Антуан де Сент-Экзюпери: слово о писателе и человеке. «Маленький принц», или Слово о том, как написать хорошую книгу
Технологическая карта урока литературы
учителя МБОУ СОШ № 8 г Лобни
Видмановой С.И.
Учебный предмет: литература
Класс:6
УМК: учебник « Литература» для ОУ под редакцией Коровиной
Тема урока: Антуан де Сент-Экзюпери: слово о писателе и человеке. «Маленький принц», или Слово о том, как написать хорошую книгу»
Цели урока: 1) деятельностная: развивать навык работы с материалом: прием анализа, систематизации, обобщения изученного.
2) образовательная: сформировать представление о жизни и творчестве А. Экзюпери и художественных основах его сказки «Маленький принц», закрепить представление о средствах создания художественного произведения.
3) воспитательная: сформировать ответственное отношение к слову.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: доска, экран, проектор
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
1. Мотивация к деятельности
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне
Включение в деловой ритм
Подготовка класса к уроку. Лингвомотиватор.
-Помогите мне, ребята.
Не могу начать урок: нужно фразу волшебную произнести, а я забыла несколько слов в ней.. Вы, я уверена , знаете этот афоризм и поможете мне его восстановить.Итак, 1 вариант:
-Самого главного глазами….
2 вариант:
- Зорко одно….
У: Какие чудные слова, Кто автор этого высказывания? Какой книге этого выдающегося писателя мы обязаны этой мудрости?
Надеюсь, пронесете это наставление не только через урок, но и через всю жизнь
Самоопределение (Л)
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)
2. Актуализация и пробное учебное действие
Цель: повторение
изученного материала, необходимого для « открытия нового знания»
Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки.
Проверка домашнего задания.
Дома вы должны были познакомиться с биографией этого удивительного писателя.. Проверим вас на детекторе лжи..
Найдите неправильное утверждения.
1.А. де С.-Экзюпери-великий английский писатель.
2.В семье было 5 детей.
3.Основной его профессией было летное дело?
4Лис в книге «Маленький принц « выдуманный персонаж.
5.Писатель становится военным летчиком во время 1 мировой войны.
Ученики указывают на правдивую и ложную информацию
Планирование учебного сотрудничества (К)
Анализ объектов с целью выделения признаков ( П – логические)
3. Постановка учебной задачи
Цель: обеспечение восприятия, осмысление новой темы.
Активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию.
У: 1.На все ли вопросы вы дали ответы?
2.Интересно ли вам было бы познакомиться и с другими фактами биографии Экзюпери?
3.Для чего это необходимо?
У:Предлагает определить тему, цели урока и его ход.
Учащиеся ставят цели и формулируют тему урока.
Целеполагание
( Р)
Постановка вопросов ( К)
Самостоятельное формулирование цели , темы
(П – общеучебное)
Формулирование проблемы ( П – логическое)
Планирование
( Р)
Прогнозирование ( Р)
4 Выявление места и причины затруднения
Цель: формировать у учащихся способность выстраивать логическую цепь рассуждения, доказывать, выдвигать гипотезу и её обосновывать.
Учитель предлагает провести дознание.
«ЛИТЕРАТУРНЫЕ РАСКОПКИ».
-Посмотрите видео с биографией писателя.(4 мин)
-Составьте досье(4 мин)
Физкультминутка.
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
1Просмотр видео
2 Создание досье на писателя
3.Чтение и оценка
полученной информации
Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование
( П - моделирование)
Сотрудничество в поиске и выборе ( К) информации
5.Первичное закрепление
Цель: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции.
Учитель устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение и предлагает задания для закрепления.
-Как настоящие детективы, вы должны найти причины такой популярности книги
Дедукция. Поиск улик
1.Назовите слагаемые успеха книги
2. Найдите в характере писателя и биографии факты, повлиявшие на то, что сказка была так популярна
3. Название, тема,идея как ключи к бессмертию книги 4.Жанр как средство популяризации произведения
5.Структура произведения как шаг к успеху.
6. Средства создания образа как основа хорошего произведения.
7. язык произведения. (поиск изобразительных средств по вариантам.
Работа с иллюстрациями. Версии.
- Хорошая книга –это всегда призыв к диалогу., сотворчеству.
Вы должны были дома изобразить события, которые вы добавили бы в сказку.
Учащиеся указывают на его неравнодушное, открытое сердце, на любовь к людям, простоту, достоверность (факты из истории создания)
Ребята показывают иллюстрации и рассказывают о возможных варианах развития сюжета
Контроль ( Р)
Оценка ( Р)
Коррекция ( Р)
Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач
( П – общеучебные).
Управление поведением партнёра.
6 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель: контроль знаний
Организует деятельность по применению новых знаний
Запись вывода «Советы начинающему писателю ,или Как написать хорошую книгу»
Запись вывода ,коррекция записи
Контроль
Коррекция
Выделение (К)
7.Рефлексия деятельности
Цель: закрепление и коррекция способов действия.
1.Организует рефлексию.
Учитель уточняет, достиг ли цели каждый.
2.Учитель на дом:
1). Дописать « советы начинающему писателю»
3) Всем: вопросы для взаимоопроса по произведению
3.Учитель оценивает работу учащихся на уроке.
Учащиеся осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия
Учащиеся выбирают домашнее задание из предложенного материала.