Арт-терапия как средство благополучной адаптации детей раннего возраста к детскому саду
Педагог-психолог – Сабирова Энжэ Салимзяновна
Арт-терапия как средство благополучной адаптации детей раннего возраста к детскому саду
Поступление ребёнка в детский сад –новый этап в его жизни: он отделяется от родителей и попадает в совершенно иные условия. Взрослые, сверстники, бытовая обстановка, еда, режим дня – всё кардинально отличается от того, что было дома, а главное – рядом нет мамы.
Состояние ребёнка отягощается душевным и физическим дискомфортом, он чувствует страх, что мама его не заберёт. Его переполняют беспокойство, одиночество и незащищённость.
В зависимости от наследственности, специфики развития в первые месяцы и годы жизни, характера воспитания адаптационные возможности детей кардинально отличаются: кто-то, переступив порог сада, чувствует себя там, как рыба в воде, кто-то привыкает через неделю посещения, а у кого-то состояние стабилизируется через две недели или месяц. Как показывает практика, быстрее привыкают те, кто громко плачет и протестует первое время, поскольку они освобождаются таким образом от эмоционального напряжения. Дети, переживающие тихо, подавленно, заболевают и их адаптация может растянуться очень надолго.
Подобная затянувшаяся адаптация ребёнка может привести к значительному отставанию в развитии и нанести колоссальный вред его психическому и физическому здоровью. Поэтому необходима своевременная психолого-педагогическая работа для профилактики возникновения психоэмоционального напряжения у детей, поступивших в детский сад.
Поскольку маленький ребёнок общается с миром на языке фантазии и игры, наиболее оптимальным подходом в обеспечении успешной адаптации детей раннего возраста является арт-терапия, целью которой является гармонизация эмоционального состояния ребёнка через творческое самовыражение в процессе восприятия и создания продуктов искусства.
Наиболее оптимальным видом арт-терапии в период адаптации является песочная терапия, в которой ребёнок может проигрывать с помощью игрушек травмирующую ситуацию и снизить таким образом тревогу и напряжение.
Да и само по себе соприкосновение детских рук с песком расслабляет, улучшает эмоциональное самочувствие.
Помимо педагогической песочницы размером 50х70 с песком, я в своей работе использую широкий поднос с разноцветной манной крупой. В нём дети рисуют пальчиками, выкладывают красивые картины из цветных камешков, счётных палочек, природных материалов и пр.
Так же я в период адаптации применяю изотерапию. Мы рисуем с детьми акварелью на мокрой бумаге, наблюдая за тем, как переливаются краски; рисуем солью, цветным песком, отпечатками овощей, цветными льдинками.
Ещё детям очень нравится рисовать на пене и наблюдать завораживающий танец красок в процессе рисования на молоке.
Таким образом, арт-терапия является очень эффективным средством благополучной адаптации в детском саду, поскольку дарит детям радость, успокаивает, помогает избавиться от эмоционального напряжения.
Ещё одним важным преимуществом арт-терапии в период адаптации является то, что она не требует от ребёнка обязательного вербального участия. Это имеет большое значение, поскольку многим детям первое время тяжело поддерживать коммуникацию с пока еще чужими им людьми и они предпочитают больше молчать. Терапевтическое творчество привлекает их своей необычностью, и помогает постепенно преодолеть эти коммуникативные трудности.
Благодаря арт-терапии период адаптации протекает в нашем саду увлекательно и благополучно.