Урок истории в 5 классе на тему «Ассирийская военная держава»

1
0
Материал опубликован 27 July 2017

Предмет: История 5 класс

Тема урока: Ассирийская военная держава

Тип урока: «открытия» нового знания

Цели урока:

обучающая: способствовать формированию представлений об истории возникновения, государственном строе, достижениях ассирийской цивилизации; научиться  устанавливать причинно-следственные связи мощи этого государства;

развивающие: продолжить развитие речевых и оценочных умений – умения работать индивидуально, в группе, парой, внимательно слушать, находить главное в тексте, формулировать вопросы, участвовать в обсуждении, сравнивать явления;

воспитательные: способствовать воспитанию ответственного отношения к учебе, развитие морально-нравственных качеств.

Планируемые результаты обучения:

– личностные: положительное отношение к урокам истории; умение признавать собственные ошибки; формировать внимательность и аккуратность; формирование исторической компетентности. учить работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу;

– предметные: формирование умения определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов; применять знание фактов для характеристики ключевых событий и явлений древней истории; проводить поиск информации; описывать условия существования, основные занятия;

– метапредметные: формирование умения работать с учебным текстом; умение строить речевые конструкции с использованием изученной терминологии; понимать смысл поставленной задачи, формирование умения распознавать верные и неверные утверждения;

Регулятивные УУД постановка личных целей, технология оценивания, проверка результата.

Познавательные УУД анализировать, умение работать с текстом, понимать информацию, представленную в виде текста, использовать уже изученный материал при работе с картой.

Коммуникативные УУД сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, сравнивать полученные результаты, выслушивать партнера, корректно сообщать товарищу об ошибках; организовывать взаимопроверку выполненной работы; высказывать свое мнение при обсуждении задания.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная.

Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, лист с заданием.

Материал:

п/п

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые

УУД

Планируемые результаты

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

 

Организационный этап

1 мин.

Словесное приветствие

Приветствует учеников, контролирует подготовку рабочих мест, отмечает отсутствующих в классе.

Здравствуйте ребята, я очень рада вас видеть

Проверьте, есть ли у вас учебник, тетрадки, ручки. Давайте, поприветствуем друг друга, улыбнемся и присядем.

Ученики приветствуют учителя стоя.

Президент сообщает отсутствующих.


 


 


 


 


 


 

Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции.

Метапредметные:

организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.

Организовать детей.

Проверить готовность к уроку.

 

Этап мотивации к учебной деятельности.

1 мин.

Интерактивная игра «Поделись позитивом».

Настроение в начале урока: поднимают смайлики. У кого грустные смайлики, к ним подходят ученики с хорошим настроением и делятся позитивом, говоря хорошие слова.

Сегодня, мы с вами продолжим изучение истории древнего мира и познакомимся с новой темой, но прежде выполним небольшое задание и вспомним прошлый материал.

Отвечают на вопрос учителя, высказывают свои предположения.

Создать позитивное настроение.

 

Актуализация знаний 8 мин.

Фронтально,

проверка заданий в паре

Учащимся предлагается тест по пройденному материалу, а именно Древний Восток, где включено одно задание по новой теме (номер 8)

Тест «Древний Восток»

Древнее Двуречье – это территория между реками:

А) Арагва и Кура

Б) Тигр и Евфрат

В) Инд и Ганг

Древний народ Двуречья:

А) индийцы

Б) греки

В) шумеры

В самом центре Двуречья располагался город:

А) Фивы

Б) Урук

В) Вавилон

Чем природа Финикии отличалась от природы Египта:

А) Отсутствие крупных рек и долин с плодородными почвами

Б) Суровый и холодный климат

В) Отсутствовал выход к морю


 

По какому морю проходили торговые пути финикийцев:

А) Черному

Б) Средиземному

В) Красному

Какой город из названных является финикийским:

А) Лагаш

Б) Библ

В) Фивы

Царь Соломон вошел в историю как:

А) Верховный жрец

Б) Выдающийся полководец

В) Мудрый и справедливый правитель

Каким государством была Ассирийская держава:

А) слабой

Б) миролюбивой

В) военной

Выполняют задание.

Взаимопроверка (8 вопрос не учитывается при выставлении оценок)

90-100% - оценка «5»

70-89% - оценка «4»

50-69% - оценка «3»

30% и менее - оценка «2»

7 правильных – «5»

6-5 правильных – «4»

4-3 правильных – «3»

2 правильных – «2»

Личностные: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений

Метапредметные:

организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.

актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: государства Древнего Востока

 

Первичное усвоение новых знаний. 20 мин.

Лабораторная работа - анализ исторического источника, работа с картой. Работа в группе и парах.

С каким вопросом возникло затруднение?

Как вы думаете, с каким государством мы должны познакомиться сегодня на уроке?

Постановка темы и цели урока.

А кто знает, что такое держава.

Но Ассирия была не просто державой, прочитайте текс и ответьте на вопрос «Какой державой была Ассирия»

Текс 1. Ассирийцы захватили во время войны с соседним государством лагерь противника, окрасили кровью его горы, захватили колесницы, всадников, коней, мулов, телят, имущество. Своими военными захватами раздавили они страну, поселения превратили в развалины. Для лучшего управления захваченными территориями, назначали наместников, которые помогали им править и подчинялись только ассирийскому царю.

Запишите в тетрадь тему нашего урока «Ассирийская военная держава».

Сформулируйте вопросы, на которые мы должны ответить в ходе урока?

Создаем проблемную ситуацию

Где находится Ассирия? Работа с картой учебника стр.101

Сейчас на карте вы не найдете Ассирию, здесь сейчас территории современного Ирака и Ирана.

Значительную часть страны занимает предгорье и горы, богатые железной рудой.

Как вы думаете, к чему привело умение обрабатывать железо?

Чем же занимались ассирийцы? Работа с текстом 2.

Вы снова полны сил, заряжены энергией, направим её на урок и перейдем к следующему вопросу плана

II. Используя карту на стр.101 выпишите государства, которые удалось захватить?

Как вы думаете, почему ассирийцам удалось завоевать так много земель?

Работа со слайдами 15-22.

Ребята делают вывод, что последний вопрос они не изучали и поэтому не смогли ответить на него.

« Ассирийская держава»

Держава – это независимое, самостоятельное государство.

После прочтения текста учащиеся приходят к выводу

Тема: Ассирийская военная держава»

Учащиеся записывают в тетради новую тему, ставят цель.

Проблемный вопрос: действительно ли она была военной державой.

Формулируют вопросы и записывают план урока:

1.Страна

2.Население

3.Ассирийское войско

4.Завоевания ассирийской армии.

Учащиеся выполняют работу с картой и выясняют, что Ассирия находится в верхнем течении реки Тигр, севернее Вавилона и подчинились могущественным правителям Южного Междуречья, затем вавилонском царям.

Орудия труда из железа были прочнее, распахивать и копать железными орудиями труда было намного лучше.

Учащиеся выполняют работу с текстом 2 (Приложение № 1), у каждой группы свое задание по группам и у доски оформляют кластер. Предварительно раздаются листочки которое затем на магните прикрепляются к доске (Приложение №2)

II. Учащиеся работая в паре выясняют, что Ассирия захватило очень много государств и записывают их в тетрадь.

Вывод: от Персидского залива до первых порогов Нила в виде полумесяца огибая пустыню, расширилась Ассирия.

Держава достигла этого благодаря сильной армии.

Заслушивают выступление ученика, которому дано опережающее задание и просматривают видеофрагмент.

Личностные: самоопределение, смыслообразование

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, проблема выбора эффективного способа решения, создание способа решения проблемы.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения, учебное сотрудничество со сверстниками.

умение проводить поиск информации в отрывках текстов, описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории

 

Физкультминутка

 

Не секрет, что у ассирийцев зоркий глаз и отличная физическая подготовка. Давайте и мы немного займемся зарядкой.

Учащиеся поднимаются с мест и повторяют действия за видео.

 

Снять утомление, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся.

 

Первичная проверка понимания  

Этап первичного закрепления

10 мин.

Словесное проговаривание

Была ли Ассирия военной державой?

Благодаря чему?

Ученики работают с места.

Воспроизводят своими словами правила.

Благодаря умению

-обрабатывать железо

- изготавливать грозное оружие

- создали сильную армию

- применяли широко конницу

Личностные: осознание ответственности за общее дело.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения коммуникативных задач.

ХХХХХ

 

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Индивидуальная работа с текстом, где пропущены слова.

В верхнем течении (1) _________ располагалась страна Ассирия. Ассирийские цари создали самую сильную в мире (2)________ , вооруженную железным оружием. Они первыми в истории сделали(3)_________ составной частью войска. Ассирийская армия имела на вооружении осадные башни на колесах со стенобитными(4) _________. В(5) _____ веке до н.э. ассирийские цари покорили все Южное Междуречье, финикийские горда и Израиль.

Выполняют задание и по окончанию урока сдают тетради.

Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка

Познавательные: анализ, синтез, аналогия, выполнение действий по алгоритму.

организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий.

 

Рефлексия урока

2 мин.

 

Организует подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников

- Удалось ли вам решить проблему урока?

- Какие знания, полученные ранее, позволили открыть новое?

- Проанализируйте свою работу.

(смайлики)

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: аргументация своего мнения

Организовать умение оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

 

Домашнее задание. 2 мин.

 

Домашнее задание. Даёт комментарии к домашнему заданию.

1. параграф 17 пересказ

2. параграф 17, ответить на вопросы 1-3

3.Эссе на тему «Чем поучительна для современных людей история Ассирийской державы?» (6-7 предложений).

работают с дневниками, фиксируют домашние задания

Регулятивные:

организуют себя для фиксирования дом. заданий, их уточнения и конкретизации

 


 


 


 

Приложение 1. Текст 2. (группа №1) В прошлом подавляющее большинство ассирийцев было сельскими жителями, их основное традиционное занятие — земледелие, главным образом выращивали пшеницу, ячмень, хлопок, табак, огородные культуры. Были развиты садоводство и виноградарство.

Ассирийцы (особенно в Иране) занимались также скотоводством (козы, овцы, крупный рогатый скот). Ассирийцы — отличные скотоводы. Когда ассирийские цари совершали свои завоевательные походы, они всегда стремились захватить стада крупного рогатого скота и табуны коней из побежденных стран. Ближе к горам губительные ветры пустыни ощущались меньше. Пастбища здесь были лучше, трава более сочная, влаги много.


 

Текст 2. (группа №2) Ассирия располагалась в верховьях рек Тигр и Евфрат. Поскольку через территорию страны проходили важнейшие торговые пути, огромную роль в её хозяйстве играла торговля. Богатства и излишки ассирийцы сбывали в Вавилон. «В одной руке, они несли меч, а в другой — весы и гири».

Были развиты ремёсла – гончарное, кузнечное, рыболовство. Горы, прилегающие к Ассирии, были богаты залежами различных металлов и камня (базальта, алебастра, мрамора), источниками нефти и асфальтовой смолы, которая в Месопотамии при строительстве заменяла цемент. В те далекие времена ассирийцы могли добывать медь, свинец, а позднее железо и другие металлы.


 

Текст 2. (группа №3) В предгорьях и горах густо рос кустарник. Здесь в зарослях водились дикие кабаны, олени, львы, нападающие на стада и наносящие им большой урон. Суровые условия жизни вынуждали пастуха-ассирийца заниматься охотой. В борьбе с дикими зверями он закалялся, становился бесстрашным, ловким, презирал опасность. Все эти качества передавались из поколения в поколение.


 

Текст 2. (группа №4) Охота на львов была вынужденной необходимостью, борьбой за существование. Но ассирийцы не чуждались и других видов охоты. Изловить дикого быка и осла, убить медведя и леопарда в горах было для них обычным делом. Благодаря этому они становились лихими стрелками, неутомимыми ходоками, ловкими и находчивыми в опасные минуты, дисциплинированными, воинственными солдатами. Население Ассирийской державы платило налоги, выполняло строительную и воинские повинности. Многие завоеванные царства платили Ассирии дань.

Приложение № 2 (оформление на доске)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.