Программа по ФК для детей с умственной отсталостью «Спортивный калейдоскоп»
26
Министерство труда и социального развития Краснодарского края
Государственное казённое учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Гулькевичский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»
РАССМОТРЕНА на заседании методического объединения ГКУ СО КК «Гулькевичский реабилитационный центр» | | «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГКУ СО КК «Гулькевичский реабилитационный центр» __________ Е.В.Маркелова |
«» 2023 г. Протокол №________ | «__»__________ 2023 г. |
Дополнительная общеобразовательная программа
«Спортивный калейдоскоп»
Возраст обучающихся: дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья от 3 до 17 лет
Срок реализации: 24 дня
Объем программы: 24 часа
Составитель:
Дмитриева Светлана Александровна
Инструктор по физической культуре
г. Гулькевичи
2023
Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы по адаптивной физической культуре
1.1 Пояснительная записка
Инвалидность сопряжена не только с потерей трудоспособности, но и с
ограничением двигательной активности. Поэтому дети в значительной степени подвержены негативному воздействию факторов гиподинамии и гипокинезии, что приводит к негативным изменениям в организме, которые выражаются в следующем:
а) снижении функциональной активности органов и систем и нарушении их
регуляторных функций:
снижении активности сердечной деятельности и силы сокращения миокарда;
изменении функции дыхания, что характеризуется уменьшением жизненной емкости легких и легочной вентиляции как в покое, так и при физической нагрузке;
нарушении функции пищеварительной системы, проявляющемся в
расстройстве пищеварения;
б) атрофических дегенеративных изменениях опорно-двигательного аппарата и особенно нервно-мышечного аппарата;
в) нарушении обменных процессов, увеличении объема жировых тканей.
Программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-Ф3;
Концепция развития дополнительного образования на 2022-2030 годы от 31 марта 2022 г. № 678-р;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (ред. 30. 09.2020 г.);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»;
СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41);
Письмо Министерство образования и науки РФ от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»;
Методические рекомендации «Структурирование программы дополнительного образования», разработанных ГКУ КК «Краевой методический центр» (г. Краснодар, 2022 год);
Лицензия на осуществление образовательной деятельности ГКУ СО КК «Гулькевичский реабилитационный центр».
Устав ГКУ СО КК «Гулькевичский реабилитационный центр» от 18.05.2016 №617.
Изменения в Устав ГКУ СО КК «Гулькевичский реабилитационный центр» от 21.10.2021 №1700.
Направленность программы: физкультурно-спортивная.
Новизна
Цикл занятий данной программы предусматривает использование различных современных коррекционных, здоровьесберегающих, информационно-коммунникационных технологий, дистанционных технологий.
Актуальность данной программы определяется широким диапазоном решения педагогических задач, привлечением детей к регулярным занятиям адаптивной физической культуры, успешной социализации детей- инвалидов в современное общество, индивидуальное сопровождение развития ребёнка, направленное на преодоление проблем, связанных с двигательной функцией организма. В основу настоящей программы положена система простейших физических упражнений, направленных на коррекцию дефектов физического развития и моторики. Укрепление здоровья. Выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков с использованием сенсорно-динамического зала «Дом Совы».
Педагогическая целесообразность программы
Программа помогает последовательно решать задачи физического воспитания детей. Формировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, в творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная программа «Спортивный калейдоскоп» разработана для занятий с детьми с умственной отсталостью, инвалидами и с детьми с ограниченными возможностями в возрасте от 3-18лет, но градирована на подгруппы 3-7 лет, 8-12 лет, 13-18 лет.
Объем и сроки реализации: дополнительная общеобразовательная программа «Спортивный калейдоскоп», объемом 24 часа, является краткосрочной, реализуемой в течение курса реабилитации продолжительностью 24дня. Включает в себя 3цикла адаптивной физической культуры для детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями, состоящих из 24 занятий, а также 1 цикла занятий по адаптивной физической культуре для детей с умственной отсталостью, состоящей из 6 занятий.
Формы обучения и виды занятий
Формы занятий: индивидуальные, подгрупповые, групповые.
Режим занятий: 1 раз в неделю по академическому часу, при реализации программы учитывается продолжительность занятий:
для детей от 3-6 лет не более 20мин;
для детей от 7-11 лет не более 30мин;
для детей от 13-18 лет не более 30мин.
Инструктор по физической культуре может изменять последовательность прохождения программного материала в зависимости от уровня физической подготовленности и индивидуальных возможностей воспитанников.
1.2. Цели и задачи
Цель программы: создание благоприятной интегративной среды с максимально всесторонним развитием ребенка в соответствии с его возможностями, социализация детей с проблемами в состоянии здоровья.
Образовательные задачи: расширять двигательный опыт детей с проблемами в состоянии здоровья; обучать технике выполнения общеразвивающих упражнений; развивать методические приемы в обучении двигательным действиям, коррекция психомоторных нарушений и физической подготовки, оптимизация нагрузки, сообщение новых знаний; уметь выполнять инструкции педагога.
Воспитательные задачи: приобщить детей с проблемами в состоянии здоровья к здоровому образу жизни, решить проблему социально-бытовой ориентации, развивать познавательную деятельность, физические способности и нравственные качества; создать условия для воспитания нравственных качеств, приучения к дисциплинированности, организованности, ответственности, элементарной самостоятельности; создать условия для формирования необходимых двигательных знаний, умений, навыков и воспитывать сознательное отношение к их использованию.
Коррекционные задачи: приветствовать внутреннюю дисциплину, собранность, быстроту оценки ситуации принятия решений; формировать позитивные изменения в психофизическом и двигательном состоянии детей; развивать статическое и динамическое равновесие; способствовать укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем, для улучшения обменных процессов в организме; организовать эмоциональность занятий (музыка, игровые методы, нетрадиционное оборудование и пр.); создать условия для реального выполнения заданий, оказание помощи, обеспечение безопасности; поощрять, одобрять, хвалить за малейшие успехи; контроль за динамикой результатов учебно-познавательного процесса и функциональным состоянием занимающихся.
1.3. Содержание программы
Учебный план
для детей 3-6 лет
№ п.п. | Название разделов | Количество часов | ||
Всего | Практические занятия | Теоретические занятия | ||
1. | Адаптивная физическая культура для детей с ОВЗ от 3-6 лет | 8 | 7 | 1 |
| всего | 8 | 7 | 1 |
Учебный план
для детей 7-12 лет
1. | Адаптивная физическая культура для детей с ОВЗ от 7-12 лет | 8 | 7 | 1 |
| всего | 8 | 7 | 1 |
Учебный план
для детей 13-17 лет
1. | Адаптивная физическая культура для детей с ОВЗ от 13-17 лет | 8 | 7 | 1 |
| всего | 8 | 7 | 1 |
Учебный план
для детей с умственной отсталостью
№ п.п. | Название разделов | Количество часов | ||
Всего | Практические занятия | Теоретические занятия | ||
1. | Цикл занятий по адаптивной физической культуре для детей с умственной отсталостью | 6 | 5 | 1 |
| всего | 6 | 5 | 1 |
Содержание учебного плана
Для детей от 3-6 лет
В водной части каждого занятия по адаптивной физической культуре включена теоретическая часть, где проводится: ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде.
В основной, практической части занятий включены комплексы общеразвивающих упражнений, специальных упражнений из различных исходных положений с предметами и без, упражнения проводятся с разной амплитудой и темпом и обхватывают основные группы мышц. Далее в практическую часть включены: построение и перестроение, ходьба и упражнения в равновесии, бег, прыжки, катание, бросание, ловля округлых предметов, ползание и лазание, разминочные упражнения. Так же предусматривает изучение нового и закрепление предыдущего материала. Упражнения для развития мышц туловища, упражнения для увеличения подвижности в суставах, упражнения с набивным мячом. В заключительной части используются игры малой подвижности и релаксационные упражнения. При итоговом построении подводится итог занятия, выделяется главное, что изучалось на занятии и чему научились дети.
Содержание учебного плана
Для детей от 7-12 лет
В водной части каждого занятия по адаптивной физической культуре включена теоретическая часть, где проводится: ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде.
В основной, практической части занятий включены комплексы общеразвивающих упражнений, специальных упражнений из различных исходных положений с предметами и без, упражнения проводятся с разной амплитудой и темпом и обхватывают основные группы мышц. Далее в практическую часть включены: построение и перестроение, ходьба и упражнения в равновесии, развитие координации и крупной моторики с помощью сенсорно – динамической комнаты «Дом Совы», бег, прыжки, катание, бросание, ловля округлых предметов, ползание и лазание, разминочные упражнения. Так же предусматривает изучение нового и закрепление предыдущего материала. Упражнения для развития мышц туловища, упражнения для увеличения подвижности в суставах, упражнения с набивным мячом. В заключительной части используются игры малой подвижности и релаксационные упражнения. При итоговом построении подводится итог занятия, выделяется главное, что изучалось на занятии и чему научились дети.
Содержание учебного плана
Для детей с умственной отсталостью
В водной части каждого занятия по адаптивной физической культуре включена теоретическая часть, где проводится: ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде.
В основной, практической части занятий включены комплексы общеразвивающих упражнений, специальных упражнений из различных исходных положений с предметами и без, упражнения проводятся с разной амплитудой и темпом и обхватывают основные группы мышц. Далее в практическую часть включены: построение и перестроение, ходьба и упражнения в равновесии, бег, прыжки, катание, бросание, ловля округлых предметов, ползание и лазание, разминочные упражнения. Упражнения с напряжением чередуют с упражнениями на расслабления мышц.
Заключительная выполняет задачу привести организм в спокойное состояние, восстановить дыхание и частоту сердечных сокращений, дать оценку двигательным действиям.
1.4. Планируемые результаты
Планируемые результаты по дополнительной общеобразовательной программе по адаптивной физической культуре «Спортивный калейдоскоп» включают в себя:
усовершенствуют умения правильно дышать в различных положениях;
приобретут навыки: поворачиваться направо, налево, кругом в совместной деятельности с инструктором;
научатся ходить по лестнице в разном темпе, в разных направлениях, с перешагиванием предметов в совместной деятельности с педагогом;
разовьют умения бегать, прыгать, манипулировать мячом, ползать, учитывая индивидуальные возможности учащихся в совместной деятельности с педагогом;
ознакомятся с элементами спортивных игр и спортивных упражнений.
«Построения и перестроения»
построение в шеренгу по росту и перестроение в колонну по одному в совместной деятельности с педагогом;
обучение поворотам направо, налево в совместной деятельности с педагогом и по подражанию;
обучение поворотам кругом в совместной деятельности с педагогом.
«Ходьба и упражнения в равновесии»
ходьба с изменением темпа в совместной деятельности с педагогом;
ходьба по лестнице вверх, вниз с изменением темпа в совместной деятельности с педагогом;
ходьба с перешагиванием через предметы в совместной деятельности с педагогом;
ходьба в колонне по одному в совместной деятельности с педагогом;
ходьба в колонне парами в совместной деятельности с педагогом;
ходьба по кругу с различными движениями в совместной деятельности с педагогом;
ходьба по сенсорной дорожке в совместной деятельности с педагогом;
ходьба и остановка по сигналу.
«Бег»
бег с ускорением и замедлением (с изменением темпа) в совместной деятельности с педагогом;
бег парами, держась за руки с помощью;
бег по кругу, держась за руки в совместной деятельности с педагогом.
«Прыжки»
прыжки на месте, держась за руки в совместной деятельности;
прыжки, сидя на мячах в совместной деятельности.
«Бросание, ловля, метание».
развитие умения бросать мяч вверх и ловить двумя руками в совместной деятельности;
развитие умение бросать мяч на пол и ловить его после отскока от пола в совместной деятельности;
развитие умения катать мяч по полу друг другу в совместной деятельности.
«Ползание и лазание»
развитие умения ползания по скамейке на животе помощью инструктора;
развитие умения ползать на четвереньках в разных направлениях между предметами;
развитие умения ползать на четвереньках и на животе с последующим перелезанием через препятствия с помощью инструктора.
«Элементы спортивных игр и спортивных упражнений»
баскетбол: передача мяча друг другу двумя руками, ловля мяча двумя руками;
бадминтон: выполнение удара по волану, правильно удерживая ракетку в совместной деятельности;
кегли: развитие умения сбивать мячом кегли руками в совместной деятельности;
футбол: развитие умения отбивать мяч правой и левой ногой, стоя на месте в совместной деятельности с учителем развитие и поддержание интереса занятиями адаптивной физкультурой как образа жизни.
В ходе реализации программы оценивается уровень физического развития, развитие координации движений.
Формами подведения итогов реализации программы являются:
наблюдение за детьми в процессе занятий;
проверка выполнения отдельных упражнений.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарно-учебный график дополнительной общеобразовательной программы «Спортивный калейдоскоп»
№ п.п 1. | Название раздела | Количество часов | |||
Адаптивная физическая культура для детей-инвалидов с ОВЗ от 3-6 лет | Всего | Теоретическое занятие | Практическое занятие | ||
8 | 2,4 | 5,6 | |||
1.1 | Давайте знакомиться | 1 | 0,3 | 0,7 | |
1.2 | Бросай, лови | 1 | 0,3 | 0,7 | |
1.3 | Попрыгунчики | 1 | 0,3 | 0,7 | |
1.4 | Мой веселый, звонкий мяч | 1 | 0,3 | 0,7 | |
1.5 | Ровная спинка | 1 | 0,3 | 0,7 | |
1.6 | Вдох-выдох | 1 | 0,3 | 0,7 | |
1.7 | Дорожка здоровья | 1 | 0,3 | 0,7 | |
1.8 | Играем вместе | 1 | 0,3 | 0,7 | |
2. | Адаптивная физическая культура для детей-инвалидов с ОВЗ от 7-12 лет | 8 | 2,4 | 5,6 | |
2.1 | Знакомство | 1 | 0,3 | 0,7 | |
2.2 | Дыши правильно | 1 | 0,3 | 0,7 | |
2.3 | Ходи, прыгай, лазай | 1 | 0,3 | 0,7 | |
2.4 | Красивая спина | 1 | 0,3 | 0,7 | |
2.5 | Игры | 1 | 0,3 | 0,7 | |
2.6 | Детская йога | 1 | 0,3 | 0,7 | |
2,7 | Шведская стенка | 1 | 0,3 | 0,7 | |
2,8 | Попади в цель | 1 | 0,3 | 0,7 | |
3. | Адаптивная физическая культура для детей-инвалидов с ОВЗ от 13-18 лет | 8 | 2,4 | 5,6 | |
3.1 | Будем знакомы | 1 | 0,3 | 0,7 | |
3.2 | Сильный, ловкий и умелый | 1 | 0,3 | 0,7 | |
3.3 | Шагаем легко | 1 | 0,3 | 0,7 | |
3.4 | Моя подруга скакалка | 1 | 0,3 | 0,7 | |
3.5 | Гимнастика на фитболах | 1 | 0,3 | 0,7 | |
3.6 | Кручу- верчу | 1 | 0,3 | 0,7 | |
3,7 | Скамья здоровья | 1 | 0,3 | 0,7 | |
3,8 | Полоса препятствий | 1 | 0,3 | 0,7 | |
4. | Адаптивная физическая культура для детей-инвалидов с УО от 3-18 лет | 6 | 1,8 | 4,2 | |
4.1 | На старт | 1 | 0,3 | 0,7 | |
4.2 | Посмотри и повтори | 1 | 0,3 | 0,7 | |
4.3 | Попрыгунчики | 1 | 0,3 | 0,7 | |
4.4 | Ровная спина | 1 | 0,3 | 0,7 | |
4.5 | Гимнастика на фитнесс мячах | 1 | 0,3 | 0,7 | |
4.6 | Релаксация, элементы самомассажа | 1 | 0,3 | 0,7 | |
| всего | 30 | 9 | 21 |
Раздел 1. Адаптивная физическая культура для детей с ОВЗ от 3-6лет
1.1. «Давайте знакомиться»
Теоретическая часть. Построение. Приветствие. Инструктаж по технике безопасности в спортивном зале, на спортивной площадке, сообщение задач занятия.
Практическая часть. Разминка, разновидности ходьбы, оздоровительный бег, Общеукрепляющие упражнения. Игровые упражнения. Упражнения, направленные на развитие вестибулярного аппарата с использованием сенсорно – динамического зала «Дом Совы», «Сухого бассейна», игровые упражнения, упражнения на восстановление дыхания.
Построение и подведение итогов, закрепление полученных знаний.
1.2. «Бросай, лови»
Теоретическая часть. Построение. Приветствие. Инструктаж по технике безопасности в спортивном зале, на спортивной площадке, сообщение задач занятия.
Практическая часть. Разминка, разновидности ходьбы, оздоровительный бег, общеукрепляющие упражнения, упражнения с мячом. Обучение ловли и броска мяча (от пола, от стенки и т.д.). Подвижная игра «Найди мяч», «Лохматый пес» Упражнения на релаксацию.
Построение и подведение итогов, закрепление полученных знаний.
1.3. «Попрыгунчики»
Теоретическая часть. Построение. Приветствие. Инструктаж по технике безопасности в спортивном зале, на спортивной площадке, сообщение задач занятия.
Практическая часть. Разминка, разновидности ходьбы, оздоровительный бег, общеукрепляющие упражнения, игровые упражнения, обучение прыжкам в длину и через препятствия, игры на развитие крупной моторики «Развяжи узелки», «Собери дорожку здоровья», упражнения на восстановление дыхания.
Построение и подведение итогов, закрепление полученных знаний.
1.4. «Мой веселый, звонкий мяч»
Теоретическая часть. Построение. Приветствие. Инструктаж по технике безопасности в спортивном зале, на спортивной площадке, сообщение задач занятия.
Практическая часть. Разминка, разновидности ходьбы, оздоровительный бег, общеукрепляющие упражнения на фитболе, игровые упражнения с фитболом. Подвижные игры «Кузнечик», «Быстрый мяч». Упражнения на релаксацию. Построение и подведение итогов, закрепление полученных знаний.
1.5. «Ровная спинка»
Теоретическая часть. Построение. Приветствие. Инструктаж по технике безопасности в спортивном зале, на спортивной площадке, сообщение задач занятия.
Практическая часть. Разминка, разновидности ходьбы, оздоровительный бег, коррекционные упражнения с помощью сенсорно – динамического зала «Дом Совы» для укрепления мышц спины и пресса, игровые упражнения. Подвижные игры «Мышеловка», «Пятнашки». Упражнения на релаксацию.
Построение и подведение итогов, закрепление полученных знаний.
1.6. «Вдох-выдох»
Теоретическая часть. Построение. Приветствие. Инструктаж по технике безопасности в спортивном зале, на спортивной площадке, сообщение задач занятия.
Практическая часть. Разминка, разновидности ходьбы, оздоровительный бег, общеукрепляющие упражнения, обучение дыхательной гимнастики, динамические игры «Не оставайся на полу», «Прыжки через веревку». Упражнения на релаксацию.
Построение и подведение итогов, закрепление полученных знаний.
1.7. «Дорожка здоровья»
Теоретическая часть. Построение. Приветствие. Инструктаж по технике безопасности в спортивном зале, на спортивной площадке, сообщение задач занятия.
Практическая часть. Разминка, разновидности ходьбы, оздоровительный бег, коррекционные упражнения для укрепления мышц стоп и спины, обучение ходьбе по различным поверхностям, игровые упражнения с помощью гимнастических палок. Подвижные игры «Кто как ходит?», «Посмотри и повтори». Упражнения на релаксацию.
Построение и подведение итогов, закрепление полученных знаний.
1.8. «Играем вместе»
Теоретическая часть. Построение. Приветствие. Инструктаж по технике безопасности в спортивном зале, на спортивной площадке, сообщение задач занятия.
Практическая часть. Разминка, разновидности ходьбы, оздоровительный бег, проведение квестов с помощью сенсорно – динамического зала «Дом Совы» для развития крупной моторики, баланса и координации, игровые упражнения. Подвижные игры «Мышеловка», «Пятнашки». Упражнения на релаксацию.
Построение и подведение итогов, закрепление полученных знаний.
Раздел 2. Адаптивная физическая культура для детей с ОВЗ от 7-12лет
2.1. «Знакомство»
Теоретическая часть. Построение. Приветствие. Инструктаж по технике безопасности в спортивном зале, на спортивной площадке, сообщение задач занятия.
Практическая часть. Разминка, разновидности ходьбы, оздоровительный бег, общеукрепляющие упражнения, игровые упражнения. Подвижные игры «Третий лишний», «Пустое место». Упражнения на восстановление дыхания.
Построение и подведение итогов, закрепление полученных знаний.
2.2 «Дыши правильно»
Теоретическая часть. Построение. Приветствие. Инструктаж по технике безопасности в спортивном зале, на спортивной площадке, сообщение задач занятия.
Практическая часть. Разминка, разновидности ходьбы, оздоровительный бег, общеукрепляющие упражнения в комплексе с дыхательной гимнастикой, динамические игры «Ловишки», «Прыжки через скакалку». Упражнения на релаксацию.
Построение и подведение итогов, закрепление полученных знаний.
2.3. «Ходи, прыгай, лазай»
Теоретическая часть. Построение. Приветствие. Инструктаж по технике безопасности в спортивном зале, на спортивной площадке, сообщение задач занятия.
Практическая часть. Разминка, разновидности ходьбы, оздоровительный бег, общеукрепляющие упражнения на точность выполнения заданий с помощью сенсорно – динамического зала «Дом Совы», игровые упражнения. Подвижные игры «Найди себе пару», «Медведь и пчелы». Упражнения на восстановление дыхания.
Построение и подведение итогов, закрепление полученных знаний.
2.4. «Красивая спина»
Теоретическая часть. Построение. Приветствие. Инструктаж по технике безопасности в спортивном зале, на спортивной площадке, сообщение задач занятия.
Практическая часть. Разминка, разновидности ходьбы, оздоровительный бег, общеукрепляющие упражнения на профилактику сколиоза и плоскостопия. Подвижные игры «Кенгуру», «Хитрая лиса».
2.5. «Игры»
Теоретическая часть. Построение. Приветствие. Инструктаж по технике безопасности в спортивном зале, на спортивной площадке, сообщение задач занятия.
Практическая часть. Разминка, разновидности ходьбы, оздоровительный бег, общеукрепляющие упражнения в игровой форме, в парах, с мячом. Подвижные игры «Мышеловка», «День и ночь». Упражнения на восстановление дыхания.
Построение и подведение итогов, закрепление полученных знаний.
2.6. «Детская йога»
Теоретическая часть. Построение. Приветствие. Инструктаж по технике безопасности в спортивном зале, на спортивной площадке, сообщение задач занятия.
Практическая часть. Разминка, разновидности ходьбы, оздоровительный бег, упражнения на растяжку «Йога для детей». Подвижные игры «Хватай, убегай», «Поезд», упражнения на восстановление дыхания.
Построение и подведение итогов, закрепление полученных знаний.
2.7. «Шведская стенка»
Теоретическая часть. Построение. Приветствие. Инструктаж по технике безопасности в спортивном зале, на спортивной площадке, сообщение задач занятия.
Практическая часть. Разминка, разновидности ходьбы, оздоровительный бег, Корригирующая гимнастика, направленная на профилактику нарушения осанки и плоскостопия. Релаксационное упражнение «Воздушный шарик» Подвижные игры «Хватай, убегай», «Поезд», упражнения на восстановление дыхания.
Построение и подведение итогов, закрепление полученных знаний.
2.8. «Попади в цель»
Теоретическая часть. Построение. Приветствие. Инструктаж по технике безопасности в спортивном зале, на спортивной площадке, сообщение задач занятия.
Практическая часть. Разминка, разновидности ходьбы, оздоровительный бег. Техника ведения мяча. Выполнение ведение мяча на месте (используя различные мячи), шагом, бегом по прямой, по кругу. Ознакомление с техникой передача двумя руками от груди и передача одной рукой от плеча. Подвижные игры «Хватай, убегай», «Поезд», упражнения на восстановление дыхания.
Построение и подведение итогов, закрепление полученных знаний.
Раздел 3. Адаптивная физическая культура для детей с ОВЗ от 13-18лет
3.1. «Будем знакомы»
Теоретическая часть. Построение. Приветствие. Инструктаж по технике безопасности в спортивном зале, на спортивной площадке, сообщение задач занятия.
Практическая часть. Разминка, разновидности ходьбы, оздоровительный бег, комплекс упражнений с использованием гимнастической скамьи. Подвижные игры «Меткий стрелок», эстафета «Кто быстрее»,
«Ведение мяча», Упражнения на восстановление дыхания.
Построение и подведение итогов, закрепление полученных знаний.
3.2. «Сильный, ловкий и умелый»
Теоретическая часть. Построение. Приветствие. Инструктаж по технике безопасности в спортивном зале, на спортивной площадке, сообщение задач занятия.
Практическая часть. Разминка, разновидности ходьбы, оздоровительный бег, комплекс упражнений с использованием скакалок, обручей, гимнастических палок. Подвижные игры «Кто быстрее», «Челночный бег», «Ведение мяча». Упражнения на восстановление дыхания.
Построение и подведение итогов, закрепление полученных знаний.
3.3. «Шагаем легко»
Теоретическая часть. Построение. Приветствие. Инструктаж по технике безопасности в спортивном зале, на спортивной площадке, сообщение задач занятия.
Практическая часть. Разминка, разновидности ходьбы, оздоровительный бег, комплекс упражнений для профилактики плоскостопия с предметами и без предметов. Подвижные игры «Меткий стрелок», «Кто как ходит», «Ходьба с препятствиями». Упражнения на восстановление дыхания.
Построение и подведение итогов, закрепление полученных знаний.
3.4. «Моя подруга скакалка»
Теоретическая часть. Построение. Приветствие. Инструктаж по технике безопасности в спортивном зале, на спортивной площадке, сообщение задач занятия.
Практическая часть. Разминка, разновидности ходьбы, оздоровительный бег, комплекс упражнений со скакалкой. Обучение прыжкам на скакалке вперед, назад. Подвижные игры «Шагалка», «Мяч в кругу», упражнения на восстановление дыхания.
Построение и подведение итогов, закрепление полученных знаний.
3.5. «Гимнастика на фитболах»
Теоретическая часть. Построение. Приветствие. Инструктаж по технике безопасности в спортивном зале, на спортивной площадке, сообщение задач занятия.
Практическая часть. Разминка, разновидности ходьбы, оздоровительный бег, комплекс упражнений на фитболах. Обучение балансу при выполнении упражнений с помощью сенсорно – динамического зала «Дом Совы». Подвижные игры «Вышибалы», «Картошка», «Дартц». Упражнения на восстановление дыхания.
Построение и подведение итогов, закрепление полученных знаний.
3.6. «Кручу – верчу»
Теоретическая часть. Построение. Приветствие. Инструктаж по технике безопасности в спортивном зале, на спортивной площадке, сообщение задач занятия.
Практическая часть. Разминка, разновидности ходьбы, оздоровительный бег, комплекс упражнений с использованием гимнастической палки. Подвижные игры «Выше ноги от земли», «Дай руку», «Цель». Упражнения на восстановление дыхания.
Построение и подведение итогов, закрепление полученных знаний.
Раздел 4. Адаптивная физическая культура для детей инвалидов с УО от 3-18лет
4.1. «На старт»
Теоретическая часть. Построение. Приветствие. Инструктаж по технике безопасности в спортивном зале, на спортивной площадке, сообщение задач занятия.
Практическая часть. Разминка, разновидности ходьбы, оздоровительный бег, комплекс общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов. Обучение техники броска мяча. Подвижные игры «Выше ноги от земли», «Дартц», «Кидай-лови», «Ловишки». Упражнения на восстановление дыхания.
Построение и подведение итогов, закрепление полученных знаний.
4.2. «Посмотри и повтори»
Теоретическая часть. Построение. Приветствие. Инструктаж по технике безопасности в спортивном зале, на спортивной площадке, сообщение задач занятия.
Практическая часть. Разминка, разновидности ходьбы, оздоровительный бег, комплекс общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов. Повтор техники бросания мяча, упражнения на внимательность и правильность выполнения. Подвижные игры «Кот и мыши», «Дартц», «Кидай-лови». Упражнения на восстановление дыхания.
Построение и подведение итогов, закрепление полученных знаний.
4.3. «Попрыгунчики»
Теоретическая часть. Построение. Приветствие. Инструктаж по технике безопасности в спортивном зале, на спортивной площадке, сообщение задач занятия.
Практическая часть. Разминка, разновидности ходьбы, оздоровительный бег, комплекс общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов. Повтор техники бросания мяча, упражнения на фитболе. Подвижные игры «Кот и мыши», «Кидай лови». Упражнения на восстановление дыхания.
Построение и подведение итогов, закрепление полученных знаний.
4.4. «Ровная спина»
Теоретическая часть. Построение. Приветствие. Инструктаж по технике безопасности в спортивном зале, на спортивной площадке, сообщение задач занятия.
Практическая часть. Разминка, разновидности ходьбы, оздоровительный бег, комплекс общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов на укрепление мышц спины и пресса с помощью сенсорно – динамического зала «Дом Совы», упражнения на фитболе. Подвижные игры «Выше ноги от земли», «Дартц», «Кидай-лови», «Ловишки». Упражнения на восстановление дыхания.
Построение и подведение итогов, закрепление полученных знаний.
4.5. «Гимнастика на фитболе»
Теоретическая часть. Построение. Приветствие. Инструктаж по технике безопасности в спортивном зале, на спортивной площадке, сообщение задач занятия.
Практическая часть. Разминка, разновидности ходьбы, оздоровительный бег, комплекс общеразвивающих упражнений на фитболе для укрепления мышц спины и пресса. Подвижные игры «Кот и мыши», «Кидай лови». Упражнения на восстановление дыхания.
Построение и подведение итогов, закрепление полученных знаний.
4.6. «Релаксация, элементы самомассажа»
Теоретическая часть. Построение. Приветствие. Инструктаж по технике безопасности в спортивном зале, на спортивной площадке, сообщение задач занятия.
Практическая часть. Разминка, комплекс дыхательной гимнастики, для укрепления сердечно - сосудистой системы и увеличению объема легких, с элементами самомассажа с помощью сенсорно – динамического зала «Дом Совы» Малоподвижные игры «Тиши мыши», «Посмотри и повтори». Упражнения на восстановление дыхания.
Построение и подведение итогов, закрепление полученных знаний.
2.2. Условия реализации общеобразовательной программы
Компоненты оснащения кабинета |
Материально- техническое обеспечение |
Учебно- методические материалы | Дополнительная общеобразовательная программа «Спортивный калейдоскоп», календарный учебный график, методические пособия, планы конспекты занятий |
Кабинет | Спортивный зал, зал лечебной физической культуры |
Инвентарь | Гимнастическая стенка, сухой бассейн, набивные мячи, фитболы, гимнастическая скамья, скакалки, дорожка здоровья, волейбольные мячи, кегли, гимнастические маты |
Тренажеры | Велотренажер, беговая дорожка, тренажер для имитации ходьбы на лыжах, массажная кровать, многофункциональный комплекс( по Бубновскому), сенсорно – динамическая комната «Дом Совы» |
Приборы | Свисток |
| |
Кадровое обеспечение
Занятия по адаптивной физической культуре проводит инструктор по физическому культуре, имеет высшее образование по направлению «Лечебная физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья». Педагогический работник имеет удостоверение о повышении квалификации: НОЧУ ДПО «Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования» «Физическая реабилитация и лечебная физкультура» (2020). ГКУ КК «Краевой методический центр» «Педагогика, психология и методика дополнительного образования детей и взрослых» (2021)
2.3. Форма аттестации или контроля
На первом занятии по данной программе инструктор отслеживает начальный уровень физического развития воспитанника. По окончании курса программы проводится контроль личного физического развития каждого воспитанника. Контроль осуществляется методом сравнительного анализа, сопоставлением исходных данных и итоговых результатов, что позволяет выявить динамику изменений уровня физического развития обучающихся. Контроль освоения детьми теоретической части программы осуществляется в форме письменных кроссвордов текстовых заданий. Оценивание практических игровых навыков и умений происходит в игровой соревновательной деятельности.
2.4. Оценочный материал
Формирование двигательных действий содержит две стороны: смысловую и двигательную. Смысловая сторона требует мышления, памяти, воображения и регулируется сознанием. Это наиболее сложная задача для детей с умственной отсталостью, так как нарушение познавательной деятельности и психических процессов, связанных с нею, и составляет основной дефект. Освоение любых движений возможно лишь в том случае, если ребенок ощущает свое тело, понимая назначение и возможности его частей, так как от этого понимания зависит формирование пространственного восприятия, дифференцировка движений.
Формирование этих представлений должно осуществляться в следующих направлениях.
1. Закрепление знаний о строении тела и его частях:
голова – лицо, затылок, лоб, подбородок, шея;
туловище – спина, грудь, живот, бок;
руки – плечо, локоть, кисть, пальцы;
ноги – бедро, колено, стопа, пятка, носок, пальцы.
2. Знания о пространственной ориентации в спортивном зале, на стадионе, дома: вход, стены, потолок, углы, дорожка, середина, центр, стартовая линия.
3. Названия спортивного инвентаря и оборудования: мячи, кегли, обручи, канат, гимнастическая скамейка, скакалка, гимнастическая стенка, перекладина, маты.
4. Знания об исходных положениях: стоя (основная стойка, ноги на ширине плеч), лежа (на спине, на животе, на боку), сидя (на полу, на скамейке), положениях рук, туловища и ног относительно собственного тела.
5. Знания понятий, обозначающих элементарные виды движений и умение выполнять их по словесной инструкции: поднять(ся) – опуститься); согнуть(ся) – разогнуть(ся); наклонить(ся) – выпрямить(ся); повернуть(ся), сесть (сидеть), встать (стоять), идти, бежать, перелезать, ползать, бросать (бросить, подбросить, перебросить, катить), поднять, ловить, поймать.
6. Знание пространственных ориентиров: направление движений тела и его частей: вперед-назад, вправо-влево, вниз-вверх; построения: в колонну, шеренгу, в круг, в пары; представления о движениях, означающих месторасположение (с предлогами перед, за, через, с, на, между, около, под): встать перед гимнастической скамейкой, построиться за гимнастической скамейкой, перепрыгнуть через гимнастическую скамейку, встать на гимнастическую скамейку, спрыгнуть с гимнастической скамейки, проползти под гимнастической скамейкой.
7. Знание подвижных игр: названия, правил, понимания сюжета и ролевых функций, последовательности действий, считалок, речитативов, если они есть в игре.
8. Знания о гигиенических требованиях к спортивной форме, одежде, обуви для занятий в зале, на открытых площадках, в бассейне, лыжных прогулках.
В работе с умственно отсталыми детьми для формирования знаний используются методы слова, наглядной информации и методы практических упражнений.
2.5. Методические материалы
В ходе реализации программы на занятиях применяются современные педагогические технологии. Это находит свое отражение в структуре занятия. Занятие состоит из звеньев. Каждое звено содержит передачу и прием информации, проверку ее усвоения и коррекцию. В роли средств информации выступает слово, наглядность, практические действия. Звенья занятия также разделяются на словесные, наглядные и практические. Сочетание и временное расположение этих звеньев составляют структуру занятия. Оптимальное сочетание данных методов обеспечивает успешную реализацию программы. Активно используются для стимулирования мотивации к обучению формы занятий; соревнования, игры, эстафеты.
Методическое и материально-техническое обеспечение
Раздел или тема программы | Адаптивная физическая культура для детей инвалидов, детей ОВЗ от 3-6лет. | Адаптивная физическая культура для детей инвалидов, детей ОВЗ от 7-13лет. | Адаптивная физическая культура для детей инвалидов, детей ОВЗ от 13-17лет. | Адаптивная физическая культура для детей инвалидов, детей ОВЗ и умственной отсталостью. |
Форма занятий | Индивидуальная, групповая, подгрупповая. | Индивидуальная, групповая, подгрупповая. | Индивидуальная, групповая, подгрупповая. | Индивидуальная, групповая, подгрупповая. |
Приемы и методы организации образовательного процесса | Словесный, игровой, наглядный, соревновательный методы. | Словесный, игровой, наглядный, соревновательный методы. | Словесный, игровой, наглядный, соревновательный методы. | Словесный, игровой, наглядный, соревновательный методы. |
Дидактический материал | Тестовые задания, презентации, кроссворды. | Тестовые задания, презентации, кроссворды. | Тестовые задания, презентации, кроссворды. | Тестовые задания, презентации, кроссворды, раздаточный материал в виде схематического выполнения упражнений. |
Техническое оснащение занятий | Гимнастическая стенка, сухой бассейн, гимнастическая палки, гимнастическая скамья, гимнастические маты, сенсорно -динамическая комната «Дом Совы», мячи, скакалки. | Гимнастическая стенка, сухой бассейн, гимнастическая палки, гимнастическая скамья, гимнастические маты, сенсорно- динамическая комната «Дом Совы», мячи, скакалки. | Гимнастическая стенка, сухой бассейн, гимнастическая палки, гимнастическая скамья, гимнастические маты, сенсорно- динамическая комната «Дом Совы», мячи, скакалки. | Гимнастическая стенка, сухой бассейн, гимнастическая палки, гимнастическая скамья, гимнастические маты, сенсорно- динамическая комната «Дом Совы», мячи, скакалки. |
Формы проведения итогов занятий | Демонстрация воспитанником правильного выполнения комплексов общеразвивающих упражнений физической культуры. | Демонстрация воспитанником правильного выполнения комплексов общеразвивающих упражнений физической культуры. | Демонстрация воспитанником правильного выполнения комплексов общеразвивающих упражнений физической культуры. | Демонстрация воспитанником правильного выполнения упрощённых комплексов общеразвивающих упражнений физической культуры. |
Педагогические технологии | Содержание |
Личностно-ориентированная технология | Важна для контроля состояния здоровья каждого обучающегося, выбора темпа и нагрузки; позволяет полнее учитывать подготовленность, индивидуальные возможности и личностные особенности. |
Информационно- коммуникационные технологии | Делает занятия более интересными , наглядными и динамичными. |
Здоровье сберегающие технологии | Обеспечивают возможность укрепления здоровья, формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни. учителю приходится на уроке использовать приемы расчленения познавательности на мелкие доли. |
Общепедагогические методы физического воспитания | Словесные (беседы, описание, убеждение, пояснения, указания, инструктаж, оценку, обсуждение.) Наглядные (демонстрация правильной техники, видео показ). |
Алгоритм занятий
Структура занятия | Содержание занятия |
Вводная часть | Теоретическая часть. Ознакомление с техникой безопасности в спортивном зале и при использовании спортивного оборудования, организация детского внимания. Строевые упражнения, различные виды ходьбы, бега, прыжки, упражнения на коррекцию осанки и профилактику плоскостопия, обучение правильному дыханию, построению. |
Основная часть | В начале основной части изучаются новые, координационно-сложные упражнения, т.к. они требуют повышенного внимания и напряжения психомоторных функций. Затем закрепляются и совершенствуются ранее изученные упражнения и в конце развиваются физические качества. Если занятие направлено на избирательное воспитание физических качеств, то сначала развивают ловкость и быстроту, затем - гибкость, силу и в конце - выносливость. |
Заключительная часть | Заключительная часть урока имеет восстановительную направленность. Активный отдых, переключение на другую деятельность, не вызывающую утомление, обеспечивает снижение функциональной активности занимающихся. Физические упражнения выполняются для снятия напряжения, на дыхание, на внимание, не связанные с интенсивными нагрузками, танцевальные элементы. Для заключительной части подбираются обычно легко дозируемые упражнения: умеренный бег, ходьба, элементарные движения, танцевальные элементы. |
2.6. Список используемой литературы
Основная литература
1. Айрес, Э. Дж. Ребёнок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития Э. Дж. Айрес; [пер. с англ. Юлии Даре]. Москва, 2009. 272с.
2. Белопольская, Н.А. Исключение предметов (Четвертый лишний): Модифицированная психодиагностическая методика: Руководство по использованию. Издательство 3-е, стереотип. - М., 2009.
3. Битова, А.Л., Борисовская, О.Б. Педагогика, которая лечит / А.Л. Битов, О.Б. Борисовская Москва, 2013. 203 с.
4. Большакова, Г.Е. Коррекция сенсорного развития учащихся с тяжелыми множественными нарушениями развития / Г.Е. Большакова. Москва, 2010. 320с.
5. Использование метода сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми и или множественными нарушениями физического и или психического развития [Ассоциация специалистов сенсорной интеграции] / Электрон. текстовые дан. - Москва: [б.и.], 2017.
Дополнительная литература
1. Кислинг, У. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / Улла Кислинг [пер. с нем. К.А. Шарр]. Москва: Теревинф, 2014.240 с.
2. Ковалец, И.В. Основные направления работы с аутичными детьми / И.В. Ковалец // Дефектология. 2017. 76 с.
3. Ковалец, И.В. Сравнительное изучение понимания эмоции детьми с аутизмом / И.В. Ковалец // Дефектология. 2018. 67 с.
4. Коджаспирова, Г.М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты. -Москва, 2016.145с.
Интернет – источники
https://go.mail.ru/search- Физкультура для детей с ОВЗ
https://gigabaza.ru/doc/170973.html - Средства и методы работы с детьми с ОВЗ
http://uso.admsakhalin.ru/preodolenie/?p=6906 – Метод сенсорной интеграции для детей, при помощи «Дом Совы»
https://multiurok.ru/files/umstvennaia-otstalost-u-detei-i-podrostkov.html - Образовательный портал по работе с детьми с умственной отсталостью
https://lektsii.org/13-28826.html - Образовательный портал терапия и профилактика умственной отсталости у детей и подростков.
Перечень нормативно – правовых документов
Приказ министерства труда и социального развития Краснодарского края от 20.10.2020 № 1481 «О внесении изменений в приказ министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от 22 декабря 2014 г. №1042» Об утверждении порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Краснодарском крае».
Приказ министерства труда России от 29 сентября 2014 г. № 664 «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико- социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико- социальной экспертизы» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.11.2014 №34792).
Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013г. №ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании».
Письмо Минобрнауки России от 28.02.2014г.№ 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».
Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 № ВК- 452/07 «О введении ФГОС ОВЗ».
Федеральный закон 442-ФЗ «Об утверждении порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Краснодарском крае» (с изменениями от 20.10.2020г. №1481).
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21 декабря 2012г.: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012г.) (Актуальный закон в редакции от 29.12.2017).
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» (принят Государственной Думой 20 июля 1995 г.: одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995 г.) (Актуальный закон в редакции от 29.12.2017).