Интегрированный урок на тему "Кредитоспособность заёмщика" с элементами деловой игры
Пояснительная записка к презентации
УДК 33.336.6
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК НА ТЕМУ «КРЕДИТОСПОСОБНОСТЬ ЗАЁМЩИКА» С ЭЛЕМЕНТАМИ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ
INTEGRATED LESSON ON "BORROWER'S CREDITWORTHINESS" WITH ELEMENTS OF A BUSINESS GAME
ПРИГОДИЧ НАТАЛЬЯ ВАСИЛЬЕВНА,
преподаватель 1 категории,
ГАПОУ АО «СТСИ»
PRIGODICH NATALIA VASILYEVNA,
teacher of the 1st category,
GAPOU JSC «STSI»
Предметом исследования является интегрированное занятие с элементами деловой игры по теме «Оценка кредитоспособности заемщика». Объектом исследования является сфера деятельности, связанная с оценкой кредитоспособности заемщика. Рассматриваются такие аспекты, как расчет финансовых показателей с элементами деловой игры. Занятие предполагает активное участие студентов в анализе финансовой отчетности различных компаний, что способствует формированию критического мышления и навыков оценки рисков. В данной статье рассматривается деловая игра, в ходе которой участники делятся на группы, каждая из которых выполняет роль кредитора или заемщика, что позволяет рассмотреть ситуацию с разных точек зрения. В ходе занятия учащиеся изучают различные факторы, влияющие на кредитоспособность, таких как финансовые коэффициенты, рыночные условия.
The subject of the study is an integrated lesson with elements of a business game on the topic "Assessment of the borrower's creditworthiness". The object of the study is the field of activity related to the assessment of the borrower's creditworthiness. Aspects such as calculating financial indicators with elements of a business game are considered. The lesson involves the active participation of students in the analysis of financial statements of various companies, which contributes to the formation of critical thinking and risk assessment skills. This article examines a business game in which participants are divided into groups, each of which performs the role of a lender or borrower, which allows us to consider the situation from different points of view. During the lesson, students study various factors that affect creditworthiness, such as financial ratios and market conditions.
Ключевые слова: бинарный урок, интегрированный урок, кредитоспособность, анализ деятельности.
Keywords: binary lesson, integrated lesson, creditworthiness, analysis activity.
Актуальность темы обусловлена тем, что интегрированные занятия становятся важным инструментом для формирования целостного восприятия знаний и развития критического мышления у учащихся. Они позволяют не только углубить понимание учебного материала, но и способствуют формированию навыков междисциплинарного анализа. В контексте современных требований к образовательным стандартам, интеграция различных предметных областей создает возможность для более гибкого и многогранного освоения знаний.
Такой подход стимулирует активное участие учащихся, подвигает их к сотрудничеству и совместному решению задач, что в свою очередь формирует коммуникативные и социальные навыки. Применение интегрированных форм обучения позволяет повысить мотивацию и интерес к учебному процессу, демонстрируя связь теоретических знаний с практическими задачами.
В итоге, возвращение к интегрированным занятиям не только отвечает вызовам времени, но и открывает новые горизонты для образовательного процесса, создавая условия для формирования всесторонне развитой личности, способной к самостоятельному поиску и критическому осмыслению информации.
Принципы интегрированного обучения не новы, однако в современной педагогике профессионального образования они реализуются в новом ракурсе, позволяя эффективно решать задачи формирования конкурентоспособного специалиста. Интегрированные занятия не только стимулируют мыслительную деятельность и мотивацию обучающихся, но и позволяют в обобщенном виде систематизировать полученные знания, транслировать их из одной предметной области в другую, помогают студентам увидеть изучаемые явления в их неразрывной взаимосвязи.
Интеграция разных дисциплин в учебном процессе способствует не только углубленному пониманию материала, но и формированию целостного мировоззрения у обучающихся. Такой подход позволяет студентам увидеть связь между теорией и практикой, что особенно важно для профессиональной подготовки. Например, современные технологии требуют от специалистов мультидисциплинарных знаний, поэтому комбинированное изучение таких предметов, как экономика, экология и социология, создает более гибкую и адаптивную базу для будущей карьеры.
Кроме того, интегрированные занятия способствуют развитию критического мышления и креативности, так как обучающиеся должны анализировать информацию из разных источников и находить нестандартные решения поставленных задач. В результате, углубленное изучение тем завершается не просто усвоением фактов, но и формированием широкого спектра навыков, которые легко адаптируются к изменяющимся требованиям рынка труда. Таким образом, интеграция дисциплин становится одним из ключевых факторов успешной профессиональной подготовки, гарантируя выпускникам конкурентоспособность и востребованность. Интегрированные занятия чрезвычайно важны и для совершенствования педагогического мастерства преподавателя. Возможность творческого сотрудничества с коллегами помогает педагогам не только обменяться опытом друг с другом, но и найти новые нестандартные подходы в реализации образовательных задач. Таким образом, интегрированные занятия отвечают вызовам современной педагогики профессионального образования и рекомендуются к внедрению в образовательный процесс.
В ГАПОУ АО «Северодвинский техникум социальной инфраструктуры» регулярно проводятся интегрированные занятия. Занятия проводятся в рамках реализации ОПОП по специальности «Экономика и бухгалтерский учет» и «Коммерция (по отраслям)». В рамках занятия объединены темы, изучаемые в дисциплинах «Основы анализа бухгалтерской отчетности» и МДК «Анализ финансово-хозяйственной деятельности». В качестве единого связующего звена выбрана тема «Оценка кредитоспособности заемщика – юридического лица», которая изучается в рамках общего практического занятия.
В условиях экономического кризиса возрастает значимость грамотной оценки кредитоспособности заемщика: не секрет, что с каждым годом растет количество невозвратов по кредитам, что плачевно сказывается и на деятельности банков, и на экономической ситуации в целом. Специалисты банка должны уметь применять существующие методики оценки кредитоспособности предприятий, в частности, расчет экономических коэффициентов и вероятности наступления банкротства [2, C. 245]. В условиях экономического кризиса возрастает значимость грамотной оценки кредитоспособности заемщика: не секрет, что с каждым годом растет количество невозвратов по кредитам, что плачевно сказывается и на деятельности банков, и на экономической ситуации в целом. Специалисты банка должны уметь применять существующие методики оценки кредитоспособности предприятий, в частности, расчет экономических коэффициентов и вероятности наступления банкротства. Важно учитывать как финансовые показатели, так и внешние факторы, такие как рыночные условия, изменения в законодательстве и макроэкономические тенденции.
Точно рассчитанные коэффициенты ликвидности, рентабельности и структуры капитала могут стать основой для надежного анализа. Сложные модели оценки, такие как Z-скор или Altman Z-score, позволяют предсказать вероятность банкротства на ранних стадиях. В условиях нестабильности финансовых рынков, умение прогнозировать риски становится залогом успешного управления кредитными портфелями. Поэтому актуальность развития аналитических навыков и инструментов становится все более очевидной для профессионалов в банковской сфере [1, C. 125]..
В ходе практического занятия «Оценка кредитоспособности заемщика – юридического лица» формируются как общие, так и профессиональные компетенции обучающихся. Главными задачами занятия является отработка профессиональных компетенций, а именно:
ПК 2.1. Оценивать кредитоспособность клиентов.
ПК 2.2. Осуществлять и оформлять выдачу кредитов.
ПК 2.5. Формировать и регулировать резервы на возможные потери по кредитам.
При организации интегрированного занятия используется коммуникативно-деятельная модель с применением методов деловой игры, практических действий, стимулирования и мотивации деятельности.
Цель занятия – ознакомление обучающихся с методами оценки кредитоспособности заемщиков – юридических лиц.
Задачи интегрированного занятия:
Сформировать навык консультирования клиентов по предлагаемым банковским продуктам.
Научить применять на практике методы оценки кредитоспособности заемщиков с использованием специализированного программного обеспечения.
Отработать формулировку заключения о возможности выдачи кредита [2, C. 340].
Методические материалы к занятию:
- бухгалтерский баланс;
- отчет о финансовых результатах деятельности предприятия;
- электронная таблица «Анализ кредитоспособности заёмщика».
Технические средства для проведения занятия:
- персональные компьютеры на каждого обучающегося, пакет программ Microsoft Excel, сеть Internet, программное обеспечение «Финансовый анализ онлайн», формулы, МУ по практическим занятиям.
Проведенное интегрированное занятие, представленное в данной статье, показало актуальность и эффективность подобной формы. И обучающиеся, и преподаватели отметили, что такое нестандартное занятие помогло значительно лучше усвоить учебный материал, по-новому взглянуть на уже знакомые темы, осознать их взаимообусловленность и значимость. Попробовав себя в роли представителей предприятий и кредитных специалистов, обучающиеся акцентировали внимание на будущей профессиональной деятельности, проявляя к ней устойчивый интерес.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Каджаева М.Р. Банковские операции. М.: Академия, 2023. 464 с.
Казакова Н.А. Финансовый анализ. Учебник и практикум. М.: Юрайт, 2015. 539 с.
Морозов А.В. Креативная педагогика и психология. М.: Академический Проект, 2024. 560 с.
Реан А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. СПб.: Питер, 2024. 432 с.
© Пригодич Н.В., 2025.