«Анализ и оценка механизмов управления качеством образования. Всё о внутришкольном мониторинге»
«Анализ и оценка механизмов управления качеством образования. Всё о внутришкольном мониторинге»
Осипова Л.В.
Положение о системе внутришкольного мониторинга качества образования определяет цели, задачи, принципы, объекты, содержание, механизмы и процедуры оценки качества общего среднего образования, а также механизмы и организационную структуру управления системой оценки качества общего среднего образования. Положение разрабатывается в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами в сфере образования, региональными законодательными актами.
Цель внутришкольного мониторинга качества образования:
1. Непрерывное, научно обоснованное, диагностико–прогностическое отслеживание динамики качества образовательных услуг, оказываемых образовательной организацией, и эффективности управления качеством образования, обеспечение органов управления информацией о состоянии и динамике качества образования в ОО.
2. Отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения: образовательной среды, образовательных технологий, результатов образовательного процесса, эффективности управления ОО.
Задачи:
1. Организационное и методическое обеспечение сбора, обработки, хранения информации о состоянии и динамике показателей качества образования.
2.Технологическая и техническая поддержка сбора, обработки, хранения информации о состоянии и динамике качества образования.
3. Проведение сравнительного анализа и анализа факторов, влияющих на динамику качества образования.
4. Своевременное выявление изменений, происходящих в образовательном процессе, и факторов, вызывающих их.
5. Осуществление прогнозирования развития важнейших процессов на уровне ОО. Предупреждение негативных тенденций в организации образовательного процесса.
6. Оформление и представление информации о состоянии и динамике качества образования. Документ содержит не только цели ОО и перечень задач, необходимых для реализации поставленной цели, но и обоснование их необходимости на основе ранее
проведенного анализа, то есть выявленной проблемы, с учетом особенностей региона.
Показатели:
1. результаты оценки качества подготовки обучающихся: мониторинг объективности оценивания образовательных результатов обучающихся;
2. кадровое обеспечение образовательной деятельности: мониторинг качества прохождения курсов повышения квалификации (переподготовки) педагогов;
3. информационно - методическое обеспечение образовательной деятельности: мониторинг качества системы наставничества для педагогов; мониторинг качества функционирования методической службы образовательной организации (эффективность работы методического совета, методических объединений учителей-предметников и т.д.);
4. создание условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся: мониторинг эффективности работы по обеспечению информационной безопасности обучающихся, мониторинг эффективности работы по обеспечению психологической безопасности обучающихся;
5. объективность оценивания качества образовательных результатов обучающихся;
6. использование педагогическими работниками современных методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения;
7. соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;
8. ведение учебно - педагогической документации (рабочие программы учебных предметов, классные журналы и т.д.);
9. обеспечение безопасного пребывания обучающихся;
10. дозировка домашних заданий обучающихся и т.д.
Методы сбора и обработки информации:
Документ должен содержать описание методов сбора и обработки информации по каждому из заявленных показателей и порядок сбора информации.
- мониторинг качества подготовки обучающихся;
- опрос (анкетирование, интервьюирование, беседа);
- тестирование (педагогическое, психологическое, профориентационное);
- контент-анализ документов;
-электронные методы компьютерных технологий (RSS-каналы, исследование интернет – ресурсов),
-онлайн - исследования (интерактивная анкета, облачные технологии), другие методы.
Формы сбора информации:
- Google – таблицы;
- Облачные технологии;
- Электронные документы;
Анкеты, тесты, опросы (Проводятся с использованием научно разработанных диагностических методик).
- Официальный сайт и информационные ресурсы лицея.
Статистические данные сопоставляются: - между собой (больше/меньше – лучше/хуже); - сами с собой во времени (было /есть); - с образовательными и социальными стандартами (соответствуют/не соответствуют).
Экспериментальная оценка строится на средних величинах при соблюдении динамики показателей. Итоги мониторинга оформляются в схемах, графиках, таблицах, диаграммах. Отражаются в справочно-аналитических материалах, содержащих конкретно, реально выполнимые рекомендации. По результатам мониторинговых исследований разрабатываются рекомендации, принимаются управленческие решения, осуществляется планирование и прогнозирование развития лицея.
Мониторинг показателей (Приказ о проведении мониторинга показателей качества образования в ОО)
Документ должен содержать сведения о проведении мониторинга показателей, о сроках его проведения, об участниках мониторинга (в отношении кого проводится мониторинг), об использовании результатов мониторинга показателей.
Основные пункты приказа:
1. Провести мониторинг показателей качества образования в ОО. (Объекты мониторинга: учащиеся, педагогические работники, образовательный процесс, нормативно-правовая база, воспитательная система, валеологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса) (в срок до……).
2. Создать рабочую группу по проведению мониторинга и размещению в открытом доступе системы оценки качества образования (далее – рабочая группа) и утвердить ее состав (в срок до……).
3. Утвердить план заседаний рабочей группы (в срок до……).
4. Руководителю МО:
4.1. Провести информационное совещание рабочей группы по изучению «Методических рекомендаций по организации и проведению оценки механизмов управления качеством образования органов местного самоуправления муниципальных районов, городских и муниципальных округов и иных органов, реализующих данные полномочия» (в срок до……).
5. Рабочей группе:
5.1. Обеспечить размещение на официальном сайте ОО концептуальные, процессуальные и управленческие документы в соответствии с показателями (в срок до……).
5.2. Обеспечить заполнение Google-таблицы по показателям мониторинга (в срок до……).
5.3. Обеспечить размещение ссылок на концептуальные, процессуальные и управленческие документы в мониторинговой таблице (в срок до……).
4. Разработать форму мониторинга по показателям в Excel для дальнейшего размещения в качестве Google-таблицы (в срок до……).
Анализ результатов мониторинга
Для оценки качества образования в ОО должна быть создана модель системы (СОКО), информационно-технологической составляющей которого, является автоматизированная модель внутришкольного мониторинга (ВШМ). Мониторинг качества образования, предполагает оценку трех основных составляющих качества образования: условий, процесса и результата. Способом анализа и интерпретации данного вида мониторинга является метод кластерного анализа. Информация, собранная в ходе мониторинга, обеспечивает руководителя и учителя необходимыми данными для выбора адекватной модели обучения, воспитания и управления. Алгоритм работы данного мониторинга предполагает три этапа: первый – анализ и отбор критериев и показателей, обеспечивающих полноту и адекватность информации, второй – сбор информации, выбор методики обработки данных, обработка данных, третий – анализ полученных данных. Циклический характер проведения мониторинга в ОО позволяет рассматривать данный процесс как систему с обратной связью и обеспечивает возможность непрерывного слежения за состоянием и прогнозированием развития образовательной системы. Приводятся таблицы по результатам кластерного анализа за определенный период времени (по полугодиям, годам). Проводится более подробный анализ проблемных классов с привлечением психологической службы с детальным изучением тех показателей, которые дали понижение общего результата.
Адресные рекомендации по результатам анализа
Совместная работа с региональным управлением образования и науки, с учителями и руководителями образовательных организаций позволила разработать методические рекомендации для учителей по предметам, руководителю МО, функционирующих в сложных социальных условиях.
Руководителю МО: организовать ВШК, направленный на эффективность образовательного процесса, активно в своей деятельности использовать ресурсы «Точки роста», «Большая перемена» при сетевом взаимодействии.
Учителям-предметникам:
- совершенствовать оценку предметных, метапредметных и личностных результатов обучения, с целью выявления готовности обучающихся к переходу на следующий уровень образования.
- совершенствовать методику преподавания;
- обобщать наиболее успешные практики формирования УУД, реализации ФГОС на уровне образовательной организации;
- планировать деятельность методического объединения, повышения квалификации педагогов (проведение практических семинаров, мастер-классов, открытых уроков);
Общие рекомендации: Для перехода ОО в эффективный режим управления необходима реализация следующих ключевых мероприятий:
-работа по созданию условий для выравнивания возможностей доступа обучающихся к современным условиям обучения и образовательным ресурсам;
-повышение квалификации педагогических и руководящих работников, направленные на формирование управленческих компетенций, сопровождение и оценку индивидуального прогресса обучающихся, работу с детьми с особыми потребностями;
-сетевое взаимодействие ОО, диссеминацию «лучших практик».
Меры, мероприятия (ПЛАН по устранению выявленных, в ходе проведения анализа, недостатков качества образовательной деятельности)
Документ содержит сведения о проведенных мероприятиях, сведения о сроках реализации мероприятий, об ответственных и участниках.
План обычно представлен таблицей из пяти столбцов под названиями:
1. Наименование мероприятия по устранению недостатков, выявленных в ходе проведения анализа образовательной деятельности ОО.
2. Плановый срок реализации мероприятия.
3. Ответственный исполнитель (с указанием фамилии, имени, отчества и должности).
4. Реализованные меры по устранению выявленных недостатков.
5. фактический срок реализации.
Содержит пять разделов:
1. Открытость и доступность информации об организации.
2. Комфортность условий предоставления услуг.
3. Доступность услуг для инвалидов.
4. Доброжелательность, вежливость работников организации.
5. Удовлетворенность условиями оказания услуг.
Управленческие решения (Нормативный правовой акт):
Документ содержит сведения: о сроках реализации управленческих решений, об ответственных и участниках, о принимаемых управленческих решениях (в том числе о поощрении).
Мероприятия, управленческие решения:
– переоснащение через получение широкого доступа в интернет к хранилищам и базам данных, использование ресурсов электронной библиотеки, обеспечение доступа учителей и учащихся;
– создание точек роста, лабораторий;
– меры по оснащению библиотеки, увеличению количества компьютеров, обеспечению ОО скоростным доступом в интернет;
– меры, направленные на улучшение материально-технических условий;
– введение в штатное расписание ОО (дополнительных) ставок социального педагога, психолога;
– разработка и внедрение плана действий по поддержке ОО в сложный период;
– внедрение технологий эффективного управления, способствующего переводу ОО в эффективный режим работы, формирование человеческого и социального капитала ОО;
– повышение квалификации администрации ОО, функционирующей в условиях рисков снижения образовательных ресурсов;
– повышение квалификации педагогических работников ОО, функционирующих в условиях рисков снижения образовательных результатов.
Анализ эффективности принятых мер (отчетный документ):
Документ содержит результаты проведения мероприятий, сведения о динамике замеряемых показателями явлений и процессов, сведения о сроках проведения анализа эффективности мероприятий; итогом проведения анализа эффективности принятых мер является определение проблемы, которая лежит в основе обоснования новой цели при выстраивании нового управленческого цикла. Например:
На основании проведенных мониторингов оценки качества подготовки обучающихся в 2019-2021 годах были выявлены проблемы и приняты решения:
Проблема: Слабая подготовка обучающихся: пробелы в знаниях или навыках обучающихся.
Анализ эффективности принятых мер: По данным рекомендациям в адрес педагогов:
1.Скорректированы рабочие программы и оценочные материалы для проведения текущего контроля и учета успеваемости обучающихся, промежуточной аттестации с целью повторения и отработки проблемных зон основных содержательных линий.
2.Оптимизированы методы и приемы урочной и внеурочной деятельности.
3.Внедряются эффективные педагогические практики в образовательную систему ОО.
4.Используются на уроках задания, аналогичные заданиям в ВПР.
5.Организовано психолого-педагогическое сопровождение обучающихся или групп обучающихся с проблемами в обучении через формирование образовательных маршрутов ученика, индивидуальных планов или индивидуализации учебных планов внеурочной деятельности.