Анализ
состояния и эффективности методической работы
в МОУ «Амвросиевская школа № 6»
Амвросиевского района ДНР в 2017-2018 учебном году
«Сформировать учителя - создателя, творца, вооружить его современной методической базой» - это и есть главная задача методической работы МОУ «Амвросиевская школа № 6» Амвросиевского района ДНР. Методическая работа школы осуществляется под девизом: «Школа не может стоять на одном уровне развития, она требует разнообразия педагогических методов во имя роста профессионального мастерства, профессиональной квалификации педагогов».
Новые задачи модернизации образования, определенные рядом нормативных документов, направленных на развитие образовательной отрасли должны соответствовать требованию времени и потребностям личности, способной реализовать себя в обществе, которое постоянно претерпевает изменения. Сегодняшний день доказывает, что тенденции политического, экономического, культурного развития общества требуют новых подходов к качеству знаний, умений, навыков и уровня развития учащихся. Поэтому развитие современного образования направлено на создание гармоничной целостной системы на каждом образовательном уровне, которая включала бы в себя взаимосогласованные методы, действия, компоненты, направленные на процесс обучения, развитие и воспитание молодежи. На современном этапе целью обучения стало, прежде всего, формирование жизненной компетентности учащихся, умение применять полученные знания на практике в своей профессиональной и общественно-политической деятельности. Мы стоим перед необходимостью создавать общество, которое учится и учит, которое дает ученикам возможность управлять собственным процессом получения знаний в стремлении к большей дисциплины, сплоченности и сложности. Мы должны сформировать поколение, которое «способно учиться на протяжении всей жизни». Именно такой, на наш взгляд, и есть концепция жизнетворчества, ведущие идеи которой положены в основу деятельности МОУ «Амвросиевская школа №6» Амвросиевского района ДНР. Задача нашего учебного заведения заключается в том, чтобы каждый ребенок понял и осмыслил свою жизнь, научилась самостоятельно решать как ежедневные жизненные задачи, так и сложные проблемы, то есть стал жизненно компетентной, жизнестойкой, жизнеспособной личностью. Только тогда он сможет изменить свою жизнь, бороться с бездуховностью, равнодушием, безответственностью, которые разрушают жизнь отдельно взятого человека и всего общества.
Следовательно, методическую работу можно представить как деятельность, с помощью которой педагогический коллектив имеет возможность привести систему своих образовательных услуг в соответствии с запросами общества. Таким образом, деятельностный подход в методической работе определяет одну из основных идей – распространение педагогического опыта, показателем которой являются высокие результаты качества образовательных услуг.
В основе научно-методической работы, которую необходимо внедрять, должна лежать исследовательская деятельность. Необходимость использования в практической деятельности исследовательские методы работы рассматривается как важнейшая черта учителя современной школы. Исследовательская работа понимается как основополагающий процесс профессионального саморазвития. Следовательно, главная цель системы научно – методической работы образовательного учреждения – исследовательское обучение, т.е. развитие у педагогов способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы профессиональной деятельности. Главное назначение методической работы школы - корректировка учебно-воспитательной работы для перспективного процесса обучения, его постоянного развития и самосовершенствования, оказание реальной адресной помощи учителям в развитии их профессионального мастерства.
В течение последних лет одной из задач для достижения стратегической цели работы школы стало создание системы обучения и воспитания, обеспечивающей развитие каждого школьника в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. В работе с обучающимися школа руководствуется Законом ДНР «Об образовании». Уставом школы; нормативными документами органов управления образованием; образовательными программами начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; учебным планом школы на 2017-2018 учебный год.
Деятельность педагогического коллектива школы нацелена на обеспечение по выполнению государственного образовательного стандарта, прав обучающихся на доступность, адаптивность образования через личностно ориентированный подход на основе дифференциации учебно-воспитательного процесса; повышение качества образования на основе применения педагогического мониторинга, современных педагогических и информационных технологий.
В 2017-2018 учебном году коллектив школы продолжал работать над методической темой «Вектор обновления деятельности школы в условиях внедрения инновационного потенциала как развитие компетентностей путем образовательных технологий». В заключительный год для подведения итогов этой темы перед педагогическим коллективом в 2017-2018 учебном году стояла следующая цель: обеспечение высокого качества образования, развитие основных компетентностей на основе информационно-коммуникативных технологий у обучающихся.
Эта цель предполагает решение следующих приоритетных задач:
Повышение качества образовательной деятельности школы за счет совершенствования организационной и управленческой деятельности;
Развитие благоприятной и мотивирующей на учебу атмосферы в школе, обучение обучающихся навыкам самоконтроля, самообразованию и формированию универсальных учебных действий;
Создание развивающей образовательной среды на основе внедрения современных образовательных технологий;
Расширение образовательного пространства для инновационной и научно-исследовательской деятельностей;
Повышение профессиональной компетентностей педагогов через систему непрерывного образования, активизация деятельности коллектива по реализации инновационных программ;
Работа с мотивированными обучающимися, развитие творческих способностей детей;
Совершенствование работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья всех участников образовательного процесса и привития навыков здорового образа жизни;
Подготовка обучающихся к успешной сдачи ГИА.
Для реализации поставленных задач в школе на начало учебного года имелась необходимая нормативно-правовая база, соответствующие локальные акты и положения. Поставленные перед коллективом задачи решались через совершенствование методики проведения уроков, индивидуальную и групповую работы со слабоуспевающими обучающимися и обучающимися, мотивированными на учебу, коррекцию знаний учащихся на основе диагностической деятельности учителя, развитие способностей и природных задатков учащихся, повышение мотивации к обучению у учащихся, а также ознакомление учителей с новой методической литературой. Для решения методической цели школы разработаны планы:
работы со слабоуспевающими учащимися (группа «риска»);
работы с одаренными учащимися;
подготовки к ГИА;
составлен учебный план, позволяющий заложить фундамент знаний по основным дисциплинам;
обновлена структура методической службы в школе;
проводилась работа по обеспечению сохранности здоровья и здорового образа жизни;
С целью четкой организации и совершенствования научно-методической работы, в школе была организована работа методического совета школы, которую возглавлял директор Н. В. Шибаева. В состав совета вошли: заместители по учебно-воспитательной и воспитательной работе – Ткаченко Н. М., Шаповалова В. В., Юсуфзянова И. В., Верченко И. В.; руководители кафедр научно - педагогической информации – Ляшко О. Г., Усенко Е. В., Граф Е. В., Колесник Л. В., Тимченко И. Б., Войтенко А. В., Савельева И. Л. Беркес Р. И., Леоненко Т. И.; учителя - методисты, старшие учителя.
Заседания методического совета проводились согласно плану. Были рассмотрены вопросы:
• об организации учебно-воспитательного процесса в 2017/2018 учебном году;
• о выполнении программ начального, базового и полного общего среднего образования;
• о состоянии внеклассной работы по предметам;
• об организации работы по охвату учащихся различными формами обучения (индивидуальная);
• о подготовке и участии в предметных олимпиадах, МАН;
• об аттестации учителей;
• проанализированы результаты работы педколлектива по повышению качества знаний;
• рассматривались результаты работы по изучению передового педагогического опыта аттестующихся учителей школы.
• обсуждался вопрос об организации и подготовке к проведению ГИА.
Научно - методическая проблема школы имеет диалектическая связь с проблемами кафедр научно - педагогической информации. Деятельность кафедр была направлена на совершенствование методической подготовки, профессионального мастерства учителя, совершенствования методики проведения урока. Работа кафедр научно - педагогической информации в 2017-2018 учебном году предусматривала:
- Диагностику затруднений учителей, классных руководителей и выбор форм повышения квалификации на основе анализа потребностей;
- Совершенствование педагогического мастерства;
- Разработку основных направлений и форм активизации познавательной, научно-практической деятельности учащихся (олимпиады, конкурсы),
- Изучение обобщения, внедрение лучшего перспективного опыта;
- Осуществление мониторинга эффективной деятельности членов кафедр;
К началу учебного года было предусмотрено два направления работы кафедр научно - педагогической информации - теоретический и практический. Теоретическая часть - продолжение внедрения инновационных технологий в учебный процесс, использование новейших технологий; обсуждения и осуществления контрольных срезов знаний. Практическая часть - открытые уроки, самообразование, творческие отчеты и тому подобное. Деятельность кафедр была многоплановой и разнообразной по содержанию, направлениями и формами.
Так на заседаниях кафедр научно - педагогической информации рассматривались вопросы по изучению и реализации основных положений нормативных и директивных документов об образовании; формы организации самостоятельной работы учащихся на уроках и вне школы; методы работы по ликвидации пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся; методики организации и проведения современного урока и воспитательного мероприятия; методы стимулирования учебной деятельности; механизмы взаимодействия всех участников образовательного процесса направленного на сохранение и укрепление здоровья учащихся и учителей; оптимальные методы и приемы осуществления мониторинговых исследований; работу с творчески одаренными детьми; создание условий для обеспечения санитарно-гигиенических норм, борьбы с перегрузкой школьников домашними заданиями и тому подобное. Наибольшее распространение получило рассмотрение нормативно-правовых документов по организации учебно-воспитательного процесса, актуальных проблем методики преподавания школьных дисциплин, изучение методических материалов, взаимопосещения открытых уроков и воспитательных мероприятий, практические занятия с учителями. Периодичность заседаний предметных кафедр планировалась и проводилась исходя из реальных потребностей и содержания методической работы (согласно плану). Заседание зафиксировано протоколами. Информация о решениях, руководителями кафедр доводилась до сведения методического совета школы. Таким образом, подчинение деятельности предметных кафедр общей программе развития школы помогает всему педагогическому коллективу повышать уровень учебного процесса. Это общее, но, безусловно, каждая кафедра научно - педагогической информации имеет свой собственный почерк и свои традиции.
Традиции школы: уважение личности ученика и учителя; создание условий для развития каждого ученика с учетом его индивидуальных способностей; организация непрерывного образования ученика;
признание любых позитивных изменений в процессе и результатах образовательной деятельности ученика;
использование передовых педагогических технологий в сочетании с эффективными традиционными методами обучения; сохранение и передача передового педагогического опыта.
В соответствии с методической темой школы: «Вектор обновления деятельности школы в условиях внедрения инновационного потенциала как развитие компетентностей путем образовательных технологий» были выбраны темы школьных кафедр научно - педагогической информации:
1. Гуманитарное направление: «Педагогическая мастерская». Кафедры научно - педагогической информации учителей гуманитарного цикла. Руководитель: Усенко Е. В. Проблема: «Внедрение инновационных методов и приемов преподавания предметов культурно - литературного цикла (с использованием ИКТ)».
1) кафедра русского языка и литературы. Руководитель: Граф Е. В. Проблема: «Применение информационно - коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы».
2) кафедра украинского языка и литературы. Руководитель: Колесник Л. В. Проблема: «Применение информационно - коммуникационных технологий на уроках украинского языка и литературы».
3) кафедра иностранного языка. Руководитель: Тимченко И. Б. Проблема: «Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся через использование современных педагогических технологий».
Учителей гуманитарного направления в первую очередь интересуют такие темы, как внедрение интерактивных технологий в процессе изучения, использования информационно-коммуникативных технологий, ведь обучение должно стать совместным творчеством учителя и ученика. Процессом, при котором оба заинтересованы в положительном результате, стремятся максимально проявить свой творческий потенциал и достичь надлежащего уровня знаний.
2. Физико-математическое направление: «Педагогический поиск». Кафедра научно - педагогической информации учителей физико-математического цикла. Руководитель: Ляшко О. Г. Проблема: «Использование современных методик в обучении, повышение качества образовательного процесса».
Современная жизнь требует активной творческой личности, сформировать которую можно лишь внедрением в педагогическую практику современных методов обучения и воспитания учащихся. Поэтому учителя физико-математического направления придерживаются норм преподавания предмета в соответствии с направлениями: общекультурного, прикладного, теоретического. В своей работе они внедряют различные формы и методы проведения уроков с целью углубления индивидуализации, дифференциации учебного процесса, развивают творчество учащихся на уроках и во внеурочное время. Учителя учат учеников самостоятельно и мотивировано организовывать свою познавательную деятельность, участвовать в проектной деятельности, в проведении учебно-поисковой работы, осуществлять поиск нужной информации, критически оценивать ее достоверность. В старших классах проводятся семинарские занятия, зачеты, методично разработаны тестовые задания, игровые задания для средних классов. Как следствие - ученики демонстрируют на уроках стабильные знания.
3. Общественно - естественное направление: «Лаборатория инноваций». Кафедра научно - педагогической информации учителей общественно - естественного цикла. Руководитель: Войтенко А. В. Проблема: «Повышение эффективности учебного процесса на основе внедрения инновационных технологий для максимальной самореализации каждого участника педагогического процесса». Работая по данной проблеме, методическое объединение ставило перед собой следующие задачи:
использование форм, методов, приемов развивающего обучения в педагогической деятельности;
совершенствование работы с учениками путем использования инновационных технологий;
осуществление преемственности в обучении детей начальной школы, средней и старшей звена.
Учебную деятельность учащихся учителя кафедры общественно - естественного направления организуют таким образом, чтобы она была средством их профессиональной ориентации и социализации. Именно поэтому чрезвычайно актуальным в работе является переход от репродуктивных методов обучения к исследовательским. Учителя пытаются увлечь учеников работой научно-исследовательского характера. Некоторые работы являются интегрированными с другими учебными дисциплинами. Итак, возросла активность учителей, их стремление к творчеству, учителя проявляют хорошие организаторские способности; используют разнообразные формы, приемы педагогической техники, интерактивные технологии, внедрение которых вызывают повышенный интерес у учащихся. Как следствие - увеличилось количество детей, которые принимают участие в мероприятиях школы, требующих определенного интеллектуального уровня.
4 Начальное обучение. «Методическая гостиная» учителей начальных классов и воспитателей ГПД. Кафедра научно - педагогической информации. Руководители: Савельева И. Л., Беркес Р. И. Проблема: «Использование инновационных технологий и формирования положительной мотивации к обучению в работе учителей начальных классов. Сотворчество учителя и ученика».
На заседаниях кафедры учителей начальных классов в 2017-2018 учебном году рассматривались нормативно-правовые документы по организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях, актуальные проблемы методики преподавания школьных дисциплин, информация о проведении учебных, внеклассных занятий. В период между заседаниями обсуждались, изучались и внедрялись в практику достижения психолого-педагогической науки, перспективного педагогического опыта. Педагоги изучали качество знаний, умений и навыков учащихся, уровень их воспитанности. Учителя младших классов вели постоянный методический поиск, направленный на утверждение личностного ориентированного общения с учащимися, развитие коммуникативной компетенции, стимулирование интереса к чтению. Формирование самостоятельной, творческой личности, творческих способностей, критического мышления, навыков аргументированного оценивания прочитанного, развитие речевых умений и навыков и т д.
К началу учебного года было набрано три первых класса. По заключению школьного психолога Филимоновой Т.В., на конец учебного года все первоклассники успешно адаптировались.
Таким образом, правильно организованная работа кафедр научно - педагогической информации дает возможность обеспечивать непрерывность педагогического образования, осуществлять прогноз относительно объемов и направлений профессиональной подготовки учителей. Формирует потребность и способность личности к самообучению, что является чрезвычайно актуальным на современном этапе развития общества. Предусматривает работу школы по формированию индивидуальной системы здорового образа жизни каждого ребенка. В качестве личностных результатов школьного образования выделяет формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности; ответственное отношение к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Главной задачей кафедр научно - педагогической информации являлось оказание помощи учителям в совершенствовании их педагогического мастерства. Каждая кафедра имела свой план работы, в соответствии с темой и целью методической работы школы.
Работа с одаренными детьми.
Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высокомотивированными детьми является крайне необходимой. Одаренные и талантливые молодые люди - это тот потенциал, который будет определять пути развития науки, духовной культуры, техники, экономики, повышать конкурентоспособность молодой республики. Мы четко осознали, что способность к творчеству является одним из важнейших условий для успешного самовыражения личности ее всесторонней самореализации и адаптации в современном мире. А потому главной целью деятельности педагогического коллектива является создание самых благоприятных условий для обеспечения высокого качества учебы и воспитания. Важную роль в работе с одаренными детьми играет своевременное их выявление. Диагностика одаренности помогает решить много заданий, дает возможность создать оптимальные условия для становления их развития. Изучение начинается с младших классов на основе наблюдений, общения с родителями, где учитель работает в тесном содружестве с психологом. Педагоги школы в этом учебном году результативно продолжили работу с одарёнными детьми, готовили их к участию конкурсах, олимпиадах, конференциях, форумах, МАНе, проводимых в районе, республике.
Постоянно создаются условия для проведения методической, научно-исследовательской работы: участие в работе методических объединений, предметных кафедр, участие в апробации образовательных программ, в работе районных и Республиканских творческих групп, как научных руководителей. Увеличилось число обучающихся, которые участвовали в мероприятиях, требующих определенного интеллектуального уровня. Уже третий год подряд школьники занимают призовые места в Республиканском конкурсе - защиты научно-исследовательских работ учащихся - членов Малой Академии Наук. В 2017-2018 учебном году ученик 11 класса Кесарь Андрей занял 2 место в 3 этапе: «Влияние угольной отрасли Донбасса на окружающую среду», биология, секция «Общая экология». Научный руководитель Войтенко А.В. Ученик 10-Б класса Цыцаркин Андрей. Отделение: технические науки; секция: Электроэнергетика. Возобновляемые источники энергии. Тема: «Перспективные способы получения энергии как совокупность использования возобновляемых источников энергии и энергосберегающих технологий» I этап (муниципальный). Диплом І степени, приказ №82 от 14.02.2018 УО администрации Амвросиевского района. ІІ этап (Республиканский) участник, (на ІІІ этап не прошёл т.к. не набрал нужного количества балов во ІІ этапе) Научный руководитель Ляшко О.Г.
Претенденты на медали подтвердили свою результативность: на золотую медаль – Бирюшов М., Володин И., Гаврисьо С., Епифанов Н., Кесарь А., Коваль А., Ивашко Е., Разводова А., Павленко Т., Сердюк А., Хаймахан Валерия, на серебряную медаль – Журавлев Б., Хаймахан В.
Все учителя школы были привлечены к работе в районных методических объединениях. В течение учебного года на базе ОШ № 6 (и других) регулярно проходили заседания районных школ педагогического мастерства: школы молодого учителя (руководитель Зайцева А. Ф.), школы передового педагогического опыта (руководитель Струкова В. Е.). Следует отметить работу руководителей, они проводили заседания в интересной творческой обстановке. Работа проходила в тесном сотрудничестве.
В 2017/2018 учебном году продолжила свою работу Школа наставничества, стажировку проходили следующие молодые учителя: Литвиченко Н. Э., Ищенко Д. Д., Куковинец М. Н., Марфутина М. С., Ковальчук А. Н. Учителя – наставники: Давыденко Т. Н., Лиманская И. В., Беркес Р. И., Витюгова Е. А., Зайцева А. Ф., в течение учебного года оказывали молодым учителям повседневную практическую помощь в работе:
• консультировали при составлении календарно - тематического планирования;
• оказывали помощь в работе со школьной документацией, в подготовке открытых уроков;
• поурочные планы;
• посещали уроки стажёров.
В соответствии с планом работы школы в течение учебного года были проведены тематические педсоветы.
На высоком методическом уровне в ноябре, декабре 2017 года на базе школы были проведены районные семинары: ПДС в режиме объединённого заседания творческой группы учителей начальных классов и школы молодого учителя. Тема: «Реализация принципа преемственности в воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста: гендерный аспект», учителей музыкального искусства, тема: «Метапредметное слияние жанров времени, национальных традиций народов Донбасса средствами музыкального искусства». Заседание педагогической студии: «Профессионалы - начинающим» предметной кафедры научно-педагогической информации учителей физико-математического цикла.
Особенно хочется отметить работу учителя истории Тур Л. И., которая уделяет огромное внимание, в том числе, и внеурочной деятельности, успешно применяя в своей работе элементы музейной педагогики. Она много лет руководит школьной группой «Поиск», члены которой проводят большую и результативную работу по воссозданию истории нашего края. По инициативе обучающихся – членов группы «Поиск» на базе школы создан исторический музей, в котором регулярно проходят экскурсии и музейные уроки. Школьный музей занял 1 место в Республиканском смотре-конкурсе музеев при общеобразовательных организациях всех форм собственности (диплом МОН ДНР от18.05.2018).
На высоком уровне проводит работу по военно-патриотическому воспитанию учитель НВП Б. И. Матвиенко. Цель его педагогической деятельности – повышение знаний по начальной подготовке среди допризывной молодёжи, популяризация военно-прикладных видов спорта и норм комплекса «ГТО ДНР», военно-патриотическое воспитание молодёжи, подготовка молодёжи допризывного возраста к защите своей Родины. Очень популярен среди обучающихся различных возрастных категорий и стабильно показывает высокие результаты кружок НВП. Об этом свидетельствует огромное количество грамот, дипломов, благодарностей полученных его учениками и воспитанниками.
Под руководством руководителей кафедр научно - педагогической информации и учителей школы проведены предметные недели по базовым дисциплинам согласно утвержденному графику. Проведены I и II этапы олимпиад школьников по образовательным дисциплинам.
Важным направлением методической работы является постоянное совершенствование педагогического мастерства учительских кадров через курсовую систему повышения квалификации. Так, в этом учебном году прошли или еще проходят курсовую переподготовку в г. Донецк при ГОУ ДПО «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования» учителя:
- Шаповалова В.В. Современные инновационные подходы к управлению общеобразовательной организацией (интегрированные) Для заместителей директоров общеобразовательных организаций с предметной подготовкой (2 предмета).
- Савченко В.В. Совершенствование профессиональной компетентности воспитателя ГПД - путь к повышению результативности образования.
- Сойникова В.П. Системно-деятельностный подход в обучении на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ГОС.
- Марфутина М.С. Стратегия педагогического проектирования и конструирования в практической деятельности учителя начальной школы в условиях реализации ГОС НОО.
- Олейникова О.С. Реализация Государственных образовательных стандартов в преподавании предмета «Физическая культура».
- Московец О.А. Актуальные проблемы в области физического развития и воспитания обучающихся (интегрированные).
- Кириленко И.Д. Актуальные вопросы преподавания физики и астрономии в контексте новых образовательных стандартов.
- Стельмах Ю.Э. Организация самообразовательной деятельности обучающегося.
- Свинарчук С.Н. Управление качеством технологического обучения в условиях реализации новых образовательных стандартов (интегрированные).
- Самарская Т.А. Педагогические технологии образовательной деятельности обучающихся в условиях инклюзии.Педагоги школы являются активными участниками вебинаров, имеют подтверждающие сертификаты.
Аттестация педагогов стала формой профессионально-личностного совершенствования, стимулом для творческой инициативы, поиска современных технологий повышения результативности педагогической деятельности. В конечном итоге, аттестация профессиональной деятельности педагогических работников влияет на качество учебно-воспитательного процесса, на его результативность, обеспечивает осуществление инновационных процессов и ведет к саморазвитию управляющей системы развивающегося учреждения. Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
• Работа на кафедрах научно - педагогической информации;
• Исследовательская деятельность;
• Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
• Различные формы педагогической поддержки;
• Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;
• Трансляция собственного педагогического опыта;
• Изучение и внедрение новых программ;
• Использование ИКТ и др.
Ни один из применяемых способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. В коллективе созданы условия, в которых педагог самостоятельно осознаёт необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств.
Сегодняшняя школа насыщена различным технологическим оборудованием, а наши ученики, живущие в мультимедийном мире, ожидают ярких впечатлений от уроков в классе. Учителя используют новые технологические возможности – компьютеры, проекторы, электронные доски – для расширения рамок своих педагогических приемов, изменения характера взаимодействия с учениками, повышения их активности и мотивированности.
Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. Педагоги вовлечены в творческий процесс, что способствует развитию их профессионализма. Большое внимание уделяется обобщению опыта работы в течение учебного года по методической теме, которая выбирается педагогом в рамках методической темы и соответствует интересам учителя и новым веяниям времени.
Учителя школы повышали свой профессиональный уровень, путём самообразования, работая над своими методическими проблемами. Велась определённая работа по пополнению портфолио.
В начале учебного года был составлен график проведения открытых уроков и внеклассных мероприятий учителями школы. Аттестующимися педагогами с целью обмена опытом, повышения методической компетентности, были подготовлены и проведены открытые уроки для коллег. Уроки были нетрадиционными, динамичными, с использованием разнообразных форм работы, компьютерных технологий, музыкального сопровождения. Все учителя-предметники использовали в своей работе элементы инновационных технологий. Представленный опыт педагогов различного профиля показал стремление учителей к поиску, освоению, использованию и закреплению в деятельности наиболее оптимальных и эффективных педагогических технологий, приёмов и форм работы. Основное внимание при анализе уроков уделялось выполнению требований к организации и проведению личностно ориентированного урока, использованию системно - деятельностного подхода. Основные задачи аттестации в 2017-2018 учебном году, перспективного и годового планов аттестации и повышения квалификации выполнены. Аттестацию успешно прошли 13 педагогов. Очередная аттестация 12, из них: квалификационная категория «специалист высшей категории» - 8 (62%) (Шибаева Н.В., Струкова В.Э., Зайцева А.Ф., Ляшко О.Г., Кесарь Н.Э, Усенко Е.В., Кириленко И.Д., Мирошниченко Н.В.); квалификационная категория «специалист первой категории» - 3 (23%) ( Гусейникова О.А., Игнатенко Л.В., Певчая В.В., Сойникова В.П.); квалификационная категория «специалист второй категории» - 1 (7,5%) (Марфутина М.С.). Внеочередная аттестация: педагог – организатор Сойникова В.П., квалификационная категория «специалист первой категории» 1(7,5%). Присвоено звание «учитель-методист»: 1(8%) впервые (Шибаева Н.В.) и 2 (15%)повторно (Струкова В.Э, Зайцева А.Ф.). Присвоено звание «старший учитель»: 2 (15%) впервые (Кириленко И.Д., Кесарь Н.Э.) и 2 (15%) повторно (Ляшко О.Г., Усенко Е.В.). Всего звания – 7(53%)
Аттестовавшиеся педагоги на высоком методическом уровне провели открытые уроки:
1. Семинар-практикум учителей начальных классов , 22.11.2017 Урок-презентация по математике с элементами гендерного воспитания « Что узнали? Чему научились?» Струкова В.Э. Урок обучения грамоте с элементами гендерного воспитания «Моя семья» Зайцева А.Ф.
2. Открытый урок математики «Умножение на 0. Умножение на 1» Марфутина М.С.
3. Муниципальная педагогическая студия «Профессионалы - начинающим» (муниципальный уровень), 13.12.2017
3.1. Урок-проблема «Увидеть многое в малом». Строение газообразных жидких и твердых тел в свете молекулярно-кинетической теории» Ляшко О.Г.
3.2. Интегрированный урок по физике и информатике «Алгоритм строения атома» Кириленко И.Д., Овчаренко М.В.
4. Открытое воспитательное мероприятие «Огонь – друг или враг» Игнатенко Л.В.
5. Интегрированный открытый урок “Виртуальный телемост: СССР – Великобритания – Донбасс «Кто сказал, что у женщины хрупкие плечи…» Усенко Е.В., Свирюкова И.В., Тимченко И.Б. 06.02.2018
6. Урок креативного типа – условно-ролевая игра «Поэтическое кафе» по теме: «Сколько тайн и имён, в этот век я влюблён…» Поэзия Серебряного века. Шибаева Н.В. (муниципальный уровень) 07.02.2018
7. Литературно-музыкальная гостиная «Я не только пишу о Донбассе, Я Донбассом живу и дышу…» Гусейникова О.А., Черная Г.Л., Данильченко С.А. 09.02.2018
7.. Муниципальный мастер-класс «Эффективное применение инновационных технологий, методов и приемов в методике преподавания английского языка» 08.02.2018
8.1. Будь среди тех, чье присутствие помогает тебе развивать совершенные качества». Падмасамбхава Добро пожаловать! Мы рады видеть Вас! Шибаева Н.В.
8.2.«Уча других, мы учимся сами...» Л. Сенека. Цели и задачи мастер-класса. Социально-педагогические понятия в образовании. Борисова А.А.
8.3. «Деяние есть живое единство теории и практики». Аристотель Технология проведения мастер-класса. Шаповалова В.В.
8.4. Мастер-класс на тему «Использование здоровьесберегающих технологий в игровом формате на начальном этапе обучения английскому языку». Мирошниченко Н.В.
8.5 Мастер-класс «Технологии проведения речевой зарядки с использованием аутентичных материалов на старшем этапе обучения английскому языку» Кесарь Н.Э.
8.6.Мастер – класс ««Использование элементов технологии «Дебаты» на уроках английского языка как один из способов формирования и развития коммуникативной компетенции школьников» Тимченко И.Б.
9. Урок-обобщение деятельностного направления «Мой рабочий день» Мирошниченко Н.В.
Педагоги школы являются активными участниками вебинаров, имеют подтверждающие сертификаты.
Многие учителя размещают свои материалы на школьном сайте, в электронных средствах массовых информаций, распространяя свой опыт работы.
Педагогические работники школы в 2017-2018 учебном году приняли активное участие в мероприятиях различного уровня: Республиканского, Всероссийского, Международного.
В Республиканском конкурсе методических разработок «Методический шедевр» приняли участие Тур Л. И., Свирюкова И. В., Ткаченко Н. М., Войтенко А. В.. Согласно приказу управления образования администрации Амвросиевского района № 390 от 27.10.2017, дипломами I степени награждены Тур Л. И., Ткаченко Н. М., Войтенко А. В., дипломом II степени – Свирюкова И. В.. Мастер-класс: «Сотворчество учителя и ученика во взаимодействии на современном уроке» Витюгова Е.А., - диплом 2 степени, Зайцева А.Ф - сертификат лауреата, Струкова В.Э - сертификат лаурета, Юсуфзянова И.В. - диплом 1 степени, Шарафаненко А.А - сертификат лауреата, Марфутина М.С. - сертификат лауреата.
Кириленко И. Д. является лауреатом муниципального этапа Открытого Республиканского конкурса профессионального мастерства педагогов «45 минут славы – 2017». Стали участниками Международной научно-практической интернет-конференции «Инновационный потенциал непрерывной образовательной системы Л. Г. Петерсон; сохраняя прошлое, создаём будущее. (Ляшко О. Г.) Всероссийской педагогической онлайн – конференции «Образовательные технологии в образовательной школе» (Овчаренко М. В.).
Свинарчук С. Н., Кириленко И. Д. приняли участие в работе Республиканского инструктивно-методического семинара в рамках «Августовских педагогических студий» по темам: «Формирование жизненных компетентностей обучающихся на уроках трудового обучения», «Творчество в педагогической деятельности как фактор повышения качества естественно - научного образования».
В районном этапе Республиканского смотра-конкурса художественной самодеятельности детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья «Поверь в себя!», проходившего на базе УДО «Амвросиевский дом творчества детей и юношества» с 25.09. 2017 – 06.10.2017 приняли участие воспитанники Данильченко С. А. Согласно выдержке из приказа №379 от 19.10.2017 года: «I место: - Ворушило Арина, 11 лет, МОУ «Амвросиевсая школа №6» Амвросиевского района ДНР, номинация Солисты инструменталисты, название работы «Концертный этюд», руководитель: Данильченко С. А.; - Дьяченко Дарья, 11 лет, МОУ «Амвросиевская школа №6» Амвросиевского района ДНР, номинация Солисты инструменталисты, название работы «Педальная прелюдия», руководитель: Данильченко С. А.». 15.11.2017 года с участием Данильченко С. А. проведен Первый фестиваль «Донбасс многонациональный».
Пропаганда собственного опыта осуществлялась посредством презентаций результатов деятельности на заседаниях кафедры, методических объединений, трансляции через различные профессиональные издания, сайты, блоги. Многие педагоги награждены грамотами проектов «Мультиурок» и «Инфоурок» за творческий поиск и инициативу, за активное применение в работе современных информационных технологий, за предоставление обобщенного педагогического опыта на всероссийском уровне.
Таким образом, работа по обобщению и распространению актуального педагогического опыта в школе ведется целенаправленно и системно, растет активность педагогов в участии в мероприятиях различного уровня. Увеличивается количество педагогов школы, распространяющих свой опыт посредством публикаций в электронных СМИ.
Работа практического психолога.
В течение учебного года практическим психологом школы Филимоновой Т.В. велась работа с целью:
• содействие администрации и педагогическому коллективу школы в создании социальной ситуации развития личности ребенка, соответствующей индивидуальности;
• оказание психологической помощи ребенку, родителям, учителям в определении своих возможностей и в решении проблем.
• работа психолога организовывалась по следующим направлениям:
• диагностическая работа
• коррекционная работа
• консультативно-просветительская работа.
Диагностическая работа проводилась в соответствии с годовым планом, а также с запросами педагогов, учащихся и родителей.
В течение учебного года были проведены групповые исследования в следующих классах:
• в первом классе с целью выявления адаптации к школе;
• в пятом классе с целью выявления особенностей адаптации к новым условиям;
• в девятых, одиннадцатых классах с целью изучения профессиональных склонностей и уточнения профессионального выбора.
Для изучения уровня тревожности провела тестирование. По итогам всех тестирований были проведены индивидуальные беседы, консультации с учащимися и классным руководителем.
С целью осуществления коррекционной работы в первом и девятом классах были проведены психологические занятия.
С целью совершенствования педагогического мастерства для молодых учителей был проведён тренинг.
Консультативно-просветительская работа была направлена на удовлетворение индивидуальных запросов родителей, педагогов и учащихся. Подготовила выступления для родителей по темам: «Адаптация первоклассников», «Адаптация пятиклассников».
Общие выводы.
Анализ итогов методической работы школы позволяет сделать выводы, что работа над реализацией научно-методической программы развития в целом была успешной, хотя есть ряд вопросов, требующих внимания и решения. Коллектив школы творчески работал над модернизацией научно-методической работы, ее совершенствованием на инновационной основе. Внедрение нетрадиционных форм методической работы (нестандартных уроков, педагогических советов, круглых столов, семинаров) дало возможность творчески работающим педагогам продемонстрировать найденные ими методические приемы, проводить различные методические поиски при решении проблем обучения и воспитания творческой личности ребенка, а именно:
Осуществляется переход от управления людьми к управлению процессом изменений, который предусматривает повышение уровня квалификации педагогического персонала школы:
Применяются современные методики, моделируется образовательная среда школы, обеспечивает широкий спектр возможностей для эффективного личностного саморазвития каждого ученика, способствует созданию атмосферы творчества и эмоционального комфорта.
Проводится внутренний школьный мониторинг качества работы школы на основе ежегодного комплексного анализа ее функционирования и динамики развития. Создание и успешная апробация системы отслеживания результативности работы позволяет учителям и ученикам школы реализовать идею - соревноваться не друг с другом, а сам с собой.
Изучается личность каждого школьника, осуществляется мониторинг его развития, позволяет превратить обычный учебный процесс на исследовательскую научно обоснованную деятельность, которая позволяет ученику реализовать свои способности.
Создается система психолого-педагогической поддержки учащихся, которая способствует их личностному росту, развитию жизненной компетентности.
Создается и накапливается банк различных дидактических материалов, интересных идей, методических находок.
Разрабатываются активные формы проведения занятий (проблемных уроков, дискуссий, ролевых или деловых игр).
Вместе с тем проверкой обнаружен и ряд недостатков в методической работе школы:
1. Каждая кафедра научно - педагогической информации автономно в своей работе и фактически почти не связана с работой других кафедр.
2. Недостаточна инновационная работа.
3. Недостаточна роль руководителей всех кафедр научно - педагогической информации по организации целенаправленной работы по следующим направлениям:
• по преемственности в обучении учащихся при их переходе из начальной ступени в основную;
• со слабоуспевающими учащимися,
• проведения предметных недель по всем учебным дисциплинам.
Рекомендации:
направить деятельность педагогического коллектива на дальнейшее изучение и внедрение системно-деятельностного подхода в обучении;
в работе кафедр научно - педагогической информации по повышению профессионального мастерства обратить внимание на следующие умения: применение новых педагогических технологий и их элементов;
рекомендовать учителям разрабатывать учебные, дидактические материалы;
активизировать работу с одаренными детьми;
продолжить мониторинг результативности образовательного процесса;
Задачи на 2018-2019 учебный год:
Продолжить работу по совершенствованию педагогического мастерства учителей, развитие мотивации деятельности педагогического коллектива.
Создать условия для функционирования и развития целостной образовательной системы школы.
Изучать и внедрять в практику новые педагогические технологии.
Продолжить работу по эффективному использованию современных информационно-коммуникационных технологий.
Провести в 2018 – 2019 учебном году ряд мастер - классов, методических дней по теме «Урок в основной школе».
Продолжить работу над проектами инновационного характера.
Рациональное сочетание коллективной мудрости и индивидуального творчества позволило найти индивидуальные пути к вершинам педагогического мастерства в условиях здорового психологического микроклимата в коллективе, основанного на взаимоуважении, умении радоваться за успехи другого и приветствовать то, что отличает каждого из остальных, - самобытную, творческую индивидуальность.
Следовательно, организация методической работы нашей школы направлена на создание нового содержания и форм обучения, на реализацию личностно ориентированного подхода в учебно - воспитательном процессе, на обеспечение интеллектуально - творческого развития учащихся. В. А. Сухомлинский считал, что учитель должен постоянно работать над собой и останавливаться на достигнутом он не имеет никакого права, потому что если не будет движения вперед, то неизбежно отставание. Навыки и умения учителя, какими бы совершенными они ни были, не могут оставаться на том же уровне иначе превратятся в ремесленничество, а их прямое и высокое предназначение - быть средством решения творческих интеллектуальных задач.
Зам директора по УВР Юуфзянова И. В.