Анализ адаптации обучающихся 5 класса

1
0
Материал опубликован 4 March в группе

Анализ диагностического исследования в 5 классе МОУ Степановской СОШ социально-психологической адаптации при переходе в среднее звено 2024-2025 учебный год

Адаптация пятиклассников. Не каждый пятиклассник в силах справиться с трудностями в обучении и общении со сверстниками и учителями, внутренними душевными проблемами и тем самым помочь себе самому подняться на новую ступеньку психологического опыта. Школьная дезадаптация – результат нарушения приспособления (адаптации) ребенка к тем или иным условиям школьной среды. Истоки школьных проблем пятиклассников обнаруживаются еще в начальных классах и служат источником дезадаптации. исследование адаптации при переходе в среднее звено.

Цель исследования: изучение социально-психологической адаптации при переходе в среднее звено.

Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. В жизни пятиклассника появляется много новой информации и поэтому возникает необходимость в адаптации - привыкании к новым условиям обучения. В результате обследования пятиклассников, были выявлены следующие проблемы. По мнению учащихся в школе стало сложнее потому что:
•много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого);
•непривычное расписание уроков (новый режим);
•много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены;
•новый классный руководитель;
•имеют место проблемы со старшеклассниками (например, в столовой, на перемене).

Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.

Поэтому среди трудностей школьной жизни детей можно отметить следующее:
1) возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают;
2) возросший объем работы, как на уроке, так и дома;
3) новые требования к оформлению работ;
4) необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию (литературу) и работать с ней.

Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 - ом классе - одним из труднейших периодов школьного обучения. Наблюдения и психологический анализ уроков были направлены на определение успешности адаптации 5-ти классников к многопредметному обучению. С этой целью были использованы следующие диагностические методики:

ТЕСТОВЫЙ МИНИМУМ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ 5 КЛАССА



ЦЕЛЬ ДИАГНОСТИКИ

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

определение доминирующих эмоциональных состояний у пятиклассников и выявление превалирующих чувств в школе, определяющих уровень адаптированности учащихся

ОПРОСНИК «ЧУВСТВА В ШКОЛЕ»


Определение определение уровня школьной мотивации

Анкета Н.Г. Лускановой

Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей

Тест школьной тревожности Филипса

выявление разных видов тревожности

Шкала социально-ситуационной тревоги (Кондаша)







ПРОТОКОЛ







ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ



ПО ТЕСТУ ФИЛЛИПСА






Дата обследования

декабрь


























Шкалы теста

Уровеь тревожности

Средний %
по классу




1

Переживание социального стресса

оптимальный

27%




2

Фрустрация потребности в достижении успеха

оптимальный

31%




3

Страх самовыражения

оптимальный

26%




4

Страх ситуации проверки знаний

Повышенный

67%




5

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

оптимальный

30%




6

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

оптимальный

33%




7

Проблемы и страхи в отношении с учителями

повышенный

55%




8

Общая тревожность в школе

оптимальный

30%











































































































































































































































































































































































ПРОТОКОЛ

ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ







УЧАЩИХСЯ

5

КЛАССА


















 









Переживание социального стресса

Фрустрация потребности в достижении успеха

Страх самовыражения

Страх ситуации проверки знаний

Страх несоответствовать ожиданиям окружающих

Низкая физиологическая сопротивляемость стресу

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

Общая тревожность в школе






1

0

0%

2

15%

3

50%

3

50%

1

20%

1

20%

2

25%

5

23%






2

3

27%

4

31%

0

0%

3

50%

1

20%

1

20%

4

50%

7

32%






3

2

18%

3

23%

1

17%

6

100%

1

20%

2

40%

4

50%

6

27%






4

2

18%

3

23%

2

33%

3

50%

3

60%

1

20%

1

13%

9

41%






5

5

45%

4

31%

4

67%

5

83%

4

80%

4

80%

2

25%

9

41%






6

4

36%

6

46%

1

17%

4

67%

3

60%

2

40%

4

50%

13

59%






7

3

27%

4

31%

2

33%

2

33%

2

40%

0

0%

4

50%

5

23%






8

4

36%

4

31%

0

0%

1

17%

1

20%

1

20%

2

25%

3

14%






9

2

18%

5

38%

1

17%

2

33%

0

0%

0

0%

3

38%

2

9%






10

5

45%

4

31%

4

67%

5

83%

2

40%

3

60%

4

50%

16

73%






11

4

36%

2

15%

1

17%

1

17%

0

0%

0

0%

2

25%

1

5%






12

2

18%

4

31%

0

0%

1

17%

0

0%

0

0%

3

38%

3

14%






Протокол по результатам

исследования уровня тревожности

Методика                Тест школьной тревожности Филлипса

Цель                        определить уровень и характер тревожности, связанной со школой, у                                 обучающихся

Класс _5      Количество испытуемых __12    Дата _____декабрь ___

Ф, И

Уровень

трев-ти

Уровень тревожности по каждому фактору

Всего

факторов

1

2

3

4

5

6

7

8


1

1

нт

нт

нт

вт

вт

нт

нт

о

нт

2

2

2

Опт

о

о

нт

вт

нт

нт

пт

опт

2

3

3

Опт

нт

нт

нт

вт

нт

о

пт

опт

3

4

4

опт

нт

нт

о

вт

вт

нт

нт

опт

2

5

5

Пт

о

о

пт

вт

вт

вт

о

опт

4

6

6

пт

о

о

нт

вт

вт

о

пт

пт

4

7

7

нт

о

о

о

о

о

нт

пт

нт

1

8

8

нт

0

о

нт

нт

нт

нт

о

нт

0

9

9

нт

нт

о

нт

о

нт

нт

о

нт

0

10

10

пт

о

о

вт

вт

о

вт

пт

вт

5

11

11

нт

о

нт

нт

нт

нт

нт

о

нт

0

12

12

нт

нт

о

нт

нт

нт

нт

о

нт

0

Всего для класса

опт

опт

опт

вт

опт

опт

вт

опт

2


Низкая                        оптимальная                               Высокая

тревожность (НТ) _____         тревожность (ПТ) _________        тревожность (ВТ) ________

тревожные факторы для учащихся класса :

Уровень тревожности

Высокий

Оптимальный

Низкий

переживание социального стресса

0

7

5

фрустрация потребности в   достижении успеха                             

0

8

4

страх самовыражения

3

2

7

страх ситуации проверки знаний;

7

2

3

страх не соответствовать окружающих

3

2

7

низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

2

2

8

проблемы и страхи в отношении с учителями.

5

6

1

общая тревожность в школе

6

4

2


В целом по классу по всем параметрам параметрам уровень тревожности оптимальный , кроме двух(страх ситуации проверки знаний высокий уровень имеют – 58 %, а проблемы и страхи в отношении с учителями- 42% . Данные показатели вполне объяснимы , потому что обучающиеся привыкшие к требованиям одного учителя , теперь перешли на предметное обучение разных педагогов и процесс привыкания всегда продолжителен. Анализируя индивидуальные параметры тревожности , получили , что низкий уровень тревожности имеют – 50 %,оптимальный-25% и высокий – 25%.

Вывод : Уровень тревожности обучающихся 5 класса в 2024-2025 учебном году- низкий .


ОПРОСНИК «ЧУВСТВА В ШКОЛЕ»

Цель: определение доминирующих эмоциональных состояний у пятиклассников и выявление превалирующих чувств в школе, определяющих уровень адаптированности учащихся

п/п

Ф.И.О.

ЧУВСТВА, НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ИСПЫТЫВАЕМЫЕ В ШКОЛЕ

 

СПОКОЙСТВИЕ

УСТАЛОСТЬ

СКУКУ

РАДОСТЬ

УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

БЕСПОКОЙСТВО

НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СОБОЙ

РАЗДРАЖЕНИЕ

СОМНЕНИЕ

ОБИДУ

ЧУВСТВО УНИЖЕНИЯ

СТРАХ

ТРЕВОГА ЗА БУДУЩЕЕ

БЛАГОДАРНОСТЬ

СИМПАТИЮ К УЧИТЕЛЯМ

ЖЕЛАНИЕ ПРИХОДИТЬ В ШКОЛ

КОЛИЧЕСТВО ПОЗИТИВНЫХИ НЕГАТИВНЫХ ЧУВСТВ НА УРОКАХ

1


+

+

+

+

+




+





+


+

5+ 3-

2

 

 +

+

+

 +

+

 


+

+





+



4+4 -

3


+

+


+

+







+

+


+

+

5+3-

4

 

+

+


+

+




+




+

+

+


5+3-

5


+

+

+



+

+


+




+


+


2+6-

6

 

+

+

+


+

+


+

+


+






2+6-

7



+


+


+


+

+

+

+




+


2+ 6-

8

 

+

+


+

+

+







+

+


+

5+3-

9


+

+


+

+

+



+





+


+

5+3-

10

 

+

+

+



+


+

+


+

+

+


+


2+6-

11


+

+


+

+








+

+

+

+

6+ 2-

12


+

+

+

+

+

+







+

+



4+4-

КОЛ-ВО УЧ-СЯ / %

100%

100%

50%

75%

75%

58%

8%

33%

67%

8%

25%

16%

58%

58%

50%

42%

 


Сделаем ранжирование , полученных данных

1-100 % - испытывают усталость и спокойствие

2- 75%радость и 75 %-уверенность в себе

3-67% -сомнение и 58%- беспокойство, благодарность и тревогу за будущее

Шкала социально-ситуационной тревоги (Кондаша)

Цель: выявление разных видов тревожности

ФИО


Школьная

Самооценочная

Межличностная

1-50


3

16

31

2-7


6

6

1

3-28


8

15

5

4м-21


13

5

3

5-42


9

11

22

6-40


9

16

15

7м-41


15

14

12

8м-14


9

4

1

9м-18


3

7

8

10-36


10

13

13

11-1


0

0

1

12 м-23


9

7

7

Показатели уровня тревожности

Уровень тревожности

Группа уч-ся

Уровень различных видов тревожности



школьная

Самооценочная

межличностная

общая

1

нормальный

мальчики

4

5

3

4


девочки

4

5

2

4

2

повышенный

мальчики

0





девочки

0


1


3

высокий

мальчики

0





девочки

0


1


4

Очень высокий

мальчики

0





девочки

0




5

«Черезмерное спокойствие»

мальчики

1

1

2

1


девочки

3

1

3

3

Нормальный Уровень школьной тревожности - у 67 % и 33% наблюдается черезмерное спокойствие.

Нармальный уровень Самооценочной тревожности-83%, черезмерное спокойствие-17%

Межличностная тревожность: Нормальные уровень-42%, повышенный -8%, высокий -8%, , черезмерное спокойствие – 42%

Ф, И

Уровень

трев-ти

Ч в Ш

Шкала С-С т





1

1

нт

+2

Н

В

2

2

Опт

0

ЧС

С

3

3

Опт

+2

ЧС

С

4

4

опт

+2

Н

В

5

5

Пт

-4

Н

Н

6

6

пт

-4

Н

Н

7

7

нт

+2

Н

В

8

8

нт

+2

ЧС

С

9

9

нт

+2

Н

В

10

10

пт

-4

Н

Н

11

11

нт

+4

ЧС

В

12

12

нт

0

Н

В



Вывод Как показывают результаты, Уровень адаптации обучающихся 5 класса в 2024-2025 учебном году имеют: высокий уровень -50% , средний – 25%, низкий -25 %.





Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками).

Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.

Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно-публичной) знаний, достижений, возможностей.

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.