Арт-терапия как средство развития Я-концепции подростков «Я хочу — Я могу»
Арт-терапия как средство развития Я-концепции подростков.
Занятие "Я хочу- Я могу"
Новаковская В.С.
Педагог-психолог
Центра психолого-педагогической помощи детям
г. Нерюнгри, Республика (Саха) Якутия
Существующая обстановка в социальной жизни России ставит перед подростком высокие требования к личности, поведению, самоопределению. Исходя из этого, развитие Я-концепции современных подростков во всей ее сложности необходимо, прежде всего, через поиск индивидуальных резервов личности и возможностей общественных влияний с учетом особенностей подросткового возраста.
В связи с напряженной обстановкой в современном обществе, с каждым годом возрастает уровень различных нарушений в поведении подростков. Среди таких нарушений можно отметить: цинизм, негативное отношение к собственной личности и окружающим, нарушения в эмоциональной сфере; все это может привести к социально-психологической дезадаптации личности.
Занятие "Я хочу - Я могу" является 14 в комплексной программе развития Я-концепции подростков средствами арт-терапии.
Занятие «Я хочу - Я могу»
Цель: Помочь в создании модели поведения при проявлении различных эмоций в социальной группе.
Задачи:
1) закрепление эмпатии в группе;
2) расширение поведенческих реакций подростков;
3) развитие положительного отношения к собственной личности;
4) осознание внутренних механизмов личности;
5) развитие навыков рефлексии;
6) повышение самооценки.
Оборудование: групповые правила, листы бумаги А 4, ватман, цветные карандаши, акварельные краски, фломастеры, музыка.
Ход работы:
I. Вступительная часть.
II. Основная часть:
1) «Рисунок с поводырем».
Цель упражнения: Снятие возбуждения межличностный контакт, опыт беспомощности и ответственности, доверия партнеру.
Участников просят разделиться на пары, один из участников в которой завязывает глаза. Участник, у которого глаза не завязаны (Поводырь) подводит участника с завязанными глазами к доске. Используя только помощь речи, поводырю необходимо руководить процессом рисования своего партнера.
2) «Скульптор».
Цель упражнения: Внимание к телесным проявлениям и овладение телом, развитие фантазии.
Один из участников изображает из себя скульптуру и говорит ее название ведущему. Все участники по очереди входят в комнату, называют увиденную скульптуру и достраивают ее с помощью своего тела.
3) «Мои особенности и преимущества».
Цель упражнения: Формирование позитивной самооценки, внимание к собственной личности и к особенностям другого.
Участникам предлагается нарисовать, описать себя, свои эмоции в данный момент. Далее дети показывают рисунок группе и рассказывают о нем.
4) «Ладошка».
Цель: позитивная обратная связь, возможность выражения позитивных эмоций.
Каждый обводит на листе бумаги контур ладони. В центре пишет свое имя, в каждом пальце что-то, что нравится в себе самом. Затем лист передают соседу справа, он в течение 30 секунд пишет на листе (снаружи ладони) что-то, что нравится в человеке, хозяине ладони. Так через весь круг хозяину лист возвращается в перевернутом виде.
5) «Ужасно-прекрасный рисунок».
Цель: стимулирование группового процесса, разрядка, выражение агрессии.
Участникам раздается по листу бумаги и по одному фломастеру. Предлагается нарисовать «прекрасный рисунок». После этого рисунок передается соседу справа и тот делает из полученного рисунка в течение 30 секунд «ужасный рисунок» и передает следующему. Следующий участник делает «прекрасный рисунок». Так проходится весь круг. Рисунок возвращается хозяину и упражнение обсуждается.
6) ) Составление сказки.
Цель: расширение поведенческих реакций.
Подросткам предлагается придумать себе персонажа, которым подросток будет являться в дальнейшем в составленной сказке. Подросток должен придумать: внешность персонажа, его характер, внутренние черты, как его персонаж будет говорить, какими способностями он обладает, где живет, чем занимается и т.д. После определения ролей участникам предлагается совместно придумать историю, в которой все придуманные ими персонажи будут взаимодействовать. Общее обсуждение обмен мнениями.
7) «Рисунок сказки». После устного разбора придуманной истории, участникам занятия предлагается сделать зарисовки сюжетов, по их собственному выбору. Обсуждение обмен мнениями.
III. Рефлексия.
Участникам предлагается прослушать музыкальную композицию, расслабится, отдохнуть. При этом психолог настраивает подросток на продуктивную работу в школе, на активный отдых вечером.
IV. Ритуал завершения занятия.
Что сегодня мы с вами проделали? Что вам понравилось на занятии, что нет? Какие чувства и эмоции вы сегодня на занятие испытали.
Список литературы:
1. Борщевецкая Л. А. Программа развития компетентности в личностном самопознании младших подростков // Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2003-2004 уч. г. Режим доступа : http://festival.1september.ru/authors/103-755-742
2. Григоренко Т. А. Программа по развитию позитивной Я-концепции у старших подростков с помощью методов арттерапии Все грани моего Я // Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2010-2011 уч. г. Режим доступа : http://festival.1september.ru/authors/232-285-732
3. Грецов А. Г. Лучшие упражнения для развития уверенности в себе : учебно-методическое пособие. – СПб. : СПб НИИ физической культуры, 2006. – 52 с.
4. Рамендик Д. М. Тренинг личностного роста : учеб. Пособие. – М. : ФОРУМ : ИНФРА – М, 2007. – 176 с.
5. Фопель К. Уверенное управление. Тренинг, коучинг, саморазвитие / Пер. с нем. – 2-е изд. – М. : Генезис, 2004. – 122 с.
6. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего : Практическое пособие / Пер. с нем. 5-е изд., стер. – М. : Генезис, 2004. – 256 с.