Анализ внеурочной деятельности в 1 классе по программе «Весёлый карандаш» (общекультурное направление)

3
0
Материал опубликован 14 August 2020 в группе

Анализ внеурочной деятельности в 1 классе

по программе «Весёлый карандаш»

(общекультурное направление)


Согласно данным психологов и физиологов у детей с интеллектуальными нарушениями, поступающими в первый класс, слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. У большинства детей пальцы малоподвижны, движение их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие обучающиеся держат ложку в кулаке, не могут самостоятельно расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки, с трудом правильно берут кисточку, карандаш, с трудом овладевают основными школьными навыками, в частности письмом. Развитие этих навыков зависит от качества мелких движений пальцев, кистей рук, тренированности мышц, точности и координации движений, а также от уровня сформированности психических процессов внимания, зрительной и двигательной памяти, пространственных представлений.

Предлагаемый курс поможет ребенку совершенствовать координацию движения руки (кисти, пальцев). Но при этом развитие ручной умелости должно сопровождаться развитием различных сторон психики, служить общему развитию детей. При этом важно иметь в виду, что практическая деятельность может способствовать раскрытию тех сторон индивидуальности ребенка, которые не видны в других видах деятельности.

Целью программы внеурочной деятельности «Весёлый карандаш» было создание условий для повышения учебной мотивации и коррекции недостатков основных школьных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) через доступные виды продуктивной деятельности.

Задачи:

развитие у обучающихся творческих способностей и изобразительных навыков;

расширение диапазона чувств и зрительных представлений, фантазий, воображения;

формирование основ умения правильно оценивать окружающее и самих себя;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлѐнности и настойчивости в достижении результата;

воспитание эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности, на произведения искусства;

развитие активности, самостоятельности в процессе решения учебных и трудовых задач.

Одновременно решались задачи воспитания личностных качеств: трудолюбия, аккуратности, терпения, усидчивости.

Программа осуществлялась с учетом возрастных и психологических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений.

На каждом из занятий велась работа над формированием графических навыков, использовались нетрадиционные техники рисования, аппликации и других видов деятельности.

Основной формой организации внеурочной деятельности были занятия, ориентированные на игровой, практический и наглядный метод обучения, с частичным использованием словесного метода.

Особое внимание уделялось формированию у обучающихся умений использовать средства коммуникации (альтернативные и вербальные) для сообщения о своих действиях, обращения за помощью в случае затруднений.

На занятиях детям предоставлялась возможность перемещаться в пространстве, общаться друг с другом, проявлять смекалку и творчество.

Результаты внеурочной деятельности

Обучающиеся 1 класса к концу учебного года научились различать произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства; умеют использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различные художественные техники и материалы: коллаж, аппликацию, пластилин, природные материалы; умеют рассматривать и выражать эмоциональное отношение к произведениям изобразительного искусства; проводят линии в заданном направлении, начинают и останавливают движение в заданной точке; ориентируются на листе бумаги; овладели навыками линейной графики (прямые вертикальные и горизонтальные линии, проведение снизу вверх и наоборот, слева-направо, справа-налево, кривые дугообразные линии, комбинированные линии, рисование концентрических фигур); освоили рисование техникой «пальчиковая живопись», «техника тычка», «монотипия», «набрызг»; научились организовывать место для занятий рисованием.

Таблица. Уровень учебной мотивации

1 класс

(8 чел.)

2018 – 2019

учебный год

сентябрь

2018 – 2019

учебный год

май

Высокий уровень школьной мотивации

0

0

Хорошая школьная мотивация

1 (13%)

4 (50%)

Внешняя мотивация (положительное отношение к школе)

3 (37%)

3 (37%)

Низкая школьная мотивация

3(37%)

1 (13%)

Негативное отношение к школе

1(13%)

0

t1597381950aa.gif

Таким образом, из диаграммы следует, что уровень учебной мотивации у обучающихся 1 класса повысился.

В апреле в 1 классе было проведено анкетирование обучающихся на предмет эмоционального отношения к внеурочной деятельности по программе «Весёлый карандаш».

Очень нравится

Нравится

Не нравится

5 чел. – 71%

2 чел. – 29%

0 чел. – 0%

Таким образом, занятия внеурочной деятельностью вызывают у детей положительные эмоции, они с удовольствием их посещают, не испытывают психоэмоциональных затруднений. Родители обучающихся (100%) отзывались положительно об организации занятий внеурочной деятельности.

Вывод.  Использование средств искусства способствовало коррекции и компенсации отклонений в развитии, активизации не только учебной мотивации, познавательных интересов, но и психоэмоциональному развитию, приобщению к духовной культуре, освоению различных форм социальной жизни и в итоге социальной адаптации человека с ограниченными возможностями здоровья, активному участию в общественной, культурной и досуговой деятельности в социальной среде. Создание таких условий возможно во внеурочное время на занятиях изобразительной деятельностью.


Педагог: Ушакова Р.Н.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации