Проектно-исследовательская работа «Аспекты употребления профессиональных терминов в речи спортивных педагогов»
Аспекты употребления профессиональных терминов в речи спортивных педагогов
Сегодняшняя Россия-одна из крупнейших спортивных стран. С применением новых технологий воспитания спортивных профессионалов, с развитием новых видов спорта, с углублением специализаций спортивных дисциплин, спорт профессионализируется. Следовательно, язык также изменяется: пополняется спортивная лексика, возникают новые формы образования спортивной терминологии. Спортивная лексика начинает активно функционировать и «формировать языковое сознание современников».
Профессионализмы- слова и выражения, свойственные речи представителей той или иной профессии или сферы деятельности, проникающие в общелитературное употребление и обычно выступающие как просторечные, эмоционально окрашенные эквиваленты терминов. В отличие от терминов, представляющих собой официальные научные наименования специальных понятий, профессионализмы воспринимаются как «полуофициальные» слова, не имеющие строго научного характер. [2]
Объектом исследования данной работы является профессиональная спортивная лексика.
Предмет исследования- профессионализмы в речи спортсменов.
Цель работы- рассмотреть взаимодействие понятий «культура речи» и «слова-профессионализмы» в профессиональной речи спортсменов.
Задачи: рассмотреть понятие «культура речи», «профессионализм»; охарактеризовать проблемы культуры речи, возникающие в профессиональной и деловой речи спортсменов.
Для решения цели и задач использовался метод изучения и анализа научной и учебно-методической литературы по проблеме исследования.
Изучение сферы спорта в языковом плане ведется многосторонне. В разные годы спортивную лексику в современном русском языке анализировали видные ученые: А.А. Елистратов, А.Т. Брыкин и многие другие. [1,2,3]
Преимущество профессионализмов перед их общеупотребительными эквивалентами в том, что профессионализмы служат для разграничения близких понятий, предметов, которые для неспециалиста имеют одно общее название. Благодаря этому специальная лексика для людей одной профессии является средством точного и лаконичного выражения мысли. Однако информативная ценность узкопрофессиональных наименований утрачивается, если с ними сталкивается неспециалист. Поэтому в газетах использование профессионализмов требует осторожности. [3]
Многие спортивные профессионализмы образуются при переносе с имени или фамилии человека на спортивную реалию на основе применения художественного тропа-метонимии:
слова эти часто созданы на основе имен лиц, не имеющих отношения к спорту и являющихся прецедентными: чондохван- спортсмен, занимающийся восточными единоборствами (по фамилии южнокорейского президента);
в их значении содержится оценочность: шварцнеггер - культурист. К этой группе относятся также и лексемы арнольд - культурист, сильный мускулистый человек (чаще с ироничным оттенком). Эти слова замечательны тем, что, помимо оценочности, содержат культурную информации. Чтобы понимать их смысл, нужно знать, кто такой Чондохван, иметь представление о культурных явлениях, стоящих за этими именами. Наименования типа Шварцнеггер или брат Знаменский содержат данные о виде спорта, то есть являются хранителями коллективной памяти. [1]
Культура профессиональной речи включает: владение терминологией данной специальности; умение строить выступление на профессиональную тему; умение организовать профессиональный диалог и управлять им; умение общаться с неспециалистами по вопросам профессиональной деятельности.
В ходе работы был проведен опрос учеников ЧОУ СШ№23 «Менеджер» в количестве 40 человек. В результате опроса были выяснены следующие наиболее часто применяемые спортивные профессионализмы в речи юных спортсменов образовательного учреждения: ловила-вратарь, пеле-футболист, марадона-футболист, борзов-бегун, арнольд-мускулистый человек, мухач-задиристый боксер, ВВС- когда мяч пролетает и мимо кольца, и мимо щита при игре в баскетбол и т.п. Также в ходе опроса ученикам был задан вопрос: «Необходимо ли спортсменам, тренеру, учителю физической культуры владение навыками грамотной профессиональной спортивной речи?». 95% обучающихся ответили- «обязательно», 5% ответили- «необязательно».
По результатам исследования был сделан вывод, что в целях организации грамотной профессиональной речи необходимо активизировать работу по формированию следующих умений и навыков:
знание норм литературного языка и устойчивые навыки их применения в речи;
умение следить за точностью, логичностью и выразительностью речи;
знание соответствий между терминами и понятиями;
владение стилем профессиональной речи;
умение определять цель и понимать ситуацию общения;
умение учитывать социальные и индивидуальные черты личности собеседника;
навыки прогнозирования развития диалога, реакций собеседника;
высокая степень контроля эмоционального состояния и выражения эмоций;
умение направлять диалог в соответствии с целями профдеятельности;
знание этикета и четкость выполнения его правил.
Список использованной литературы:
Елистратов А.А. Именная нетерминологическая лексика спорта.- Вестник ЧГУ, 2009
Крысин Л.П. Язык в современном обществе.- М.: Наука,1977
Ширяев Е.Н. Культура русской речи и эффективность общения.-М.:Просвещение,1996