АПО "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ АРТ-ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ И ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ"

0
0
Материал опубликован 3 April

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ВАЛУЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА










ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ АРТ-ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ И ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ






Автор опыта:

Гительман Валентина Леонидовна

учитель истории и обществознания

МОУ «СОШ №1» города Валуйки Белгородской области







Валуйки

2024




Содержание




Раздел I. Информация об опыте………………………………....................

3

Раздел II. Технология опыта……………………………………………….

10

Раздел III. Результативность опыта…………………………………………

21

Библиографический список…………………………………………………

23

Приложения к опыту……………………………………………………….

25























РАЗДЕЛ І

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ


Условия возникновения, становления опыта

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» города Валуйки Белгородской области в 2022 году приступило к введению обновленных ФГОС основного общего образования (утв. Приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 г. N 287) и среднего общего образования (утв. Приказом Министерства просвещения РФ от 27.12.2023 г. N 1028). В основу ФГОС нового поколения положен системно-деятельностный подход «обеспечивающий системное и гармоничное развитие личности обучающегося, освоение им знаний, компетенций, необходимых как для жизни в современном обществе, так и для успешного обучения на следующем уровне образования, а также в течение жизни».

Федеральная рабочая программа основного общего образования к важнейшим личностным результатам изучения истории относит в сфере патриотического воспитания в том числе и осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины ‒ России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к, историческому наследию и памятникам. В сфере эстетического воспитания это формирование представления о культурном многообразии своей страны и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства. Предметные результаты освоения программы по истории на уровне основного общего образования должны обеспечивать в том числе и умение выявлять особенности развития культуры, быта и нравов народов в различные исторические эпохи [5]. Таким образом, знание искусства и культуры своей страны является важным и необходимым.

В результате изучения истории на уровне среднего общего образования у обучающегося должны быть сформированы следующие личностные результаты гражданского воспитания - принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; патриотического воспитания сформированность российской гражданской идентичности, , гордости за свою страну, свой край, свой язык и культуру, ценностное отношение к памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве. В области эстетического воспитания необходимо формировать представление об исторически сложившемся культурном многообразии своей страны и мира; способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; осознание значимости для личности и общества наследия отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; способность выявлять в памятниках художественной культуры эстетические ценности эпох, к которым они принадлежат; эстетическое отношение к окружающему миру[6].

Таким образом, обучение и воспитание ценностного отношения к памятникам культуры является важным как на уровне основного общего, так и на уроке среднего общего образования. Однако, анализ результатов ЕГЭ по истории (2021, 2022 гг.) показывает, что задания, которые предполагаю демонстрацию знаний основных фактов, процессов, явлений истории культуры России основных фактов, процессов, явлений истории культуры России (задание 7), а также работа с изображениями (задание 14-15) выполнены на достаточно низком уровне, что свидетельствует о недостаточном усвоении элементов. В то же время результат диагностики предметных результатов, обучающихся 5 классов 2021-2022 учебного года показал низкий уровень выполнения заданий по следующим компонентам оценивания предметных результатов: историческое описание (реконструкция)-16%, работа с исторической картой-22%, работа с историческими источниками-24%, анализ объяснение исторических событий, явлений -24%, знание исторических фактов, работа с фактами-32%, применение исторических знаний 33%, рассмотрение исторический версий и оценок , определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого -26%, знание хронологии -39%.

Таким образом, в ходе анализа результатов проведенной диагностики была определена необходимость включения в работу методов и приемов по формированию личностных и предметных результатов обучающихся посредством использования элементов арт-технологии.


Актуальность опыта


Повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования». К стратегическим национальным приоритетам в сфере реализации Программы относятся «сбережение народа Российской Федерации и развитие человеческого потенциала, укрепление традиционных

российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти, устойчивое развитие экономики Российской Федерации на новой технологической основе, развитие безопасного информационного пространства».

Первоочередной целью Программы является: «вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования». Одним из базовых направлений реализации государственной политики является: «Повышение доступности, эффективности и качества образования в соответствии с реалиями настоящего и вызовами будущего [4].»

Общей целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности обучающегося, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание места и роли России в мире, важности вклада каждого её народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества [11]. Реализация данной цели осуществляется посредством формирования предметных и личностных результатов изучения истории на уровне основного и среднего общего образования.

Однако в практике работы массовой школы существует устойчивое противоречие:

- между необходимостью формировать личностные и предметные результаты обучающихся по истории и отсутствием системы теоретических обоснований и конкретных программ для включения в образовательный процесс технологий культурологической направленности;

Данный опыт предлагает один из способов устранения этого противоречия.


Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в формировании личностных и предметных результатов обучающихся посредством внедрения в образовательный процесс элементов арт –технологии на уроках истории и во внеурочной деятельности.

Длительность работы над опытом

Работа над опытом охватывает период с сентября 2021 года по декабрь 2024 года.

Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен единой системой «урок – внеурочная деятельность - внеклассная работа».


Теоретическая база опыта

К определению понятия «арт-технология» существует несколько подходов. Наиболее полным и содержательным определением выступает следующее : «Арт-технология – это совокупность форм, методов и средств различных видов искусства, направленных на развитие творческого потенциала личности в образовательном процессе» [4].

История арт-педагогики берет свое начало в начале XX века, когда внимание к художественному образованию стало возрастать. Одним из первых, кто систематизировал подходы к обучению искусству, был итальянский педагог Мария Монтессори. Она акцентировала внимание на важности эстетического восприятия и самостоятельности ученика, что положило начало новым методам в арт-педагогике. Особое значение средствам искусства в формировании личности ребёнка через участие его в художественно-творческой деятельности придавал Л.С. Выготский, отмечая, что процесс культурного развития может быть охарактеризован как развитие личности и мировоззрения ребёнка [2].

В российской науке Арт-педагогика находится в стадии становления, активно развивается и занимает свою нишу в системе общего образования и дополнительного образования. Формированию арт-педагогики способствуют исследователи Медведева Е.А., Лебедева Л.Д., Гришина А.В., Ахмедова Э.М., Анисимов В. П., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А., Донская Т.К., Сергеева Н.Ю. и многие другие. Творческая деятельность, на которой базируется арт-технология, обеспечивает повышение интереса обучающихся к учебе, обеспечивает ее успешность, пробуждает стремление понять себя и окружающих, помогает детям осознать собственные эмоциональные состояния. Уникальность арт-технология заключается в том, что в ее основе лежат достижения и искусства, и науки.

Арт (от англ. art) – визуальное искусство, технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, приемов, воспитательных средств. Таким образом, арт-технология – это система последовательных действий педагога, направленных на решение учебно-воспитательных задач, с использованием различных видов искусства.

Основная цель арт-технологии – создание условий для решения учебно-воспитательных задач на основе гармонизации внутреннего мира школьника, развития его личности.

Задачи арт-технологии (по М.В. Киселевой):

· актуализация и развитие творческих способностей учащихся;

· повышение самооценки и самосознания;

· развитие эмоционально-нравственного потенциала;

· формирование умения решать внутренние и групповые проблемы;

· формирование умения выражать эмоции;

· формирование умения разрешать конфликтные ситуации, снятие напряжения, релаксация;

· развитие коммуникативных навыков, навыков социальной поддержки и взаимного доверия [4].

Возможности применения арт-технологии охватывают достаточно широкий спектр ее применения. Егорова И.А., рассматривая плоскости педагогических технологий, отмечает, что в содержательной стороне арт-технологии предметом художественно-образного представления может быть любое содержание, отличающиеся целостностью и системностью. Собственно, технологический аспект арт-технологии может быть представлен разнообразно: психологический анализ художественных произведений, применение визуально-пластических средств, музыки, драмы, движения, танца, разыгрывание сценок, ситуаций, моделирующих различные аспекты профессиональной деятельности. И личностный аспект связан с субъектами педагогического процесса, их ценностными ориентациями, индивидуальными особенностями поведения, деятельности [1].

Стоит отметить, что арт-технологии – это разнообразные формы и методы, которые помогают в процессе обучения, используя элементы искусства для повышения заинтересованности и творческой активности учащихся. В контексте уроков истории они могут включать такие виды, как изобразительное искусство, театр, музыка, литература и мультимедийные технологии.

На наш взгляд целесообразно использовать элементы арт- технологии в той ее части, которая предполагает погружение в событие, в данном случае историческое, средствами искусства. Одним из элементов этой технологии можно считать метод иллюстрации. Он в педагогике применяется, чтобы показать учащимся разнообразные предметы, объекты и явления в естественной форме. Также возможно ознакомление детей с изображениями все тех же предметов и явлений. Его относят к наглядным методам обучения. Работа с иллюстративным материалом на уроках истории позволяет распознавать исторические объекты и личностей, находить сведения, необходимые для ответа на вопрос, сравнивать объекты, изображенные на иллюстрациях, составлять развернутое повествование, использовать иллюстрации в качестве самостоятельного источника знаний, составлять по рисунку характеристику исторических объектов, процессов, передать эмоциональную атмосферу исторического времени, события.

Во-первых, элементы изобразительного искусства, такие как картины, скульптуры, фрески и т.д., могут быть использованы для создания атмосферы определенной эпохи. Например, на уроке о Древнем Египте можно показать ученикам изображения фараонов и пирамид, чтобы они могли представить себе, как выглядела эта цивилизация. Также можно использовать картины и скульптуры для иллюстрации важных событий и персонажей, что поможет ученикам лучше запомнить их историю. Для стимулирования творческого мышления уместно предложить обучающимся схематически зарисовать увиденное.

Во-вторых, элементы изобразительного искусства могут быть использованы для развития критического мышления учеников. Просмотр и анализ картин и скульптур может помочь им понять исторические события и их значение, а также научиться интерпретировать источники исторической информации.

В-третьих, для улучшения понимания и восприятия материала, можно предложить создавать свои собственные произведения искусства, отражающие исторические события или персонажей [5]. Интеграция искусства в процесс обучения истории представляет собой многообъемный подход, который требует от педагогов не только знаний в обеих областях, но и умения связывать их так, чтобы вдохновлять учащихся на творчество и глубокое осмысление исторических событий. Стратегия использования арт-технологий в совместной деятельности открывает новые горизонты для исторического образования, поскольку это дает возможность не только изучать историю, но и создавать собственные нарративы на основе полученных знаний создавать собственные нарративы на основе полученных знаний [11].

Арт-технология предлагает различные формы работы с обучающимися. По количеству участников выделяют индивидуальную, групповую, коллективную формы, по степени активности участников – пассивную, активную, смешанную формы работы с учащимися. Индивидуальная форма работы с учащимися предполагает непосредственное взаимодействие учителя и одного ученика. При групповой форме работы учащиеся делятся на группы, которые создаются на различных основаниях. Коллективная форма подразумевает работу учителя со всем классом целиком.

Пассивная форма работы основывается на том, что ученик использует художественные произведения, созданные другими людьми. Это могут быть музыкальные произведения, картины, книги.

Активная форма предполагает создание учащимися своих собственных произведений: рисунков, скульптур, танцев. Смешанная форма используется, когда ученик прибегает к произведениям искусства (сказки, картины, скульптуры и т.п.) для создания своих собственных продуктов творчества.

В основе арт-технологии лежит техника активного воображения, которая предлагает учащимся возможность для самовыражения и самореализации через результаты своей творческой художественной деятельности [1].

Важно отметить, что педагоги должны научиться адаптировать методы арт-технологий в зависимости от уровня подготовки учащихся. Разработка дифференцированных заданий поможет каждому ученику работать на своем уровне, что в свою очередь способствует созданию более включающей образовательной среды. Учащиеся, которым сложно дается художественное самовыражение, могут начать с небольших заданий, которые не требуют значительных навыков, как коллажей или использование цифровых технологий. Цель состоит в том, чтобы каждый ребенок мог найти для себя способ самовыражения, который вдохновит его исследовать историю.

Арт-технологии представляют собой мощный инструмент для развития творческих способностей. Одной из основных рекомендаций для педагогов является интеграция творческих заданий в традиционный учебный процесс. Направляя внимание учащихся на определенное историческое событие, необходимо предложить им создать «художественное произведение», связанное с этим событием. Это углубляет понимание материала и развивает креативное мышление, способствует формированию личностного подхода к изучаемой теме. Таким образом, внедряя указанный выше подход, учитель может создать пространство, в котором история становится не просто предметом для изучения, а жизненным и увлекательным процессом, насыщенным творчеством и самовыражением.


Новизна опыта

Новизна опыта заключается в создании комплексной системы работы с учащимися, включающей применение элементов арт-технологии на уроках истории и во внеурочное время для формирования предметных и личностных результатов обучающихся.


Характеристики условий, в которых возможно применение данного опыта


Опыт может быть применен в любом типе общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы, а также программы профильного обучения, педагогами, которые осуществляют работу по формированию предметных и личностных результатов обучающихся.





























РАЗДЕЛ ІІ

ТЕХНОЛОГИЯ ОПИСАНИЯ ОПЫТА


Цель опыта: формирование предметных и личностных результатов школьников посредством применения арт-технологии на уроках истории


Данная цель предполагает решение следующих задач:

изучение учебной литературы по проблеме опыта;

подбор диагностики, позволяющей определить успешность работы над опытом;

создание педагогических условий для формирования предметных и личностных результатов и выхода на прогнозируемый уровень качества знаний

Арт-технологии могут быть адаптированы для различных уровней обучения и возрастных категорий. Для 5-7 классов можно использовать более простые методы, такие как рисунок или поделки, которые позволяют детям творчески осмысливать исторические события через игру. Например, на уроке о Древнем Египте можно показать ученикам изображения фараонов и пирамид, чтобы они могли представить себе, как выглядела эта цивилизация. Также можно использовать картины и скульптуры для иллюстрации важных событий и персонажей, что поможет ученикам лучше запомнить их историю. Для стимулирования творческого мышления уместно предложить обучающимся схематически зарисовать увиденное.

В старших классах целесообразно использовать арт-технологию на уроках истории для анализа причинно-следственных связей, формулирования оценочных суждений, при работе с изображениями.

Варианты применения элементов арт-технологии на уроках в 5-11 классах представлены в Таблице 1


Таблица 1.

Класс

Тема урока

Элемент арт-технологии

Формируемые предметные результаты

Формируемые личностные результаты

5

Познания древних египтян

Аt1743684974aa.png ктивная форма- рисунок, создание своей письменности


характеризовать письменность

древних египтян (особенности

письма, материал для письма)

осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений

6

Внешняя политика Руси в IX-XI вв

Пассивная форма. Работа с изображениями

t1743684974ab.png

базовые знания об основных этапах и ключевых событиях отечественной и всемирной истории;

уважение к историческому природному наследию


Повторение по теме «Русь в IX-XV вв»

(Приложение 1)

Пt1743684974ac.png ассивная форма. Работа с изображениями

умение работать с изобразительными источниками ‒ извлекать, анализировать, систематизировать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, определять информационную ценность и значимость источника

формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма;

7

Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство

Рt1743684974ad.jpg абота с изображением

Рассмотри кто изображен на картине?

Во что одеты люди? Что они делают?

Сделайте вывод к какому времени может относится историческое событие?

Подумай, Какое историческое событие изобразил на своей картине Василий Суриков?

умение работать с изобразительными источниками ‒ извлекать, анализировать, систематизировать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, определять информационную ценность и значимость источника

осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству;

8

Оппозиция реформам Петра I

t1743684974ae.jpg

Творческое задание.

Озвучь картину. Что могли сказать друг другу герои картины художника-передвижника Николая Ге ?

умение анализировать визуальные источники исторической информации

готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков

9

Реформы 1860-1870-х-движение к правовому государству и гражданскому обществу

Рt1743684974af.png ассмотрите картину Б.М. Кустодиева «Чтение манифеста»

Можем ли мы по картине Кустодиева понять отношение народа к такой большой реформе? И решила ли эта реформа поставленные перед ней задачи? Аргументируйте свою точку зрания.

умение определять и аргументировать собственную или предложенную точку зрения с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов;

осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма;

10

Перемены в повседневной жизни и общественных настроениях.

Рt1743684974ag.png абота с аудиоисточником

Умение критически анализировать для решения познавательной задачи аутентичные исторические источники разных типов (письменные, вещественные, аудиовизуальные) по истории России

способность оценивать ситуации нравственного выбора и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные ценности и нормы современного российского общества;

11

Русь в конце X- начале XII вв.(Приложение 2)

*t1743684974ah.jpg

Умение составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме исторических событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и всемирной истории ХХ – начала XXI в. и их участников, образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху, формулировать и обосновывать собственную точку зрения (версию, оценку) с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов

развитию эмоционального интеллекта обучающихся, в особенности – самосознания (включая способность осознавать на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми, понимать свое эмоциональное состояние, соотнося его с эмоциями людей в известных исторических ситуациях)

* Приложение Одним из важных этапов на уроках истории является

В рамках внеурочной деятельности элементы арт-технологии могут подразумевать сложные проекты и исследовательские работы, включающие в себя как индивидуальные, так и коллективные усилия. К примеру, выполнение совместного проекта, в котором учащиеся будут изучать историю определенной эпохи, используя различные арт-технологии, поможет развить у них навыки командной работы и организованности. Например, после изучения определенной исторической эпохи ученики могут быть разделены на группы, которые создают хронологическую ленту событий с помощью коллажей. Это позволит визуализировать информацию и сделает процесс обучения интерактивным и увлекательным.

Арт-технологии могут быть использованы в рамках проектной деятельности для формирования личностных результатов в сфере патриотического воспитания, а именно ценностного отношения к достижениям своей Родины- боевым подвигам и трудовым достижениям народа. Учащемуся предлагается создать проект по теме «Создание портретов великих русских полководцев». Результатом проекта является комплект портретов для кабинета истории, с краткой информацией о полководце. Автор проекта, ученица 9 класса, изучила биографию каждого полководца, отобрала важную, при этом сама нарисовала портреты, передав характерные черты полководцев (таблица 2).

Таблица 2

Индивидуальный проект ученицы 9 класса Абрамовой Александры, 2023 (Приложение 3)

t1743684974ai.jpg

t1743684974aj.jpg

t1743684974ak.jpg

t1743684974al.jpg

t1743684974am.jpg


На занятиях внеурочной деятельности, посредством работы с картинами мирового искусства, возможно раскрыть ценностный аспект изучения истории.

Можно предложить воспитанникам рассмотреть репродукцию картины Николауса Кнюпфера «Солон у правителя Лидии Креза».

Вопросы и задания к картине:

1) Посмотрите на картину нидерландского художника эпохи возрождения Николауса Кнюпфера и попробуйте определить: между кем происходит взаимодействие? С какой целью?

2) Картина называется «Солон у правителя Лидии Креза». Знакомы вам эти герои?

3) К какому историческому периоду относятся события, которые передает художник ?

Учитель предлагает предположить, о чем состоялся разговор между главными героями. А затем обобщает предположения учеников, дополняет их , создавая яркий эмоциональный образ диалогов двух миров. «….Мы вновь обратимся к нашим героям. Встреча Солона и Креза последнего царя Лидии, которого , кстати через несколько лет завоевали Персы. является блистательной иллюстрацией встречи двух миров: Античности и Востока.

Я сейчас кратко перескажу вам, как описывает эту встречу Плутарх, а вы попробуйте сделать вывод, о том, как складывались взаимоотношения между представителями различных цивилизаций? Чем же закончилась первая встреча двух миров?

Опустим увлекательную историю о том, как и почему Солон оказался в Лидии , я предлагаю вам это выяснить дома самостоятельно, если вас это заинтересовало, а мы начнем с того, что Солон предстал пред Крезом. Крез приказал отвести его в сокровищницу, овеянную легендами, особо алчные люди сходили там с ума. «Ну, спросил у Солона Крез, видел ли ты человека, счастливее меня?» Солон отвечал, что знает такого человека: это его согражданин Телл. Затем он рассказал, что Телл был человек высокой нравственности, оставил после себя детей, пользующихся добрым именем, имущество, в котором есть всё необходимое, погиб со славой, храбро сражаясь за отечество…. Солон показался Крезу чудаком и грубияном, раз он не измеряет счастье обилием серебра и золота, а жизнь и смерть простого человека ставит выше его громадного могущества и власти. «А нас, — воскликнул Крёз уже с гневом, — ты не ставишь совсем в число людей счастливых?» Солон ответил :

Царь Лидийский! Нам, эллинам, бог дал способность соблюдать во всём меру. К каждому незаметно подходит будущее, полное всяких случайностей. Кому бог пошлёт счастье до конца жизни, того мы считаем счастливым. А назвать счастливым человека при жизни, пока он ещё подвержен опасности, — это всё равно, что провозглашать победителем и венчать венком атлета, ещё не кончившего состязания. После этих слов Солон удалился».

Вопросы и задания:

1) Чем же закончилась встреча двух миров? (непониманием)

2) А почему не поняли друг друга два собеседника? (ценности разные)

3) А чьи ценности вам ближе?

4) Как выстраивать взаимоотношения, если ценности разные? (попытаться понять)

Таким образом, посредством работы с иллюстрацией, поднимается очень важный ценностный аспект, который заставляет обучающихся задуматься об истинных и ложных ценностях.

Использование активных форм арт-технологии позволяет создавать атмосферу определенной эпохи, способствует повышению мотивации к изучению материалы, создает яркие, запоминающиеся представления об исторических события, вызывает позитивный эмоциональный отклик, позволяет формировать оценочные суждения исторических процессов. В пособии описываются такие активные формы работы как: создание творческих работ, проектов, постановок.

Использование пассивных форм элементы изобразительного искусства позволяет развивать критическое мышление обучающихся. Просмотр и анализ картин и скульптур позволяет понять исторические события и их значение, а также научиться интерпретировать источники исторической информации.

Применение данных форм показывает, что элементы арт-технологии способствует формированию личностных результатов и предметных результатов , так как его введение в процесс обучения активизирует мыслительную деятельность учащихся; способствует формированию базовых знаний об основных этапах и ключевых событиях отечественной и всемирной истории осмыслению значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений, формированию и сохранению интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма.





















РАЗДЕЛ ІІІ

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА


Критериями успешности опыта являются:

1) повышение качества предметных результатов по истории:

качество знаний более 80% по результат школьного мониторинга;

100% успеваемость, качество знаний выше областного по результатам единого государственного экзамена (ЕГЭ);

2) повышение познавательной активности обучающихся:

повышение результативности участия в конкурсах, конференциях, олимпиадах

увеличение количества участников конкурсов , конференций, олимпиад


В процессе работы над опытом проводилась диагностика оценивания предметных результатов по методике Е.А. Крючковой и О.Н. Шапариной. Результаты проведенной диагностики за период с 2021 по 2024 годы представлены в Таблице 3. Таблица 3. Результаты диагностики предметных результатов по истории 5-7 классов
год 1* 2 3 4 5 6 7 8
сентябрь2021 39** 32 22 24 16 24 26 33
май 2022 44 38 24 26 22 32 32 38
май 2023 46 42 30 30 26 38 38 42
май 2024 52 46 32 32 34 42 44 54

* Компоненты оценивания предметных результатов 1) Знание хронологии, работа с хронологией 2) Знание исторических фактов, работа с фактами 3) Работа с исторической картой 4) Работа с историческими источниками 5) Историческое описание (реконструкция). 6) Анализ, объяснение исторических событий, явлений 7) Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого 8) Применение исторических знаний ** процент выполнения задания учащимися







Таблица 4.

Качество знаний по истории. Результаты школьного мониторинга (средний показатель)

год

Качество знаний

Успеваемость

2021-2022

74,2 %

100%

2022-2023

78,4%

100%

2023-2024

80,6%

100%



Таблица 5. Результаты ЕГЭ по истории
Учебный год Качество знаний (количество преодолевших порог) % Средний балл Средний областной балл Количество получивших максимальный балл заданий по работе с изображениями
2021-2022 100 63 59, 89 63%
2022-2023 100 70 60,17 82%


Победители и призеры Всероссийской олимпиады школьников


Таблица 6.


Учебный год

Количество победителей и призеров ВСОШ муниципального этапа

Количество победителей и призеров ВСОШ

регионального этапа

2021-2022

7

2

2022-2023

8

3

2023-2024

12

-


Результаты, представленные в таблицах наглядно демонстрируют эффективность применения элементов арт-технологии на уроках истории и во внеурочной деятельности.








Библиографический список


1.Арт-технологии в образовательном процессе. Автор: Туркова Ирэн Салмановна[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.1urok.ru/categories/21/articles/89294

2.Булатова О.С. Арт-педагогический подход в образовании. Монография. – Тюмень: Изд-во ТГУ, 2004. – 184 с.

3.Верховодова Р.А., Галустов Р.А. Артпедагогика как система интегративного применения элементов искусства в образовательном процессе // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2011. – №1 – С. 19-24.

4. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования"

Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" до 2030 года (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2021 № 1701)

4.Егорова И.А. Сфера и возможности применения арт-технологий в обучении / И.А.Егорова // Вестник ТИУиЭ. – 2008. – №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sfera-ivozmozhnosti-primeneniya-art-tehnologiy-v-obuchenii (дата обращения: 05.01.2022)

5.Киселева М.В. «Арт-технологии в образовательном процессе». СПб.: Речь, 2008 М.В. Киселева «Арт-технологии в образовательном процессе». СПб.: Речь, 2008

6.Методика обучения истории. Художественные образы на уроках истории: учебное пособие для вузов / В.В. Шоган, Е.В. Сторожакова. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 301 с.

7.Наглядные методы обучения.ТГУ, 2004. – 184 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/teorija obuchenija/nagljadnye-metody-obuchenija/

8.Российская педагогическая энциклопедия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.вокабула.рф/энциклопедии/российская-педагогическая-энциклопедия/ метод иллюстрации/

9.Светоносова Л.Г. Арт-технологии как средство формирования педагогической культуры будущего учителя / Л.Г. Светоносова // Интернет-журнал «Мир науки». – 2016. – Т. 4. № 3. – Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/48PDMN316.pdf

10.Федеральная рабочая программа основного общего образования. История 2022 . – Режим доступа: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/09/frp_istoriya_5-9-klassy-1.pdf

11.Федеральная рабочая программа Среднего общего образования. История (углублённый уровень).2023 Режим доступа: Режим доступа: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/30_ФРП_История_10-11-классы_угл.pdf

12.Христидис Т. В. Артпедагогика как область научно-практического знания // Вестник МГУКИ. – 2016. – №6 (74). – С. 140-145.

13.Шоган, В.В. Методика преподавания истории в школе. Уроки истории нового поколения. –Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 134 с.

14.Шоган В.В., Шоган Е.В. Методика преподавания социальногуманитарных дисциплин в высшей школе: учебное пособие // Южный федеральный университет, Педагогический институт.– Ростов-на-Дону: Изд-во ИПО ПИ ЮФУ, 2009. – 332 с.

Приложение 1.


Фрагмент презентация к уроку истории в 7 классе с применением элементов арт-технологии

«Повторение по теме «Русь в IX-XV вв»»


Слайд 1

Слайд 3

t1743684974an.png

t1743684974ao.png

Слайд 4

Слайд 5

t1743684974ap.png

t1743684974aq.png

Слайд 6

Слайд 7

t1743684974ar.png

t1743684974as.png

Слайд 8

Слайд 9

t1743684974at.png

t1743684974au.png

Приложение 2.

Фрагмент технологической карты урока истории в 11 классе

Предмет: История

Класс: 11Б

Тема урока: Русь в конце X- начале XII вв

Планируемые образовательные результаты

предметные

метапредметные

личностные

Умение составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме исторических событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и всемирной истории ХХ – начала XXI в. и их участников, образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху, формулировать и обосновывать собственную точку зрения (версию, оценку) с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов

Регулятивные УУД: участие в планировании собственной деятельности на уроке; самостоятельно оценят достигнутые результаты.

Познавательные УУД: научатся находить информацию в тексте; научатся вести самостоятельный отбор информации, ее преобразование; сформулируют и проаргументируют мнение по проблеме. Коммуникативные УУД: примут участие в обсуждении в ходе работы в малой группе.

развитию эмоционального интеллекта обучающихся, в особенности – самосознания (включая способность осознавать на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми, понимать свое эмоциональное состояние, соотнося его с эмоциями людей в известных исторических ситуациях)

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Включение нового знания в систему знаний

Предлагает поработать с репродукцией картины как источника исторической информации А.Д. Кившенко «Чтение народу Русской Правды в присутствии великого князя Ярослава Мудрого» Учитель дает краткую информацию об авторе картины, подчеркивает, что картина была написана XIX в.

Учитель задает вопросы и предлагает выполнить задания

Вопросы и задания:

1) Что мы можем сказать об эпохе Ярослава Мудрого, пользуясь данным источником информации?

2) Каково отношение художника к изображаемому событию?

3) Что на картине может быть преувеличенным?

Учитель обобщает предположения обучающихся. Так формируется первое представление о событии.

Следующий этап работы - получение более детальной информации.

Вопросы и задания:

1) На какие три категории можно разделить участников собрания, изображенных на картине (князь и дружина, народ, священнослужители)

2) Рассмотрим каждую категорию отдельно. По каким признакам вы определили князя?

3) Какие признаки государственности мы можем увидеть на картине? (свод законов, армия, аппарат управления)

4) Что означает присутствие на картине священнослужителей? (церковь согласна с принятие закона)

5) Почему Русскую Правду зачитывают вслух? (основная масса населения не грамотная)

6) Что можно сказать о простом народе, глядя на картину? (есть бедно и богато одетые люди, что свидетельствует о неравенстве)

7) Какие эмоции испытывают люди?

8) Достаточно ли нам этого информационного источника для того , чтобы выяснить что содержалось в Русской Правде и почему это вызвало разные эмоции?

Слушают учителя, делают вывод, что картина не является историческим источником, однако служит важным источником исторической информации она не является историческим источником, однако служит важным источником исторической информации

Отвечают на вопросы, анализируют, делают выводы, аргументируют собственную позицию, делятся возникшими чувствами.

Приложение 3


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

города Валуйки Белгородской области






ПРОЕКТНАЯ РАБОТА


Создание комплекта портретов великих полководцев.

(Комплект портретов полководцев)




Автор:

Учащаяся 9Д класса

Абрамова Александра

Руководитель проекта:

учитель истории

Гительман Валентина Леонидовна

















Валуйки

2023

Обоснование актуальности проекта.

История — это важная часть жизни человека. Каждый человек должен знать историю своего государства, но не каждый это понимает, поэтому возникает такой вопрос: «Зачем изучать историю России?». Я думаю, что мы должны изучать и помнить историю России потому что:

Человек должен знать, тех благодаря кому он живет.

Знание исторических личностей очень важно, так как оно формирует патриотическое сознание человека.

Мы должны сохранять культурное наследие страны, передавать его из поколения в поколение.

Почему именно портреты? Чтобы школьники знали в лицо великих людей. Мы решили, что чем чаще человек будет видеть их тем быстрее запомнит. Это свойство человеческой памяти, именно благодаря ней без всяких усилий ученик сможет запомнить и применять в дальнейшем полученную информацию. Мы решили создать портреты следующих полководцев: А.В. Суворова, М. И. Кутузова, Г.К. Жукова, А. Невского, Д. Донского, именно они внесли наиболее значимый вклад в военную славу страны.

Цель: создать комплект портретов великих полководцев.

Задачи:

Составить список великих полководцев.

Собрать информацию о них.

Создать эскизы портретов великих полководцев.

Изобразить в цвете портреты великих полководцев.

Распечатать информацию и разместить её на листах А3 под портретами.

Заламинировать готовые изделия.

Сроки реализации проекта:

С сентября 2022 года - по апрель 2023 года











Содержание проекта:

1

t1743684974av.jpg

2

t1743684974aw.jpg













3

t1743684974ax.jpg










4


t1743684974ay.jpg









5

t1743684974az.jpg

Примечание:

Суворов Александр Васильевич [Электронный ресурс) – Режим

доступа: http://ortowar.ru/images/SUVOROV_Aleksandr_Vasilevich.jpg

Кутузов Михаил Илларионович [Электронный ресурс] – Режим

доступа:https://phototass1.cdnvideo.ru/width/1200_4ce85301/tass/m2/uploads/i/20160303/4198268.jpg

Жуков Георгий Константинович [Электронный ресурс] – Режим

доступа: https://papounidis.com/wp-content/uploads/2010/04/zhukov-georgij-konstantinovich.jpg

Александр Невский [Электронный ресурс] – Режим доступа:

https://историк.рф/wp-content/uploads/2015/07/15-2-855x1024.jpg

Дмитрий Донской [Электронный ресурс ]– Режим доступа:

https://24smi.org/public/media/resize/800x-/celebrity/2016/12/09/QwV2n09cfwfa_dmitrii-donskoi.jpg

Обществознание учебник 8 класс Боголюбов Л.Н. [Электронный ресурс]-

Режим доступа: https://11klasov.ru/1541-obschestvoznanie-uchebnik-dlya-8-klassa-bogolyubov-ln-i-dr.html

Величайшие полководцы России [Электронный ресурс] – Режим

доступа: https://russian7.ru/post/velichayshie-polkovodcy-v-istorii-ross/

Суворов Александр Васильевич (1730-1800) [Электронный ресурс]-

Режим доступа: https://sun938.userapi.com/c855332/v855332109/1c1790/mTYcH70t28A.jpg

Кутузов (Голенищев-Кутузов) Михаил Илларионович (1745-1813)

[Электронный ресурс] – Режим доступа:

https://sun972.userapi.com/c855332/v855332004/1c394b/IRO6riogq40.jpg

Жуков Георгий Константинович (1896-1974) [Электронный ресурс] –

Режим доступа: https://sun9-47.userapi.com/c855332/v855332109/1c17a2/V_d7AfviWGI.jpg

Александр Невский (1220 или 1221-1263) [Электронный режим] –

Режим доступа: https://sun9-68.userapi.com/c855332/v855332109/1c17b8/fspLcn_h29A.jpg

Дмитрий Донской (1350-1389) [Электронный режим] – Режим доступа: https://sun9-43.userapi.com/c855332/v855332109/1c17af/MaKqeb8FpH8.jpg

Основные сражение полководцев [Электронный ресурс] – Режим

доступа: https://www.booksite.ru/localtxt/gra/nd/rus/sia/ns/16.htm

План реализации проекта:

Мероприятие

Сроки

Выбор темы, определение актуальности, целей, задач проекта

Сентябрь 2022

Составить список великих полководцев

Октябрь 2022


Собрать информацию о них

Ноябрь-Декабрь 2022

Создать эскизы портретов великих полководцев

Январь 2023

Изобразить в цвете портреты великих полководцев

Февраль 2023

Распечатать информацию и разместить её на листах А3 под портретами

Март 2023

Заламинировать готовые изделия.


Апрель 2023


Механизм реализации проекта

Составление списка великих полководцев

Сбор информации о них

Создание эскизов портретов великих полководцев

Изображение в цвете великих полководцев

Печать информации и размещение её на листах А3 под портретами

Ламинирование готовых изделий

Критерии оценки эффективности проекта :

Развитие информационных умений

Развитие исследовательских умений

Развитие проектных умений

Увеличение количества учащихся, интересующихся историей своей страны


Предполагаемый конечный результат:

Комплект портретов великих полководцев

Ресурсное обеспечение проекта:

Использование информационных ресурсов сети интернет

Компьютер

Фото материалы

Художественные принадлежности, ватман формата А3

Порядок контроля и оценки результатов проекта происходит поэтапно, в ходе обсуждения с руководителем проекта.


Анализ полученных результатов:

В ходе работы над проектом были реализованы все задачи, основная цель проекта достигнута, результаты работы оформлены в виде комплекта портретов великих полководцев.


Практическая значимость проекта:

Результатом проекта является комплект портретов великих полководцев. Комплект размещён в кабинете истории, и может быть использован учениками для знакомства с биографией и подвигами великих полководцев, а так же учащимися 5-9 классов для подготовки дополнительного материала к урокам истории и классным часам.



Список информационных источников:

Суворов Александр Васильевич [Электронный ресурс) – Режим

доступа: http://ortowar.ru/images/SUVOROV_Aleksandr_Vasilevich.jpg

Кутузов Михаил Илларионович [Электронный ресурс] – Режим

доступа:https://phototass1.cdnvideo.ru/width/1200_4ce85301/tass/m2/uploads/i/20160303/4198268.jpg

Жуков Георгий Константинович [Электронный ресурс] – Режим

доступа: https://papounidis.com/wp-content/uploads/2010/04/zhukov-georgij-konstantinovich.jpg

Александр Невский [Электронный ресурс] – Режим доступа:

https://историк.рф/wp-content/uploads/2015/07/15-2-855x1024.jpg

Дмитрий Донской [Электронный ресурс ]– Режим доступа:

https://24smi.org/public/media/resize/800x-/celebrity/2016/12/09/QwV2n09cfwfa_dmitrii-donskoi.jpg

Величайшие полководцы России [Электронный ресурс] – Режим

доступа: https://russian7.ru/post/velichayshie-polkovodcy-v-istorii-ross/

Основные сражение полководцев [Электронный ресурс] – Режим

доступа: https://www.booksite.ru/localtxt/gra/nd/rus/sia/ns/16.htm

Фото великих полководцев [Электронный ресурс] – Режим

доступа: https://fishki.net/1858293-30-velikih-polkovodcev.html


Приложение











Иллюстративные материалы, использованные для создания проекта

1

t1743684974ba.jpg

Суворов Александр Васильевич

(1730-1800)

Русский полководец, генералиссимус. Не проиграл ни одного сражения. Граф Рымникский, князь Италийский.




2

t1743684974bb.jpg

Кутузов Михаил Илларионович

(1745-1813)

Светлейший князь Смоленский, генерал-фельдмаршал, главнокомандующий русской армией в Отечественной войне 1812 г.

3
t1743684974bc.jpg

Жуков Георгий Константинович

(1896-1974)

Советский военачальник. Маршал Советского Союза (1943), четырежды Герой Советского Союза. Начальник Генерального штаба РККА. Министр обороны СССР.
№4

t1743684974bd.jpg

Александр Невский

(1220 или 1221-1263)

Князь новгородский, тверской, великий князь владимирский (с 1252). Канонизирован Русской православной церковью.









5

t1743684974be.jpg

Дмитрий Донской

(1350-1389)

Великий князь московский (с 1359) и владимирский (с 1362). Победитель Мамая на поле Куликовом. Канонизирован Русской православной церковью.











в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации