12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Вологжина Надежда Дмитриевна984 Россия, Иркутская обл., Иркутск Материал размещён в группе «Коррекционная педагогика» |
Пояснительная записка.
Рабочая программа по математике для глухих учащихся 6 класса разработана на основе: программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида. - М.: Просвещение, 2006
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
обеспечить числовую грамотность учащихся и умения производить все арифметические действия с натуральными числами;
сформировать элементарные логические умения (обобщения и конкретизация, родовые и видовые отношения, простейшие умозаключения, логические выводы, обоснования);
сформировать элементы эвристического мышления (усмотрение аналогий, закономерностей, выдвижение и проверка гипотез, моделирование ситуаций);
обеспечить освоение необходимого понятийного аппарата и математической терминологии в рамках каждого тематического раздела курса;
развивать учебную деятельность;
развивать словесную речь, как в аспекте понимания, так и в аспекте самостоятельного использования в связи с освоением математического материала.
воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Для реализации рабочей программы используется учебники:
М.И. Моро, М.А. Бантова и др. Математика. Учебник для 4 класса 2-я часть – М.: Просвещение, 2006.
А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. Математика. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений – М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2014.
Слезина Н.Ф. Математика. Учебник для 5 класса школ глухих. М., Просвещение, 1993.
Рабочая программа по математике рассчитана на 5 часов в неделю на протяжении учебного года, что составляет 170 часов в год, в том числе на контрольные, самостоятельные и практические работы 19 часов, тесты 3 часа.
Рабочая программа построена с учетом общих закономерностей и специфических особенностей развития глухих детей. В программе определены те базовые знания, умения и навыки в области математики, которые необходимы для общего развития детей, становления их жизненной компетенции.
Прочное и осознанное освоение курса математики должно обеспечить таким детям возможность перейти к овладению систематическим курсом математики на следующей ступени образования, что необходимо для их трудовой подготовки и будущего профессионального обучения, дальнейшего развития словесно-логического мышления и коррекции его недостатков. Важнейшей специальной задачей данного курса является обучение глухих применять полученные математические знания в разных видах доступной и интересной для них практической деятельности.
Глухие дети смогут реализовать свои потенциальные возможности и освоить программу курса при условии правильной методической организации процесса обучения: системности в работе педагога; построения более развернутого по этапам (а не просто более длительного) специального обучения, оснащенного системой помощи на каждом этапе; постоянного эмоционально-смыслового комментария учителем действий ребенка и особого внимания педагога к осознанности освоения знаний, умений и навыков.
Основу курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений. Предусмотрено также формирование у детей базовых пространственных представлений в тесной связи с уроками технологии, ознакомление учащихся с основными геометрическими фигурами.
Структура программы помогает представить соотношение тематических разделов курса и соответствующих видов деятельности детей, этапов обучения и их последовательности, типовых заданий и упражнений, определить необходимый объем математических терминов и типовых фраз, которые должны быть усвоены детьми.
Программа предусматривает систематическое повторение ранее изученного материала в течение учебного года, в начале и в конце каждой учебной четверти, что необходимо глухим детям для прочного овладения изучаемым материалом, его систематизации. Содержание повторяемого материала определяется учителем исходя из реальных потребностей и возможностей детей данного класса.
Рабочая программа составлена с учетом фактических знаний, умений, навыков учащихся 6 класса.
Формы обучения: урок, домашняя работа, самостоятельная работа, фронтальная, групповая, и индивидуальная
Итоговая и промежуточная аттестация проводится в форме контрольной, проверочной и самостоятельной работы, тестов, математических диктантов.
Требования к уровню подготовки учащихся
Знать:
— названия и последовательность чисел в натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд и как образуется каждое следующее число в этом ряду);
— как образуется каждая следующая счетная единица (сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в одной сотне и т. д., сколько разрядов содержится в каждом классе), названия и последовательность первых трех классов.
— названия и обозначения арифметических действий, названия компонентов и результата каждого действия;
— связь между компонентами и результатом каждого действия;
— правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их;
— единицы величин: длины, стоимости, площади, массы, времени, скорости, объема, общепринятые их обозначения, соотношения между единицами каждой из этих величин и способы их измерений.
— связи между такими величинами, как цена, количество, стоимость, время, скорость, путь при равномерном движении и др.
— названия геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, ломаная, луч, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг.
— определение прямоугольника (квадрата), прямоугольного параллелепипеда, куба;
— обозначение сторон прямоугольника.
Уметь:
— читать, записывать и сравнивать многозначные числа; записывать результат сравнения, используя знаки > (больше), < (меньше), = (равно);
— представлять любое многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых.
— записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3—4 действия (со скобками и без них);
— находить числовые значения буквенных выражений при заданных числовых значениях входящих в них букв; — выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
— выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное, двузначное и трёхзначное числа), проверку вычислений;
— решать уравнения вида 2х ± 60 = 320, 123 х + 2х = 750, 2000 х – х =1999, (7x -3х) : 8 = 17 на основе свойств сложения, вычитания, умножения и деления;
— решать составные задачи в несколько действий.
— находить длину ломаной, периметр многоугольника, в том числе по формулам: периметры прямоугольника и квадрата, площади прямоугольника и квадрата, зная длины их сторон;
— находить площадь поверхности и объём прямоугольного параллелепипеда (куба), зная его измерения;
— выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и деление значений величин на однозначное число);
— применять к решению текстовых задач знание изученных зависимостей между величинами.
— решать задачи на движение по формулам, в том числе на встречное движение и движение в противоположных направлениях;
— упрощать буквенные выражения, применяя свойства сложения, вычитания, умножения и деления.
Учебно-тематический план
№ раздела/темы | Наименование разделов и тем | Количество часов | |||
Всего | Теоретические занятия | Практические занятия | Контрольные занятия | ||
1. | Повторение. Числа и величины. | 17 | 16 | 1 | |
1.1 | Чтение и запись чисел в пределах миллиона. | 1 | 1 | ||
1.2 | Классы и разряды чисел. | 1 | 1 | ||
1.3 | Представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых. | 1 | 1 | ||
1.4 1.5 | Сложение и вычитание многозначных чисел. | 2 | 2 | ||
1.6 – 1.8 | Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число. | 3 | 3 | ||
1.9 | Единицы измерения стоимости и их соотношения. | 1 | 1 | ||
1.10 | Единицы измерения длины и их соотношения. | 1 | 1 | ||
1.11 | Единицы измерения массы и их соотношения. | 1 | 1 | ||
1.12 | Единицы измерения времени и их соотношения. | 1 | 1 | ||
1.13 1.14 | Решение выражений с числами, полученными при измерении. | 2 | 2 | ||
1.15 | Решение задач с числами, полученными при измерении. | 1 | 1 | ||
1.16 | Контрольная работа № 1 по теме: «Повторение». | 1 | 1 | ||
1.17 | Работа над ошибками. | 1 | 1 | ||
2. | Умножение и деление на двузначные и трехзначные числа. |
31 |
7 |
22 |
3 |
2.1 2.2 | Умножение на круглые числа. | 2 | 1 | 1 | |
2.3 – 2.5 | Деление на круглые числа. | 3 | 1 | 2 | |
2.6 2.7 | Деление с остатком. | 2 | 1 | 1 | |
2.8 – 2.11 | Умножение на двузначные числа. | 4 | 1 | 3 |
|
2.12 | Самостоятельная работа по теме: «Умножение и деление на двузначные числа». | 1 | 1 | ||
2.13 -2.16 | Работа над ошибками. Деление на двузначные числа. | 4 | 1 | 3 | |
2.17 2.18 | Решение составных задач на умножение и деление на двузначные числа. | 2 | 2 | ||
Контрольная работа за I четверть. |
| 1 | |||
2.19 | Работа над ошибками. | 1 | 1 | ||
2.20 – 2.23 | Умножение на трёхзначные числа. | 4 | 1 | 3 | |
2.24 – 2.27 | Деление на трёхзначные числа. | 4
| 1 | 3 |
|
2.28 2.29 | Решение составных задач на умножение и деление на трехзначные числа. | 2 | 2 | ||
2.30 | Самостоятельная работа «Умножение и деление на трехзначные числа». | 1 | 1 | ||
2.31 | Работа над ошибками. | 1 | 1 | ||
3. | Задачи на движение. | 22 | 7 | 13 | 3 |
3.1 | Скорость, время, расстояние. Понятие скорости. Единица скорости – 1 км в час. | 1 | 1 | ||
3.2 | Обозначение скорости, времени и расстояния. | 1 | 1 | ||
3.3 | Нахождение скорости движения. | 1 | 1 | ||
3.4 3.5 | Задачи на нахождение скорости движения. | 2 | 2 | ||
3.6 | Нахождение расстояния при движении в одном направлении. | 1 | 1 | ||
3.7 3.8 | Задачи на нахождение расстояния при движении в одном направлении. | 2 | 2 | ||
3.9 | Нахождение времени движении. | 1 | 1 | ||
3.10 – 3.12 | Задачи на нахождение времени движения. Тест по теме: «Движение». | 3 | 2 | 1 | |
3.13 | Самостоятельная работа по теме «Скорость, время, расстояние». | 1 | 1 | ||
3.14 – 3.17 | Работа над ошибками. Задачи на встречное движение. | 4 | 1 | 3 | |
3.18 – 3.20 | Задачи на движение в противоположных направлениях. | 3 | 1 | 2 | |
3.21 | Обобщающий урок по теме: «Движение» | 1 | 1 | ||
| Административная контрольная работа за I полугодие. | 1 | |||
3.22 | Работа над ошибками. | 1 | 1 | ||
4. | Натуральные числа и шкалы. | 15 | 6 | 7 | 2 |
4.1 | Ряд натуральных чисел. | 1 | 1 | ||
4.2 4.3 | Цифры. Десятичная запись натуральных чисел. | 2 | 1 | 1 | |
4.4 4.5 | Отрезок. Длина отрезка. | 2 | 1 | 1 | |
4.6 4.7 | Плоскость. Прямая. Луч. | 2 | 1 | 1 | |
4.8 – 4.10 | Шкала. Координатный луч. | 3 | 1 | 2 | |
4.11 – 4.13 | Сравнение натуральных чисел. Тест по теме: «Натуральные числа и шкалы». | 3 | 1 | 1 | 1 |
4.14 | Контрольная работа № 2 по теме «Натуральные числа». | 1 |
| 1 | |
4.15 | Работа над ошибками. | 1 | 1 | ||
5. | Сложение и вычитание натуральных чисел. | 18 | 6 | 10 | 2 |
5.1 5.2 | Сложение натуральных чисел и его свойства. | 2 | 1 | 1 | |
5.3 – 5.5 | Вычитание натуральных чисел и его свойства. | 3 | 1 | 2 | |
5.6 – 5.8 | Числовые и буквенные выражения. | 3 | 1 | 2 | |
5.9 | Самостоятельная работа по теме: «Сложение и вычитание натуральных чисел». | 1 | 1 | ||
5.10 5.11 | Работа над ошибками. Буквенная запись свойств сложения и вычитания. | 2 | 1 |
| |
5.12 – 5.14 | Уравнение. | 3 | 1 | 3 | |
5.15 5.16 | Решение задач с помощью уравнений. | 2 | 1 | 1 |
|
5.17 | Контрольная работа № 3 по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел» | 1 |
| 1 | |
5.18 | Работа над ошибками. | 1 | 1 | ||
6. | Угол. Треугольник. Прямоугольник. | 10 | 5 | 4 | 1 |
6.1 | Угол. Обозначение углов. | 1 | 1 | ||
6.2 – 6.4 | Виды углов. Измерение углов. | 3 | 1 | 2 | |
6.5 | Практическая работа «Измерение и построение углов». | 1 | 1 | ||
6.6
| Треугольник и его виды. | 1 | 1 | ||
6.7
| Построение треугольников с помощью линейки и транспортира. Нахождение периметра. | 1 | 1 | ||
6.8 | Практическая работа «Построение треугольников». | 1 | 1 | ||
6.9
| Многоугольники. Прямоугольник. Нахождение периметра. | 1 | 1 | ||
6.10
| Самостоятельная работа по теме: «Угол. Треугольник. Прямоугольник» | 1 | 1 | ||
7. | Умножение и деление натуральных чисел. | 21 | 6 | 14 | 2 |
7.1 – 7.3 | Умножение натуральных чисел и его свойства. | 3 | 1 | 2 | |
7.4 – 7.6 | Деление и его свойства. | 3 | 1 | 2 | |
7.7 7.8 | Решение составных уравнений на нахождение неизвестных компонентов при умножении и делении. | 2 | 1 | 1 | |
Контрольная работа за III четверть. | 1 | ||||
7.9 | Работа над ошибками. | 1 | 1 | ||
7.10 7.11 | Деление с остатком. | 2 | 2 | ||
7.12 – 7.14 | Упрощение выражений. | 3 | 1 | 2 | |
7.15 7.16 | Степень числа. | 2 | 1 | 1 |
|
7.17 – 7.19 | Порядок выполнения действий. | 3 | 1 | 2 | |
7.20 | Контрольная работа № 4 по теме: «Умножение и деление натуральных чисел». | 1 | 1 | ||
7.21 | Работа над ошибками. | 1 | 1 | ||
8. | Площади и объёмы. | 27 | 10 | 15 | 3 |
8.1 8.2 | Формулы. | 2 | 1 | 1 | |
8.3 | Площадь. Понятие площади. | 1 | 1 | ||
8.4 | Единица площади - квадратный сантиметр. | 1 | 1 | ||
8.5 | Измерение площади фигуры с помощью палетки. | 1 | 1 | ||
8.6 | Практическая работа «Измерение площади фигуры с помощью палетки» | 1 | 1 | ||
8.7 8.8 | Единицы площади и их соотношения. | 2 | 1 | 1 | |
8.9 | Формула площади прямоугольника (квадрата). | 1 | 1 | ||
8.10 8.11 | Решение задач на нахождение площадей. | 2 | 2 | ||
8.12 8.13 | Задачи на нахождение площадей составных фигур. | 2 | 2 | ||
8.14 | Самостоятельная работа по теме: «Площадь». | 1 | 1 | ||
8.15 | Работа над ошибками. Прямоугольный параллелепипед. | 1 | 1 |
| |
8.16 | Куб. | 1 | 1 |
| |
8.17 8.18 | Площадь прямоугольного параллелепипеда и куба. | 2 | 1 | 1 | |
8.19 | Практическая работа «Изготовление прямоугольного параллелепипеда и нахождение его площади поверхности» | 1 |
| 1 | |
8.20 8.21 | Объёмы. Единицы объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда (куба) | 2 | 1 | 1 | |
8.22 | Практическая работа «Нахождение объёмов прямоугольного параллелепипеда и куба». | 1 | 1 | ||
8.23 8.24 | Решение задач на нахождение объёмов. Тест по теме: «Площади и объёмы». | 2 | 1 | 1 | |
8.25 8.26 | Повторение пройденного материала. | 2 | 2 | ||
Административная контрольная работа за II полугодие. | 1 | ||||
8.27 | Работа над ошибками. | 1 | 1 | ||
9. | Систематизация и обобщение всего изученного. | 5 | 5 |
| |
9.1 | Повторение темы «Натуральные числа». | 1 | 1 | ||
9.2 9.3 | Действия с натуральными числами. | 2 | 2 | ||
9.4 9.5 | Формулы. Решение задач с помощью формул. | 2 | 2 | ||
| 166 | 47 | 106 | 17 |
Содержание программы учебного курса
Тема 1. Повторение. Числа и величины.
Чтение и запись чисел от 1 до 1000 000. Класс единиц и класс тысяч. 1,2,3 - й разряды в классе единиц и классе тысяч. Представления числа в виде суммы его разрядных слагаемых.
Единицы измерения стоимости, длины, массы, времени и соотношение между ними.
Сложение, вычитание многозначных чисел, умножение и деление на однозначные числа.
Решение задач в 2-3 действия. Решение задач с числами, полученными при измерении.
Тема 2. Умножение и деление на двузначные и трехзначные числа.
Умножение и деление на круглые числа. Деление с остатком. Умножение и деление на двузначные числа. Умножение и деление на трёхзначные числа. Решение составных задач на умножение и деление.
Тема 3. Задачи на движение.
Скорость, время, расстояние. Задачи на нахождение скорости, времени расстояния при равномерном движении. Задачи на встречное движение и движение в противоположных направлениях.
Тема 4. Натуральные числа и шкалы.
Ряд натуральных чисел. Цифры. Десятичная запись натуральных чисел. Отрезок. Длина отрезка. Плоскость, прямая, луч. Шкалы и координаты. Сравнение натуральных чисел.
Тема 5. Сложение и вычитание натуральных чисел.
Сложение натуральных чисел и его свойства. Вычитание натуральных чисел и его свойства. Числовые и буквенные выражения. Буквенная запись свойств сложения и вычитания. Уравнение. Решение задач с помощью уравнений.
Тема 6. Угол. Треугольник. Прямоугольник.
Угол. Обозначение углов. Виды углов. Измерение углов. Треугольник и его виды. Построение треугольников с помощью линейки и транспортира. Нахождение периметра. Многоугольники. Прямоугольник. Нахождение периметра.
Практическая работа 1 «Измерение и построение углов».
Практическая работа 2 «Построение треугольников».
Тема 7. Умножение и деление натуральных чисел.
Умножение натуральных чисел и его свойства. Деление и его свойства. Деление с остатком. Упрощение выражений. Степень числа. Порядок выполнения действий.
Тема 8. Площади и объёмы.
Формулы. Площадь. Измерение площади фигуры с помощью палетки. Единицы площади и их соотношения. Формула площади прямоугольника (квадрата). Задачи на нахождение площадей.
Прямоугольный параллелепипед. Куб. Площадь прямоугольного параллелепипеда и куба. Объёмы. Единицы объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда (куба). Решение задач на нахождение объёмов.
Практическая работа 1 «Измерение площади фигуры с помощью палетки».
Практическая работа 2 «Изготовление прямоугольного параллелепипеда и нахождение его площади поверхности».
Практическая работа 3 «Нахождение объёмов прямоугольного параллелепипеда и куба».
Тема 9. Систематизация и обобщение изученного.
Повторение темы «Натуральные числа». Формулы. Решение задач с помощью формул. Действия с натуральными числами. |
Средства контроля
Перечень контролирующих материалов
Контрольные работы
Контрольная работа № 1 по теме: «Повторение».
Контрольная работа за I четверть.
Административная контрольная работа за I полугодие.
Контрольная работа № 2 по теме «Натуральные числа».
Контрольная работа № 3 по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел»
Контрольная работа за III четверть.
Контрольная работа № 4 по теме: «Умножение и деление натуральных чисел».
Административная контрольная работа за II полугодие.
Самостоятельные работы
Самостоятельная работа по теме: «Умножение и деление на двузначные числа».
Самостоятельная работа «Умножение и деление на трехзначные числа».
Самостоятельная работа по теме «Скорость, время, расстояние».
Самостоятельная работа по теме: «Сложение и вычитание натуральных чисел».
Самостоятельная работа по теме: «Угол. Треугольник. Прямоугольник».
Самостоятельная работа по теме: «Площадь».
Тесты
Тест по теме: «Скорость. Время. Расстояние».
Тест по теме: «Натуральные числа и шкалы».
Тест по теме: «Площади и объёмы».
Учебно-методические средства обучения
Литература:
- Контрольные работы по математике: 4 класс. Ч.2: к учебнику М.И. Моро и др. «Математика. 4 класс в двух частях» (М.: Просвещение) / В.Н. Рудницкая. – М.: «ЭКЗАМЕН», 2014;
- Контрольные и самостоятельные работы по математике к учебнику Н.Я. Виленкина и др. «Математика. 5 класс» (М.: Мнемозина) / М.А. Попов – М.: «ЭКЗАМЕН», 2013;
для проверки качества знаний. 5-7 классы / И.С.Ганенкова - Волгоград: Учитель, 2006;
- «Математика». Контрольно-измерительные материалы. К учебнику М.И. Моро и др.» «ВАКО», М.,2010;
- Мокрушина О.А., Дмитриева О.И.. Поурочные разработки по математике, 4 класс.- М., « ВАКО», 2004;
- Моро М.И., Бантова М.А. и др. Математика. Учебник для 4 класса 2-я часть М., Просвещение, 2006.
- Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С.. Математика. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений – М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2014.
- Степурина С.Е. Математика 5-6 классы: тематический и итоговый контроль, внеклассные мероприятия / авт.-сост. С.Е. Степурина. - Волгоград: Учитель, 2007.
- Тематическое и поурочное планирование по математике. К учебнику Н.Я. Виленкина идр.»Математика. 5 класс («М.: Мнемозина) / Т.В. Ермилова – М.: «ЭКЗАМЕН», 2006.
- Узорова О.В., Нефедова Е.А. . Мой первый экзамен по математике.- М., АСТ, 2010.
- Я иду на урок в начальную школу: Математика. Книга 1: Книга для учителя. - М. Издательство «Первое сентября», 2001.
- Я иду на урок в начальную школу: Математика. Книга 2: Книга для учителя. - М. Издательство «Первое сентября», 2001.
2. Дидактические материалы:
Печатные пособия: демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы), карточки с заданиями по математике.
3. Информационно-компьютерная поддержка:
- Мультимедийное учебное пособие (Уроки Кирилла и Мефодия. Математика 4,5 класс.
- ЭОР с сайтов: ФЦИОР
ЕКЦОР
//
http:// 900igr.net/prezentatsii/tsvet-i-forma/Linii-2. files/Geometrij a-dljamalyshej.html
4. Оборудование и приборы: Мультимедийный проектор (по возможности), интерактивная доска (по возможности), персональные компьютеры (по возможности)