Оздоровительные сеансы и обучающие игры для детей раннего возраста

1
0
Материал опубликован 25 February 2019 в группе

Ранний возраст – это самое удивительное время, время открытий, роста и быстрого развития малыша. В первые годы жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности.

Основные направления работы воспитателя, логопеда, родителя, няни в этот период: нормализация мышечного тонуса и моторики артикуляционного аппарата, мимики, выработка ритмичности дыхания и движений ребенка, активной речи, общения, вызов положительного эмоционального отношения ко всем происходящим в жизни малыша событиям, развитие зрительных, слуховых дифференцировок, тактильных ощущений. Предлагаю ряд оздоровительных сеансов, а также дидактических игр, направленных на развитие детей младшего возраста.

Оздоровительный сеанс № 1

Артикулярная гимнастика.

«Сытый хомячок» - надувать обе щеки, а потом поочередно сдувать.

«Голодный хомячок» - втягивать обе щеки одновременно.

«Щёлочка» - рот открыт, узкий направленный язык выдвинут вперед.

«Спрячь конфетку» - рот закрыт, направленным языком упереться то в одну щеку, то в другую.

Оздоровительные упражнения.

«Веселые ручки» - и. п. лежа на спине, поднимать руки поочередно, вместе через сторону и опускать вниз (4 раза).

«Резвые ножки» - и. п. лежа на спине, поднимать поочередно то одну ногу, то другую (4 раза).

«Жучки» - и. п. лежа, перекаты на правый - левый бок. (4 – 6 раз).

«Кошечка» - и. п. стоя на четвереньках, двигаться вперед и назад, наклоняясь вниз, сгибая локти.

Дыхательная гимнастика.

1. Глубокий вдох через нос, и медленный выдох через чуть приоткрытый рот.

2. Глубокий вдох носом, выдох маленькими толчками через нос.

3. Глубокий вдох ртом, выдох носом.

Ходьба по массажному коврику.

Оздоровительный сеанс № 2.

Артикулярная гимнастика.

«Лопаточка» - рот открытый, широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе.

«Горка» - рот открыт, кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

«Часики» - рот открыт, губы в улыбке, кончик языка, тянется попеременно к уголкам рта.

«Змейка» - рот широко открыт, узкий язык выдвинут вперед и убрать в глубь рта.

Оздоровительные упражнения.

«Солнышко» - и. п. лежа на спине приподнять голову, повороты головы влево, вправо (4 раза).

«Солнышко купается» - и. п. лежа на спине обхватить руками колени, перекатываться с боку на бок (4 раза).

«Солнечная зарядка» - и. п. лежа на спине руки вытянуты назад, поднимать одновременно руки и ноги вверх – вперед.

Дыхательная гимнастика.

1. Вдох через нос маленькими порциями, выдох ртом.

2. Вдох носом, резкий выдох на слог «па».

3. Вдох ртом, через узкую щель, выдох носом маленькими порциями.

Ходьба босиком по ребристой доске и массажной дорожке.

Игра - основной вид деятельности детейДидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них – обучающая, другая - игровая.

Предлагаю ознакомиться с дидактическими играми, которые я успешно применяю в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Данные игры направлены на усвоении сенсорных эталонов (цвета, формы, величины предметов), на различении эмоций человека, на развитие мелкой моторики, зрительно - двигательной координации.

Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия. Игра для ребёнка верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения. Заботливые родители и талантливые педагоги вполне могут самостоятельно изготовить такие умные игры для детей.

Игра : «Кнопки и замки»

Цель: Научить детей навыкам самообслуживания, развить ручную умелость, научить различать цвета, развивать тактильные ощущения

Оборудование: Плотный лист картона обшить тканью и на нем нашить замки

молнии в разных направлениях и различного цвета, размера (длинные, короткие, широкие и узкие, качества (железные или пластмассовые), а также кнопки разных цветов и размеров. Объяснить принципы работы с замками и кнопками попросить ребенка выполнить различные задания, найти замок синего, красного цвета, застегнуть – расстегнуть замок и т.д.

Игра «Разноцветные крышки.

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, цвет. Воспитание усидчивости и терпеливости в работе, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения,

Оборудование: коробка с крышками.

На столе ставится коробка с крышками, воспитатель предлагает ребенку опустить руки в «бассейн».

Задание 1. «Купание» рук в бассейне – опустить руки в «бассейн» по локоть, пошуршать крышками.

Задание 2. «Прятки».На дне «бассейна» воспитатель прячет маленькую игрушку или геометрическую фигуру. Ребенок должен опустить руки в «бассейн», найти и достать игрушку.

Задание 3. «Кто быстрее соберет». Крышки рассыпаны по ковру, воспитатель предлагает посоревноваться, кто быстрее соберет крышки определенного цвета.

Задание 4. Дайте малышу в руки одну крышку и попросите найти крышку такого же цвета. Обратите внимание ребенка на слова: такой же, не такой, одинаковый, разный.

Задание 5. Предложить ребенку выложить две дорожки из трех – четырех крышек разного цвета. Сравните, какая дорожка длиннее, какая короче.

Задание 6. Предложите ребенку нарисовать картинку, выложив крышки определенного цвета на нарисованные кружочки. Во время игры закрепить с детьми представление о цветах на карточке - картинке.

Игра : «Веселые прищепки».

Цель: закрепление знаний детей о цветовой гамме и оттенках цветов, развитие восприятия, внимания, мышления, смекалки, сообразительности, мелкой моторики рук.

Оборудование: картинка, цветные прищепки, цветные тарелочки от детской посуды.

Задание 1: «Сортировка»

Детям предлагается разделить все прищепки по цветам: красные, желтые, синие, зеленые и распределить их в тарелочки соответствующего цвета

Задание 2. «Разноцветный заборчик».. Предложить детям выложить заборчик, прикрепить прищепку на полоски бумаги, чередуя и называя цвета.

Задание 3. «Шаль с бахромой». Каждому ребенку взрослый дает по квадрату и на подносе маленькие и большие прищепки. Детям предлагается украсить «шаль» «бахромой», чередуя большие и маленькие прищепки.

Задание 4. «Дорисуй картинку».

Ребенку показать картинки с недостающими деталями (солнышко без лучиков, заяц без ушей и т.д.) и предложить с помощью прищепок дорисовать картинку.

Игра: «Крупенички».

Данные игры с крупами обязательно должны проходить под контролем взрослого!

Цель: развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность и воображение, аккуратность, усидчивость

Оборудование: емкости с крупой (фасоль, горох, гречка).

Задание 1. Ребенку предлагается переложить крупу из одной емкости в другую. Он может это делать как с помощью пальчиков, так и с помощью ложки.

Задание 2. Предложите ребенку выложить дорожки из крупы, сравните их по длине.

Задание 3. Из фасоли можно выложить различные рисунки – геометрические фигуры, домик, цветочек и т. д.

Задание 4. Смешайте крупу (горох, фасоль белую и красную) в коробочке и предложите ребенку разделить все по разным емкостям.

Задание 5. Массаж для рук. Высыпать разную крупу в тазик (коробочку) и предложить ребенку опустить в нее руки, сжимать и разжимать крупу в кулаках. Также можно спрятать на дно игрушку и попросить ребенка найти ее.

Задание 6. На дно тазика с крупой положить плоскую геометрическую фигуру и предложить ребенку нащупать ее пальцами и назвать.

Игра : «Рисуем пальчиками»

Цель: развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность и воображение, аккуратность, усидчивость

Оборудование: емкость с крупой манка или песком, коробка (из-под конфет или поднос, на дно которой приклеена картинка).

Задание 1. Предложить ребенку нарисовать пальчиком все, что он захочет

Задание 2. На дно коробочки можно положить любую картинку и предложить ребенку ее найти.

Задание 3. На крупу или песок положите две картинки в разные стороны, пусть ребенок нарисует дорожки от одной картинки к другой (проведи собачку в свой домик, угости зайчика морковкой и т.д.)

Задание 4. Рисование одновременно двумя указательными пальчиками левой и правой руки (елочку, снеговика)

Игра: «Конструктор»

Цель: Развивать у детей мышление, внимание, фантазию, восприятие устной и зрительной информации,учить обобщать и сравнивать предметы по величине, развивать мелкую моторику пальцев рук, формировать представления о геометрических фигурах, формах, закреплять умение классифицировать предметы по общим качествам(форме, величине, цвету) , развивать речь детей, умение делать простые выводы., закрепить и расширить пространственное представление.

Задание 1.«Собери красивые бусы» - желанию дети выбирают разные геометрические фигуры и раскладывают их в определённой последовательности собирая тем самым бусы.

Задание 2. «Выложи предмет» - ребенок выкладывает, например дом (геометрические фигуры выбирает сам ребенок, затем солнышко и т. д.

Задание 3.«Найди пару»«Найди такую же…» - учить подбирать геометрические фигуры разные по величине, форме, цвету, сравнивать и находить сходства, различия. Развивать наблюдательность.

Задание

4.«Что изменилось?» упражнять в правильном назывании геометрических фигур, развивать зрительную память.

Задание 5.«Подбери фигуру» - закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.

Задание 6.«Три квадрата» - научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», «самый большой»«самый маленький».

Задание 7.«Геометрическое лото» - учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой подбирать предметы по геометрическому образцу.

Задание 8.«Составь предмет» - упражнять в составлении силуэта предмета из отдельных частей (геометрических фигур) .

Игра « Разноцветные палочки».

Цель: Развитие пространственных представлений (верх, низ, лево – право), закрепление понятий о цвете, развитие мышления., воображения., мелкой моторики пальцев рук.

Оборудование: счетные палочки или палочки от мороженного, окрашенные с разные цвета, схемы картинок.

Задание 1. «Построй цветной заборчик».

Предложить ребенку выбрать заданный цвет и построить заборчик из 2 цветов.

Задание 2. «Построй из цветных палочек все , что хочешь.».

Задание 3. «Сделай так же». Предложить ребенку выложить фигуру, глядя на схему.

Задание 4. «Посмотри и построй».

Предложить ребенку внимательно рассмотреть схему и по памяти сложить такую фигуру. Для выполнения этого задания важно использовать простые схемы ( флажок, елочка, домик).

Игра «Бумажные фантазии»

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения. мышления, конструктивных навыков

Оборудование: листы цветной и гофрированной бумаги

Задание 1. Попросить ребенка порвать лист бумаги на узкие полоски, на мелкие квадратики.

Задание 2 .Попросить ребенка смять цветную или гофрированную бумагу, придумать образ, дополнить недостающими элементами (глазки. ножки и т.д.)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.