12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Любовь251
Россия, Московская обл., г.о. Электрогорск
Материал размещён в группе «Детское творчество»
8

Урок на тему «Русская усадьба как архитектурный ансамбль»



усадьба
PPTX / 28.24 Мб

Русская усадьба
DOCX / 1.6 Мб

 

Тема урока «Русскаяусадьба, как архитектурный ансамбль»

Разработка учителя ИЗО МОУ лицей Березиной Л. Н.

Класс 7 «А»

Тип урока комбинированный

Метод: проектирование

Форма работы: коллективная беседа, работа в группах, защита проекта.

Цель урока:  углубить знания учащихся об архитектурном облике и внутреннем убранстве дворянской усадьбы.

Задачи:

Образовательные – научить отбирать материал в соответствии с темой;

 -развивать навыки работы со справочным материалом.

Развивающие – развивать навыки проектной деятельности;

 -способствовать развитию интереса к изучаемому предмету;

-развивать творческие способности;

Воспитательные – воспитывать чувство любви, к историческому  прошлому Родины;

-способствовать формированию коммуникативной                    культуры через организацию работы в группах;

Форма работы: групповая -  совместно – индивидуальная;

Предлагаемые продукты проектной деятельности: макеты помещичьих усадеб по произведению А.С. Пушкина « Дубровский».

Приёмы и методы работы –

 творческо - поисковый, личностно – ориентированного обучения,  наглядно – иллюстративный, беседа, практический.

 

 

 

План урока. 
 

Организационная часть (3-5 мин)

Проверка знаний   (5-7 мин) 

Защита проектов (25-30мин.) 
 

Рефлексия (3-5 мин.)

 

« Россия украшена сотнями дворянских усадеб, как луг цветами.

   Мир усадеб богат и интересен».

Ход урока.

Слайд 2,

Вступительное слово учителя: 

Есть замечательное слово - "усадьба", которое умиляет душу, наполняет сердце нежностью, сладкой болью.

Усадьба…звуки фортепьяно, лилово - белая пена сирени, пение соловья, волшебство, очарование.

Усадебный мир удивительно поэтичен, возвышен, гармоничен, но как постичь этот мир, как найти к нему дорогу?Мы постараемся узнать на сегодняшнем уроке.Усадьбы сосредоточили в себе русскую историю, русскую культуру и русскую природу. Они - сгустки нашего наследия, и узнать их, значит, во многом узнать Россию. Я просила вас дети поработать со словарями, какие значения  слова  «усадьба» даны в словарях?

Слайд 3,

Ученики:

  1. Усада, усадьба, усадебка – господский дом на селе, со всеми ухожами, садом, огородом. (Даль 1956:510).
  2. Усадьба. 1. Отдельный дом со всеми примыкающими строениями.

       3. Посёлок, место, где расположены жилые дома и хозяйственные постройки.  В сельской местности: участок земли при доме. (Ожегов, Шведова 1999:838)

4.Усадьба. Это название дворянского владения восходит к той же основе, что и глагол садить(сажать). (Крылов «Этимологический словарь русского языка» 2004: 396)

Слайд 4,

 

- На предыдущих уроках мы с вами познакомились с архитектурой и интерьером дворянской усадьбы.Какие это усадьбы назовите их?

Ученик: ( Кусково, Абрамцево, Царицыно)

-Ребята, что означает слово архитектура, и что будет являться её языком?

Ответы детей:Архитектура, или зодчество – это система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности людей.

Языком архитектуры является форма, текстура, стиль.

-Какие три основных свойства архитектуры выделял римский архитектор Витрувий? – польза, прочность, красота.

Слайд 5,

-Давайте вспомним  элементы здания, которые применялись архитекторами и зодчими при строительстве усадьбы? ( Дети отвечают)

Слайд 6,

А так жемы познакомились с картинами художников 19 столетия, которые изобразили на своих полотнах русскую усадьбу, назовите их  - Жуковский С. Ю., В. Э. Борисов – Мусатов, Кустодиев Б. М., Виноградов С. А.

Учитель: 

Век, как и человек, имеет свою молодость, зрелость и старость. Начало 19 века это « пушкинская эпоха», - время дружбы поэтов, литераторов, художников, музыкантов и просто интересно мыслящих людей.На уроках литературы вы уже изучили роман  А. С.Пушкина «Дубровский», и мы с вами обращали внимание на описание помещичьих усадеб:  Кириллы Петровича Троекурова, Андрея Гавриловича Дубровского, князя Верейского.Скажите, а какие помимо Дубровского ещё вы знаете произведения, в которых говорится о русской усадьбе?  - ответы детей.

 

На предыдущих занятиях вы делились на группы, получилось их четыре, каждая группа готовила небольшие проекты, выполняя следующие задания:

Слайд 7,

1.Сделать макет барского дома и планусадьбы (помещиков Троекурова, Дубровского и Верейского)

2.Выполнить дворцово-парковую архитектуру

3.Сделать макет интерьера  одной из усадеб – по выбору  (гостиной, спальни  или  кабинета)

Сейчас вы приступите к практической части,  и продолжите свою работу  над начатыми уже своими усадьбами и интерьером на предыдущих уроках. Вам остается завершить садово - парковую архитектуру.Наставником в этой области для вас сегодня будет Жак Делиль -французский аббат, поэт, и садовник 18 века, прославившийся тем, что своё представление о гармоничном саде воплотил в поэме, которая так и называется « Сады». Это произведение без всякого преувеличения можно назвать стихотворным пособием ландшафтному дизайнеру, как сейчас принято называть садовое искусство.

Пожалуйста, Полина?

1).Мне светит Флоры взор: я буду петь сады! 
Я расскажу о том, как весь пейзаж окрестный, 
Возвышенный искусств гармонией чудесной, 
Неузнаваемый приобретает вид, 
И восхищает взгляд, и душу веселит, 
А зданья стройные своей архитектурой, 
Увенчивают то, что создано натурой.
...
Искусство тонкое, что опишу я вам,
Восходит к прошлому, к далеким временам. 
С тех пор как человек пахать обрел уменье, 
Украсить дом и двор он ощутил стремленье, 
И стал вокруг себя сажать для красоты, 
По вкусу своему деревья и цветы. 
Продолжит Светлана:

2).Коль хочешь разбивать, сажать и строить сад, 
Постигни раньше край, узнай, чем он богат;
Тогда возможности используешь умело, 
И принесет плоды затеянное дело. 
...
И сад становится прекрасней год от года. 
Творенье ваших рук, он все-таки - природа. 
Вкруг замка - парк, а в нем - высокие аллеи, 
Лужайки светлые, тропинки, что белея,
Среди густой травы притягивают взгляд, 
И, в глубь, кудрявых рощ приветливо манят. 
Там кроны тополей, верхи дубов могучих, 
Над светлым кружевом ив и берез, плакучих 
Мария:

3).Природы никогда не будет слишком много:
Всегда прекрасная, она - творенье бога.
Наука о садах - вот мирный мой удел,
И нечто, кажется, я сделать в ней сумел.
Покрыли землю сплошь теперь в садах газоны,
И Флора щедрая на их ковер зеленый,
Рассыпала цветы.

Вот краски, полотно, вот кисть, соображай: 
Твоя Природа! сам рисуй и поправляй. 

Учитель: Закладывая сад, подумайте о том,
Что чужеземец-гость вдруг посетит ваш дом,
И вы покажете ему владенья ваши,
Стремясь представить то, что необычней, краше;
Все и порадует его, и удивит:
Внезапность перемен, за видом - новый вид -
И гость уйдет от вас душою обогретым.
Пусть будет сад живым хозяина портретом!

Я вижу, что у вас уже всё готово:

Да, каждый сад – пейзаж, и он неповторим,

Он скромен, иль богат – равно любуюсь им.

Хоть выстроен проект, но это не развязка.

Уместна назидательная связка,

Умей увидеть красоту в ином,

Не только в собственном полёте вдохновенья,

И оцени по праву то творенье, что рождено,

Увы, чужим трудом.

Подошло время защитить и оценить свои творческие работы.

Слайд 8,

Ученик:  Мы выбрали усадьбу помещика К. П. Троекурова. В романе Пушкина усадьба описывалась так: «Вот Покровское … берег широкого озера, из которого вытекала речка и вдали извивалась между холмами, на одном из них под густою зеленью рощи возвышалась  зеленая кровля и бельведер огромного каменного дома, на другом  пятиглавая церковь и старинная колокольня; около разбросаны были деревенские избы с их огородами и колодезями… Беседка у  ручья, старинный сад, с его липами, четырехугольным прудом и правильными аллеями». За основу поэт взял усадьбу Петровское - родовое имение предков А.С. Пушкина - Ганнибалов.

Слайд 9,

Поместье Троекурова мы изобразили так: в центре усадьбы барский дом. Он каменный с зелёной крышей и башенкой на углу здания (бельведером). Рядом с домом флигели – боковые пристройки. Недалеко от дома – псарный двор, в котором жили 500 гончих и борзых собак. Лазарет для собак. Недалеко от дома озеро, река. На территории усадьбы выстроена каменная церковь. Рядом с церковью – старинная колокольня. Вокруг усадьбы – деревенские избы.

(-Ваши комментарии: справилась ли группа с заданием, какую оценку поставите?)

Слайд 10,

Мы выписали непонятные для нас слова и дали им пояснения.

Бельведер (итал. прекрасный вид) – вышка, надстройка над зданием; павильон, беседка на возвышенном месте.

Колокольня – башня с открытым ярусом для колоколов, стоящая рядом с храмом.

Лазарет (франц.) – учреждение при воинской части для лечения больных.

Псарный двор – двор, где живут собаки.

Флигель (нем. крыло) – боковая пристройка жилого дома или небольшая жилая постройка во дворе большого здания.

Учитель: Свой проект представит вторая группа.

Ученик: Мы выбрали усадьбу Дубровского. За основу А. С. Пушкин взял Михайловское - родовое имение матери  это его поэтическая родина, место духовного становления поэта. 

Слайд 11,

 Я прочитаю описание усадьбы Кистенёвки отставного поручика Андрея Гавриловича Дубровского:«Поднявшись в гору, увидел березовую рощу и влево на открытом месте серенький домик с красною кровлей. Перед собою видел он Кистеневку и бедный дом своего отца. Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращен в некошеный луг, на котором паслась опутанная лошадь. При выходе из рощи увиделкистеневскую деревянную церковь и кладбище, осененное старыми липами…» -Мы сделали барский дом. Он одноэтажный, деревянный, с красной крышей. Около дома мы изобразили цветник. Вокруг дома берёзовая роща.

А вот как мы постарались приблизить наш макет к этому описанию.

- Ребята ваша оценка этой творческой работе.

( Дети комментируют, что им понравилось в работе сверстников, ставят баллы)

Слайд 12,

Значения непонятных для нас слов мы посмотрели в словаре Ожегова.

Кровля – верхний водонепроницаемый слой крыши здания из толя, рубероида, листовой стали, черепицы и т. д.

Барский двор – двор, где жил барин.

Людская – комнаты, где жили крепостные крестьяне барина.

Учитель: Послушаем отчёт о творческой  работе 3 группы.

 Наша группа выбрала усадьбу князя Верейского, А. С. Пушкин взял за основу  подмосковную усадьбу Архангельское. «Арха́нгельское» — дворцово-парковый ансамбль конца XVIII — начала XIХ века. В 1810 году,Архангельское, приобрёл князь Н. Б. Юсупов. Усадьба в произведении описывается так:

Слайд 13,

«Подъезжая к Арбатову, он не мог не любоваться чистыми и веселыми избами крестьян.Перед домом расстилался густо-зеленый луг, на нем паслись швейцарские коровы. Пространный парк окружал дом со всех сторон, Волга протекала перед окнами. За рекой тянулись холмы, и поля… беседка на берегу широкого озера, усеянного островами, на одном –   мраморная статуя, на другом – уединенная пещера, на третьем – памятник с таинственной надписью…» -Мы изобразили большой каменный дом (замок) с балконом. Около дома луг, где паслись коровы. Рядом с домом парк. По реке плавают лодки. Недалеко сад, в саду беседка на берегу озера.

(Оцените работу этой группы)

Мы выяснили значения следующих слов. Слайд 14, 15,

Замок – укреплённое жилище феодала. Замки возводились в хорошо защищённых местах; главная башня окружалась валами, башнями, стенами. Со временем замки становятся более живописными, превращаются в дворцовые ансамбли.

Беседка – летняя веранда.

Статуя (лат.) – скульптурное изображение фигуры человека или животного, имеющее полный трёхмерный объём и величину, близкую к натуральной.

Учитель:Давайте послушаем 4 группу.

Ученик:На предыдущих уроках мы уже познакомились и рисовали  интерьер комнаты во фронтальной перспективе. Сегодня мы представляем воссозданный нами интерьер гостиной барской комнаты. Именно интерьер сыграл огромную роль в становлении и формировании усадебной жизни, являясь символом спокойствия, размеренности и райской природы. Он представлял собой целую систему внутренних объемов, каждый из которых и все в целом имели определенное значение.

Слайд 16, 17,

Рассматривая иллюстрации художников изображавших на своих полотнах интерьер быта дворян, мы пришли к выводу, что в комнатах  обивка мебели должна была соответствовать обивке стен. На небольших изящных столиках  раскладывались альбомы для стихов, на стенах висели портреты предков, картины.Гостиная была в каждом барском доме, посреди которой стоял большой стол, за которым завтракали, обедали и ужинали помещики со своей семьей. В гостиной принимали гостей, вели беседы, танцевали.

Часто название гостиной было связано с цветом обивки ее стен: Малиновая, Пунцовая, Голубая комнаты. Для интерьера дворянских домов характерна разнообразная мебель: мягкие кресла, диваны, шкафы, секретеры, столы, музыкальные инструменты и зеркала.Мебель; пианино, стол, диван, кресла - сделаны нашими мастерами. Разрабатывали и украшали дизайн гостиной(называют фамилии).

  •  

Учитель:Я считаю, что все вы сегодня справились с такой не простой задачей, вы просто молодцы!

-Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев как-то сказал: " Если человек не любит старые дома, старые улицы, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - значит, он равнодушен к своей стране". Я думаю, что среди вас нет, и не может быть равнодушных, пример тому,  что вы только что мне продемонстрировали.

И мне остаётся вам на прощание пожелать…

Чтите науки, любите искусство,

Без сожаленья беритесь за труд.

Тогда благородные чувства

В вас благодатную почву найдут!

И так, дорогу, ведущую к усадьбам 19 века, мы не завершаем, апродолжим на следующих уроках. Нас ждёт с вами знакомство  с модой, прическами, питанием и развлечениями русских дворян.

Урок наш окончен. Спасибо за работу на уроке.

 

 

Список использованных источников:

https://ru.wikipedia.org

Бартенева И.А., Батажкова В.Н. Русский интерьер XVIII-XIX веков,Л.,1977.

Врангель Н. И. Дворянские усадьбы России. - М.: Экспо, 2009.

Герман М.Ю.Славина Т.А. Энциклопедия. Санкт-Петербург. Три века архитектуры.,С-Петербург, «Норинт», 2002,-64с.

Глушкова В. Усадьбы Подмосковья: исторический путеводитель. - М.: Издательский дом «Вече», 2006.

Полякова И. Русская усадьба // Искусство. – 2009. - № 9. - С. 8.

Пушкин А. С. Повести « Дубровский», « Капитанская дочка» - М. Детская литература.

Русская усадьба. Из истории культурного наследия Подмосковья. - М.: «АСТ», 2007.

Ружникова Е. Сокровища русского искусства. Архангельский музей изобразительных искусств., С-Петербург, «Белый город», 2005.-64с.

Рябцев Ю.С. История русской культуры XVIII-XIX веков. «Гуманитарный издательский центр Владос».-М., 1997.-430с.

Соловьев В.М. Русская культура. С древнейших времен до наших дней. М., «Белый город», 2005.-736с.

Современная Энциклопедия. Мир вещей. М. «Аванта +», 2003.-443с.

Энциклопедический словарь школьника. Искусство. М. «ОЛМА-ПРЕСС», 2000.-446с.

Опубликовано в группе «Детское творчество»


Комментарии (2)

Порфирьева Марина Ивановна, 26.08.19 в 15:46 0Ответить Пожаловаться
Интересно, содержательно! Молодцы!
Любовь, 26.08.19 в 16:08 0Ответить Пожаловаться
Спасибо. Добавила в копилку.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.