Учебное исследование как средство достижения образовательных результатов на уроках технологии
Тименцева Елена Николаевна
Россия, Республика Хакасия, г. Черногорск
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №19 с углубленным изучением отдельных предметов"
Учебное исследование как средство достижения образовательных результатов на уроках технологии
Изучение предметной области «Технология» обеспечивает развитие инновационной творческой деятельности учащихся в процессе решения прикладных учебных задач; активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий; совершенствование умений выполнения учебной исследовательской и проектной деятельности. Инструментом, направленным на достижение образовательных результатов, учащихся является технология учебного исследования.
Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с работой над творческой, исследовательской задачей с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.
Предметные результаты изучения образовательной области «Технология» должны отражать овладение методами учебно-исследовательской, проектной и творческой деятельности. Главной задачей учителя технологии является умение создавать соответствующую эмоциональную и интеллектуальную обстановку в классе, атмосферу психологической поддержки, при которой учащиеся с желанием включаются в процесс исследования. При этом должна решаться самая главная задача обучения - научить ребенка учиться. Учитель должен учитывать возрастные особенности учащихся, ведь любое исследование должно быть посильным, интересным и полезным.
В нашей школе на уроках технологии исследовательская деятельность ориентирована на развитие умений:
- определять цели и задачи исследования, его предмет. Где учебная проблема - это творческая задача, которая уже решена учеными. Для науки она не представляет объективной новизны, но для учащихся - это субъективно новая задача, которую они ещё не решали;
- самостоятельного поиска информации, и ее конспектирования. Прежде чем решить проблему, необходимо внимательно ознакомиться с основными закономерностями новой темы по дополнительному учебному материалу, который понадобится для решения проблемы;
- анализа и систематизации информации, выдвигать гипотезу, проводить в соответствии с ней практическое исследование с классификаций материала;
- описывать результаты исследования, делать выводы и обобщения.
Изучая текстильные материалы на уроках технологии, учащиеся проводят лабораторные исследования, связанные с изучением получения материалов. Особенно увлеченно учащиеся исследуют строение и свойства тканей с применением цифрового микроскопа Digital Blue QX5, ощущая себя исследователями в лаборатории по производству тканей. Учащиеся рассматривают волокна различные по происхождению, сравнивают их по толщине, извитости, строению, так как сейчас большое количество производства тканей смешенных волокон, то результаты исследования бывают неожиданными и интересными.
При изучении раздела «Художественные ремесла» посещая музеи города и республики, учащиеся исследуют лучшие работы мастеров родного края. Исследования орнамента, символики, колорита позволяют делать выводы и анализировать полученные результаты, которые отражают учащиеся в своих творческих проектах.
На уроках кулинарии проводим исследования по определению свежести, качества и состава продуктов питания, в зависимости от изучения тем учебного курса. Учащиеся выполняют записи в рабочей тетради «Технологии ведения дома» автора Н. В.Синица: тема исследования, проблема, цель исследования, гипотеза, подтверждение гипотезы, вывод, информация по решению проблемы, практическое применение и перспектива дальнейшей разработки.
Стимулируя, учащихся к активной познавательной деятельности предлагаю задания, которые есть в учебнике «Технологии ведения дома»: «Проводим исследования», «Используя компьютер», найти в Интернете нужную информацию, выяснить и исследовать значение понятий, исторических сведений, подготовить сообщения по определенной теме. Такие задания помогают в результативности освоения курса технологии, учащиеся активно включаются в деятельность на каждом этапе урока. Хочется отметить, что учебно-методический комплект системы «Алгоритм успеха» помогает в реализации достижений образовательных результатов через исследовательскую деятельность.
Считаю, что на уроках технологии эффективна работа по исследованию при выполнении творческих проектов. Так в каждой параллели классов запланировано четыре проекта по разделам: «Оформление интерьера», «Кулинария», «Создание изделий из текстильных материалов», «Художественные ремесла». Каждый ученик, выполняя проекты, проводит мини исследования:
1. Выявление конкретной потребности. Исследуется возможное решение проблемы, определение степени необходимости. Формируются положительная учебная мотивации, познавательная активность, творческая инициатива, принятие на себя ответственности, инициативности.
2.Выявление традиций, истории, тенденций. Погружаясь в мир истории, учащиеся проводят исследование и сопоставление народной, исторической вещи с современными произведениями. Это помогает создать новое, оригинальное, опираясь на то, что исследовали.
3.Анализ предстоящей деятельности, обдумывание этапов работы.
4. Выработка идей, вариантов, альтернатив. Необходимо записать все возникшие идеи по данной проблеме. Учащиеся изучают и ищут закономерности, стремятся проверить свои первоначальные предположения.
5. Анализ и синтез идей по требованиям. Выбор оптимального варианта, которая детально прорабатывается и выполняется. Пересматривают гипотезы, дают лучшее объяснение полученных ими результатов и выявляют новые проблемы.
6. Итогом работы становиться объект как личностный, так и общественно значимый, который учащиеся защищают публично. В ходе защиты проекта, учащиеся учатся излагать найденную информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения, оценивая результат. Важно, чтобы учащиеся не только усвоили технологию исследовательской деятельности, но и те перспективы, которые перед ними открываются, это позволяет им быть настоящим исследователем.
Универсальные учебные действия, сформированные в результате организации учебных исследований, позволяют учащимся успешно выполнять и ежегодно представить работы на конкурсах различного уровня. Так проект «Короб для хранения игрушек» занял первое место на Всероссийском конкурсе проектов по технологии, а проект «Совушка» стал призером. Всероссийская олимпиада школьников по технологии предусматривает защиту творческого проекта, так ежегодно на муниципальном этапе учащиеся нашей школы являются победителями и призерами в разных возрастных группах, а в 2015 году учащаяся 9 класса Карева Юлия стала призером регионального этапа.
Считаю, что учебное исследование на уроках «Технологии» способствует формированию универсальных учебных действий в учебном процессе, способствует развитию таких качеств у учащихся, как, ответственность, самостоятельность, инициативность, воображение, наблюдательность, развивает поисковое и продуктивное мышление, помогает поверить в собственные силы. Исследования приводят к более активной работе учащихся на уроках, вызывают большой интерес к предмету, способствует достижению образовательных результатов и хорошо влияет на самоопределение и социальную адаптацию учащихся.
Список литературы:
- Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся (сборник статей). О ценностных основаниях исследовательской деятельности учащихся. М.: МГДД (Ю) Т, 2003.
- Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры/ Школьные технологии. 2001–№5.
- Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник. М.: Народное образование, 2001.
- Скотарева Л.Г. Развитие познавательной активности и способностей учащихся через исследовательскую деятельность в рамках Малой школьной Академии Наук.
Павкина Галина Геннадьевна