Анализ качества освоения дополнительных общеобразовательных предпрофессиональных программ
Доклад к педагогическому совету преп. Калинкиной О.А.
«Анализ качества освоения дополнительных общеобразовательных предпрофессиональных программ»
В последние несколько лет существенно меняются условия деятельности учреждений дополнительного образования. Новое законодательство, новые вызовы времени, изменения в жизни общества диктуют современной детской школе искусств и новые требования: она должна стать конкурентоспособной структурой и одновременно сохранить традиции отечественной системы дополнительного образования детей.
В мае 2011 года Государственной Думой России был принят Федеральный закон « О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» где были обозначены среди дополнительных предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств. В июне Закон №145 ФЗ был одобрен Советом Федерации и подписан Президентом России.
12 марта 2012 года Министерство культуры России утвердило Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства и хореографического творчества. Правительством РФ был разработан пакет нормативных документов, регулирующих деятельность учреждений этой сложной образовательной системы. Во всех этих документах красной нитью проходит мысль о том, что современное дополнительное образование создает условия для развития творческих и профессиональных интересов учащихся в самых разных областях культуры, науки и спорта. Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает учащимся в профессиональном самоопределении.
Внедрение федеральных государственных требований (ФГТ) связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дополнительного образования с целью обеспечения каждому ребенку равных стартовых возможностей, реализацию права ребенка на доступное, качественное образование.
Федеральные государственные требования являются документом, устанавливающим общие требования и нормы, обязательные для всех детских музыкальных школ. Данные нормы объединяют школы в единую систему, в которую должны вписаться и малые сельские школы и крупные школы мегаполисов.
Концепция развития дополнительного образования связана с понятием достижения современного качества образования, к которому предъявляются новые требования по уровню и качеству предоставляемых услуг и используемым технологиям. А это значит, что в современных условиях особые повышенные требования предъявляются к каждому преподавателю и не только в части образовательного ценза. Новые программы требуют наличия высокого уровня профессионализма, компетентности и мастерства. Несмотря на то, что требования разработаны с целью создания равных условий для получения предпрофессионального образования учащимися, те же требования предусматривают возможность использования различных учебных и методических материалов разными учебными заведениями. С одной стороны это очевидный плюс: школы сами выбирают, на каком материале строить обучение, что подразумевает дифференцированный подход и расширяет возможности реализации новых идей, применяемых в процессе обучения. С другой стороны, это делает очевидным тот факт, что образование, получаемое в разных школах, будет не одинаковым по качеству. Существенное отличие будет заключаться в содержании вариативной части. Преподаватели при разработке учебных планов, как правило, включают в вариативную часть те предметы, которые соответствуют направленности их школы. Следует заметить, что предпрофессиональные программы, не всегда могут быть реализованы в полной мере. Это связано с рядом проблем:
Высокую актуальность имеют проблемы конкурсного отбора, который задекларирован ФГТ, но в реальной действительности практически отсутствует, и сохранности контингента. Есть здесь и объективные причины, связанные с приоритетом основного образования для большинства родителей, есть и субъективные причины, связанные с конкурентоспособностью наших образовательных программ.
Чрезмерная избыточность требований к материально-техническим и информационно-методическим условиям реализации предпрофессиональных программ. Установлен минимальный перечень учебных аудиторий (и размеры их площади), специализированных кабинетов, их материально-технического обеспечения, а также комплектации школьных библиотеки, фонотеки, необходимых для реализации данных программ.
Педагогическое сообщество, уже имеющее негативный опыт многочисленных реформ, отнеслось к введению новых стандартов с недоверием. Поэтому с реализацией новых программ имеются определенные трудности в перестройке сознания, готовности педагогов к таким новшествам, преодолении сопротивления и поиске механизмов мотивации педагогических кадров. Еще одной проблемой является дефицит молодых квалифицированных преподавателей.
Требования предъявляются не только к педагогическим работникам, но и к ученику, и к родителям. В идеале каждый должен осознавать новый уровень ответственности за результат своей работы, за качество. Малый процент родителей имеют понятие о предпрофессиональном образовании, еще меньше нацелены на получение этого образования и профессиональную ориентацию своего ребенка. В сознании большинства родителей школа искусств - это, в первую очередь, место, где ребенок может получить художественное развитие и интересный досуг, где можно решить проблему занятости и свободного времени ребенка.
Сегодня серьезной проблемой при реализации ФГТ является педагогический кадровый ресурс, его профессиональный уровень, рациональность распределения этого ресурса между предпрофессиональными и общеразвивающими программами. Сегодня есть необходимость создавать на уровне края инновационные площадки с целью повышения методической, информационной грамотности, повышения уровня обучения по предметам, вооружения педагогов знаниями о методах работы с особыми категориями учащихся (одаренными детьми, детьми с ограниченными возможностями здоровья и т.д.), обмена и распространения передового опыта.
Необходимо заметить, что «предпрофессиональная» направленность вовсе не означает, что отныне все выпускники будут ориентированы на поступление в музыкальные колледжи и вузы. ФГТ не предполагают специальных условий для особых детей. Это обычные учебные планы, ориентированные на качественное обучение (причём, массовое). Но качество обучения должно быть таким, чтобы, при желании, каждый выпускник мог бы продолжить образование в сфере музыкального искусства на профессиональном уровне.
Давайте попробуем ответить себе на вопросы — что понимать под термином «качество», что имеем в виду мы — образовательные учреждения, реализующие дополнительные образовательные программы в области культуры и искусства. Качество — в широком смысле определяют как «соответствие требованиям, стандартам», «пригодность для использования», «способность удовлетворять заявленным или подразумеваемым потребностям». Качество является такой категорией, которая никогда не достигает своего идеального уровня. Оно всегда может быть только улучшено. И вот эта незавершенность процесса постоянно тревожит педагогов, которые в одном лице являются и производителями товара в условиях рыночных отношений.
Что мы имеем в виду под качеством образовательной и воспитательной деятельности? Прежде всего - хорошую теоретическую, практическую, а главное творческую подготовку пришедших к нам на обучение детей, особую опеку выявленных в общей массе одарённых детей, бережное отношение к ним.
Что нами движет при постановке задачи повышения качества образования? А всё просто — конкуренция с другими ОУ, обретение лояльности потребителей наших образовательных услуг, имеющих право выбора — вот здесь хорошо учат, прекрасно относятся к детям, педагоги профессионалы своего дела, дети показывают замечательные результаты обучения и т. д.
Высокое качество образования — это товар, который мы можем предложить потребителю.
Качественную услугу дополнительного образования характеризуют:
— доступность, своевременность, актуальность, точность предоставления услуги в соответствии с установленными требованиями её предоставления;
— расширение знаний учащихся учреждений дополнительного образования;
— развитие творческих способностей учащихся;
— самореализация и самовоспитание учащихся;
— создание условий для непрерывного дополнительного образования детей в соответствии с их интересами и потребностями;
— организация содержательного досуга и занятости учащихся;
— результаты участия учащихся в фестивалях, выставках, конкурсах различного уровня.
В период перехода детских музыкальных школ к новым аспектам деятельности с учетом ФГТ возникла необходимость и нового подхода к отбору детей для музыкального образования. Для осуществления ФГТ необходимо распределить приоритеты от количественного в пользу качественного отбора детей для начального предпрофессионального образования. Выявлять наиболее способных, мотивированных, детей, готовых к освоению новых программ. Так как правильный подход к отбору детей повышает результативность процесса обучения предпрофессиональной музыкальной подготовки.
По итогам работы за пятилетний период можно выделить ряд проблем, для решения которых необходима консолидация сил участников образовательного процесса (администрация, преподаватель, ученик, родитель): администрации необходимо следить по возможности за составлением удобного расписания; преподавателям не просто добросовестно вести свои уроки, но стараться организовать творческую и культурно-просветительскую работу с каждым учеником своего класса. Ведь согласно ФГТ концертная практика, конкурсно-фестивальная деятельность, воспитание заинтересованного, образованного слушателя - это обязательная составляющая образовательного процесса. Перед каждым родителем стоит обязанность обеспечивать условия, регулярность самостоятельной работы своего ребенка. Ученик - обязан упорно трудиться не только в классе, но и дома в соответствии с минимальными часами самостоятельной работы по каждому учебному предмету, прописанными в ФГТ. При этом задание домашнее должно вызывать интерес у учеников, оно не должно быть слишком объемным и трудным.
Реализация образовательных программ в ДШИ осложняется проблемой загруженности детей в общеобразовательной школе, в том числе, необходимостью посещать занятия в рамках внеурочной деятельности и дополнительного образования.
Требует особого решения и проблема материально-технического обеспечения учебного процесса. Реализация дополнительных предпрофессиональных программ в области музыкального искусства сопряжена с особым оснащением образовательного процесса, необходимостью его обеспечения специальным инструментарием. оборудованием и учебно-методическим обеспечением каждого учебного предмета.
Для всех школ искусств, которые работают по предпрофессиональным ОП очень важны следующие моменты:
— корректировка имеющихся и подготовка основных нормативных документов, локальных актов ОУ в соответствии с ФГТ, Законом «Об образовании в Российской Федерации»
— обеспечение переподготовки, мониторинг повышения квалификации кадров
— мониторинг — собственно предпрофессиональных общеобразовательных программ с участием специалистов
— мониторинг качества, результатов образования детей в сфере искусств.
Очень важно системно изучать мнение участников образовательного процесса — через анкетирование учащихся, их родителей (законных представителей), преподавателей ДШИ на предмет оценки деятельности ОУ, качества обучения.
Анализ проводится не ради анализа, а для выявления проблемных мест в образовании, внесения корректировок в стратегию и тактику образовательной деятельности, обязательного информирования участников образовательного процесса с использованием информационно — комуникационных технологий. Федеральные государственные требования определяют необходимость создания в ОУ оценочного Фонда для определения результатов обучения.
В стандарте оговариваются и система индикаторов качества бюджетной услуги — динамика изменений количества учащихся по сравнению с прошлым годом, процент выполнения учебного плана (на конец учебного года), средний балл качества знаний на конец учебного года, перевод учащихся на конец учебного года в следующий класс.
Подводя итоги можно сказать, что, не смотря на все проблемы, предпрофессиональные общеобразовательные программы направлены на формирование творческой атмосферы, умения мыслить креативно, нравственных качеств, способности воспринимать и оценивать прекрасное. Сам процесс творчества, как правило, это процесс безграничный, поэтому многое зависит от конкретного преподавателя и его способности найти подход к конкретному ученику, его умением пользоваться всеми новшествами, которые предоставляет нам жизнь.