Анализ методической работы
методического объединения учителей классов
для детей с глубокой умственной отсталостью
за 2018-2019 учебный год
На начало 2018-2019 учебного года в методическое объединение учителей классов для детей с глубокой умственной отсталостью (МО учителей классов ГУО) входило семь педагогов, в т.ч. вновь прибывший молодой специалист У. А.О.
В течение учебного года данный состав менялся:
* выбыли: М Д.Р. (увольнение 14.09.2018г.);
* прибыли: А А.В. (принята по срочному трудовому договору, с 09.01.2019г. по 31.05.2019г.)
Таким образом, на конец учебного года в составе методического объединения 9 человек.
Количественный анализ состава методического объединения
(на конец учебного года)
|
2015-2016 |
2016-2017 |
2017-2018 |
2018-2019 |
Всего педагогов |
6 чел. |
7 чел. |
8 чел. |
9 чел.*** |
Высшее образование |
6 чел. |
7 чел. |
8 чел. |
9 чел. |
Специальное образование |
3 чел. |
4 чел. |
5 чел. |
4 чел. * |
Квалификационная категория: высшая первая |
1 чел. 2 чел. |
1 чел. 3 чел. |
1 чел. 4 чел. |
1 чел 4 чел. |
Соответствие занимаемой должности |
1 чел. |
1 чел. |
2 чел. |
2 чел. |
Отсутствует аттестация на СЗД в связи со стажем менее 2-х лет |
|
|
1 чел. |
2 чел. |
Курсы повышения квалификации пройдено всего (1 раз в три года) пройдено в текущем году |
6 чел. |
7 чел. 2 чел. |
8 чел. 2 чел. |
8 чел.** 7 чел. |
* Снижение за счет М Д.Р.
** Отсутствуют курсы ПК у У А.О. (в 2018г. окончила высшее учебное заведение по направлению деятельности)
*** С учетом К Е.Ю., находящейся на конец учебного года в декретном отпуске
Качественный состав педагогов (на конец года)
№ п/п |
ФИО педагога |
Должность |
В каких классах работает |
Какие предметы преподает |
1 |
ххххх |
учитель начальных классов |
9г |
все основные предметы |
2 |
ххххх |
учитель |
Г. М. |
индивидуальное обучение |
3 |
ххххх |
учитель трудового обучения |
6г, 9г |
трудовое обучение |
4 |
ххххх |
учитель логопедии |
1 – 7 2г, 4г,6г |
логопедические занятия |
5 |
ххххх |
учитель начальных классов |
6г |
все основные предметы |
6 |
ххххх |
учитель |
3г |
все основные предметы |
7 |
ххххх |
учитель начальных классов |
1г |
все основные предметы |
8 |
хххх |
учитель |
К. Б. С. |
индивидуальное обучение |
9 Декр. отпуск |
ххххх |
учитель начальных классов |
К. М. Г. |
индивидуальное обучение |
Все учителя имеют высшее образование.
Со специальным дефектологическим образованием – 4 педагога (трое - основное образование, один - переподготовка), что меньше в сравнении с прошлым учебным годом (увольнение педагога).
На квалификационную категорию в 2018-2019 учебном году никто не аттестовался, хотя резерв есть. В прошлом году аттестовалось три педагога. Таким образом, имеют высшую квалификационную категорию – 1 чел. (В Е.А.), первую – 4 чел. (К Т.В., К Е.Ю., П Т.А., Т Н.Н.).
Аттестовано на соответствие занимаемой должности – 2 чел. (А М.Г., в 2014-2015 учебном году; Б Е.Ю. в 2017-2018 учебном году).
Отсутствует аттестация на соответствие занимаемой должности в связи со стажем работы в должности менее двух лет у педагогов: У А.О., АА.В. В прошлом году – 1 чел. (Д.Р.)
Курсы повышения квалификации пройдены у всех учителей, за исключением У А.О. (после окончания ВУЗа).
В 2018-2019 учебном году прошли семь педагогов:
ФИО педагога |
Название курсов ПК |
Дата прохождения |
Место прохождения |
Т.А. |
«Алгоритмизация и содержание деятельности учителя-дефектолога в рамках психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-медико-педагогического консилиума» |
27.11.2018г. – 27.12.2018г. Дата выдачи удостоверения 28.12.2018г. (108 часов) |
Московский центр дистанционного образования ООО «Бакалавр-Магистр», г. Москва |
Е.Ю. |
«Инновационные технологии в специальном (дефектологическом) образовании в условиях реализации ФГОС» |
28.01.2019г. – 28.02.2019г. Дата выдачи удостоверения 01.03.2018г. (144 часов) |
Московский центр дистанционного образования ООО «Бакалавр-Магистр», г. Москва |
М.Г. |
«Актуальные вопросы работы учителя с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС общего образования» |
15.01.2019г. – 31.01.2019г. Дата выдачи удостоверения 31.01.2019г. (72 часа) |
АНОО ДПО Академия образования взрослых «Альтернатива», г. Киров |
Е.А. |
|||
Н.Н. |
|||
Т.В. |
|||
А.В. |
Отдельные педагоги, в рамках самообразовательной работы, принимали участие и в других формах повышения квалификации, в частности, участие в вебинарах.
ФИО педагога |
Название вебинара |
Дата прохождения |
Место прохождения |
Т.А. |
«Механизмы развития читательской среды в общеобразовательной организации»
|
25 – 26.12.2018г. |
МАОУ «Гимназия им. А.С. Пушкина» |
Тема методической работы МО связана с двумя факторами – внедрение федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью и реализация единой методической темы школы. Звучит так: «Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в рамках изучения и внедрения ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью».
Деятельность учителей классов для детей с глубокой умственной отсталостью осуществлялась с целью повышения профессионального уровня педагогов.
Перед методическим объединением поставлены следующие задачи:
Задачи |
Мероприятия по реализации |
создать условия для профессионального развития педагогов
|
- включение в план работы методического объединения вопросов, повышающих методический уровень - участие в конкурсах профессионального мастерства - активное участие всех членов методического объединения в заседаниях МО, в работе психолого-педагогических семинаров, методических совещаний с распространением собственного опыта - организация взаимопосещения - контроль самообразовательной работы
|
повышение компетентности учителей в вопросах внедрения ФГОС для умственно отсталых
|
- изучение теоретического вопроса по классификации базовых учебных действий (протокол № 2 от 22.11.2018г.) - знакомство с вопросами нравственно-этического воспитания учащихся с тяжелыми формами умственной отсталости (протокол № 4 от 31.01.2019г.) |
продолжить освоение современных образовательных технологий, методов и приемов, направленных на формирование базовых учебных действий
|
- изучение теоретического вопроса на заседании методического объединения с последующим выступлением педагогов с опытом работы (протоколы № 2 от 22.11.2018г., № 4 от 31.01.2019г.) - практическое занятие по проведению артикуляционной гимнастики (протокол № 2 от 22.11.2018г.) |
изучение теоретических вопросов методики учебных предметов
|
- рассмотрение вопроса «О методических рекомендациях к проведению уроков рисования в коррекционной школе» (протокол № 6 от 04.04.2019г.)
|
продолжить формирование методической копилки по работе с обучающимися с тяжелыми интеллектуальными нарушениями
|
- разработка технологических карт уроков - разработка мониторингов оценивания достижений учащихся |
изучение педагогического опыта педагогов через организацию открытых мероприятий
|
- проведение открытых мероприятий: * на уровень методического объединения (2 урока), * на уровень школы для родителей (4 урока), * на муниципальный уровень для представителей ДОУ (1 урок) - индивидуальные взаимопосещения |
разработка мониторинга достижений учащихся по отдельным предметам (альтернативная коммуникация, окружающий природный мир, развитие речи, счет, математические представления)
|
разработка критериев оценивания учащихся (протокол № 6 от 04.04.2019г.)
|
Для реализации задач были использованы традиционные формы работы, такие как:
- заседания методического объединения
- открытые уроки
- взаимопосещение
- курсовая подготовка
- участие в психолого-педагогических семинарах
- участие в конкурсах профессионального мастерства
- самообразовательная работа
В течение учебного года было проведено 7 заседаний методического объединения (31.08.2018г., 22.11.2018г., 29.12.2018г., 31.01.2019г., 27.02.2019г., 04.04.2019г., 20.05.2019г.), больше на одно запланированного.
Дополнительное заседание было проведено в связи с необходимостью рассмотрения итогов внутришкольного контроля в соответствии с приказами по школе.
Кроме того, члены методического объединения тесно сотрудничают между собой в течение учебного года и все необходимые срочные вопросы решаются без проведения дополнительных заседаний.
В прошлом год было проведено 6 заседаний.
Посещаемость заседаний членами МО высокая, от 87,5% до 100% от всего состава методического объединения. Пропуски по уважительным причинам.
Вопросы, вынесенные на заседания методического объединения, соответствуют поставленным задачам и методической теме:
Организационного и итогового характера (традиционные ежегодные) |
Тематического характера |
- утверждение плана методической работы на 2018-2019 учебный год - согласование рабочих программ учебных предметов - участие в детской научно-практической конференции - результаты учебной деятельности за учебный период - анализ выполнения РПУП - отчеты самообразовательной работы учителей - проведение предметной недели - подведение итогов методической работы за 2018-2019 учебный год - рассмотрение плана работы на 2019-2020 учебный год
|
* Изучение ФГОС. Базовые учебные действия. Классификация. * Система оценивания образовательных результатов в рамках ФГОС * Нравственно-этическое воспитание детей с глубокой умственной отсталостью. * Деятельность учителя и ученика в типологии уроков А.К. Дусавицкого. * Специфика работы с учащимися с синдромом Дауна. * Методические рекомендации к проведению уроков рисования в коррекционной школе.
|
Теоретические вопросы были включены почти в каждое заседание.
Кроме того, были рассмотрены и вопросы практического характера, а именно:
- разработка карты оценки урока
- занятие-практикум «Использование артикуляционной гимнастики на уроках»
- способы формирования базовых учебных действий на уроках (из опыта работы)
- разработка мониторинга по учебным предметам на безотметочной системе: «Альтернативная коммуникация», «Счет», «Математические представления», «Развитие речи».
Неоднократно на заседаниях методического объединения были запланированы обзоры поступающей в школу периодической продукции. Однако, заведующая библиотекой Павлова Т.Д. стала оставлять в этом учебном году журналы и газеты в методическом кабинете, где каждый может ознакомиться с ними. Поэтому рассмотрение данного вопроса на МО «отпало».
К выступлениям на заседаниях МО, как и в прошлом году, были привлечены все педагоги, входящие в него. Исключением стала вновь пришедший педагог с января 2019г., когда все уже было распланировано, Андреева А.В. Председателем МО осуществляется контроль выполнения решений заседаний МО.
Как и в 2017-2018 учебном году, основным вопросом для обсуждения педагогическими работниками стала реализация федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2). Особое внимание было уделено двум темам: 1) формирование базовых учебных действий (рассмотрение теории вопроса и выступление педагогов с опытом работы); 2) оценивание учащихся на безотметочной система (определение актуальности вопроса и разработка мониторингов оценивания).
Кроме того, в преддверии проведения внутришкольного контроля в 2019-2020 учебном году по состоянию преподавания учебных предметов, актуальным стало рассмотрение вопроса о методике преподавания уроков рисования.
Наибольшую активность и положительные эмоции у членов методического объединения вызвало практическое занятие по артикуляционной гимнастике, проведенной учителем логопедии В Е.А., когда не просто дается объяснение каждого упражнения, но и сразу выполняется.
Таким образом, заседания методического объединения являются актуальной формой методической работы, где рассматриваются темы разного характера (и учебного, и методического, и воспитательного), решаются локальные проблемы, создаются условия для распространения опыта работы.
В связи с тем, что в школу стали поступать дети различных категорий ограничения возможностей здоровья, в следующем году необходимо более подробно изучить ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ (приказ 1598).
Учебный план по итогам учебного плана реализован в полном объеме. Учебные программы по всем предметам пройдены.
Третий год подряд проводится мониторинг уровня усвоения учебного материала учащимися, несмотря на безотметочную систему обучения. По итогам каждого триместра учителя 2г, 4г, 6г и 9г классов представляли отчет об успеваемости обучающихся. На их основе формировался сводный отчет.
Сравнительный отчет по уровню усвоения учебного материала
за два последних учебных года
(уровень «средний» + «ниже среднего», %)
без учета учащихся по ФГОС
Как видно из диаграммы, уровень усвоения программного материала на хорошем уровне – показатели «не опускаются» ниже 50%.
Стабильные результаты на протяжении двух лет учащиеся демонстрируют по письму, чтению, счету, развитию речи, физической культуре, ручному труду, хозяйственно-бытовому труду и привитию навыков самообслуживания.
Улучшение результатов отмечается по предметам: рисование, пение и ритмика, трудовое обучение, социально-бытовая ориентировка.
Снижение наблюдается только по одному предмету – предметно-практическая деятельность и конструирование. Причина: в прошлом году этот предмет был у двух классов (3г, 5г), результаты были по большему числу учащихся (9 чел.). В этом учебном году школьников стало меньше (только 4г, 5 чел.), поэтому произошли изменения в данных.
Стабильно крайне низкое усвоение материала у учащихся: ПИ. (4г), Е К. (9г), С Д. (9г).
Третий год школа работает по внедрению ФГОС УО. Ниже представлены результаты усвоения специальной индивидуальной программы развития учащихся 1, 2 и 3-го года обучения (2г класс+ учащийся 4г класса).
Наблюдается снижение результатов. Связано это с увеличением числа учащихся по ФГОС 2 вариант, низким уровнем развития детей 1 года обучения.
Сравнительный отчет по уровню усвоения учебного материала
за два последних учебных года
(уровень «средний» + «ниже среднего», %)
учащихся по ФГОС без учета и/о
В 2018-2019 учебном году, в отличие от прошлого учебного года, педагоги были «задействованы» в проведении тематических проверок, касающиеся классов для детей с глубокой умственной отсталостью.
|
2017-2018 |
2018-2019 |
Количество проверок, касающихся членов МО |
- |
3 |
В рамках внутришкольного контроля по уровню преподавания учебных предметов «Пение и ритмика», «Окружающий природный мир», «Логопедические занятия» членами экспертной группы были посещены уроки следующих педагогов:
- П Т.А., 4г класс «Пение и ритмика»;
- Т Н.Н., 2г класс «Окружающий природный мир»;
- В Е.А., 1, 2, 2г, 6г классы «Логопедические занятия».
Все учебные занятия заслужили положительной оценки и высоко оценены с точки зрения методики проведения (приказы по школе № 01-04/184 от 13.12.2018г.; № 01-04/186 от 24.12.2018г.; № 01-04/70 от 23.04.2019г.), что говорит о профессионализме и ответственном отношении вышеуказанных педагогов к своим должностным обязанностям.
Педагогами методического объединения умело организована работа по включению учащихся во внеурочную деятельность.
Четыре педагога являются руководителями занятий дополнительного образования:
ФИО педагога |
Название занятий доп.образования |
Контингент |
Примечание |
А М.Г. |
«Улыбка» |
9г класс |
|
Т Н.Н. |
«Непоседы» |
1,2г классы |
|
К Е.Ю. |
«Капитошка» |
2 – 4 классы |
Сентябрь-декабрь |
П Т.А. |
«Развивай-ка» |
2г,4г классы |
|
С целью активизации познавательной деятельности учащихся, повышения их учебной мотивации в период с 15 по 19 апреля 2019г. состоялась предметная неделя под названием «По страницам добрых сказок». За пять дней было проведено семь мероприятий:
15.04.2019г. понедельник |
Линейка - открытие |
П Т.А. |
«Путешествие на поляну сказок» |
В Е.А. |
|
16.04.2019г. вторник |
«Путешествие в сказочный лес» |
АМ.Г. |
17.04.2019г. среда |
«В стране сказок» |
К Т.В. |
18.04.2019г. четверг |
«В стране профессий» |
Т Н.Н. |
«Сказочная эстафета» |
П Т.А. |
|
19.04.2019г. пятница |
Закрытие недели «По страницам добрых сказок» |
Б Е.А. |
В неделе были задействованы все педагоги, входящие в методическое объединение. Все внеклассные мероприятия заслуживают высокой положительной оценки, учителя учитывали особенности учащихся, использовали доступный для детей материал, применяли разнообразные технологии, в т.ч. информационно-коммуникативные.
Как и в прошлом году, была использована символика, прикрепленная к одежде учеников и учителей. Но в отличие от прошлых лет, символ был единый на всю неделю.
Учащиеся выполняли задания викторин. Оформлен стенд, на котором не только были задания, но и фотографии с мероприятий за прошедший день. Каждый день по классам было организовано чтение (просмотр мультипликационного фильма) определенного вида сказки (о животных, бытовая, авторская, волшебная, коми сказка).
Каждый класс получил грамоту за активное участие в предметной неделе.
Во 2г и 4г классах проведена межпредметная олимпиада для учащихся. Детям необходимо было выполнить 10 заданий из пяти предметных областей: счет, чтение, письмо, развитие речи, рисование.
Результаты межпредметной олимпиады
|
2016-2017 |
2017-2018 |
2018-2019 |
1 место |
2 чел. КЮ. К Ел. |
|
1 чел. Ч Н. |
2 место |
2 чел. С О. Л Д. |
2 чел. Ч Н. С М. |
2 чел. Г А. Х В. |
3 место |
1 чел. Ч Анг. |
3 чел. К Е. Г А. Х В. |
2 чел. А Т. Б А. |
Всего участвовало |
15 чел. |
14 чел. |
8 чел. |
Как видно из таблицы, число учащихся, участвующих в олимпиаде, снизилось. Связано это с крайне низким уровнем развития отдельных школьников, которые изначально не способны справиться с заданиями олимпиады. Кроме того, не принимали участие в олимпиаде учащиеся 6г и 9г классов.
Вместе с тем, качество выполнения улучшилось – призовые места получили 62,5% от всех участвующих.
Также во всех классах, в т.ч. с некоторыми учащимися по очно-заочной форме (К В., И Г.), была проведена викторина «Знатоки сказок». Всего приняло участие 18 чел., призовые места заняли 10 из них. Наилучшие результаты показаны учащимися 9г класса (два I и три II мест). В остальных классах также не обошлось без призеров.
Класс |
Всего учащихся |
ФИ победителя (призера) |
Место |
2г |
4 |
ххх |
III |
4г |
4
|
ххх ххх |
III II |
6г |
3 |
ххх ххх |
II II |
9г |
6 |
ххх ххх ххх ххх ххх |
I II II II I |
8б |
1 |
- |
- |
В 2018-2019 учебном году учащиеся классов для детей с глубокой умственной отсталостью продолжили традицию участия в детской научно-практической конференции «Я познаю мир». На этот раз впервые в своей школьной жизни попробовали свои силы ребята 4г класса. Несмотря на серьезные нарушения коммуникативной функции (двое из трех - имеют расстройства аутистического характера), учащиеся класса выступили достойно, завоевав 1 место.
|
Класс |
Руководитель |
Название работы |
Результативность |
2016-2017 |
7г 9г |
А М.Г. Те Н.Н. |
«Почему птицы осенью улетают» «Для чего зайцу длинные уши» |
II место I место
|
2017-2018 |
8г |
А М.Г. |
«Почему снег белый» |
II место |
2018-2019 |
4г |
П Т.А. |
«Ягоды – дары Севера» |
I место |
Учителя методического объединения в 2018-2019 учебном году продолжили работу по привлечению учащихся к участию в дистанционных предметных конкурсах, олимпиадах, викторинах. Сложность данного вида работы заключается в том, что для этой категории учащихся (выраженная умственная отсталость) отсутствуют олимпиады, педагогам приходится ориентироваться по заданиям и выбирать конкурсы, соответствующие уровню развития учащихся (т.е. класс, прописанный в документе – сертификат, грамота – может не соответствовать году обучения ребенка).
Вместе с тем, активность участия в этом учебном году ниже в сравнении с прошлым годом. Не принимали участия 2г (в прошлом году участвовали), 6г, 9г классы. Основная причина: низкая активность педагогов.
Участие учащихся в олимпиадах и конкурсах
Название мероприятия |
Участник |
Класс |
Учитель |
Результат |
Международная викторина для младших школьников с ограниченными возможностями здоровья «Безопасные ситуации» проекта «Совушка»
|
ххх |
4 8б
|
ххх
|
Диплом I степени Диплом III степени
|
Международная викторина для детей с ограниченными возможностями здоровья (1 класс) «Безопасные ситуации» проекта «Совушка»
|
ххх |
4г 4г 4г (2 г.о.) |
ххх. |
Диплом II степени Диплом III степени Диплом III степени |
V Международный конкурс для детей с ОВЗ «Новогодняя мастерская» (Центр дополнительного образования «Снейл») |
ххх |
4г |
ххх |
Свидетельство участника |
Всероссийская предметная олимпиада 2018-2019 учебного года для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью коррекционных школ VIII вида. Начальная школа. (Портал «Мир олимпиад») |
ххх |
4г 4г 4г (2 г.о.) |
ххх |
Диплом III место Диплом участника Диплом III место |
Количественный анализ
участия в дистанционных олимпиадах и конкурсах
|
Количество мероприятий |
Классы, принимавшие участие |
Число учащихся, принявших участие |
ФИО педагогов |
2017-2018 |
5 |
1г-2г; 3г; 3; 7б |
7 |
ххх |
2018-2019 |
4 |
4г; 4; 8б |
5 |
ххх |
Одним из способов распространения собственного педагогического опыта являются открытые уроки. Несмотря на то, что на методическое объединение было дано всего два урока (что значительно меньше прошлого года), педагоги, входящие в состав МО, приняли активное участие в показе уроков на Дне открытых дверей в рамках родительской недели.
ФИО педагога |
Дата |
Предмет |
Класс |
Уровень |
Число присутствующих |
ххх |
15.03.2019г. |
Письмо |
4г |
школьный, в рамках проведения Родительской недели |
4 чел. |
ххх |
15.03.2019г. |
Счет |
9г |
школьный, в рамках проведения Родительской недели |
2 чел. |
23.04.2019г. |
Счет |
9г |
муниципальный, в рамках Дня открытых дверей для воспитателей ДОУ и родителей |
13 чел. |
|
ххх |
13.03.2019г. |
мастер-класс «Артикуляционная и дыхательная гимнастика» |
с родителями |
школьный, в рамках проведения Родительской недели |
6 чел. |
ххх |
15.03.2019г. |
Математические представления |
2г |
школьный, в рамках проведения Родительской недели |
5 чел. |
ххх |
15.03.2019г. |
Трудовое обучение |
9г |
школьный, в рамках проведения Родительской недели |
2 чел. |
22.10.2018г. |
Трудовое обучение |
9г |
для педагогов методического объединения |
4 чел. |
|
ххх |
19.10.2018г. |
Развитие речи, предметные уроки и экскурсии |
6г |
для педагогов методического объединения |
8 чел. |
Также в течение года были организованы индивидуальные взаимопосещения:
ФИО посетившего урок |
ФИО проводившего урок |
Класс, предмет |
|
|
2г, адаптивная физкультура |
|
|
2г, изобразительная деятельность |
|
|
6г, логопедическое занятие |
|
|
1, логопедическое занятие |
|
|
1, и/о чтение |
|
|
9г, счет |
|
|
8б, инд.об., развитие речи |
Кроме того, вновь прибывший педагог, молодой специалист У А.О. в начале учебного года посетила уроки педагогических работников школы (в статистических отчетах не учитываются).
|
2015-2016 |
2016-2017 |
2017-2018 |
2018-2019 |
Индивидуальное взаимопосещение |
|
5 |
4 |
7 |
На методическое объединение |
|
3 |
5 |
2 |
Школьный уровень |
2 |
3 |
1 |
5 |
Муниципальный уровень |
1 |
2 |
- |
1 |
Республиканский уровень |
- |
- |
1 |
- |
В ходе посещения уроков выявлено, что учителя на хорошем уровне владеют программным материалом, проявляют уважение к своим ученикам, связывают изучаемый материал с повседневной жизнью, с интересами учащихся; планируют учебные занятия с использованием разных форм и методов учебной работы, направленные на формирование базовых учебных действий; стараются создать «ситуацию успеха» для каждого ученика.
В начале учебного года педагогами была разработана Карта оценивания урока, включающая в себя количественную оценку урока по критериям. Использована она была только на тех уроках, которые были показаны для членов МО. Практику оценки урока с помощью данной Карты необходимо продолжить.
Педагоги – члены МО активно распространяют свой опыт, принимая участие в психолого-педагогических семинарах, выступая с докладами и представляя свой опыт:
Выступление (распространение опыта)
ФИО педагога |
Мероприятие |
Дата |
Форма выступления |
В Е.А. |
Психолого-педагогический семинар «Формирование жизненно-важных компетенций у умственно отсталых детей в условиях реализации ФГОС»
|
21.11.2018г. |
Представление опыта «Формирование коммуникативных компетентностей у детей с умственной отсталостью на логопедических занятиях в условиях реализации ФГОС» |
Заседание методического объединения |
22.11.2018г. |
Занятие-практикум «Использование артикуляционной гимнастики на уроках» |
|
Заседание методического объединения |
04.04.2019г. |
Представление разработки: Мониторинг по учебному предмету на безотметочной системе: «Речь и альтернативная коммуникация» |
|
ПТ.А. |
Методическое совещание «Формирование базовых учебных действий» |
10.10.2018г. |
Представление опыта работы «Технологическая карта урока на основе формирования базовых учебных действий» |
Психолого-педагогический семинар «Аналитическая культура учителя коррекционной школы» |
08.02.2019г. |
Основной доклад |
|
Заседание методического объединения |
27.02.2019г. |
Доклад «Деятельность учителя и ученика в типологии уроков А.К.Дусавицкого» |
|
04.04.2019г. |
Представление разработки: Мониторинг по учебному предмету на безотметочной системе: «Счет», «Математические представления» |
||
Доклад «Методические рекомендации к проведению уроков рисования в коррекционной школе» |
|||
К Е.Ю. |
Методическое совещание «Формирование базовых учебных действий» |
10.10.2018г. |
Представление опыта работы «Способы формирования познавательных учебных действий при использовании методики обучения чтению Глена Домана» |
Психолого-педагогический семинар «Формирование жизненно-важных компетенций у умственно отсталых детей в условиях реализации ФГОС»
|
21.11.2018г. |
Представление опыта «Формирование ценностно-смысловых компетенций в обучении и воспитании обучающихся с интеллектуальной недостаточностью» |
|
Б Е.А. |
Психолого-педагогический семинар «Формирование жизненно-важных компетенций у умственно отсталых детей в условиях реализации ФГОС»
|
21.11.2018г. |
Основной доклад |
Заседание методического объединения |
31.01.2019г. |
Представление опыта работы «Способы формирования коммуникативных базовых учебных действий» |
|
Т Н.Н. |
Тематический педагогический совет «Внеурочная деятельность в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью» |
09.10.2018г. |
Представление опыта работы «Внеурочная деятельность по ФГОС в структуре СИПР» |
Психолого-педагогический семинар «Формирование жизненно-важных компетенций у умственно отсталых детей в условиях реализации ФГОС»
|
21.11.2018г. |
Представление опыта «Формирование социально-трудовой компетенции» |
|
Заседание методического объединения |
31.01.2019г. |
Представление опыта работы «Нравственно-этическое воспитание детей с глубокой умственной отсталостью» |
|
Заседание методического объединения |
27.02.2019г. |
Доклад «Специфика работы с учащимися с синдромом Дауна» |
|
К Т.В. |
Заседание методического объединения |
31.01.2019г. |
Представление опыта работы «Способы формирования регулятивных базовых учебных действий» |
У А.О. |
Заседание методического объединения |
31.01.2019г. |
Представление опыта работы «Способы формирования познавательных базовых учебных действий» |
А М.Г. |
Заседание методического объединения |
31.01.2019г. |
Представление опыта работы «Способы формирования личностных базовых учебных действий» |
Количественный анализ выступлений
(без учета заседаний МО)
Количество педагогов, представивших опыт работы/ подготовивших семинар |
Учебный год |
|
||
2016-2017 |
2017-2018 |
2018-2019 |
||
Подготовка семинаров, совещаний |
2 чел. |
2 чел./ 3 доклада |
2 чел. 2 доклада |
|
Выступление с докладом на совещаниях |
- |
1 чел. / 1 доклад |
- |
|
Выступление с опытом работы |
2 чел. / 3 выступления |
3 чел./ 4 выступления |
4 чел. 6 выступлений |
Также учитель логопедии В Е.А. в течение учебного года принимала участие в работе городского методического объединения учителей–логопедов г. Ухты (более подробно об этом в анализе логопедической работы).
Как и в прошлом учебном году, в 2018-2019 учебном году педагоги принимали участие в конкурсах профессионального мастерства. Вместе с тем, активно участвуют одни и тех же педагоги: В Е.А., К Е.Ю., П Т.А., ТН.Н.
На протяжении трех лет не участвовала в конкурсах профессионального мастерства А М.Г., двух лет – Б Е.А., на что нужно обратить особое внимание в следующем году. Значительно уменьшилось количество конкурсов, в которых принимали участие. Причина – декретный отпуск активно участвовавшего в прошлом году педагога К Е.Ю. (в 2017-2018 учебном году – 8 конкурсов).
В течение учебного года проходил внутришкольный конкурс «Лучшее внеклассное мероприятие». В нем участвовал один педагог от МО – Т Н.Н. В состав жюри была включена учитель логопедии В Е.А. По итогам конкурса (приказ № 01-04/49 от 15.03.2019г.) НН награждена Дипломом победителя, заняв 1 место.
В декабре 2018 года, как и в 2017, три педагога приняли участие в республиканском конкурсе «Лучший педагог специального (коррекционного) образования – 2018»: В Е.А. и КЕ.Ю. в номинации «Лучший специалист», П Т.А. – «Лучший учитель начальных классов». Учителям удалось улучшить результаты 2017 года: П Т.А. признана победителем конкурса, В Е.А. и К Е.Ю. повторно стали лауреатами (приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми от 10.12.2018г. № 452-п).
Количество педагогов, участвующих в конкурсах |
Учебный год |
||
2016-2017 |
2017-2018 |
2018-2019 |
|
Всего |
3 |
5 |
4 |
Из них в нескольких конкурсах |
1 |
3 |
2 |
Внутришкольные конкурсы |
х |
3 |
1 |
Республиканские конкурсы |
1 |
3 |
3 |
Дистанционные конкурсы |
4 |
4 |
2 |
Количественный анализ участия педагогов в конкурсах различного уровня
ФИО педагогов |
2016-2017 |
2017-2018 |
2018-2019 |
А М.Г. |
0 |
0 |
0 |
Б Е.А. |
1 |
0 |
0 |
В Е.А. |
1 |
1 |
1 |
К Т.В. |
0 |
1 |
0 |
К Е.Ю. |
0 |
8 |
1 |
П Т.А. |
3 |
4 |
3 |
ТН.Н. |
1 |
2 |
2 |
У А.О. |
х |
х |
0 |
А А.В. |
х |
х |
0 |
Конкурсы профессионального мастерства
ФИО педагога |
Название конкурса |
Уровень |
Результат |
В Е.А. |
«Лучший педагог специального (коррекционного) образования – 2018» номинация «Лучший специалист» |
Республиканский |
Диплом лауреата |
К Е.Ю. |
«Лучший педагог специального (коррекционного) образования – 2018» номинация «Лучший специалист» |
Республиканский |
Диплом лауреата |
П Т.А. |
«Лучший педагог специального (коррекционного) образования – 2018» номинация «Лучший учитель начальных классов» |
Республиканский |
Диплом победителя |
«Первая Всероссийская олимпиада педагогов, работающих с обучающимися с ОВЗ |
Факультет коррекционной педагогики образовательного портала «Мой университет» |
Диплом IIIстепени |
|
Всероссийский педагогический конкурс «Творческий учитель - 2018» |
ИГ «Основа»; Всероссийский сетевой педагогический журнал «Современный урок»
|
Диплом участника |
|
Н.Н. |
Всероссийский педагогический конкурс «Белая сова» номинация «Лучший современный урок» |
Всероссийский центр развития образования |
Диплом 2 место |
Школьный конкурс «Лучшее внеклассное мероприятие» |
Школьный |
Диплом победителя |
В отличие от прошлого учебного года, в 2018-2019 учебном году педагоги МО не проявили активность в размещении своих публикаций на сайтах педагогических интернет сообществ. Сделали это посредством участия в дистанционных конкурсах методических разработок только два педагога: Т Н.Н. (1 разработка) и ПТ.А. (2 разработки). На данное направление работы необходимо также обратить внимание в 2019-2020 учебном году.
Одной из форм методической работы по повышению профессиональной компетентности является самообразование. Все учителя (не считая вновь прибывших), работая по выбранным темам самообразования, совершенствуют свой профессиональный уровень.
ФИО педагога |
Тема работы |
Сроки изучения |
АМ.Г. |
Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения. |
2018-2019 |
Б Е.А. |
Формирование коммуникативных умений и навыков обучающихся на уроках трудового обучения. |
2018-2020 |
В Е.А. |
Разработка мониторинга сформированности речевых навыков по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для детей, обучающихся по 2-му варианту ФГОС УО с учетом речевого дефекта. |
2018-2019 |
К Т.В. |
Разработка мониторинга развития речи учащихся. |
2018-2019 |
КЕ.Ю. |
Особенности обучения детей с тяжелыми нарушениями речи. |
2017-2019 |
П Т.А. |
Коммуникативное развитие учащихся с тяжелой степенью умственной отсталости в процессе обучения. |
2016-2020 |
Т Н.Н. |
Развитие мелкой моторики пальцев рук на уроках у обучающихся с глубокой умственной отсталостью. |
2017-2020 |
У А.О. |
По отдельному плану работы с наставником |
Педагоги изучали методическую литературу, знакомились с опытом коллег, апробировали практический материал, разрабатывали дидактический материал, отслеживали динамику развития учащихся, анализировали собственную деятельность.
В конце учебного года, в связи с окончанием работы над темой самообразования с отчетом о проделанной работе выступили В Е.А., К Т.В., А М.Г. В следующем учебном году этим педагогам предстоит выбрать новые темы для самообразовательной работы. Все отчеты представлены в печатном виде.
Микроклимат в коллективе доброжелательный. Педагоги поддерживают друг друга, оказывают помощь в случае необходимости.
Таким образом, итоги методической работы методического объединения учителей классов для детей с глубокой умственной отсталостью следует считать удовлетворительными. Все запланированные мероприятия выполнены. В следующем году уделить внимание своевременному проведению открытых уроков и их анализу; продолжить работ по внедрению федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2).
03.06.2019г.
Председатель МО Т.А. Полякова
Елена Владимировна
Татьяна Полякова