12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Яркин Павел Викторович41
Россия, Тюменская обл., село Упорово
1

Урок истории в 5 классе «Ассирийская держава»



Тема: Ассирийская держава.

Образовательная: познакомить учащихся с причинами возникновения и гибели Ассирии, а также показать грабительский характер ассирийских завоеваний;

Развивающая: продолжить формирование навыков работы с картой, документами, выявления причинно-следственных связей.

Воспитательная: на примере политики ассирийских царей на захваченных землях показать недопустимость жестокости по отношению к людям.

Основные знания: причины возникновения Ассирии как государства силовым путем захватившим лидерство в регионе.

Тип урока: урок изучения нового материала.

План урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация познавательных способностей учащихся

3. Объяснение нового материала:

3.1 Преимущества освоения железа

3.2. Ассирийское войско

3.3. Завоевания ассирийских царей

3.4. Культура ассирийцев.

3.5. Причины гибели Ассирийской державы.

4.Д/з

5. Физминутка

6. Закрепление.

7. Итоги урока.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня мы с вами продолжим изучение истории древнего мира и познакомимся с новой темой. Но для этого необходимо выполнить небольшое задание.

2. Актуализация опорных знаний учащихся.

Учитель: древние полководцы очень любили восхвалять собственные подвиги. Сохранились, например, похвальбы Синнахериба, царя Ассирии (северного соседа Вавилонии). Выша задача заключается в прочтении предложенных отрывков, каждый из которых пронумерован и соотнесении их с предложенными заглавиями.

Работа с раздаточным материалом.

Задание 1.

Отрывки

 

Заглавия

1. Как лев я взъярился, облачился в доспехи, шлем, украшение битвы, возложил я на главу свою, на мою боевую колесницу высокую, ниспровергающую супостата, в ярости сердца своего я взошел поспешно. Могучий лук, врученный мне (богом) Ашшуром, в руки мои я схватил, дротик, пресекающий жизни, во длани мои я взял, над всем войском злобного недруга, словно ураган грозно я закричал...

 

«Нападение врагов»

2. ...царь Элама, вместе с царем Вавилона... страх перед натиском моим напал на них, как наводящий ужас демон. Шатры свои они покинули и ради спасения своих жизней, трепетали сердца их... Для преследования их я направил за ними свои колесницы и конницу...

 

«Приготовление к походу»

3. Словно жертвенным баранам, перерезал я им горло, дорогие [им] жизни их я обрезал, как нить. Я заставил их кровь течь по обширной земле, словно воды половодья в сезон дождей. Горячие кони упряжки колесницы моей в кровь их погружались, как в реку. Колеса моей боевой колесницы, ниспровергающей скверного и злого, разбрызгивали кровь и нечистоты. Трупами бойцов их, словно травой, наполнил я землю...

 

«Битва и победа»

4. По велению Ашшура, владыки великого, владыки моего, на фланг и фронт, словно порыв стремительного южного урагана, на врага я обрушился, оружием Ашшура, владыки моего, и яростным натиском я повернул их вспять и обратил в бегство. Вражеское войско стрелами и дротиками я преуменьшил и все тела их пронзал, словно решето...

 

«Расправа»

5. Как стая многочисленной саранчи в начале года, все разом для сражения поднялись они на меня. Пыль от ног их, словно грозовая туча в зимние холода, закрывает обширные небеса. Предо мной в городе Халуле, что на берегу Тигра, выстроили они ряды, преградили мне водопой и наточили свое оружие...

 

«Преследование беглецов»

Правильный ответ:

«Нападение врагов» – 5; «Приготовление к походу» – 1; «Битва и победа» – 4; «Расправа» – 3; «Преследование беглецов» – 2.

Учитель: о правителях какого государства идет речь в данных отрывках? (Ассирии). Но данное государство нельзя назвать просто Ассирией, ей больше подходит название Ассирийская держава. Запишите данную тему в тетради (слайд 1).

3. Объяснение нового материала

Учитель: что поражает в этом тексте? Мы с Вами уже знаем о войнах древних государств, но никогда не сталкивались с таким прославлением войны и жестокости. Может быть, Синнахериб просто хвастается? Нет, ассирийцы действительно были удачливыми и жестокими завоевателями, они превратили свое небольшое государство в обширную державу (посмотрите на карту стр. 82 учебника и слайд 2).

Территории каких государств вошли в состав Ассирии? (Палестина, Сирия, Финикия)

Куда совершали свои походы ассирийские цари? (Египет, о. Кипр)

Постановка проблемного вопроса: почему Ассирия стала первым в истории «государством воинов» (слайд 3)?

3.1. Преимущества освоения железа.

Учитель: для того, чтобы начать отвечать на данный вопрос нам необходимо решить историческую задачу.

Работа с раздаточным материалом.

Задание 2.

В гробнице египетского фараона Тутанхамона, жившего при­мерно 3 тыс. лет назад, найдены вещи, которыми царь пользовался при жизни. Очень много предметов из золота и всего три вещи из железа: кинжал, браслет, священный жук.

Предположите, почему железных изделий было так мало. (Железо было редким металлом и ценилось на вес золота.)

Какие металлы были известны жителям древнего Востока? (медь и бронза)

Каковы были эти металлы по свойствам? (мягкие и легко гнущиеся)

Учитель: обрабатывать железо люди начали около X в. до н. э. Еще рань­ше они научились обрабатывать медь и бронзу. Но в отличие от этих металлов железо было прочнее. На территории Ассирии, которая была гористой, залежей железа, которые можно было разработать хватало.

Как это открытие могло повлиять на жизнь людей? (Это привело к изменению орудий труда человека. С помощью же­лезных орудий труда можно было рубить лес, распахивать твердые почвы, копать глубокие колодцы. Со временем каж­дая семья могла изготовить себе топор, лопату, наконечник для плуга. Из железа можно было изготовлять и оружие для армии)

Учитель: если учесть, что ассирийцы издавна занимались охотой и скотоводством и привыкли к суровому образу жизни, то широкое использование железа привело к тому, что ассирийская армия стала самой сильной на Востоке.

3.2. Ассирийское войско

Учитель: обратите свое внимание на презентацию. Давайте рассмотрим изображения и ответим на вопросы к каждому из них.

Работа с изображениями (слайды 4-6).

Чем была вооружена армия Ассирии(слайд 4).?

(Железными мечами, боевыми топорами, круглыми щитами, обитыми метал­лическими бляхами, остроконечными шлемами, панцирями и тугими луками.)

Почему армия ассирийцев была маневренной, быстро передвигающейся (слайд 5)?

(Ассирийцы широко использовали конницу и боевые колесницы)

Какие новые технические средства они использовали во вре­мя боя (слайд 6)?

(Они использовали таран, и при форсировании реки воины надували специальные кожаные мешки, на которых можно было перебраться вплавь.)


3.3. Завоевания ассирийских царей

Учитель: рассмотрим документ, в котором от лица ассирийского царя-победителя говорится о военном походе и ответим на вопросы.

Работа с историческим документом (стр.83 учебника).

Я — Синахериб, великий царь, могучий царь, царь Ассирии, царь всего света, премудрый, послушный великим богам, любящий справедливость, творящий доб­ро, испепеляющий врагов. Я нанес поражение царю Вавилона. Посреди битвы покинул он свой лагерь, умчался один и спас свою жизнь. В его дворец с ликовани­ем я вошел. Я отворил его сокровищницу. Золотую и серебряную утварь, драго­ценные камни, все, что там было, я забрал как добычу. Двести тысяч человек, мужчин и женщин, коней, ослов и верблюдов, крупный и мелкий скот без числа я угнал в Ассирию. Непокорных я оружием побил, трупы их развесил на кольях, ко­торые вокруг города велел поставить.

Вопросы:

С какой целью ассирийские цари совершали свои военные походы в соседние страны? (С целью обогащения.)

Что забирали с собой ассирийские воины в качестве добычи? (Воинов, оружие, коней, домашний скот...)

Какой характер носили войны, которые вели цари Ассирии? (Захватнический, грабительский, несправедливый.)

Цари какой известнейшей страны также активно вели воен­ные походы? (Фараоны Египта.)

Учитель: для того, чтобы понять, каково было отношение ассирийцев к побежденным народам необходимо обратиться к картине «Возвращение ассирийского войска из похода» в ваших учебниках (стр.85).

Кто изображен в центре картины? (пленные правители покоренных земель)

Как обращались с пленными победители? (унижали их, заставляя вместо лошадей тащить колесницу ассирийского царя)

Почему именно так? (таким образом, ассирийский правитель показывал свою силу и мощь своего войска)

Как вы думаете, что осталось на той территории, по которой прошли ассирийцы? (разрушение).

3.4. Культура ассирийцев.

Учитель: поскольку делом жизни ассирийских царей была война и слава, то и культура данного народа пропитана положительным отношением к войнам и боевым действиям. Даже столица страны город Ниневия в первую очередь был крепостью (слайд 7), а не резиденцией царя.

Как вы думаете, в чем причина этого? (правители страны постоянно опасались возможных восстаний покоренных народов и всегда должны были быть начеку)

Даже в царских дворцах основными темами для росписи были именно виды сражений, охоты. Примером здесь может служить барельеф из одного ассирийского дворца, который называется «Осада крепости ассирийским войском» (слайд 8).

Работа с изображением.

Что можно увидеть на данном барельефе? (осаду города, как ассирийцы штурмуют городские стены, применяя таран, ассирийского царя, который участвует битве, обстреливая врага из лука).

Какова главная цель данного изображения? (показать военные успехи царя)

Учитель: но не все ассирийские цари были только воинами, Одним из последних царей Ассирии был Ашшурбанапал, которого современники по дошедшим до нас документам характеризуют как человека слабого физически, очень мнительного и мстительного, который не гнушался самыми подлыми методами. Но, в то же время, он был человеком образованным. Об этом свидетельствуют много­численные исторические документы, которые были найдены в его библиотеке. Примером здесь может служить дошедший до нас глиняный документ, получивший название «призма Тейлора» (слайд 9).

Однако сохранились документы, которые раскрывают его с другой стороны.

Работа с раздаточным материалом.

Задание 3.

Подпись Ашшурбанапала

Царь Египта, которому царь Ассирии, отец, мой родитель, нанес поражение и страной которого он овладел, забыл мощь Ашшура и ве­ликих богов, моих владык, доверился собственным силам, пошел на наместников, которых отец, мой родитель, поставил в Египте... Гонец прибыл в Ниневию и сделал мне об этом сообщение. Из-за этих собы­тий разгневалось мое сердце и разожглось мое нутро. Я... двинул мои величавые боевые силы... и направил поход на Египет. Чтобы помочь царям, наместникам в Египте, рабам, смотрящим на мое лицо, я спешно передвигался... я нанес в битве на широкой равнине поражение его войску... Он оставил Мемфис и бежал в Фивы, чтобы спасти свою жизнь... Царей-правителей, наместников, которых поставил в Египте отец... я вернул и снова поставил их на место их должности. Египтом я снова завладел... С обильным награбленным добром и с тяжелой добычей я благополучно вернулся в Ниневию...

Михайловский Ф.А. История Древнего мира.

- Каким мы видим Ашшурбанапала при подавлении восстания в Египте? (Жестоким завоевателем.)

3.5. Причины гибели Ассирийской державы.

Учитель: ассирийская держава, которая была очень сильной все же нашла свой конец в 612 году до н.э.

Как вы думаете, почему это смогло произойти? (Силу державы подточили восстания народов покоренных территорий.)

4. Домашнее задание.

Учитель: домашним заданием на следующий урок для вас станет параграф 18, который вам будет необходимо не только прочитав повторить, но и сформировать свое отношение к политике ассирийских царей, методам их правления.

5. Физминутка.

Учитель: мы с вами хорошо поработили головой, а сейчас необходимо дать нагрузку телу и мышцам – проведем небольшую физкультминутку.

Учитель показывает упражнения.

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся, два- нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать. (повторить два раза)

6. Закрепление.

Учитель: мы с вами познакомились с еще одной темой из истории Древнего мира, однако нам необходимо ответить на поставленный в начале урока вопрос: почему Ассирия стала первым в истории «государством воинов»? (слайд 10).

Ученики: ассирийцы научились обрабатывать железо, изготовлять из железа грозное оружие, создали сильную армию, широко начали применять конницу, жестоко подавляли восста­ния, на захваченных территориях им помогали править наместники, которые подчинялись только ассирийским царям.

Учитель: для окончательного закрепления материала урока выполните небольшой тест, который после выполнения проверите сами же поменявшись своими тетрадями с соседом по парте. Правильные ответы на слайде 11.

Работа с раздаточным материалом. Задание 4.

Тест «Ассирийская держава».

1. Где впервые стали широко использовать железо?

А) Ассирии; Б) в Египте; В) в Финикии.

2. Кто первым стал широко использовать конницу?

A) евреи; Б) ассирийцы; B) египтяне.

3. Каким письмом пользовались ассирийцы?

A) иероглифами; Б) алфавитом; B) клинописью.

4. Столица Ассирийской державы, которую называли “городом крови”:

A) Ниневия; Б) Вавилон; B) Персеполь.

5. Царь Ассирии, собравший в Ниневии большую библиотеку:

A) Навуходоносор; Б) Ашшурбанипал; B) Синахериб.

6. Почему погибла Ниневия?

А) её разрушило землетрясение; Б) её разрушили враги; В) её покинули жители по непонятным причинам.

7. Итоги урока: выставление оценок.

Учитель: большое спасибо за урок.

Раздаточный материал по теме «Ассирийская держава».

Задание 1. Соотнесите пронумерованные отрывки и заглавия.

Отрывки

 

Заглавия

1. Как лев я взъярился, облачился в доспехи, шлем, украшение битвы, возложил я на главу свою, на мою боевую колесницу высокую, ниспровергающую супостата, в ярости сердца своего я взошел поспешно. Могучий лук, врученный мне (богом) Ашшуром, в руки мои я схватил, дротик, пресекающий жизни, во длани мои я взял, над всем войском злобного недруга, словно ураган грозно я закричал...

 

«Нападение врагов»

2. ...царь Элама, вместе с царем Вавилона... страх перед натиском моим напал на них, как наводящий ужас демон. Шатры свои они покинули и ради спасения своих жизней, трепетали сердца их... Для преследования их я направил за ними свои колесницы и конницу...

 

«Приготовление к походу»

3. Словно жертвенным баранам, перерезал я им горло, дорогие [им] жизни их я обрезал, как нить. Я заставил их кровь течь по обширной земле, словно воды половодья в сезон дождей. Горячие кони упряжки колесницы моей в кровь их погружались, как в реку. Колеса моей боевой колесницы, ниспровергающей скверного и злого, разбрызгивали кровь и нечистоты. Трупами бойцов их, словно травой, наполнил я землю...

 

«Битва и победа»

4. По велению Ашшура, владыки великого, владыки моего, на фланг и фронт, словно порыв стремительного южного урагана, на врага я обрушился, оружием Ашшура, владыки моего, и яростным натиском я повернул их вспять и обратил в бегство. Вражеское войско стрелами и дротиками я преуменьшил и все тела их пронзал, словно решето...

 

«Расправа»

5. Как стая многочисленной саранчи в начале года, все разом для сражения поднялись они на меня. Пыль от ног их, словно грозовая туча в зимние холода, закрывает обширные небеса. Предо мной в городе Халуле, что на берегу Тигра, выстроили они ряды, преградили мне водопой и наточили свое оружие…

 

«Преследование беглецов»

Задание 2. Решите историческую задачу.

В гробнице египетского фараона Тутанхамона, жившего при­мерно 3 тыс. лет назад, найдены вещи, которыми царь пользовался при жизни. Очень много предметов из золота и всего три вещи из железа: кинжал, браслет, священный жук.

Предположите, почему железных изделий было так мало.

Какие металлы были известны жителям древнего Востока?

Каковы были эти металлы по свойствам?

Задание 3. Рассмотрите представленные изображения и ответьте на вопросы.

Задание 4. Прочтите отрывок из исторического документа и ответьте на вопрос.

Подпись Ашшурбанапала

Царь Египта, которому царь Ассирии, отец, мой родитель, нанес поражение и страной которого он овладел, забыл мощь Ашшура и ве­ликих богов, моих владык, доверился собственным силам, пошел на наместников, которых отец, мой родитель, поставил в Египте... Гонец прибыл в Ниневию и сделал мне об этом сообщение. Из-за этих собы­тий разгневалось мое сердце и разожглось мое нутро. Я... двинул мои величавые боевые силы... и направил поход на Египет. Чтобы помочь царям, наместникам в Египте, рабам, смотрящим на мое лицо, я спешно передвигался... я нанес в битве на широкой равнине поражение его войску... Он оставил Мемфис и бежал в Фивы, чтобы спасти свою жизнь... Царей-правителей, наместников, которых поставил в Египте отец... я вернул и снова поставил их на место их должности. Египтом я снова завладел... С обильным награбленным добром и с тяжелой добычей я благополучно вернулся в Ниневию...

Михайловский Ф.А. История Древнего мира.

- Каким мы видим Ашшурбанапала при подавлении восстания в Египте?

Задание 5. Выполните тест «Ассирийская держава».

1. Где впервые стали широко использовать железо?

А) Ассирии; Б) в Египте; В) в Финикии.

2. Кто первым стал широко использовать конницу?

A) евреи; Б) ассирийцы; B) египтяне.

3. Каким письмом пользовались ассирийцы?

A) иероглифами; Б) алфавитом; B) клинописью.

4. Столица Ассирийской державы, которую называли “городом крови”:

A) Ниневия; Б) Вавилон; B) Персеполь.

5. Царь Ассирии, собравший в Ниневии большую библиотеку:

A) Навуходоносор;

Б) Ашшурбанипал;

B) Синахериб.

6. Почему погибла Ниневия?

А) её разрушило землетрясение;

Б) её разрушили враги;

В) её покинули жители по непонятным причинам.


АССИРИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
PPTX / 1.74 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.