Анимированное занятие (Gif) на тему «Бобры. Отряд Грызуны» (4–7 классы)
Разработка занятий. Млекопитающие. Рекорды природы.
Пояснительная записка
Занятие кружка «Я познаю мир » 3год обучения
Возраст: 9-10лет
Тип занятия - Изучение и первичное закрепление новых знаний.
Занятие разработано:
Н. Е. Макарова «Животные. Рекорды природы» Серия основана в 2000году.
Н. Непомнящий ; Энциклопедии; Издательский дом: Вече; 2008год
Основой занятия – Является беседа, сообщения воспитанников с просмотром видеоматериалов и презентации.
Авторские продукты: видеоматериал и презентация (Gif) по теме.
Необходимые технические средства и материалы для проведения занятия: Мультимедийный проектор, компьютер, онлайн трансляция видеоматериала с Сайта YouTube
Методы и приемы: репродуктивный, интерактивный, проблемный, диалогический,
Деятельность воспитанников: фронтальная, парная,
Технологии: ИКТ, личностно-ориентированная, здоровье сберегающая.
Основные принципы при проведении занятия:
применение различных форм групповой работы;
не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального фона занятия;
создание условий для общения учащихся как основы внутренней мотивации к учению;
уважительное отношение к детскому знанию и незнанию;
оценка не только знаний, но и стремления к ним, находчивости;
Цель – создание условий для формирования склонности обучающихся для самостоятельного приобретение недостающих знаний из разных источников эффективного использования ресурсов ДОД в интересах детей.
Задачи:
Образовательные:
- расширять знания о природе на основе глубокого и прочного освоения учебного материала;
-обрабатывать, обобщать и анализировать полученную информацию;
Развивающие:
- развить способности аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, классифицировать изучаемую информацию;
формировать эмоционально-эстетического и нравственного восприятия природы, памяти и внимания;
создавать необходимых условий для развития творческой личности и выработки у каждого воспитанника жизненной позиции;.
Воспитательные:
- воспитывать ответственного отношения к окружающей среде;
- формировать чувство ответственности за судьбу родного края, развитие культуры в формирование умений, навыков, приёмов исследования условий существования животных;
- развитие чувств коллективизма и коммуникативных навыков в общении.
Структура занятия
Первичное усвоение. (Просмотр видеоматериала, презентации)
Осознание и осмысление . (Беседа)
Индивидуальные сообщения обучающихся по теме
Первичное закрепление
Рефлексия и подведение итогов занятия
Анонс занятия
ГРЫЗУНЫ
Грызуны — преимущественно растительноядные животные. Число грызунов очень велико, по мнению многих систематиков — около 1700 видов, что составляет 2/5 всех млекопитающих.
В отряде грызунов около 30 семейств. Сейчас его обычно разделяют на 3 подотряда: белкообразные (белки, суслики, сурки, бурундуки, бобры и др.), мышеобразные (мыши, крысы, хомяки, полевки, тушканчики и др.) и дикообразные (дикобра зы, иглистые крысы, морские свинки, водосвинки, агути и др.). Продолжительность жизни этих животных колеблется от 2 до 22 лет.
Презентация Бобры
Презентация Бобры
PPT / 55.77 Мб
БОБРЫ
Бобры обитают в тех местностях Старого и Нового Света, где находятся обильные реки. В Европе встречаются весьма редко. Эти грызуны завоевали себе славу четвероногих инженеров, так как строят из срезанных собственными зубами стволов деревьев и веток плотины, удерживающие воду на уровне, необходимом для затопления выхода из бобровой хатки. Они уже давно пользуются всеобщим уважением и не только стали символом трудолюбия и упорства, но и многому научили людей, которые позаимствовали у них некоторые приемы и инженерные решения в строительстве плотин.
Пять миллионов лет назад предки бобров могли посоперничать с самим медведем. Современные бобры, конечно, гораздо меньше. Взрослый бобр весит 20—30 кг при длине 1,2 м. От холода его спасает густой слой жира и густая прекрасная шерсть, которую он содержит в образцовом порядке, расчесывая ее или же смазывая для водонепроницаемости маслянистым веществом своих желез. На задних лапах у него есть плавательные перепонки, связывающие все 5 пальцев. Толстое и неуклюжее туловище расширяется к хвосту, широкому и плоскому, который служит животному рулем при плавании и нырянии, а также опорой, когда он сидит. Уши небольшие и скрыты в шерсти; во время ныряния слуховые отверстия за крываются. Подвижные мясистые ноздри тоже могут плотно смыкаться, так что вода в них не попадает. Благодаря таким приспособлениям бобр может проводить под водой до 15 минут! А отталкиваясь от воды сильными задними лапами, он развивает скорость до 10 км/ч! Его передние, довольно маленькие лапы лишены перепонок, зато вооружены длинными сильными когтями для копания. Плавая, бобр сжимает передние лапы в кулачки и отталкивает ими всякие помехи. Ими же он носит ветки и глину, прижимая их к груди и нижней челюсти.
Из пяти чувств у бобров наиболее развиты слух и обоняние. Питаются они растениями, в основном корой лиственных деревьев. Образ жизни ведут ночной. Живут обыкновенно отдельными парами и лишь в наиболее уединенных местах соединяются в колонии. Зимней спячки у них не бывает. На зиму они запасают ветки под водой, иногда до 50—80 кубометров! Детенышей (3—5, реже — 8) рожают раз в году, в апреле-мае. Через день-два бобрята уже плавают, а через 3 недели едят растения, хотя мать еще некоторое время продолжает кормить их своим молоком.
Бобры, обитающие у большой реки или озера, нередко попросту выкапывают себе нору в крутом берегу. Но прославились они тем, что перегораживают плотиной ручьи и строят недоступные для врагов хатки-островки, которые бывают до 2 м высотой. Причем высота такого строения всегда вдвое меньше ширины, а в длину оно тянется на 100—200 м.
Для строительства и питания бобры используют ольху и осину, которая густо растет по берегам рек и озер. Деревья валят, перегрызая ствол. Куски дерева в зубах перетаскивают к месту строительства и втыкают острым концом в дно, а другие — закладывают так, чтобы их не унесло течением. Мало- помалу над рекой поднимается ровный вал из хвороста, для верности придавленный камнями весом в 15—18 кг. Глина, листья и всякий мусор завершают дело.
Специалистов иногда поражают размеры построенных бобрами плотин, целесообразность выбора места, сложность конструкций и разнообразие типов бобровых жилищ. Причем, их строительное искусство, отнюдь, не застывший стереотип. Любопытен такой опыт. Сквозь бобровую плотину у ее основания пропустили дренажную трубку. Вода начала быстро уходить из пруда. Звери забеспокоились и пытались приостановить падение уровня воды. Вначале сработали автоматические, традиционные навыки: бобры принялись надстраивать плотину, таскать ил на ее гребень. Это, разумеется, не помогло. Тогда звери отыскали торчащий выше по течению конец трубки и попытались забить его илом. Но исследователи предусмотрели эту возможность: вода в трубку поступала не только через ее торцовую часть, но и через несколько боковых отверстий. Замазать их звери не смогли. Тогда они — опять-таки безо всякого успеха — длительное время пытались закупорить наружный конец трубки. Уже эти действия зверей были весьма сложными и давали основание полагать, что здесь ученые столкнулись с принципами элементарного мышления. Последний их поступок, по мнению ряда специалистов, не оставляет в этом никаких сомнений. Бобры, в конце концов, нашли единственно правильный выход. Они изменили форму плотины так, что ее основание оказалось ниже стока дренажной трубки. Убыль воды прекратилась...
Очевидно, одними инстинктами описанные действия бобров не объяснить — в данном случае мы имеем дело с проявлением элементарного разума. Такую возможность ученые допускали уже давно.
В США однажды обнаружили бобровую плотину 6-метровой высоты, хотя ее длина была всего 10 м. А вот около городка Берлин в штате Нью-Хэмпшир нашли плотину длиной 1200 м; в запруде за ней было выстроено 40 бобровых хаток.
В XIX веке бобры чуть не погибли из-за моды на их шикарный мех. Спасло их то, что мода быстро прошла, и были приняты законы об охране животных. Бобры начали плодиться так бурно, что в некоторых районах они превратились в настоящих вредителей, затопляя поля, дороги и лесные участки. В таких случаях их приходится отлавливать и переселять в более глухие места, где они могут строить запруды, никому не мешая. Во многих странах мира есть заповедники, где бобры устраивают запруды и строят свои хатки.
Закрепление знаний
1.В какой из этих стран обитают бобры:
А) Чили; б) Италия; в) Канада?
2. Правда ли, что для транспортировки брёвен к своим плотинам бобры прорывают небольшие каналы?
3. Как вы думаете, из чего строится хатка?
4. Почему вход в хатку располагается под водой?
Ресурсы и источники информации
Н. Е. Макарова «Животные. Рекорды природы.» Серия основана в 2000году.
Н. Непомнящий ; Энциклопедии; Издательский дом: Вече; 2008год
Дикие животные https://wildfauna.ru/lenivec
Сайт YouTube: видеоматериалы https://www.youtube.com
Онлайн конвертер https://fconvert.ru/video.
YouTube Панагушина Е.А. https://www.youtube.com/my_videos?o=U
Горбачёва Марина Юрьевна
Пролубщикова Наталья Владимировна