Артикуляционная гимнастика

0
0
Материал опубликован 8 October

Что такое артикуляционная гимнастика и какая польза от артикуляционных упражнений

Артикуляционная гимнастика — комплекс специальных упражнений, которые улучшают силу и подвижность мышц речевого аппарата. К ним относятся губы, язык, мягкое небо, челюсти. 

Артикуляционная гимнастика укрепляет мышцы, развивает подвижность и точность движений, улучшает четкость речи. Такие упражнения формируют правильные артикуляционные уклады — определенное положение органов речи при произношении того или иного звука. Без них звук не сформируется так, как нужно. 

Логопед и дефектолог используют гимнастику в своей работе для развития артикуляции, корректируют дефекты звукопроизношения. Комплекс упражнений можно применять на групповых занятиях как общий метод для всех детей. Но эффективнее индивидуальная работа с упражнениями, которые подобраны под проблемы конкретного ребенка. 

Если не выполнять упражнения для четкой речи, ребенку будет сложно не только говорить, но и читать, писать. Также возможны социальные проблемы. Из-за неправильной речи над ребенком будут смеяться, ему будет трудно общаться. Это снижает самооценку и уверенность в себе.

С какого возраста можно проводить артикуляционную гимнастику: задачи и цели

Артикуляционную гимнастику можно проводить с 3-4 лет, когда у ребенка активно формируется речь. Точный возраст начала занятий зависит от индивидуальных особенностей ребёнка и необходимости коррекции звукопроизношения.

Для детей 3-4 лет артикуляционная гимнастика профилактирует нарушения звукопроизношения и готовит речевой аппарат к сложным звукам. 

Для детей 5-7 лет упражнения развивают точность движений органов артикуляции и корректируют конкретные звуки. 

Для школьников и подростков артикуляционную гимнастику используют, чтобы скорректировать нарушения, которые уже закрепились.

Когда нельзя проводить артикуляционную гимнастику

Несмотря на то, что артикуляционная гимнастика подходит большинству детей, у нее есть ряд ограничений:

- Нарушения прикуса или зубочелюстной системы. Если у ребенка серьезное заболевание, например, вывих челюсти или аномалии ее развития, некоторые упражнения противопоказаны. В этом случае гимнастику видоизменяют или откладывают, пока не скорректируют ортодонтические проблемы.

- Острые воспалительные процессы в ротовой полости. При стоматите, гингивите, воспалениях языка или десен выполнять упражнения больно. Занятия откладывают, пока не пройдет воспаление.

- Травмы или операции на речевом аппарате: ротовой полости, горле, челюсти. Гимнастику проводят, когда разрешит врач.

- Острые заболевания с температурой, например, ОРВИ, ангина, грипп. Упражнения нагружают и без того слабый организм.

- Тяжелые неврологические заболевания. Из-за них человеку сложно контролировать свои мышцы и координировать их. Упражнения адаптируют под конкретный диагноз. 

В остальных случаях артикуляционная зарядка — обязательный элемент логопедических занятий. 


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.