>

Интегрированный урок на тему "Кредитоспособность заёмщика" с элементами деловой игры

1
0
Материал опубликован 6 February

Пояснительная записка к презентации

УДК 33.336.6


ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК НА ТЕМУ «КРЕДИТОСПОСОБНОСТЬ ЗАЁМЩИКА» С ЭЛЕМЕНТАМИ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ


INTEGRATED LESSON ON "BORROWER'S CREDITWORTHINESS" WITH ELEMENTS OF A BUSINESS GAME


ПРИГОДИЧ НАТАЛЬЯ ВАСИЛЬЕВНА,

преподаватель 1 категории,

ГАПОУ АО «СТСИ»

PRIGODICH NATALIA VASILYEVNA,

teacher of the 1st category,

GAPOU JSC «STSI»


Предметом исследования является интегрированное занятие с элементами деловой игры по теме «Оценка кредитоспособности заемщика». Объектом исследования является сфера деятельности, связанная с оценкой кредитоспособности заемщика. Рассматриваются такие аспекты, как расчет финансовых показателей с элементами деловой игры. Занятие предполагает активное участие студентов в анализе финансовой отчетности различных компаний, что способствует формированию критического мышления и навыков оценки рисков. В данной статье рассматривается деловая игра, в ходе которой участники делятся на группы, каждая из которых выполняет роль кредитора или заемщика, что позволяет рассмотреть ситуацию с разных точек зрения. В ходе занятия учащиеся изучают различные факторы, влияющие на кредитоспособность, таких как финансовые коэффициенты, рыночные условия.


The subject of the study is an integrated lesson with elements of a business game on the topic "Assessment of the borrower's creditworthiness". The object of the study is the field of activity related to the assessment of the borrower's creditworthiness. Aspects such as calculating financial indicators with elements of a business game are considered. The lesson involves the active participation of students in the analysis of financial statements of various companies, which contributes to the formation of critical thinking and risk assessment skills. This article examines a business game in which participants are divided into groups, each of which performs the role of a lender or borrower, which allows us to consider the situation from different points of view. During the lesson, students study various factors that affect creditworthiness, such as financial ratios and market conditions.


Ключевые слова: бинарный урок, интегрированный урок, кредитоспособность, анализ деятельности.

Keywords: binary lesson, integrated lesson, creditworthiness, analysis activity.


Актуальность темы обусловлена тем, что интегрированные занятия становятся важным инструментом для формирования целостного восприятия знаний и развития критического мышления у учащихся. Они позволяют не только углубить понимание учебного материала, но и способствуют формированию навыков междисциплинарного анализа. В контексте современных требований к образовательным стандартам, интеграция различных предметных областей создает возможность для более гибкого и многогранного освоения знаний.

Такой подход стимулирует активное участие учащихся, подвигает их к сотрудничеству и совместному решению задач, что в свою очередь формирует коммуникативные и социальные навыки. Применение интегрированных форм обучения позволяет повысить мотивацию и интерес к учебному процессу, демонстрируя связь теоретических знаний с практическими задачами.

В итоге, возвращение к интегрированным занятиям не только отвечает вызовам времени, но и открывает новые горизонты для образовательного процесса, создавая условия для формирования всесторонне развитой личности, способной к самостоятельному поиску и критическому осмыслению информации.

Принципы интегрированного обучения не новы, однако в современной педагогике профессионального образования они реализуются в новом ракурсе, позволяя эффективно решать задачи формирования конкурентоспособного специалиста. Интегрированные занятия не только стимулируют мыслительную деятельность и мотивацию обучающихся, но и позволяют в обобщенном виде систематизировать полученные знания, транслировать их из одной предметной области в другую, помогают студентам увидеть изучаемые явления в их неразрывной взаимосвязи.

Интеграция разных дисциплин в учебном процессе способствует не только углубленному пониманию материала, но и формированию целостного мировоззрения у обучающихся. Такой подход позволяет студентам увидеть связь между теорией и практикой, что особенно важно для профессиональной подготовки. Например, современные технологии требуют от специалистов мультидисциплинарных знаний, поэтому комбинированное изучение таких предметов, как экономика, экология и социология, создает более гибкую и адаптивную базу для будущей карьеры.

Кроме того, интегрированные занятия способствуют развитию критического мышления и креативности, так как обучающиеся должны анализировать информацию из разных источников и находить нестандартные решения поставленных задач. В результате, углубленное изучение тем завершается не просто усвоением фактов, но и формированием широкого спектра навыков, которые легко адаптируются к изменяющимся требованиям рынка труда. Таким образом, интеграция дисциплин становится одним из ключевых факторов успешной профессиональной подготовки, гарантируя выпускникам конкурентоспособность и востребованность. Интегрированные занятия чрезвычайно важны и для совершенствования педагогического мастерства преподавателя. Возможность творческого сотрудничества с коллегами помогает педагогам не только обменяться опытом друг с другом, но и найти новые нестандартные подходы в реализации образовательных задач. Таким образом, интегрированные занятия отвечают вызовам современной педагогики профессионального образования и рекомендуются к внедрению в образовательный процесс.

В ГАПОУ АО «Северодвинский техникум социальной инфраструктуры» регулярно проводятся интегрированные занятия. Занятия проводятся в рамках реализации ОПОП по специальности «Экономика и бухгалтерский учет» и «Коммерция (по отраслям)». В рамках занятия объединены темы, изучаемые в дисциплинах «Основы анализа бухгалтерской отчетности» и МДК «Анализ финансово-хозяйственной деятельности». В качестве единого связующего звена выбрана тема «Оценка кредитоспособности заемщика – юридического лица», которая изучается в рамках общего практического занятия.

В условиях экономического кризиса возрастает значимость грамотной оценки кредитоспособности заемщика: не секрет, что с каждым годом растет количество невозвратов по кредитам, что плачевно сказывается и на деятельности банков, и на экономической ситуации в целом. Специалисты банка должны уметь применять существующие методики оценки кредитоспособности предприятий, в частности, расчет экономических коэффициентов и вероятности наступления банкротства [2, C. 245]. В условиях экономического кризиса возрастает значимость грамотной оценки кредитоспособности заемщика: не секрет, что с каждым годом растет количество невозвратов по кредитам, что плачевно сказывается и на деятельности банков, и на экономической ситуации в целом. Специалисты банка должны уметь применять существующие методики оценки кредитоспособности предприятий, в частности, расчет экономических коэффициентов и вероятности наступления банкротства. Важно учитывать как финансовые показатели, так и внешние факторы, такие как рыночные условия, изменения в законодательстве и макроэкономические тенденции.

Точно рассчитанные коэффициенты ликвидности, рентабельности и структуры капитала могут стать основой для надежного анализа. Сложные модели оценки, такие как Z-скор или Altman Z-score, позволяют предсказать вероятность банкротства на ранних стадиях. В условиях нестабильности финансовых рынков, умение прогнозировать риски становится залогом успешного управления кредитными портфелями. Поэтому актуальность развития аналитических навыков и инструментов становится все более очевидной для профессионалов в банковской сфере [1, C. 125]..

В ходе практического занятия «Оценка кредитоспособности заемщика – юридического лица» формируются как общие, так и профессиональные компетенции обучающихся. Главными задачами занятия является отработка профессиональных компетенций, а именно:

ПК 2.1. Оценивать кредитоспособность клиентов.

ПК 2.2. Осуществлять и оформлять выдачу кредитов.

ПК 2.5. Формировать и регулировать резервы на возможные потери по кредитам.

При организации интегрированного занятия используется коммуникативно-деятельная модель с применением методов деловой игры, практических действий, стимулирования и мотивации деятельности.

Цель занятия – ознакомление обучающихся с методами оценки кредитоспособности заемщиков – юридических лиц.

Задачи интегрированного занятия:

Сформировать навык консультирования клиентов по предлагаемым банковским продуктам.

Научить применять на практике методы оценки кредитоспособности заемщиков с использованием специализированного программного обеспечения.

Отработать формулировку заключения о возможности выдачи кредита [2, C. 340].

Методические материалы к занятию:

- бухгалтерский баланс;

- отчет о финансовых результатах деятельности предприятия;

- электронная таблица «Анализ кредитоспособности заёмщика».

Технические средства для проведения занятия:

- персональные компьютеры на каждого обучающегося, пакет программ Microsoft Excel, сеть Internet, программное обеспечение «Финансовый анализ онлайн», формулы, МУ по практическим занятиям.

Проведенное интегрированное занятие, представленное в данной статье, показало актуальность и эффективность подобной формы. И обучающиеся, и преподаватели отметили, что такое нестандартное занятие помогло значительно лучше усвоить учебный материал, по-новому взглянуть на уже знакомые темы, осознать их взаимообусловленность и значимость. Попробовав себя в роли представителей предприятий и кредитных специалистов, обучающиеся акцентировали внимание на будущей профессиональной деятельности, проявляя к ней устойчивый интерес.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Каджаева М.Р. Банковские операции. М.: Академия, 2023. 464 с.

Казакова Н.А. Финансовый анализ. Учебник и практикум. М.: Юрайт, 2015. 539 с.

Морозов А.В. Креативная педагогика и психология. М.: Академический Проект, 2024. 560 с.

Реан А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. СПб.: Питер, 2024. 432 с.


© Пригодич Н.В., 2025.

Предварительный просмотр презентации

Тема: Анализ кредитоспособности заемщика на примере предприятия ООО «Август» по методике ПАО «Сбербанк» Руководитель: Пригодич Наталья Васильевна

Актуальность обуславливается тем, что на определённых этапах производственного процесса почти все предприятия испытывают недостаток средств для осуществления тех или иных хозяйственных операций, тем самым возникает необходимость в привлечении средств извне. Цель работы: Применение методики анализа кредитоспособности заемщика. Задачи: 1)Рассмотреть теоретические аспекты анализа кредитоспособности заемщика; 2)Провести анализ кредитоспособности заемщика на примере фирмы ООО Август за период 2011-2013 гг. Объект : общественные отношения в сфере кредитования Предмет - методика анализа кредитоспособности заемщика

Кредитоспособность заемщика Кредитоспособность заемщика– это комплексная правовая и финансовая характеристика, представленная финансовыми и нефинансовыми показателями. Существует множество методик, определяющих кредитоспособность заёмщика. В данной работе рассмотрены две методики: методика Сбербанка России и методика США. Методика Сбербанка России, основана на использовании следующих оценочных показателей: -Расчет динамики и структуры активов и пассивов баланса; -Коэффициенты ликвидности; -Коэффициент наличия собственных средств; -Показатели оборачиваемости и рентабельности. Методика зарубежных стран, основана на расчете значений Альтмана, при котором рассчитываются следующие показатели: -Коэффициенты ликвидности; -Коэффициенты покрытия и привлечения; -расчет прибыли и нормы рентабельности.

Разбивка показателей на категории в зависимости от фактических значений по Методике Сбербанка России Коэффициенты 1 категория 2 категория 3 категория К1 – абсолютной ликвидности 0,1 и выше 0,05 – 0,1 менее 0,05 К2 – быстрой ликвидности 0,8 и выше 0,5 – 0,8 менее 0,5 К3 – текущей ликвидности 1,5 и выше 1,0 – 1,5 менее 1,0 К4 – показатель оборачиваемости кроме торговли и лизинговых предприятий 0,4 и выше 0,25 – 0,4 менее 0,25 для торговли и лизинговых компаний 0,25 и выше 0,15 – 0,25 менее 0,15 К5 – рентабельность продаж 0,10 и выше менее 0,10 нерентабельно К6 – рентабельность деятельности 0,06 и выше менее 0,06 нерентабельно

Структура актива баланса ООО «Август» за 2024 г.

СТРУКТУРА ПАССИВА БАЛАНСА ООО «АВГУСТ» ЗА 2024 Г.

Показатели финансовой устойчивости, ликвидности, рентабельности Показатели 2022 г. 2023 г. 2024 г. Абсолютное изменение 2024-2023 2023-2022 2024-2022 Коэффициенты, характеризующие общую финансовую устойчивость Коэффициент автономии 0,593 0,586 0,590 -0,007 0,003 -0,004 Коэффициент концентрации ЗК 0,406 0,413 0,410 0,007 -0,003 0,004 Коэффициент соотношения З/С 0,685 0,706 0,696 0,020 -0,010 0,010 Показатели финансовой устойчивости Коэффициент обеспеченности ЗиЗ 1,232 1,565 1,641 0,333 0,076 0,409 Коэффициент обеспеченности ОА 0,387 0,392 0,400 0,005 0,008 0,013 Коэффициент маневренности 0,433 0,455 0,465 0,021 0,010 0,031 Показатели ликвидности Коэффициент абсолютной ликвидности 0,385 0,381 0,403 -0,004 0,022 0,018 Коэффициент критической ликвидности 1,001 1,108 1,168 0,107 0,060 0,167 Коэффициент текущей ликвидности 1,632 1,645 1,668 0,012 0,023 0,035 Коэффициенты рентабельности Общая рентабельность 0,195 0,217 0,307 0,022 0,090 0,112

Расчет суммы баллов по методике Сбербанка России Показатель Фактическое значение Категория Вес показателя Расчет суммы баллов К1 –абсолютной ликвидности 0,403 1 0,05 0,02015 К2 – быстрой ликвидности 1,167 1 0,1 0,1167 К3 – текущей ликвидности 1,667 1 0,4 0,6668 К4 – показатель оборачиваемости 0,159 1 0,2 0,0318 К5 – рентабельность продаж 0,307 1 0,15 0,04605 К6 – рентабельность деятельности 0,195 1 0,1 0,0195 Итого х х 1 0,901

ФОРМУЛА РАСЧЕТА S= 0,05* Категория К1 + 0,10* Категория К2 + 0,40* Категория К3+ + 0,20* Категория К4 + 0,15* Категория К5 + 0,10*Категория К6 S=0,05*0,403*1+0,10*1,167*1+0,40*1,667*1+0,20*0,159*1+0,15*0,307*1+0,10*0,195*1=0,901 1класс: S = 1,25 и менее – кредитование не вызывает сомнений; 2класс: S находится в диапазоне от 1,25 до 2,35 – кредитование требует определенного подхода; 3класс: значение S больше 2,35 – повышенный уровень риска.

Расчет показателя Альтмана по методике зарубежных стран Коэффициент Нормативное значение 2022 г. 2023 г. 2024 г. К1 - Коэффициент ликвидности Не менее 1,5 1,001 1,108 1,168 К2 - Коэффициент покрытия Не менее 1 1,632 1,645 1,668 К3 - Коэффициент привлечения Не более 0,5 0,48 0,55 0,48 К4 - Доля прибыли в доходах Не менее 0,5 0,195 0,217 0,307 К5 - Норма прибыли в активах Не менее 0,3 0,015 0,019 0,049 Z (анализ Альтмана) 5,202 5,597 5,554

ФОРМУЛА РАСЧЕТА Z = 1,2*К1 + 1,4*К2 + 3,3*К3 + 0,6*К4 + 1*К5,Z =1,2*1,168+1,4*1,668+3,3*0,48+0,6*0,307+0,049=5,554 Z < 1,8 – вероятность банкротства очень высокая; 1,81 < Z < 2,7 – средняя; 2,71 < Z < 2,9 –банкротство возможно; Z > 2,9 – малая вероятность банкротства

Таким образом, проведя анализ кредитоспособности заемщика двумя методиками можно сделать вывод, что ООО «Август» по методике Сбербанка России в нашем случае составила 0,901, следовательно, данную организацию можно отнести к 1 классу заемщика. При расчете по зарубежной методике кредитование данной организации не вызывает сомнений. Таким образом, исходя из проведенного анализа, можно сделать вывод, что Банк заинтересован в работе с данным предприятием, так как оно имеет экономические предпосылки для возврата кредита и работает в сфере торговли, являющейся одним из наиболее привлекательных сегментов кредитования для банка. Обеспечение, предлагаемое ООО «Август», является достаточно надежным. Срок возврата кредита будет установлен, как и для всех предприятий торговли, до 24 месяцев.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.