Анализ адаптации обучающихся 5 класса
Анализ диагностического исследования в 5 классе МОУ Степановской СОШ социально-психологической адаптации при переходе в среднее звено 2024-2025 учебный год
Адаптация пятиклассников. Не каждый пятиклассник в силах справиться с трудностями в обучении и общении со сверстниками и учителями, внутренними душевными проблемами и тем самым помочь себе самому подняться на новую ступеньку психологического опыта. Школьная дезадаптация – результат нарушения приспособления (адаптации) ребенка к тем или иным условиям школьной среды. Истоки школьных проблем пятиклассников обнаруживаются еще в начальных классах и служат источником дезадаптации. исследование адаптации при переходе в среднее звено.
Цель исследования: изучение социально-психологической адаптации при переходе в среднее звено.
Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. В жизни пятиклассника появляется много новой информации и поэтому возникает необходимость в адаптации - привыкании к новым условиям обучения. В результате обследования пятиклассников, были выявлены следующие проблемы. По мнению учащихся в школе стало сложнее потому что:
•много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого);
•непривычное расписание уроков (новый режим);
•много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены;
•новый классный руководитель;
•имеют место проблемы со старшеклассниками (например, в столовой, на перемене).
Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.
Поэтому среди трудностей школьной жизни детей можно отметить следующее:
1) возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают;
2) возросший объем работы, как на уроке, так и дома;
3) новые требования к оформлению работ;
4) необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию (литературу) и работать с ней.
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 - ом классе - одним из труднейших периодов школьного обучения. Наблюдения и психологический анализ уроков были направлены на определение успешности адаптации 5-ти классников к многопредметному обучению. С этой целью были использованы следующие диагностические методики:
ТЕСТОВЫЙ МИНИМУМ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ 5 КЛАССА
ЦЕЛЬ ДИАГНОСТИКИ | ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ |
определение доминирующих эмоциональных состояний у пятиклассников и выявление превалирующих чувств в школе, определяющих уровень адаптированности учащихся | ОПРОСНИК «ЧУВСТВА В ШКОЛЕ» |
Определение определение уровня школьной мотивации | Анкета Н.Г. Лускановой |
Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей | Тест школьной тревожности Филипса |
выявление разных видов тревожности | Шкала социально-ситуационной тревоги (Кондаша) |
| | | | ПРОТОКОЛ | | | | | | ||||||
| ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ | ||||||||||||||
| ПО ТЕСТУ ФИЛЛИПСА | ||||||||||||||
| | | | Дата обследования | декабрь | | | ||||||||
| | | | | | | | | | | |||||
| | | | | | | | | | | |||||
| № | Шкалы теста | Уровеь тревожности | Средний % | | ||||||||||
| 1 | Переживание социального стресса | оптимальный | 27% | | ||||||||||
| 2 | Фрустрация потребности в достижении успеха | оптимальный | 31% | | ||||||||||
| 3 | Страх самовыражения | оптимальный | 26% | | ||||||||||
| 4 | Страх ситуации проверки знаний | Повышенный | 67% | | ||||||||||
| 5 | Страх не соответствовать ожиданиям окружающих | оптимальный | 30% | | ||||||||||
| 6 | Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу | оптимальный | 33% | | ||||||||||
| 7 | Проблемы и страхи в отношении с учителями | повышенный | 55% | | ||||||||||
| 8 | Общая тревожность в школе | оптимальный | 30% | | ||||||||||
| | | | | | | | | | | |||||
ПРОТОКОЛ | |||||||||||||||
ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ |
| | | | УЧАЩИХСЯ | 5 | КЛАССА | | | | | | | | | | | | | |||||||||||||||||||||||||||||||
| | | | |
| | | | | | | | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ | Переживание социального стресса | Фрустрация потребности в достижении успеха | Страх самовыражения | Страх ситуации проверки знаний | Страх несоответствовать ожиданиям окружающих | Низкая физиологическая сопротивляемость стресу | Проблемы и страхи в отношениях с учителями | Общая тревожность в школе | | | | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 0 | 0% | 2 | 15% | 3 | 50% | 3 | 50% | 1 | 20% | 1 | 20% | 2 | 25% | 5 | 23% | | | | | | ||||||||||||||||||||||||||||
2 | 3 | 27% | 4 | 31% | 0 | 0% | 3 | 50% | 1 | 20% | 1 | 20% | 4 | 50% | 7 | 32% | | | | | | ||||||||||||||||||||||||||||
3 | 2 | 18% | 3 | 23% | 1 | 17% | 6 | 100% | 1 | 20% | 2 | 40% | 4 | 50% | 6 | 27% | | | | | | ||||||||||||||||||||||||||||
4 | 2 | 18% | 3 | 23% | 2 | 33% | 3 | 50% | 3 | 60% | 1 | 20% | 1 | 13% | 9 | 41% | | | | | | ||||||||||||||||||||||||||||
5 | 5 | 45% | 4 | 31% | 4 | 67% | 5 | 83% | 4 | 80% | 4 | 80% | 2 | 25% | 9 | 41% | | | | | | ||||||||||||||||||||||||||||
6 | 4 | 36% | 6 | 46% | 1 | 17% | 4 | 67% | 3 | 60% | 2 | 40% | 4 | 50% | 13 | 59% | | | | | | ||||||||||||||||||||||||||||
7 | 3 | 27% | 4 | 31% | 2 | 33% | 2 | 33% | 2 | 40% | 0 | 0% | 4 | 50% | 5 | 23% | | | | | | ||||||||||||||||||||||||||||
8 | 4 | 36% | 4 | 31% | 0 | 0% | 1 | 17% | 1 | 20% | 1 | 20% | 2 | 25% | 3 | 14% | | | | | | ||||||||||||||||||||||||||||
9 | 2 | 18% | 5 | 38% | 1 | 17% | 2 | 33% | 0 | 0% | 0 | 0% | 3 | 38% | 2 | 9% | | | | | | ||||||||||||||||||||||||||||
10 | 5 | 45% | 4 | 31% | 4 | 67% | 5 | 83% | 2 | 40% | 3 | 60% | 4 | 50% | 16 | 73% | | | | | | ||||||||||||||||||||||||||||
11 | 4 | 36% | 2 | 15% | 1 | 17% | 1 | 17% | 0 | 0% | 0 | 0% | 2 | 25% | 1 | 5% | | | | | | ||||||||||||||||||||||||||||
12 | 2 | 18% | 4 | 31% | 0 | 0% | 1 | 17% | 0 | 0% | 0 | 0% | 3 | 38% | 3 | 14% | | | | | |
Протокол по результатам
исследования уровня тревожности
Методика Тест школьной тревожности Филлипса
Цель определить уровень и характер тревожности, связанной со школой, у обучающихся
Класс _5 Количество испытуемых __12 Дата _____декабрь ___
№ | Ф, И | Уровень трев-ти | Уровень тревожности по каждому фактору | Всего факторов | ||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | | ||||||||||||
1 | 1 | нт | нт | нт | вт | вт | нт | нт | о | нт | 2 | |||||||||
2 | 2 | Опт | о | о | нт | вт | нт | нт | пт | опт | 2 | |||||||||
3 | 3 | Опт | нт | нт | нт | вт | нт | о | пт | опт | 3 | |||||||||
4 | 4 | опт | нт | нт | о | вт | вт | нт | нт | опт | 2 | |||||||||
5 | 5 | Пт | о | о | пт | вт | вт | вт | о | опт | 4 | |||||||||
6 | 6 | пт | о | о | нт | вт | вт | о | пт | пт | 4 | |||||||||
7 | 7 | нт | о | о | о | о | о | нт | пт | нт | 1 | |||||||||
8 | 8 | нт | 0 | о | нт | нт | нт | нт | о | нт | 0 | |||||||||
9 | 9 | нт | нт | о | нт | о | нт | нт | о | нт | 0 | |||||||||
10 | 10 | пт | о | о | вт | вт | о | вт | пт | вт | 5 | |||||||||
11 | 11 | нт | о | нт | нт | нт | нт | нт | о | нт | 0 | |||||||||
12 | 12 | нт | нт | о | нт | нт | нт | нт | о | нт | 0 | |||||||||
Всего для класса | опт | опт | опт | вт | опт | опт | вт | опт | 2 |
Низкая оптимальная Высокая
тревожность (НТ) _____ тревожность (ПТ) _________ тревожность (ВТ) ________
тревожные факторы для учащихся класса :
Уровень тревожности | Высокий | Оптимальный | Низкий |
переживание социального стресса | 0 | 7 | 5 |
фрустрация потребности в достижении успеха | 0 | 8 | 4 |
– страх самовыражения | 3 | 2 | 7 |
страх ситуации проверки знаний; | 7 | 2 | 3 |
страх не соответствовать окружающих | 3 | 2 | 7 |
низкая физиологическая сопротивляемость стрессу | 2 | 2 | 8 |
проблемы и страхи в отношении с учителями. | 5 | 6 | 1 |
общая тревожность в школе | 6 | 4 | 2 |
В целом по классу по всем параметрам параметрам уровень тревожности оптимальный , кроме двух(страх ситуации проверки знаний высокий уровень имеют – 58 %, а проблемы и страхи в отношении с учителями- 42% . Данные показатели вполне объяснимы , потому что обучающиеся привыкшие к требованиям одного учителя , теперь перешли на предметное обучение разных педагогов и процесс привыкания всегда продолжителен. Анализируя индивидуальные параметры тревожности , получили , что низкий уровень тревожности имеют – 50 %,оптимальный-25% и высокий – 25%.
Вывод : Уровень тревожности обучающихся 5 класса в 2024-2025 учебном году- низкий .
ОПРОСНИК «ЧУВСТВА В ШКОЛЕ»
Цель: определение доминирующих эмоциональных состояний у пятиклассников и выявление превалирующих чувств в школе, определяющих уровень адаптированности учащихся
№ п/п | Ф.И.О. | ЧУВСТВА, НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ИСПЫТЫВАЕМЫЕ В ШКОЛЕ |
| ||||||||||||||||
СПОКОЙСТВИЕ | УСТАЛОСТЬ | СКУКУ | РАДОСТЬ | УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ | БЕСПОКОЙСТВО | НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СОБОЙ | РАЗДРАЖЕНИЕ | СОМНЕНИЕ | ОБИДУ | ЧУВСТВО УНИЖЕНИЯ | СТРАХ | ТРЕВОГА ЗА БУДУЩЕЕ | БЛАГОДАРНОСТЬ | СИМПАТИЮ К УЧИТЕЛЯМ | ЖЕЛАНИЕ ПРИХОДИТЬ В ШКОЛ | КОЛИЧЕСТВО ПОЗИТИВНЫХИ НЕГАТИВНЫХ ЧУВСТВ НА УРОКАХ | |||
1 | | + | + | + | + | + | | | | + | | | | | + | | + | 5+ 3- | |
2 |
| + | + | + | + | + |
| | + | + | | | | | + | | | 4+4 - | |
3 | | + | + | | + | + | | | | | | | + | + | | + | + | 5+3- | |
4 |
| + | + | | + | + | | | | + | | | | + | + | + | | 5+3- | |
5 | | + | + | + | | | + | + | | + | | | | + | | + | | 2+6- | |
6 |
| + | + | + | | + | + | | + | + | | + | | | | | | 2+6- | |
7 | | | + | | + | | + | | + | + | + | + | | | | + | | 2+ 6- | |
8 |
| + | + | | + | + | + | | | | | | | + | + | | + | 5+3- | |
9 | | + | + | | + | + | + | | | + | | | | | + | | + | 5+3- | |
10 |
| + | + | + | | | + | | + | + | | + | + | + | | + | | 2+6- | |
11 | | + | + | | + | + | | | | | | | | + | + | + | + | 6+ 2- | |
12 | | + | + | + | + | + | + | | | | | | | + | + | | | 4+4- | |
КОЛ-ВО УЧ-СЯ / % | 100% | 100% | 50% | 75% | 75% | 58% | 8% | 33% | 67% | 8% | 25% | 16% | 58% | 58% | 50% | 42% |
|
Сделаем ранжирование , полученных данных
1-100 % - испытывают усталость и спокойствие
2- 75%радость и 75 %-уверенность в себе
3-67% -сомнение и 58%- беспокойство, благодарность и тревогу за будущее
Шкала социально-ситуационной тревоги (Кондаша)
Цель: выявление разных видов тревожности
ФИО | | Школьная | Самооценочная | Межличностная |
1-50 | | 3 | 16 | 31 |
2-7 | | 6 | 6 | 1 |
3-28 | | 8 | 15 | 5 |
4м-21 | | 13 | 5 | 3 |
5-42 | | 9 | 11 | 22 |
6-40 | | 9 | 16 | 15 |
7м-41 | | 15 | 14 | 12 |
8м-14 | | 9 | 4 | 1 |
9м-18 | | 3 | 7 | 8 |
10-36 | | 10 | 13 | 13 |
11-1 | | 0 | 0 | 1 |
12 м-23 | | 9 | 7 | 7 |
Показатели уровня тревожности
№ | Уровень тревожности | Группа уч-ся | Уровень различных видов тревожности | | |||
школьная | Самооценочная | межличностная | общая | ||||
1 | нормальный | мальчики | 4 | 5 | 3 | 4 | |
| девочки | 4 | 5 | 2 | 4 | ||
2 | повышенный | мальчики | 0 | | | | |
| девочки | 0 | | 1 | | ||
3 | высокий | мальчики | 0 | | | | |
| девочки | 0 | | 1 | | ||
4 | Очень высокий | мальчики | 0 | | | | |
| девочки | 0 | | | | ||
5 | «Черезмерное спокойствие» | мальчики | 1 | 1 | 2 | 1 | |
| девочки | 3 | 1 | 3 | 3 |
Нормальный Уровень школьной тревожности - у 67 % и 33% наблюдается черезмерное спокойствие.
Нармальный уровень Самооценочной тревожности-83%, черезмерное спокойствие-17%
Межличностная тревожность: Нормальные уровень-42%, повышенный -8%, высокий -8%, , черезмерное спокойствие – 42%
№ | Ф, И | Уровень трев-ти | Ч в Ш | Шкала С-С т | |
| | | |||
1 | 1 | нт | +2 | Н | В |
2 | 2 | Опт | 0 | ЧС | С |
3 | 3 | Опт | +2 | ЧС | С |
4 | 4 | опт | +2 | Н | В |
5 | 5 | Пт | -4 | Н | Н |
6 | 6 | пт | -4 | Н | Н |
7 | 7 | нт | +2 | Н | В |
8 | 8 | нт | +2 | ЧС | С |
9 | 9 | нт | +2 | Н | В |
10 | 10 | пт | -4 | Н | Н |
11 | 11 | нт | +4 | ЧС | В |
12 | 12 | нт | 0 | Н | В |
Вывод Как показывают результаты, Уровень адаптации обучающихся 5 класса в 2024-2025 учебном году имеют: высокий уровень -50% , средний – 25%, низкий -25 %.
Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками).
Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.
Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно-публичной) знаний, достижений, возможностей.
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.