12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Коваленко Светлана Яковлевна126
Россия, Вологодская обл., Вологда

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №36»

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

Протокол № 1

от 28» августа 2017 г.

Руководитель МО

____________/______________/

ПРИНЯТО

педагогическим советом

Протокол № 1

от «29» августа 2017 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «СОШ №36»

______________/О.В.Махмудова/

Приказ № 156-ОД

от «30» августа 2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

кружка ИЗО «Радуга»

(название кружка, студии и др.)

начальное общее образование

(уровень образования)

художественно-эстетическое

(направление)

2017-2020 учебный год

(срок реализации)

Педагог дополнительного образования Коваленко Светлана Яковлевна

Ф.И.О. учителя, составителя программы

2017

Вологда

Классификация программы

Тип программы: модифицированная

Уровень усвоения программы: общеразвивающая

По цели обучения: социальная адаптация

По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности: комплексная

Возраст детей: 7-12 лет

Срок реализации: 3 года


 

 

Развитие творчества – это один из “мостиков”, ведущих к развитию художественных способностей.

Пояснительная записка

В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» одним из главных вопросов является переход общеобразовательных учреждений на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения.

Отдельную часть учебного плана составляет внеурочная деятельность.

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса и школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.


Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности.


Дополнительная образовательная программа ИЗО «Радуга» составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основании следующих нормативных документов:

 

- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, (с последующими изменениями и дополнениями);

- Типовое положение об общеобразовательном учреждении (Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 г.  № 196, с последующими изменениями и дополнениями);

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06. 10.2009 г. зарегистрирован Министерством юстиции РФ 22.12.2009 г., рег. № 17785) (с последующими изменениями);

- Конвенция о правах ребёнка;

-Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

-Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

-Концепция непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения населения Вологодской области в интересах устойчивого развития региона до 2020 года.

-Гигиенические требования к условиям обучения школьников в современных образовательных учреждениях различного вида (Сан ПиН 2.4.2.1178-02).

-Устав муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №36» (Постановление Администрации города Вологды № 6499 от 01.11 2011).


 

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуется наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое).

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также опыт работы с детьми, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с детьми для развития воображения, творческого мышления и творческой деятельности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов в единении с различными жанрами и видами изобразительного искусства. Несомненно, достоинством таких техник выполнения работы является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом, что вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.
Все занятия направлены на развитие творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел, находя средства для его воплощения.

Актуальность программы:

Развитие творчества – это один из “мостиков”, ведущих к развитию художественных способностей.

На занятиях объединения ИЗО «Радуга» у детей формируются такие свойства личности, как: самостоятельность, инициатива, настойчивость, целеустремлённость, аккуратность, трудолюбие. В процессе изобразительной деятельности дети усваивают графические и живописные умения и навыки, научатся наблюдать, анализировать предметы и явления окружающего мира, что является эффективным средством познания действительности и одновременно помогает развитию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов.

С помощью линий, красок, композиции, динамики изображения ребёнок удовлетворит потребность рассказать, выразить своё отношение к увиденному. Испытываемые ребёнком радость, наслаждение от встречи с прекрасным, от самого процесса художественного творчества, будет способствовать воспитанию в нём доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим. Умение рисовать, зрительно представлять различные объекты необходимо во многих профессиях.

На практике эти задачи реализуются через занятия объединения ИЗО «Радуга». В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях каждому ребенку дается возможность активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

Педагогическое кредо – разбудить в каждом ребёнке стремление к художественному самовыражению и творчеству, добиться того, чтобы работа вызывала чувство радости и удовлетворения. Это касается всех обучающихся, ведь в студию принимаются дети с разной степенью одарённости и различным уровнем базовой подготовки, что обязывает педагога учитывать индивидуальные особенности детей, обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребёнку.


Используемые методы:
– позволяют развивать специальные умения и навыки, тренируя руку ребенка;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.


Формы и режим занятий
Для реализации программы используются несколько форм занятий:

Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год. На этом занятии желательно присутствие родителей обучающихся (особенно 1-го года обучения).

Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).

Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.

Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.

Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.

Занятие-импровизацияна таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.

Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.

Конкурсное игровое занятие – строится в виде соревнования в игровой форме для стимулирования творчества детей.

Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением в изостудии.

Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач.

Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.

Программа предусматривает три основных вида занятий:

 

1.Рисование на тему
2.Рисование с натуры
3.Декоративное рисование

Вид занятия

Задачи

Рисование с натуры

1.Развитие умения видеть гармоничные цветовые
сочетания, колорит, красоту ярких и нежно
блёклых цветов.
2.Познакомить с правилами рисования, вооружить
их знаниями конструктивного строения предметов,
светотени, композиции.

Рисование с натуры

1.Закрепление навыков грамотного изображения пропорций, объёма, пространственного положения, освещённости предметов.
2.Выработка умения широко использовать
художественные средства (линию, тон, контрасты)
3.Развитие самостоятельности детей в выборе тем и их раскрытия, эмоциональности, выразительности и оригинальности композиции рисунков, их
исполнения.

Рисование на темы

1.Закрепление навыков грамотного изображения пропорций, объёма, пространственного положения, освещённости предметов.
2.Выработка умения широко использовать
художественные средства (линию, тон, контрасты)

Декоративное рисование

1.Формирование у детей творческих умений и
навыков самостоятельно выполнять разнообразные
декоративно – оформительские работы.
2.Развитие умения работать с образца, а в
последствии составление самими детьми
декоративных узоров.
3.Развитие у детей умение видеть и передавать
красоту действительности.

Цель и задачи обучения:

Цель программы – формирование художественного мышления и развитие творческих способностей через различные способы рисования.

Задачи:

Предметные:

обучить элементарным практическим умениям и навыкам в различных видах художественной деятельности

 

научить правильно, пользоваться инструментами и приспособлениями в нетрадиционной технике рисования.

Метапредметные:

сформировать навыки решения проблем творческого и поискового характера.

формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

развивать навыки сотрудничества и взаимодействия в коллективе.

Личностные:

воспитывать у детей трудолюбие, аккуратность и самостоятельность

Дополнительная образовательная программа ИЗО « Радуга» рассчитана на занятость обучающихся детей 2 раза в неделю по 1 часу (всего 74 часа). Группы комплектуются из учащихся 7 – 12 лет.

Занятия рассчитаны на 35-45 минут в зависимости от возраста ребенка. Детям старшего возраста задания можно усложнить, младшим - дать в упрощённом варианте, доступном их возрасту и индивидуальным особенностям.

Во время занятий нужно делать перерывы (10 минут) для релаксирующих упражнений и пальчиковой гимнастики.

Сроки реализации программы – 3 года. Хотя программой и предусматривается возможность дополнительного обучения (в каникулярное время), связанного с повышением уровня образованности при условии формирования у детей в процессе занятий устойчивого интереса и положительной мотивации к продолжению деятельности.

Организация образовательного процесса

Приступая к работе, надо правильно организовать рабочее место. Подобрать необходимые для занятий материалы, инструменты и приспособления, удобно расположить их.

При работе со стеками, формочками и др. инструментами строго соблюдать правила безопасности труда (с детьми проводится беседа по ТБ)

Необходимо хорошо знать особенности каждого ребёнка и следить за его развитием и состоянием на момент занятий.

Средства обучения

Для реализации программы ИЗО «Радуга» необходима следующая материальная база: учебный кабинет для занятий; доска рабочая; рабочие столы, стулья;

Материал для работы кружка: клеенки, альбомы, краски (акварель, гуашь), фломастеры, цветные карандаши, восковые мелки, пастель, ватные палочки, палочки или старые стержни для процарапывания или зубочистки, клей, кисти, зубные щетки стаканчики для воды и другие материалы необходимые для нетрадиционной техники рисования, раковина для мытья рук с холодной и горячей водой.

Оптимальные условия для реализации потребностей и развития способностей обучающихся формируются через постановку и принятие учебно-творческих задач, продуктивные виды художественно-творческой деятельности, выполнение авторских работ и коллективных заданий, а также методы контроля и самоконтроля. Кроме того, апробация данной программы помогает избежать узкой предметно-профильной направленности образовательного процесса. А организация на занятиях атмосферы взаимопонимания и дружеской поддержки, проявление внимания к индивидуальным особенностям детей приводят к высокой результативности в работе с учащимися, что позволяет повысить их уровень образованности.

Учебный план

1 год обучения 74 часа в год

Модуль

Количество часов

1. Введение в программу.

Знакомство с программой.
Особенности первого года обучения.

1

2. Живопись.

23

3. Рисунок.

18

4. Декоративное рисование

16

5.Выразительные средства графических материалов

12

6.Экскурсии

3

7. Итоговое занятие

1

Итого:

74


 

Учебно-тематическое планирование на 1 год обучения

Тема

Всего часов

Теория

Практика

1

Введение в программу.

Знакомство с программой.
Особенности первого года обучения.
Правила техники безопасности в изостудии

1

1

 

2

Живопись.

Свойства красок.

1«Танец дружных красок»,

2 «Ссора красок»,

3«Сказочные коврики»,

4«Витражные окошки».

Цветоведение. Королева Кисточка и волшебные превращения красок.

1«Цветик-семицветик»,

2.«Радуга-дуга»,

3.«Праздничный букет»,

4.« Осенняя фантазия».

Праздник тёплых и холодных цветов

1.«Холод – тепло»,

2. «Сказочное солнышко»,

3«Золотая рыбка»,

4.«Морское дно»,

5.«Зимний лес».

Серо-чёрный мир красок

1.«Сказочные горы»,

2.«Кошка у окошка»,

3. «Серые зайчата»

Красочное настроение

1. «Закат на море»

2. «Птицы волшебного сада»

5


 


 


 

5


 


 

6


 


 


 

4


 


 

3

1


 


 


 

1


 


 

1


 


 


 

1


 


 

1

4


 


 


 

4


 


 

5


 


 


 

3


 


 

2

3

Рисунок.

Волшебная линия.

1.«Линейная фантазия»,

2. «Старинный терем»,

3.«Герб семьи»

Точка.

1.«Одуванчики»,

2. «Первый снег»

Пятно.

1.«Танец бабочек»,

2.«Образ доброго и злого сказочного героя».

Форма.

1.«Построй сказочный город»,

2. «Волшебные снежинки»

3. «Транспорт»

Контраст форм

1.«Листопад»,

2.«Дары осени»,

3.«Лесной хоровод»

4


 


 

3


 


 

3


 

4


 

4

1


 


 

1


 


 

1


 

1


 

1

3


 


 

2


 


 

2


 

3


 

3

4

Декоративное рисование

Симметрия

1.«Чего на свете не бывает?»,

2.«Чудо-бабочка»,

Стилизация

1.«Жар-птица»,

2.«Древо жизни»,

3.«Сказочные кони».

Декоративные узоры

1.« Рукавичка»,

2.«Пёстрая черепашка».

Орнамент

1.«Весёлые буквы»,

2. «Бабушкин коврик»

Сказочная композиция

1.«Оживший зачарованный мир»,

2. «Добрая сказка».

3


 


 

4


 

3


 

3


 

3

1


 


 

1


 

1


 

1


 

1

2


 


 

3


 

2


 

2


 

2

5

Выразительные средства графических материалов

Цветные карандаши

1.«Цветущий луг»,

2. «Жираф»

Гелевые ручки, тушь

1.«Лесной волшебник»,

2.«Паук и паутина».

Восковые мелки, фломастеры

1.«Весёлые и грустные клоуны»,

2.«Натюрморт».

Пастель

1.«Букет в вазе»,

2.«Сказочный герой».

3


 


 

3


 

3


 

3

1


 


 

1


 

1


 

1

2


 


 

2


 

2


 

2

6

Экскурсии в музеи и на выставки

3

3

-

7

Итоговое занятие «Путешествие в страну Вообразилия»

1

 

1

 

Итого:

74

23

51


 

Содержание программы
Тема 1.1. Знакомство с программой. Особенности первого года обучения.
Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом первого года обучения. Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом.

Тема 1.2. Правила техники безопасности в изостудии.
Техника безопасности в изостудии. Организация рабочего места. Знакомство с художественными материалами и оборудованием.

Раздел 2. Живопись.
Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. Отождествление художника и волшебника в древние времена.

Тема 2.1. Свойства красок.
Особенности гуаши: плотность, густая консистенция, возможность использования для перекрытия одного слоя краски другим, легкость смешивания, возможность получения разнообразных спецэффектов.
Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с различными приемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге (вливания цвета в цвет).
Экспериментирование в работе с акварелью (снятие краски губкой, использование соли и выдувание соломинкой акварельных клякс).

Практическое занятие. Работа с красками. Выполнение заданий: «Танец дружных красок», «Ссора красок», «Сказочные коврики», «Витражные окошки».

Тема 2.2. Королева Кисточка и волшебные превращения красок.
Знакомство с историей возникновения кисти. Различные типы кистей: жёсткие и мягкие, круглые и плоские, большие и маленькие. Правила работы и уход за кистями. Понятие различных видов мазков, полученных при разном нажиме на кисть: «штрих-дождик», «звёздочка», «кирпичик», «волна». Главные краски на службе у Королевы Кисточки (красная, синяя, жёлтая), секрет их волшебства. Способы получения составных цветов путем смешивания главных красок.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Цветик-семицветик», «Радуга-дуга», «Праздничный букет», « Осенняя фантазия».

Тема 2.3. Праздник тёплых и холодных цветов.
Знакомство с богатой красочной палитрой на примере природных явлений (гроза, снежная буря, огонь, извержение вулкана). Деление цветов на тёплые и холодные. Особенности тёплых цветов (ощущение тепла, согревания). Особенности холодных цветов (чувство прохлады). Взаимодополнения тёплых и холодных цветов.
Практическое занятие. Выполнение заданий: упражнение на зрительную и ассоциативную память «Холод – тепло», «Сказочное солнышко», «Золотая рыбка», «Морское дно», «Зимний лес».

Тема 2.4. Серо-чёрный мир красок.
Ахроматические цвета (цвета бесцветные, различающиеся по светлоте). Богатство оттенков серого цвета. «Волшебные» возможности ахроматической палитры и деление цветов от светло-серого до чёрного. Понятие возможной перспективы при использовании ахроматических цветов (дальше – светлее, ближе – темнее).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Сказочные горы», «Кошка у окошка», «Серые зайчата»

Тема 2.5. Красочное настроение.
Деления цветов на насыщенные (яркие) и малонасыщенные (блеклые). Насыщенность как степень отличия цвета от серого. Приёмы постепенного добавления в яркий цвет белой или чёрной краски. Блеклые красочные сочетания. Изменения «настроения цвета» при добавлении белой краски. Цветовые ощущения в результате добавления белой краски (нежность, лёгкость, воздушность). Цветовые ощущения при добавлении чёрной краски цвета (тяжесть, тревожность, загадочность).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Закат на море» «Птицы волшебного сада»

Раздел 3. Рисунок.
Рисунок как непосредственный вид искусства. Рисунок простым карандашом, фломастером, шариковой или гелевой ручкой, углём, пастелью, тушью, восковыми мелками.

Тема 3.1. Волшебная линия.
Линии – начало всех начал. Классификация линий: короткие и длинные, простые и сложные, толстые и тонкие. «Характер линий» (злой, весёлый, спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Линейная фантазия», «Старинный терем», «Герб семьи»

Тема 3.2. Точка.
Точка – «подружка» линии. Способы получения точки на бумаги: лёгкое касание карандаша, касание другого рисующего предмета. «Характер точек»: жирные и тонкие, большие и маленькие, круглые и сложной формы. Техника пуантелизма (создание изображения при помощи одних лишь точек). Особенности работы в технике пуантелизма с использованием разнообразных изобразительных материалов (маркеры, пастель, цветные фломастеры и карандаши).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Одуванчики», «Первый снег»

Тема 3.3. Пятно.
Пятно как украшение рисунка. «Характер пятен». Зависимость пятен от их плотности, размера и тональности. Техника создание пятна в рисунке. Изображение пятна разными способами: различным нажимом на рисовальный инструмент, наслоением штрихов друг на друга, нанесением на лист бумаги множества точек, сеточек или других элементов. Пятно, полученное с помощью заливки тушью (четкий контур, схожесть с силуэтом).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Танец бабочек», «Образ доброго и злого сказочного героя».

Тема 3.4. Форма.
Понимание формы предмета. Знакомство с различными видами форм (геометрическими, природными, фантазийными), способы их изображения на бумаге. Формы и ассоциации.
Практическое занятие. Задания-игры: «Построй сказочный город», «Волшебные снежинки», «Транспорт»

Тема 3.5. Контраст форм.
Контраст форм на примере осенних листьев и деревьев. Природа – самая талантливая художница (разнообразие «растительного царства»; различные природные формы и их строение). Соединение и комбинирование между собой различных контрастных форм.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Листопад», «Дары осени», «Лесной хоровод»

Раздел 4. Декоративное рисование.
Декоративное рисование и его роль в развитии детей младшего школьного возраста. Декоративное рисование и возможности развития абстрактного мышления, творческой импровизации ребёнка.

Тема 4.1. Симметрия.
Понятие симметрии и асимметрии на примерах природных форм. Использование средней линии как вспомогательной при рисовании симметричной фигуры. Два игровых способа изображения симметрии:
- одновременное рисование двумя руками сразу;
- использование сложенного листа бумаги в технике «монотипия» с дальнейшей прорисовкой деталей.

Практическое занятие. Задания-игры: «Чего на свете не бывает?», «Чудо-бабочка»,

Тема 4.2. Стилизация.
Стилизация как упрощение и обобщение природных форм. Особенности художественного видения мира детьми: яркость восприятия, плоскостное мышление, двухмерность изображения. Стилизация как способ детского рисования. Знакомство с лучшими образцами народного творчества (прялки, туеса, вышивка, дымковская игрушка и др.).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Жар-птица», «Древо жизни», «Сказочные кони».

Тема 4.3. Декоративные узоры.
Узоры как средство украшения. Узоры, созданные природой (снежинки, ледяные узоры на стекле). Узоры, придуманные художником. Выразительные возможности и многообразие узоров.
Практическое занятие. Выполнение заданий с использованием необычных для рисования предметов – ватных палочек, расчёски, кулинарных формочек: «Рукавичка», «Пёстрая черепашка».

Тема 4.4. Орнамент.
Орнамент – повторение рисунка через определённый интервал. Тайна ритма и создание с его помощью сложных узоров и орнамента. Чудесные ритмо-превращения (растительные и геометрические орнаменты).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Весёлые буквы», «Бабушкин коврик»

Тема 4.5. Сказочная композиция.
Сказка – любимый жанр художников. Сказка, увиденная глазами художника. Работа от эскиза («сказочной разминки») до композиции. Разнообразный характер сказочных героев.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Оживший зачарованный мир», «Добрая сказка».

Раздел 5. Выразительные средства графических материалов
Разнообразие выразительных средств графических материалов. Художественные образы, создаваемые с помощью графических материалов: добрые и злые, весёлые и грустные, простые и загадочные.

Тема 5.1. Цветные карандаши.
Техника работы цветными карандашами. Создание многочисленных оттенков цвета путем мягкого сплавления разных цветных карандашей.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Цветущий луг», «Жираф»


 

Тема 5.2. Гелевые ручки, тушь.
Знакомство с выразительными возможностями работы гелевой ручкой и тушью. Создание разнообразных линий (изящных и тонких или резких и жёстких). Рисование непрерывной линией и короткими мини-черточками (штрихами). Работа пером и тушью по влажной бумаге для передачи в рисунке характера «пушистого» пятна.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Лесной волшебник», «Паук и паутина».


Тема 5.3. Восковые мелки, фломастеры.
Знакомство с техникой работы восковыми мелками и фломастерами. Экспериментирование с цветом (накладывание одного слоя на другой). Граттаж – процарапывание по восковому фону рисунка, залитого черной тушью. Рисование различными видами фломастеров (тонкими и широкими, цветными и монохромными).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Весёлые и грустные клоуны», «Натюрморт».


Тема 5.4. Пастель
Художественная возможность пастели, угля. Различные приемы работы: растушевка пальцем, рисование боковинкой и кончиком. Рисование на шероховатой тонированной бумаге: техника свободного, размашистого штриха с эффектом воздушности (пастель) и бархатностью (уголь).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Букет в вазе», «Сказочный герой».

Раздел 6. Экскурсии в музеи и на выставки
Посещение художественных музеев и выставок, знакомство с произведениями искусства (живописью, графикой, скульптурой). Путешествие в мир искусства: Дом Корбакова, Вологодская картинная галерея

Раздел 7. Итоговое занятие
Тестирование для проверки теоретических знаний обучающихся.
Просмотр учебных работ и творческих заданий за учебный год.

Учебный план

2 год обучения 74 часа в год

Модуль

Количество часов

1. Введение в программу. Особенности второго года обучения

1

2. Живопись. Гармония цвета. Смешивание красок

15

3. Азбука рисования. Пропорции. Плоскостное и объёмное изображение

8

4. Пейзаж. Городской пейзаж.

15

5. Фигура и портрет человека

9

6. Натюрморт и его изобразительные возможности

7

7. Азы композиции. Линия горизонта

12

8.Декоративно прикладное рисование

3

9. Экскурсии в музеи и на выставки

3

10. Итоговое занятие

1

Итого:

74


Учебно-тематическое планирование на 2 год обучения

Тема

Всего часов

Теория

Практика

1

Введение в программу. «С чего начинается рисование» « Сказка про краски». Правила техники безопасности в изостудии. Особенности второго года обучения

1

1

 

2

Королева Живопись. Гармония цвета. Смешивание красок

1.«Рисование  воздушных шариков для Винни-Пуха».

2.«Пейзаж настроения»,

3.«Праздничный букет»

4. Иллюстрация к сказке «Петушок – золотой гребешок»,

Контраст цвета.

1.«Огни цирка»,

2 «Сказочная птица»,

3.«Теремок»,

4.« Красота вокруг нас».

Цветные кляксы.

1«Цветные сны»,

2. «Северное сияние»

3. «Мыльные пузыри»

4. «Узоры на стекле»

5


 


 


 


 


 


 

5


 


 


 


 

5


 

 

1


 


 


 


 


 


 

1


 


 


 


 

1


 

 

4


 


 


 


 


 


 

4


 


 


 

 

4


 

 

3

Азбука рисования. Пропорции.

Плоскостное и объёмное изображение

1.«Геометрический коврик»,

2.«Эскиз витража»,

3.«Любимые игрушки»,

4.«Братья наши меньшие»

Рисование с натуры и по памяти

1.«Зарисовки предметов быта»,

2.«Ваза с фруктами»

5


 


 


 


 


 

3

1


 


 


 


 


 

1

4


 


 


 


 


 

2

4

Пейзаж. Городской пейзаж.

Образ дерева

1.«Древо жизни»,

2.«Лесная тропинка»,

3. «Яблоня в цвету»,

4. .«Хвойные деревья»,

5.«Мой любимый город»

Живописная связь неба и земли

1.«Закат»,

2. «Солнечный денёк».

3. «За синими морями, за высокими горами».

Многослойная живопись на тему «Времена года»

1.«Царство осеннего леса»,

2.« Зимние забавы»,

3.«Весенняя мелодия»,

4.«Как я провел лето»

6


 


 


 


 


 


 

4


 


 


 

5


 


 

1


 


 


 


 


 


 

1


 


 


 

1

5


 


 


 


 


 


 

3


 


 


 

4


 


 


 

5

Фигура и портрет человека.

Набросок с натуры.

1.«Наброски, выполненные в жанре карикатуры, шаржа»,

2. «Наброски фигуры человека, выполненные одним цветом и кистью».

Силуэт.

1. «Добрый и злой сказочный герой»

Живописный портрет

1. «Автопортрет»,

2.«Семейный портрет».

Фигура человека в движении

1. «Фигурное катание»,

2.«Спортивные соревнования»,

3. «Танец».

9

1

8

6

Натюрморт и его изобразительные возможности.

1. «Создай свою историю из предметов».

Натюрморт в холодной гамме.

1.«Гжельский букет»,

2.«Зимняя фантазия».

Натюрморт в теплой гамме.

1.«Дары осени»,

2.«Осенний букет»

3. «Летний декоративный натюрморт»

7

1

6

7

Азы композиции

Линия горизонта

1.«Восход солнца»,

2.«Полёт птиц»,

3.«Моя комната»

Композиционный центр

1.«На берегу моря»,

2.«Ночной город»,

3.«Моя любимая сказка».

Ритм и движение

1. «Скачущая лошадь»

2.«Братья наши меньшие»

3. Коллаж «На улице городской»

4


 


 


 


 

4


 


 


 


 

4

1


 


 


 


 

1


 


 


 


 

1

3


 


 


 


 

3


 


 


 


 

3

8

Декоративно прикладное рисование.

Особенности русских народных промыслов.

1. «Птица счастья»,

2.« Дымковская сказка»

3

1

2

9

Экскурсии в музеи и на выставки

3

3

-

10

Итоговое занятие на тему: «Мои увлечения»

1

 

1

 

Итого:

74

18

56


 

Содержание программы

Раздел 1. Введение в программу.


Тема 1.1. Правила техники безопасности в изостудии.
Повторение правил техники безопасности. Правила личной гигиены при работе в изостудии.


Тема 1.2. Особенности второго года обучения.
Обсуждение учебного плана второго года обучения. Знакомство с новыми художественными материалами и инструментами.

Раздел 2. Королева Живопись.
Основы цветоведения. Цветовой круг


Тема 2.1. Гармония цвета. Смешивание красок.
Различные сочетания одного и того же цвета. Знакомство с гармоническим сочетанием цвета и «красочным винегретом».
Практическое занятие. Примерные задания: «Рисование  воздушных шариков для Винни-Пуха», «Пейзаж настроения», «Праздничный букет», иллюстрация к сказке «Петушок – золотой гребешок»

Тема 2.2. Контраст цвета.
Три пары контрастных цветов: жёлтый – синий, красный – зелёный, оранжевый – фиолетовый. Использование контраста цвета для выделения главного.
Практическое занятие Примерные задания: «Огни цирка», «Сказочная птица», «Теремок», « Красота вокруг нас».

Тема 2.3. Цветные кляксы.
Умение смешивать краски и получать красивые цветовые пятна. Получение пятна-отпечатка в технике «монотипия». Дорисовка красочного пятна.
Практическое занятие. Примерные задания: «Цветные сны», « Северное сияние», «Мыльные пузыри», «Узоры на стекле»

Раздел 3. Азбука рисования.

Тема 3.1. Пропорции.
Пропорции – соотношение частей по величине.

Тема 3.2. Плоскостное и объёмное изображение.
Плоскостное или объёмное изображение предметов в рисунке. Передача плоской фигуры линией, а объёмной фигуры – линиями и светотенью. Длина, ширина и высота объёмных тел (куб, шар, пирамида). Похожесть плоских форм (фигуры) на силуэты (квадрат, круг, треугольник).
Практическое занятие. Примерные задания: «Геометрический коврик», «Эскиз витража», «Любимые игрушки», «Братья наши меньшие»

Тема 3.3. Рисование с натуры и по памяти.
Изучение натуры. Изображение натуры с «нужными» деталями. Рисование с натуры. Рисование по памяти.
Практическое занятие. Примерные задания: «Зарисовки предметов быта», « Ваза с фруктами»

Раздел 4. Пейзаж. Городской пейзаж
Работа над пейзажем как средство воспитания эстетического отношения к природе, умения видеть её красоту в разные времена года.

Тема 4.1. Образ дерева. Понятие о пластическом характере деревьев. Графические зарисовки деревьев. Возможность с помощью силуэтов деревьев сравнить формы различных деревьев с геометрическими фигурами (овал, круг, треугольник).
Практическое занятие. Примерные задания: «Древо жизни», «Лесная тропинка», «Яблоня в цвету», «Хвойные деревья», «Мой любимый город»

Тема 4.2. Живописная связь неба и земли.
Разнообразные цветотональные отношения земли и неба в разных погодных состояниях. Колористические особенности погоды и освещения. Понятие “заливка”. Использование заливки для изображения неба, воды, гор.
Практическое занятие. Примерные задания: «Закат», «Хмурый лес», «Солнечный денёк», «За синими морями, за высокими горами»

Тема 4.3. Многослойная живопись на тему «Времена года».
Понятие многослойной живописи. Этапы выполнения техники. Формирование целостного колористического видения пейзажа, его особенностей в разное время года.

Практическое занятие. Тренировка в быстром наложении слоёв друг на друга после полного высыхания. Примерные задания: «Царство осеннего леса», «Хрустальная зима», «Весенняя мелодия», «Как я провел лето»

Раздел 5. Фигура и портрет человека

Тема 5.1 Набросок с натуры

Набросок с натуры – средство быстро увидеть конечный результат и в дальнейшей работе исправить свои ошибки. Обучение пятновому и линейному наброску. Передача в быстром рисунке характерность образа.

Практическое занятие. Примерные задания: «Наброски, выполненные в жанре карикатуры, шаржа», «Наброски фигуры человека, выполненные одним цветом и кистью».

Тема 5.2. Силуэт

Создание графического портретного рисунка в технике силуэта, что дает возможность необыкновенной выразительности образа человека.

Практическое занятие. Примерное задание «Добрый и злой сказочный герой».

Тема 5.3. Живописный портрет

Цветовое решение образа в портрете. Цвет как выражение характера человека, его настроения. Влияние живописного фона на создание образа.
Практическое занятие. Примерные задания: «Автопортрет», «Семейный портрет».

Тема 5.4.Фигура человека в движении

Образная выразительность фигуры человека, изображенной в движении. Конструкция фигуры, основные пропорции и их индивидуальность.

Практическое занятие. Примерные задания: «Фигурное катание», «Спортивные соревнования», «Танец».

Раздел 6. Натюрморт и его изобразительные возможности.

Тематические натюрморты выражают отношение художника к миру и умение группировать «говорящие вещи». Знакомство с историей появления этого жанра в изобразительном искусстве.

Практическое занятие «Создай свою историю из предметов».

Тема 6.1. Натюрморт в холодной гамме.

Использование предметов холодных цветов (синих, голубых, фиолетовых, белых).

Практическое занятие. Примерные задания: натюрморт на тему «Гжельский букет», «Зимняя фантазия».

Тема 6.2. Натюрморт в тёплой гамме.
Создание живописного натюрморта в тёплой гамме для передачи красочного богатства осенней палитры.
Практическое занятие. Примерные задания: натюрморт на тему «Дары осени», «Осенний букет», «Летний декоративный натюрморт»

Раздел 7. Азы композиции.
Знакомство с основными правилами композиционного построения на листе бумаги (вертикальный и горизонтальный формат листа).

Тема 7.1. Линия горизонта.
Изменение горизонта и его высоты от точки зрения. Линия горизонта – граница между небом и землей.
Практическое занятие. Примерные задания: «Восход солнца», «Полёт птиц», «Моя комната»

Тема 7.2. Композиционный центр.
Композиционный центр – это доминирующее пятно. Оно может менять свое место на листе бумаги в зависимости от желания художника.
Практическое занятие. Примерные задания: «На берегу моря», «Ночной город», «Моя любимая сказка».

Тема 7.3. Ритм и движение.
Композиция как ритм пятен. Разнообразные варианты ритмических пятен для передачи движения в композиции.
Практическое занятие. Примерные задания: «Скачущая лошадь», «Братья наши меньшие», коллаж «На улице городской»

Раздел 8.Декоративно прикладное рисование.

Тема 8.1. Особенности русских народных промыслов.

Знакомство с любимыми персонажами народного творчества.

Практическое занятие. Примерные задания: «Птица счастья», «Дымковская сказка»
Раздел 9. Экскурсии в музеи и на выставки.

Раздел 10. Итоговое занятие: Творческие работы на тему «Мои увлечения»

Выявление освоения теоретических знаний с помощью тестирования. Просмотр творческих работ обучающихся и их обсуждение.

Учебный план

3 год обучения 74 часа в год

Модуль

Количество часов

1.Введение в программу. Знакомство с нетрадиционной техникой рисования с использованием новых художественных материалов и инструментов.

4

2. Пальцевая техника.

3

3. Акварель и восковые мелки.

3

4. Рисование методом тычка.

3

5. Графика.Граттаж.

15

6. Каракулеграфия.

3

7. Шаблонография.

3

8. Кляксография .

3

9. Набрызг.

4

10. Точечный рисунок.

3

11. Пластилинография.

3

12. Ниткография.

3

13.Витраж

3

14. Фотокопия.

3

15. Рисование на кафеле, камне, дереве и стекле.

9

16. Рисование крупой

3

17.Экскурсии в музеи и на выставки

3

18. Итоговое занятие

3

Итого:

74


 

Учебно-тематическое планирование на 3 год обучения

Тема

Всего часов

Теория

Практика

1

1. Введение в программу. “Как стать художником?

1.1 Знакомство с нетрадиционной техникой рисования с использованием новых художественных материалов и инструментов. 1.2.Правила техники безопасности в изостудии. 1.3.Особенности третьего года обучения Организация рабочего места.

4

3

1

2

Пальцевая техника.

1. «Натюрморт - Бабочка и свеча» (создание несложного сюжета)

2. «Цветочная поляна» (разнообразная техника рисования цветов)

3

1

2

3

Акварель и восковые мелки. Цветные карандаши и фломастеры. Рисование любимой сказки.

1. «Колобок» (построение композиции);

2. «Ожившая сказка» (разнообразие композиционных решений)

3

1

2

4

Рисование методом тычка. Дождливый пейзаж.

1. «Дерево под дождём» (рисование по мокрой бумаге);

2. «Черемуха» (рисование ватными палочками)

3

1

2

5

Графика.Граттаж.

1.«Космические дали»,

2.«Праздничный город»

Монотипия.

1.«Волшебные бабочки»,

2.«Чудо-рыба»

Гравюра на картоне

1.«Хоровод»,

2.«Спортивные игры»

Линогравюра

1.« Вологодское кружево»,

2.«Северное сияние».

Гризайль

1.«Метель в лесу»,

2.«Вид из окна»

15


 

1


 


 

1


 


 

1


 


 

1


 


 

1


 

10

6

Каракулеграфия.

1.«Волшебный карандашик» (закрепление умений в использовании различных приёмов рисования цветными карандашами)

2. «Невиданное животное» (рисование ватными палочками)

3

1

2

7

Шаблонография. Рисование кота, собаки (игрушки)

1. «Рисуем по шаблону» (рисование с использованием фломастеров и маркеров по трафарету)

2. «Золотой петушок»

3

1

2

8

Кляксография . Холодный пейзаж.

1. «Зимний пейзаж» (особенности композиции пейзажа; техника раздувания трубочкой)

2. «Следы зверей в зимнем лесу» (оттиск ластиком)

3

1

2

9

Набрызг. Создание фона. Рисование лица человека.

1. «Пропорции и мимика лица человека» (рисование эмоциональных переживаний, лица человека). Графический рисунок.

2. «Портрет мамы» (рисование характерных особенностей лица человека);

3. «Шарж» (мимика лица)

4

1

3

10

Точечный рисунок. Экспериментирование в изодеятельности (рисование ластиком).

1. «Весенняя фантазия»

2. Оттиски и отпечатки. «Книжка-малышка» (рисование с использованием различных материалов).

3

1

2

11

Пластилинография. Космическая картинка.

1. “Неизвестная планета” (применение разнообразных композиционных решений);

2. “Портрет инопланетян” (изображение объектов состоящих из нескольких частей прямоугольной и круглой формы)

3

1

2

12

Ниткография. Изготовление открытки для мамы.

1. «Открытка – подарок» (создание композиции с применением различных художественных материалов);

2. «Рисунок – поздравление» (создание композиции в сочетании рисунка и текста)

3

1

2

13

Витраж (клеевой рисунок). Подводный мир.

1. «Кто живёт под водой?» (закрепление умения рисовать акварелью);

2. «Кит и Дельфин» (закрепление умения рисовать гуашью).

3

1

2

14

Фотокопия. Игра с красками, свободное рисование.

1. «Кружевные узоры» (закрепление технических умений и навыков рисования нетрадиционными художественными материалами);

2. «Симметричные отпечатки: бабочка, стрекоза, ромашка» (развитие фантазии, творческой активности)

3

1

2

15

Рисование на кафеле, камне, дереве и стекле.

1. «Мой город» (рисование на кафеле);

2.«Летний пейзаж» (рисование на камне)

3. «Барышня» (рисование на заготовке из дерева)

4. «Ваза» (рисование на стекле)

9

1

8

 

16

Рисование крупой

1.«На пруду»

2.« Цветочная поляна»

3

1

2

17

Экскурсии в музеи и на выставки

3

3

 

18

Итоговое занятие на тему:

1.«Мои увлечения». Художественные материалы по выбору детей.

2. Повторение освоенных ранее изображений. Разработка композиции на свободную тему самостоятельно.

3

1

2

 

Итого:

74

26

48


 

Содержание программы

Тема 1. Введение в программу. Вводное занятие “Как стать художником?”

Теория: Организация рабочего места. Рассказ педагога о целях и задачах работы. Техника безопасности при работе. Планирование работы кружка. Знакомство с нетрадиционной техникой рисования с использованием новых художественных материалов и инструментов. Особенности третьего года обучения.

Тема 2. Пальцевая техника.

Создание несложного сюжета, разнообразная техника рисования цветов с использованием красок.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно

Материалы: бумага, гуашь, кисть, стаканчик с водой, салфетка

Способ получения изображения: примакивание пальцев руки к поверхности листа бумаги разными способами (кончиками-подушечками, боковой стороной фаланги) для получения разных отпечатков.


Практическое занятие. Примерные задания: «Натюрморт - Бабочка и свеча», «Цветочная поляна»

Тема 3. Акварель и восковые мелки. Построение композиции, разнообразие композиционных решений с использованием цветных карандашей и фломастеров. Рисование любимой сказки.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Практическое занятие. Примерные задания: «Колобок», «Ожившая сказка».

Тема 4. Рисование методом тычка. Дождливый пейзаж.

Рисование по мокрой бумаге, рисование ватными палочками. Средства выразительности: линия, штрих, контраст.

Материалы: альбомный лист, гуашь, стаканчик с водой, ватные палочки, салфетки

Способ получения изображения: для работы понадобиться ватная палочка, которую нужно опустить в краску и на лист бумаги ритмично тычками наносить рисунок.

Практическое занятие. Примерные задания: «Дерево под дождём», «Черемуха»

Тема 5. Графика.

5.1.Граттаж.

Средства выразительности: линия, штрих, цвет.

Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами или зубочистка.

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.

Практическое занятие. Примерные задания: «Космические дали» (черно-белый), «Праздничный город» (цветной)

5.2. Монотипия.

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Практическое занятие. Примерные задания: «Волшебные бабочки», «Чудо-рыба»

5.3. Гравюра на картоне
Умение расчленять рисунок на части. Наклеивание некоторых деталей одну на другую для создания разнообразных оттенков и фактур. Получение различных оттисков при многократном использовании клише.

Практическое занятие. Примерные задания: «Хоровод», «Спортивные игры»

5.4. Линогравюра
Линогравюра как наиболее сложный вид графики. Широкое применение в студии (выполнение пригласительных билетов, праздничных открыток, афиши). Чрезвычайно большие возможности линогравюры в передаче тональности, то есть различной степени светлоты предмета. Разнообразие линий в линогравюре (параллельные, пересекающиеся, округлые, пунктирные).

Практическое занятие. Примерные задания: « Вологодское кружево», «Северное сияние».

5.5.Гризайль

Знакомство с различными приёмами работы в этой технике для получения тоновых отношений (одноцветная живопись с использованием тоновой растяжки).

Практическое занятие. Примерные задания: «Метель в лесу», «Вид из окна»

Тема 6. Каракулеграфия.

Закрепление умений в использовании различных приёмов рисования цветными карандашами. Разработка идеи, творческое выполнение работы.

Средства выразительности: цвет, линия

Материалы: альбомный лист с незаконченным рисунком, простой карандаш

1. Если на листе бумаги изобразить какие-нибудь каракули или недорисованный контур предмета, то можно увидеть в них какие-то объекты, постараться их дорисовать, дополнить необходимыми элементами.

2.Раздувание краски.

Средства выразительности: цвет, линия. Материалы: трубочка для коктейля или полая часть от шариковой ручки, альбомный лист, набор красок, кисть, стаканчик с водой, фломастеры, салфетка

Способ получения изображения: на лист бумаги наносится несколько капель жидкой краски, берется трубочка, нижний конец направляется в центр кляксы и краска раздувается в разные стороны. Затем отельные детали дорисовываются кистью или фломастерами.

Практическое занятие. Примерные задания: «Волшебный карандашик», «Невиданное животное» (рисование ватными палочками)

Тема 7. Шаблонография.

Рисование кота, собаки (игрушки) с использованием фломастеров и маркеров по трафарету

Средства выразительности: цвет, линия

Материалы: альбомный лист, набор шаблонов из геометрических фигур, простой карандаш, набор цветных карандашей, фломастеров, картинки загадки

Способ получения изображения: чтобы нарисовать предмет, нужно представить из каких геометрических фигур он состоит. Данная техника предполагает обрисовывание заранее приготовленных шаблонов – геометрических фигур – с целью составить и изобразить отдельный объект или сюжетную картинку.

Практическое занятие. Примерные задания: «Рисуем по шаблону». «Золотой петушок»

Тема 8. Кляксография . Холодный пейзаж.

Способы рисования кляксами. Особенности композиции пейзажа; техника раздувания трубочкой, оттиск ластиком.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, кисть.

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

Практическое занятие. Примерные задания: «Зимний пейзаж» (с трубочкой), «Следы зверей в зимнем лесу» (обычная )

Тема 9. Набрызг.

Создание фона. Рисование лица человека. Рисование эмоциональных переживаний, лица человека и характерных особенностей лица человека.

Средства выразительности: пятно, цвет, контраст.

Материалы: альбомный лист, акварель, стаканчик с водой, расческа, зубная счетка, палитра, салфетки, кисточка или губка.

Кисточкой набирается краска (акварель) и наносится равномерно на расческу. Произвольно двигая расческой поверх листа, наносится набрызг.

Практическое занятие. Примерные задания: «Пропорции и мимика лица человека» (графический рисунок), «Портрет мамы» (рисование); «Шарж» (мимика лица)

Тема 10. Точечный рисунок. Оттиски и отпечатки.

Экспериментирование в изодеятельности (рисование ластиком).

Практическое занятие. Примерные задания: « Весенняя фантазия», «Книжка-малышка» (рисование с использованием различных материалов).

Тема 11. Пластилинография. Космическая картинка.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: пластилин разных цветов, стеки, картон разной формы и разных размеров.

Способ получения изображения: ребенок отщипывает кусочками пластилин и размазывает на белом листе бумаги по уже заготовленному контуру, накладывая “мазки” один на другой. Можно большую выразительность придать, смешивая кусочки пластилина разного цвета.

Применение разнообразных композиционных решений. Изображение объектов состоящих из нескольких частей прямоугольной и круглой формы

Практическое занятие. Примерные задания: «Неизвестная планета», «Портрет инопланетян»

Тема 12. Ниткография. Изготовление открытки для мамы.

Создание композиции с применением различных художественных материалов. Создание композиции в сочетании рисунка и текста.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины.

Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

Практическое занятие. Примерные задания: «Открытка – подарок», «Рисунок – поздравление»

Тема 13. Витраж (клеевой рисунок). «Подводный мир».

Закрепление умения рисовать акварелью и гуашью.

Средства выразительности: линия, штрих, контраст.

Материалы: альбомный лист, гуашь, стаканчик с водой, палитра, салфетки, клей ПВА с дозируемым носиком, простой карандаш

Клеем ПВА на лист бумаги наносится контур рисунка (можно предварительно сделать контур простым карандашом) дается время просыхания клеевой основы рисунка – витража, затем пространство между контурами раскрашиваются яркими красками. Клеевые границы не позволяют краске растекаться и смешиваться.

Практическое занятие. Примерные задания: «Кто живёт под водой?», «Кит и Дельфин»

Тема 14. Фотокопия. Игра с красками, свободное рисование.

Развитие фантазии, творческой активности. Закрепление технических умений и навыков рисования нетрадиционными художественными материалами.

Практическое занятие. Примерные задания: «Кружевные узоры», «Симметричные отпечатки: бабочка, стрекоза, ромашка»

Тема 15. Рисование на кафеле, камне, дереве и стекле.

Знакомство с приемом рисования “по- сырому” или равномерно окрашенному.

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: камень, кафельная плитка, деревянная заготовка, стеклянная бутылка, гуашь, акварель, баночка с водой, кисти, салфетка, палитра, влажная губка, ватные палочки, простой карандаш.

Способ получения изображения: сначала на камень, стеклянную бутылку, или кафель наносится фон. После высыхания наносят рисунок красками, используя в работе не только кисть, но и ватные палочки. Простой карандаш используется для эскиза на деревянной заготовке, затем уже для раскрашивания используются краски.

Практическое занятие. Примерные задания: «Мой город» (рисование на кафеле), «Летний пейзаж» (рисование на камне), «Барышня» (рисование на заготовке из дерева), «Ваза» (рисование на стекле)

Тема 16. Рисование крупой

Освоение техники выполнения, выполнение индивидуального рисунка.

Материалы: манная крупа, клей-карандаш, простой карандаш, гуашь, акварель, баночка с водой, кисти, салфетка, палитра.

Способ получения изображения: на лист наносится заданный по теме рисунок простым карандашом (можно использовать трафарет)), затем внутренний рисунок закрашивается клеем (до контура) на который постепенно рассыпается мука. Заключительный этап –раскрашивание, можно использовать в работе не только кисть, но и ватные палочки.

Практическое занятие. Примерные задания: «На пруду», « Цветочная поляна»

Тема 17. Экскурсии в музеи и на выставки

Тема 18. Итоговое занятие

Проведение итогового тестирования для выявления степени усвоения теоретических знаний. Просмотр учебных творческих работ обучающихся в форме мини-выставки, обсуждение результатов работы. Повторение освоенных ранее изображений. Разработка композиции на свободную тему самостоятельно.

Практическое занятие. Примерные задания: «Мои увлечения» (художественные материалы по выбору детей).

К концу первого года обучения дети будут знать:

основные и дополнительные цвета;

цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета);

понятие симметрии;

контрасты форм;

свойства красок и графических материалов;

азы воздушной перспективы (дальше, ближе);

смешивание красок для получения новых цветов и оттенков

уметь:

смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;

правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом;

грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки;

работать самостоятельно и в коллективе;

развитие личностных качеств:

умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;

трудолюбие;

самостоятельность;

уверенность в своих силах.

К концу второго года обучения дети будут знать:

контрасты цвета;

гармонию цвета;

азы композиции (статика, движение);

пропорции плоскостных и объёмных предметов;

уметь:

выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции;

соблюдать последовательность в работе (от общего к частному);

работать с натуры;

работать в определённой гамме;

доводить работу от эскиза до композиции;

использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, ритм, цвет);

работать с бумагой в технике объёмной пластики;

развитие личностных качеств:

умение работать в группе;

умение уступать;

ответственность;

самокритичность;

самоконтроль.

К концу третьего года обучения дети будут знать:

основы линейной перспективы;

основные законы композиции;

пропорции фигуры и головы человека;

различные виды графики;

основы цветоведения;

свойства различных художественных материалов;

основные жанры изобразительного искусства

 

уметь:

работать в различных жанрах;

выделять главное в композиции;

передавать движение фигуры человека и животных в рисунках;

сознательно выбирать художественные материалы для выражения своего замысла;

строить орнаменты в различных геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник);

критически оценивать как собственные работы, так и работы своих товарищей;

развитие личностных качеств:

умение воспринимать конструктивную критику;

способность к адекватной самооценке;

умение радоваться своим успехам и успехам товарищей;

трудолюбие, упорство в достижении цели;

эмпатия, взаимопомощь.

Планируемые  результаты освоения обучающимися программы курса:

Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок.

Дети, в процессе усвоения программных требований, получают дополнительную подготовку в области изобразительного искусства, а наиболее одаренные – возможность развития творческого потенциала.

 

Способы проверки результатов.
В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:

текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);

промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);

итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).

Выявление достигнутых результатов осуществляется:

  • через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала);

    через отчётные просмотры законченных работ.


Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога.
Тестирование

Программа ИЗО «Радуга» включает в себя тематические тестовые материалы для итогового контроля по каждому году обучения. Отслеживаются: уровень знаний теоретического материала, степень овладения приёмами работы различными художественными материалами, умение анализировать и решать творческие задачи, сформированность интереса обучающихся к занятиям.

Методика отслеживания ожидаемых результатов

В конце учебного года, подводя итоги обучения по основным разделам программы ИЗО «Радуга» выделяются измеряемые параметры, соот­ветствующие ожидаемым результатам. В технологической таблице по краям оценочной шкалы (от 1 до 10 баллов) фиксируются минимальный и максимальный уровни выраженности этих параметров. Отдельной строкой выделяется развитие личностных качеств ребенка. Педагог, пользуясь шкалой, опреде­ляет у конкретного ребенка степень освоенности того или иного предметного параметра, а также уровень развития конкретных личностных качеств. Среднеарифметический результат по каждому из выделенных в таблице разделов заносится в индивидуальную карту освоения образовательной программы. Заполнение карты осуществляется 2 раза в год - в начале и конце учебного года. Методика расчета показана ниже на примере первого года обучения.

   

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

1.1. ЗНАНИЯ В ОБЛАСТИ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ

Максимальная выраженность

0

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Минимальная выраженность

Ребенок хорошо знает возможности инструментов

                   

Ребенок не представляет потенциальной опасности используемых инструментов

Ребенок уверенно формулирует прави­ла техники безопасности и личной ги­гиены при работе в изостудии

                   

Ребенок не может самостоятельно сформу­лировать правила техники безопасности в изостудии

1.2. ЗНАНИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Ребенок хорошо различает виды и жанры изобразительного искусства

                   

Ребенок называет, но при этом путает виды и жанры изобразительного искусства

Ребенок уверенно характеризует осо­бенности работы с различными художественными мате­риалами:

-цветные карандаши;

- фломастеры;

- восковые мелки;

- акваре­ль;

- гуашь;

- другие материалы

                   

Ребенок не может самостоятельно сформу­лировать особенности работы с различными материалами

Ребенок знает понятие «композиция» правила ее построения, может проде монстрировать знания на практике

                   

Ребенок не понимает понятие «композиция», правила ее построения, не чувствует размеры листа

Ребенок знает особенности изображения предметов объемной формы в пространстве

                   

Ребенок не понимает особенностей изобра­жения предметов объемной формы в про-

Ребенок знает основные приемы рос­писи по дереву

                   

Ребенку сложно дается освоение элементов росписи

1.3. ЗНАНИЯ В ОБЛАСТИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА

Ребенок знает и использует в своей работе основные приемы нетрадиционного рисования:

-кляксография;

-монотипия;

- каракулеграфия;

- точечный рисунок;

-граттаж цветной и черно-белый;

-набрызг;

- фотокопия;

-шаблонография;

-пальцевая техника;

-печать листьями;

-пластилинография;

-витраж;

                   

Ребенку сложно дается освоение приемов нетрадиционного рисования

Ребенок может самостоятельно соста­вить орнамент, используя заданные элементы

                   

Ребенок не может самостоятельно составить орнамент, используя заданные элементы

Ребенок легко запоминает этапы работы в технике нетрадиционного рисования

                   

Ребенку сложно запомнить этапы работы в технике нетрадиционного рисования

У ребенка хорошо разработана мотори­ка руки

                   

У ребенка недостаточно разработана мотори­ка руки

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА РЕБЕНКА

2.1. ВЛАДЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ И ОСНАЩЕНИЕМ

Ребенок уверенно пользуется различ­ными художественными материалами и инструментами

Ребенок уверенно использует в своих работах нетрадиционную технику рисования

- на бумаге

- на кафеле

-на камне

-на дереве

                 

Ребенок не может использовать материалы и инструменты самостоятельно, без пояснений и помощи педагога

2.2. ПРАКТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

Ребенок самостоятельно работает в различных жанрах (пейзаж, портрет, натюрморт)

                   

Ребенок не в состоянии самостоятельно использовать знания о различных жанрах (пейзаж, портрет, натюрморт)

Ребенок демонстрирует умение:

-строить композицию в любом из видов изобразительной деятельности;

- изображать предметы объемной формы в пространстве;

-создавать узоры с использованием народных мотивов;

-навыки росписи по дереву

                   

Ребенок затрудняется:

- строить композицию в любом из видов изо­бразительной деятельности;

- изображать предметы объемной формы в пространстве;

- создавать узоры с использованием народ­ных мотивов;

- наносить узоры на деревянную основу

3. ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА РЕБЕНКА

3.1. КОММУНИКАТИВНОСТЬ

Ребенок при затруднениях обращается за помощью к другим детям

                   

При затруднениях остается с ними наедине

Любит быть на людях

                   

Предпочитает быть один или общаться с уз­ким кругом старых знакомых

Выражает готовность к коллективной деятельности

                   

Предпочитает работать индивидуально

3.2. ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Разрешает конфликты конструктивным путем

                   

Легко втягивается в конфликтные ситуации

Способен к сопереживанию

                   

Не умеет слушать и слышать

Демонстрирует уступчивый, доброже­лательный стиль поведения

                   

Демонстрирует агрессивный стиль поведения

3.3. ТРУДОЛЮБИЕ

Работу выполняет тщательно

                   

Работу выполняет небрежно, неаккуратно

Стремится самостоятельно исправлять ошибки, достигать результатов

                   

Ошибки исправляет после вмешательства педагога

Индивидуальная карта освоения образовательной программы

(в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемых качеств)

Фамилия, имя ребенка______________________________________

Возраст ___________________________________________________

Вид и название детского объединения________________________

Ф.И.О. педагога ____________________________________________

Название программы _____________________________________

Дата начала наблюдения __________________________________

 

 

Начало года Конец года

 
   

 

I. Теоретическая компетентность

 

 

1.1. Знания в области техники безо­пасности

1.2. Знания по изобразительному искусству в нетрадиционной методике рисования

1.3. Знания в области декоративно-прикладного творчества

       
 

II. Практическая компетентность

 

2.1.Владение художественными материалами

2.2.Практические умения и навыки в нетрадиционном рисовании

             
 

III. Личностное развитие

   

3.1. Коммуникативность

3.2. Самостоятельность

3.3. Трудолюбие

             
 

IV. Личностные достижения учащегося

 


 

 

Литература

 

Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/.– М.: ТЦ Сфера, 2004.

Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста:  методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть1, Часть 2.- М.: «Издательство Скрипторий», 2007.

И.А. Лыкова «Изобразительное творчество. Занятия в ИЗО студии». Изд. дом «Карапуз». ТЦ «Сфера».-М.2009

Комарова Т.С. Рисование для среднего и старшего возраста из серии «Страна чудес».- М.: АСТ, 1998.

Е.М. Аллекова. Живопись. – М.: Слово, 2007

Г. Беда Живопись и ее изобразительные средства. – М., 2008

А.Л. Гаптилл Работа пером и тушью. – Минск: Поппури, 2010

Н.А Горяева Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2007.

Н.И. Еременко Дополнительное образование в образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД “Корифей”, 2007

В.П. Копцев Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования/ Ярославль: Академия Развития: Академия Холдинг, 2010

С.В. Кульневич “Не совсем обычный урок”, Издат. программа “Педагогика нового времени”, “Воронеж”, 2006 год.

Сборник нормативных документов образовательной области “Искусство”. – М.: Дрофа, 2007

А.А.Павлова, Е.И .Корзинова Графика в средней школе. Методическое пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2006

В.В. Ячменева Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр “Владос”, 2009

Корчаловская Н.В., Посевина Г.Д. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников: Методическое пособие.- Ростов н\Д: «Феникс», 2003.

Зайцева А. «Роспись по стеклу» оригинальные техники и приемы-М.: Эксмо, 2010.


 

Литература для детей

Алексеевская Н.А. «Карандашик озорной».М.: «Лист», 1998.

Борисова Е. Развиваем творческие способности старших дошкольников в рисовании.// Дошкольное воспитание. – 2002. – №2.

Бузко И.А.Хрестоматия для дошкольников.- М.: Детская литература, 1980.

О. Соловьева «Необыкновенное рисование». Изд. «Мозаика –Синтез».М.- 2007.

6. Комарова Т.С. Рисование для среднего и старшего возраста из серии «Страна чудес».- М.: АСТ, 1998.

8.КубышкинаЭ.И. Загадки для дошкольников.-М.: Детская литература.1980.

10. Лопатина А.А. «Краски рассказывают сказки»/Скребцова М.В.-М.: Амрита-Русь, 2004.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Садварий Жанна Владиславовна, 20.12.18 в 21:58 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за добротно выполненную работу.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.