нет

не знаю

да

нет

не знаю

Раздел: «Оценка степени мотивации к индивидуальным занятиям хореографией»

1.

Хотела бы танцевать одна на сцене (исполнять сольный номер)?



+

9.

Ты не испытываешь страх выступать на сцене одна


+


2.

Сможешь ли ты уделять занятиям хореографией больше времени, чем все остальные учащиеся (сможешь приходить на дополнительные занятия)?

+



10.

Хочешь ли ты уделять занятиям хореографией больше времени, чем все остальные учащиеся? (хочешь приходить на дополнительные занятия?)

+



Раздел: «Оценка готовности учащегося к критике»

3.

Ты не боишься, что мнение жюри не совпадёт с твоим?

+



11.

Готова ли ты к критике со стороны (критика специалистов, жюри конкурсов)?

+



4.

Нравится ли тебе участвовать в конкурсах?

+



12.

Ты не боишься участвовать в хореографических конкурсах?

+



Раздел: «Выявление приоритетной для учащегося приоритетной дисциплины»

5.

Тебе нравится заниматься «Классическим танцем»?

+



13.

Тебе нравится себя ощущать настоящей балериной, когда ты работаешь у станка?

+



6.

Тебе нравится заниматься «Народно-сценическим танцем»?

+



14.

Нравится ли тебе своеобразие культуры каждого народа, характер и манера движений различных танцев народов мира?

+



7.

Тебе нравится заниматься «Бальным танцем»?



+

15.

Ты ощущаешь в себе большую уверенность, если в танце находишься рядом с партнёром?

+



8.

Тебе нравится заниматься «Современной хореографией»?

+



16.

Является ли современная хореография для тебя возможностью выразить свои чувства?




+



Диагностика представляет собой некую модель выявления слабых и сильных черт характера ребёнка в контексте хореографии, позволяет оценить мотивацию, выявить его предметные предпочтения.

Результат: В данном тесте преимущественное преобладание положительных ответов «да» показывает, что ребёнок готов углубиться в хореографию, как явление его жизни, что хореография представляет для него интерес, и что он готов столкнуться с трудностями, возникающими в процессе познания. Он не проявляет чувство страха перед познанием хореографии, но всё же такой результат теста не говорит о том, что ребёнок справится с психологической нагрузкой на все 100%, и не будет испытывать страх перед сольными выступлениями. Это только говорит о его готовности попробовать нечто новое, констатирует его внутреннее согласие на движение вперед быстрыми темпами, нежели чем остальные.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Диагностическая таблица

«Определение степени содействия развитию хореографической одарённости учащегося со стороны родителей и родственников»


1 блок диагностической таблицы

Необходимо дать максимально развёрнутые ответы на следующие вопросы:

1.Считаете ли Вы своего ребёнка хореографически одарённым и почему? Считаю, что она способна освоить программу, старательная и мотивирована на успех.

2. Бывало ли такое, что в домашних условиях вы видели, как Ваш ребёнок танцевал так без повода?

Опишите примеры таких событий как это происходило. Да, бывает частенько, когда под хорошую музыку она пританцовывает в разных жанрах.

3.Имеется ли у Вашего ребёнка проблемы в вопросах физического здоровья, есть ли у него хронические заболевания, нарушения опорно-двигательного аппарата, медицинские противопоказания к занятиям хореографией и т. п.? Проблем в здоровье и противопоказаний нет.

4.Вкладывает ли Ваш ребёнок смысл в танцевальные движения, либо движения хаотичны? Да, конечно, вкладывает. Все движения со смыслом.

5. Способен ли Ваш ребёнок копировать движения танцующих (например, с телевизора? На Ваш взгляд на сколько качествнно у него получается?

Приведите примеры таких случаев. Участвует во флэшмобах и дискотеках, где требуется легко повторять движения за ведущим.

6. На первом году обучения в хореографическом коллективе «Овация» Ваш ребёнок обучался по следующему набору дисциплин: детский бальный танец, классический танец, народно-сценический танец, современная хореография. Какой из предметов, по Вашему мнению, больше нравится и почему? Больше нравится современная хореография и народно-сценический танец. Почему, трудно сказать

7. Как вы думаете, сможет ли Ваш ребёнок стать солистом? Почему? Если почуствует, что у нее получается, то сможет. Она адекватно оценивает свои возможности.

8. Как Ваш ребёнок воспринимает критику в отношении его хореографической деятельности?

Прислушивается ли? Опишите примеры, если таковые имеются. Если есть замечания , старается прислушиваться и придерживаться предьявляемых требований.

9.Какую музыку слушает Ваш ребёнок дома? Под какую музыку танцует дома? Современную эстрадную. Может и под народную.

10. Считаете ли Вы нужным развивать хореографические способности Вашего ребёнка? Если да, то для чего это нужно делать? Развитие способностей обязательно нужно для формирования личностных и физических качеств ребенка.


2 блок диагностической таблицы

На что из ниже перечисленного Вы готовы в поддержании развития хореографических способностей вашего ребёнка, а на что не готовы?

Виды вспомогательной деятельности

готовность

да

нет

Соучастие в концертно-конкурсной деятельности

- доставка учащегося до места проведения выступления или конкурса.

+


- при необходимости самостоятельное изготовление (заказать пошив в ателье) костюмов для выступления.

+


- оплатить организационный взнос для участия в конкурсах, фестивалях.

+


- отслеживание и поддержка успехов ребёнка во время выступления на концертах\ конкурсах (обозначение конструктивной критики, выступление в роли команды поддержки)

+


Готовность принимать участие в образовательном процессе ребёнка

- приобретение специализированной одежды и обуви

+


- при возникновении у ребёнка помощи в осуществлении идеи, содействие в поиске и обучение осуществлению поиска (использование интернета и прочего для поиска фильма (клипа, мультфильма), книги, костюма, музыки и т. д.).

+


- выступление в роли жюри на финальных репетициях перед выступлениями на конкурсах.

+


- стимулирование к познавательной и исследовательской деятельности в области хореографии.

+


Готовность принимать участие в воспитательно-познавательной деятельности ребёнка в области хореографического искусства

- совместное участие в тематических мероприятиях, например, «Самая танцующая семья хореографического коллектива «Овация», тематические родительские собрания.

+


- посещение концертов творческих коллективов.

+




Результат: В данном тесте мы видим, что в жизни у обучающегося хореография занимает особое место. Ей часто нравиться танцевать в не принуждённой домашней обстановке, под любую музыку, импровизируя, не углубляясь в конкретный стиль танца. У обучающейся нет проблем со здоровьем, в познании искусства хореографии она мотивирована на успех.

Родители понимают смысл и значимость хореографии в жизни своего ребёнка и готовы целиком и полностью поддерживать, прилагая все усилия для его творческого, личностного и физического развития.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.