Арт-проект по литературе «Мысли в объективе» (9–11 класс)
Арт-проект
Мысли в объективе
Выставка, созданная коллективно с учениками, акцентирующая основную работу на постановочных фотографиях, которые освещают тему «Литературный тип героя в русской литературе».
Цель: создать условия для возможности изучения типов литературных героев через интеграцию с искусством фотографии, развития интереса к изучаемой теме через сотрудничество и сотворчество.
Задачи:
1) развитие навыков работы с художественным объектом;
2) воспитание эстетических взглядов;
3) создание периодических выставок с тематическими рубриками постановочных фотографий.
Данная выставка периодична: смену экспонатов планируется производить 1 раз в месяц. Подготовка к выставке также ограничена временными рамками: группа детей, получившая задание, разрабатывает идею и представляет готовый продукт за одну неделю.
Ответственное лицо: Лысова А.А.
Целевая аудитория: ученики 9-11 классов.
Ресурсы (материально-технические и информационные):
1. оборудованное место для выставки:
a) стенд формата 6А4 (3х2)630х594
b) стол/парта
2. бумага для печати
3. фотобумага
4. принтер с возможностью фотопечати
5. компьютер с программами для обработки и печати цифровых фотографий
Идея первой выставки - «Маленький человек»
Элементы выставки
1) «Типичная теория»: сложился в русской прозе 1830-х — 1840-х гг. Для своего времени такой тип героя был своеобразной революцией в понимании и изображении человека в литературном произведении. В самом деле, «маленький человек» был не похож на исключительных романтических героев с их сложным духовным миром. «Маленький человек» — это, как правило, бедный петербургский чиновник, «винтик» огромной бюрократической машины, существо незаметное, стоящее на одной из нижних ступеней социальной лестницы. Характер такого человека был непримечательным, в нем не было каких-либо сильных душевных движений, «амбиций». Духовный мир «маленького человека» скуден, малоинтересен. Однако авторы произведений о «маленьких людях» изображали их с гуманистических позиций, подчеркивая, что даже такое жалкое, беззащитное и бесправное существо достойно уважения и сострадания. Многим произведениям о «маленьких людях» присущ сентиментальный пафос. Появление «маленького человека» стало началом демократизации литературы. Развитием типа «маленького человека» стал литературный тип «униженного и оскорбленного» человека, который ярче всего представлен в произведениях Ф.М. Но, в отличие от своих современников, Достоевский не ограничился социальной характеристикой, он показал, что его герой понимает и остро переживает свое унизительное положение, не может смириться с ним, хотя и не способен к протесту.
2) «Книжная полка»: художественные произведения на данную тематику
Ø А.С. Пушкин «Станционный смотритель», «Медный всадник»;
Ø Н.В. Гоголь «Шинель»;
Ø Ф,М. Достоевский «Бедные люди», «Преступление и наказание»;
Ø А.П. Чехов «Смерть чиновника» и др.
Возможно разместить тематические критические и литературоведческие труды.
3) «Я вижу Вас!»: постановочные фото, центральная фигура изображает тип героя «Маленький человек». Например, игрушка из набора маленьких детских игрушек, облаченная в гиперболизированную шинель, идет по заснеженной серой улице, на заднем фоне серые стены домов, одинокая полицейская будка. Фонарь над фигуркой ярко высвечивает ее.
Группы учеников разрабатывают другие образы.
Финансовые затраты:
Примерная смета
№ п/п |
Наименование |
Примерная стоимость |
Количество |
1. |
Бумага для печати |
280 руб./пачка |
1 шт. |
2. |
Глянцевая фотобумага |
150 руб./50 шт. |
2 шт. |
3. |
Краска для принтера |
800 руб./5 цветов |
1 комплект |
4. |
Материал для драпировки |
180 руб./м |
2 м |
5. |
Скрепки/ декоративные гвозди |
50 руб./пачка |
1 шт. |
Итого: |
|
1400 руб. |