12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Светлана3297
Учитель-логопед, руководитель куста методического объединения логопедов района, мама. Люблю свою работу. Увлекаюсь рукоделием.
Россия
Материал размещён в группе «Моя профессия – учитель-логопед »

Авторское учебное пособие.

Лэпбук «Времена года»

Храброва Светлана Ивановна,

учитель-логопед МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №2»

г. Кировск Лен. обл (тел: 8-911-241-08-69)

sih3101@mai.ru

 Пояснительная записка

Согласно новым требованиям и целям обучения, которые обозначены в ФГОС ДО, педагогам детского сада необходимо искать и внедрять в практику своей работы новые интерактивные и более эффективные методические средства и приемы, которые способствуют повышению познавательной активности дошкольников. К ним смело можно отнести лэпбук.

Дети нашей группы имеют тяжелое нарушение речи, поэтому одной из основных целей нашей работы является речевое развитие.

Но с развитием массового телевидения и электронных носителей читать детям стали значительно меньше. Ребенок чаще сидит у телевизора или у компьютера, чем с книгой: смотреть зрелище легче и интереснее. А для ребенка хорошая связная речь – залог успешного обучения грамоте и развития. Это явилось первой причиной, по которой было принято решение изготовить лэпбук в виде книги.

Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом. Ребенку интересно всё трогать, двигать, все должно быть ярким, красочным. Желательно, многофункциональным и многоразовым. Поэтому я решила сделать лэпбук из фетра и разных пуговок, кнопочек, ниточек и т.п. 

Мой лэпбук можно использовать как при совместной деятельности педагога и ребенка, так во время самостоятельной деятельности детей; как на фронтальных занятиях, так и на индивидуальных или подгрупповых. Он рассчитан на детей от 3х лет и до 7 лет.

Цель данного лэпбука: создать условия для обобщения, расширения и систематизации представлений дошкольников о временах года.

Задачи могут быть очень разнообразны, в зависимости от того, какой элемент книги будет задействован в процессе игры. Попробую разобрать более подробно по каждой странице лэпбука.

Уже на обложке книги мы можем отработать следующие понятия:

- Четыре времени года: зима (дерево в снежинка), весна (дерево в цветах, просыпаются насекомые, зайка меняет шубку), лето (темно-зеленое дерево, цветы), осень (оранжевое дерево, листья желтеют, краснеют и опадают);

- В каждом времени года три месяца (на деревьях по три цветочка, листочка, снежинки).

t1574010720aa.jpgt1574010720ab.jpg

Далее работа по обобщению о временах года может быть проведена на форзаце книги:

- В каждом месяце четыре недели (по уголкам форзаца четыре пуговки, слово «неделя» написано);

- В неделе семь дней (цифры). Можно отработать названия дней недели.



Первая страница «Весна»:

t1574010720ac.jpg

- Закрепление признаков весны (на деревьях появляются листочки и некоторые деревья (например, яблони) зацветают, первая травка, появляются насекомые, проталинки, ледоход, просыпаются лягушки, подснежники, солнце светит ярче, небо становиться голубым и более высоким);

- Формирование конкретного представления числа и образа цифры (кол-во пуговок на лучиках соответствуют числу; цифра)

- Формирование умения согласовывать ЛЮБОЕ слово из словаря по теме с числительными 1-5 (на лучиках солнца). Например, ласточка съемный элемент. Ребенок прикладывает ласточку к цифре и образует словосочетание: одна ласточка, две ласточки,…пять ласточек;

- Автоматизация ЛЮБОГО слова на ЛЮБОЙ ЗАДАННЫЙ звук. Цветы на деревьях съемные. Одни на пуговках, другие на кнопка. Ребенок прицепляет цветок на место и проговаривает нужный вам звук, слог, слово, словосочетание. + развитие пальчиковой моторики и умения застегивать кнопки и пуговицы, что дети в ДОУ умеют делать очень плохо;

- Деление слова на слоги. Ребенок прохлопывает слово – делит на слоги и показывает или нужную цифру или кол-во цветов на дереве.

- Автоматизация звука [Ж]. Божие коровки внизу страницы двигаются по шнурку, а ребенок жужжит;

- Автоматизация ЛЮБОГО звука. Кораблик на перетяжке. Ребенок тянет его за шнурок. Пока кораблик «плывет» ребенок тянет нужный вам звук.

- работа с геометрическими фигурами (лед на реке). Выучить и называть, построить из данных фигур фигуру по образцу и т.п.

СТРАНИЧКА «ВЕСНА» СО СНЯТЫМИ ДЕТАЛЯМИ.

t1574010720ad.jpg

Вторая страничка «Лето»:

t1574010720ae.jpg

- Закрепление признаков лета (зеленеет трава, деревья зеленые, к концу начинают созревать плоды, солнце светит ярко и очень греет, поспевают садовые и лесные ягоды);

- работа с цветом и цветами радуги;

- формирование представлений цвета (посади бабочку на цветок такого же цвета как и сама бабочка, соотнесение цветочков с бантиков по цвету радуги, выкладывание на столе этих цветочков с бантиком по порядку в соответствии с радугой или по заданному вами порядку + развитие памяти)

- Автоматизация ЛЮБОГО слова на ЛЮБОЙ ЗАДАННЫЙ звук. Фрукты на деревьях съемные. Одни на пуговках, другие на крючочках. Ребенок прицепляет цветок на место и проговаривает нужный вам звук, слог, слово, словосочетание. + развитие пальчиковой моторики и умения застегивать крючки и пуговицы, что дети в ДОУ умеют делать очень плохо;

- Аналогичное задание и с бабочками, и с бантиками, и с земляничками (все съемное);

- Автоматизация звука [Ж]. Божие коровки в колокольчике справа на страничке на перетяжке. Она то «влетает», то «вылетает» из колокольчика. Ребенок тянет ее за шнурок. Пока насекомое «летит» ребенок тянет нужный вам звук или жужжит;

- Автоматизация ЛЮБОГО звука, слога, слова. Ягодки на кусте двигаются как на счетах. Сказал правильно, передвинул ягодку. + планирование. Ребенок видит, сколько раз сказал, и сколько еще осталось сказать;

- Автоматизация ЛЮБОГО звука, слога, слова. Пчела вылетает из улья. Села на цветок + по заданному цвету, и ребенок произнес, то что вам надо; или посчитал, или согласование сущ с прилагательным. Здесь можно придумать огромное кол-во заданий. Полный полет фантазии.

СТРАНИЧКА "ЛЕТО" СО СНЯТЫМИ ДЕТАЛЯМИ.

t1574010720af.jpg


Третья страничка «Осень».

t1574010720ag.jpg

- Закрепление признаков осени (трава пожелтела, на небе часты тучи, идет дождь, листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают, поспели ягоды рябины, в огороде созрели овощи, животные – ежик – запасают себе корм)

- аналогичная работа по автоматизации с рябинками. Ребенок перебирает ягодки, как бусинки, у себя в руках и проговаривает речевой материал;

- аналогичная работа по автоматизации с листиками на дереве (на пуговках и кнопках);

- работа по теме «Овощи» - называть, считать, описывать, актуализировать глагольный словарь (срывать, вытаскивать, собирать, выкапывать и т.п.);

- актуализировать словарь прилагательных. Например, на каждый листик рябинки назвать прилагательное на заданную вами тему или слово-действие и т.п.

- развитие пальчиковой моторики

СТРАНИЧКА "ОСЕНЬ" СО СНЯТЫМИ ДЕТАЛЯМИ.

t1574010720ah.jpg



Четвертая страничка «Зима».

t1574010720aj.jpg

- Закрепление признаков зимы (небо стало хмурым, снег лежит на крышах домов, на деревьях, на земле, медведь залег в спячку в берлогу, заяц стал беленьким, зимние забавы, Новый год);

- аналогична работа по автоматизации ЛЮБЫХ звуков, слогов, слов на нужный звук на снежинках на дереве и игрушках на елке. Они съемные. На бусах на елке. Их можно перебирать. Нажимать пальчиком на бусинки-снежинки на сугробах;

- Эти же элементы (снежинки, бусы, игрушки на елке) можно использовать и при отработке согласования сущ с числительным;

- «Слепить» снеговика.

СТРАНИЧКА "ЗИМА" СО СНЯТЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ

t1574010720al.jpg

На обложки книжки сзади есть карман для съемных деталей. А вся книжка лэпбук храниться в сумочке. Поэтому не стоит боятся, что какие-то детали потеряются.

t1574010720am.jpg

Таким образом, я считаю, что лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДОУ к предметно-развивающей среде. Он:

информативен;

полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, мышления, логики, памяти, внимания;

пригоден к использованию одновременно группой ребят;

обладает дидактическими свойствами;

является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);

его структура и содержание доступны возрасту;

обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность обучающихся.

Лэпбук – это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача взрослого лишь придавать детям уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов. При изготовлении участвовала в совместном пошиве с Ириной Милорадовой.

Опубликовано в группе «Моя профессия – учитель-логопед »


Комментарии (3)

Богатикова Лидия Юрьевна, 25.11.19 в 22:13 3Ответить Пожаловаться
Какой же замечательный лэпбук!!! Обожаю пособия из фетра. Я тоже пользуюсь пособиям из фетра, которые сделала сама, да и ещё родителей привлекла к изготовлению пособий из фетра, для развития мелкой моторики. Вы молодец! Творческих вам идей! Изготовление такого шикарного лэпбука - огромный труд!!!
Светлана, 16.12.19 в 17:25 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Лидия Юрьевна. Да, труд огромен. Но фетр - это чудо материал! С ним приятно и интересно работать, как в процессе создания, так и в процессе игры.
Тихомирова Екатерина Витальевна, 15.12.19 в 21:12 0Ответить Пожаловаться
Прекрасное многофункциональное пособие получилось!!! А сколько труда и любви к профессии в него вложено!!! Светлана Ивановна, вы умница!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.