Программа внеурочной деятельности общекультурного направления «Умелые ручки»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа c углублённым изучением отдельных предметов №3
г. Яранска Кировской области
Утверждаю:
Директор
МКОУ СОШ с УИОП №3 г.Яранска
Кировской области
_______________
Приказ № от .08.2016
Программа внеурочной деятельности
общекультурного направления. Кружок «Умелые ручки»
для 4 класса
Составитель:
Шарикова Г.Г.
учитель начальных классов
Яранск, 2016 г.
Пояснительная записка
Кружок «Умелые ручки» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в 4 классе в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Программа «Умелые ручки» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 2009 г. с использованием методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В. Григорьева, П.В. Степанова, программы «Художественное творчество» (автор Т.Н.Проснякова)
Содержит все необходимые разделы, включая календарно-тематическое планирование.
Новизна программы состоит в том, что дети углубленно учатся основным техникам сразу нескольких ремесел: шитью, рисованию, лепке, плетению, работе с самыми различными материалами. Этот технический универсализм помогает ребенку достигнуть высокого уровня в овладении искусством создания поделки практически из любого материала. Занятия в кружке имеют и культурно-психологическое значение: дети обучаются изготовлению такого предмета, который можно подарить, дополнительно учатся церемониалу дарения.
Цель программы-
воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству, вовлекать детей в активную творческую деятельность, сформировать навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить изготавливать поделки из различных материалов .
Задачи кружка:
-научить детей основным техникам изготовления поделок;
-развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
-воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;
-привить интерес к народному искусству;
-формировать у детей стремление доставлять людям радость переживания значимых в их жизни событий и желания преобразить и украсить свой домашний интерьер;
-обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;
-организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.
Обучаясь в кружке «Умелые ручки», дети развиваются в разных направлениях. Получают знания о разных технологических процессах изготовления красивых и полезных вещей, истории их возникновения. У них формируются эстетические чувства: чувство формы, линии, материала, цвета. Занятия в кружке «Умелые ручки» имеют и культурно-психологическое значение: участие ребенка в изготовлении вещей и украшений для интерьера своими руками, дарении подарков – это часть социализации, вхождения в обычаи, традиции сообществ – семьи, другой социальной группы.
Условия реализации программы
Программа кружка «Умелые ручки» разработана для занятий с учащимися 4 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения и рассчитана на 1 год обучения. Общая продолжительность обучения составляет 34 учебных часа практических и теоретических занятий.
Форма реализации программы
Приоритет отдается активным формам преподавания. В программе эффективно сочетаются индивидуальные, групповые и коллективные формы работы.
Практическая работа составляет основную часть времени каждой темы. Она имеет общественно полезную направленность. Состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы – осваивание приёмов – по каждому виду отдельно. Это должны быть небольшие работы по объёму, выполняемые по образцу. Все практические работы кружковцев строятся по принципу от простого к сложному. Они могут быть учебными и творческими. Учебная работа может выполняться по готовому образцу – изделию. При её выполнении учащиеся изучают технологические процессы изготовления изделия, приёмы работы. При выполнении творческих работ предусматривается развитие индивидуальных способностей каждого кружковца в конструкторском, художественном и технологическом исполнении.
Теоретическая работа включает в себя беседы и пояснения по ходу выполнения работы. Чтобы интерес к теории был устойчивым и глубоким, необходимо развивать его постепенно, излагая теоретический материал по мере необходимости применения его к практике. Он может включать в себя – краткое пояснение руководителя кружка по темам занятий с показом дидактического материала и приёмов работы.
Виды внеурочной деятельности
Познавательная деятельность
Трудовая деятельность
Художественное творчество
Формы организации внеурочной деятельности
Сбор природного материала
Изготовление поделок из различных материалов
Выставка работ
Коллективные проекты
Содержание программы
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку, как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.
Работа с бумагой ( 19 часов)
Приобретение начальных технологических знаний о материалах: бумага (писчая, тетрадная, альбомная, белая, цветная); об инструментах и материалах для скрепления (ножницы, клей ПВА); о простейших способах технологической обработки бумаги: сгибание, скручивание, сминание, обрывание, складывание, вырезывание, надрезание; склеивание; плетение (прямое) из бумажных лент; аппликация; простейшие базовые формы техники оригами («треугольник», «змей», «дверь»); об обозначениях в технологической карте: линия отреза, линия сгиба, место нанесения клея, направление складывания, вдавливание.
Овладение начальными трудовыми умениями по обработке бумаги: выбор бумаги (по цвету, фактуре, плотности), разметка по линейному рисунку, по сгибу, тетрадной разлиновке, по готовой вспомогательной форме; выкраивание деталей в разворот и из заготовки, сложенной вдвое и вчетверо. Выполнение изделий из бумаги с помощью приемов сминания, обрывания, складывания; художественного вырезывания, плетения; приемы оригами; модульным оригами ,аппликация; организация рабочего места; коллективная оценка результатов работы.
Работа с разными материалами (10 часов) Работа с природным материалом (2 часа)
Приобретение начальных технологических знаний о материалах: виды материалов (металл, древесина, нитки и др.); их свойства (форма, цвет); об инструментах и приспособлениях: нити, тесьма, иглы, ножницы; о декоре изделий из разных материалов с помощью плетения, цветных нитей, тесьмы.
Овладение начальными трудовыми умениями по обработке разных материалов: приемы заготовки и хранения природных материалов; приемы изготовления изделий с помощью скручивания, связывания, сгибания, нанизывания, наклеивания, склеивания, скрепления на пластилине; коллективная оценка результатов работы.
Работа пластическими материалами.(2 часа)
Приобретение начальных технологических знаний о материалах: пластилин, глина, тесто; их свойства. Инструменты, используемые при работе с солёным тестом. Приемы работы с солёным тестом, пластилином.
Выполнение поделок из солёного теста, пластилина. Понятия: «эскиз», «сборка».
Планируемые результаты
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте
Предметные результаты
знать названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
знать правила организации рабочего места, технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборам, правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
знать приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);
знать технологию выполнения изделий в технике аппликации;
название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;
уметь правильно организовать свое рабочее место;
уметь пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;
уметь работать по шаблону;
уметь понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);
Способы проверки ожидаемого результата
В процессе обучения осуществляется контроль за уровнем знаний и умений обучающихся. Каждая созданная работа наглядно показывает возможности учащегося. Уровень усвоения программного материала определяется по результатам выполнения практических работ. С каждым ребенком отрабатываются наиболее сложные элементы, здесь необходимо внимательное, чуткое и доброе отношение к маленькому автору. Выбирается дифференцированный подход к обучающемуся, все удачи поощряются, все недочеты тактично и мягко исправляются. Контролируется качество выполнения изделий по всем разделам с учетом следующих критериев:
удовлетворительное качество работы и соответствие ее художественным требованиям;
четкое соблюдение последовательности технологических приемов;
художественная выразительность и оригинальность работ.
Программа всех разделов кружка усложняется от занятия к занятию. Постепенно, создавая работы малых или больших форм, выполненные за короткое или длительное время, педагог и сами ребята видят качественный и творческий рост от работы к работе. В связи с этим мы определили критерии, по которым оценивается работа учащихся на различных сроках обучения:
аккуратность;
четкость выполнения изделия;
самостоятельность выполнения;
наличие творческого элемента.
«Зачёты» за теоретические знания проводятся в виде викторин, кроссвордов, ребусов.
Формами подведения итогов работы могут быть: открытые занятия, выставки, творческая защита, самооценка, коллективное обсуждение и др.
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:
Выставки детских работ. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для дошкольников, ветеранов, учителей, родителей и т.д.; оформления школы, класса для проведения праздничных утренников
В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела программы. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе. В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей.
Количество часов может измениться в связи с карантином, морозными днями зимой, дополнительными выходными, и т.
Тематическое планирование
№ |
Тема |
Всего часов |
Теоретических |
Практических |
1 |
Работа с бумагой и картоном |
19 |
2 |
17 |
2 |
Работа с разными материалами |
10 |
10 |
|
3 |
Работа с природным материалом |
2 |
2 |
|
4 |
Работа с пластичным материалом |
2 |
2 |
|
5 |
Итоговое занятие |
1 |
1 |
- |
Итого |
34 |
2 |
32 |
Календарно – тематическое планирование
№ |
Дата плану |
Дата фактичес-ки |
Тема |
Основные виды учебной деятельности |
1 |
Вводное занятие. Знакомство с инструментами. Техника безопасности. Букет из листьев. |
Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. |
||
2 |
Работа с природным материалом. Объёмные поделки (фигурки зверей, сказочных персонажей). |
Составлять композицию из природных материалов. Составлять план работы над изделием |
||
3 |
Работа с бумагой и картоном. Осенний пейзаж в технике айрис - фолдинг |
Осваивать прием работы с бумагой, правила работы с ножницами |
||
4 |
Работа с бумагой и картоном. Осенний пейзаж в технике айрис - фолдинг |
Осваивать прием работы с бумагой, правила работы с ножницами |
||
5 |
Торцевание гофрированной бумагой на картоне. Аппликация . Пейзаж. (Лебеди на пруду) |
Отбирать материал для изготовления изделия по тематике, цвету, размеру. Самостоятельно составлять композицию. Использовать правила работы с бумагой, ножницами и клеем, оформлять изделие. |
||
6 |
Работа с бумагой и картоном Торцевание гофрированной бумагой на картоне. Аппликация. Пейзаж. (Лебеди на пруду) |
Отбирать материал для изготовления изделия по тематике, цвету, размеру. |
||
7 |
Работа с бумагой и картоном. Свойство бумаги. Складывание. скручивание. Изготовление бус из бумаги. |
Подбор необходимых инструментов и материалов. Соединение деталей изделия при помощи клея |
||
8 |
Работа с бумагой и картоном. Свойство бумаги. Складывание. скручивание. Изготовление бус из бумаги. |
|||
9 |
Работа с бумагой и картоном. Открытка к Дню матери. |
|||
10 |
Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги. Забавные животные. |
|||
11 |
Симметричное вырезание. Зимняя сказка |
|||
12 |
Торцевание гофрированной бумагой на картоне. Новогодняя открытка |
Использовать способы работы с бумагой, выполнять раскрой деталей по шаблону, выбирать необходимые материалы и приемы работы для украшения изделия, оформлять изделие по собственному эскизу |
||
13 |
Аппликация из одинаковых деталей оригами. Рождественский венок. |
|||
14 |
Работа с разными материалами. Аппликация из салфеток. |
Выбирать необходимые материалы и приемы работы для украшения изделия, оформлять изделие по собственному эскизу |
||
15 |
Работа с разными материалами. Аппликация из салфеток |
Выбирать необходимые материалы и приемы работы для украшения изделия, оформлять изделие по собственному эскизу |
||
16 |
Изготовление нитяных коконов. Оформление объёмных поделок. |
Осваивать новые способы соединения деталей, |
||
17 |
Изготовление нитяных коконов. Оформление объёмных поделок. |
Осваивать новые способы соединения деталей, |
||
18 |
Лепка из солёного теста. Панно. |
Знакомство с правилами работы с пластическими материалами. Правила изготовления поделок из пластических материалов (пластилин, солёное тесто). |
||
19 |
Лепка из солёного теста. Панно |
|||
20 |
Виды бумаги. Изготовление валентинки. |
Организовывать рабочее место. Закрепление навыков работы с бумагой. выбирать необходимые материалы и приемы работы для украшения изделия, оформлять изделие по собственному эскизу |
||
21 |
Работа с бумагой и картоном Изготовление поздравительных открыток (по образцу). |
|||
22 |
Изготовление сувенира.(Поделка из бросового материала. Киндерсюрприз.) |
Осваивать новые способы соединения деталей |
||
23 |
Работа с фольгой. Чеканка |
Осваивать прием работы с фольгой, правила безопасной работы с материалом и инструментами. Самостоятельно составлять композицию |
||
24 |
Работа с фольгой. Чеканка |
Осваивать прием работы с фольгой, правила безопасной работы с материалом и инструментами. Самостоятельно составлять композицию |
||
25 |
Модульное оригами Игрушки объёмной формы. |
Использовать способы работы с бумагой, Осваивать новые способы соединения деталей |
||
26 |
Модульное оригами Игрушки объёмной формы. |
Использовать способы работы с бумагой, Осваивать новые способы соединения деталей, |
||
27 |
Модульное оригами |
Анализировать процесс сборки реального объекта, конструировать с использованием технологии реальной сборки. Осваивать новые способы соединения деталей, |
||
28 |
Простое плетение. Декоративное панно. |
|||
29 |
Квилинг .Аппликация. |
Закрепление навыков работы с бумагой. Знакомство со способом техники “ Квилинг |
||
30 |
Квилинг . Аппликация. Цветы. |
Составлять композицию .Составлять план работы над изделием |
||
31 |
Работа с разными материалами. Бисероплетение. Объёмные игрушки |
Осваивать прием работы с различными материалами. Составлять план работы над изделием. Осваивать новые способы соединения деталей, |
||
32 |
Работа с разными материалами. Бисероплетение. Объёмные игрушки |
|||
33 |
Работа с разными материалами. Бисероплетение. Объёмные игрушки |
|||
34 |
Итоговое занятие. Выставка поделок. |
Материально-техническое обеспечение программы
Для реализации программы необходимо следующее оборудование:
компьютер
проектор
Инструменты и приспособления:
простой карандаш
линейка
ножницы канцелярские с закругленными концами
кисточка для клея и красок
иголки швейные
доски для работы с пластилином
Материалы:
пластилин
бумага цветная для аппликаций
двухсторонняя цветная бумага для оригами
картон белый и цветной
ткань: ситец однотонный и цветной
синтепон
нитки швейные – белые, черные и цветные
клей ПВА
ватные диски
проволока
бумага гофрированная, креповая, папиросная
калька
Литература
Т.М. Геронимус “Работаем с удовольствием” – Самара, «Учебная литература», 1998г.
А.М.Гукасова “Рукоделие в начальных классах”, Москва, «АСТ-ПРЕСС», 1998
Т.Еременко, Л.Лебедева “Стежок за стежком” – Москва, ВАКО, 2003
Н.М.Конышева “Умелые руки” – Москва, «Просвещение», 1997
В.И. Романина «Дидактический материал по трудовому обучению», 1 класс, - Москва, «Просвещение», 1997
Н.А.Цирулик «Технология. Умные руки» - Самара, «Учебная литература», 2007
В.Г.Машинистов «Дидактический материал по трудовому обучению», 1 класс – М, «Просвещение», 1998
6. Сайт Страна Мастеров
7. Сайт Всё для детей
http://allforchildren.ru