Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1–4 классах кружка «Солнечная палитра» общекультурного направления
Пермский край, с. Усть-Кишерть
«МБОУ Кишертская средняя общеобразовательная школа им.Л.П.Дробышевского»
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1-4 классах кружка «Солнечная палитра»
общекультурного направления.
Разработчик и руководитель: учитель изобразительного искусства Ватолина Светлана Анатольевна.
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса «Изобразительное искусство» внеурочной деятельности в 1-4 классах образовательных учреждений на основе:
Закона Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования (2009 г.);
Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. №1598);
примерной программы «Изобразительное искусство и художественный труд»1-4 классы, под редакцией Б. М. Неменского, Л.А. Неменская (Москва, «Просвещение», 2007 г.);
примерной программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Работаем по новым стандартам. Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов. ( Москва «Просвещение», 2011г.); положения о рабочих программах МБОУ «Кишертская СОШ»;
плана внеурочной деятельности ОО на 2017-2021 учебные года.
Программа внеурочной деятельности распределена на разделы и темы занятий, которые углубляют, дополняют уроки изобразительного искусства. Программа адаптирована.
На изучение курса внеурочной деятельности кружка «Солнечная палитра» в 1-х классах (1 группа)-33 часа в год, 1 час неделю, количество учебных недель 33. В 2-х классах (2 группа) -34 часа в год,1 час в неделю, количество учебных недель 34. В 3-4 классах (3-я группа)-34 часа в год, 1 час в неделю, количество недель 34.
Для реализации программного содержания используются:
- Программы, разработанные под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. Н. Неменского. «Изобразительное искусство и художественный труд»1-4классы. Издательство «Просвещение» 2007 г.
- Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Работаем по новым стандартам. Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов. Москва «Просвещение», 2011 г.-80с.
- Неменская Л. А. Искусство и ты, учебник для 1 класса. – М.: Издательство «Просвещение», 2011 г.
- Либби Норман. Дизайн интерьера. Цвета стиль. Белгород 2008 г.-128с.: ил.
- Н.С. Жданова Обучение основам дизайна. Конспекты уроков. Москва «Владос»,2013 г.-246с.
- Иллюстрированный художественный словарь орнамента. Проект Натальи Талавира. Пермь 2010 г.-86с.: ил.
- Основы рисования по представлению. В.Ю.Лапин. Москва архит. ин-т.-М,:МАРХИ, 1981 г.
- Искусство вокруг нас: Учебник для 3 кл. Начальная школа. / Под ред. Неменского Б.М., - М.: Просвещение, 2013 г. Горяева Н.А.
Цель программы – формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, привитие интереса к изобразительному искусству, развитие сюжетного рисования нетрадиционными техниками изображения.
Задачи программы -
Обучающие:
- ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;
- освоение учащимися нетрадиционными техниками рисования;
- использование нетрадиционных техник изображения в самостоятельной деятельности учащихся.
- усваивание учащимися элементарных основ реалистического искусства, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению.
- овладение техникой конструкции изображения - ознакомление с первоосновами дизайна
Развивающие:
- развитие у детей изобразительных способностей, эстетического художественного вкуса, творческого воображения, пространственного эстетического вкуса и понимание прекрасного,
- развивать устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера; - формирование творческих способностей, духовной культуры;
- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях; восприятия, мышления,
Воспитывающие:
- воспитание интереса и любви к искусству,
- воспитание усидчивости, аккуратности и терпения,
- обучение ребёнка творческому подходу к любой работе осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
- воспитывать в детях любовь к своей родине
- добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
Структура программы
Программа кружка изобразительное искусство основана на принципах, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.
Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.
Изучение каждой темы завершается выполнением какого-либо творческого задания.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности
Дидактический материал:
- журналы, статьи, публикации с описанием техники рисования. - раздаточный материал, шаблоны, карточки с заданиями.
Актуальность
Изобразительное искусство – удивительный вид творчества, дающий возможность раскрыть свои умения, способности любому человеку. Перед обучающимися открываются двери в мир прекрасного, из которого потом не хочется выходить. И как отметил Сухомлинский: «Искусство – это время и пространство, в котором живет красота человеческого духа. Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познает человеческое в человеке, поднимает себя до прекрасного…»
Программа по изобразительному искусству художественно-творческой деятельности детского объединения предназначена для детей от 7 до 10 лет с разными возможностями (для одарённых детей и для детей с ограниченными возможностями здоровья) и рассчитана на 4 года.
Неоспоримо значение искусства в формировании духовных и нравственных качеств личности. Искусство развивает: ум и наблюдательность, воспитывает нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное, выступает гарантией социализации личности ребенка в обществе.
21 век предполагает человека с творческими способностями. Занятия по изобразительному искусству имеют большое значение для умственного развития детей. Умственное развитие школьника определяется тем, что в изобразительной деятельности дети передают свои переживания, чувства, впечатления, полученные от взаимодействия с объектом.
Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума.
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
Вот такое творческое начало искусство воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.
Таким образом, особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.
Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением классной комнаты, школы, дома, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок.
Формы занятий:
игры; беседы;
индивидуальные и групповые занятия; практические занятия;
создание проектов; коллективная работа; участие в конкурсах; экскурсии.
Формы организации внеурочной деятельности:
Коллективная работа; работа по группам; работа в парах; индивидуальная.
формирование компетенции личностного самосовершенствования
Дети, пришедшие в школу, уже не те, что были 10 лет назад. Они более активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Они более практичные. Несомненно, для проведения занятий с такими детьми необходимо использовать активные, продуктивные, побуждающие к творчеству методы:
вербальные
демонстрация: (картины, муляжи, рисунки детей) практические: (работа с бумагой, пластилином …) наблюдения: (экскурсии, виртуальные посещения музея..) самостоятельная работа с литературой;
конкурсы творческих проектов.
Современная школа стремится построить процесс обучения и воспитания наиболее эффективно, внедряя в свою деятельность различные инновационные технологии.
Инновационные технологии:
Проектная деятельность. Частично-поисковая деятельность. Создание презентаций.
Нетрадиционные техники рисования.
ПРИНЦИПЫ:
целостности и эмоционального освоения материала через художественные средства;
связи искусства с окружающей действительностью;
единства реальности и фантазии.
Принцип целостности и эмоционального освоения материала через художественные средства.
Применение выразительных изобразительных средств, материалов, для выражения эмоций, настроения, характера.
Принцип связи искусства с окружающей действительностью.
Явления искусства должны постепенно помогать, ребенку глубже чувствовать и понимать собственную жизнь, свои связи с окружающим миром, семьей, друзьями, с обществом, с человечеством в целом.
Принцип единства реальности и фантазии.
Формирование творческой активности невозможно без формирования таких важнейших художественных навыков как наблюдательность и фантазия. Поразительная способность ребенка увидеть необычное в обыденном, удивляться там, где для многих взрослых нет ничего особенного, известна каждому родителю и педагогу.
Использование этих принципов в проектировании образовательной программы создают условия для:
ориентации учителя на личностные интересы, потребности, способности ребенка;
возможности свободного самоопределения и самореализации в образовательном процессе, как ребенка, так и учителя.
“Невозможно по-настоящему увлечь и заинтересовать детей, побудить их искать собственный творческий путь, не задавая себе вопросов “Зачем?”, “Почему?”, “Для чего?”, не понимая истинного смысла обучения искусством.
В своей работе я опираюсь на методику Бориса Михайловича Неменского, которая способствует развитию творчества, учит изображать, украшать и моделировать.
Занятия ориентированы на интересы и творческие возможности детей.
Реализация по годам:
1 класс «Кисточка и её друзья»
Цель: активизировать внимание, наблюдательность детей, формирование коммуникативной компетенции.
2 класс «Мир искусства»
Цель: развивать умения и навыки художественной деятельности, формирование общекультурной компетенции.
3 класс «Какого цвета Родина?» Ты дизайнер.
Цель: развивать способности к эмоционально-ценностному восприятию красоты родного края, формирование ценностно-ориентационной компетенции.
4 класс «Глазами художника»
Цель: развивать умение выражать художественными средствами своё отношение к миру,
Содержание курса по предмету «Изобразительное искусство», внеурочной деятельности кружка «Солнечная палитра» для начальных классов.
1 класс. «Кисточка и её друзья».
Знакомимся с Кисточкой и её другом - Солнечным гномиком (8 ч.)
Усваивание учащимися элементарных основ реалистического искусства, формирование навыков рисования по памяти, по представлению.
Овладение техникой конструкции изображения. Приобретение навыков работы кисточками.
Знакомство Кисточки с Мастером Украшения (8 ч.)
Как художники учатся у природы. Наблюдения за явлениями природы. Как появляются украшения. Приобретение первичных навыков декоративного искусства. Составления узора. Рисование элементов узора, орнамента. Цветовой ритм.
Мастер Постройки и Кисточка (9 ч.)
Находим постройки в природе и в жизни человека. Приобретение навыков с объемными формами. Лепка. Бумажная пластика.
Три брата и Кисточка (8 ч.)
Тренировочные занятия по проектной деятельности. Закрепление полученных знаний, умений и навыков.
Формы организации:
игры; беседы; индивидуальные и групповые занятия; практические занятия; создание проектов (помощь учителя); экскурсии.
Виды деятельности:
Тренировочная проектная деятельность. Частично-поисковая деятельность. Творческая работа.
2 класс. «Мир искусства».
В мастерской художника (8 ч.)
Развивать умения и навыки художественной деятельности, формирование общекультурной компетенции. Ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов; использование нетрадиционных техник изображения в самостоятельной деятельности учащихся.
Усваивание учащимися элементарных основ реалистического искусства, формирование навыков рисования по памяти, по представлению.
Страна Вообразилия (10 ч.)
Использование нетрадиционных техник изображения для фантазийных композиций и для работы над проектом.
Краски раскрывают характер (8 ч.)
Использование живописных нетрадиционных техник изображения в выражении характера, настроения изображаемых образов.
Волшебная радуга (8 ч.)
Освоение некоторых художественных знаний и навыков в цветоведении. Формы организации:
игры; беседы; индивидуальные и групповые занятия; практические занятия; создание проектов; коллективная работа; участие в конкурсах; экскурсии.
Виды деятельности:
Проектная деятельность. Частично-поисковая деятельность. Нетрадиционные техники рисования. Творческая работа. Просмотр презентаций.
3 класс. «Какого цвета Родина?» Ты дизайнер.
Первичные навыки дизайна (16 ч.)
Развивать устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
развивать способности к эмоционально-ценностному восприятию красоты родного края, формирование ценностно-ориентационной компетенции.
Организация в дизайне. Новые термины и понятия изобразительного искусства и дизайна. Использование нетрадиционных техник изображения.
Зрелище и досуг (10 ч.)
Дизайн в цирке, в театре. Дизайн в оформлении книг. Виды и стили дизайна. Конструкция и оформление книжки – малышки своими руками.
Художник и музей (8 ч.)
Музеи искусства России, Пермского края. Виртуальные посещения Третьяковской галереи. Составления презентаций. Портретная стилизация.
Формы организации:
игры; беседы; индивидуальные и групповые занятия; практические занятия; создание проектов; коллективная работа; участие в конкурсах; экскурсии.
Виды деятельности:
Проектная деятельность. Частично-поисковая деятельность. Создание презентаций Нетрадиционные техники рисования. Конструирование.
4 класс. «Глазами художника». Родной край (8 ч.)
Формирование творческих способностей, духовной культуры; воспитание интереса и любви к искусству,
воспитание усидчивости, аккуратности и терпения.
Обучение ребёнка творческому подходу к любой работе осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
воспитывать в детях любовь к своей родине.
Иллюстрации (8 ч.)
Добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
Развитие у детей изобразительных способностей, эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического вкуса и понимание прекрасного.
Рисуем счастье (7 ч.)
Формирование творческих способностей, духовной культуры;
развивать умение выражать художественными средствами своё отношение к миру.
Дизайнерское мастерство (8 ч.)
Развивать устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера; Быть в роли дизайнеров одежды, интерьеров, предметов.
Формы организации:
беседы; индивидуальные и групповые занятия; практические занятия; создание проектов; коллективная работа; участие в конкурсах; виртуальные экскурсии.
Виды деятельности:
Проектная деятельность. Частично-поисковая деятельность. Нетрадиционные техники рисования. Иллюстрирование. Конструирование. Макетирование.
Результаты освоения курса «Изобразительное искусство» внеурочной деятельности кружка «Солнечная палитра» с 1 по 4 класс.
В ходе реализации данной программы мои ученики должны сформироваться, как активные личности с высоким эстетическим вкусом, умеющие выражать художественными средствами свое отношение к миру, выбирать правильную жизненную позицию, обладающие коммуникативными, познавательными, регулятивными и личностными универсальными действиями. Результаты освоения курса характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется на занятиях кружка:
-понимание образной природы искусства;
-эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
-применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
-умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
-усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
-способность использовать в художественно-творческой деятельности художественные различные материалы и художественные техники;
-способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
-овладение первоначальными навыками дизайна, моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе занятий кружка «Солнечная палитра»:
-чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
-понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
-формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
-овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
-умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень формирования универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
-овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
-овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
-использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач, выполнения творческих проектов, моделирования и т.д.;
-умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
-осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
В результате обучения в кружке в уч-ся должны получить знания:
в области композиции, цветоведения; в области основ дизайна; построения предметов.
Умения:
свободно работать гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом; последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала для изображения и т.п.) конструировать, декоративно оформлять предметы;
использовать правила построения при любом изображении; использовать дизайнерские навыки.
Горбачёва Марина Юрьевна
Ватолина Светлана Анатольевна
Трефилова Раиса Поликарповна
Ватолина Светлана Анатольевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Ватолина Светлана Анатольевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Сингаевская Наталья Валерьевна