12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Тележкина Екатерина Игоревеа22

Содержание АООП по курсу математики для учащихся 6 класса:

Целевой раздел

Пояснительная записка:

Результаты освоения:

Система оценки достижения результатов

  1. Цель и задачи реализации АООП

    Принципы и подходы к формированию АООП

    Психолого-педагогическая характеристика учащимися

    Описание особых образовательных потребностей обучающихся

    Личностные

    Метапредметные

    Предметные

Содержательный раздел

Общая характеристика учебного предмета, с учетом особенностей его освоения учащимися

Описание места учебного предмета в учебном плане

Содержание учебного предмета, коррекционная деятельность

Организационный раздел

Тематическое планирование учебного курса

Календарно-тематическое планирование учебного курса

Контрольные и проверочные работы учебного курса

Литература

Заключение

Целевой раздел

Пояснительная записка:


 

  1. Цель и задачи реализации АООП по учебному курсу математика для учащихся 6 класса :

Адаптированная программа работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также с учетом опыта работы школы. Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, детей с ограниченными возможностями здоровья, учёт образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Нормативно-правовой и документальной основой являются:

Закон Российской Федерации «Об образовании» (от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ);

Приказ об утверждении ФГОС образования обучающихся с интеллектуальной недостаточностью (от 19 декабря 2014 года №1599);

Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ)

О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МО РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.)

Устав образовательного учреждения

Цель программы: создание условий для подготовки  учащихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни и овладению основами математических знаний, для дальнейшего овладения доступными профессионально-трудовыми  навыками

Основные задачи обучения математике состоят в следующем:

дать учащимся такие доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;

 • использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;

приобретение знаний о нумерации в пределах 1000 и арифметических действиях в данном пределе, об образовании, сравнении обыкновенных дробей и их видах, о задачах на кратное и разностное сравнение, нахождение периметра многоугольника, о единицах измерения длины массы, времени;

 • овладение способами деятельностей, способами индивидуальной, фронтальной, групповой деятельности;

 • освоение компетенций: коммуникативной, ценностно-ориентированной и учебно-познавательной.

 • развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжение образования;

  • воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

 • развивать речь учащихся, обогащая ее математической терминологией;

развивать пространственные представления учащихся;

развивать память, воображение, мышление;

развивать устойчивый интерес к знаниям.

воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.  

Основные направления коррекционной работы:

развитие абстрактных математических понятий;

развитие зрительного восприятия и узнавания;

развитие пространственных представлений и ориентации;

развитие основных мыслительных операций;

развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;

развитие речи и обогащение словаря; коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках. 

  1. Принципы и подходы к формированию АООП

В основу разработки АООП обучающихся с умственной отсталостью заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Дифференцированный подход к построению АООП ОО для обучающихся с умственной отсталостью предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания разных вариантов образовательной программы, в том числе и на основе индивидуального учебного плана. Варианты АООП создаются в соответствии с дифференцированно сформулированными требованиями в ФГОС ОО обучающихся с умственной отсталостью к:

структуре образовательной программы;

условиям реализации образовательной программы;

 ― результатам образования.

Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.

Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью. Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно практической и учебной).

Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования. Использование деятельностного метода обучения позволяет при изучении всех разделов данного курса организовать полноценную математическую деятельность учащихся с целью получения нового знания, его преобразования и применения, включающую три основных этапа математического моделирования:

1) этап построения математической модели некоторого объекта или процесса реального мира;

2) этап изучения математической модели средствами математики;

3) этап приложения полученных результатов к реальному миру.

На этапе построения математических моделей учащиеся приобретают
опыт использования начальных математических знаний для описания объектов и процессов окружающего мира, объяснения причин явлений, оценки их количественных и пространственных отношений.

На этапе изучения математической модели учащиеся овладевают математическим языком, основами логического, алгоритмического и творческого мышления, они учатся пересчитывать, измерять, выполнять прикидку и оценку, исследовать и выявлять свойства и отношения, наглядно представлять полученные данные, записывать и выполнять алгоритмы.

Далее, на этапе приложения полученных результатов к реальному миру учащиеся приобретают начальный опыт применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. Здесь они отрабатывают умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, распознавать и изображать геометрические фигуры, действовать по заданным алгоритмам и строить их. Дети учатся работать со схемами и таблицами, диаграммами и графиками, цепочками и совокупностями, они анализируют и интерпретируют данные, овладевают грамотной математической речью и первоначальными представлениями о компьютерной грамотности.

В контексте разработки АООП общего образования для обучающихся с умственной отсталостью реализация деятельностного подхода обеспечивает:

придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;

существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;

обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и прежде всего жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

В основу формирования адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью положены следующие принципы:

принципы государственной политики РФ в области образования

(гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);

принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;

принцип коррекционной направленности образовательного процесса;

принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

онтогенетический принцип;

принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью на всех ступенях (начальные и старшие классы);

принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания образования положено не понятие предмета, а ― «образовательной области».

принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью всеми видами доступной им предметно практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;  

принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире; ― принцип сотрудничества с семьей.


 

  1. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся

В классе обучается 13 человек: 8 девочек и 5 мальчиков. Один ученик обучается на дому (Барышев Руслан). У всех ребят стоит диагноз – системное недоразвитие речи разной степени, а тяжелое у Маши Гавриловой, Сережи Грекова, Алены Мамоновой, Алены Смирновой, Наташи Рогозиной и Ромы Гуляева. В классе 3 инвалида: Греков Сережа, Мамонова Алена, Рогозина Наташа.

Класс состоит из воспитанников следующего года рождения:

2004 год – 9 человек;

2005 год – 4 человека.

Все ребята способны усваивать программный материал, но некоторые дозировано, а именно Греков, Барышев, Гуляев, Мамонова, Смирнова, при дифференцированном и индивидуальном подходе в тесном контакте педагогов с родителями.

В полных семьях воспитываются 2 ученика: Мамонова, Гаврилова.

Имеют только одного родителя 5 ученика: Волкова, Гуляев, Смирнова, Стрелков, Трифонов.

Оставшихся без попечения родителей и находящихся под опекой родственников 5 человек: Барышев, Бушуева, Греков, Константинова, Рогозина.

При первичном обследовании, а также в результате наблюдения во время уроков и во внеурочное время воспитанники распределены на следующие группы:

I основная неосложненная группа – Волкова, Мужикова, Трифонов.

II группа (с нарушением нейродинамики) :

а) возбуждение преобладает над торможением – Константинова, Гаврилова, Греков.

б) торможение преобладает над возбуждением – Мамонова, Гуляев, Смирнова.

III группа (проявление психопатоподобных форм поведения) –Стрелков, Барышев, Бушуева.

IV группа (с нарушением анализаторов) – Рогозина (слух).


 

1.3 Описание особых образовательных потребностей обучающихся

Недоразвитие познавательной, эмоционально волевой и личностной сфер обучающихся с умственной отсталостью разных групп проявляется не только в качественных и количественных отклонениях от нормы, но и в глубоком своеобразии их социализации. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, а иногда с резкими изменениями всей психической деятельности ребёнка. При этом, несмотря на многообразие индивидуальных вариантов структуры данного нарушения, перспективы образования обучающихся с умственной отсталостью детерминированы в основном степенью выраженности недоразвития интеллекта.

Таким образом, современные научные представления об особенностях психофизического развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические. К общим потребностям относятся:

обязательность непрерывности коррекционно развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;

получение специальной помощи средствами образования;

психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;

психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;

постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации;

наглядно действенный характер содержания образования;

формирование представлений об естественных и социальных компонентах окружающего мира; отработка средств коммуникации, социально бытовых навыков;

специальное обучение «переносу» сформированных знаний умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;

использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;

стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним.

Специфические потребности обуславливаются осложненностью диагноза учащегося:

Группы учащихся по уровням обучаемости:

1 группа учащихся, которые в целом правильно решают предъявляемые им задания, они наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала. Усвоение достаточного уровня.

2 группа, для этой группы учащихся характерен более замедленный темп продвижения, они успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, так как самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы эта группа так же справляется. Усвоение минимального уровня.

3 группа, эти учащиеся отличаются пассивностью, инертностью психических процессов, сочетающихся с нарушениями внимания, что приводит к разнообразным ошибкам при решении различных задач, примеров, списывание текстов и других заданий. Эти ученики обучаются специальной индивидуальной программе развития. Усвоение по результатам индивидуальных достижений.

Разграничиваются умения, которыми учащиеся могут овладевать и самостоятельно применять в учебной и практической деятельности (1-й  уровень), и умения, которые в силу объективных причин не могут быть полностью сформированы, но очень важны с точки зрения их практической значимости (2-й  уровень). В этой связи в программе предусмотрена возможность выполнения некоторых заданий с помощью учителя с опорой на использование счетного материала, таблиц (сложения, вычитания, умножения, деления, соотношения единиц измерения и др.).
      Понижать уровень требований рекомендуется в случаях выраженных форм интеллектуального недоразвития, т. е. тогда, когда учитель использовал все возможные коррекционно-развивающие приемы обучения.
      Обучение учащихся, которые не могут усвоить программу в соответствии со 2-м уровнем, осуществляется по индивидуальной программе, содержание которой составляет учитель. Перевод на обучение по индивидуальной программе принимается решением школьной ПМПК, педагогическим советом школы.

2. Результаты освоения:

Личностные результаты освоения

Ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

Развитая мотивация  учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий;

Развитие мыслительной деятельности;

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

Формирование умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;

Формирование способности к эмоциональному восприятию учебного материала.

2.2 Метапредметные результаты:

регулятивные универсальные учебные действия:

- определять и формулировать цель  деятельности  с помощью учителя;  

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

- учиться работать по предложенному учителем плану;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

познавательные универсальные учебные действия:

- находить ответы на вопросы;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- проявлять свои теоретические, практические умения и навыки при подборе и переработке материала;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

- понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;

- группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям;

- умение высказывать  своё отношение к получаемой информации;

 - оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

коммуникативные универсальные учебные действия:

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя;

- сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации деятельности;

- слушать собеседника;

- договариваться и приходить к общему решению;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- осуществлять взаимный контроль.

2.3 Предметные результаты:

Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный(базовый стандарт) и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по дан ному варианту программы. В случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по специальной программе индивидуального развития.

1. Учащиеся должны знать :

Достаточный уровень (1 группа)

десятичный состав чисел в предел 1000000; разряды и классы;

основное свойство обыкновенных дробей;

зависимость между расстоянием, скоростью и временем;

уметь читать, записывать под диктовку, сравнивать (больше-меньше) в пределах 100000;

округлять числа до заданного разряда;

складывать, вычитать умножать и делить на однозначное число и круглые десятки числа в пределах 100000;

выполнять устное сложение и вычитание чисел в пределах 100000;

письменно складывать, вычитать числа, полученные при измерении, единицами стоимости, длины, массы;

читать, записывать под диктовку обыкновенные дроби и смешанные числа, знать виды обыкновенных дробей, сравнивать их с единицей;

узнавать случаи взаимного положения прямых на плоскости и в пространстве;

различные случаи взаимного положения прямых на плоскости и в пространстве;

свойства граней и ребер куба и бруса.

выделять, называть, элементы куба, бруса, их свойства.

Минимальный уровень (2 группа)

уметь читать, записывать под диктовку, сравнивать (больше-меньше) в пределах 10000;

округлять числа до заданного разряда;

складывать, вычитать умножать и делить на однозначное число и круглые десятки числа в пределах 10000;

выполнять устное сложение и вычитание чисел в предела 10000;

письменно складывать, вычитать числа, полученные при измерении, единицами стоимости, длины, массы;

читать, записывать под диктовку обыкновенные дроби и смешанные числа, знать виды обыкновенных дробей, сравнивать их с единицей;

узнавать случаи взаимного положения прямых на плоскости и в пространстве;

выделять, называть геометрические фигуры и тела.

2. Учащиеся должны уметь:

Достаточный уровень (1 группа)

устно складывать и вычитать круглые числа; читать, записывать под диктовку, откладывать на счетах, калькуляторе, сравнивать (больше, меньше) числа в пределах 100000;

чертить нумерационную таблицу: обозначать разряды и классы; вписывать в нее числа; сравнивать; записывать числа, внесенные в таблицу, вне ее;

округлять числа до любого заданного разряда в пределах 100000;

складывать, вычитать, умножать и делить на однозначное число и круглые десятки числа в пределах 100000, выполнять деление с остатком;

выполнять проверку арифметических действий; выполнять письменное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины и массы;

сравнивать смешанные числа;

заменять мелкие доли крупными, неправильные дроби целыми или смешанными числами;

складывать; вычитать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями;

решать простые задачи на нахождение дроби от числа, разностное и кратное сравнение чисел, решать и составлять составные задачи на встречное движение двух тел;

чертить перпендикулярные прямые, параллельные прямые, на заданном расстоянии;

чертить высоту в треугольнике;

выделять, называть, пересчитывать элементы куба, бруса.

      Минимальный уровень (2 группа)   

• считать разрядными единицами (сотнями, десятками, единицами) до 1000 в прямой числовой последовательности;
      • читать, записывать, откладывать на микрокалькуляторе, сравнивать числа в пределах 1000;
      • выделять и называть разрядные единицы;
      • 
устно складывать и вычитать круглые сотни в пределах 1000;
      • 
устно умножать и делить круглые сотни и десятки на однозначное число (80 × 2; 160:2; 300 × 2; 600:2);
      • 
письменно складывать и вычитать, умножать и делить на однозначное число без перехода через разряд в пределах 1000 (можно пользоваться таблицей умножения);
      • употреблять в речи название компонентов и результатов действий умножения и деления;
      • измерять длину в см, дм, м; измерять массу в кг;
      • записывать числа, выраженные одной и двумя единицами измерения стоимости, длины, массы;
      • складывать и вычитать числа, полученные при измерении длины без преобразований (45 см – 34 см; 45 см 14 мм – 24 см; 45 см 14 мм – 24 см 7 мм);
      • получать, записывать, читать обыкновенные дроби, различать числитель и знаменатель;
      • решать простые текстовые задачи на разностное сравнение, нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания (с помощью учителя), составные — в два действия;
      • сравнивать треугольники по видам углов и длинам сторон;
      • строить прямоугольники (квадраты) по заданным длинам сторон;
      • строить диагонали прямоугольника, квадрата;
      • строить взаимно перпендикулярные прямые;
      • узнавать и называть цилиндр, конус.

Виды и формы организации учебного процесса

Методы

Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:

словесные методы: рассказ, беседа, объяснение;практический метод;
наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся; работа с учебником.

Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: 
методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;
методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.


 

Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности: устные или письменные методы контроля; фронтальные, групповые или индивидуальные; ​итоговые и текущие

Формы обучения: 
1.      По охвату детей в процессе обучения (фронтальные; индивидуальные)
2.      По месту организации (школьные)
3.      Традиционные (урок, предметные уроки, домашняя учебная работа)
4.      Нетрадиционные формы обучения: уроки-соревнования; уроки-викторины; уроки-конкурсы; уроки-игры и т.д.             

Виды деятельности

- устное и письменное решение примеров и задач;

- практические упражнения в измерении величин, черчении отрезков и геометрических фигур;

- работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя;

- развёрнутые объяснения при решении арифметических примеров и задач, что содействует развитию речи и мышления, приучает к сознательному выполнению задания, к самоконтролю;

- самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитанию прочных вычислительных умений;

- индивидуальные занятия, обеспечивающие понимание приёмов письменных вычислений.

- самостоятельная работа с учебником. 

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего, дифференцированного, индивидуального подхода

Система оценки достижения результатов

Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы общего образования

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений обучающихся и оценка результатов деятельности образовательных организаций и педагогических кадров. Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций развития системы образования.

Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения АООП призвана решить следующие задачи: закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки; ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий; обеспечивать комплексный подход к оценке результата освоения АООП общего образования, позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов; предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности образовательной организации; позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции.

Результаты достижений обучающихся с умственной отсталостью в овладении АООП являются значимыми для оценки качества образования обучающихся. При определении подходов к осуществлению оценки результатов целесообразно опираться на следующие принципы:

дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью;

динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся;

единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП, что сможет обеспечить объективность оценки в разных образовательных организациях. Для этого необходимым является создание методического обеспечения (описание диагностических материалов, процедур их применения, сбора, формализации, обработки, обобщения и представления полученных данных) процесса осуществления оценки достижений обучающихся.

Эти принципы, отражая основные закономерности целостного процесса образования детей с умственной отсталостью, самым тесным образом взаимосвязаны и касаются одновременно разных сторон процесса осуществления оценки результатов их образования.

При разработке системы оценки достижений обучающихся в освоении содержания АООП необходимо ориентироваться на представленный в Стандарте перечень планируемых результатов.

Обеспечение дифференцированной оценки достижений обучающихся с умственной отсталостью имеет определяющее значение для оценки качества образования.

В соответствии с требования ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты.

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения: по способу предъявления (устные, письменные, практические); по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).

Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).

В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

«удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от

35% до 50% заданий;

«хорошо» ― от 51% до 65% заданий.

«отлично» свыше 65%.

Объем контрольной работы: V – X  класс — 30 - 45 минут.

Причем за указанное время учащиеся должны не только выполнить работу, но и ее проверить.

В комбинированную контрольную работу могут быть включены 1простая задача и 1 составная, примеры в одно и несколько арифметических действий, сравнение чисел, математических выражений, измерительные задачи или другие геометрические задания.

Грубые ошибки:

неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения правил;

неправильное решение задачи (неправильный выбор, пропуск действий, выполнение нужных действий, искажение смысла вопроса, привлечение посторонних или потеря необходимых числовых данных);

неумение правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур.

Негрубые ошибки:

ошибки, допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена) знаков арифметических действий;

нарушение в формулировке вопроса (ответа) задачи;

правильности расположения записей, чертежей;

небольшая неточность в измерении и черчении.

Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключения составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко используются на уроках математики (названия компонентов и результатов действий, величины и т. д.)

Оценка итоговой письменной работы

«5» - вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений;

«4» - допущены 1- 2 вычислительные ошибки;

«3» - допущены ошибки в ходе решения одной из задач или допущены 3- 4 вычислительные ошибки;

«2» - допущены ошибки в ходе решения 2 задач или допущена ошибка в ходе решения одной задачи и 4 вычислительные ошибки или допущено в решении примеров и задач более 6 вычислительных ошибок.

Оценка математических диктантов.

«5» - вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений;

«4» - не выполнена 1/5 часть примеров от их общего числа;

«3» - не выполнена 1/4  часть примеров от их общего числа;

«2» - не выполнена 1/2  часть примеров от их общего числа.

Содержательный раздел

  1. Общая характеристика учебного предмета, с учетом особенностей его освоения обучающимися

Нумерация чисел в пределах 1 000 000. Получение единиц, круглых десятков, сотен тысяч в пределах 1 000 000, сложение и вычитание круглых чисел в пределах 1 000 000.

Получение четырех-, пяти-, шестизначных чисел из разрядных слагаемых, расположение на разрядные слагаемые чтение, запись под диктовку, изображение на счетах, калькуляторе.

Разряды; единицы десятки, сотни тысяч, класс тысяч, нумерационная таблица, сравнение соседних разрядов сравнение классов тысячи единиц.

Округление чисел до единиц, десятков, сотен, тысяч. Определение количеств разрядных единиц и общего количества единиц десятков, сотен тысяч в числе. Числа простые и составные.

Обозначение римскими цифрами чисел ХШ—ХХ.

Устное (легкие случаи) и письменное сложение вычитание, умножение и деление на однозначное число и круглые десятки чисел в пределах 10000. Деление с остатком. Проверка арифметических действий.

Устное и письменное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины, массы, времени.

Обыкновенные дроби. Смешанные числа, их сравнение. Основное свойство обыкновенных дробей, Преобразования: замена мелких долей более крупными (сокращение), неправильных дробей целыми или смешанными числами. Сложение и вычитание дробей (и смешанных чисел) с одинаковыми знаменателями.

Простые арифметические задачи на нахождение дроби от числа, на прямую пропорциональную зависимость, на соотношение: расстояние, скорость, время. Составные задачи на Встречное движение (равномерное, прямолинейное) двух тел.

Взаимное положение прямых на плоскости (пересекаются, в том числе перпендикулярные не пересекаются, т. е. параллельные), в пространстве; наклонные горизонтальные вертикальные. Знаки ┴ и ||. Уровень, отвес.

Высота треугольника, прямоугольника, квадрата.

Геометрические тела — куб, брус. Элементы куба, бруса; грани, ребра, вершины, их количество, свойства.

Масштаб: 1:1 000; 1:10000; 2 :1; 10 : 1; 100:1.

  1. Описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно Федеральному базисному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации и Учебному плану ярославской школы интерната №9 на изучение математики в 6 классе отводится 5 часов в неделю (176 часов), из них 1 час в неделю отводится для изучения геометрического материала (35 часа)

Программа по курсу «Математика» для учащихся 6 класса, составлена на основе:

Учебного плана ярославской школы интерната №9,

Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5 - 9 классы», (под редакцией Воронковой В.В. издательство «Просвещение» Москва, 2013 год, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание).

  1. Содержание учебного курса, коррекционная деятельность

Темы учебного курса: Всего 176 часов: 141 часов на изучение математики, 35 часа на изучение геометрического материала.

1-я четверть (33 ч)

Повторение. Нумерация в пределах 1000. Простые и составные числа. Все действия с числами в пределах 1000. Преобразование чисел, полученных при измерении. Сложение и вычитание. Нумерация в пределах 1000000. Римская нумерация. Сложение и вычитание чисел в пределах 100000.

      2-я четверть (32ч)

Единицы измерения длины, массы, стоимости, времени. Преобразование чисел, полученных при измерении. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя мерами. Решение задач на начало конец события, нахождение длины, массы, соотношение цена, количество, стоимость.

Обыкновенные дроби. Образование смешанного числа. Сравнение смешанных чисел. Основное свойство дроби. Преобразование обыкновенных дробей. Нахождение части от числа. Нахождение нескольких частей от числа

3-я четверть (44 ч)

Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. Сложение и вычитание смешанных чисел. Скорость, время, расстояние. Решение задач на встречное, прямолинейное движение двух тел. Умножение и деление круглых десятков, сотен на однозначное число, полных двузначных и трехзначных чисел без перехода через разряд. Письменное умножение и деление  многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки. Письменное деление и деление  многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки. Деление с остатком.

4-я четверть (32 ч)

Повторение. Нумерация 100000. Сложение и вычитание  чисел в пределах 100000. Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки. Арифметические действия с целыми числами в пределах 100000 и обыкновенными дробями.

   Геометрический материал 

1-я четверть (8 ч)

Геометрические фигуры и тела. Взаимное положение прямых на плоскости

2-я четверть (8 ч)

Взаимное положение прямых в пространстве: вертикальное, горизонтальное, наклонное. Куб, брус. Элементы куба, бруса: грани, ребра, вершины; их количество, свойства.

3-я четверть (11 ч)

Виды углов. Ломанная. Периметр многоугольников

 4-я четверть (8 ч)

Различие треугольников по видам сторон и углов. Высота. Периметр. Повторение

Межпредметные связи: трудовое обучение, изобразительная деятельность.

Математический словарь

      Новые слова (изучаются при прохождении соответствующих тем): трехзначные числа; километр; тонна; градус; таблица классов и разрядов; класс единиц; класс тысяч; единицы тысяч, десятки тысяч; прямоугольный треугольник; остроугольный треугольник; тупоугольный треугольник; циркуль; транспортир; осевая симметрия; ось симметрии.

Организационный раздел

  1. Тематическое планирование учебного курса

Всего 170 часов: 136 часов на изучение математики, 34часа на изучение геометрического материала.

Тема

Кол. часов

Проверочные, контрольные работы

1 четверть

1

Нумерация в пределах 1000. Арифметические действия с целыми числами (повторение)

10

 

Вводная контрольная работа

Проверочная работа

2

Нумерация чисел в пределах 100000.

10

 

Проверочная работа

3

Сложение и вычитание чисел в пределах 10 000

14

 

Контрольная работа за 1 четверть, математический диктант за 1 четверть

   

2 четверть

4

Именованные числа. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении

19

Проверочная работа

5

Обыкновенные дроби

13

Проверочная работа, контрольная работа, математический диктант за 2 четверть

3 четверть

6

Сложение и вычитание дробей (и смешанных чисел) с одинаковыми знаменателями

11

Проверочная работа

7

Скорость, время, расстояние.

7

Проверочная работа

8

Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки

24

Проверочная работа, контрольная работа, математический диктант за 3 четверть

4 четверть

9

Повторение. Нумерация.

3

 

10

Сложение и вычитание  чисел в пределах 100000                                                                                            

4

 

11

Умножение и деление в пределах 100000

4

 

12

Арифметические действия с целыми и числами в пределах 100000 и обыкновенными дробями

21

Проверочная работа, контрольная работа за 4 четверть, математический диктант за год, контрольная за год

Итого:

141 ч.

8 проверочных работ, 6 контрольных работ, 4 математических диктанта

Геометрический материал

1 четверть

1

Геометрические фигуры и тела. Взаимное положение прямых на плоскости

8

Проверочная работа

 

2 четверть

2

Взаимное положение прямых в пространстве: вертикальное, горизонтальное, наклонное. Куб, брус. Элементы куба, бруса: грани, ребра, вершины; их количество, свойства.

8

Проверочная работа

3 четверть

3

Виды углов. Ломанная. Периметр многоугольников

11

Проверочная работа

4 четверть

4

Различие треугольников по видам сторон и углов. Высота. Периметр. Повторение

8

Проверочная работа

Итого:

35 ч.

4 проверочные работы

Итого:

176 ч.

12 проверочных работ, 6 контрольных работ, 4 математических диктанта


 

  1. Календарно-тематическое планирование учебного курса

Дата

Тема

Кол-во часов

Примечания

1 четверть (33 часа)

1

 

Нумерация чисел в пределах 1000. Сравнение чисел в пределах 1000

1

Образование чисел в пределах 1000

2

 

Вводная контрольная работа: действия в пределах 1000.

1

Подготовка, выполнение заданий

3

 

Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд. Решение задач

1

Решение примеров

4

 

Нахождение неизвестных компонентов при сложении и вычитании. Решение задач

1

Решение обратных примеров

5

 

Умножение целых чисел на однозначное число. Решение задач

1

Повторение алгоритма

6

 

Деление целых чисел на однозначное число. Решение задач

1

Повторение алгоритма

7

 

Умножение и деление целых чисел на однозначное число. Решение задач

1

Отработка навыка

8

 

Преобразование чисел полученных при измерении длины, массы, времени. Именованные числа в задачах

1

Операции с именованными числами

9

 

Сложение и вычитание чисел полученных при измерении длины массы времени. Решение задач с именованными числами

1

Решение примеров и задач с именованными числами

10

 

Решение задач на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого. Проверочная работа: арифметические действия в пределах 1000

1

Решение примеров и задач

11

 

Нумерация в пределах 1 000 000. Получение единиц, десятков, сотен тысяч в пределах 1000000.

1

Образование чисел

12

 

Разряды: единицы, десятки, сотни тысяч; класс тысяч, нумерационная таблица.

1

Единицы тысяч

13

 

Чтение, запись под диктовку многозначных чисел, изображение на калькуляторе.

1

Запись многозначных чисел

14

 

Разложение четырех, пяти, шестизначных чисел на разрядные слагаемые (десятичный состав числа)

1

Нахождение нужного разряда

15

 

Получение четырех, пяти и шестизначных чисел из разрядных слагаемых.

1

Разрядные слагаемые

16

 

Округление чисел до единиц, десятков, сотен тысяч.

1

Правила округления

17

 

Сравнение соседних разрядов, сравнение классов тысяч и единиц. Сравнение многозначных чисел.

1

Нахождение нужного разряда

18

 

Определение количества разрядных единиц, десятков, сотен тысяч в числе и общего количества единиц, десятков, сотен в числе.

1

Нахождение нужного разряда

19

 

Обозначение римскими цифрами чисел XIII-XX

1

Где встречаются

20

 

Проверочная работа «Нумерация многозначных чисел

1

Подготовка и выполнение

21

 

Сложение и вычитание устно в пределах 10 000 (легкие случаи)

1

Круглые десятки

22

 

Приемы письменного сложения и вычитания. Решение задач

1

Решение примеров

23

 

Письменное вычитание. Случаи, когда занимаем единицу через один, несколько разрядов. Решение задач

1

Решение примеров

24

 

Приемы вычитания, когда в записи уменьшаемого есть нули. Решение задач

1

Решение примеров

25

 

Переместительное свойство сложения

1

Решение примеров и задач

26

 

Порядок действий в выражениях, содержащих две пары скобок. Решение составных задач

1

Порядок действий

27

 

Сочетательное свойство

1

Решение примеров

 

Нумерация в пределах 1000. Решение задач

 

Составление примеров так, чтобы ответ состоял из трех цифр

28

 

Задачи на увеличение и уменьшение числа, сформулированные в косвенной форме

1

Разбор и решение задач

29

 

Составление и решение уравнений. Решение задач с помощью х

1

Решение примеров и задач с неизвестным компонентом

30

 

Математический диктант за 2 четверть

1

Подготовка и выполнение

31

 

Подготовка к контрольной работе

1

Актуализация знаний

32

 

Контрольная работа за 2 четверть

1

Подготовка и выполнение

33

 

Анализ контрольной работы

1

Выявление трудностей

2 четверть (32 часа)

       

34

 

Таблица мер длины

1

Составление таблицы, сравнение мер длины

35

 

Преобразование чисел полученных при измерении длины

1

Операции с именованными числами

36

 

Сложение и вычитание чисел полученных при измерении длины

1

Решение примеров

37

 

Решение задач с мерами длины

1

Решение задач

38

 

Таблица мер массы

1

Составление таблицы, сравнение мер массы

39

 

Преобразование чисел полученных при измерении массы

1

Операции с именованными числами

40

 

Сложение и вычитание чисел полученных при измерении массы

1

Решение примеров

41

 

Решение задач с мерами массы

1

Решение задач

42

 

Меры времени

1

Сравнение мер времени

43

 

Преобразование чисел полученных при измерении времени

1

Операции с именованными числами Решение примеров

44

 

Сложение и вычитание чисел полученных при измерении времени

1

Решение примеров

45

 

Решение задач на начало и конец события

1

Решение задач

46

 

Меры стоимости

1

Составление таблицы, сравнение мер стоимости

47

 

Цена, количество, стоимость

1

Взаимосвязь величин

48

 

Цена, количество, стоимость. Решение задач

1

Решение обратных задач

49

 

Сложение чисел полученных при измерении стоимости. Решение задач

1

Операции с именованными числами

50

 

Вычитание чисел полученных при измерении стоимости. Решение задач

1

Решение примеров

51

 

Обобщающий урок. Цена, количество, стоимость.

1

Игра «Магазин»

52

 

Проверочная работа: Сложение и вычитание чисел полученных при измерении.

1

Подготовка и выполнение заданий

53

 

Обыкновенные дроби. Образование, чтение и запись обыкновенных дробей.

1

Обыкновенные дроби

доли

54

 

Сравнение обыкновенных дробей.

 

Правила сравнения дробей

55

 

Образование смешанного числа

1

Неправильная дробь

56

 

Сравнение смешанных чисел

1

Целое число. Дробь

57

 

Преобразование обыкновенных дробей

1

Неправильная дробь

58

 

Основное свойство обыкновенных дробей.

 

Числитель

знаменатель

59

 

Нахождение части от числа. Решение задач

 

Правило нахождения части от числа

60

 

Нахождение нескольких частей от числа. Решение задач

 

Правило нахождения нескольких частей от числа

61

 

Решение задач с дробями

 

Применение и отработка правил

62

 

Математический диктант за 2 четверть

1

Подготовка и выполнение

63

 

Подготовка к контрольной работе

1

Актуализация знаний

64

 

Контрольная работа за 2 четверть

1

Подготовка и выполнение

65

 

Анализ контрольной работы

1

Выявление трудностей

3 четверть (44 часа)

66

 

Сложение обыкновенных дробей с одинаковым знаменателем. Решение задач с дробями

1

Правило

67

 

Вычитание обыкновенных дробей с одинаковым знаменателем. Решение задач с дробями

1

Правило

68

 

Вычитание дроби из целых единиц. Решение задач с дробями

1

Правило

69

 

Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковым знаменателем. Решение задач с дробями

1

Отработка правил

70

 

Сложение смешанных чисел. Решение задач с дробями

1

Правило

71

 

Вычитание смешанных чисел. Решение задач с дробями

1

Правило

72

 

Сложение и вычитание смешанных чисел. Решение задач с дробями

1

Отработка правил

73

 

Вычитание обыкновенной дроби из целого числа. Решение задач с дробями

1

Целые числа и дробь. Правило

74

 

Сложение и вычитание смешанных чисел. Решение задач

1

Отработка правила

75

 

Решение задач на нахождение смешанных чисел

1

Целые и дробные числа

76

 

Проверочная работа: «Обыкновенные дроби, сложение и вычитание с одинаковыми знаменателями»

1

Подготовка и выполнение.

77

 

Соотношение: скорость, время, расстояние.

1

Зависимость между величинами

78

 

Решение задач на нахождение расстояния

1

Правило

79

 

Решение задач на нахождение скорости

1

Правило

80

 

Решение задач на нахождение времени

1

Правило

81

 

Решение задач на соотношение: скорость, время, расстояние.

1

Применение, отработка правил и вычислительных навыков

82

 

Решение составных задач на встречное движение (равномерное, прямолинейное) двух тел.

1

Решение разных видов задач

83

 

Проверочная работа «Решение задач на соотношение: скорость, время, расстояние»

1

Подготовка и выполнение

84

 

Умножение многозначного числа на 10,100,1000. Решение задач

1

Отработка вычислительных навыков

85

 

Умножение многозначного числа на круглые десятки. Решение задач

1

Отработка вычислительных навыков

86

 

Умножение многозначных чисел на однозначное число. Решение задач

1

Отработка вычислительных навыков

87

 

Умножение многозначных чисел на однозначное число в составных примерах. Решение задач

1

Отработка умения работать с задачей, вычислительных навыков

88

 

Решение задач на нахождение произведения

1

Отработка вычислительных навыков

89

 

Умножение многозначных чисел, где в одном из разрядов 0. Решение задач

1

Отработка вычислительных навыков

90

 

Порядок действий в составных примерах. Решение составных задач

1

Отработка вычислительных навыков

91

 

Умножение многозначных чисел на однозначное число. Решение задач

1

Порядок действий

92

 

Деление многозначных чисел на 10, 100, 1000. Решение задач

1

Подготовка и выполнение

93

 

Деление многозначных чисел на круглые десятки. Решение задач

1

Отработка вычислительных навыков

94

 

Деление многозначных чисел на однозначное число. Решение задач

1

Отработка вычислительных навыков

95

 

Решение задач на разностное сравнение.

1

Отработка вычислительных навыков

96

 

Решение задач на кратное сравнение.

1

Правило

97

 

Деление многозначных чисел (случаи, где в частном 0). Решение задач

1

Отработка вычислительных навыков

98

 

Деление многозначных чисел на однозначное число в составных примерах. Решение задач

1

Порядок действий, работа над задачей

99

 

Решение задач на нахождение части числа.

1

Отработка вычислительных навыков

100

 

Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число. Решение задач

1

Отработка вычислительных навыков

101

 

Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число в составных примерах.

1

Отработка вычислительных навыков

102

 

Умножение и деление двузначных чисел на однозначное число с переходом через разряд. Решение простых задач

1

Отработка вычислительных навыков

103

 

Умножение и деление двузначных чисел на однозначное число с переходом через разряд. Решение составных задач

1

Отработка вычислительных навыков

104

 

Деление с остатком

1

Правила

105

 

Решение задач на деление с остатком

1

Работа над задачей

106

 

Математический диктант за 3 четверть

1

Подготовка и выполнение

107

 

Подготовка к контрольной работе

1

Актуализация знаний

108

 

Контрольная работа за 3 четверть

1

Подготовка и выполнение

109

 

Анализ контрольной работы

1

Выявление трудностей

4 четверть (32 часа)

110

 

Нумерация в пределах

1 000 000. Классы и разряды.

1

Отработка вычислительных навыков

111

 

Разложение многозначных числе на разрядные слагаемые

1

Разрядная таблица


 

112

 

Округление чисел до десятков, сотен, тысяч.

1

Сумма разрядных единиц

113

 

Сложение и вычитание в пределах 100000.

1

Отработка вычислительных навыков

114

 

Решение составных арифметические задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц .

1

Отработка вычислительных навыков с числами, полученными при измерении

115

 

Решение задач на нахождении неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого.

1

Отработка вычислительных навыков

116

 

Нахождение суммы трех и более слагаемых.

Переместительный и сочетательный законы сложения.

1

Отработка вычислительных навыков

117

 

Умножение и деление на 10, 100,1000. Решение задач

1

Отработка вычислительных навыков

118

 

Умножение и деление многозначных чисел на круглые десятки. Решение задач

1

Отработка вычислительных навыков

119

 

Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число. Решение задач

1

Отработка вычислительных навыков

120

 

Деление с остатком. Решение задач

1

Отработка вычислительных навыков

121

 

Арифметические действия в пределах 10 000. Решение задач

1

Отработка вычислительных навыков

122

 

 

Арифметические действия в пределах 10 000. Решение составных задач

1

Отработка вычислительных навыков. Работа над задачей

123

 

Преобразование чисел, полученных при измерении длины, массы, времени.

1

Таблица мер

124

 

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении длины, массы, времени.

1

Отработка вычислительных навыков

125

 

Решение задач с именованными числами

1

Работа над задачей

126

 

Нахождение дроби от числа.

1

Отработка вычислительных навыков

127

 

Решение задач на нахождение дроби от числа.

1

Отработка вычислительных навыков

128

 

Решение составных задач всех изученных видов.

1

Отработка вычислительных навыков

129

 

Самостоятельная работа «Решение составных задач изученных видов»

1

Отработка вычислительных навыков

130

 

Сложение и вычитание дробей и смешанных чисел с одинаковыми знаменателями.

1

Подготовка и выполнение

131

 

Решение задач на нахождении смешанных чисел.

1

Подготовка и выполнение

132

 

Решение задач на соотношение: скорость, время, расстояние.

1

Актуализация знаний

133

 

Контрольная работа за 4 четверть

1

Подготовка и выполнение

134

 

Анализ контрольной работы

1

Выявление трудностей

135

 

Все действия в 100000, решение составных задач

1

Решение примеров и задач

136

 

Математический диктант за год

1

Подготовка и выполнение

137

 

Подготовка к контрольной работе

1

Актуализация знаний

138

 

Контрольная работа за год

1

Подготовка и выполнение

139

 

Анализ контрольной работы

1

Выявление трудностей

140

 

«Знайка и Незнайка» математическая викторина

1

Обобщение полученных знаний

141

 

«Я великий математик» обобщающий урок-игра

1

Обобщение полученных знаний

Геометрический материал

1 четверть

1

 

Геометрические фигуры

1

Фигуры, линии

2

 

Нахождение периметра многоугольников

1

Многоугольник, периметр

3

 

Геометрические тела

1

Отличие

4

 

Взаимное положение прямых на плоскости. Пересекающиеся и непересекающиеся прямые.

1

Прямая, точка

5

 

Параллельные прямые. Знак параллельности

1

Параллельные прямые

6

 

Перпендикулярные прямые. Знак перпендикулярности

1

Перпендикуляр

7

 

Высота в треугольнике. Построение высоты в треугольнике

1

Перпендикуляр, высота, треугольник

8

 

Проверочная работа по пройденным темам

1

Подготовка и выполнение

2 четверть

9

 

Взаимное положение прямых в пространстве

1

Пространство

10

 

Горизонтальные, вертикальные прямые в пространстве

1

Применение в жизни

11

 

Уровень и отвес

1

Применение

12

 

Геометрические тела

1

Отличие, свойства

13

 

Куб. Элементы куба, свойства.

1

Грани, ребра, вершины; их количество

14

 

Брус. Элементы бруса, свойства.

1

Грани, ребра, вершины; их количество

15

 

Развертка куба

1

Изготовление

16

 

Проверочная работа по пройденным темам

1

Подготовка и выполнение

3 четверть

17

 

Угол.

1

Обозначение. Построение.

18

 

Виды углов.

 

Острый, прямой, тупой, развернутый

19

 

Построение разных видов углов.

1

Построение

20

 

Разные виды углов в геометрических фигурах

1

Узнавание разных видов углов

21

 

Ломаная. Замкнутая, не замкнутая.

1

Отличие

22

 

Нахождение длины ломаной.

1

Длина, периметр

23

 

Построение ломанной по заданным размерам

1

Построение

24

 

Нахождение периметра многоугольников.

1

Длина, периметр

25

 

Нахождение сторон многоугольников по периметру

1

Соотношение длины сторон и периметра

26

 

Решение практических задач по нахождению периметра.

1

Применение знаний на практике

27

 

Проверочная работа по пройденным темам

1

Подготовка и выполнение

4 четверть

28

 

Взаимное положение прямых в пространстве. Повторение

1

Пространственное расположение

29

 

Треугольники. Виды треугольников по углам

1

Тупоугольный, прямоугольный, остроугольный

30

 

Треугольники. Виды треугольников по сторонам

1

Равнобедренный, разносторонний, равносторонний

31

 

Построение разных видов треугольников

1

Построение, обозначение

32

 

Треугольники. Высота треугольника.

1

Построение, обозначение

33

 

Ломанная. Нахождение длины ломанной. Периметр многоугольников

1

Построение

34

 

Проверочная работа по пройденным темам

1

Подготовка и выполнение

35

 

Итоговый обобщающий урок «Геометрия в нашей жизни»

1

Обобщение и систематизация знаний

Итого:

176

 


 

3. Контрольные и проверочные работы

1 четверть

Вводная контрольная работа:

1. Решить задачу.

Собрали 369 кг картофеля, а капусты на 146 кг меньше. Сколько кг капусты собрали?

2.Разложить числа на разрядные слагаемые

237

348

907

3. Решить примеры:

605-304= 362*2=

158+342= 518:2=

4.Решить задачу.

Привезли 215 саженцев клена, а березы в 2 раза больше. Сколько всего саженцев привезли?

Проверочная работа 1

1. Разложить числа на разрядные слагаемые: а) 89348; б) 10463.

2. Записать числа с помощью римских цифр. Числа от 7 до 15.

3. Округлить числа до сотен: а) 19703; б) 60454; в) 293194.

4. Решить задачу. В спортивном лагере отдыхают 1650 детей. 650 детей пошли в поход. Сколько детей осталось в лагере?

5. Найдите сумму разрядных слагаемых:

10000+3000+400+50+2=

30000+300+4=

50000+3000+5=

Проверочная работа 2:

1. Решите примеры: а) 970-797; б) 456+345; в) 227+(1000-679). .

2. Выполните действия: а) 8 т 356 кг + 4 т 644 кг; б) 10 км 30 м – 7 км 658 м.

3. Решите уравнения: а) 760 + х = 3 051; б) 9 000 – х = 714; в) х – 2 448 = 4 0089

4. Решите задачу. В первый день автомобиль проехал 322 км, во второй в 2раза меньше, чем в первый. Сколько километров проехал автомобиль за два дня?

Математический диктант за 1 четверть:

Сумма 36 и 46

Разность 800 и 50

Произведение 10 и 7

Частное 81 и 9

Сколько в 2 рублях копеек?

Сколько в 1 километре метров?

Что тяжелее гиря весом 1киллограмм или весом 500 грамм?

Напишите римской цифрой какой по счету месяц май

Какой латинской буквой обозначается высота в треугольнике?

Начертите квадрат со стороной 3 см. Найдите периметр. Выпишите перпендикулярные стороны

Начертите параллельные прямые

Контрольная работа за 1 четверть:

1. Решите примеры: а) 4378 + 1845; б) 7010 – 5987.

2. Найдите неизвестное число и сделайте проверку: а) 470 + х = 1900; б) х – 356 = 474.

3. Выполните действия: а) (4797 - 3917) +325; б) 1504 + (624 – 240).

4. Решите задачу. На фабрике изготовили 6450 м искусственного шелка, а натурального на 4890 м меньше. Сколько метров шелка изготовили на фабрике?

5. Начертите треугольник, постройте высоту. Найдите параллельные, пересекающиеся, перпендикулярные линии.

2 четверть

Проверочная работа 3:

1. Решите примеры: а) 106 ц + 351 ц; б) 35 р. 18 к. + 14 р. 82. к.; в) 634 р. – 120 р.; г) 50 дм 3 см – 14 дм 5 см.

2. Решите примеры: а) 3 ч 50 мин + 7 ч 18 мин; б) 7 ч – 32 мин; в) 38 мин + 8 ч 43 мин.

3. Урок начался в 8 ч 45 мин и продолжался 45 мин. Во сколько часов закончился урок?

4. Решите задачу. За три дня в хлебопекарне выпекли 42 т хлеба. В первый день выпекли 13 т 430 кг, а во второй 14 т 750 кг. Сколько тонн хлеба выпекли в третий день?

Проверочная работа 4:

1. Найдите от следующих чисел: 999, 360, 450.

2. Выразите дроби в более крупных долях:

3. Преобразуйте неправильные дроби:

4. Решите задачу. В лесопитомнике выращено 1 000 саженцев деревьев. Саженцы сосны составили 3/5 всего количества деревьев, остальные саженцы- ели. Сколько саженцев елей выращено в лесопитомнике?

Математический диктант за 2 четверть:

1. 2 дм. =…см

2. 125 см = …м…см

3. 3 ц 80 кг = …кг

4. 15т увеличить на 500 кг

5. 1305 г уменьшит на 300 г

6. Сумма 1000 м и 1 км

7. Разность 2м и 100 см

8. Напишите неправильную дробь

9.Напишите смешанное число

10. Что больше 2 ¾ или 5 6/8

11. Найдите ½ от 300, 500,1000

12. Найдите ¾ от 400, 800

13. Сколько граней у куба?

14. Сколько углов у бруса?

Контрольная работа за 2 четверть:

1. Сравните:

2.Решите задачу.

Купили 9 тарелок по 120 рублей каждая и 9 кружек по160 рублей каждая. Сколько денег заплатили за покупку?

3.Преобразуйте неправильные дроби: 26\5, 12\6

4.По рецепту необходимо взять 1/2 стакана сахара, сколько это грамм, если стакан вмещает в себя 250 грамм?

5.Постройте куб? В чем отличие от бруса?

3 четверть

Проверочная работа 5:

1. Решите примеры:

2. Сравните:

3. Найдите 4/ от следующих чисел: 150, 500, 300, 450.

4. Решите задачу. На хлебозавод привезли муку. 5/13 всей муки была пшеничная, ржаной было на 3/13 меньше. Какую часть составила пшеничная и ржаная мука вместе?

5. Выполните действия:

6. Решите задачу. Масса трех щук составляет 10 кг. Масса первой щуки составляет а масса второй – на больше первой. Чему равна масса третьей щуки?

Проверочная работа 6:

Лыжники двигались со скоростью 18 км в час. Какое расстояние они прошли за 3 ч?

Поезд прошел 288 км за 6 ч. С какой скоростью шел поезд?

Пешеход идет со скоростью 4 км в час. За какое время он пройдет расстояние 8 км?

Из двух городов в одно и тоже время вышли навстречу друг другу два поезда и встретились через 4 часа. Скорость одного из них 60 км/ч, скорость другого 68 км/ч. Найдите расстояние между городами.

Проверочная работа 7:

Выполните действия: (484 + 1 278) * 5= 1960 : 4 + 3729=

Решите задачу. В швейной мастерской было 1 263 м полотна. Из третьей части всего полотна сшили несколько комплектов постельного белья. Сколько метров полотна осталось?

Решите задачу. Школа закупила 583 билета в театр, билетов в цирк в 2 раза больше и 105 билетов на концерт. Сколько билетов закупила школа?

Математический диктант за 3 четверть:

1. Увеличьте число 470 в 2 раза

2.Частное 1 280 и 2

3.Сумма 357 и 1200

4.Разность 3605 и 1600

5.Делимое 3400, делитель 2. Найдите частное

6.1 слагаемое 2/3, 2 слагаемое 5 1/3. Найдите сумму

7.Уменьшаемое 5, вычитаемое 1/5. Найдите разность.

8.Скорость 60, время 2 часа. Расстояние?

9.Расстояние 300, время 3 часа. Скорость?

10.Расстояние 400, скорость 40. Время?

11.Сколько острых углов может быть в треугольнике?

12.Сколько прямых углов может быть в треугольнике?

13.Сколько тупых углов может быть в треугольнике?

Контрольная работа за 3 четверть:

1. Решите примеры:

6408 : 6+3054

304 – 5 840) * 3

2. Решите задачу. Пешеход идет со скоростью 4 км в час. За какое время он пройдет расстояние 8 км?

3. Выполните действия:

4. Решите задачу

В швейной мастерской было 1 263 м полотна. Из третьей части всего полотна сшили несколько комплектов постельного белья. Сколько метров полотна осталось?

5. Начертите треугольник с острым углом, с тупым, с прямым.

4 четверть

Проверочная работа 8:

1.Найдите неизвестное число:   

Х – 1 980 = 3 032

        5 263 + Х = 8 020

        6 000 – Х = 4 209

2.Решите задачу:

Перчатки стоят 138р. Сколько будут стоить 5 пар таких же перчаток?

3. Решите примеры:  (5 002 + 4 028) : 7        3 720 : 5 – 1320 : 4

         8 001 – 3587 · 2        (7 028 – 6 949) · 5

         458 · 9 – 1 370

4. Найдите:  1/2 от 2 106;      3/5 от 2 100;     2/5 от 7 875.

5. Постройте прямоугольник со сторонами  а = 4 см 3 мм, b = 3 см 8 мм. Вычислите периметр данного прямоугольника.

Контрольная работа за 4 четверть:

1 Решите задачу: 

На овощной базе было 1934 кг овощей, за неделю продали ½ всех овощей. Сколько кг овощей продали за неделю?

2 Найдите неизвестное число:   

Х + 856 = 1 000

          508 – Х = 369

           Х – 85 = 219

3 С пришкольного участка собрали 154 кг свёклы, огурцов на 54 кг меньше. Сколько килограммов овощей собрали с пришкольного участка?

4 Решите примеры:   (913 – 747) · 6

        (703 – 624) · 9

        490 : 2 – 944 : 8

5 Начертите квадрат длина стороны которого 5 см. Вычислите периметр этого квадрата.

Математический диктант за год:

1.Сумму чисел 1 747 и 2 639 уменьшите в 3 раза.

2.Разность чисел 9 382 и 6 154 увеличьте в 2 раза.

3.Задумали число, увеличили его на 247 и получили 3567. Какое число задумали?

4.Напиши соседей числа 3579

5.Напиши самое маленькое трехзначное число

6.Напиши самое большое пятизначное число

7.На сколько меньше 694, чем 935

8. ½ 500 граммовой банки?

9. ¾ 250 граммового стакана?

10. 340см =…м

11. 37дм = …см

12. Урок начался в 8ч. 30мин и продолжался 45 мин. Во сколько закончился урок?

13. Начертите треугольник со сторонами 4 см. Обозначьте буквами, напишите вид.

14. Начертите перпендикулярные прямые

Контрольная работа за год:

1. Решите примеры:

(2 180 + 1 320) · 2= (2 575 – 2 347) : 4= 4 972 : 4 * 34=

2. Найти неизвестный компонент: а) 760+х=3051; б) х-2448=4089.

3. Решите задачу. С одного участка собрали 1 350 кг клубники, с другого – в 2 раза больше

Сколько килограммов клубники собрали со второго участка?

4. Решите задачу: В швейной мастерской было 1 300 метров белого полотна, а цветного – на  38 метров меньше. Из третьей части всего полотна сшили несколько комплектов постельного белья. Сколько метров полотна пошло на пошив?

5. Вычислите и преобразуйте, где возможно:

2 ¾+1 ¼= 1- ¾= 4-1/2=

6. Постройте треугольник со сторонами  а = 4 см 3 мм, b = 3 см 8 мм. Вычислите периметр.


 


 


 


 


 

Литература

1. В.И Жохов «Математические диктанты» М. Росмэн, 2003г.

2. Л.М. Короткова «Тесты. Математика» М. Айрис-пресс, 2008г.

3. М.Н. Перова «Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида» М. Владос, 2001г.

4. Л.В. Корякина «Математика в стихах» - Волгоград: Учитель, 2011г.

5. М.Н. Перова «Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида» М. Владос, 2001г.

6. М.Н. Перова, Г.М. Капустина «Математика 5 класс», М. «Просвещение» 2011 г.

7. М.Н. Перова, В.В.Эк «Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе» М. Просвещение,1992г.

8. А.П. Савин «Я познаю мир» детская энциклопедия.: Математика, «Издательство АСТ», 2001 г.

9. О.В. Узорова, Е.А. Нефедова «2500 задач по математике» АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009 г.

Заключение

Развитие психических функции (восприятия, памяти, внимания, мышления) является необходимым условием формирование интеллектуальных способностей учащихся. Важны не сами психические функции и даже не высокий уровень развития каждой из них в отдельности. Важен их ансамбль или согласованность при решении познавательных задач , при выполнении учеником сложных интеллектуальных действий: кодирование и декодирование наглядных информации в виде знаков (символов) схематизация и моделирование.

Математика в специальной коррекционной школе решает одну из важнейших специальных задач – преодоление недостатков познавательной деятельности у детей с нарушениями развития. Изучение математики направлено на формирование определенного типа мышления, развития познавательных способностей, формирование и коррекцию операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения и конкретизации; на создание условий для коррекции памяти, внимания и других психических процессов. Но так как именно эти процессы у учащихся коррекционных школ развито слабо, математика как учебный предмет дается им большим трудом. По этому, приходится искать такие методы и приемы, которые смогли бы увлечь детей, сделать процесс обучения интересным. После нескольких лет работы учителем математики убеждаюсь, что при работе с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, можно и нужно использовать занимательные упражнения, проблемные и программированные задания. Такие задания очень нравятся детям, не надоедают им, заставляют постоянно думать, активизировать их творческую деятельность.

В процессе обучения математике развивается речь учащихся, обогащается специальными математическими терминами и выражениями их словарь. Учащиеся учатся комментировать свою деятельность, давать полный словарный отчет о решении задачи, выполнять арифметические действия. Все это требует от учеников большей осознанности своей деятельности, их действия приобретают обобщенных характер, что, безусловно, имеет огромное значение для коррекции недостатков мышления. Развивая математическое мышление, как сравнение, анализ, синтез, развивает способность к обобщению и конкретизации, создает условия для коррекции памяти, внимания и других физических функции.

Нарушение абстрактного и логического мышления , зрительно – пространственной ориентировки особенно сильно сказывается при изучении геометрического материала. Возможно, поэтому изучению геометрического материала уделяется недостаточно внимания, а ведь именно этот раздел математики способствует развитию всех высших психических функции.

Опубликовано


Комментарии (1)

Тележкина Екатерина Игоревеа, 26.08.17 в 00:22 1Ответить Пожаловаться
Программа по математике для 6 класса школы 8 вида
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.