Пояснительная записка.
Рабочая программа по математике для глухих учащихся 6 класса разработана на основе: программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида. - М.: Просвещение, 2006
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
обеспечить числовую грамотность учащихся и умения производить все арифметические действия с натуральными числами;
сформировать элементарные логические умения (обобщения и конкретизация, родовые и видовые отношения, простейшие умозаключения, логические выводы, обоснования);
сформировать элементы эвристического мышления (усмотрение аналогий, закономерностей, выдвижение и проверка гипотез, моделирование ситуаций);
обеспечить освоение необходимого понятийного аппарата и математической терминологии в рамках каждого тематического раздела курса;
развивать учебную деятельность;
развивать словесную речь, как в аспекте понимания, так и в аспекте самостоятельного использования в связи с освоением математического материала.
воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Для реализации рабочей программы используется учебники:
М.И. Моро, М.А. Бантова и др. Математика. Учебник для 4 класса 2-я часть – М.: Просвещение, 2006.
А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. Математика. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений – М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2014.
Слезина Н.Ф. Математика. Учебник для 5 класса школ глухих. М., Просвещение, 1993.
Рабочая программа по математике рассчитана на 5 часов в неделю на протяжении учебного года, что составляет 170 часов в год, в том числе на контрольные, самостоятельные и практические работы 19 часов, тесты 3 часа.
Рабочая программа построена с учетом общих закономерностей и специфических особенностей развития глухих детей. В программе определены те базовые знания, умения и навыки в области математики, которые необходимы для общего развития детей, становления их жизненной компетенции.
Прочное и осознанное освоение курса математики должно обеспечить таким детям возможность перейти к овладению систематическим курсом математики на следующей ступени образования, что необходимо для их трудовой подготовки и будущего профессионального обучения, дальнейшего развития словесно-логического мышления и коррекции его недостатков. Важнейшей специальной задачей данного курса является обучение глухих применять полученные математические знания в разных видах доступной и интересной для них практической деятельности.
Глухие дети смогут реализовать свои потенциальные возможности и освоить программу курса при условии правильной методической организации процесса обучения: системности в работе педагога; построения более развернутого по этапам (а не просто более длительного) специального обучения, оснащенного системой помощи на каждом этапе; постоянного эмоционально-смыслового комментария учителем действий ребенка и особого внимания педагога к осознанности освоения знаний, умений и навыков.
Основу курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений. Предусмотрено также формирование у детей базовых пространственных представлений в тесной связи с уроками технологии, ознакомление учащихся с основными геометрическими фигурами.
Структура программы помогает представить соотношение тематических разделов курса и соответствующих видов деятельности детей, этапов обучения и их последовательности, типовых заданий и упражнений, определить необходимый объем математических терминов и типовых фраз, которые должны быть усвоены детьми.
Программа предусматривает систематическое повторение ранее изученного материала в течение учебного года, в начале и в конце каждой учебной четверти, что необходимо глухим детям для прочного овладения изучаемым материалом, его систематизации. Содержание повторяемого материала определяется учителем исходя из реальных потребностей и возможностей детей данного класса.
Рабочая программа составлена с учетом фактических знаний, умений, навыков учащихся 6 класса.
Формы обучения: урок, домашняя работа, самостоятельная работа, фронтальная, групповая, и индивидуальная
Итоговая и промежуточная аттестация проводится в форме контрольной, проверочной и самостоятельной работы, тестов, математических диктантов.
Требования к уровню подготовки учащихся
Знать:
— названия и последовательность чисел в натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд и как образуется каждое следующее число в этом ряду);
— как образуется каждая следующая счетная единица (сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в одной сотне и т. д., сколько разрядов содержится в каждом классе), названия и последовательность первых трех классов.
— названия и обозначения арифметических действий, названия компонентов и результата каждого действия;
— связь между компонентами и результатом каждого действия;
— правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их;
— единицы величин: длины, стоимости, площади, массы, времени, скорости, объема, общепринятые их обозначения, соотношения между единицами каждой из этих величин и способы их измерений.
— связи между такими величинами, как цена, количество, стоимость, время, скорость, путь при равномерном движении и др.
— названия геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, ломаная, луч, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг.
— определение прямоугольника (квадрата), прямоугольного параллелепипеда, куба;
— обозначение сторон прямоугольника.
Уметь:
— читать, записывать и сравнивать многозначные числа; записывать результат сравнения, используя знаки > (больше), < (меньше), = (равно);
— представлять любое многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых.
— записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3—4 действия (со скобками и без них);
— находить числовые значения буквенных выражений при заданных числовых значениях входящих в них букв; — выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
— выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное, двузначное и трёхзначное числа), проверку вычислений;
— решать уравнения вида 2х ± 60 = 320, 123 х + 2х = 750, 2000 х – х =1999, (7x -3х) : 8 = 17 на основе свойств сложения, вычитания, умножения и деления;
— решать составные задачи в несколько действий.
— находить длину ломаной, периметр многоугольника, в том числе по формулам: периметры прямоугольника и квадрата, площади прямоугольника и квадрата, зная длины их сторон;
— находить площадь поверхности и объём прямоугольного параллелепипеда (куба), зная его измерения;
— выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и деление значений величин на однозначное число);
— применять к решению текстовых задач знание изученных зависимостей между величинами.
— решать задачи на движение по формулам, в том числе на встречное движение и движение в противоположных направлениях;
— упрощать буквенные выражения, применяя свойства сложения, вычитания, умножения и деления.
Учебно-тематический план
№ раздела/темы |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
|||
Всего |
Теоретические занятия |
Практические занятия |
Контрольные занятия |
||
1. |
Повторение. Числа и величины. |
17 |
16 |
1 |
|
1.1 |
Чтение и запись чисел в пределах миллиона. |
1 |
1 |
||
1.2 |
Классы и разряды чисел. |
1 |
1 |
||
1.3 |
Представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых. |
1 |
1 |
||
1.4 1.5 |
Сложение и вычитание многозначных чисел. |
2 |
2 |
||
1.6 – 1.8 |
Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число. |
3 |
3 |
||
1.9 |
Единицы измерения стоимости и их соотношения. |
1 |
1 |
||
1.10 |
Единицы измерения длины и их соотношения. |
1 |
1 |
||
1.11 |
Единицы измерения массы и их соотношения. |
1 |
1 |
||
1.12 |
Единицы измерения времени и их соотношения. |
1 |
1 |
||
1.13 1.14 |
Решение выражений с числами, полученными при измерении. |
2 |
2 |
||
1.15 |
Решение задач с числами, полученными при измерении. |
1 |
1 |
||
1.16 |
Контрольная работа № 1 по теме: «Повторение». |
1 |
1 |
||
1.17 |
Работа над ошибками. |
1 |
1 |
||
2. |
Умножение и деление на двузначные и трехзначные числа. |
31 |
7 |
22 |
3 |
2.1 2.2 |
Умножение на круглые числа. |
2 |
1 |
1 |
|
2.3 – 2.5 |
Деление на круглые числа. |
3 |
1 |
2 |
|
2.6 2.7 |
Деление с остатком. |
2 |
1 |
1 |
|
2.8 – 2.11 |
Умножение на двузначные числа. |
4 |
1 |
3 |
|
2.12 |
Самостоятельная работа по теме: «Умножение и деление на двузначные числа». |
1 |
1 |
||
2.13 -2.16 |
Работа над ошибками. Деление на двузначные числа. |
4 |
1 |
3 |
|
2.17 2.18 |
Решение составных задач на умножение и деление на двузначные числа. |
2 |
2 |
||
Контрольная работа за I четверть. |
|
1 |
|||
2.19 |
Работа над ошибками. |
1 |
1 |
||
2.20 – 2.23 |
Умножение на трёхзначные числа. |
4 |
1 |
3 |
|
2.24 – 2.27 |
Деление на трёхзначные числа. |
4
|
1 |
3 |
|
2.28 2.29 |
Решение составных задач на умножение и деление на трехзначные числа. |
2 |
2 |
||
2.30 |
Самостоятельная работа «Умножение и деление на трехзначные числа». |
1 |
1 |
||
2.31 |
Работа над ошибками. |
1 |
1 |
||
3. |
Задачи на движение. |
22 |
7 |
13 |
3 |
3.1 |
Скорость, время, расстояние. Понятие скорости. Единица скорости – 1 км в час. |
1 |
1 |
||
3.2 |
Обозначение скорости, времени и расстояния. |
1 |
1 |
||
3.3 |
Нахождение скорости движения. |
1 |
1 |
||
3.4 3.5 |
Задачи на нахождение скорости движения. |
2 |
2 |
||
3.6 |
Нахождение расстояния при движении в одном направлении. |
1 |
1 |
||
3.7 3.8 |
Задачи на нахождение расстояния при движении в одном направлении. |
2 |
2 |
||
3.9 |
Нахождение времени движении. |
1 |
1 |
||
3.10 – 3.12 |
Задачи на нахождение времени движения. Тест по теме: «Движение». |
3 |
2 |
1 |
|
3.13 |
Самостоятельная работа по теме «Скорость, время, расстояние». |
1 |
1 |
||
3.14 – 3.17 |
Работа над ошибками. Задачи на встречное движение. |
4 |
1 |
3 |
|
3.18 – 3.20 |
Задачи на движение в противоположных направлениях. |
3 |
1 |
2 |
|
3.21 |
Обобщающий урок по теме: «Движение» |
1 |
1 |
||
|
Административная контрольная работа за I полугодие. |
1 |
|||
3.22 |
Работа над ошибками. |
1 |
1 |
||
4. |
Натуральные числа и шкалы. |
15 |
6 |
7 |
2 |
4.1 |
Ряд натуральных чисел. |
1 |
1 |
||
4.2 4.3 |
Цифры. Десятичная запись натуральных чисел. |
2 |
1 |
1 |
|
4.4 4.5 |
Отрезок. Длина отрезка. |
2 |
1 |
1 |
|
4.6 4.7 |
Плоскость. Прямая. Луч. |
2 |
1 |
1 |
|
4.8 – 4.10 |
Шкала. Координатный луч. |
3 |
1 |
2 |
|
4.11 – 4.13 |
Сравнение натуральных чисел. Тест по теме: «Натуральные числа и шкалы». |
3 |
1 |
1 |
1 |
4.14 |
Контрольная работа № 2 по теме «Натуральные числа». |
1 |
|
1 |
|
4.15 |
Работа над ошибками. |
1 |
1 |
||
5. |
Сложение и вычитание натуральных чисел. |
18 |
6 |
10 |
2 |
5.1 5.2 |
Сложение натуральных чисел и его свойства. |
2 |
1 |
1 |
|
5.3 – 5.5 |
Вычитание натуральных чисел и его свойства. |
3 |
1 |
2 |
|
5.6 – 5.8 |
Числовые и буквенные выражения. |
3 |
1 |
2 |
|
5.9 |
Самостоятельная работа по теме: «Сложение и вычитание натуральных чисел». |
1 |
1 |
||
5.10 5.11 |
Работа над ошибками. Буквенная запись свойств сложения и вычитания. |
2 |
1 |
|
|
5.12 – 5.14 |
Уравнение. |
3 |
1 |
3 |
|
5.15 5.16 |
Решение задач с помощью уравнений. |
2 |
1 |
1 |
|
5.17 |
Контрольная работа № 3 по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел» |
1 |
|
1 |
|
5.18 |
Работа над ошибками. |
1 |
1 |
||
6. |
Угол. Треугольник. Прямоугольник. |
10 |
5 |
4 |
1 |
6.1 |
Угол. Обозначение углов. |
1 |
1 |
||
6.2 – 6.4 |
Виды углов. Измерение углов. |
3 |
1 |
2 |
|
6.5 |
Практическая работа «Измерение и построение углов». |
1 |
1 |
||
6.6
|
Треугольник и его виды. |
1 |
1 |
||
6.7
|
Построение треугольников с помощью линейки и транспортира. Нахождение периметра. |
1 |
1 |
||
6.8 |
Практическая работа «Построение треугольников». |
1 |
1 |
||
6.9
|
Многоугольники. Прямоугольник. Нахождение периметра. |
1 |
1 |
||
6.10
|
Самостоятельная работа по теме: «Угол. Треугольник. Прямоугольник» |
1 |
1 |
||
7. |
Умножение и деление натуральных чисел. |
21 |
6 |
14 |
2 |
7.1 – 7.3 |
Умножение натуральных чисел и его свойства. |
3 |
1 |
2 |
|
7.4 – 7.6 |
Деление и его свойства. |
3 |
1 |
2 |
|
7.7 7.8 |
Решение составных уравнений на нахождение неизвестных компонентов при умножении и делении. |
2 |
1 |
1 |
|
Контрольная работа за III четверть. |
1 |
||||
7.9 |
Работа над ошибками. |
1 |
1 |
||
7.10 7.11 |
Деление с остатком. |
2 |
2 |
||
7.12 – 7.14 |
Упрощение выражений. |
3 |
1 |
2 |
|
7.15 7.16 |
Степень числа. |
2 |
1 |
1 |
|
7.17 – 7.19 |
Порядок выполнения действий. |
3 |
1 |
2 |
|
7.20 |
Контрольная работа № 4 по теме: «Умножение и деление натуральных чисел». |
1 |
1 |
||
7.21 |
Работа над ошибками. |
1 |
1 |
||
8. |
Площади и объёмы. |
27 |
10 |
15 |
3 |
8.1 8.2 |
Формулы. |
2 |
1 |
1 |
|
8.3 |
Площадь. Понятие площади. |
1 |
1 |
||
8.4 |
Единица площади - квадратный сантиметр. |
1 |
1 |
||
8.5 |
Измерение площади фигуры с помощью палетки. |
1 |
1 |
||
8.6 |
Практическая работа «Измерение площади фигуры с помощью палетки» |
1 |
1 |
||
8.7 8.8 |
Единицы площади и их соотношения. |
2 |
1 |
1 |
|
8.9 |
Формула площади прямоугольника (квадрата). |
1 |
1 |
||
8.10 8.11 |
Решение задач на нахождение площадей. |
2 |
2 |
||
8.12 8.13 |
Задачи на нахождение площадей составных фигур. |
2 |
2 |
||
8.14 |
Самостоятельная работа по теме: «Площадь». |
1 |
1 |
||
8.15 |
Работа над ошибками. Прямоугольный параллелепипед. |
1 |
1 |
|
|
8.16 |
Куб. |
1 |
1 |
|
|
8.17 8.18 |
Площадь прямоугольного параллелепипеда и куба. |
2 |
1 |
1 |
|
8.19 |
Практическая работа «Изготовление прямоугольного параллелепипеда и нахождение его площади поверхности» |
1 |
|
1 |
|
8.20 8.21 |
Объёмы. Единицы объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда (куба) |
2 |
1 |
1 |
|
8.22 |
Практическая работа «Нахождение объёмов прямоугольного параллелепипеда и куба». |
1 |
1 |
||
8.23 8.24 |
Решение задач на нахождение объёмов. Тест по теме: «Площади и объёмы». |
2 |
1 |
1 |
|
8.25 8.26 |
Повторение пройденного материала. |
2 |
2 |
||
Административная контрольная работа за II полугодие. |
1 |
||||
8.27 |
Работа над ошибками. |
1 |
1 |
||
9. |
Систематизация и обобщение всего изученного. |
5 |
5 |
|
|
9.1 |
Повторение темы «Натуральные числа». |
1 |
1 |
||
9.2 9.3 |
Действия с натуральными числами. |
2 |
2 |
||
9.4 9.5 |
Формулы. Решение задач с помощью формул. |
2 |
2 |
||
|
166 |
47 |
106 |
17 |
Содержание программы учебного курса
Тема 1. Повторение. Числа и величины.
Чтение и запись чисел от 1 до 1000 000. Класс единиц и класс тысяч. 1,2,3 - й разряды в классе единиц и классе тысяч. Представления числа в виде суммы его разрядных слагаемых.
Единицы измерения стоимости, длины, массы, времени и соотношение между ними.
Сложение, вычитание многозначных чисел, умножение и деление на однозначные числа.
Решение задач в 2-3 действия. Решение задач с числами, полученными при измерении.
Тема 2. Умножение и деление на двузначные и трехзначные числа.
Умножение и деление на круглые числа. Деление с остатком. Умножение и деление на двузначные числа. Умножение и деление на трёхзначные числа. Решение составных задач на умножение и деление.
Тема 3. Задачи на движение.
Скорость, время, расстояние. Задачи на нахождение скорости, времени расстояния при равномерном движении. Задачи на встречное движение и движение в противоположных направлениях.
Тема 4. Натуральные числа и шкалы.
Ряд натуральных чисел. Цифры. Десятичная запись натуральных чисел. Отрезок. Длина отрезка. Плоскость, прямая, луч. Шкалы и координаты. Сравнение натуральных чисел.
Тема 5. Сложение и вычитание натуральных чисел.
Сложение натуральных чисел и его свойства. Вычитание натуральных чисел и его свойства. Числовые и буквенные выражения. Буквенная запись свойств сложения и вычитания. Уравнение. Решение задач с помощью уравнений.
Тема 6. Угол. Треугольник. Прямоугольник.
Угол. Обозначение углов. Виды углов. Измерение углов. Треугольник и его виды. Построение треугольников с помощью линейки и транспортира. Нахождение периметра. Многоугольники. Прямоугольник. Нахождение периметра.
Практическая работа 1 «Измерение и построение углов».
Практическая работа 2 «Построение треугольников».
Тема 7. Умножение и деление натуральных чисел.
Умножение натуральных чисел и его свойства. Деление и его свойства. Деление с остатком. Упрощение выражений. Степень числа. Порядок выполнения действий.
Тема 8. Площади и объёмы.
Формулы. Площадь. Измерение площади фигуры с помощью палетки. Единицы площади и их соотношения. Формула площади прямоугольника (квадрата). Задачи на нахождение площадей.
Прямоугольный параллелепипед. Куб. Площадь прямоугольного параллелепипеда и куба. Объёмы. Единицы объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда (куба). Решение задач на нахождение объёмов.
Практическая работа 1 «Измерение площади фигуры с помощью палетки».
Практическая работа 2 «Изготовление прямоугольного параллелепипеда и нахождение его площади поверхности».
Практическая работа 3 «Нахождение объёмов прямоугольного параллелепипеда и куба».
Тема 9. Систематизация и обобщение изученного.
Повторение темы «Натуральные числа». Формулы. Решение задач с помощью формул. Действия с натуральными числами. |
Средства контроля
Перечень контролирующих материалов
Контрольные работы
Контрольная работа № 1 по теме: «Повторение».
Контрольная работа за I четверть.
Административная контрольная работа за I полугодие.
Контрольная работа № 2 по теме «Натуральные числа».
Контрольная работа № 3 по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел»
Контрольная работа за III четверть.
Контрольная работа № 4 по теме: «Умножение и деление натуральных чисел».
Административная контрольная работа за II полугодие.
Самостоятельные работы
Самостоятельная работа по теме: «Умножение и деление на двузначные числа».
Самостоятельная работа «Умножение и деление на трехзначные числа».
Самостоятельная работа по теме «Скорость, время, расстояние».
Самостоятельная работа по теме: «Сложение и вычитание натуральных чисел».
Самостоятельная работа по теме: «Угол. Треугольник. Прямоугольник».
Самостоятельная работа по теме: «Площадь».
Тесты
Тест по теме: «Скорость. Время. Расстояние».
Тест по теме: «Натуральные числа и шкалы».
Тест по теме: «Площади и объёмы».
Учебно-методические средства обучения
Литература:
- Контрольные работы по математике: 4 класс. Ч.2: к учебнику М.И. Моро и др. «Математика. 4 класс в двух частях» (М.: Просвещение) / В.Н. Рудницкая. – М.: «ЭКЗАМЕН», 2014;
- Контрольные и самостоятельные работы по математике к учебнику Н.Я. Виленкина и др. «Математика. 5 класс» (М.: Мнемозина) / М.А. Попов – М.: «ЭКЗАМЕН», 2013;
- Математика. Многоуровневые самостоятельные работы в форме тестов
для проверки качества знаний. 5-7 классы / И.С.Ганенкова - Волгоград: Учитель, 2006;
- «Математика». Контрольно-измерительные материалы. К учебнику М.И. Моро и др.» «ВАКО», М.,2010;
- Мокрушина О.А., Дмитриева О.И.. Поурочные разработки по математике, 4 класс.- М., « ВАКО», 2004;
- Моро М.И., Бантова М.А. и др. Математика. Учебник для 4 класса 2-я часть М., Просвещение, 2006.
- Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С.. Математика. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений – М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2014.
- Степурина С.Е. Математика 5-6 классы: тематический и итоговый контроль, внеклассные мероприятия / авт.-сост. С.Е. Степурина. - Волгоград: Учитель, 2007.
- Тематическое и поурочное планирование по математике. К учебнику Н.Я. Виленкина идр.»Математика. 5 класс («М.: Мнемозина) / Т.В. Ермилова – М.: «ЭКЗАМЕН», 2006.
- Узорова О.В., Нефедова Е.А. . Мой первый экзамен по математике.- М., АСТ, 2010.
- Я иду на урок в начальную школу: Математика. Книга 1: Книга для учителя. - М. Издательство «Первое сентября», 2001.
- Я иду на урок в начальную школу: Математика. Книга 2: Книга для учителя. - М. Издательство «Первое сентября», 2001.
2. Дидактические материалы:
Печатные пособия: демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы), карточки с заданиями по математике.
3. Информационно-компьютерная поддержка:
- Мультимедийное учебное пособие (Уроки Кирилла и Мефодия. Математика 4,5 класс.
- ЭОР с сайтов: ФЦИОР http://fcior.edu.ru/
ЕКЦОР http://school-collection.edu.ru/
//www.lenagold.ru/fon/clipart.html
http://www.michellehenry.fr/clocks.jpg
http://puzzlecup.com/crossword-ru/
http:// 900igr.net/prezentatsii/tsvet-i-forma/Linii-2. files/Geometrij a-dljamalyshej.html
4. Оборудование и приборы: Мультимедийный проектор (по возможности), интерактивная доска (по возможности), персональные компьютеры (по возможности)