12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ольга Васильевна Кондратенко
Аккаунт удалён
Россия, Курская обл., c. Попово-Лежачи

Тема: Антропогенное воздействие на биосферу

Цель: изучить антропогенное воздействие на биосферу и предложить пути решения данных проблем.

Задачи урока:

Образовательные: повторить и обобщить знания обучающихся по теме: «Антропогенное воздействие на биосферу»

Развивающие: обучающиеся напряженно работают в течение урока, обобщают, сравнивают проблему, высказывают свою точку зрения, умеют слушать другого

Воспитательные: подвести обучающихся к выводу о личной ответственности за состояние окружающей среды

Тип урока: контроль знаний

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал, плакаты со словами выдающихся людей.

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Мотивация учебной деятельности

Обсуждение «Антропогенное влияние на биосферу» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b6a76d30-d4d8-1a09-1f1b-57b518200a72/00120075718640566.htm

 

3. Контроль и коррекция знаний

Задание №1

Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает проблему для обсуждения.

Проблемы для обсуждения: парниковый эффект, истощение озонового слоя, кислотные дожди.

Первая группа о парниковом эффекте:

Проблема парникового эффекта особенно актуальна в нашем веке, когда мы уничтожаем леса, чтобы построить еще один промышленный завод, а многие из нас не представляют жизни без машины. Мы, как страусы, прячем голову в песок, не замечая вреда от нашей деятельности. Тем временем парниковый эффект усиливается и приводит к глобальным катастрофам. Явление парникового эффекта существовало с момента появления атмосферы, хотя и не было столь заметным. Тем не менее изучение его началось задолго до активного использования автомобилей и сжигания топлива.

Вторая группа о истощении озонового слоя:

В настоящее время отмечено ухудшение состояния озонового слоя и образование «озоновых дыр» (областей с пониженным содержанием озона) над полюсами Земли, что представляет экологическую опасность. Временные «дыры» возникают также над обширными районами вне полюсов (в том числе и над континентальными районами России). Причиной этих явлений является попадание в озоновый слой хлора и оксидов азота, которые образуются в почве из минеральных удобрений при их разрушении микроорганизмами, а также содержатся в выхлопных газах автомобилей. Эти вещества разрушают озон с более высокой скоростью, чем он может образовываться из кислорода под влиянием ультрафиолетовых лучей.

Сохранение озонового слоя – одна из глобальных задач мирового сообщества. Для прекращения разрушения озонового слоя и его восстановления необходимо отказаться от использования хлорсодержащих веществ – хлорфторуглеродов (фреонов), используемых в аэрозольных упаковках и холодильных установках. Необходимо также уменьшение количества выхлопных газов двигателей внутреннего сгорания и доз азотных минеральных удобрений в сельском хозяйстве.

Третья группа о кислотных дождях

Основной причиной кислотных дождей является загрязнение атмосферы. Если лет тридцать назад в качестве глобальных причин, вызывающих появление в атмосфере соединений, «окисляющих» дождь, назывались промышленные предприятия и тепловые электростанции, то сегодня этот список дополнился автомобильным транспортом.

Теплоэлектростанции и металлургические предприятия «дарят» природе около 255 млн. тонн оксидов серы и азота.

Твердотопливные ракеты также внесли и вносят немалый вклад: запуск одного комплекса «Шаттл» приводит к выбросу в атмосферу более 200 тонн хлористого водорода, около 90 тонн оксидов азота.

Антропогенными источниками оксидов серы являются предприятия, производящие серную кислоту и перерабатывающие нефть.

Выхлопные газы автомобильного транспорта – 40% оксидов азота, попадающего в атмосферу.

С точки зрения химии в том, что образуются кислотные дожди, ничего сложного и непонятного нет. Оксиды, попадая в атмосферу, реагируют с молекулами воды, образуя кислоты. Оксиды серы, попадая в воздух, образуют серную кислоту, оксиды азота – азотную. Следует учитывать и такой факт, что в атмосфере над крупными городами всегда содержатся частицы железа и марганца, выступающие катализаторами реакций. Поскольку в природе существует круговорот воды, то вода в виде осадков рано или поздно попадает на землю. Вместе с водой попадает и кислота.

Вывод:

Физкультминутка

Задание №2

Напишите список 15-20 слов, когда вы слышите «экологически вредный». Попробуйте сформулировать понятие «экологически чистый».

Выберете 10-15 наиболее опасных для окружающей среды предмета, которые вы выбрасываете в течение недели

Почему вредные веществ попадают в окружающую среду?

Почему в нашем городе можно видеть мусор где попало?

Назовите вещества, опасные нашем доме. Как вы поступите, если вы разбили градусник?

Вывод:

Задание №3

Представьте себя лесниками. Затем – ситуацию: в лесу начался пожар. Вы должны составить план спасения леса от пожара.

Вывод:

Задание №4

От каких «маленьких» удобств вы готовы отказаться?
 

Вывод:

Учитель зачитывает стихотворение М.Ножкина «Озонная дыра».

Озонная дыра над Антарктидой!
А не было ее еще вчера.
Зачем она учеными открыта?
Неужто судный день для бела света
Подкрался вдруг космической тропой?
И под жестоким ультрафиолетом
Нам корчиться беспомощно толпой?
Неужто все, что дорого и свято
В единой человеческой судьбе,
Вдруг будет уничтожено, распято
Потоками диапазона «Б»?
На миллион квадратных километров
Пробита наша вечная броня,
И даже антарктические ветры
От страха взвыли, душу леденя.
Великая озонная защита
Разорвана отныне навсегда.
Виновников незримых не ищите,
Виновники – мы с вами, господа!
Природу мы так рьяно покоряем,
Уродуя творение творца,
Долбим, сверлим, копаем, ковыряем
И травим, и взрываем без конца.
Безумие свое реализуя,
Давно уж мирозданию хамим,
Давно во всю галактику газуем,
Давно во всю Вселенную дымим.
И с мудростью хвостатых наших предков,
И с вечным нетерпением ножа
Все спорим, у кого же выше клетка
И у кого добрее сторожа…
Озонная дыра над Антарктидой,
Как рана в сердце, как пожар в груди.
Одумайся, беспечный индивидуум
И в будущее взор обороти!
И ощути всей плотью знак сей грозный,
И хоть на миг забудь о барышах,
Одумайся пока еще не поздно,
Пока не сделал свой последний шаг,
Пока другие дыры не пробиты.
На нашем общем малом корабле,
Пока одна дыра над Антарктидой,
Пока один Чернобыль на Земле!

Задание №5

Изменится ли, с вашей точки зрения, отношение людей к природе, когда каждый скажет: «Лично я отвечаю за состоянии природной среды»

Вывод:

Рефлексия

Домашнее задание: подготовить презентация на тему: «Антропогенное воздействие на природу».

Подведение итогов урока

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.