Анализ методик развития связной речи дошкольников средствами наглядности
Анализ методик развития связной речи дошкольников средствами наглядности
Несмотря на многообразие традиционных приемов и методов работы, необходимо осуществлять поиск более новых и эффективных путей развития связной речи детей с ОНР. В качестве одного из таких методов можно использовать наглядность. Включение наглядности в процесс обучения позволяет более целенаправленно развивать экспрессивную речь детей, обогащать словарный запас, закреплять навыки словообразования, формировать различные конструкции предложений в речи, составлять рассказы, описывать различные предметы.
Чтобы эффективно устранить любое нарушение речи, необходим комплексный подход. Методика - это система методов и приемов. К каждому ребенку используют индивидуальный подход и выбирают соответствующую методику или группу методик [3].
В. П.Глухов в своей статье описывает занятие по обучению составления рассказа по картине «Река замерзла» (Из серии картин О.И. Соловьевой). Он предлагает два занятия, состоящие из нескольких частей. На первом занятии в организационной части подводят к теме картины «Зима», перечисляют характерные признаки, проводят прогулки. И только потом рассматривают саму картину, разбирают ее содержание и отвечают на вопросы, упражняются в составлении фраз из 2-3 слов. На втором занятии дети составляют сначала предложения, потом небольшие рассказы по образцу и самостоятельно. Затем переходят к рассказу по картине в целом. Последний этап предполагает анализ рассказов детей по магнитофонной записи совместно с логопедом, и придумывание названия картине.
В этой же статье В.П. Глухов предлагает еще одну методику развития связной речи по серии картинок «Тигр и зайчики» (по сюжету Н. Радлова). На первом занятии идет подготовка к восприятию наглядного содержания картинок, с помощью отгадывания загадок по теме. Потомдети разбирают содержание каждой из четырех картинок по очереди и размещают их в нужной последовательности. На втором занятии дошкольники составляют рассказ по вопросам педагога и придумывают продолжение к изображенному действию. На последнем этапе рассказ составляется по всей серии картинок и анализируется совместно с логопедом.
Для развития диалогической речи В.П. Глухов предлагает занятия по обучению детей пересказу (по сказке «Как коза избушку построила», в обработке М.А. Булатова). По этой методике разбор содержания происходит с помощью предметных картинок и карточек. На первом занятии активизируютлексический материал, разбирают содержание по вопросам. На втором дети самостоятельно пытаются пересказать сказку с опорой на картину. Последний этап предусматривает анализ допущенных ошибок с помощью магнитофонной записи[2].
Для развития монологической речи Н.А. Стародубова в пособии предлагает методику описания игрушек и натуральных предметов.Предмет воспринимается в настоящий момент, только в зависимости от возраста младшим дошкольникам объект описания вносят в группу заранее, а старшим непосредственно на само занятие. Предмет для лучшего описания должен быть с ярко выраженной индивидуальностью. Рассказу-описанию предшествует подготовительный этап, на котором используются дидактические игры: «Узнай, что изменилось?», «Что одинаковое и разное», упражнения на использование выразительных средств (подбор эпитетов, сравнений, синонимов). Само описание начинается с ответов на вопросы педагога, потом дети слушают рассказ-образец и составляют свой рассказ по плану. В конце обязательно следует оценка рассказа, которая дается каждому, несмотря на качество описания.
Также Н.А. Стародубова предлагает методику обучения описанию картин. Это тоже вид рассказа по восприятию, но он сложнее, так как восприятие сюжета идет только с помощью зрения. Занятия состоят из двух частей: рассматривание картины и ее составляющих, обучение описанию по картине. Приемы для описания: показ картины и краткая беседа с детьми, ответы на вопросы педагога, прослушивание образца описания картины, совместные действия, самостоятельное описание. Последний этап оценка рассказа-описания[5].
Ф.А Сохин в своей книге предлагает методику «рассказы детей из опыта». Это более сложный вид рассказа на темы окружающей жизни, например: «Как мы приготовили маме подарок», «Как мы ходили на речку». Перед составлением дети посещают то место или наблюдают за тем явлением, которому посвящен рассказ. Потом отвечают на вопросы педагога, слушают образец, составляют коллективный рассказ и анализируют его. Эта методика больше подходит для старших дошкольников[4].
Т.А. Ткаченко предлагает использовать схемы в составлении описательных рассказов. Если показать ребенку предмет и попросить описать его, это вызовет затруднение, дети не знают с чего начать и речь потеряет связность. В качестве вспомогательного средства для моделирования дошкольниками предлагаются графические планы – схемы, которые разрабатывались автором на практике с 1983 года. Схемы помогают ребенку строго следовать плану рассказа, они состоят из 6-8 пунктов. Они необходимы для выделения главных качеств объекта. Каждый признак представлен в виде символа, доступного для понимания дошкольника.
Также Т.А. Ткаченко предлагает методику пересказа рассказа с использованием опорных сигналов. Она заключается в том, что при прочтении рассказа, на доску последовательно выставляются соответствующие опорные сигналы.Затем дети встают в шеренгу и с помощью этих сигналов, по очереди говорят по одному предложению, если ребенок пропустил важный этап в цепи событий, он встает в конец шеренги. (Пересказ по цепочке параллельно мобилизует внимание и память детей)[6].
Т.Ю. Бардышева использует рассказы цепной структуры для развития связной речи. Для наглядного показа правил смысловой связи предложений в цепном типе текста она тоже использует предметно графические схемы. Но дети видят все картинки, находящиеся в одной рамочке, сразу. Стрелочками обозначается глагол действия, показывающий связь между предметами. Эти схемы помогают детям быстрее запоминать услышанный рассказ и пересказывать его[1].
Таким образом, проанализировав имеющиеся методики развития связной речи, мы пришли к выводу, что наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.
Библиографический список
1.Бардышева, Т.Ю. Связанные одной цепью. Логопедический материал. Рассказы цепной структуры. Для детей 5-7 лет [Текст]/ Т.Ю. Бардышева.- М.: Карапуз, 2003.-12с.
2.Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию // Дефектология. - 1994. - № 2.-С. 56-73.; То же [Электронный ресурс]-Режим доступа:http://pedlib.ru/Books/5/0015/5_0015-11.shtml#book_page_top ( 08.12.2018)
3. Новоторцева, Н.В. Логопедическое сопровождение детей дошкольного возраста: коррекционно-развивающая работа: учебное пособие [Текст] / Н. В. Новоторцева. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2017. – 139с.
4. Развитие речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателя дет. сада / под ред.: Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1979. - 223 с.; То же [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/1/0265/1_0265-1.shtml(08.04.2019)
5.Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений [Текст] /Н.А. Стародубова. -М.: Издательский центр «Академия», 2007.-256с.
6.Ткаченко, Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов [Текст] / Т.А. Ткаченко. – М., 2004. –16с.