Урок истории в 5 классе на тему «Ассирийская военная держава»
Предмет: История 5 класс
Тема урока: Ассирийская военная держава
Тип урока: «открытия» нового знания
Цели урока:
обучающая: способствовать формированию представлений об истории возникновения, государственном строе, достижениях ассирийской цивилизации; научиться устанавливать причинно-следственные связи мощи этого государства;
развивающие: продолжить развитие речевых и оценочных умений – умения работать индивидуально, в группе, парой, внимательно слушать, находить главное в тексте, формулировать вопросы, участвовать в обсуждении, сравнивать явления;
воспитательные: способствовать воспитанию ответственного отношения к учебе, развитие морально-нравственных качеств.
Планируемые результаты обучения:
– личностные: положительное отношение к урокам истории; умение признавать собственные ошибки; формировать внимательность и аккуратность; формирование исторической компетентности. учить работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу;
– предметные: формирование умения определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов; применять знание фактов для характеристики ключевых событий и явлений древней истории; проводить поиск информации; описывать условия существования, основные занятия;
– метапредметные: формирование умения работать с учебным текстом; умение строить речевые конструкции с использованием изученной терминологии; понимать смысл поставленной задачи, формирование умения распознавать верные и неверные утверждения;
Регулятивные УУД постановка личных целей, технология оценивания, проверка результата.
Познавательные УУД анализировать, умение работать с текстом, понимать информацию, представленную в виде текста, использовать уже изученный материал при работе с картой.
Коммуникативные УУД сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, сравнивать полученные результаты, выслушивать партнера, корректно сообщать товарищу об ошибках; организовывать взаимопроверку выполненной работы; высказывать свое мнение при обсуждении задания.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная.
Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, лист с заданием.
Материал:
№ п/п |
Этап урока |
Виды работы, формы, методы, приемы |
Содержание педагогического взаимодействия |
Формируемые УУД |
Планируемые результаты |
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||
Организационный этап 1 мин. |
Словесное приветствие |
Приветствует учеников, контролирует подготовку рабочих мест, отмечает отсутствующих в классе. Здравствуйте ребята, я очень рада вас видеть Проверьте, есть ли у вас учебник, тетрадки, ручки. Давайте, поприветствуем друг друга, улыбнемся и присядем. |
Ученики приветствуют учителя стоя. Президент сообщает отсутствующих. |
Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции. Метапредметные: организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность. |
Организовать детей. Проверить готовность к уроку. |
|
Этап мотивации к учебной деятельности. 1 мин. |
Интерактивная игра «Поделись позитивом». |
Настроение в начале урока: поднимают смайлики. У кого грустные смайлики, к ним подходят ученики с хорошим настроением и делятся позитивом, говоря хорошие слова. Сегодня, мы с вами продолжим изучение истории древнего мира и познакомимся с новой темой, но прежде выполним небольшое задание и вспомним прошлый материал. |
Отвечают на вопрос учителя, высказывают свои предположения. |
Создать позитивное настроение. |
||
Актуализация знаний 8 мин. |
Фронтально, проверка заданий в паре |
Учащимся предлагается тест по пройденному материалу, а именно Древний Восток, где включено одно задание по новой теме (номер 8) Тест «Древний Восток» Древнее Двуречье – это территория между реками: А) Арагва и Кура Б) Тигр и Евфрат В) Инд и Ганг Древний народ Двуречья: А) индийцы Б) греки В) шумеры В самом центре Двуречья располагался город: А) Фивы Б) Урук В) Вавилон Чем природа Финикии отличалась от природы Египта: А) Отсутствие крупных рек и долин с плодородными почвами Б) Суровый и холодный климат В) Отсутствовал выход к морю
По какому морю проходили торговые пути финикийцев: А) Черному Б) Средиземному В) Красному Какой город из названных является финикийским: А) Лагаш Б) Библ В) Фивы Царь Соломон вошел в историю как: А) Верховный жрец Б) Выдающийся полководец В) Мудрый и справедливый правитель Каким государством была Ассирийская держава: А) слабой Б) миролюбивой В) военной |
Выполняют задание. Взаимопроверка (8 вопрос не учитывается при выставлении оценок) 90-100% - оценка «5» 70-89% - оценка «4» 50-69% - оценка «3» 30% и менее - оценка «2» 7 правильных – «5» 6-5 правильных – «4» 4-3 правильных – «3» 2 правильных – «2» |
Личностные: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений Метапредметные: организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность. |
актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: государства Древнего Востока |
|
Первичное усвоение новых знаний. 20 мин. |
Лабораторная работа - анализ исторического источника, работа с картой. Работа в группе и парах. |
С каким вопросом возникло затруднение? Как вы думаете, с каким государством мы должны познакомиться сегодня на уроке? Постановка темы и цели урока. А кто знает, что такое держава. Но Ассирия была не просто державой, прочитайте текс и ответьте на вопрос «Какой державой была Ассирия» Текс 1. Ассирийцы захватили во время войны с соседним государством лагерь противника, окрасили кровью его горы, захватили колесницы, всадников, коней, мулов, телят, имущество. Своими военными захватами раздавили они страну, поселения превратили в развалины. Для лучшего управления захваченными территориями, назначали наместников, которые помогали им править и подчинялись только ассирийскому царю. Запишите в тетрадь тему нашего урока «Ассирийская военная держава». Сформулируйте вопросы, на которые мы должны ответить в ходе урока? Создаем проблемную ситуацию Где находится Ассирия? Работа с картой учебника стр.101 Сейчас на карте вы не найдете Ассирию, здесь сейчас территории современного Ирака и Ирана. Значительную часть страны занимает предгорье и горы, богатые железной рудой. Как вы думаете, к чему привело умение обрабатывать железо? Чем же занимались ассирийцы? Работа с текстом 2. Вы снова полны сил, заряжены энергией, направим её на урок и перейдем к следующему вопросу плана II. Используя карту на стр.101 выпишите государства, которые удалось захватить? Как вы думаете, почему ассирийцам удалось завоевать так много земель? Работа со слайдами 15-22. |
Ребята делают вывод, что последний вопрос они не изучали и поэтому не смогли ответить на него. « Ассирийская держава» Держава – это независимое, самостоятельное государство. После прочтения текста учащиеся приходят к выводу Тема: Ассирийская военная держава» Учащиеся записывают в тетради новую тему, ставят цель. Проблемный вопрос: действительно ли она была военной державой. Формулируют вопросы и записывают план урока: 1.Страна 2.Население 3.Ассирийское войско 4.Завоевания ассирийской армии. Учащиеся выполняют работу с картой и выясняют, что Ассирия находится в верхнем течении реки Тигр, севернее Вавилона и подчинились могущественным правителям Южного Междуречья, затем вавилонском царям. Орудия труда из железа были прочнее, распахивать и копать железными орудиями труда было намного лучше. Учащиеся выполняют работу с текстом 2 (Приложение № 1), у каждой группы свое задание по группам и у доски оформляют кластер. Предварительно раздаются листочки которое затем на магните прикрепляются к доске (Приложение №2) II. Учащиеся работая в паре выясняют, что Ассирия захватило очень много государств и записывают их в тетрадь. Вывод: от Персидского залива до первых порогов Нила в виде полумесяца огибая пустыню, расширилась Ассирия. Держава достигла этого благодаря сильной армии. Заслушивают выступление ученика, которому дано опережающее задание и просматривают видеофрагмент. |
Личностные: самоопределение, смыслообразование Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, проблема выбора эффективного способа решения, создание способа решения проблемы. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения, учебное сотрудничество со сверстниками. |
умение проводить поиск информации в отрывках текстов, описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории |
|
Физкультминутка |
Не секрет, что у ассирийцев зоркий глаз и отличная физическая подготовка. Давайте и мы немного займемся зарядкой. |
Учащиеся поднимаются с мест и повторяют действия за видео. |
Снять утомление, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся. |
|||
Первичная проверка понимания Этап первичного закрепления 10 мин. |
Словесное проговаривание |
Была ли Ассирия военной державой? Благодаря чему? |
Ученики работают с места. Воспроизводят своими словами правила. Благодаря умению -обрабатывать железо - изготавливать грозное оружие - создали сильную армию - применяли широко конницу |
Личностные: осознание ответственности за общее дело. Познавательные: построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение. Коммуникативные: выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения коммуникативных задач. |
ХХХХХ |
|
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. |
Индивидуальная работа с текстом, где пропущены слова. |
В верхнем течении (1) _________ располагалась страна Ассирия. Ассирийские цари создали самую сильную в мире (2)________ , вооруженную железным оружием. Они первыми в истории сделали(3)_________ составной частью войска. Ассирийская армия имела на вооружении осадные башни на колесах со стенобитными(4) _________. В(5) _____ веке до н.э. ассирийские цари покорили все Южное Междуречье, финикийские горда и Израиль. |
Выполняют задание и по окончанию урока сдают тетради. |
Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка Познавательные: анализ, синтез, аналогия, выполнение действий по алгоритму. |
организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий. |
|
Рефлексия урока 2 мин. |
Организует подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников - Удалось ли вам решить проблему урока? - Какие знания, полученные ранее, позволили открыть новое? - Проанализируйте свою работу. (смайлики) |
Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили. |
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: аргументация своего мнения |
Организовать умение оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. |
||
Домашнее задание. 2 мин. |
Домашнее задание. Даёт комментарии к домашнему заданию. 1. параграф 17 пересказ 2. параграф 17, ответить на вопросы 1-3 3.Эссе на тему «Чем поучительна для современных людей история Ассирийской державы?» (6-7 предложений). |
работают с дневниками, фиксируют домашние задания |
Регулятивные: организуют себя для фиксирования дом. заданий, их уточнения и конкретизации |
Приложение 1. Текст 2. (группа №1) В прошлом подавляющее большинство ассирийцев было сельскими жителями, их основное традиционное занятие — земледелие, главным образом выращивали пшеницу, ячмень, хлопок, табак, огородные культуры. Были развиты садоводство и виноградарство.
Ассирийцы (особенно в Иране) занимались также скотоводством (козы, овцы, крупный рогатый скот). Ассирийцы — отличные скотоводы. Когда ассирийские цари совершали свои завоевательные походы, они всегда стремились захватить стада крупного рогатого скота и табуны коней из побежденных стран. Ближе к горам губительные ветры пустыни ощущались меньше. Пастбища здесь были лучше, трава более сочная, влаги много.
Текст 2. (группа №2) Ассирия располагалась в верховьях рек Тигр и Евфрат. Поскольку через территорию страны проходили важнейшие торговые пути, огромную роль в её хозяйстве играла торговля. Богатства и излишки ассирийцы сбывали в Вавилон. «В одной руке, они несли меч, а в другой — весы и гири».
Были развиты ремёсла – гончарное, кузнечное, рыболовство. Горы, прилегающие к Ассирии, были богаты залежами различных металлов и камня (базальта, алебастра, мрамора), источниками нефти и асфальтовой смолы, которая в Месопотамии при строительстве заменяла цемент. В те далекие времена ассирийцы могли добывать медь, свинец, а позднее железо и другие металлы.
Текст 2. (группа №3) В предгорьях и горах густо рос кустарник. Здесь в зарослях водились дикие кабаны, олени, львы, нападающие на стада и наносящие им большой урон. Суровые условия жизни вынуждали пастуха-ассирийца заниматься охотой. В борьбе с дикими зверями он закалялся, становился бесстрашным, ловким, презирал опасность. Все эти качества передавались из поколения в поколение.
Текст 2. (группа №4) Охота на львов была вынужденной необходимостью, борьбой за существование. Но ассирийцы не чуждались и других видов охоты. Изловить дикого быка и осла, убить медведя и леопарда в горах было для них обычным делом. Благодаря этому они становились лихими стрелками, неутомимыми ходоками, ловкими и находчивыми в опасные минуты, дисциплинированными, воинственными солдатами. Население Ассирийской державы платило налоги, выполняло строительную и воинские повинности. Многие завоеванные царства платили Ассирии дань.
Приложение № 2 (оформление на доске)