Авторская учебно-дидактическая игра-лэпбук «Времена года»
Авторское учебное пособие.
Лэпбук «Времена года»
Храброва Светлана Ивановна,
учитель-логопед МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №2»
г. Кировск Лен. обл (тел: 8-911-241-08-69)
Пояснительная записка
Согласно новым требованиям и целям обучения, которые обозначены в ФГОС ДО, педагогам детского сада необходимо искать и внедрять в практику своей работы новые интерактивные и более эффективные методические средства и приемы, которые способствуют повышению познавательной активности дошкольников. К ним смело можно отнести лэпбук.
Дети нашей группы имеют тяжелое нарушение речи, поэтому одной из основных целей нашей работы является речевое развитие.
Но с развитием массового телевидения и электронных носителей читать детям стали значительно меньше. Ребенок чаще сидит у телевизора или у компьютера, чем с книгой: смотреть зрелище легче и интереснее. А для ребенка хорошая связная речь – залог успешного обучения грамоте и развития. Это явилось первой причиной, по которой было принято решение изготовить лэпбук в виде книги.
Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом. Ребенку интересно всё трогать, двигать, все должно быть ярким, красочным. Желательно, многофункциональным и многоразовым. Поэтому я решила сделать лэпбук из фетра и разных пуговок, кнопочек, ниточек и т.п.
Мой лэпбук можно использовать как при совместной деятельности педагога и ребенка, так во время самостоятельной деятельности детей; как на фронтальных занятиях, так и на индивидуальных или подгрупповых. Он рассчитан на детей от 3х лет и до 7 лет.
Цель данного лэпбука: создать условия для обобщения, расширения и систематизации представлений дошкольников о временах года.
Задачи могут быть очень разнообразны, в зависимости от того, какой элемент книги будет задействован в процессе игры. Попробую разобрать более подробно по каждой странице лэпбука.
Уже на обложке книги мы можем отработать следующие понятия:
- Четыре времени года: зима (дерево в снежинка), весна (дерево в цветах, просыпаются насекомые, зайка меняет шубку), лето (темно-зеленое дерево, цветы), осень (оранжевое дерево, листья желтеют, краснеют и опадают);
- В каждом времени года три месяца (на деревьях по три цветочка, листочка, снежинки).
Далее работа по обобщению о временах года может быть проведена на форзаце книги:
- В каждом месяце четыре недели (по уголкам форзаца четыре пуговки, слово «неделя» написано);
- В неделе семь дней (цифры). Можно отработать названия дней недели.
Первая страница «Весна»:
- Закрепление признаков весны (на деревьях появляются листочки и некоторые деревья (например, яблони) зацветают, первая травка, появляются насекомые, проталинки, ледоход, просыпаются лягушки, подснежники, солнце светит ярче, небо становиться голубым и более высоким);
- Формирование конкретного представления числа и образа цифры (кол-во пуговок на лучиках соответствуют числу; цифра)
- Формирование умения согласовывать ЛЮБОЕ слово из словаря по теме с числительными 1-5 (на лучиках солнца). Например, ласточка съемный элемент. Ребенок прикладывает ласточку к цифре и образует словосочетание: одна ласточка, две ласточки,…пять ласточек;
- Автоматизация ЛЮБОГО слова на ЛЮБОЙ ЗАДАННЫЙ звук. Цветы на деревьях съемные. Одни на пуговках, другие на кнопка. Ребенок прицепляет цветок на место и проговаривает нужный вам звук, слог, слово, словосочетание. + развитие пальчиковой моторики и умения застегивать кнопки и пуговицы, что дети в ДОУ умеют делать очень плохо;
- Деление слова на слоги. Ребенок прохлопывает слово – делит на слоги и показывает или нужную цифру или кол-во цветов на дереве.
- Автоматизация звука [Ж]. Божие коровки внизу страницы двигаются по шнурку, а ребенок жужжит;
- Автоматизация ЛЮБОГО звука. Кораблик на перетяжке. Ребенок тянет его за шнурок. Пока кораблик «плывет» ребенок тянет нужный вам звук.
- работа с геометрическими фигурами (лед на реке). Выучить и называть, построить из данных фигур фигуру по образцу и т.п.
СТРАНИЧКА «ВЕСНА» СО СНЯТЫМИ ДЕТАЛЯМИ.
Вторая страничка «Лето»:
- Закрепление признаков лета (зеленеет трава, деревья зеленые, к концу начинают созревать плоды, солнце светит ярко и очень греет, поспевают садовые и лесные ягоды);
- работа с цветом и цветами радуги;
- формирование представлений цвета (посади бабочку на цветок такого же цвета как и сама бабочка, соотнесение цветочков с бантиков по цвету радуги, выкладывание на столе этих цветочков с бантиком по порядку в соответствии с радугой или по заданному вами порядку + развитие памяти)
- Автоматизация ЛЮБОГО слова на ЛЮБОЙ ЗАДАННЫЙ звук. Фрукты на деревьях съемные. Одни на пуговках, другие на крючочках. Ребенок прицепляет цветок на место и проговаривает нужный вам звук, слог, слово, словосочетание. + развитие пальчиковой моторики и умения застегивать крючки и пуговицы, что дети в ДОУ умеют делать очень плохо;
- Аналогичное задание и с бабочками, и с бантиками, и с земляничками (все съемное);
- Автоматизация звука [Ж]. Божие коровки в колокольчике справа на страничке на перетяжке. Она то «влетает», то «вылетает» из колокольчика. Ребенок тянет ее за шнурок. Пока насекомое «летит» ребенок тянет нужный вам звук или жужжит;
- Автоматизация ЛЮБОГО звука, слога, слова. Ягодки на кусте двигаются как на счетах. Сказал правильно, передвинул ягодку. + планирование. Ребенок видит, сколько раз сказал, и сколько еще осталось сказать;
- Автоматизация ЛЮБОГО звука, слога, слова. Пчела вылетает из улья. Села на цветок + по заданному цвету, и ребенок произнес, то что вам надо; или посчитал, или согласование сущ с прилагательным. Здесь можно придумать огромное кол-во заданий. Полный полет фантазии.
СТРАНИЧКА "ЛЕТО" СО СНЯТЫМИ ДЕТАЛЯМИ.
Третья страничка «Осень».
- Закрепление признаков осени (трава пожелтела, на небе часты тучи, идет дождь, листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают, поспели ягоды рябины, в огороде созрели овощи, животные – ежик – запасают себе корм)
- аналогичная работа по автоматизации с рябинками. Ребенок перебирает ягодки, как бусинки, у себя в руках и проговаривает речевой материал;
- аналогичная работа по автоматизации с листиками на дереве (на пуговках и кнопках);
- работа по теме «Овощи» - называть, считать, описывать, актуализировать глагольный словарь (срывать, вытаскивать, собирать, выкапывать и т.п.);
- актуализировать словарь прилагательных. Например, на каждый листик рябинки назвать прилагательное на заданную вами тему или слово-действие и т.п.
- развитие пальчиковой моторики
СТРАНИЧКА "ОСЕНЬ" СО СНЯТЫМИ ДЕТАЛЯМИ.
Четвертая страничка «Зима».
- Закрепление признаков зимы (небо стало хмурым, снег лежит на крышах домов, на деревьях, на земле, медведь залег в спячку в берлогу, заяц стал беленьким, зимние забавы, Новый год);
- аналогична работа по автоматизации ЛЮБЫХ звуков, слогов, слов на нужный звук на снежинках на дереве и игрушках на елке. Они съемные. На бусах на елке. Их можно перебирать. Нажимать пальчиком на бусинки-снежинки на сугробах;
- Эти же элементы (снежинки, бусы, игрушки на елке) можно использовать и при отработке согласования сущ с числительным;
- «Слепить» снеговика.
СТРАНИЧКА "ЗИМА" СО СНЯТЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ
На обложки книжки сзади есть карман для съемных деталей. А вся книжка лэпбук храниться в сумочке. Поэтому не стоит боятся, что какие-то детали потеряются.
Таким образом, я считаю, что лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДОУ к предметно-развивающей среде. Он:
информативен;
полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, мышления, логики, памяти, внимания;
пригоден к использованию одновременно группой ребят;
обладает дидактическими свойствами;
является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
его структура и содержание доступны возрасту;
обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность обучающихся.
Лэпбук – это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача взрослого лишь придавать детям уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов. При изготовлении участвовала в совместном пошиве с Ириной Милорадовой.
Богатикова Лидия Юрьевна
Светлана
Тихомирова Екатерина Витальевна