Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1–4 классах кружка «Солнечная палитра» общекультурного направления

15
8
Материал опубликован 5 May 2018 в группе

Пермский край, с. Усть-Кишерть

«МБОУ Кишертская средняя общеобразовательная школа им.Л.П.Дробышевского»                                          

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1-4 классах кружка «Солнечная палитра»

общекультурного направления.

Разработчик и руководитель: учитель изобразительного искусства Ватолина Светлана Анатольевна.

 

Пояснительная записка.

 

Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса «Изобразительное искусство» внеурочной деятельности в 1-4 классах образовательных учреждений на основе:

Закона Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования (2009 г.);

Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. №1598);

примерной программы «Изобразительное искусство и художественный труд»1-4 классы, под редакцией Б. М. Неменского, Л.А. Неменская (Москва, «Просвещение», 2007 г.);

примерной программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Работаем по новым стандартам. Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов. ( Москва «Просвещение», 2011г.); положения о рабочих программах МБОУ «Кишертская СОШ»;

плана внеурочной деятельности ОО на 2017-2021 учебные года.

Программа внеурочной деятельности распределена на разделы и темы занятий, которые углубляют, дополняют уроки изобразительного искусства. Программа адаптирована.

На изучение курса внеурочной деятельности кружка «Солнечная палитра» в 1-х классах (1 группа)-33 часа в год, 1 час неделю, количество учебных недель 33. В 2 классах (2 группа) -34 часа в год,1 час в неделю, количество учебных недель 34. В 3-4 классах (3 группа)-34 часа в год, 1 час в неделю, количество недель 34.

 

Для реализации программного содержания используются:

- Программы, разработанные под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. Н. Неменского. «Изобразительное искусство и художественный труд»1-4классы. Издательство «Просвещение» 2007 г.

- Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Работаем по новым стандартам. Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов. Москва «Просвещение», 2011 г.-80с.

- Неменская Л. А. Искусство и ты, учебник для 1 класса. М.: Издательство «Просвещение», 2011 г.

- Либби Норман. Дизайн интерьера. Цвета стиль. Белгород 2008 г.-128с.: ил.

- Н.С. Жданова Обучение основам дизайна. Конспекты уроков. Москва «Владос»,2013 г.-246с.

- Иллюстрированный художественный словарь орнамента. Проект Натальи Талавира. Пермь 2010 г.-86с.: ил.

- Основы рисования по представлению. В.Ю.Лапин. Москва архит. ин-т.-М,:МАРХИ, 1981 г.

- Искусство вокруг нас: Учебник для 3 кл. Начальная школа. / Под ред. Неменского Б.М., - М.: Просвещение, 2013 г. Горяева Н.А.

 

Цель программы формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, привитие интереса к изобразительному искусству, развитие сюжетного рисования нетрадиционными техниками изображения.

 

Задачи программы -

Обучающие:

- ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;

- освоение учащимися нетрадиционными техниками рисования;

- использование нетрадиционных техник изображения в    самостоятельной деятельности учащихся.

- усваивание учащимися элементарных основ реалистического искусства,    формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению.

- овладение техникой конструкции изображения - ознакомление с первоосновами дизайна

 

 

Развивающие:

- развитие      у      детей       изобразительных      способностей,       эстетического художественного      вкуса,      творческого      воображения,                                 пространственного эстетического вкуса и понимание прекрасного,

- развивать устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера; - формирование творческих способностей, духовной культуры;

- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуацияхвосприятия, мышления,

 

Воспитывающие:

- воспитание интереса и любви к искусству,

- воспитание усидчивости, аккуратности и терпения,

- обучение   ребёнка    творческому    подходу    к    любой    работе    осуществлять     трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;

- воспитывать в детях любовь к своей родине

- добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

 

Структура программы

Программа кружка изобразительное искусство основана на принципах, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.

Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.

Изучение каждой темы завершается выполнением какогоибо творческого задания.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности

Дидактический материал:

- журналы, статьи, публикации с описанием техники рисования. - раздаточный материал, шаблоны, карточки с заданиями.

 

Актуальность

 

Изобразительное искусство удивительный вид творчества, дающий возможность раскрыть свои умения, способности любому человеку. Перед обучающимися открываются двери в мир прекрасного, из которого потом не хочется выходить. И как отметил Сухомлинский: «Искусство это время и пространство, в котором живет красота человеческого духа. Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познает человеческое в человеке, поднимает себя до прекрасного»

Программа по изобразительному искусству художественно-творческой деятельности детского объединения предназначена для детей от    7    до 10 лет с разными возможностями ля одарённых детей и для детей с ограниченными возможностями здоровья) и рассчитана на 4 года.

Неоспоримо значение искусства в формировании духовных и нравственных качеств личности. Искусство развивает: ум и наблюдательность, воспитывает нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное, выступает гарантией социализации личности ребенка в обществе.

21 век предполагает человека с творческими способностями. Занятия по изобразительному искусству имеют большое значение для умственного развития детей. Умственное развитие школьника определяется тем, что в изобразительной деятельности дети передают свои переживания, чувства, впечатления, полученные от взаимодействия с объектом.

Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума.

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.

Вот такое творческое начало искусство воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.

Таким образом, особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.

Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением классной комнаты, школы, дома, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок.

 

 

Формы занятий:

игры; беседы;

индивидуальные и групповые занятия; практические занятия;

создание проектов; коллективная работа; участие в конкурсах; экскурсии.

 

 

Формы организации внеурочной деятельности:

Коллективная работа; работа по группам; работа в парах; индивидуальная.

 

формирование компетенции личностного самосовершенствования

 

Дети, пришедшие в школу, уже не те, что были 10 лет назад. Они более активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Они более практичные. Несомненно, для проведения занятий с такими детьми необходимо использовать активные, продуктивные, побуждающие к творчеству методы:

вербальные

демонстрация: (картины, муляжи, рисунки детей) практические: (работа с бумагой, пластилином …) наблюдения: (экскурсии, виртуальные посещения музея..) самостоятельная работа с литературой;

конкурсы творческих проектов.

Современная школа стремится построить процесс обучения и воспитания наиболее эффективно, внедряя в свою деятельность различные инновационные технологии.

 

Инновационные технологии:

 

Проектная деятельность. Частично-поисковая деятельность. Создание презентаций.

Нетрадиционные техники рисования.

 

 

ПРИНЦИПЫ:

 

 целостности и эмоционального освоения материала через художественные средства;

 

 связи искусства с окружающей действительностью;

 

 единства реальности и фантазии.

 

 Принцип целостности и эмоционального освоения материала через художественные средства.

Применение выразительных изобразительных средств, материалов, для выражения эмоций, настроения, характера.

 Принцип связи искусства с окружающей действительностью.

Явления искусства должны постепенно помогать, ребенку глубже чувствовать и понимать собственную жизнь, свои связи с окружающим миром, семьей, друзьями, с обществом, с человечеством в целом.

 Принцип единства реальности и фантазии.

Формирование творческой активности невозможно без формирования таких важнейших художественных навыков как наблюдательность и фантазия. Поразительная способность ребенка увидеть необычное в обыденном, удивляться там, где для многих взрослых нет ничего особенного, известна каждому родителю и педагогу.

Использование этих принципов в проектировании образовательной программы создают условия для:

ориентации учителя на личностные интересы, потребности, способности ребенка;

возможности свободного самоопределения и самореализации в образовательном процессе, как ребенка, так и учителя.

“Невозможно по-настоящему увлечь и заинтересовать детей, побудить их искать собственный творческий путь, не задавая себе вопросов “Зачем?”, “Почему?”, “Для чего?”, не понимая истинного смысла обучения искусством.

В своей работе я опираюсь на методику Бориса Михайловича Неменского, которая способствует развитию творчества, учит изображать, украшать и моделировать.

Занятия ориентированы на интересы и творческие возможности детей.

 

Реализация по годам:

 

1 класс «Кисточка и её друзья»

Цель:       активизировать        внимание,       наблюдательность       детей,       формирование коммуникативной компетенции.

 

2 класс «Мир искусства»

Цель: развивать умения и навыки художественной деятельности, формирование общекультурной компетенции.

 

3 класс «Какого цвета Родина?» Ты дизайнер.

Цель: развивать способности к эмоционально-ценностному восприятию красоты родного края, формирование ценностно-ориентационной компетенции.

 

4 класс «Глазами художника»

Цель: развивать умение выражать художественными средствами своё отношение к миру,

 

 

Содержание курса по предмету «Изобразительное искусство», внеурочной деятельности кружка «Солнечная палитра» для начальных классов.

 

1 класс. «Кисточка и её друзья».

 

 Знакомимся с Кисточкой и её другом - Солнечным гномиком (8 ч.)

Усваивание учащимися элементарных основ реалистического искусства,    формирование навыков рисования по памяти, по представлению.

Овладение техникой конструкции изображения. Приобретение навыков работы кисточками.

 Знакомство Кисточки с Мастером Украшения (8 ч.)

Как художники учатся у природы. Наблюдения за явлениями природы. Как появляются украшения. Приобретение первичных навыков декоративного искусства. Составления узора. Рисование элементов узора, орнамента. Цветовой ритм.

 Мастер Постройки и Кисточка (9 ч.)

Находим постройки в природе и в жизни человека. Приобретение навыков с объемными формами. Лепка. Бумажная пластика.

 Три брата и Кисточка (8 ч.)

Тренировочные занятия по проектной деятельности. Закрепление полученных знаний, умений и навыков.

Формы организации:

игры; беседы; индивидуальные и групповые занятия; практические занятия; создание проектов (помощь учителя); экскурсии.

 Виды деятельности:

Тренировочная проектная деятельность. Частично-поисковая деятельность. Творческая работа.

 

2 класс. «Мир искусства».

 

 В мастерской художника (8 ч.)

Развивать умения и навыки художественной деятельности, формирование общекультурной компетенции. Ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов; использование нетрадиционных техник изображения в    самостоятельной деятельности учащихся.

Усваивание учащимися элементарных основ реалистического искусства,   формирование навыков рисования по памяти, по представлению.

 Страна Вообразилия (10 ч.)

Использование нетрадиционных техник изображения для фантазийных композиций и для работы над проектом.

 Краски раскрывают характер (8 ч.)

Использование живописных нетрадиционных техник изображения в выражении характера, настроения изображаемых образов.

 Волшебная радуга (8 ч.)

Освоение некоторых художественных знаний и навыков в цветоведении. Формы организации:

игры; беседы; индивидуальные и групповые занятия; практические занятия; создание проектов; коллективная работа; участие в конкурсах; экскурсии.

Виды деятельности:

Проектная деятельность. Частично-поисковая деятельность. Нетрадиционные техники рисования. Творческая работа. Просмотр презентаций.

 

 

3 класс. «Какого цвета Родина?» Ты дизайнер.

 

 Первичные навыки дизайна (16 ч.)

Развивать устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;

развивать способности к эмоционально-ценностному восприятию красоты родного края, формирование ценностно-ориентационной компетенции.

Организация в дизайне. Новые термины и понятия изобразительного искусства и дизайна. Использование нетрадиционных техник изображения.

 Зрелище и досуг (10 ч.)

Дизайн в цирке, в театре. Дизайн в оформлении книг. Виды и стили дизайна. Конструкция и оформление книжки малышки своими руками.

 Художник и музей (8 ч.)

Музеи искусства России, Пермского края. Виртуальные посещения Третьяковской галереи. Составления презентаций. Портретная стилизация.

Формы организации:

игры; беседы; индивидуальные и групповые занятия; практические занятия; создание проектов; коллективная работа; участие в конкурсах; экскурсии.

 Виды деятельности:

Проектная     деятельность.     Частично-поисковая     деятельность.     Создание     презентаций Нетрадиционные техники рисования. Конструирование.

 

4 класс. «Глазами художника». Родной край (8 ч.)

Формирование творческих способностей, духовной культуры; воспитание интереса и любви к искусству,

воспитание усидчивости, аккуратности и терпения.

Обучение ребёнка творческому подходу к любой работе осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;

воспитывать в детях любовь к своей родине.

 Иллюстрации (8 ч.)

Добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

Развитие      у      детей      изобразительных      способностей,      эстетического      восприятия, художественного     вкуса,     творческого     воображения,     пространственного     мышления, эстетического вкуса и понимание прекрасного.

 Рисуем счастье (7 ч.)

Формирование творческих способностей, духовной культуры;

развивать умение выражать художественными средствами своё отношение к миру.

 Дизайнерское мастерство (8 ч.)

Развивать устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера; Быть в роли дизайнеров одежды, интерьеров, предметов.

Формы организации:

беседы; индивидуальные и групповые занятия; практические занятия; создание проектов; коллективная работа; участие в конкурсах; виртуальные экскурсии.

Виды деятельности:

Проектная деятельность. Частично-поисковая деятельность. Нетрадиционные техники рисования. Иллюстрирование. Конструирование. Макетирование.

 

 

Результаты освоения курса «Изобразительное искусство» внеурочной деятельности кружка «Солнечная палитра» с 1 по 4 класс.

 

В ходе реализации данной программы мои ученики должны сформироваться, как активные личности с высоким эстетическим вкусом, умеющие выражать художественными средствами свое  отношение  к  миру,  выбирать  правильную жизненную  позицию,    обладающие коммуникативными, познавательными, регулятивными и личностными универсальными действиями. Результаты освоения курса характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется на занятиях кружка:

-понимание образной природы искусства;

стетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

-применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

-умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

-усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

-способность    использовать    в    художественно-творческой    деятельности    художественные различные материалы и художественные техники;

-способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

-овладение первоначальными      навыками дизайна, моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа.

 

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе занятий кружка «Солнечная палитра»:

-чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

-понимание особой роли культуры и   искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

-формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

-овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

-умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

 

Метапредметные    результаты  характеризуют     уровень     формирования    универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

-овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

-овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

-использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач, выполнения творческих проектов, моделирования и т.д.;

-умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

сознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

 

 

В результате обучения в кружке в уч-ся должны получить знания:

 

 в области композиции, цветоведения; в области основ дизайна; построения предметов.

Умения:

свободно работать гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом; последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала для изображения и т.п.) конструировать, декоративно оформлять предметы;

использовать правила построения при любом изображении; использовать дизайнерские навыки.

Комментарии

Полезный ресурс! Передам специалисту!

2 February 2019

Буду рада, если материал будет востребован. Спасибо, Марина Юрьевна.

8 February 2019

Спасибо, Светлана Анатольевна, что делитесь с коллегами своими материалами!

8 February 2019

Вам спасибо, Раиса Поликарповна, за отзыв.

8 February 2019

Благодарность вам от молодого специалиста!!

8 February 2019

Я рада. Программа авторская, создавалась по НОО ФГОС внеурочной деятельности.

8 February 2019

Именно такая и нужна была! А я её случайно обнаружила!!!

8 February 2019

Спасибо большое за работу, Мветлана Анатольевна!!!

9 February 2019

Похожие публикации