Анализ психологического сопровождения группы «трудных» подростков

2
0
Материал опубликован 11 August 2017 в группе
Педагог-психолог МКОУ Тогучинского района «Киикская средняя школа»

Новосибирской области Рагулина Любовь Давыдовна

АНАЛИЗ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

ГРУППЫ «ТРУДНЫХ» ПОДРОСТКОВ

2011 – 2012 УЧЕБНОГО ГОДА.

от 27 апреля 2012г.

В 2011-2012 учебном году группу «трудных» подростков составило 3 учащихся

п/п

ФИО учащегося

Класс,

программа

Обоснование

1

 

8

общеобраз

Эмоциональная неустойчивость

2

 

8

общеобраз

Эмоциональная неустойчивость

3

 

9

общеобраз

Эмоциональная неустойчивость

Дети относятся к следующей категории:

Категория

Критерии

Поведенческая

Характеризуются состоянием беспокойства, эмоциональной нестабильности, потребности в душевном контакте.

Имеют стойкие нарушения поведения.

Испытывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками, взрослыми.

Для работы с детьми данной категории определена основная цель:

создание психологического сопровождения подростков

Задачи сопровождения:

Проведение диагностического минимума для

- выявления причин трудностей в поведении, самочувствии, учебе, в школьных ситуациях,

- степени школьной мотивации, адаптации.

Организация мер и проведение мероприятий, направленных на психолого-педагогическую помощь ребенка по устранению, выявленных причин.

Согласно плану сопровождения в октябре 2011 году на основании диагностических методик

К. Томаса «Стили разрешения конфликтов»,

Тест А. Басса и А. Дарки в адаптации А. К. Осницкого – на особенности агрессивного поведения и их форм,

Методика диагностики межличностных отношений тест ЛИРИ,

Тест в модификации Л.П. Пономаренко «Какова ваша самооценка»

и полученных данных изучены трудности группы «трудных» подростков и составлены краткие психолого-педагогические характеристики детей.

Учащиеся характеризуются

склонностью к асоциальному поведению,

неадекватностью эмоциональных реакций,

высокой конфликтностью,

недостаточным уровнем развития личностной саморегуляции,

неорганизованностью поведения,

нервозностью, неустойчивостью, сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам

слабостью процесса планирования деятельности,

низким уровнем волевых качеств, самоконтроля,

неумением соотносить самооценку с реальными возможностями,

низкая работоспособность и темп деятельности (ФИО),

недостаточную самостоятельность и неготовность к реализации своих жизненных планов (ФИО),

слабой сформированностью произвольности психических процессов, важнейших учебных действий,

не желанием выполнять предъявляемые школой требования, указания учителя, тормозить агрессию,

раздражением – готовностью к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость),

выражением негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы).

низкий уровень учебно-познавательного мотива (ФИО),

недостаточным уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющих ученикам проявлять собранность, ответственность, самостоятельность, настойчивость, организованность и другие свойства, необходимые для успешного учения.

завышенной самооценкой,

проблемами общением со сверстниками и взрослыми,

что в целом влияет на умение конструктивно общаться, способность взаимодействовать с другими, эмоциональное состояние детей, успешность в учебной деятельности

Возможные причины трудностей (слабый самоконтроль действий, эмоциональная неустойчивость, недостаточность волевых усилий, низкая мотивация учебной деятельности):

возрастные психофизиологические новообразования (проявление самостоятельности, самовыражения, самоутверждения),

социально-педагогические условия развития (характер и стиль общения в семье, особенности речевого развития семьи, особенности стиля семейного воспитания),

особенности нервной системы (эмоциональная неустойчивость и слабый тип нервной системы),

недостаточная степень нравственной воспитанности, волевых качеств, произвольности функций,

недостаточная сформированность приемов учебной деятельности (ФИО).

Основным направлением работы с данной группой детей выбрано консультирование, которое позволяет не только выявить проблему, но и проанализировать выявленные трудности, а также решить конкретную проблему, провести коррекцию.

Формы психолого-педагогического сопровождения:

с детьми: коррекционные и развивающие занятия по программе, обучающие встречи, индивидуальные консультации, беседы,

с классными руководителями: совместно проведенные коррекционные занятия, классные мероприятия, индивидуально-групповые консультации с целью:

- создания эмоционально - положительного фона и атмосферы доверия в группе сверстников,

- принятия и понимания каждого ребенка в классе,

- сплочение коллектива,

- представления важности доверия в группе,

- привитие норм дисциплины,

- обучение правилам общения,

- умения извлекать уроки из конфликтных ситуаций;

с педагогами: выработка и выполнение рекомендаций по работе на уроках с данной группой детей:

- создание благоприятного психологического климата в классе,

- обучение учащихся навыкам общения,

- нравственное воспитание учащихся,

- воспитание сознательной дисциплины, культуры поведения,

- индивидуальная работа с трудными подростками с учетом личностных особенностей;

с родителями: индивидуальные беседы по

- оказанию помощи в воспитании детей,

- коррекции поведения,

- контролю собственных эмоций,

- приучение к нравственным формам поведения,

- позитивного восприятия себя и окружающих,

- конструктивного общения с другими,

- помочь эффективно реализовать «взрослость» ребенка,

- учиться строить с ним отношения на новых, партнерских началах.

I полугодие:

Выполнялась психологическая работа по авторской программе Попенковой И.М: «Коррекция и развитие коммуникативных компетенций подростков», составленная по результатам диагностики подростков на предмет необходимости в проведение коррекционно-развивающей работы в коммуникационной сфере, личностном росте (10 часов).

Основные принципы психолого-педагогической коррекции:

Принцип единства диагностики и коррекции, системности коррекционных, профилактических и развивающих задач, учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей.

Принцип комплексности методов психологического воздействия, опоры на разные уровни организации психических процессов.

Учёт эмоциональной сложности материала.

Особенности программы: коррекция и развитие коммуникативных компетенций подростка посредством воздействия на личностную сферу через познание себя, познания других и приобретения навыков работы над собой.

Форма работы: занятия с группой возрастной нормы.

Методы работы:

Диалоговые методы (беседа, эвристическая беседа, дискуссия).

Развивающие упражнения и обучающие игры.

Рефлексивные методы.

Программа состоит из двух логически связанных блоков:

1.Самопознание

- понимания ценности личности своей и другого,

- познания кто «Я» и как меня видят другие,

- степень сформированности навыков самоконтроля

2.Формирование и развитие коммуникативных компетенций:

- умения слушать/видеть/чувствовать,

- контролировать эмоции,

- умения выражать свои чувства,

- устанавливать контакт,

- выполнять правила общепринятых норм,

- умения быть толерантным, эмоционально спокойным,

- вести продуктивный диалог и

- эффективно выстраивать процесс общения,

- готовность к сотрудничеству.

II полугодие:

Наряду с коррекционными занятиями организованы совместно с группой сверстников обучающие встречи, нацеленные на

- тренировку гибкости поведения,

- закрепление позитивного опыта эмоционального самоконтроля,

- развитие адекватной самооценки,

- развитие коммуникативных навыков участников группы,

- закрепление представлений о бесконфликтном общении.

А также предложены индивидуальные консультации, направленные на

- формирование способности к позитивным изменениям негативных черт характера,

- оказание помощи в достижении позитивных жизненных целей,

- активизацию механизмов самопознания, самовыражения,

- повышение ответственности за свои поступки,

- профилактику асоциального поведения с основами правовых знаний,

- развитие способности к планированию поведения;

беседы о

- настроении пребывания в школе,

- ориентации на позитивные отношения между окружающими людьми,

- эмоциональном самочувствии при общении с одноклассниками,

- самокритика неадекватного поведения т.д.;

обсуждения

- нестандартных ситуаций,

- принятия мнения другого,

- выход из конфликтных обстоятельств

Ребятам предложены памятки:

«Способы развития адекватной самооценки»,

«Пути преодоления агрессивности»,

«Развитие навыков принятия и исполнения решения»,

«15 шагов развития уверенности в себе»,

«Простые правила общения»,

«Приемы развития саморегуляции»,

«Как добиться жизненного успеха»

Завершающий этап работы с данной группы детей при повторной диагностике, проведенный в апреле 2012 учебном году, позволил выявить некоторую положительную динамику по вопросам разрешения проблем.

1). ФИО ребенка

снизился уровень эмоциональной несдержанности,

потребность в самоутверждении посредством демонстративного поведения,

возрос показатель поведенческой регуляции,

позитивной социальной активности,

повысилась степень самоконтроля,

межличностного общения

2). ФИО ребенка повысился уровень

волевых качеств, самоконтроля,

самокритичности, адекватности самооценки,

конструктивного межличностного общения,

ответственного отношения к собственным поступкам

3). ФИО ребенка возрос уровень

произвольности деятельности, внимательного отношения к окружающим,

поведенческого самоконтроля, социальной активности,

способности к планированию своего поведения и прогнозу конфликтных ситуаций,

познавательных мотивов.

 

диаграмма 1
диаграмма 2
диаграмма 3

 

Таким образом, положительная динамика в изменении эмоционального состояния группы «трудных» подростков выразилась через принятие ответственности за собственное поведение, развитие рефлексии, адекватной самооценки, самоконтроля.

В дальнейшем активизировать в течение учебного года тесное сотрудничество с классными руководителями по

совместному взаимодействию работы с детьми по их проблемам,

сотрудничеству с родителями по вопросам адаптации детей, нравственной воспитанности, контроля школьной дисциплины,

консультированию с администрацией по возникшим трудностям.

27.04.2012.г. Психолог ________________/ Л.Д. Рагулина/

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации