Авторская многофункциональная дидактическая настольная печатная игра «Времена года» (1–3 класс)
«Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей».
А.В. Запорожец
Авторская многофункциональная дидактическая
настольная печатная игра «Времена года»
(рекомендуется для работы педагогам коррекционных школ)
Автор: Кошелева Светлана Юрьевна,
воспитатель ГКОУ «Шадринская школа-интернат №11».
Вид игры: настольное лото.
Предназначена: для учащихся 1-3 классов, имеющих ограниченные возможности здоровья (нарушения слуха).
Учебный предмет: ознакомление с окружающим миром, развитие речи, русский язык, изобразительное искусство, предметно-практическое обучение (ППО), индивидуальные занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи, занятия по житейским умениям и навыкам (ЖУН), внеклассное чтение, внеурочная деятельность.
Рекомендуемое время: 10-30 минут (с учетом возрастных и психологических особенностей детей).
Справка
Познавательное развитие по ФГОС ОВЗ предполагает вовлечение ребенка в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности. Одним из видов такой деятельности является игровая деятельность. Дети с нарушением слуха, как и слышащие дети, любят играть. Они стремятся в играх отразить те впечатления, которые получают благодаря наблюдениям за окружающей жизнью и участию в ней. Для ребенка с нарушенным слухом игра имеет, пожалуй, еще большее значение, так как она не только способствует его умственному, речевому, эмоциональному развитию, но и позволяет преодолеть отставание в развитии (3-4 года) от нормально слышащих детей, связанное с потерей или нарушением слуха, недоразвитием речи и словесного общения. Однако игры для таких детей имеют ряд особенностей, отличающих их от игр слышащих детей.
Тематика и содержание игр несколько беднее, так как дети, имеющие нарушения слуха и, вследствие этого, тяжелые нарушения речи, обнаруживают очень ограниченный словарный запас, поэтому речевой материал, используемый в дидактических играх, обязательно связан с содержанием различных уроков (программное содержание), внеклассных занятий во внеурочной и внешкольной деятельности детей. У детей с нарушениями слуха кратковременная память. Ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуются многократные повторения. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционального отношения к заданию, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти. Большое значение для компенсации нарушений слуха приобретает зрительное восприятие, так как наблюдается замедленное по сравнению со слышащими сверстниками узнавание предметов, явлений. В этом плане велика роль дидактической игры, в частности, можно говорить о возможности формирования у детей такого свойства восприятия, как осмысленность. В игре учащимися могут быть наиболее естественно усвоены значения слов и фраз, сформирована предметная отнесенность, что позволит в дальнейшем повысить уровень развития речи: расширение и обогащение словарного запаса, развитие связной речи, умение правильно выражать свои мысли; развивается активность, потребность в общении.
Таким образом, дидактические игры для учащихся с нарушениями слуха должны быть многофункциональны, они призваны выполнять ряд функций:
дидактическую – способствовать формированию соответствующих знаний, умений, навыков;
развивающую - обогащать общее и личностное развитие, формировать навыки самоконтроля и самооценки; расширять словарный запас;
коммуникативную - учить умению вступать в общение и выполнять игровые задачи в процессе словесной коммуникации;
психокоррекционную - снимать эмоциональное напряжение, стабилизировать психическое состояние ребенка;
коррекционную - развивать навыки четкой, внятной речи, происходит развитие слухового восприятия.
Пояснительная записка
Изучение времен года – одно из направлений формирования временных представлений у детей.
Дидактическая игра «Времена года» способствует закреплению представлений и знаний учащихся об изменениях, происходящих в природе и жизни людей в разное время года, и имеет развивающее, обучающее и воспитывающее значение. Ее можно использовать в любых видах детской деятельности: образовательной, социально-коммуникативной, познавательно-исследовательской, речевой, игровой, художественно-эстетической, как элемент ознакомления с художественными произведениями. Данная игра может использоваться на подгрупповых и индивидуальных занятиях, на коррекционных и логопедических занятиях, в самостоятельной деятельности детей и предполагает использование современных технологий (игровых, коммуникативных, здоровьесберегающих), способствующих активизации и индивидуализации обучения и воспитания детей.
Игра «Времена года» многофункциональна, так как может быть применена
- в разных видах детской деятельности
- для различных учебных предметов и занятий
- на разных этапах урока, занятия
- имеет разнообразный цикл заданий с возрастающей сложностью,прослеживается преемственность от класса к классу.
Цель игры: развитие познавательно-речевых способностей обучающихся путем расширения, углубления и систематизации представлений и знаний о временах года.
Задачи:
- закреплять знания детей о характерных признаках времен года, сезонных изменениях в природе;
- развивать умения сравнивать, обобщать, находить сходства и различия в предметах и явлениях, устанавливать причинно-следственные и логические связи;
- развивать мелкую моторику;
- расширять и обогащать активный и пассивный словарь;
- формировать навык составления предложений и рассказов о временах года;
- работать над активизацией зрительного восприятия, внимания, развитием всех компонентов устной речи, памяти, мышления, эмоций;
- совершенствовать навыки самостоятельности при выполнении заданий, навыки работы в коллективе;
- воспитывать усидчивость, целеустремленность;
- воспитывать у детей эмоциональное, бережное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разном времени года;
- формировать основы экологической культуры.
Ожидаемые результаты: в ходе игры обучающиеся систематизируют, обобщат и закрепят знания и представления об изменениях в живой и неживой природе, в жизнедеятельности людей в разное время года; расширят словарный запас.
При создании игры использован программный материал и словарь для обучающихся 1-3 классов с нарушениями слуха.
В игру входит:
- методическое сопровождение
- 4 двухсторонних игровых поля «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»
- 24 разрезные карточки с фото характерных признаков каждого сезона
- 2 разрезные карточки с изображением знака вопроса (месяцы, погода)
- 24 разрезные карточки с предложениями
- 4 разрезные карточки (пазлы) для составления сюжетной картинки
- фишки (пуговицы, магнитики и т.д.)
- папка с кнопкой для хранения игры
Игра в сборе |
||
Игровые поля (карты) |
Карточки с фото |
|
Карточки с предложениями Пазлы |
Этапы изготовления игры
Необходимые материалы и инструменты: 7 листов офисной бумаги формата А4, 3 листа цветного картона формата А4, 2 листа белого картона формата А4, ножницы, клей-карандаш, скотч широкий.
Все материалы, используемые для изготовления данного пособия безопасны.
1.Создаем на 4 листах бумаги пустые игровые поля по временам года (таблица, соответствующая заливка, название и пейзажная картинка времени года, календарь, погода).
2.На обратной стороне каждого из 4 листов создаем готовые игровые поля (название игры, таблица, картинки и названия предметов сезонной одежды, сюжетная картинка к определенному сезону).
3. Все листы распечатываем (цветная печать), ламинируем или обклеиваем с двух сторон скотчем (лучше ламинировать для плотности листа).
4.На 2 листах бумаги размещаем по 6 подобранных фото (характерные признаки) для каждого времени года и 2 цветных карточки с вопросительным знаком (таблица с такими же размерами ячеек, как на игровых полях, фото).
5.На листе бумаги создаем таблицу с такими же размерами ячеек, как на игровых полях, набираем текст (предложения-подписи к фото характерных признаков времен года).
6.Все листы распечатываем, картинки и текст разрезаем, наклеиваем на цветной картон и обклеиваем с двух сторон скотчем (эту работу могут делать дети самостоятельно).
7.На 2 листах размещаем 4 сюжетные картинки к определенному времени года, распечатываем, наклеиваем на белый картон, обклеиваем с двух сторон скотчем, вырезаем и разрезаем на части (пазлы).
ИГРА ГОТОВА!
ИГРАЕМ (методическое сопровождение игры)
Рекомендации по реализации игры:
Важным моментом является выбор конкретной дидактической задачи, от которой и будет выбрано направление заданий детям. Игру можно проводить фронтально и индивидуально, в подгрупповой работе, использовать в работе «в парах». Первоначально педагог объясняет правила игры, является ведущим, наблюдает за ходом игры, исправляет допущенные ошибки, при затруднении оказывает помощь, в последующем дети могут играть самостоятельно.
Можно проводить как игру-соревнование, игру-путешествие (при изучении определенного времени года, используя весь материал одного двухстороннего поля).
При повторной игре рекомендуется игровые поля (карты) менять у игроков.
Количество игроков: от 1 до 8 человек.
Правила игры:
- карты и карточки дети выбирают самостоятельно, или их по очереди раздает ведущий;
- за каждый правильный ответ и скорость выполнения задания игроки получают фишки;
- выигрывает тот, у кого больше фишек.
ИГРЫ НА ПУСТЫХ ПОЛЯХ (карта)
«Подбери и объясни» 1 класс
Материалы для игры: пустые поля «Зима», «Весна», «Лето», «Осень» (карты); разрезные карточки с фото характерных признаков времен года; карточка-вопрос (погода); фишки.
Дидактическая (игровая) задача: упражнять детей в умении определять очередность времен года и соотносить образные картинки с определенным сезоном.
Игровые задания (действия):
1.Выбери карту и прочитай ее название.
2.Разложи карты по порядку, отвечая на вопросы.
Вариант:
С какого времени года начинается каждый год? Какое время года идет за ним? Что наступает после весны? А за летом следует что?
Вариант:
Какое сейчас время года? Что будет после зимы (весны и т.д.)?
3. Из карточек с фото выбери те, на которых изображена зима (весна, лето, осень), и разложи их на игровом поле, объясни свой выбор.
Создать проблему: попросить ученика отвернуться и поменять местами 2-3 карточки; предложить ребенку найти что изменилось.
4.Карточка со знаком вопроса. Найди такой же знак вопроса на твоей карте. Расскажи о погоде зимой (весной, летом, осенью)?
«12 месяцев» 1-2 класс
Материалы для игры: пустые поля «Зима», «Весна», «Лето», «Осень» (карты); карточка-вопрос (месяцы); фишки.
Дидактическая (игровая) задача: упражнять детей в умении определять месяцы по временам года, устанавливать их очередность.
Игровые задания (действия):
1.Выбери карту и прочитай ее название.
Вариант:
Назови, какое сейчас время года и выбери соответствующую карту.
2. Из карточек с фото выбери те, на которых изображена зима (весна, лето, осень), и разложи их на игровом поле, объясни свой выбор.
3. Карточка со знаком вопроса. Найди такой же знак вопроса на твоей карте. Назови зимние (весенние, летние, осенние) месяцы.
4.Рассмотри внимательно календарь и ответь на вопросы.
Названия каких месяцев начинаются с одинаковой буквы? К какому времени года они относятся?
В названии какого месяца меньше всего букв? К какому времени года он относится?
В названии какого месяца больше всего букв? К какому времени года он относится?
5.Перечисли все месяцы по порядку (отвечают «по цепочке»).
«Соотнеси картинку» 2 класс
Материалы для игры: пустые поля «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»; разрезные карточки с фото характерных признаков времен года; карточки с предложениями; фишки.
Дидактическая (игровая) задача: упражнять детей в умении соотносить текст с картинкой.
Игровые задания (действия):
1.Выбери карту и разложи на игровом поле карточки с фото, на которых изображена зима (весна, лето, осень).
Создать проблему: убрать по одной карточке в каждом времени года; предложить ребенку назвать отсутствующий характерный признак.
2.Соотнеси картинки с предложениями на карточках.
3.Какое слово пропущено в предложении?
4. Составь предложение со словом зима (весна, лето, осень).
«Составь рассказ» 2-3 класс
Материалы для игры: пустые поля «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»; карточки с предложениями; фишки.
Дидактическая (игровая) задача: упражнять детей в умении определять части речи по вопросам; составлять рассказ о времени года из отдельных предложений.
Игровые задания (действия):
1.Возьми карту и выбери карточки с предложениями, которые рассказывают о зиме (весне, лете, осени).
2.Найди в предложениях слова, отвечающие на вопрос: кто? (что?).
3.Найди в предложениях слова, отвечающие на вопрос: что делает? (что делают?).
Создать проблему: назови слово, отвечающее на вопрос: какой? (его нет).
4.Из предложений составь рассказ о зиме (весне, лете, осени), дополнительно используя слова, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие?
(Слова для составления предложений написаны на доске или на листе).
«Язык жестов» 1-3 класс
Материалы для игры: пустые поля «Зима», «Весна», «Лето», «Осень» (карты), разрезные карточки с фото характерных признаков времен года, карточки-вопросы, фишки.
Дидактическая (игровая) задача: упражнять детей в умении использовать в общении жестовую речь.
Игровые задания (действия):
1.Разложи карточки с фото на игровом поле (карте) и ответь на вопрос, используя жесты.
Какое это время года?
2.Рассмотри фото и назови знакомые слова, используя жесты.
3.Используя жесты, расскажи о погоде зимой (весной, летом, осенью).
4.Назови, используя жесты, все месяцы (3 класс).
5.Вариант: учитель показывает жест, дети называют слово.
Создать проблему: педагог показывает незнакомый жест по теме (обучающий момент).
«Я слышу» 2-3 класс (используется звукоусиливающая аппаратура коллективного и индивидуального пользования)
Материалы для игры: пустые поля «Зима», «Весна», «Лето», «Осень», карточки с предложениями, фишки; экран для педагога.
Дидактическая (игровая) задача: упражнять детей в умении слушать, распознавать слова, фразы (материал игры).
Игровые задания (действия):
1.Возьми карту и выбери карточки с предложениями, которые рассказывают о зиме (весне, лете, осени).
2.Слушай внимательно, покажи карточку с предложением, которое услышал.
Создать проблему: педагог произносит за экраном предложение по теме, которого нет на карточках.
Психомышечная тренировка
(для снятия напряжения во время любого этапа игры)
Варианты:
Карта «Зима»
«Смотри медведь» (находят карточку с соответствующим фото)
1. Испугаемся, сожмёмся «в комочек» (вдох).
2.Расслабимся, медведь спит зимой (выдох).
3. Какие еще животные спят зимой?
Карта «Весна»
«Сосулька» (проблема: карточки нет)
1.На крыше сосулька висит (руки над головой, вдох).
2.Солнце пригреет, она упадет (уронить расслабленные руки, выдох).
3.Можно есть сосульки? Почему?
Карта «Лето»
«Понюхай цветы» (находят карточку с соответствующим фото)
1.Поднести руки к носу, понюхать цветок (вдох), задержать дыхание.
2.Опустить руки (выдох).
3.Какие цветы ты знаешь?
Карта «Осень»
«Птицы улетают» (находят карточку с соответствующим фото)
1.Посмотри на небо (поднять голову вверх, глубокий вдох), задержать дыхание.
2.Помаши птицам рукой (машут, медленный продолжительный выдох).
3.Почему птицы осенью улетают в теплые края?
ИГРЫ НА ГОТОВЫХ ПОЛЯХ (обратная сторона карты)
«Путаница» 1- 2 класс (при изучении темы «Виды сезонной одежды»)
Материалы для игры: готовые поля (карты); часть разрезных карточек с фото характерных признаков времен года (нужна будет обратная сторона карточки); фишки.
Дидактическая (игровая) задача: упражнять детей в умении соотносить предметы одежды и обуви с определенным сезоном и правильно называть их.
Игровые задания (действия):
1.Ответь на вопрос.
Какое время года изображено на карте?
2.Внимательно рассмотри картинки и найди ошибки: что не носят в это время года закрой карточкой.
3.Прочитай названия оставшихся предметов одежды и обуви.
Создать проблему: закрыть названия и устроить соревнование, кто быстро и правильно назовет предметы одежды и обуви, используя речь и жесты.
4.Назови одним словом, как называется эта одежда и почему?
5. Расскажи, когда идешь гулять, что наденешь сначала, что потом? (алгоритм одевания верхней одежды)
«Составь картинку» 1-3 класс
Материалы для игры: готовые поля времен года; сюжетные разрезные карточки (пазлы); фишки.
Дидактическая (игровая) задача: упражнять детей в умении собирать из частей целое, в умении отвечать на вопросы.
Игровые задания (действия):
1.Внимательно рассмотри картинку, из разрезных карточек собери такую же.
2.Ответь на вопрос.
Кто (что) изображен на картинке?
Варианты вопросов:
Карта «Зима»
Назови птиц, изображенных на картинке? Что это? (кормушка) Для чего нужна кормушка? Чем можно подкармливать птиц зимой?
Карта «Весна»
Почему весной тает лед? Что делают дети? Подумай и скажи, можно так поступать? Почему?
Карта «Лето»
Что делают люди летом? Чем ты будешь заниматься летом? (правила безопасного нахождения на солнце)
Карта «Осень»
Как называются овощи, изображенные на картинке? Какие блюда можно приготовить из овощей?
3. Создать проблему для творчества: нарисуй свою зиму (весну, лето, осень).
Варианты игровых заданий зависят от возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, от этапов урока, где они используются. Задания можно объединять, компоновать в зависимости от целей и задач.
Практическая значимость игры:
- Посредством активной и содержательной деятельности, в которой учащиеся осознанно воспринимают изучаемый материал: сравнивают, различают, сопоставляют, обобщают, закрепляют и прочно запоминают его, осваивая новые способы деятельности, педагог достигает положительных результатов с минимальными усилиями, так как дети в ходе игры решают умственные задачи в занимательной форме.
- Оптимизируется и повышается эффективность коррекционно-развивающего процесса, индивидуализируется обучение детей с разным уровнем познавательного развития.
- Повышается мотивация, создаются положительные эмоции и настроение, так как игра красочна, понятна и интересна каждому. Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют деятельность школьника, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти. Ребенка привлекает в игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть (ситуация успеха).
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»
В. А. Сухомлинский.
Игра апробирована на уроках и занятиях с учащимися 2 класса, имеющими ограниченные возможности здоровья (нарушения слуха, тяжелые нарушения речи).
ИГРАЙТЕ С ПОЛЬЗОЙ И УДОВОЛЬСТВИЕМ!
Список, используемой литературы и ресурсов
Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром / Л.Ю. Павлова. – М.: Мозаика – Синтез, 2006
https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=528933 https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00683906_0.html https://yandex.ru/images/search?text=фото%20времен%20года https://yandex.ru/images/search?text=фото%20характерных%20признаков%20времен%20года https://yandex.ru/images/search?text=фото%20предметов%20одежды%20и%20обуви%20по%20временам%20года
ФОТОПРИЛОЖЕНИЕ
Татьяна Кайзер
Кошелева Светлана Юрьевна
Смирнова Елена Ивановна
Порошина Ольга Анатольевна
Кошелева Светлана Юрьевна
Панченко Ирина Геннадьевна
Кошелева Светлана Юрьевна
Ватолина Светлана Анатольевна
Кошелева Светлана Юрьевна