Авторская программа
Управление образования Нижнекамского муниципального района РТ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №16 с углубленным изучением отдельных предметов» Нижнекамского муниципального района
Рассмотрено Руководитель МО _________/Бикметова В.М./ Протокол № 1 от « » августа 2021г. | Согласовано Заместитель директора по УР МБОУ «СОШ №16» НМР РТ _________/Варламова О.В./ от «_ » августа 2021г. | Утверждаю Директор МБОУ «СОШ № 16» НМР РТ ________/Е.А.Сорокина / Приказ № 342 от « _» августа 2021г. |
Республики Татарстан
Рабочая авторская программа
«Подготовка к участию в олимпиадах обучающихся начальной школы»
Разработала:
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ№16»НМР РТ
Жуковская Руфина Касимовна
г. Нижнекамск, 2021
Содержание рабочей программы:
Пояснительная записка……………………………………………стр 3
Основные направления и содержания деятельности……………стр 12
Формы контроля и предполагаемые результаты………………..стр 14
Календарно-тематическое планирование………………………..стр 16
Список рекомендованной литературы………………………….. стр 19
Пояснительная записка
Актуальность программы
Актуальность программы заключается в том, что формирование современного общества напрямую зависит от творческого потенциала каждой личности и её способностей. Сегодняшнее общество стремится создать условия для поддержки и развития одарённых детей, чтобы они смогли реализовать свой потенциал.
Задача школы — поддерживать и развивать способности одарённых детей, создавая основу для их самореализации. Именно в школе формируются основы развития думающей, самостоятельной и творческой личности.
Жажда открытий, стремление узнать самые сокровенные тайны рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей начальных классов сталкивается с такими учениками, которых не удовлетворяет материал учебника, им не интересно работать на уроке, они читают энциклопедии и словари, изучают научную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний.
Очень важно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь ученику претворить в жизнь его планы и мечты, вывести его на дорогу поиска в науке и жизни, помочь полно раскрыть свои способности.
В рамках данной программы предполагается проведение следующих мероприятий:
1. Организация и проведение олимпиадных занятий по математике и русскому языку для детей 2-4 классов.
2. Разработка и распространение методических материалов для подготовки к олимпиадам по математике и русскому языку.
3. Участие, организация и проведение школьных, муниципальных олимпиад.
4. Проведение тренингов и мастер-классов для учителей по организации и проведению олимпиадных занятий по математике и русскому языку.
5. Осуществление методического сопровождения и консультирования учителей и школьников на семинарах, вебинарах.
6. Осуществление контроля и оценки результатов проведения олимпиадных занятий и олимпиад.
7. Выявление наиболее одаренных детей и поддержка их в дальнейшем развитии и реализации их способностей.
8. Создание условий для формирования в школе культуры интеллектуального общения и творчества
9. Подготовка и издание учебно-методических пособий для учащихся и учителей по работе олимпиадного движения в начальной школе.
10. Создание и поддержка информационно-образовательных ресурсов для учащихся и учителей.
Программа «Подготовка к участию в олимпиадах обучающихся начальной школы» направлена на выявление и развитие интеллектуального потенциала детей, а также на развитие их творческих способностей и интересов. Основная цель программы - создание благоприятных условий для развития личности учащихся через привитие интереса к предметам, развитие умения самостоятельно приобретать знания и применять их на практике, участие в нестандартных задачах повышенной трудности и преодоление психологической нагрузки в незнакомых ситуациях.
Цели проведения предметных очных олимпиад включают всестороннее развитие личности ученика, активизацию учебной деятельности и выявление наиболее одаренных детей для их поддержки и развития способностей. Ключевые задачи программы включают повышение интереса учащихся к предметам, повышение общего уровня и интеллекта младших школьников, а также активизацию внеклассной и внешкольной работы.
Создана сеть онлайн-олимпиад по всем учебным предметам, предоставляющая учащимся возможность сравнить свои успехи с ровесниками и учиться решать задачи разного уровня сложности. Участие в онлайн-олимпиадах Всероссийского и Международного уровня позволяет школьникам и их учителям защищать честь школы, повышать интерес к учебе, поднимать уровень знаний и получать дипломы и сертификаты для школьного портфолио.
Этот подход к олимпиадам не только способствует развитию интеллекта и творческих способностей детей, но также помогает им подготовиться к будущим соревнованиям и успешно представлять свои знания и навыки на международном уровне.
Данная программа рассчитана на 3 года обучения, для учащихся 2 - 4 классов.
Содержание программы «Подготовка к участию в олимпиадах обучающихся начальной школы»:
Цель:
Обеспечение благоприятных условий для выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в начальной школе.
Задачи:
Формировать навык действия в ходе решения нестандартных заданий повышенной сложности.
Развивать способность устанавливать логические связи.
Развивать познавательные интересы.
Формировать стремление к размышлению, поиску.
Развивать внимание, память, воображение.
Ценностные приоритеты
Ценностные приоритеты в работе с одарёнными младшими школьниками играют важную роль и требуют комплексного подхода. Основные принципы реализации программы должны быть четко структурированы и охватывать все аспекты образования и воспитания. Ключевым моментом является не только обучение в рамках школы, но и развитие ценностей в семье и обществе.
Работа с одарёнными детьми требует создания условий, способствующих их интеллектуальному, эмоциональному и социальному росту. Необходимо уделять внимание развитию навыков общения, взаимодействия и уважения к окружающим. Кроме того, важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и адаптировать подход к их обучению и воспитанию.
Программа должна быть направлена не только на интеллектуальное развитие, но и на формирование нравственных ценностей. Главные принципы реализации образовательной программы включают в себя развивающее обучение, индивидуализацию учебного процесса, непрерывность и систематичность образования, гуманизм во взаимоотношениях, научность и интегративность, а также интеграцию различных аспектов развития личности.
Важно, чтобы образование способствовало всестороннему развитию личности, включая интеллектуальное, моральное, эстетическое и физическое сферы. Только таким образом можно обеспечить успешное социальное и профессиональное ориентирование.
Главные принципы реализации программы
Основные принципы реализации образовательной программы, которые направлены на обеспечение качественного и всестороннего развития обучающихся:
1. Принцип развивающего и воспитывающего обучения: этот принцип подразумевает, что содержание и методы обучения должны быть направлены не только на передачу знаний, но и на развитие умственных способностей, навыков и навыков обучающихся.
2. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения: здесь акцент делается на том, чтобы учебная программа была адаптирована к индивидуальным потребностям и возможностям каждого ученика, учитывая их разнообразие в плане способностей, интересов и темпов обучения.
3. Принцип непрерывности и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания: этот принцип подразумевает, что образование и воспитание должны быть организованы таким образом, чтобы они были непрерывными и систематичными, обеспечивая гармоничное развитие личности от начальной до высшей ступени образования.
4. Гуманизм в межличностных отношениях: этот принцип подчеркивает важность уважительных отношений между учителями и учениками, а также между учениками. Гуманистическое отношение способствует созданию дружественной и поддерживающей атмосферы в учебном процессе.
5. Научность и интегративность: здесь подчеркивается необходимость научного обоснования и интеграции различных дисциплин и областей знаний в учебных программах, чтобы обеспечить целостное понимание мира и способствовать развитию критического мышления.
6. Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития: этот принцип предполагает, что образование должно способствовать всестороннему развитию личности, включая умственное, моральное, эстетическое и физическое развитие.
Этапы реализации программы
1 этап: диагностико - прогностический (мониторинг одаренных детей)
Работа в 1 классе направлена на выявление одарённых детей. Это продолжительный, сложный процесс, направленный на выявление специальной одарённости ребёнка и основанный на следующих принципах, реализуемых в практической деятельности, но в 1 классе программа еще не вводится. Проводится комплексный характер оценивания. Ведётся наблюдение за поведением и деятельностью ребёнка на уроках, во внеурочное время по подготовке к олимпиадам. Наблюдение ведётся в течении длительного времени – учебного года в первом классе. Проводятся беседы с родителями с целью выявления интересов учащихся.
Во время наблюдения будут учитываться следующие факторы:
актуальный уровень развития одарённости, достигнутый к моменту поступления в 1 класс;
особенности конкретных проявлений одарённости, связанные с попытками её реализации;
потенциальные возможности ребёнка к развитию.
Выявление одарённых детей в 1 классе не является самоцелью. Это необходимо для создания условий их интеллектуально и личностного роста в условиях образовательного учреждения с тем, чтобы обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов одарённости.
2 этап: основной
Со второго по четвёртый класс занятия идут согласно тематическому планированию, в котором акцент ставится на развитие и формирование логической грамотности, критического и аналитического мышления. Дети изучают логику, аргументацию и убеждение, а также способы оценки и анализа информации. В этот период становится важным обучение элементарным формам научной деятельности, таким как сбор и обработка информации, сравнение и обобщение данных, выработка гипотез.
В 4 классе акцент смещается на развитие самостоятельности и творческого мышления. Ученики изучают углубленно математику и русский язык, которые способствуют развитию критического мышления и способности делать выводы. Также важной задачей становится обучение эффективным методам решения сложных проблем и формирование навыков работы в команде.
Кроме того, на протяжении всего обучения важно поддерживать интерес детей к олимпиадной работе. Для этого нужно проводить олимпиады и конкурсы, а также задействовать компьютерные игры и программы, которые способствуют развитию логического мышления.
Важно также учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и подбирать для него оптимальные способы обучения. Некоторые дети могут быть более склонны к визуальному или практическому обучению, в то время как другие предпочитают аудиальный или интерактивный подход.
Наконец, роль родителей и педагогов в развитии логического мышления у детей не может быть недооценена. Важно поддерживать интерес детей олимпиадному движению, поощрять их задумчивость и любопытство, а также создавать условия для самостоятельного и творческого решения задач.
Логические задачи помогают детям освоить верные умозаключения, осваивать разные типы анализа и устанавливать связи между общими и частными понятиями. Объём и концентрация внимания значительно расширяются, улучшается запоминание, обогащается словарный запас и развивается умение излагать свои рассуждения и аргументы в устной форме. Уровень сложности логических задач возрастает от класса к классу. На занятиях используются комбинаторные, нестандартные и сложные задачи. Конструкторские и практические задания формируют геометрические представления, пространственное мышление, грамотность в области графики и элементы конструкторского подхода. Дети учатся анализировать объекты, мысленно разделять их на составляющие для детального изучения, собирать предметы из частей и улучшать их согласно определённым условиям. Они работают с текстами, изучают грамматику и выполняют практические задания с использованием различных словарей.
3 этап: констатирующий
В конце четвертого класса создается банк педагогического опыта в работе с одаренными детьми. Проводится рейтинг обучающихся. Учащиеся четвертого класса участвуют в очных и заочных предметных олимпиадах различного уровня.
Методы и технологии обучения одаренных детей
Методы обучения, как способы организации учебной деятельности учащихся, являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и качеств личности: познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству.
Технология кооперативного обучения – одна из инновационных технологий, которые применяются в учебной деятельности учащихся в небольших группах, и основывается на взаимодействии участников учебно-воспитательного процесса, объединённых общей учебной целью. При этом каждый из них сохраняет свою индивидуальность и отвечает за собственные академические успехи и социальные достижения.
Технология развития критического мышления - состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений).
Технология критического мышления дает ученику:
- повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
- умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования учеников;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Использование метода позволяет:
дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;
уточнить персональные позиции и личные точки зрения учеников;
ослабить скрытые конфликты;
выработать общее решение;
повысить эффективность работы участников дискуссии;
повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников;
удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников.
Групповая дискуссия может быть использована на стадии вызова, а также на стадии рефлексии.
Метод придумывания – это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определённых умственных действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов:
а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта;
б) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.
Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей. Всячески поощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются учителем на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.
Основные направления работы
К группе одарённых детей могут быть отнесены дети, которые:
имеют более высокие интеллектуальные способности;
имеют доминирующую, активную, познавательную потребность;
испытывают радость от умственного труда.
Система подготовки участников олимпиад:
базовая школьная подготовка по предмету;
самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
целенаправленная подготовка предмету.
Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы:
- подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала учебного года;
час подготовки к олимпиадам целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей;
индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося (от незнания к знанию, от практики до творчества);
использование диагностического инструмента;
уделить внимание совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач;
использовать учителю все имеющиеся в его распоряжении возможности: мысленный эксперимент, уроки - практикумы и т.д.
Основные направления и содержание деятельности
На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения заданий, но и создание условий для стимулирования критического мышления. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, на занятиях будут использованы следующие виды упражнений и заданий:
интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов,
задания с отсроченным ответами,
интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся;
задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);
решение частично-поисковых задач разного уровня,
творческие задачи.
Задания разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 2-3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир), Такая работа придает дух соревнования, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.
Сущность заданий с отсроченными догадками заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным.
Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.
Содержание программы
1 год обучения
Сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам; проведение обобщения на основе выделения существенного признака.
Выявление закономерности и её использование для выполнения задания; проведение классификации предметов по заданному признаку.
Несложные логические задачи на установление отношений между величинами; логические задачи, требующие рассуждений.
Овладение элементами конструкторских умений; использование игр для плоскостного моделирования «Квадрат Воскобовича», «Монгольская игра», «Танграм».
2 год обучения
Задания с лишними и недостающими данными.
Задания на проведение обобщения и классификации предметов; логические задачи, требующие для решения построения цепочки верных рассуждений.
Лексика, фразеология, грамматика.
Комбинаторные задачи.
Совершенствование элементов конструкторских умений, использование игр «Волшебный круг», «Волшебный квадрат Никитина».
Морфология, синтаксис, пунктуация.
3 год обучения
Проведение анализа и выделение существенных свойств и признаков в математических отношениях.
Корень и окончание. Суффикс и приставка.
Решение логических задач, требующих построения цепочки рассуждений. Построение простейших умозаключений.
Сложные слова. Крылатые слова и афоризмы.
Использование игр «Рамки и вкладыши Мантессори», «Магнитная геометрическая мозаика» для плоскостного и объёмного конструирования, составление простейших алгоритмов
Развитие воображения и критического мышления на материале задач повышенной сложности и нестандартных задач.
Его величество Ударение.
Классификация предметов на основе видовых и родовых понятий.
Конструирование заданных предметов и геометрических фигур на плоскости из заданного числа палочек.
Выполнение заданий на видоизменение построений из палочек.
Математические игры.
Комбинаторные задачи.
Формы контроля
Формы контроля являются важной частью образовательного процесса, поскольку они позволяют оценить и контролировать успехи и прогресс обучающихся.
1. Учёт посещаемости — это процесс отслеживания регулярности и надежности учеников в их присутствии на занятиях. Этот метод контроля помогает учителям оценить, посещаемость занятий и как это может влиять на их успехи в учебе.
2. Создание портфолио каждым учеником данной группы - это процесс документирования и систематизации работ и проектов учеников в течение учебного года. Портфолио может включать в себя домашние задания, тестовые работы, творческие проекты и другие типы работ, которые демонстрируют прогресс и развитие ученика. Этот метод контроля позволяет ученикам и учителям отслеживать и оценивать личный прогресс и достижения.
3. Регулярное отслеживание результатов успешности развития через участие детей в олимпиадах, интеллектуальных играх, марафонах и т.п. — это процесс оценки способностей и навыков учеников путем участия в различных соревнованиях и мероприятиях, таких как интеллектуальные игры, олимпиады, марафоны и другие образовательные мероприятия. Этот метод контроля позволяет учителям и администрации школы оценить, насколько хорошо ученики применяют свои знания и навыки в реальных условиях и соревновательной среде.
Эти формы контроля могут быть использованы в сочетании или отдельно, в зависимости от образовательной программы и потребностей учеников. Важно подчеркнуть, что контроль и оценка должны быть справедливыми, аккуратными и ориентированными на развитие, чтобы помочь ученикам расти и развивать свои навыки и знания.
Ожидаемые результаты
Личностные
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Сформированность толерантности сознания.
Сформированность навыков социализации и продуктивного сотрудничества со сверстниками.
Метапредметные
Готовность и способность к сотрудничеству в образовательной деятельности.
Навыки исследовательской и проектной деятельности.
Предметные
Овладение логическими операциями и основами комбинаторики.
Сформированность основ социально-критического мышления.
Осознанное, произвольное и адекватное использование, создание и трансформация различных видов знаково-символических средств, схем, моделей.
На ступени начального образования должны быть сформированы следующие логические действия:
сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств и различия, определения общих признаков и составления классификации);
анализ (выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части);
синтез (составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты);
сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию;
классификация – отнесение предмета к группе на основе заданного признака;
обобщение – генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез;
установление аналогий.
Календарно-тематическое планирование
1ый год обучения:
Введение. Знакомство с простейшими логическими задачами. Обучение решению логических задач.
Разгадывание русских народных загадок. Скороговорка. Упражнение в произнесении скороговорок. Запись слов в алфавитном порядке. Плоскостное конструирование. Игра «Квадрат Воскобовича».
Слово. Слова – названия предметов, признаков, действий. Звуковые фонетические игры.
Задачи на раскрашивание. Пространственные отношения.
Определение в слове гласных и согласных букв.
Сравнение предметов и величин.
Занимательные логические задачи.
Классификация предметов по различным признакам.
Интеллектуальный ринг.
Описание предмета по его признакам. Существенные и несущественные признаки предмета.
Текст. Упражнение в умении составлять рассказ по серии картинок, определять тему и основную мысль текста.
Обучение составлению загадок.
Узнавание предмета по определению.
Фразеологизм и его значение. Упражнение в умении подбирать к ситуации соответствующий фразеологизм. Фонетические игры.
Ребусы. Приёмы разгадывания ребусов.
Суждения. Виды простых суждений.
Интеллектуальный ринг.
Анаграмма. Упражнение в умении разгадывать анаграммы. Фонетические игры.
Плоскостное конструирование. Игра ««Монгольская игра»
Логические задачи, основанные на свойстве транзитивности.
Части речи. Различие слова разных частей речи.
Узнавание предметов по определению.
Плоскостное конструирование. Игра «Танграм».
Волшебное слово- предлог. Фонетические игры.
Интеллектуальный ринг.
Умозаключения. Знакомство с понятием.
Построение собственных умозаключений.
Условные умозаключения.
Анаграммы. Шарады.
Слово в слове. Фонетические игры.
Словесные задачи - логарифмы.
Логические задачи на раскрашивание.
Интеллектуальный ринг.
Школьная олимпиада по математике и русскому языку.
2ой год обучения:
1.Плоскостное конструирование. Игра «Волшебный круг».
2.Объёмное конструирование «Волшебный квадрат Никитина».
3.Решение логических задач на основе свойства транзитивности..
4. Что такое лексика? Словесно – логические задачи «Разное – одинаковое».
5.Конструирование из счётных палочек.
6. Шарады. Составление шарад.
7. Однозначные и многозначные слова. Ребусы. Составление ребусов.
8. Пословица недаром молвится. Интеллектуальный ринг.
9. Плоскостное конструирование. Игра «Волшебный круг».
10. Секреты некоторых букв.
11.Знакомство с комбинаторными задачами.
12. Решение комбинаторных задач.
13.Умозаключения. Построение цепочки умозаключений.
14. О синонимах и антонимах.
15. Алгоритм. Знакомство с алгоритмами.
16. Составление простейших алгоритмов.
17. Текст, тема, главная мысль. Интеллектуальный ринг.
18. Логические задачи на сообразительность и находчивость.
19.Сравнение предметов по массе.
20. Сравнение предметов по объёму, размеру.
21. Заголовок - всему голова.
22. Решение комбинаторных задач.
23. Учимся различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы. Классификация предметов.
24. Русские народные загадки. Интеллектуальный ринг.
25. Решение задач с лишними данными.
26. Решение задач с недостающими данными.
27. Задачи повышенной сложности.
28. Как Морфология порядок навела. Решение магических квадратов.
29. Логические задачи на раскрашивание.
30. Задания на проведение обобщения и классификации.
31. Математические игры с числами.
32. Школьная олимпиада по русскому языку.
33. Школьная олимпиада по математике
34. Математический КВН
3 год обучения
1. Логические задачи на увеличение и уменьшение числа.
2. Состав слова. Основа слова. Формы слова.
3.Решение задач повышенной сложности на деление на равные части и по содержанию.
4. Логические задачи на последовательность действий.
5.Плоскостное конструирование. «Магнитная геометрическая мозаика»
7. Логические задачи с практическими действиями - «Перевоз».
8. Про суффикс и приставку.
9. Интеллектуальный ринг.
10. Логические задачи на деление по содержанию.
11.Решение комбинаторных задач.
12. Плоскостное конструирование. «Рамки и вкладыши Мантессори».
14.Логические задачи, требующие цепочки рассуждений.
15.Логические задачи с оформление записи в таблице.
14. Сложные слова.
15. Логические задачи по теме «Время, скорость, расстояние»
16. Магический квадрат. Решение и составление.
17. От архаизмов до неологизмов. Интеллектуальный ринг.
18. Решение комбинаторных задач.
19. Объёмное конструирование.
20. Крылатые слова и афоризмы.
21. Анаграммы. Ребусы.
22. Решение и составление кроссвордов.
23.Старинные арифметические задачи.
24. Решение логических задач способом перебора.
25. Работаем над рифмами. Интеллектуальный ринг.
26. Логические задачи на вычисление площади.
27. Логические задачи на вычисление периметра.
28. Логические задачи на разрезание и перекладывание предметов.
29.Решение задач методом пересечения множеств.
30.Метод пересечения множеств в решении задач.
31.Числовые головоломки. Нестандартные задачи.
32.Школьная олимпиада по русскому языку.
33. Школьная олимпиада по математике.
34.Математический КВН.
Литература
1. Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически. – С.-П.: Изд. дом Литера, 2002.
2. Левитас Г.Г. Нестандартные задачи по математике в 3, 4 классах. – М.: Илекса, 2002.
3. Каркошкина Т.Н., Персидская И.В. Олимпиадные задания:математика. 3-4 классы.- Волгоград: Учитель, 2012.
4. Орг А.О. Олимпиады по математике. 2-4 класс. - М.:Издательство «Экзамен», 2014.
5. Из материалов программы «Модель работы с одаренными детьми в начальной школе» авторы: Жукова Т.А., Кругова С.А., Игнатьева И.А., Толстова Н. А.Научный руководитель – кандидат пед.наук, доцент Кулагина Л.И.
6. Обучение, развитие и психологическая поддержка одаренных детей: от теории к практике – Калуга: КГИРО, 2013.
7. Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (базовая модель) / в сб. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания. – Том 1 // под общ. ред. Л.И. Семиной. – М.: изд-во «Бонфи», 2002.
8. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. Начальная школа. 2-4 классы Т. В. Ходова. Издательство «Альтис»,2016.
9. Олимпиадный русский язык. Издательство «РОСТкнига», 2017.
10. Все примеры и задания для начальной школы. Издательство «Аст», «Образовательные проекты»,2018.
16. Интернет-ресурсы.