12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Вологжина Надежда Дмитриевна984
Россия, Иркутская обл., Иркутск
Материал размещён в группе «Коррекционная педагогика»


 

Пояснительная записка.

       Рабочая программа по математике для глухих учащихся 6 класса разработана на основе: программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида. - М.: Просвещение, 2006

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

обеспечить числовую грамотность учащихся и умения производить все арифметические действия с натуральными числами;

сформировать элементарные логические умения (обобщения и конкретизация, родовые и видовые отношения, простейшие умозаключения, логические выводы, обоснования);

сформировать элементы эвристического мышления (усмотрение аналогий, закономерностей, выдвижение и проверка гипотез, моделирование ситуаций);

обеспечить освоение необходимого понятийного аппарата и математической терминологии в рамках каждого тематического раздела курса;

развивать учебную деятельность;

развивать словесную речь, как в аспекте понимания, так и в аспекте самостоятельного использования в связи с освоением математического материала.

воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

        Для реализации рабочей программы используется учебники:

М.И. Моро, М.А. Бантова и др. Математика. Учебник для 4 класса 2-я часть – М.: Просвещение, 2006.

А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. Математика. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений – М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2014.

Слезина Н.Ф. Математика. Учебник для 5 класса школ глухих. М., Просвещение, 1993.

      Рабочая программа по математике рассчитана на 5 часов в неделю на протяжении учебного года, что составляет 170 часов в год, в том числе на контрольные, самостоятельные и практические работы 19 часов, тесты 3 часа.

     Рабочая программа построена с учетом общих закономерностей и специфических особенностей развития глухих детей. В программе определены те базовые знания, умения и навыки в области математики, которые необходимы для общего развития детей, становления их жизненной компетенции.

     Прочное и осознанное освоение курса математики должно обеспечить таким детям возможность перейти к овладению систематическим курсом математики на следующей ступени образования, что необходимо для их трудовой подготовки и будущего профессионального обучения, дальнейшего развития словесно-логического мышления и коррекции его недостатков. Важнейшей специальной задачей данного курса является обучение глухих применять полученные математические знания в разных видах доступной и интересной для них практической деятельности.

     Глухие дети смогут реализовать свои потенциальные возможности и освоить программу курса при условии правильной методической организации процесса обучения: системности в работе педагога; построения более развернутого по этапам (а не просто более длительного) специального обучения, оснащенного системой помощи на каждом этапе; постоянного эмоционально-смыслового комментария учителем действий ребенка и особого внимания педагога к осознанности освоения знаний, умений и навыков.

    Основу курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений. Предусмотрено также формирование у детей базовых пространственных представлений в тесной связи с уроками технологии, ознакомление учащихся с основными геометрическими фигурами.

    Структура программы помогает представить соотношение тематических разделов курса и соответствующих видов деятельности детей, этапов обучения и их последовательности, типовых заданий и упражнений, определить необходимый объем математических терминов и типовых фраз, которые должны быть усвоены детьми.

    Программа предусматривает систематическое повторение ранее изученного материала в течение учебного года, в начале и в конце каждой учебной четверти, что необходимо глухим детям для прочного овладения изучаемым материалом, его систематизации. Содержание повторяемого материала определяется учителем исходя из реальных потребностей и возможностей детей данного класса.

   Рабочая программа составлена с учетом фактических знаний, умений, навыков учащихся 6 класса.

   Формы обучения: урок, домашняя работа, самостоятельная работа, фронтальная, групповая, и индивидуальная

  Итоговая и промежуточная аттестация проводится в форме контрольной, проверочной и самостоятельной работы, тестов, математических диктантов.

Требования к уровню подготовки учащихся

Знать:

— названия и последовательность чисел в натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд и как образуется каждое следующее число в этом ряду);

— как образуется каждая следующая счетная единица (сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в од­ной сотне и т. д., сколько разрядов содержится в каждом классе), названия и последовательность первых трех классов.

— названия и обозначения арифметических действий, назва­ния компонентов и результата каждого действия;

— связь между компонентами и результатом каждого дей­ствия;

— правила о порядке выполнения действий в числовых вы­ражениях, содержащих скобки и не содержащих их;

— единицы величин: длины, стоимости, площади, массы, времени, скорости, объема, общепринятые их обозначе­ния, соотношения между единицами каждой из этих ве­личин и способы их измерений.

— связи между такими величинами, как цена, количество, стоимость, время, скорость, путь при равномерном движе­нии и др.

— названия геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, ломаная, луч, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг.

— определение прямоугольника (квадрата), прямоугольного параллелепипеда, куба;

— обозначение сторон прямоугольника.

Уметь:

— читать, записывать и сравнивать многозначные числа; записывать результат сравнения, используя знаки > (больше), < (меньше), = (равно);

— представлять любое многозначное число в виде суммы раз­рядных слагаемых.

— записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3—4 действия (со скобками и без них);

— находить числовые значения буквенных выражений при заданных числовых зна­чениях входящих в них букв; — выполнять устные вычисления в пределах 100 и с больши­ми числами в случаях, сводимых к действиям в преде­лах 100;

— выполнять письменные вычисления (сложение и вычита­ние многозначных чисел, умножение и деление многознач­ных чисел на однозначное, двузначное и трёхзначное числа), проверку вычислений;

— решать уравнения вида 2х ± 60 = 320, 123 х + 2х = 750, 2000 х – х =1999, (7x -3х) : 8 = 17 на основе свойств сложения, вычитания, умножения и деления;

— решать составные задачи в несколько действий.

— находить длину ломаной, периметр многоуголь­ника, в том числе по формулам: периметры прямоугольника и квадрата, площади прямоугольника и квадрата, зная дли­ны их сторон;

— находить площадь поверхности и объём прямоугольного параллелепипеда (куба), зная его измерения;

— выполнять арифметические действия с величинами (сло­жение и вычитание значений величин, умножение и деле­ние значений величин на однозначное число);

— применять к решению текстовых задач знание изученных зависимостей между величинами.

— решать задачи на движение по формулам, в том числе на встречное движение и движение в противоположных направлениях;

— упрощать буквенные выражения, применяя свойства сложения, вычитания, умножения и деления.

Учебно-тематический план

 

раздела/темы

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

Контрольные занятия

1.

Повторение.

Числа и величины.

17

 

16

1

1.1

Чтение и запись чисел в пределах миллиона.

1

 

1

 

1.2

Классы и разряды чисел.

1

 

1

 

1.3

Представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых.

1

 

1

 

1.4

1.5

Сложение и вычитание многозначных чисел.

2

 

2

 

1.6 – 1.8

Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число.

3

 

3

 

1.9

Единицы измерения стоимости и их соотношения.

1

 

1

 

1.10

Единицы измерения длины и их соотношения.

1

 

1

 

1.11

Единицы измерения массы и их соотношения.

1

 

1

 

1.12

Единицы измерения времени и их соотношения.

1

 

1

 

1.13

1.14

Решение выражений с числами, полученными при измерении.

2

 

2

 

1.15

Решение задач с числами, полученными при измерении.

1

 

1

 

1.16

Контрольная работа № 1 по теме: «Повторение».

1

   

1

1.17

Работа над ошибками.

1

 

1

 


 

2.

Умножение и деление

на двузначные и трехзначные числа.


 

31


 

7


 

22


 

3

2.1

2.2

Умножение на круглые числа.

2

1

1

 

2.3 – 2.5

Деление на круглые числа.

3

1

2

 

2.6

2.7

Деление с остатком.

2

1

1

 

2.8 – 2.11

Умножение на двузначные числа.

4

1

3

 

2.12

Самостоятельная работа по теме: «Умножение и деление на двузначные числа».

1

   

1

2.13 -2.16

Работа над ошибками. Деление на двузначные числа.

4

1

3

 

2.17

2.18

Решение составных задач на умножение и деление на двузначные числа.

2

 

2

 
 

Контрольная работа за I четверть.


 

   

1

2.19

Работа над ошибками.

1

 

1

 

2.20 – 2.23

Умножение на трёхзначные числа.

4

1

3

 

2.24 – 2.27

Деление на трёхзначные числа.

4

 

1

3

 

2.28

2.29

Решение составных задач на умножение и деление на трехзначные числа.

2

 

2

 

2.30

Самостоятельная работа «Умножение и деление на трехзначные числа».

1

   

1

2.31

Работа над ошибками.

1

 

1

 

3.

Задачи на движение.

22

7

13

3

3.1

Скорость, время, расстояние. Понятие скорости. Единица скорости – 1 км в час.

1

1

   

3.2

Обозначение скорости, времени и расстояния.

1

1

   

3.3

Нахождение скорости движения.

1

1

   

3.4

3.5

Задачи на нахождение скорости движения.

2

 

2

 

3.6

Нахождение расстояния при движении в одном направлении.

1

1

   

3.7

3.8

Задачи на нахождение расстояния при движении в одном направлении.

2

 

2

 

3.9

Нахождение времени движении.

1

1

   

3.10 – 3.12

Задачи на нахождение времени движения.

Тест по теме: «Движение».

3

 

2

1

3.13

Самостоятельная работа по теме «Скорость, время, расстояние».

1

   

1

3.14 –

3.17

Работа над ошибками. Задачи на встречное движение.

4

1

3

 

3.18 –

3.20

Задачи на движение в противоположных направлениях.

3

1

2

 

3.21

Обобщающий урок по теме: «Движение»

1

 

1

 

 

Административная контрольная работа за I полугодие.

     

1

3.22

Работа над ошибками.

1

 

1

 

4.

Натуральные числа и шкалы.

15

6

7

2

4.1

Ряд натуральных чисел.

1

1

   

4.2

4.3

Цифры. Десятичная запись натуральных чисел.

2

1

1

 

4.4

4.5

Отрезок. Длина отрезка.

2

1

1

 

4.6

4.7

Плоскость. Прямая. Луч.

2

1

1

 

4.8 – 4.10

Шкала. Координатный луч.

3

1

2

 

4.11 – 4.13

Сравнение натуральных чисел.

Тест по теме: «Натуральные числа и шкалы».

3

1

1

1

4.14

Контрольная работа № 2 по теме «Натуральные числа».

1

 

 

1

4.15

Работа над ошибками.

1

 

1

 

5.

Сложение и вычитание натуральных чисел.

18

6

10

2

5.1

5.2

Сложение натуральных чисел и его свойства.

2

1

1

 

5.3 – 5.5

Вычитание натуральных чисел и его свойства.

3

1

2

 

5.6 – 5.8

Числовые и буквенные выражения.

3

1

2

 

5.9

Самостоятельная работа по теме: «Сложение и вычитание натуральных чисел».

1

   

1

5.10 5.11

Работа над ошибками. Буквенная запись свойств сложения и вычитания.

2

1

 


 


 

 

5.12 – 5.14

Уравнение.

3

1

3

 

5.15

5.16

Решение задач с помощью уравнений.

2

1

1

 

5.17

Контрольная работа № 3 по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел»

1

 

 

1

5.18

Работа над ошибками.

1

 

1

 

6.

Угол. Треугольник. Прямоугольник.

10

5

4

1

6.1

Угол. Обозначение углов.

1

1

   

6.2 – 6.4

Виды углов. Измерение углов.

3

1

2

 

6.5

Практическая работа «Измерение и построение углов».

1

 

1

 

6.6

 

Треугольник и его виды.

1

1

   

6.7

 

Построение треугольников с помощью линейки и транспортира. Нахождение периметра.

1

1

   

6.8

Практическая работа «Построение треугольников».

1

 

1

 

6.9

 

Многоугольники. Прямоугольник. Нахождение периметра.

1

1

   

6.10

 

Самостоятельная работа по теме: «Угол. Треугольник. Прямоугольник»

1

   

1

7.

Умножение и деление натуральных чисел.

21

6

14

2

7.1 – 7.3

Умножение натуральных чисел и его свойства.

3

1

2

 

7.4 – 7.6

Деление и его свойства.

3

1

2

 

7.7

7.8

Решение составных уравнений на нахождение неизвестных компонентов при умножении и делении.

2

1

1

 
 

Контрольная работа за III четверть.

     

1

7.9

Работа над ошибками.

1

 

1

 

7.10

7.11

Деление с остатком.

2

 

2

 

7.12 – 7.14

Упрощение выражений.

3

1

2

 

7.15

7.16

Степень числа.

2

1

1

 

7.17 – 7.19

Порядок выполнения действий.

3

1

2

 

7.20

Контрольная работа № 4 по теме: «Умножение и деление натуральных чисел».

1

   

1

7.21

Работа над ошибками.

1

 

1

 

8.

Площади и объёмы.

27

10

15

3

8.1

8.2

Формулы.

2

1

1

 

8.3

Площадь. Понятие площади.

1

1

   

8.4

Единица площади - квадратный сантиметр.

1

1

   

8.5

Измерение площади фигуры с помощью палетки.

1

1

   

8.6

Практическая работа

«Измерение площади фигуры с помощью палетки»

1

 

1

 

8.7

8.8

Единицы площади и их соотношения.

2

1

1

 

8.9

Формула площади прямоугольника (квадрата).

1

1

   

8.10

8.11

Решение задач на нахождение площадей.

2

 

2

 

8.12 8.13

Задачи на нахождение площадей составных фигур.

2

 

2

 

8.14

Самостоятельная работа по теме: «Площадь».

1

   

1

8.15

Работа над ошибками. Прямоугольный параллелепипед.

1

1

 

 

8.16

Куб.

1

1

 

 

8.17

8.18

Площадь прямоугольного параллелепипеда и куба.

2

1

1

 

8.19

Практическая работа «Изготовление прямоугольного параллелепипеда и нахождение его площади поверхности»

1

 

1

 

8.20

8.21

Объёмы. Единицы объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда (куба)

2

1

1

 

8.22

Практическая работа «Нахождение объёмов прямоугольного параллелепипеда и куба».

1

 

1

 

8.23

8.24

Решение задач на нахождение объёмов.

Тест по теме: «Площади и объёмы».

2

 

1

1

8.25

8.26

Повторение пройденного материала.

2

 

2

 
 

Административная контрольная работа за II полугодие.

     

1

8.27

Работа над ошибками.

1

 

1

 

9.

Систематизация и обобщение всего изученного.

5

 

5

 

9.1

Повторение темы «Натуральные числа».

1

 

1

 

9.2

9.3

Действия с натуральными числами.

2

 

2

 

9.4

9.5

Формулы. Решение задач с помощью формул.

2

 

2

 
 

 

166

47

106

17

 

 

 

Содержание программы учебного курса

Тема 1. Повторение. Числа и величины.

Чтение и запись чисел от 1 до 1000 000. Класс единиц и класс тысяч. 1,2,3 - й разряды в классе единиц и классе тысяч. Представления числа в виде суммы его разрядных слагаемых.

Единицы измерения стоимости, длины, массы, времени и соотношение между ними.

Сложение, вычитание многозначных чисел, умножение и деление на однозначные числа.

Решение задач в 2-3 действия. Решение задач с числами, полученными при измерении.

Тема 2. Умножение и деление на двузначные и трехзначные числа.

Умножение и деление на круглые числа. Деление с остатком. Умножение и деление на двузначные числа. Умножение и деление на трёхзначные числа. Решение составных задач на умножение и деление.

Тема 3. Задачи на движение.

Скорость, время, расстояние. Задачи на нахождение скорости, времени расстояния при равномерном движении. Задачи на встречное движение и движение в противоположных направлениях.

 

Тема 4. Натуральные числа и шкалы.

Ряд натуральных чисел. Цифры. Десятичная запись натуральных чисел. Отрезок. Длина отрезка. Плоскость, прямая, луч. Шкалы и координаты. Сравнение натуральных чисел.

Тема 5. Сложение и вычитание натуральных чисел.

Сложение натуральных чисел и его свойства. Вычитание натуральных чисел и его свойства. Числовые и буквенные выражения. Буквенная запись свойств сложения и вычитания. Уравнение. Решение задач с помощью уравнений.

Тема 6. Угол. Треугольник. Прямоугольник.

Угол. Обозначение углов. Виды углов. Измерение углов. Треугольник и его виды. Построение треугольников с помощью линейки и транспортира. Нахождение периметра. Многоугольники. Прямоугольник. Нахождение периметра.

Практическая работа 1 «Измерение и построение углов».

Практическая работа 2 «Построение треугольников».

Тема 7. Умножение и деление натуральных чисел.

Умножение натуральных чисел и его свойства. Деление и его свойства. Деление с остатком. Упрощение выражений. Степень числа. Порядок выполнения действий.

Тема 8. Площади и объёмы.

Формулы. Площадь. Измерение площади фигуры с помощью палетки. Единицы площади и их соотношения. Формула площади прямоугольника (квадрата). Задачи на нахождение площадей.

Прямоугольный параллелепипед. Куб. Площадь прямоугольного параллелепипеда и куба. Объёмы. Единицы объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда (куба). Решение задач на нахождение объёмов.

Практическая работа 1 «Измерение площади фигуры с помощью палетки».

Практическая работа 2 «Изготовление прямоугольного параллелепипеда и нахождение его площади поверхности».

Практическая работа 3 «Нахождение объёмов прямоугольного параллелепипеда и куба».

Тема 9. Систематизация и обобщение изученного.

Повторение темы «Натуральные числа». Формулы. Решение задач с помощью формул. Действия с натуральными числами.

Средства контроля

Перечень контролирующих материалов

Контрольные работы

Контрольная работа № 1 по теме: «Повторение».

Контрольная работа за I четверть.

Административная контрольная работа за I полугодие.

Контрольная работа № 2 по теме «Натуральные числа».

Контрольная работа № 3 по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел»

Контрольная работа за III четверть.

Контрольная работа № 4 по теме: «Умножение и деление натуральных чисел».

Административная контрольная работа за II полугодие.

Самостоятельные работы

Самостоятельная работа по теме: «Умножение и деление на двузначные числа».

Самостоятельная работа «Умножение и деление на трехзначные числа».

Самостоятельная работа по теме «Скорость, время, расстояние».

Самостоятельная работа по теме: «Сложение и вычитание натуральных чисел».

Самостоятельная работа по теме: «Угол. Треугольник. Прямоугольник».

Самостоятельная работа по теме: «Площадь».

Тесты

Тест по теме: «Скорость. Время. Расстояние».

Тест по теме: «Натуральные числа и шкалы».

Тест по теме: «Площади и объёмы».

 

Учебно-методические средства обучения

Литература:

- Контрольные работы по математике: 4 класс. Ч.2: к учебнику М.И. Моро и др. «Математика. 4 класс в двух частях» (М.: Просвещение) / В.Н. Рудницкая. М.: «ЭКЗАМЕН», 2014;

- Контрольные и самостоятельные работы по математике к учебнику Н.Я. Виленкина и др. «Математика. 5 класс» (М.: Мнемозина) / М.А. ПоповМ.: «ЭКЗАМЕН», 2013;

- Математика. Многоуровневые самостоятельные работы в форме тестов

для проверки качества знаний. 5-7 классы / И.С.Ганенкова - Волгоград: Учитель, 2006;

- «Математика». Контрольно-измерительные материалы. К учебнику М.И. Моро и др.» «ВАКО», М.,2010;

- Мокрушина О.А., Дмитриева О.И.. Поурочные разработки по математике, 4 класс.- М., « ВАКО», 2004;

- Моро М.И., Бантова М.А. и др. Математика. Учебник для 4 класса 2-я часть М., Просвещение, 2006.

- Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С.. Математика. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений – М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2014.

- Степурина С.Е. Математика 5-6 классы: тематический и итоговый контроль, внеклассные мероприятия / авт.-сост. С.Е. Степурина. - Волгоград: Учитель, 2007.

- Тематическое и поурочное планирование по математике. К учебнику Н.Я. Виленкина идр.»Математика. 5 класс («М.: Мнемозина) / Т.В. Ермилова – М.: «ЭКЗАМЕН», 2006.

- Узорова О.В., Нефедова Е.А. . Мой первый экзамен по математике.- М., АСТ, 2010.

- Я иду на урок в начальную школу: Математика. Книга 1: Книга для учителя. - М. Издательство «Первое сентября», 2001.

- Я иду на урок в начальную школу: Математика. Книга 2: Книга для учителя. - М. Издательство «Первое сентября», 2001.

2. Дидактические материалы:

Печатные пособия: демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы), карточки с заданиями по математике.

3. Информационно-компьютерная поддержка:

- Мультимедийное учебное пособие (Уроки Кирилла и Мефодия. Математика 4,5 класс.

- ЭОР с сайтов: ФЦИОР http://fcior.edu.ru /

ЕКЦОР http://school-collection.edu.ru/

//www.lenagold.ru/fon/clipart.html

http://www.michellehenry.fr/clocks.jpg

 http://learningapps.org/

http://puzzlecup.com/crossword-ru/

 

voicethread.com

http:// 900igr.net/prezentatsii/tsvet-i-forma/Linii-2. files/Geometrij a-dljamalyshej.html

http://www.stereokartinki.net

http://viki.rdf.ru

http://yandex.ru

http://www.google.ru

http://www.zaitseva-irina.ru

http://www.rusedu.ru

4. Оборудование и приборы: Мультимедийный проектор (по возможности), интерактивная доска (по возможности), персональные компьютеры (по возможности)

Опубликовано в группе «Коррекционная педагогика»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.