Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Соловушки»

1
0
Материал опубликован 12 November 2015

Согласовано: ___________ Утверждаю: _____________

Зам.директора по ВР Директор МКОУ Зюзинской СОШ

Райхерт Д.С. Монастырева Л.В.

Рабочая программа кружка

«Соловушки»

Руководитель:

Шихалева Л.М.

2014-2015 уч.год

 

Пояснительная записка

Основной целью создания классов сольного пения, как академического так и эстрадного направления, является приобщение детей и молодежи к основам мировой музыкальной культуры, развитие их музыкально-эстетического вкуса, формирование у них исполнительских вокальных умений и навыков, обеспечение условий для обучения профессионально ориентированных детей с целью их поступления в профессиональные учебные заведения. Обучение по специальности, осуществляется на основе единства вокального, общего музыкального и художественного развития учащихся. В результате этого процесса у детей воспитывается осознанное, творческое отношение к музыке и вокальному искусству в частности, обеспечивается приобретение устойчивых вокальных навыков в сочетании с элементами исполнительского мастерства, происходит освоение разнообразного жанрового репертуара.

Эстрадное пение занимает особое место в современной музыке, оно является наиболее популярным и доступным видом музыкального искусства, вызывая огромный интерес у детей и молодежи. Эстрадная манера пения сформировалась от слияния народного и академического пения, но не смотря на существенные различия с академическим вокалом, эстрадное пение базируется на тех же физиологических принципах в работе голосового аппарата. Основными общими свойствами, характерными для эстрадной манеры пения, являются: близость речевой фонетике, то есть не очень округленное формирование звука, плотное звучание в грудном регистре (исключение составляют детские голоса)

Данная программа не затрагивает основ классической вокальной школы, основ организации образовательного процесса, но предоставляет возможность довольно быстро перестроиться в соответствии с требованиями времени, спецификой дополнительного образования детей, направленного на развитие каждого ребенка в соответствии с его возможностями и потребностями. Программные требования содержат конкретные задачи и методические рекомендации по каждому году обучения, систематизируют учебный материал, предоставляют возможность преподавателю изменять объем и последовательность освоения вокальной техники в зависимости от уровня имеющихся способностей учащегося и по мере решения определенных задач в обучении. Индивидуальный подход к обучению, позволяет более точно определить перспективы развития каждого ребенка, создавая реальные условия эффективного развития вокальных навыков не только одаренных детей, но и детей со средними и слабыми музыкальными способностями. Вариативность подхода к обучению, возможность выбрать то или иное направление: академическое либо эстрадное, способствует демократизации содержания музыкального образования, усиления мотивации обучения в музыкальных школах и школах искусств.

В основе процесса обучения сольному пению лежат следующие методические принципы:

Постепенность и последовательность овладения навыками пения.

Продвигаясь от простого к сложному необходимо стремиться к тому, чтобы исполнение произведения являлось следствием, творческим результатом, отображением музыкального мышления учащихся, их эмоционального отношения к содержанию произведения. Чем младше ученик, тем меньше деталировка учебных и исполнительских задач, и наоборот.

Единство художественного и технического развития

Усвоение многих элементов вокальной техники напрямую связаны с музыкально-образным строем исполняемых произведений, включая вокальные упражнения (распевки) и вокализы. Упражнения должны быть доступны, легко восприниматься на слух и постепенно усложняться. Пение вокализов, начиная с простейших, следует вводить только тогда, когда ученик овладеет элементами звуковедения.

Применение индивидуального подхода к учащемуся

Поскольку обучение пению процесс сложный, имеющий в своей основе комплекс традиционных и обязательных педагогических приемов, следует порой отступать от них, изменяя привычную практику, идя на встречу индивидуальности учащегося. Воспитывая такие качества как: внимание, память, ритмическое чувство, вокальный слух и множество различных ощущений – эмоциональных, мышечных, акустических, интонационных, целесообразно идти не столько от жесткого тренинга, сколько от игры и формирования стойкого интереса к предмету.

В задачи обучения входит формирование и развитие у учащихся:

Художественного восприятия музыки.

Певческих навыков (устойчивое певческое дыхание, ровность звучания на протяжении всего диапазона, высокая певческая позиция, точное интонирование, певучесть голоса, четкая, ясная дикция, правильное артикулирование).

Исполнительских навыков.

Чувства метра и темпа.

Тембра голоса как одного из главных средств вокальной выразительности.

Навыков различения качества певческого тона (темного, светлого, открытого, приоткрытого) и воспроизведения его.

Бережного отношения к слову.

Навыков выразительного исполнения произведения.

Навыков работы с текстом, в том числе, иностранным.

Навыков сольного исполнения в сопровождении фортепиано, оркестра,

других инструментов.

Навыков работы с фонограммой минус.

Содержание курса первого года обучения

В результате обучения учащийся должен получить элементарные представления о строении голосового аппарата, формировании правильного певческого звука- легкого, звонкого. Следует избегать резкого, зажатого, форсированного звука.

Работа над дыханием должна начинаться с выработки певческой установки, основной смысл которой заключается в том, чтобы все мышцы тела при пении находились в свободно-активном, а не расслабленном состоянии. Вдох производится быстро, но спокойно. Окончание вдоха совпадает с мгновенной задержкой дыхания (люфт- паузой). Стимулом для развития дыхания являются дыхательная гимнастика, а так же вокальные упражнения развивающие длительность выдоха. Плавный выдох, сохранение постоянного чувства опоры способствует развитию ровности диапазона.

Важная роль в достижении красивого выразительного пения принадлежит артикуляции и дикции. Необходимо использовать специальные упражнения: скороговорки, чтение текста вслух, а так же вокальные упражнения, развивающие органы звукообразования – губы, язык, челюсти, гортань.

В течение года учащийся должен научиться:

Правильно применять певческую установку.

Пользоваться певческим дыханием (спокойный без напряжения вдох, задержание вдоха перед началом пения, выработка равномерного выдоха).

Правильному формированию гласных в сочетании с согласными звуками,

четкое произношение согласных.

Слуховое осознание чистой интонации.

В программу первого года обучения входит пение элементарных вокальных упражнений в медленном темпе с использованием следующих интервалов: ч1, м2, б2, м3, б3, ч5. В течение учебного года уч-ся обязан разучить 1-2 вокализа или песни напевного характера, 4-5 несложных произведений или современных песен (несложных по степени технической трудности и художественной сущности).

Текущий и промежуточный контроль:

В конце года уч-ся проходит контрольное прослушивание.

Методические рекомендации:

Необходимо даже на самом первом этапе обучения добиваться осознания уч-ся понимания роли тех упражнений, которые они выполняют, чего следует добиваться в работе над ним, как их нужно исполнять. Ученик должен понимать, что упражнения помогают овладению певческими навыками, они необходимы для того, чтобы песня звучала красиво и выразительно. Очень важно с самого начала воспитывать умение слушать себя, отмечать собственные ошибки.

Основа пения- гласные звуки, от правильного образования которых зависит ровность диапазона. Для этого следует использовать попевки и упражнения:

1) На гласные А, У, О, Ю.

2) Упражнения стабильного блока: на дыхание, развитие артикуляции, на медленный долгий выдох, на подвижность диафрагмы staccato, гибкости

голоса.

3) Упражнения обновляющегося блока: на легкость и подвижность голоса, напевность.

Согласные звуки произносятся четко, ясно, энергично. Необходимо научить уч-ся умению присоединять согласные к следующему слову, ясно произносить их в конце слова. В практических занятиях рекомендуется использовать такие понятия как: фраза, предложение, цезура, кульминация и т.д. Выбор репертуара зависит от степени подготовки и индивидуальных возможностей.

Примерный репертуарный список первого года обучения

Русские нар. песни - «Не летай, соловей» , « Ой, бежит ручьем вода»

Белорусская нар.песня – «Сел комарик на дубочек», «Перепелка»

Литовская нар.песни - «Добрый мельник», «Про кошку»

Франц нар. песня - «Танец утят»

Латышская нар. песня- «Где ты был так долго»

Нар.песни в обработке Бойко – «Дедушка» в стиле грузинской муз.; «Морской ветер» в стиле латышской муз.; «Небылицы» в стиле немецкой муз.

« Я ослика лечу» в стиле латиноамериканской

Бах И.С. « За рекою старый дом»

Аренский А. «Детская песня»

Брамс И. «Колыбельная», «Петрушка»

Лядов А. «Зайчик»

Абелян Л. «Про меня и муравья», «Прекрасен мир поющий»

Крылатов Е. « Ябеда – корябеда», «Все сбывается на свете»

«Колыбельная медведицы»

Шаинский В. «Улыбка», «Облака», «Когда мои друзья со мной»

Гладков Г. « Песня друзей»

Савельев Б. «Настоящий друг»

Баневич С. «Мамин день», «Песенка Незнайки», «Котик Рыжик»

«Тропинка»

Паулс Р. «Кашалотик»

Минков М. «Катерок», «Дельфины», «Удивительная лошадь»

Дубравин Я. «Пойте вместе снами», «Гаммы»

Металлиди Ж. «Тихий час»

Гладков Г. «Если был бы я девчонкой», «Песня о волшебниках»

Содержание курса второго года обучения:

На втором году обучения продолжается работа по закреплению полученных ранее начальных вокально-технических навыков, включаются элементы исполнительства. Продолжается формирование основных свойств певческого голоса: звонкости, полетности, ровности, микстового звучания, правильного звукообразования, сохранению вдыхательного состояния при пении, умению петь активно, но не форсированно.

Разностороннее воспитание певческих способностей: музыкального слуха, внимания, памяти, художественного вкуса, творческого мышления. Формирование потребности выполнять все правила пения, перенося отработанное в упражнениях на исполнение произведений.

В течение года уч-ся должен:

Расширить диапазон голоса до одной, полутора октавы.

Выровнять звучание гласных, четко произносить согласные.

Продолжить работу над организацией дыхания.

Работать над чистотой интонации.

Осваивая прием плавного звуковедения, подготовиться к исполнению вокализа.

Чувствовать движение мелодии, динамику ее развития.

В программу второго года обучения входит пение вокальных упражнений, включающих мажорные и минорные гаммы, трезвучия, опевание, вокальные упражнения в пределах октавы, скачки на ч4, ч5. В течение учебного года уч-ся должен разучить 1-2 вокализа, 4-5 вокальных произведений различного характера и содержания, познакомиться с навыками пения под фонограмму минус (для уч-ся эстрадного направления)

Текущий и промежуточный контроль:

На контрольном уроке в конце первого полугодия уч-ся должен исполнить

два произведения - вокализ и одно произведение из репертуара за первое полугодие.

На переводном экзамене в конце учебного года – два произведения, различных по характеру и содержанию.

Методические рекомендации:

Каждое новое упражнение, которое предлагается уч-ся, нуждается в образном раскрытии. Необходимо объяснять ребенку, какого звучания он должен добиться при исполнении. Механизм работы дыхательного аппарата у певцов академического и эстрадного направлений абсолютно одинаков. В первую очередь необходимо добиваться правильного диафрагматического дыхания. Полезны упражнения на staccato, которые дают возможность фиксировать работу мышц диафрагмы. Необходимо следить за тем, чтобы выдох был плавным, так как толчок дыхания вызывает зажатие голосовой щели, напряжение связок. Плавный выдох, сохранение чувства опоры - один из принципов развития ровности диапазона. При этом полезны упражнения на legato. Вокальные упражнения должны быть направлены на развитие и укрепление правильного дыхания, его экономного расходования, на формирование высокой певческой позиции. Глотка всегда должна быть свободна, рот и губы – свободны и активны. Полезны упражнения в пределах терции-квинты на сочетание: ми, зи, кра, крэ, кри, дай, дой, дуй, фа, ты, ха и т.д. Необходимо разделять при пении гласные, встречающиеся в одном слове или в конце одного и начале другого слова. Согласные произносятся легко, ясно, энергично, при активной подвижности челюсти и губ. В работе над произведением следует добиваться смыслового единства текста и музыки.

Примерный репертуарный список второго года обучения

Слов. нар.песня - «Спи, моя милая»

Груз. нар.песни - «Светлячек», «Сулико», «Песня сердца»

Нар. песни в обработке Бойко - «Как казак мыл коня» в стиле укр.нар.муз.

«Речная прохлада» в стиле негритянской муз.

Рус.нар. песни «Я посеяла ленку», «В темном лесе», «Я на горку шла»

Векерлен Ж. «Пастушка»

Гайдн Й. «Тихо дверцу в сад открой», «Если мы дружим с музыкой»

Бетховен Л. «Волшебный цветок», «Сурок»

Моцарт В. « Рассказать ли в тишине», «Колыбельная»

Шуман Р. «Совенок», «Домик у моря»

Григ Э. «Детская песенка»

Брамс И. «Соловей»

Римский-Корсаков Н. «Белка»

Гречанинов «В лесу»

Чичков Ю. «Самая счастливая»

Паулс Р. «Колыбельная»

Баневич С. «Солнышко проснется», «Синеглазка»

Гладков-Югин В. «Вот я вижу»

Савельев Е. «Если добрый ты» и др.

Дунаевский И. «Песенка о капитане», «Веселый ветер»

Минков М. «Дождя не боимся» из т/ф «Незнайка с нашего двора»

Адлер Е. «Полон музыки весь свет»

Дога Е. «Ты откуда птица?»

Раздолина З. «Детский рисунок»

Гладков Г. «Журавлик»

Содержание курса третьего года обучения:

Продолжается работа над закреплением вокально-технических навыков и освоением репертуара русской и зарубежной классики (эстрадного вокального репертуара). Обучение умению анализировать исполняемое произведение, работать над не сложным произведением с текстом. Необходимо всегда отталкиваться от слуховых представлений о качестве звучания голоса и внимательно следить за свободой и раскрепощенностью голосового аппарата.

Одна из главных задач третьего года обучения – соединение грудного и головного регистров. Хорошо замикстованный средний регистр дает возможность развивать диапазон, совершенствовать верхний регистр и преодолевать переходные ноты. Значительное внимание уделяется атаке звука, которая может быть – мягкой, твердой, придыхательной. Основным приемом в пении должна быть мягкая атака звука, твердая и придыхательная, используются реже. Они участвуют в формировании специфических приемов эстрадно-джазового пения.

В результате третьего года обучения уч-ся должен:

Иметь элементарное представление о строении голосового аппарата.

Способствовать укреплению певческого дыхания и развитию вокального слуха.

Овладеть подвижностью голоса (в соответствии со способностями).

Получить необходимые навыки четкой дикции, выразительного чтения

текста.

Чувствовать движение мелодии и кульминацию в произведении.

Получить навык работы с фонограммой минус (для эстрадного направления)

В программу третьего года обучения входит: пение вокальных упражнений, включающих мажорные и минорные гаммы в подвижном темпе, мажорные и минорные трезвучия, тесситурные скачки на сексту, октаву. В течение года уч-ся должен разучить: 1-2 вокализа, 5-6 произведений различного характера и содержания (народная песня, произведения русской и зарубежной классики, произведения современных композиторов, песни военных лет, отечественные популярные песни).

Текущий и промежуточный контроль:

На контрольном уроке в конце первого полугодия уч-ся должен исполнить два произведения - вокализ и произведение русской или зарубежной классики.

Для эстрадного направления: вокализ и отечественную популярную песню

На переводном экзамене в конце года: народную песню и произведение современного композитора

Для эстрадного направления: народную песню в современной обработке и песню военных лет или отечественную популярную песню.

Методические рекомендации:

В течение учебного процесса необходимо уделять большое внимание чистоте звучания гласных, а так же укреплению четкого, быстрого произношения согласных, что формирует дикцию, способствует чистоте интонации, экономит дыхание и помогает активной подаче звука. Следует научить ребенка слушать себя, отличать на слух качественное звучание от посредственного. Значительное внимание необходимо уделить атаке звука, которая очень важна (особенно для эстрадной манеры пения). Основным приемом атаки звука является – мягкая, твердая и придыхательная атаки звука используются реже. Атака звука является выразительным средством в пении, лирические настроения чаще связаны с применением мягкой атаки, а драматические эмоции выражаются с помощью более твердой атаки.

Примерный репертуарный список третьего года обучения

Рус.нар.песни – «Я на камушке сижу», «Посею лебеду на берегу»

«Сапожки» обр. Бойко в стиле польск.нар.муз.

«Неаполитанская колыбельная» обр. Мельо В.

Моцарт В. «Тоска по весне», «Детские игры»

Бетховен Л. «Пастушья песенка»

Шуман Р. «Вечерняя звезда»

Брамс И. «Колыбельная»

Григ Э. «Лесная песнь»

Чайковский П. «Мой садик»

Кюи Ц. «Майский день», «Осень»

Глинка М. «Жаворонок»

Гладков Г. «Чунга-чанга»

Дунаевский М. «Песня Красной шапочки», «33 коровы»

Николаев И. «Маленькая страна»

Цфасман А. «Неудачное свидание»

Молчанов К. «Журавлиная песня»

Лепин А. «Песенка о хорошем настроении»

Марченко Л. «Я учу английский», «Кашка –ромашка», «Осенний вальс»,

Морозов А. «Буду помнить»

Раздолина З. «Детский рисунок»

Добрынин В. «В детстве все бывает»

Саульский Ю. «Черный кот»

Блантер М. «В городском саду»

Крылатов Е. «Прекрасное далеко», « Крылатые качели»

Хромушин О. « Что такое лужа?»

Содержание курса четвертого года обучения:

Продолжается работа над закреплением вокально-технических навыков, развитием творческих способностей на основе вариантности мелодий, стремлением к самостоятельности в трактовке произведения. Совершенствуется умение прочтения нотного текста с листа, умение самостоятельно работать над вокальным произведением. В этом классе большое внимание отводится упражнениям, вырабатывающим кантилену: это восходящие и нисходящие гаммы, арпеджио, работа над артикуляцией и дикцией, фразировкой. Соответственно способностям уч-ся продолжается работа над подвижностью голоса, выявлением тембра. Активизируется работа над словом, раскрытием художественного содержания, выявлением стилистических особенностей произведения.

В результате четвертого года обучения уч-ся должен:

Иметь представление о различных динамических оттенках.

Иметь элементарные представления о работе резонаторов.

Выработать ощущение пространственной перспективы во время пения.

Выработать ощущение округленности (близости) звука, его высокой вокальной позиции.

Иметь представление о работе с иностранным текстом.

Научиться работать с фонограммой «минус», микрофоном (для эстрадного направления).

Выявить красивый индивидуальный тембр.

Кроме того, уч-ся должен уметь петь вокальные упражнения, включающие мажорные и минорные гаммы, мажорные и минорные трезвучия, опевания, арпеджио в медленном темпе, интервальные скачки в пределах октавы вверх и вниз. В течение учебного года уч-ся должен проработать 7-8 произведений различного характера и содержания по плану программы (вокализ, народную песню, произведения русской и зарубежной классики, популярную отечественную песню, зарубежную популярную песню).

Текущий и промежуточный контроль:

На контрольном уроке в конце первого полугодия уч-ся должен исполнить два произведения - вокализ и произведение из репертуара за первое полугодие.

На переводном экзамене в конце года 2-3 произведения - народную песню или не сложный романс, 1 произведение из репертуара за год.

Для эстрадного направления: отечественную популярную песню и

романс современного типа (ансамбль по возможности)

Методические рекомендации:

В практических занятиях, наряду с упражнениями, рекомендуется пение не сложного романса, музыки из мюзиклов и опер (знакомство с жанром). Необходимо уделять большое внимание работе над дикцией, фразировкой, нюансами, звукообразованием, умением петь piano и филировке звука.

Примерный репертуарный список четвертого года обучения

Рус. нар. песни – «Меж крутых бережков», «Ой, да не вечер»

«По улице мостовой», «Выйду ль я на реченьку»

Швейц. нар. песня «Кукушка» обр. Гунда

Итальян. нар.песня «Четыре таракана и сверчок» обр . Никольского К.

Векерлен Ж.. «менуэт Экзоде»

Перголези Дж. « Ах, зачем я не лужайка»

Бах И. « Нам день приносит свет зари»

Бетховен Л. «Венецианская песня»

Гайдн Й. «Прощальная песня»

Моцарт В. «Приход весны»

Григ Э. «Нежна, бела, как первый снег»

Шуман Р. « Весенняя песня»

Шуберт Ф. «В путь»

Алябьев А. «Прощанье с соловьем»

Глинка М. «Ты соловушка, умолкни», «Венецианская ночь»

Дюбюк А. «Не обмани»

Чайковский П. «Осень»

Кабалевский Д. «Мальчик, мельник и осел»

Крылатов Е. «Школьный романс», «Где музыка берет начало»

Минков М. «Отчего, почему?»

Славкин М. «Старушка и пират», «Стеклышко», «Мальчишка Том»

Дунаевский М. «Все пройдет», «Непогода», « Цветные сны»

Грибков С. «Весна»

Резников В. «Мой маленький дворик»

Саульский Ю. «Осенняя мелодия»

Пугачева А. «Звездное лето», «Папа купил автомобиль»

Зацепин А. «До свиданья лето»

Намин С. «Мы желаем счастья вам»

Островский А. «А у нас во дворе»

Марченко Л. «Первое свидание», «Италия», « Колибри и крокодил»

Методическое обеспечение

Обучение по специальности «сольное пение» осуществляется в тесной взаимосвязи с занятиями по предметам теоретического цикла: сольфеджио,

музыкальной литературе, пению в хоре или ансамбле, занятиям по общему курсу фортепиано. Уроки проводятся в форме индивидуальных занятий

в тесном контакте с концертмейстером. Кроме работы над произведением широко используются такие формы работы как:

1) чтение с листа

2) речевые игры, способствующие правильному смысловому интонированию

3) мимическая гимнастика

4) артикуляционная гимнастика

5) творческие задания, развивающие вокальный слух, память, образность       мышления, фантазию

6) анализ видеозаписи сольного выступления

7) самостоятельная работа с нотным и литературным текстом

8) работа над сценическим образом, подготовка концертных выступлений

9) применение здоровьесберегающих техник, способствующих правильному    функционированию и сохранению здорового голосового аппарата детей

Материально-технические средства необходимые для реализации программы

1) Фортепиано

2) Персональный компьютер

3) Усилитель, колонки

4) Микшерный пульт

5) Микрофон

Список рекомендуемой литературы:

1) Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренинг» СПб.. 2007 г.

2) Менабени А.Г. « Методика обучения сольному пению» М.. 1987 г.

3) Морозов В.П. « Вокальный слух и голос» М.. 1965 г.

4) Морозов В.П. « Искусство резонансного пения» М.. 2002 г.

5) Дмитриев Л.Б. «Основы вокальной методики» М… 2000 г.

6) Агарков О.И. «Интонирование и слуховой контроль в сольном пении»

Сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных Вып. М..1975г.

7) Назайкинский Е.В. « О психологии музыкального восприятия» М..1972 г.

8) Пекерская Е.М. «Вокальный букварь» М..1996 г.

9) Хромушин О. «Джазовое сольфеджио» СПб.. 2002 г.

10) Карягина А. « Джазовый вокал» практическое пособие

для начинающих М..2008 г.

11) Белоброва Е.Ю. «Техника эстрадного вокала»

12) Сет Риггс «Как стать звездой» аудио школа для вокалистов М..2000 г.

13) Романова Л.В. «Школа эстрадного вокала» СПб..2007 г

Вокализы и упражнения:

1) Ваккаи Н. «Школа пения»

2) Абт Ф. «Школа пения»

3) Конконе Дж. «Избранные вокализы»

4) Зейдлер Г. «Избранные вокализы»

5) Виардо П. «Упражнения для голоса»

6) Варламов А. «Школа пения», «Избранные вокализы»

Список литературы для учащихся (родителей):

1) Маркуорт Л. «Самоучитель по пению» М..АСТ: Астрель 2008 г.

2) Популярные русские романсы для голоса в сопровождении фортепиано

Выпуск 1,2,3,4. издательство АСТ ; Донецк: «Сталкер» 2003 г.

3) Милькович Е. «Систематизированный вокально-педагогический репертуар

М..Музыка, 2005 г.

4) Баневич С. «Песни для детей младшего, среднего и старшего возраста»

СПб..2004 г.

5) «Малыши поют классику» СПб.. «Композитор» 1998 г.

6) Марченко Л. «Детские песни о разном» Выпуск 1,2,3 «Феникс» 2002 г.

7) «Мелодии Бродвея» СПб.. «Композитор» 2005 г.

8) П.Чайковский «Оперные арии и дуэты, романсы» учебно-концертный репертуар СПб..2010 г.

9) «Избранные дуэты русских композиторов» издательство «Музыка» 1985 г.

10) «Смешной человечек на крыше живет» песни на стихи П. Синявского Ярославль: Академия холдинг, 2003 г.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации