Урок информатики в 9 классе «операции в двоичной системе счисления»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №48»
«Арифметические операции в двоичной системе счисления»
( урок информатики
в 9 классе)
Генералова Е.А.,
учитель информатики
декабрь 2016 г.
Урок информатики в 9 классе по теме:
«Арифметические операции в двоичной системе счисления»
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
Образовательные:освоение операций сложения, вычитания, умножения и деления в позиционных системах счисления;совершенствование навыка перевода чисел в позиционных системах счисления;
Развивающая: создать условия для развития умений выделять главное, внимания, памяти учащихся, самостоятельности, умений сопоставлять полученную информацию; развития мышления учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения изучаемого материала.
Воспитательная: создать условия для воспитания ответственности, самостоятельности, умения работать в коллективе, аккуратности, дисциплинированности; формирования интереса к предмету, навыков контроля и самоконтроля; активизации познавательной и творческой активности учащихся.
Межпредметные связи: математика.
Формы организации работы на уроке: индивидуальная, групповая, парная
Оснащение и методическое обеспечение урока
экран, проектор;
презентация по изучаемой теме;
опорный конспект;
карточки с заданиями.
План урока.
Орг. момент.
Актуализация знаний.
Целепологание.
Объяснение нового материала.
Физпауза.
Закрепление материала. Решение задач.
Домашнее задание.
Подведение итогов урока. Рефлексия
Ход урока
1. Организационный момент.
«Дорогу осилит идущий, а информатику – мыслящий»
И нам с Вами предстоит сегодня хорошенько помыслить.
(Ученик читает стих)
Всего два знака: «ноль» и «единица» –
Условно «да» и «нет».
Как цвет чернил на белизне страницы.
Всего два знака: «ноль» и «единица» –
В них алгебра с гармонией роднится*,
Как с физиком – поэт.
Всего два знака: «ноль» и «единица» –
Условно «да» и «нет».
Как вы думаете, о чем идет речь?
Сегодня мы с вами будем двигаться дальше по пути познания по теме «Системы счисления», вместе будем размышлять, думать, считать, анализировать, работать в группах и индивидуально, возможно, и ошибаться, но не бойтесь ошибаться. «Весь путь человеческого познания – это серия ошибок, причем все меньших и меньших».
Эпиграфом к нашему уроку служат слова Аристотеля. «Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание в дело». (Презентация).
2.Актуализация знаний.
Деление на группы.
Замечательно. На партах у каждого из вас лежит номер в двоичной системе счисления, вам нужно, используя ваши знания, полученные на прошлых уроках, перевести числа в десятичную систему счисления и узнать, в какой группе вы будете работать. (Учащиеся, переводят номера, используя алгоритм перевода в десятичное число, учитель выводит слайд на экран с правильными ответами).
Прошу вас занять свои места согласно ответам, полученными вами.
Итак, давайте ответим на вопросы по теме прошлого урока. Если вы согласны с утверждением, то пишите 1, если нет – 0.
Тезисы
№ | Согласны ли вы с утверждением | Да | Нет |
1 | Система счисления – это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами. | 1 |
|
2 | Все системы счисления делятся на три большие группы: позиционные, непозиционные и полупозиционные. |
| 0 |
3 | В позиционных системах счисления количественное значение цифры зависит от ее позиции в числе. | 1 |
|
4 | Основанием двоичной системы счисления является число 4 |
| 0 |
5 | Число А21СFD4 записано в шестнадцатиричной системе счисления. | 1 |
|
6 | Число 1567 записано с ошибкой. |
| 0 |
7 | Для представления чисел в восьмеричной системе счисления используют цифры 0-8 |
| 0 |
8 | Совокупность правил для обозначения и наименования чисел, называется алгоритмом. |
| 0 |
9 | Число 3005,234 записано с ошибкой. | 1 |
|
10 | Число 6398 записано в восьмеричной системе счисления. |
| 0 |
– У вас получилось число в двоичной системе счисления. Переведите его в десятичную систему счисления.
– Какое число получилось?
(Правильный ответ: 642)
У кого получился правильный ответ – поднимите руки. Молодцы! Вы получаете оценку 5.
3.Целеполагание
Работа в группах(шарик на столе и карточка совпадают по цвету – одна группа).
Сейчас вам необходимо выполнить задания на карточках в группах.
Карточка розового цвета
Расположить в порядке возрастания числа и соответствующие им буквы и получить ключевые слова.
11002 (С)
F16 (О)
4510 (Е)
11012 (Л)
2510 (Е)
1В16 (Н)
218 (Ж)
348 (И)
Карточка голубого цвета
Расположить в порядке возрастания числа и соответствующие им буквы и получить ключевые слова.
1С16 (Е)
10101112 (И)
9310 (Е)
568 (Н)
1010102 (Е)
E16 (Д)
468 (Л)
Карточка зеленого цвета
Расположить в порядке возрастания числа и соответствующие им буквы и получить ключевые слова.
268 (Ч)
101012 (Ы)
5110 (Н)
А516 (Е)
1С16 (Т)
11102 (В)
8910 (И)
458 (А)
110112 (И)
Карточка оранжевого цвета
Расположить в порядке возрастания числа и соответствующие им буквы и получить ключевые слова.
2А16 (О)
10510 (И)
110102 (М)
548 (Ж)
1210 (У)
678 (Е)
АВ16 (Е)
6310 (Н)
1000012 (Н)
Итак, давайте проверим, что у вас получилось.
(Ребята отвечают, начиная с первой группы.)
Учитель: Правильно, получилось сложение, вычитание, умножение, деление.
А как в математике можно одним словом заменить эти четыре. Тогда назовите тему сегодняшнего урока.(Вместе формулируем тему урока).Запишите её в тетрадь.
"Арифметические операции в позиционных системах счисления".
Учитель: Посмотрите на доску. Можете ответить, чему равны эти примеры?
Тогда какую цель урока можно поставить перед собой? Называют цель урока: Научиться выполнять арифметические операций: сложения, вычитания, умножения, деленияв позиционных системах счисления
Давайте сформулируем задачи нашего урока. (Вместе формулируем тему урока).
узнать правила выполнения арифметических операций в
позиционных системах счисления,
сформировать навыки выполнения арифметических действий с двоичными числами.
Учитель: Все позиционные системы счисления “одинаковы”, а именно, во всех них выполняются арифметические операции по одним и тем же правилам:
— справедливы одни и те же законы арифметики:
Какие законы сложения, умножения вы можете назвать в математике?
(ученики отвечают)
Учитель: Правильно: коммутативный (переместительный), (сочетательный), распределительный)
— справедливы правила сложения, вычитания, умножения и деления столбиком;
— правила выполнения арифметических операций опираются на таблицы сложения и умножения.
4. Объяснение нового материала
Работа в группах. Задание:
— Давайте же рассмотрим правила двоичной арифметики. Для этого поработаем с параграфом 3.1.2 в учебнике.
Каждая группа будет изучать конкретную операцию:
1-ая группа (розовый шар) – сложение,
2-ая группа (голубой шар)– вычитание,
3-я группа (зелёный шар)- умножение,
4-ая группа (оранжевый шар)– деление.
Каждая группа должна изучить данную операцию, разобрать на примерах и объяснить остальным. Время для работы – 7 минут. План ваших действий представлен на слайде.
Алгоритм работы в группе. (Алгоритм представлен на экране и на карточках для каждой группы).
Познакомиться с арифметической операцией.
Записать в тетради таблицуарифметической операцией.
Рассмотреть приведенные примеры.
Если, что-то непонятно, записать вопрос в тетрадь.
Составить свой пример для выбранной арифметической операции.
Отчет учеников каждой группы у доски. Первый ученик записывает правило арифметической операции на доске, 2-ой ученик рассказывает об этой операции с места, 3-ий ученик – пишет пример из учебника на доске. После объяснения выслушиваются вопросы других учеников из класса. 4-ый ученик пишет задание на доске для класса. Оставшиеся ребята из отвечающей группы выступают в роли консультантов и помогают решить пример ученикам из других групп.
На основе этих таблиц и выполняются все четыре основных арифметических действия в двоичной системе счисления.
Проблемные вопросы: Как можно проверить правильность выполнения действий в двоичной системе счисления? (перевести в десятичную систему счисления и проверить равенство)
Как выполнить арифметические операции, если числа представлены в разных системах счисления? (Для проведения арифметических операций над числами, выраженными в различных системах счисления, необходимо предварительно перевести их в одну и ту же систему!)
5. Физпауза.
Упражнения для глаз
Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Выполнять 5-6 раз.
Голову держать прями. Поморгать, не напрягая мышцы.
6. Закрепление, решение заданий в группах с последующей проверкой на доске.
Примеры:
1) 110012 +110012=1100102
2) 10011012 – 1001002=1010012
3) 11012*1012=10000012
4) 100102 : 112=1102
7. Домашнее задание - §3.1.2, вопросы на стр. 82
Выучить таблицы сложения, умножения и вычитания в двоичной системе счисления.
Выполните действия:
110010 + 111,01
11110000111 – 110110001
10101,101 · 111
10101110 : 101
8.Подведение итогов Итак, ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке? Достигли ли мы цели урока? Рефлексия Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… |